АРМАГЕДДОН |
|||||||||||||||||||||||||||
Последняя война Израиля Подписанием 26 марта 1979 года мирного договора между Израилем и Египтом был обозначен волнующий момент в истории Ближнего Востока. После многих лет ожесточенной вражды, перераставшей время от времени в открытые военные столкновения, арабский и еврейский народы заключили друг друга в объятия, сопровождая их взаимными обещаниями о мире. Что это дало маленькому островку сионизма, чья борьба за выживание вызвала одобрение и поддержку США? Был ли обеспечен Израилю устойчивый мир, покинувший его еще во времена Авраама? Ответ на стоящую перед Израилем дилемму ясно открывают фантастические пророчества Библии. Согласно Слову Божьему, Израиль не освободится от постоянной угрозы со стороны своих врагов до тех пор, пока его безопасность не гарантируют цари с востока. Его последняя война еще не состоялась. Книга Откровения описывает союз с могущественными защитниками, которые, в конце концов, уничтожат противников Израиля и обеспечат ему вечную безопасность. Этим союзникам в Откровении 16:12 дается загадочное имя "цари от восхода солнца". В действительности, они вступаются и освобождают Израиль во время войны Армагеддон, описанной в Библии как последнее столкновение, которое произойдет на этой планете. В эту борьбу будут вовлечены все народы, однако Израиль будет единственным победителем. Цель этого исследования - ответить на целый ряд вопросов. Какова природа этой последней войны, названной Армагеддон? Каким образом в нее могут быть вовлечены все государства мира? Каким образом станет возможным, что только одна группа людей, народ израильский, сможет пережить эту катастрофу? Кто эти цари с востока, которые окажут столь существенное влияние на исход конфликта? И наконец, каким образом Израиль будет избавлен от своих врагов через высыхание реки Евфрат, как сказано в Откровении 16:12? Прежде всего, нам необходимо выяснить, является ли современная израильская нация тем самым Израилем, на который книга Откровения указывает как на народ Божий. В этой книге мы находим потрясающие пророчества, большинство из которых связано со спасением маленького борющегося остатка верных последователей Иисуса Христа. Эти люди иногда именуются "коленами Израилевыми", и о них говорится в контексте иудейских традиций. Означает ли это, что буквальная израильская нация - та, что воюет с помощью танков и бомб, - совершенно преобразится и станет христианской в полном смысле этого слова? Оставят ли они свои сионистские амбиции истребить врагов и покорятся ли мирным принципам Нагорной проповеди - той, в которой сказано о любви к врагам и призывается в ответ на удар по щеке подставить другую? Миллионы исследователей Библии полагают, что
такого рода изумительное обращение должно произойти, ибо пророчества Библии должны
исполниться. Они основывают свои взгляды на пророчествах, которые можно найти
в книгах Иеремии, Иезекииля, Исайи и др. и в которых говорится о восстановлении
и окончательном триумфе Израиля. Правы ли они? Верно то, что пророки нарисовали
радужные картины будущего Израиля и десятки раз засвидетельствовали о его будущем
авторитете между народами. Но является ли Израиль Ветхого завета тем же самым
Израилем, о котором говорит книга Откровения? Были ли данные Израилю обетования
безусловными и неотменяемыми? Примут ли в основной своей массе буквальные, плотские
потомки Авраама Мессию, возродятся ли они как нация и будут ли спасены как народ? Обетования были даны Израилю на условии Внимательное исследование Библии открывает, что эти обетования Ветхого завета вовсе не были безусловными. Израильский народ вновь и вновь получал предостережения об ужасных последствиях непослушания. Перед ним были представлены как благословения, так и проклятия, в зависимости от послушания либо непослушания. Из-за постоянно повторяющейся непокорности Бог допустил, чтобы израильтяне были частью истреблены и частью рассеяны в вавилонском плену, продолжавшемся семьдесят лет. Чтобы предсказать их возвращение из плена, Бог воздвигнул многих пророков. Некоторые из современных толкователей допустили ошибку, приложив эти пророчества о восстановлении к некоему будущему собиранию Израиля. Они не захотели увидеть, что то восстановление, о котором говорили Исайя и Иеремия, уже произошло. Здесь у нас нет ни времени, ни места, чтобы привести хотя бы часть ярко выраженных угроз отвержения, высказанных в адрес Израиля. Вновь и вновь Бог посылал предостережения, подобные Его словам в 3 Царств 9:4-7: "И если ты будешь ходить пред лицем Моим... исполняя все, что Я заповедал тебе, и если будешь хранить уставы Мои и законы Мои, то Я поставлю царский престол твой над Израилем вовек... Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих... то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего, и будет Израиль притчею и посмешищем у всех народов". В конце концов, через пророка Даниила иудейскому народу был определен период испытания в 490 лет, чтобы выяснить, как он отнесется к приходу Мессии (Даниила 9:24). Этот пророческий период, состоящий из 70 седьмин, или недель, (день за год, согласно Иезекииля 4:6) начинается с выхода повеления о восстановлении Иерусалима (указ Артаксеркса 457 г. до н.э. - см. Ездры 7:11) и заканчивается в 34 году нашей эры. В этот год началась проповедь Евангелия язычникам, Стефан был побит камнями, а апостол Павел начал свое уникальное служение среди неиудеев. Этими событиями отмечен официальный и окончательный выход Израиля из отношений завета. Самым ясным языком Иисус объяснил иудейским начальникам, что если они Его отвергнут, то этим они запечатлеют их отвержение Богом как граждан Его Царства: "Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его" (От Матфея 21:43). Не существует никакой тайны, почему сотни ясных
обетовании Ветхого завета никогда не исполнились в отношении Израиля. Он совершенно
не исполнил условия послушания. В противном случае израильский народ сохранил
бы наследие на землю и был бы избавлен от всех своих врагов, а Иерусалим сделался
бы центром поклонения для всех народов. Кто же истинный Израиль? Возникает большой вопрос: действительно ли Божьи обетования не исполнились только потому, что буквальные потомки Авраама не выполнили условий завета? Были ли они переданы другому "народу", которому, по словам Иисуса, будет дано Царство? А, может быть, мы по-прежнему должны верить в то, что когда-либо в будущем в сознании плотского Израиля произойдет крутой поворот, и это вернет ему расположение Божье? Все эти вопросы совершенно прояснятся, как только мы установим основополагающее правило истолкования библейских пророчеств. Без учета этого принципа невозможно ни надлежащее понимание книг Даниила и Откровения, ни определение истинного Израиля наших дней. Вот это правило: существует первичное, буквальное приложение пророчества, указывающее на его будущее общемировое духовное приложение. Применение этого принципа к Писаниям Ветхого завета удаляет всякую путаницу в отношении места Израиля в пророчествах и истории. Все эти славные обетования, прежде всего, имели в виду немедленные благословения, которые Бог желал излить на Свой народ. Но их вторичное предназначение - указать на более обширное их исполнение во всемирном масштабе. И хотя в местном масштабе они не исполнились, поскольку Израиль проявил неверность, они никогда не отнимались и не аннулировались. Все эти обетования будут исполнены, но лишь в отношении того "народа", который, по словам Иисуса, должен заменить иудеев как наследников Царства. Кто же этот народ? Новый завет изобилует самыми определенными высказываниями в отношении того, кто же составляет этот новый Израиль. Вот как апостол Петр описывает тех, кто был "некогда не народ, а ныне народ Божий": "Но вы - род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет" (1 Петра 2:9). Перед нами описание того нового народа, который занял место израильской нации. Язычники, принявшие истинного Мессию, заключили Новый завет, скрепленный кровью, пролитой на кресте, и стали истинным духовным Израилем Божьим. Те, которые не были народом Божьим, стали "народом святым". Исполнятся ли в их отношении те обетования, которые были даны потомкам Авраама? В этом нет никаких сомнений. Библия говорит, что они считаются действительными потомками Авраама: "Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники" (К Галатам 3:29). В Римлянам 9:8 апостол Павел говорит об этом даже еще яснее: "То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя". И вновь слова Павла: "Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога" (К Римлянам 2:28, 29). Заметьте, что истинный Израиль будет характеризоваться обрезанием сердца, а не обрезанием плоти. Что есть обрезание сердца? "В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым" (К Колоссянам 2:11). Не упустите важнейшее значение, заключенное в этом тексте. Подобно тому, как олицетворением Ветхого завета служило обрезание физической плоти, олицетворением Нового является отсечение плотской, греховной природы. Иными словами, истинное обрезание имеют все, кто принял Христа и пережил новое рождение. Только они являются истинными иудеями. Согласно словам апостола Павла, только они являются наследниками обетовании, данных Аврааму. После распятия Христа не было сделано ни одного указания на то, что плотский Израиль может получить какое-либо признание в качестве народа Божьего. Верно то, что через проповедь апостолов двери благодати для него были открыты до 34 года н.э., которым заканчивается пророческий период Даниила в семьдесят недель. Но с этого времени Израиль никогда не признавался за народ Божий. Таким образом, истинный Израиль настоящего времени - это народ Божий, состоящий из тех, кто принял Спасителя, будь то иудей или язычник. Образы и терминология Ветхого завета могут по-прежнему использоваться, особенно в книге Откровения, но сегодня Израилем является христианская церковь. Так что, как видим, обетования вовсе не обманули ожиданий. Они просто были переданы истинному, духовному Израилю, то есть церкви, состоящей из истинных последователей Христа. И то, что произойдет с церковью в духовном измерении, было предвозвещено событиями, которые произошли с древним Израилем буквально. Давайте рассмотрим простой пример работы этого принципа на практике. Среди данного Иезекиилем описания победы Израиля над врагами и его влияния на другие народы есть описание величественного храма, который будет при этом построен. Несколько глав (40-48) посвящены сообщению точных размеров и вещественного наполнения этого храма. Однако, этот храм никогда не был построен. Другие пророки также ссылались на план построения или восстановления подобного храма. Амос пророчествовал: "В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние" (Амоса 9:11). Многие современные толкователи относят это обетование к некоему будущему построению физического, зримого храма. Но, согласно библейскому принципу, вторичное, всемирное исполнение этого пророчества происходит не буквально, а в духовном измерении. Новый завет подтверждает это, объясняя, каким образом исполнилось пророчество Амоса: "Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое. И с сим согласны слова пророков, как написано: Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее" (Деяний 15:14-16). Заметьте, пожалуйста, то, как произнесший эти слова Иаков относит пророчества Ветхого завета о храме к живой церкви! Физически зримый храм теперь превратился в церковь, состоящую из язычников и всех истинно верующих. И теперь уже не следует ожидать, что будет отстроен какой-либо восстановленный, буквальный храм. Ныне храмом является тело Христово - Его церковь (1 Коринфянам 3:16), а мы -"живые камни" этого "духовного дома" (1 Петра 2:5). Некоторые испытывают смущение оттого, что многое
из терминологии Ветхого завета перенесено в новозаветное описание церкви - такие,
к примеру, слова, как царство, народ, Израиль, храм, Иерусалим, Сион, колена Израилевы
и т.д. Даже Христос сказал фарисеям: "Отнимется от вас (буквальный
Израиль) Царство Божие и дано будет народу(духовный Израиль), приносящему плоды
его " (От Матфея 21:43). Ветхозаветная терминология - единственная причина
того, почему футуристы и диспенсейшеналисты считают, что книга Откровения изображает
буквальных иудеев и современный Израиль. Однако, для подобного смущения нет оснований.
Великое множество мест Писания совершенно ясно поясняет: авторы Нового завета
предполагали, что всем было хорошо известно то, что церковь заняла место Израиля
как нации. Два Вавилона Когда приступаешь к исследованию темы об Армагеддоне,
чрезвычайно важно помнить это великое правило истолкования. Существующая сегодня
величайшая неразбериха в толковании пророчеств происходит из-за незнания этого
принципа. Еще раз повторим, что пророчества о царстве, данные через Исайю, Иеремию,
Иезекииля и других имеют двойное приложение: во-первых, они могли исполниться
в местном масштабе; во-вторых - в мировом масштабе в последнее время земной истории.
И не забывайте, что христианская церковь занимает место израильской нации как
истинный народ Божий. Беря это за основу, мы можем приступать к рассмотрению вопроса
об Армагеддоне. Это столкновение конца земной истории непосредственно связано
с тем, что только что нами установлено в отношении духовного Израиля и вторичного
приложения пророчеств. Книга Откровения открывает удивительную параллель между
тем, что происходило с древним Израилем, и событиями, относящимися к судьбе духовного
Израиля.
Вы скоро убедитесь, что народ Божий переживает почти одни и те же опыты как в Ветхом завете, так и в Новом. Они были принуждаемы поклоняться истукану и были освобождены тем, кто пришел с востока и иссушил реку Евфрат. В этой широкой панораме событий между двумя Израилями - одним буквальным и другим духовным - существуют десятки других поразительных параллелей. Очевидно, что церковь - народ Божий последнего времени - так же, как и древний Израиль, будет гонима и подвергнется смертельной угрозе. В книге Откровения описано ее избавление от власти духовного Вавилона в битве Армагеддон: "Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного. И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: это - бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя... И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон" (Откровения 16:12-16). Эти стихи наполнены величайшим смыслом. Они открывают, что в приготовлении к Армагеддону сатана будет использовать три могущественные силы. Эти трое - дракон, зверь и лжепророк - убедят политические власти земли принять участие в этой войне. Очевидно то, что эти трое символизируют религиозные силы, по крайней мере, претендуют на это, поскольку они творят знамения, стремясь произвести впечатление на правительства земли. Чудеса могут действовать только в сфере религии. Время и место не позволяют нам привести все
свидетельства Библии о том, что в этих трех символах представлены все современные
формы поддельной религии. Отвергая авторитет Закона Божьего и избирая взамен удобные
традиции - языческие формы поклонения, - эти объединившиеся религиозные образования
окажут огромное влияние на весь мир, вовлекши его в сражение Армагеддон. Армагеддон: сатана против Бога Прежде чем определить, кто скрывается за символом царей с востока, и что означает осушение вод Евфрата, необходимо уяснить, что же представляет из себя Армагеддон. Писания изображают его как заключительную, решающую битву - кульминацию вековой борьбы между Христом и сатаной. В нее вовлечен весь мир, поскольку как добрые, так и злые люди рассеяны между всеми народами земли. Армагеддон символизирует последнюю отчаянную попытку сатаны уничтожить народ, осмелившийся быть послушным Богу даже пред лицом угрозы мучений и смерти. Армагеддон есть ни что иное, как кульминация 6000-летней программы сатаны лишить народ Божий спасения. Будучи противником, чья самонаправленность послужила причиной его изгнания с Небес, сатана провозгласил своей целью низвержение Бога и передачу управления вселенной ему. Послушайте, как он хвалится в Исайи 14:13, 14: "Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему". Это неслыханное притязание сатаны обнаруживает
самую сердцевину его плана поставить себя на место Бога. Стремление сатаны отнять
у Бога и перенести на себя поклонение делает для него естественным и необходимым
избрание религии областью приложения своих усилий. Действуя под личиной поддельных
религиозных систем и ложного поклонения, он изготовил на протяжении многих веков
хитроумную смесь истины и заблуждения. Шедевр его искусства обольщения появится
в конце времени, когда, действуя через власть зверя, он станет силой навязывать
каждому человеку свое начертание - начертание преданности князю тьмы. Те, кто
откажется принять начертание, будут приговорены к смерти; и, таким образом, будет
устранено последнее препятствие притязаниям сатаны на то, что весь мир - его последователи.
Такова разработанная им стратегия. Бог обитает на Сионе А теперь еще раз обратим внимание на то, где собирается воссесть сатана. Он сказал: "Сяду на горе в сонме богов, на краю севера" (англ. перевод - "на горе собрания, на северной стороне" - прим. ред.). Что он хотел этим сказать? Выражение "на горе в сонме богов" вне всяких сомнений указывает на святую гору - место обитания Бога. На протяжении всей Библии такой горой называется гора Сион. Поразительно, но место обитания Божьего, гора Сион, расположена в северной части древнего Иерусалима. Теперь мы понимаем, почему сатана желал воссесть на горе собрания, на краю севера. Это то место, где Господь соберет Свой народ, Свое стадо. Гора Сион - символ безопасного места. Сатана мечтает уничтожить собрание народа Божьего. Он хотел бы найти подход даже к самым избранным и завладеть ими, а вместе с ними и престолом Божьим. Псалмопевец говорит: "Пойте Господу, живущему на Сионе" (Псалтирь 9:12). Первоначально Сионом именовался участок в северной части Иерусалима, на котором был расположен храм. Позднее он стал известен как символ города Иерусалима. На протяжении всего Священного Писания это слово применяется также к Божьему народу в целом. Но после того, как иудеи отвергли Иисуса, слово Сион стало обозначать церковь. Таким образом, в Новом завете оно больше не указывает на какой-то географический пункт, но обозначает народ - Божью церковь, разбросанную по всему миру. Иными словами, Сион ныне символизирует Божье присутствие, защиту Им Своего народа. На протяжении всей Библии Бог представлен созывающим Свой народ на Сион, где он сможет обрести в Нем безопасность: "Вострубите трубою на Сионе... объявите торжественное собрание. Соберите народ, созовите собрание" (Иоиля 2:15, 16). "Ибо на горе Сионе... будет спасение" (Иоиля 2:32). В Откровении 14:1 искупленные изображены избавленными от власти зверя из предыдущей главы и стоящими в безопасности на горе Сион: "И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах". Но если у Бога есть план собрать Свой народ на горе Сион, то сатана также имеет свою программу сбора. Это собирание им сил для Армагеддона: "Это - бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя... И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон" (Откровения 16:14, 16). Это - сбор сил с целью противодействовать собиранию Богом Своего народа на горе Сион. Иоиль также говорит об этом накоплении сил: "Спешите и сходитесь, все народы окрестные, и соберитесь... Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата... И возгремит Господь с Сиона... Господь будет защитою для народа Своего" (Иоиля 3:11, 12, 16). Перед нами еще одно описание этого последнего конфликта, именуемого Армагеддон. Долина Иосафата - это просто другое название места битвы. В нее будут вовлечены все народы земли. Словом "народы" в этих стихах описаны все, кто не принадлежит к народу Божьему. Сатана выстроит царей всей земли и всех нечестивых мира против верных святых Божьих. Господь будет участвовать в битве ("И возгремит Господь с Сиона"), Он будет защищать Свой народ. По существу, это будет грандиозное противоборство Христа и сатаны, в которое будут вовлечены их последователи, как с той, так и с другой стороны. И здесь мы приближаемся к сути предмета нашего рассмотрения. Текст Библии привлекает внимание к еврейскому слову "Армагеддон". По-видимому, это слово происходит от еврейского выражения "хар моед", означающего "гора сбора" или "гора собрания". Вы замечаете, к чему это нас подводит? То же самое выражение (хар моед) было использовано сатаной, сказавшим: "Сяду на горе собрания". Это связывает армагеддонское сражение с изначальной угрозой сатаны захватить и уничтожить собрание Божье на горе Сион. Эта последняя попытка лукавого осуществить свою угрозу простирается к самым последним событиям истории этой земли. Автор Откровения Иоанн описывает ее под шестой язвой. Он видел нечистых духов, выходящих к царям всей земли и творящих перед ними знамения, собирая их на Армагеддон. Перед нами описание того, как религиозные силы будут воздействовать на политические власти с целью убедить их уничтожить верных детей Божьих. Если вы хотите прочитать волнующее свидетельство Божьего участия в Армагеддоне, откройте 19 главу Откровения. "И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует... И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый... Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя" (Откровения 19:11-15). В этом символическом описании Христа при Его втором пришествии выделяются несколько важных деталей. Воинства небесные ведут войну и "поражают народы" (стих 15). Это те народы, которые были возбуждены бесовскими духами из Откровения 16:14. Христос побеждает в этом армагеддонском столкновении. Заметьте, что эта война описана как топтание точила гнева Божьего. В Откровении 15:1 выражением "гнев Божий" названы семь последних язв. Поскольку армагеддонская битва описана под шестой язвой, и язвы названы гневом Божьим, а также поскольку армия Христа ведет битву, топча точило гнева Божьего, мы можем заключить, что 19 глава Откровения представляет из себя ясное описание Армагеддона. И еще одно. Чаши гнева Божьего будут излиты
на всю землю: "Идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю" (Откровения
16:1). Вот почему в Армагеддон вовлечены все народы земли. В эту битву будет вовлечено
все добро и все зло этого мира. Поскольку народ Божий разбросан по всем странам,
сказано о том, что вся земля испытает излитие язв, одной из которых будет Армагеддон. Высохший Евфрат Теперь мы приготовлены к рассмотрению Откровения 16:12. Давайте позволим самой Библии истолковать высыхание "великой реки Евфрат", чтобы "готов был путь царям от восхода солнечного". Чем бы ни были эти события, они происходят в тот момент, когда армагеддонское сражение достигает своей неистовой кульминации. Для того чтобы понять это пророчество, нам необходимо обратиться к аналогичным событиям, происходившим в древнем Вавилоне. За шесть столетий до рождения Христа великим врагом народа Божьего было языческое Вавилонское царство. 70 лет оно держало еврейский народ в неволе и порабощении. В конце концов, Вавилон был завоеван Киром Мидянином, и израильтяне были освобождены. Кир пришел с востока и захватил Вавилон, отведя воды Евфрата, благодаря чему он получил доступ в город по сухому дну, открывшемуся под воротами над каналом. Бог сказал Вавилону: "Реки твои Я иссушу... Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку... чтоб отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись" (Исайи 44:27, 45:1). Бог "воздвиг от востока мужа правды" (Исайи 41:2). О Кире говорится как о "помазаннике" и "праведном муже". Согласно главному принципу толкования, свидетельства о буквальном исполнении пророчеств Ветхого завета следует в духовном смысле применять к событиям конца времени. Так, в книге Откровения мы читаем о духовном Израиле (церкви), терпящем притеснение со стороны "Вавилона великого" (Откровения 17:5, 6). Этот Вавилон представляет собой не действительно существующее царство, а поддельную систему богопоклонения, управляемую сатаной. В конечном итоге народ Божий будет избавлен от власти духовного Вавилона благодаря высыханию вод реки Евфрат: "Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного" (Откровения 16:12). Подобие этих событий тому, что произошло во времена Ветхого завета, просто ошеломляет, однако мы должны помнить, что вторичное исполнение пророчества не может быть буквальным. Первый раз пророчества всегда исполняются буквально и в ограниченных по пространству масштабах, а в последнее время их исполнение достигает всемирного размаха, происходя только в духовном измерении. Поэтому нам не следует ожидать буквального Кира, который иссушит буквальный Евфрат и освободит буквальный Израиль. Мы уже установили, что весь истинный народ Божий принадлежит к духовному Израилю. Ну а что же символизируют воды? "Воды, которые ты видел... суть люди и народы, и племена и языки" (Откровения 17:15). В этой главе Вавилон великий изображен как блудница, сидящая на "водах многих" (Откровения 17:1). Эти воды означают народы и государства, которые поддерживают вавилонскую блудницу (лжерелигию), преследующую истинных святых Божьих (Откровения 17:6). Таким образом, осушение реки Евфрат означает прекращение поддержки со стороны тех людей, которые были последователями вавилонской системы. Это будет одним из последних событий, которые произойдут перед самым пришествием Христа. Люди осознают, что были одурачены, и в ярости обернутся один против другого. Пророк Захария описывает то, что принесет седьмая язва, когда армагеддонская война достигнет своей кульминации: "И вот какое будет поражение ("язва" в англ. переводе - прим. ред.), которым поразит Господь все народы, которые воевали против Иерусалима (народа Божьего)... И будет в тот день: произойдет между ними великое смятение от Господа, так что один схватит руку другого, и поднимется рука его на руку ближнего его" (Захарии 14:12, 13). Иоанн описал эту сцену следующими словами: "Разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне" (Откровения 17:16). Точно так же, как буквальный Евфрат был отведен
от древнего Вавилона с целью его уничтожения, воды (люди), питающие духовный Вавилон,
превратятся в его разрушителей. Это осушение готовит путь для "царей от восхода
солнечного", которые придут и избавят народ Божий из рук Вавилона. Кто эти цари с востока? Кто же эти цари с востока? Здесь перед нами открывается одна из наиболее волнующих сторон армагеддонского сражения. Подобно тому, как место нахождения Бога на горе Сион всегда располагалось на "краю севера", о Его приходе всегда говорится как о появлении с востока. Почему? Потому, что в древности Сион был действительной возвышенностью к северу от Иерусалима. Всякий, приходящий в Иерусалим с востока, из-за непроходимых пустынь должен был отклоняться к северу и с этого направления вступать на Сион. Вот почему в Библии как север, так и восток используются как Божьи стороны света. "И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живого" (Откровения 7:2). Христос придет на эту землю с востока: "Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого" (От Матфея 24:27). "Цари от восхода солнечного" представляют из себя в точности тех, кто описан в 19 главе Откровения как небесное воинство, торжествующее над "царями земными и над воинством их" (стих 19). Божья слава также изображается Иезекиилем приходящей с востока: "И привел меня к воротам... которые обращены лицом к востоку. И вот, слава Бога Израилева шла от востока... и земля осветилась от славы Его" (Иезекииля 43:1, 2). Вот как Иоанн открывает захватывающую картину величия Христа, предводительствующего небесными воинствами: "И воинства небесные следовали за Ним на конях белых... На одежде и на бедре Его написано имя: "Царь царей и Господь господствующих" (Откровения 19:14, 16). Какая картина! Цари с востока, скачущие навстречу "царям земным" и всему миру. Духовный Вавилон и все его последователи истребляются Царем царей, который будет царствовать вовеки. Кир, человек, пришедший с востока и принесший спасение буквальному Израилю от рук древнего Вавилона, был прототипом "царей от восхода солнечного", которые спасут от Вавилона духовный Израиль. И как Кир был назван "помазанником" и "мужем правды", так и Христос наделен теми же титулами. К этому моменту мы с вами уже можем заключить,
что Второе пришествие Христа, в действительности, является единственной надеждой
Израиля. Бог и Христос, истинные цари с востока, внезапно появятся над этим миром
в самую мрачную минуту истории человечества. Когда будет навязываться начертание
зверя, и все человеческие планы избежать этого окажутся бесполезными, верные дети
Божий будут вырваны из лап неминуемой смерти. Все взоры на восток Какая же величайшая трагедия заключена в том, что миллионы христиан взирают в неверном направлении и ожидают событий, которые никогда не произойдут. Их глаза правильно направлены на восток, но их взор ограничен Ближним Востоком, где исполненные ненавистью друг к другу сыны Авраама пытаются истребить один другого с помощью американского и российского оружия. Какой пародией было бы ожидать исполнения прекрасных пророчеств Исайи о мире, в котором будут мирно жить "волк и ягненок", от этих творцов политики и военных ястребов. Это верно, что на какое-то время Исаак и Измаил могут прекратить огонь. Верно и то, что одна из подписавших договор сторон именуется Израилем. Однако не будем обольщать себя напрасной надеждой, что этот Израиль имеет какое-либо отношение к истинному народу Божьему. Его место заняли другие, послушные и верные, пришедшие из каждого колена и племени, языка и народа. Они и есть истинный Израиль. Они никогда не возьмут в руки оружие, чтобы воевать против кого-то. Они будут жить так, как жил Иисус, предпочитая лучше смерть, нежели бесчестие. Хрупкая договоренность о мире, подписанная 26 марта 1979 года, была бы более чем тщетной даже в том случае, если бы Израиль по-прежнему оставался избранным народом Божьим. Много лет назад был заключен подобный союз, и Бог оценил его такими словами: "Но сила фараона будет для вас стыдом, и убежище под тенью Египта - бесчестием... Ибо помощь Египта будет тщетна и напрасна... Ибо это народ мятежный, дети лживые, дети, которые не хотят слушать закона Господня" (Исаия 30:3, 7, 9). Бог ищет тех, кто будет доверять правде, а не
силе. Таким людям Он пошлет избавление от всякого врага через всепобеждающих царей
с востока. Давайте же отведем наш взор от нефтяных месторождений и политических
интриг Востока и устремим его на небо востока, ибо именно отсюда придут наши настоящие
союзники, которые и спасут нас. Как быть готовым к Армагеддону? К этому моменту нам с вами удалось привести в согласие все стихи из Откровения 16:12-16 за исключением странного 15 стиха, который кажется совершенно выпадающим из контекста. Почему Святой Дух вдохновил Иоанна поместить этот стих посреди описания армагеддонского сражения? "Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его". И за этим следуют слова: "И он собрал их на место, называемое... Армагеддон". Какое отношение имеет надлежащее одеяние к приближающейся армагеддонской битве между Христом и сатаной? И почему для тех, кто ожидает пришествия Христа, так важно их облачение? Откровения 19:7, 8 дает неожиданный ответ: "Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых". Эти слова подобно прожектору освещают значение записанного в Откровении 16:15. Эти одеяния символизируют праведность Христа, в которую должны быть облачены все, кто будет готов к встрече с Господом. Армагеддонское сражение произойдет из-за вопроса о Христовой праведности. Только те, кто полностью доверился заслугам Его безгрешной жизни и Его искупительной смерти, смогут восторжествовать вместе с Ним над силами зла. "Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти" (Откровения 12:11). Вот то победоносное сочетание, которое в конечном итоге повергнет обвинителя братьев. Святыми одержана победа через их простую веру в достаточность крестной жертвы. Нет места надеждам на плоть. Нет места вере в оправдание делами закона. Только заслуги Христа могут очистить и даровать силу к победе над грехом. Итак, это сочетание трех элементов: 1) веры в праведность Иисуса, 2) бесстрашного "слова свидетельства" и 3) того, что они "не возлюбили души своей даже до смерти". Другими словами, они скорее были готовы умереть, нежели согрешить. Когда крест совершил это в человеке, он в силах преодолеть самые сконцентрированные атаки тысяч Армагеддонов. Демоны, падшие ангелы и сам сатана в ужасе убегают перед властью жизни, исполненной Христом. Истинная вера производит совершенное послушание, и поэтому истинная праведность по вере включает в себя как оправдание, так и освящение. Только те из людей, которые скорее расстанутся с жизнью, чем не послушаются Господа, смогут противостать получению начертания зверя. Огромные массы людей, обладающих чем-то меньшим, чем истинная праведность по вере, сочтут, что послушание всем Божьим заповедям не стоит того, чтобы за это можно было умереть. Многие будут оправдывать себя тем, что им вменяется праведность Христа и потому им нет нужды беспокоиться о делах закона. Эти люди не постигли полноты Евангелия. Оно есть "сила Божия ко спасению" - сила не просто прощающая, но и сохраняющая в чистоте, спасающая не просто от вины греха, но и от самого греха. Итак, Армагеддон и приготовление к встрече со Христом сосредотачивают наше внимание на личных взаимоотношениях со Спасителем. Облеченные в броню Его праведности, святые превозмогут даже перед лицом смертного приговора. Если у вас нет блаженной уверенности в Его духовной защите, оденьте эту одежду прямо сейчас. Сотканная на небесном станке, она не имеет ни единой нити, выработанной человеком. Вдребезги разбивая власть греха, она обращается к заслугам и к силе жизни и искупительной смерти Христа. Желаю вам пережить это сегодня. |