АДСКИЙ ОГОНЬ: установление истины |
Тема ада представляется одной из наиболее запутанных богословием тем
Библии. Она настолько неуклюже была подана духовенством и настолько искажена в
представлении мирян, что слово "ад" стало чаще употребляться как
распространенное просторечие или как бранное слово. Люди повсюду задают одни
и те же вопросы: Что такое и где находится ад? Станет ли Бог любви мучать в нем людей на протяжении вечности? Выжжет ли
когда-либо огонь ада нечестие из грешников? Таковы вопросы, требующие ясных, обоснованных Библией ответов, и споры
вокруг этой темы не должны нас обескураживать, препятствуя раскрытию всей
истины, такой, какая она есть во Христе. Прежде всего нам следует понять, что
есть Небеса, к которым мы призваны стремиться, и ад, которого нам следует
остерегаться. Иисус учил, что всякая душа либо будет спасена, либо погибнет.
Не может быть ни нейтрального положения, ни вторых призов. "Пошлет Сын Человеческий
Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и
ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники
воссияют, как солнце, в Царстве Отца их" (Матфея 13:41-43). Во свете той или иной конечной участи для всякого рожденного на этой
земле насколько искренними нам следует быть в
стремлении найти путь истинный. Христос сказал: "Я есмь путь и истина и жизнь". Единственный
абсолютно безопасный путь для каждого из нас — принять в точности то, чему
учил об аде Иисус. Только Его учение можно
считать абсолютно надежным и правдивым. И Он сказал, что одни будут брошены в
огонь, а другие воссияют в Царстве. Весьма странным является то, что многими религиозными авторитетами
Христос был обвинен в проповеди ереси на эту тему. Они обвинили Его в том,
что Он учил о бессмертной душе, которая отделяется от тела в момент смерти с
тем, чтобы отправиться в рай или в ад. Это совсем не то, чему учил Иисус. Он
никогда не давал ни малейшего повода представлять, как какая-то бесплотная
душа отделяется от тела в момент смерти. И, бесспорно, никогда не создавал Он
представления о том, что нечестивые начинают страдать в вечных мучениях сразу
же после смерти. Теперь давайте обратимся к примеру того, чему Иисус на самом деле учил,
говоря об аде. "И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе
увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну..." (Марка
9:43). Эти слова нашего Учителя не оставляют и тени сомнения в том, что в
огонь попадает именно тело, а не какая-то мистическая душа. В Нагорной
проповеди (Матфея 5:30) Он прямо говорит о "всем теле", могущем
быть "вверженным в геенну". Это означает руки, ноги, глаза и все
остальные члены физического тела. В противоположность учению Христа сегодняшние проповедники провозглашают,
сопровождая это драматическими описаниями, как воображаемые души покидают
тело в момент смерти — души, не обладающие ни материей, ни формой. Это
представление, пусть и очень популярное, полностью противоположно тому, чему
учил Иисус. Хорошо уясните это, ибо наш великий Учитель множество раз
повторил в разных Евангелиях: те, кто брошены в огонь, попадают туда с
руками, ногами, глазами и всеми другими частями тела. Они не отправляются
туда в некоем неземном состоянии, в виде бесформенного духа или души. Теперь мы готовы рассмотреть четыре важнейших положения Библии, которые
осветят для нас большую часть вопросов, задаваемых об участи нечестивых. Наказание после суда Первое важное положение, относящееся к вопросу об аде, таково:
Неспасенный не попадает в какое-либо место взыскания сразу же после смерти,
но остается в могиле до дня суда, только после которого следует наказание.
Христос ясно и недвусмысленно выразил эту истину в хорошо известной притче о
пшенице и плевелах. После того, как хозяин имения посеял пшеницу у себя на
поле, слуги донесли ему, что между хлебных злаков взошли плевелы. Они
осведомились, не следует ли вырвать сорняки, пока они еще очень малы. Хозяин
ответил им: "Нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с
ними пшеницы; оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я
скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а
пшеницу уберите в житницу мою" (Матфея 13:29, 30). А сейчас проследим за тем, как Христос объясняет значение притчи:
"Сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя,
это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.
Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего:
пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны
и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и
скрежет зубов" (Матфея 13:37-43). Никто не может подробнее, чем это сделал Иисус, объяснить смысл этой
притчи. Все настолько ясно, что это способен понять даже ребенок. Иисус
сказал, что плевелы олицетворяют нечестивых, и что они будут брошены в огонь
"при кончине века", то есть в конце времени. Отделение одних от
других произойдет именно во время жатвы, при этом Он ясно сказал, что
"жатва есть кончина века". Как может кто-либо неправильно
истолковывать эти слова Христа? Сама идея о том, что нечестивые отправляются
в огонь в момент смерти, целиком и полностью противоречит точно сформулированному
учению нашего Господа, провозгласившего, что они будут ввержены в огонь в конце мира. Поскольку суд также происходит после пришествия Христа, мы можем
видеть, насколько невозможным было бы наказание кого-либо до этого времени.
Справедливость требует того, чтобы прежде, чем быть наказанным, человек
предстал перед правосудием. Петр удостоверяет: "Знает Господь, как
избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников
соблюдать ко дню суда, для наказания" (2 Петра 2:9). Это имеет
несомненный смысл, не так ли? Предположим, какой-то человек должен был бы
предстать перед судом за кражу, и судья бы сказал: "Посадите его на 10
лет, а после этого мы рассмотрим его дело". Вы знаете, даже земной судья
не мог бы быть настолько несправедливым! За такой поступок он был бы отозван. Вне сомнения, Бог не мог бы
быть виновным в подобном фарсе. Если мы позволим Библии иметь тот смысл, который в нее вложен, у нас не
будет сомнений на этот счет. Беззаконник
"соблюдается" до какого времени? До "дня суда". Для чего?
"Для наказания"! Это значит, что он не может быть наказан до этого
судного дня. Говорит ли Библия о том, где нечестивые будут сохраняться до
него? Сам Иисус говорит: "Не дивитесь сему; ибо наступает время, в
которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия;
и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а
делавшие зло в воскресение осуждения" (Иоанна 5:28, 29). Насколько ясно! Иисус сказал, что как добрые, так и злые, восстанут из
своих могил для получения либо жизни либо осуждения. Это доказывает, что от момента смерти до того дня, когда они, воскресшие,
изыдут, они не получают какого-либо вознаграждения или наказания. Все это
происходит после их воскрешения. До этого дня они сохраняются, как и сказал
Петр, а Иисус пояснил где — "в гробах". Если требуются еще более простые выражения, выслушаем слова Иисуса,
записанные в 14-й главе Луки: "Воздастся тебе в воскресение
праведных" (Стих 14). Или вновь обратимся к записанному у Матфея:
"Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца
Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его" (Матфея
16:27). Когда будет это "тогда"? Тогда, когда Он придет со Своими
ангелами. Ни награды, ни вознаграждения не раздаются, пока не наступило
воскресение праведных, происходящее при Его пришествии со всеми ангелами.
Этим стихам невозможно противоречить. Взятые в контексте, они не могут быть
ни двусмысленными, ни содержащими скрытый смысл. В самой последней главе Библии вновь приводятся слова Христа: "Се,
гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его"
(Откровение 22:12). Здесь Он напоминает нам, что "каждый" — всякий
человек — получит справедливое воздаяние, когда Христос вернется на землю.
Даниил пишет: "Многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни
вечной, другие на вечное поругание и посрамление" (Даниила 12:2). Могут ли быть какие-либо сомнения относительно того,
где нечестивые
"соблюдаются" до воскресения, суда и наказания? У нас есть
свидетельства Петра, Даниила и самого Иисуса Христа. Нет никакой почвы для
уверток. Они сохраняются в могилах. Теперь мы подходим ко второму важному положению, связанному с темой
ада: Никто из неспасенных не будет брошен в адский огонь до дня Второго
пришествия Христа при конце мира. Хотя мы уже видели существенные
доказательства на этот счет, давайте рассмотрим даже более того. 0писывая
наказание нечестивых, Иоанн записал: "Боязливых же и неверных, и
скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере,
горящем огнем и серою. Это смерть вторая" (Откровение 21:8). Не может быть второй смерти прежде воскресения Здесь грешники изображены в пламени ада, страдающими от наказания за
свои грехи. И что есть это наказание? "Это смерть вторая"? — пишет
Иоанн. Вы понимаете, что это доказывает в
отношении нечестивых? Это доказывает, что они не будут брошены в озеро
огненное до того, как произойдет воскресение. Эти люди умирают в огне второй
смертью, но вторая смерть не может наступить до того, как они вторично
получат жизнь. В этом мире они прожили первую жизнь и умерли первой смертью,
сойдя в могилу. До того, как они смогут умереть второй смертью, они должны
быть воскрешены — им должна быть вторично дана жизнь. Это, без сомнения, то,
что происходит при конце мира. Иисус сказал: "Все, находящиеся в гробах,
услышат глас Сына Божия; и изыдут". Именно тогда, после вторичного получения жизни при воскресении,
нечестивые будут наказаны за свои грехи в адском огне, который есть
"смерть вторая". Кстати говоря, эта вторая смерть — это смерть
окончательная, вечная,
после которой не будет воскресения. Но сейчас мы хотим отметить другое — то,
когда наступает момент наказания адским огнем, а он наступает после
воскресения в конце света. Это не происходит в момент первой смерти, как
многие были побуждаемы полагать. Сообщает ли нам Библия, каким образом нечестивые будут брошены в озеро
огненное? Да, сообщает. Иоанн описывает драматические события, которые должны
разыграться по окончании тысячелетнего царства: "Когда же окончится
тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать
народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога
и Магога, и собирать их на брань; число их как
песок морской. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город
возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их" (Откровение
20:7-9). В этот момент, после завершения тысячелетнего царства, все нечестивые,
когда-либо жившие на земле, восстанут из могил при втором воскресении. После
описания того, как праведные воскреснут к жизни и
будут царствовать со Христом тысячу лет, Иоанн пишет: "Прочие же из умерших
не ожили, доколе не окончится тысяча лет" (Откровение 20:5). Прочие из умерших — это, конечно, нечестивые, и их воскрешение даст
сатане возможность продолжить свою неустанную борьбу против Бога и Его
святых. Он выйдет собрать все это воинство погибших, которые воскресли из
могил. Еще раз у него на земле есть люди, которых
можно обманывать, и он убеждает их, что они смогут одержать победу, выступив
против Нового Иерусалима, который перед этим опущен Богом на землю
(Откровение 21:2). Как только войско нечестивых придвинется к городу и
окружит его, на них с неба ниспадет всепожирающий огонь. Это и есть адский огонь,
который служит окончательным наказанием за грехи. Месторасположение ада Библия ясно убеждает, что этот огонь пожрет нечестивых прямо там, "на широте земли". Каждый
из библейских авторов, описывающих ад, помогает
все глубже и глубже проникнуть в понимание обстоятельств второй смерти нечестивых. Петр утверждает: "А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом,
сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков
(2 Петра 3:9). Затем он продолжает, описывая день Господень, в который все
будет растоплено пылающим жаром. Стиль высказывания Петра не оставляет никаких сомнений в отношении
места наказания безбожников. Он пишет, что земля сберегается для этого огня,
который будет осуждением и погибелью для нечестивых. Их наказание состоится
на этой земле. Исайя провозглашает: "Ибо
день мщения у Господа, год возмездия за Сион. И
превратятся реки его в смолу, и прах его — в серу, и будет земля его горящею
смолою" (Исайи 34:8,9). Пророк изображает, как вся земля охвачена
разрушительным огнем. Даже потоки и почва превращены в разгоревшееся пламя
огня и серы. Исайя говорит, что это есть Божье мщение и возмездие в конце
борьбы. Давид пополняет это свидетельство следующими словами: "Дождем
прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер — их
доля из чаши" (Псалом 10:6). Обратите внимание на то, что в описании
участи нечестивых он использует практически те же слова, что и Петр с
Иоанном. Все трое находятся в совершенном согласии в отношении места наказания
(земля) и способа наказания (огонь). Это приводит нас к третьему важнейшему положению в теме об аде: Адом,
то есть, местом наказания, будет эта земля, превращенная в день Страшного
суда в озеро огненное. Но тут возникают некоторые очень непростые вопросы в
отношении судьбы погибших. Один из самых озадачивающих и головоломных
касается продолжительности наказания. Как долго нечестивый будет продолжать
жить, мучаясь в этом огне? Никто не может точно ответить на этот вопрос, поскольку Библия говорит,
что каждому воздается по делам его. Это означает,
что будут разные степени наказания. Одни будут
страдать дольше, чем другие. Но одно можно сказать с уверенностью — не
спасенные не будут жить в этом огне на протяжении вечности. Огонь ада не бесконечен Есть несколько причин, позволяющих быть уверенным на этот счет. Прежде
всего, провозглашено то, что эта земля в конце концов станет домом спасенных.
Иисус сказал: "Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю" (Матфея
5:5). Петр, после своего описания горящей и с шумом разрушающейся земли, увидел новую землю, наполненную праведностью: "Впрочем
мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает
правда" (2 Петра 3:13). Нечестивые не могут продолжать жить на этой планете, поскольку она во
всей своей полноте была обещана духовному семени Авраама. (Римлянам 4:13).
После очищения от всех проклятий греха она возвратится к своему первому
управителю для исполнения первоначального Божьего плана. Она, наконец, станет
тем, что Бог для нее предназначил — быть совершенным домом для совершенных
людей. Во-вторых, нечестивые не могут продолжать жить на этой земле, поскольку
они никогда не доверяли Христу в отношении вечной жизни. Только праведные
получают дар вечной жизни. "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына
Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не
погиб..." (Иоанна 3:16). А что же неверующие в Него? Нет сомнения,
что они погибнут. Библия говорит: "Возмездие за грех – смерть"
(Римлянам 6:23). Пожалуйста, не пропустите подчеркнутую простоту и ясность
этих стихов. Нечестивым никогда не была обещана вечная жизнь. Им обещана
смерть – вечная смерть. Только праведным обещана жизнь – вечная жизнь. И существует только один путь получить вечную жизнь – через веру в
Иисуса. Иоанн описывает этот путь: "Свидетельство сие состоит в том, что
Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь: не
имеющий Сына Божия не имеет жизни" (1 Иоанна
5:11, 12). Разрешите задать вопрос: Имеют ли нечестивые, находящиеся в озере огненном, Сына Божия? Нет, конечно. Как
же они тогда могут иметь жизнь? Иоанн говорит: "Никакой человекоубийца
не имеет жизни вечной, в нем пребывающей" (1 Иоанна 3:15). Будут ли эти
человекоубийцы в адском огне вечно продолжать иметь жизнь? Никогда. Было бы сущей ересью полагать, что вечная жизнь может быть получена из
какого-либо иного источника, кроме как от Иисуса.
Где могли бы нераскаянные грешники взять ее? Павел удостоверяет, что Иисус
Христос "явил жизнь и нетление через благовестие"
(2 Тимофею 1:10). Богодухновенное Писание не
называет никаких иных источников бессмертия, кроме евангелия (благой вести)
Христа. Где в Библии текст, говорящий, что нечестивому даруется бессмертие? Вы
часто можете читать о том, что его получают праведники и никогда — о том, что
его получают нечестивые. Апостол Павел говорит: "Говорю вам тайну: не все, мы умрем, но все
изменимся вдруг, во
мгновение ока, при последней трубе: ибо вострубит, и мертвые воскреснут
нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и
смертному сему облечься в бессмертие" (1 Коринфянам 15:51-53). Этот текст говорит об определенном моменте во времени, когда во
мгновение праведные станут бессмертными. Этот момент по-прежнему в будущем.
Это произойдет, когда Иисус вернется, при последнем звуке трубы, при
воскресении. Нигде в Библии мы не прочтем о
подобных преобразованиях нечестивых. И именно из-за того, что они никогда не
получают дар жизни вечной, они не могут сохранять жизнь в озере огненном.
Сочинять подобное безрассудно и непостижимо. Это противоречит Библии и
производит отталкивающее впечатление на чувства. Пророк Иезекииль провозгласил: "Душа согрешающая, та
умрет" (Иезекииля 18:4). Независимо от того,
какой смысл мы вкладываем в слово "душа", следует признать тот
факт, что душа может умереть и умрет в результате греха. Если нечестивые живут вечно в озере огненном, то они обладают тем же,
что и праведные, только в другом месте. Кто, кроме Иисуса, мог бы дать им
жизнь вечную? Стих Иоанна 3:16 так просто и ясно это определяет. Тот, кто не
верует в единородного Сына Божьего, погибнет. Он
умрет. Он умрет второй смертью — вечной смертью, которая никогда не будет
прервана воскресением. У этой смерти не будет конца. Это есть бесконечное,
вечное наказание, ибо это есть бесконечная, вечная смерть. Огонь неугасимый Кто-то может поднять следующий вопрос: А как же огонь неугасимый, сжигающий нечестивых? Разве это не значит, что он
никогда не погаснет? Конечно, нет. Погасить, значит, потушить, загасить.
Никто не будет в состоянии потушить огонь ада. Это необычный огонь Божий. Никто не
сможет избежать его, погасив. Исайя говорит об
этом огне: "Вот они, как солома: огонь сожег
их, — не избавили души своей от пламени; не осталось угля, чтобы погреться, ни огня, чтобы посидеть перед ним" (Исайи 47:14). Совершив свое дело разрушения, огонь
погаснет. Никто не сможет избавить себя от этого пламени, погасив его, но, в
конце концов, не останется и угля. Так говорит Священное Писание. Иеремия пророчествовал, что Иерусалим
сгорит огнем, который не погаснет (Иеремия 17:27), однако все сгорело дотла
(2 Паралипоменон 36:19-21). Перечтите все эти
стихи, чтобы увидеть, как в Библии используются слова "угасить" или
"погаснуть". Они не описывают огонь, который никогда не
прекратится. "Неугасимый" — это тот, который невозможно угасить. А что же мы можем сказать о выражении "вечный", употребленном при описании огня ада? Если мы позволяем
Библии самой объяснять используемые в ней обороты речи, то нет абсолютно
никаких противоречий или путаницы. Многие совершают ошибку, когда
воспринимают современное, извращенное понимание исходных библейских
выражений, не присматриваясь к их первоначальному контекстуальному
употреблению. Это нарушает один из основополагающих принципов толкования. Факты свидетельствуют, что эти слова про огонь вечный вовсе не описывают огонь, который никогда не погаснет. То же самое
выражение используется в послании апостола Иуды, где говорится о разрушении
Содома и Гоморры: "Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в
пример" (Стих 7). Вполне очевидно, что Содом и Гоморра не продолжают гореть и сегодня. На месте,
где когда-то стояли эти города, сегодня раскинулось Мертвое море. Однако они
горели "огнем вечным", и нам говорится об этом как о примере
чего-то. О примере чего? "И если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в
пепел, показав пример будущим нечестивцам" (2 Петра 2:6). Вот оно! Этот огонь вечный, превративший в
пепел Содом, являет пример того, что в конце концов произойдет с нечестивыми.
Если то, что сказано в этом тексте, правда, тот
такой же огонь, какой погубил Содом и Гоморру,
погубит и нечестивых в озере огненном. Это должен будет быть огонь вечный.
Означает ли это также, что он превратит нечестивых в пепел? Библия отвечает:
Да. "Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и
поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит
Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей... И будете попирать нечестивых, ибо они
будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф" (Малахия 4:1, 3). Никакие слова никакого языка не
могли бы выразить это убедительнее и яснее. Этот
вечный огонь сжигает навеки. Даже сатана, корень всего зла, будет
окончательно истреблен. Какой последовательной предстает полная картина,
изображаемая Библией, когда мы позволяем ей самой объяснять используемые в
ней выражения! Какая дьявольская манипуляция словами потребовалась
бы для того, чтобы уклониться от очевидного значения этих слов! И, тем не
менее, те, кто заражен предубеждениями живучей традиции, могут читать эти слова "и
попалит их... они будут прахом" и, по-прежнему, утверждать,
что нечестивые продолжают жить, страдая и мучаясь. И все же мы должны признать, что на эту
тему существует несколько неоднозначных стихов, однако мы находим, что они приходят в согласие
со всем сказанным, когда мы рассматриваем их не взятыми в отдельности, а в
контексте, и позволяем Библии объяснять саму себя. Даже слова Христа из Матфея 25:46 не вызывают смущения, когда мы
возьмем их очевидный смысл: ''И пойдут сии на
наказание вечное, а праведники в жизнь вечную" — [Английский перевод, а также уточненный перевод с греческого оригинала. — Прим. перев.] Согласитесь, что есть разница между смыслом
выражений "вечное наказание" и "вечная мука", хотя, на
первый взгляд, они взаимозаменяемы. Каким бы ни было наказание, длиться оно
будет вечно. Говорит ли Библия о том, каким будет наказание? Конечно.
"Возмездие за грех — смерть" (Римлянам 6:23). Таким образом, Иисус
просто сказал, что смерть будет бесконечной. Она никогда не будет иметь
конца. Она никогда не будет прервана воскресением. Апостол Павел еще более проясняет этот вопрос следующими словами:
"В пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не
покоряющимся благовествованию Господа нашего
Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию...".
Сейчас будьте внимательны, Павел собирается сообщить нам, что это за
наказание: "Вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества
Его" (2 Фессалоникийцам 1:8,9). Итак,
наказание — это вечная погибель, погибель, которая продлится вечно. Для
наказанных ею не может быть воскресения, у них не будет надежды на жизнь. А
что же червь, который не умирает? Многие читали слова Христа об аде:
"Где червь их не умирает и огонь не угасает" (Марка 9:44, 46, 48). Некоторые
трактуют это так, что червь — это душа. Разве это
имел в виду Иисус? Нигде в Библии вы не найдете и намека на то, что душа —
это червь. В этой главе Иисус использует слово "геенна"
вместо слова "ад". Так случилось, что геенна была реально
существующим местом, находившимся сразу же за стенами Иерусалима. Несомненно,
слушатели Христа могли видеть дым, клубящийся над долиной Енномовой, местом, где постоянно сжигались отходы и
мертвые тела. Если что-либо не попадало в разрушительное пламя, оно быстро
пожиралось личинками или червями. Имея эти яркие картины полного исчезновения
с лица земли, Иисус использовал огонь Геенны в качестве примера полного
уничтожения в адском огне. Огонь никогда не угасал, а черви никогда не
прекращали свою работу над телами — это была сильнейшая иллюстрация полного
истребления. Из всех текстов об аде, наверное, наиболее легко истолковывать
упоминание Иоанном дыма, поднимающегося "во веки веков". Для тех,
кто не знаком с другими случаями упоминания в Библии этого выражения, оно
действительно выглядит весьма смущающим. Однако, сравнение стихов как
Ветхого, так и Нового завета, открывает, что выражения "вовек", или
"вовеки", в Библии 57 раз использованы по отношению к чему-то, что
уже пришло к концу. Иными словами, выражение "вовеки" совсем не
всегда означает "бесконечно". В качестве доказательства этого можно было
бы привлечь множество выдающихся примеров. Два или три
из них достойны нашего внимания. В 21-й главе книги Исход приведены положения
закона о рабах. Если раб желал посвятить всю свою жизнь служению своему
хозяину, то это требовало исполнения некоторых установлений. В этом случае
хозяин прокалывал его ухо шилом, после чего, говорит Библия, "он
остается рабом его вечно" (Стих 6). Но как долго раб будет служить
своему земному господину? Конечно, не дольше, чем он будет жив. Так что слово
"вечно" совсем не обязательно означает "без конца". В 27-й главе 1-й книги Царств о филистимском
царе Анхусе сказано: "И доверился Анхус Давиду, говоря: он опротивел народу своему
Израилю и будет слугою моим вовек" (Стих 12). Первоначальное значение
выражения "вовек" указывает на неопределенный период времени. Вообще же, оно определяет
период времени, в течение которого что-то продолжает существовать под
влиянием господствующих обстоятельств. [Вспомните, к примеру, сохранившиеся
до сих пор выражения "на моем веку" или "на мой век
хватит", означающие не что иное, как "на мою жизнь",
"пока я жив". — Прим. перев.] Даже
пребывание Ионы в желудке кита описывается им как что-то случившееся
"навек". (Ионы 2:7). Кто-то может возразить, что это также может ограничить жизнь праведных
на небесах, поскольку о них сказано, что они будут славить Бога вовеки.
Действительно, и в отношении одних, и в отношении других использовано одно и то же выражение. Но между ними
будет колоссальнейшее различие в обстоятельствах. Святые получат дар
бессмертия. Их жизнь теперь соизмерима с жизнью Бога. "Бессмертный"
означает "не подверженный смерти". Употребленное в их отношении
выражение "вовек" может означать только "бесконечно",
поскольку они уже обрели бессмертие. Однако когда выражение "вовек"
употреблено при описании участи нечестивых, речь идет уже о смертных
созданиях, которые могут умереть и должны умереть. Их "век" будет
определяться тем временем, в течение которого их смертное естество сможет
существовать в огне, воздающем каждому по делам его. Погибель души и тела Это подводит нас к последнему положению в отношении участи нечестивых.
После того, как неспасенные будут наказаны, каждый по его делам, они будут
стерты с лица земли, как телом, так и душой. Иисус излагает это очень простым
языком: "Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь
более того, кто может и душу и тело погубить в геенне" (Матфея 10:28). Во свете этого заявления как может кто-то продолжать настаивать на
бессмертии нечестивых? Иисус, единственный, кто может предложить дар жизни,
отвергает возможность того, что находящиеся в аду могут продолжать жизнь в
какой-либо форме. Их жизнь остановится на всю вечность, их тела будут полностью уничтожены в пламени. Псалмопевец говорит: "А нечестивые погибнут, и враги Господни, как
тук агнцев, исчезнут, в дыме исчезнут" (Псалом 36:20). "Еще
немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его"
(Стих 10). Наиболее сильные и определенные выражения человеческого языка
используются для описания истребления в аду, однако люди продолжают
настаивать, что авторы имели в виду не то, что выражают слова.
"Истребит", "погубит", "попалит",
"пожрет", "смерть" — разве все эти слова имеют в Библии
какое-либо мистическое, противоположное общепринятому значение, если
сравнивать с другими книгами? У нас нет оснований так думать. Факт состоит в
том, что богословие сделало из нашего Бога любви чудовище. Он изображался
более жестоким, чем Гитлер. Хотя Гитлер и мучил людей, экспериментируя над
ними, он, по крайней мере, позволял им в конце концов умереть. Но Бог будет
сохранять эти бессмертные души живыми ради того, чтобы видеть, как они
корчатся и вопят от боли, — так утверждают богословы. Справедливость Божья реабилитирована Подобное изображение Бога не только рисует в ложном свете Его любовь,
но оно также искажает понятие о Его справедливости. Задумаемся на минуту о
том, что подразумевает учение, немедленно препровождающее каждую заблудшую
душу в ад в момент ее смерти. Предположим, что 5000 лет назад умер человек,
имевший один взлелеянный грех. Его душа немедленно отправилась бы на вечные
мучения. Затем представим себе иную смерть: смерть Адольфа Гитлера, под
верховным руководством которого были лишены жизни миллионы. Согласно
популярной доктрине, его душа также немедленно отправилась бы в ад мучаться там вечно. Но первый человек, имевший лишь
один нераскаянный грех, будет гореть на 5000 лет дольше. Как такое может быть
справедливым? Мог бы Бог поступать подобным образом? Это бы противоречило
утверждению Библии о том, что каждый будет наказан по делам его. В отношении наказания нечестивых есть две
крайние точки зрения, находящиеся в обращении в настоящее время. Одна из них
— универсализм, утверждающий, что Бог слишком добр, чтобы допустить чью-либо
гибель. Другая — ужасное учение о нескончаемых муках, которые бы
увековечивали темную бездну боли и страданий. Обе они неверны. Истина лежит
посередине. Бог воздаст нечестивым согласно дел каждого, но Он не обессмертит
зло, сделав бесконечным исполнение приговора. Я искренне полагаю, что многие искренние души отвернулись от Бога,
испытав отвращение, причина которого — искажение Его характера. Они не могут
любить Того, Кто был бы способен сознательно
содержать нечестивых людей в бесконечных муках без всякой цели. Этому не может
быть никакого оправдания. Столь отвратительное действие
может быть объяснено только карательным духом мщения. Таков ли Бог? Я
вспоминаю одного президента банка, положившего после исследования библейской
истины об аде мне руки на плечи и сказавшего: "Джо, я вновь стал
верующим. Я был агностиком многие годы, так как был научен, что Бог будет мучить грешников вечно". Ни смерти, ни боли больше не будет Вскорости наступит день, когда Бог очистит вселенную. Все последствия
греха будут навеки удалены. Не будет ни греха, ни грешников, ни дьявола,
искушающего ко греху. Все будет таким, каким Бог его задумал от начала. Иоанн описывает этот будущий дом спасенных такими словами: "И
отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля,
ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло" (Откровение 21:4). Можете ли вы найти в этих драгоценных словах место для каких-либо
страданий кого-нибудь из обитателей этой полностью пересотворенной вселенной?
Бог сказал, что ни плача, ни вопля уже не будет. Верите ли вы Его слову или
же вы предпочитаете верить человеческим домыслам? Всего четырьмя стихами
ранее Иоанн описывает то, как нечестивые будут брошены в озеро огненное:
"И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное. И
увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля
миновали" (Откровение 20:15, 21:1). Согласно Откровения 20:9, это озеро огненное будет здесь же, на земле.
Но, заметьте, пожалуйста, что то место, где будут гореть нечестивые,
исчезнет; Бог пересотворит землю, заменив прежнее новым. Затем стихи 2 и 3 Откровения
21 описывают, как Новый Иерусалим спускается с Небес, а четвертый стих
говорит, что больше уже не будет ни печали, ни боли, ни вопля, ни смерти. Для того, чтобы больше не существовало боли, не должно больше
существовать ада. Одно совершенно исключает другое. И нам следует каждый день
благодарить Бога за Его план положить в итоге конец страданиям. Здесь более
не будет сатаны, могущего вызвать боль; Бог обещает, что в Его новом царстве
не будет даже и тени страданий. Ад предназначен не для нас Наконец, нам следует возрадоваться, что ад никогда не предназначался ни
для вас, ни для меня. Иисус сказал, что он "уготован диаволу и ангелам
его" (Матфея 25:41). Если мы споткнемся и упадем в этот огонь, это будет
самой колоссальной ошибкой, какую только можно сделать. Нам бы пришлось
попасть туда, переступив распятое тело Иисуса Христа, упорствуя вопреки любви
Отца, убеждающему голосу Святого Духа и небесному влиянию миллионов ангелов.
Нет в мире вопроса, на который ответить труднее, чем на вопрос: "Как мы
можем избежать наказания, если мы пренебрегаем столь могущественным путем
спасения?" Ответа быть не может, ибо нет иного пути, кроме креста
Христова. Никто не погибнет из-за того, что он согрешил, ибо все согрешили. Никто не будет оставлен вне Небесных врат из-за того, что он солгал, украл или совершил прелюбодеяние. Единственной причиной погибели будет отказ обратиться от своего греха и пасть в объятия своего любящего Спасителя, всегда готового простить и очистить от всякой неправды. "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Иоанна 3:16). |