Глава 5
Вторая часть троекратной Ангельской
вести.
Время ожидания.
Как мы уже видели, весть о том, что 2300 дней окончились в 1843 году по
еврейскому исчислению и то Господь должен явиться и освятить святилище - была оповещена всему миру в 1843 году по еврейскому исчислению
продолжался до 21 марта 1844 года.
Этого времени предшествовали всюду в США великое
пробуждение и обращение многих сотен людей и особенно замечалось это,
когда приближалось 21 марта 1844 года. Всюду царило торжественно настроение
среди народа не только в собраниях, но и повсеместно. Но 23 марта миновало, а
Господь Бог не явился.
С полным доверием и уверенностью ожидали преданные надежде на второе
пришествие, так как они были уверены, что они действительно в гармонии с волей Божией и что им еще во время будет разъяснена тайна
опоздания.
Адвентисты нашли утешение в Библейской притче, где сказано, что с вестью
“Господь идет” - связано с опозданием Жениха. (Матф.
25:25, 16; Аввак. 2:1-3)
В “Полночном крике” от 9 мая 1844 года мы читаем, как адвентисты того
времени высказывали свой взгляд относительно своих опытов :
“После того, как мы миновали момент видимого конца пророческого периода, мы
находимся в положении, которое Бог предвидел для Своих
детей в конце видения (относительно 2300 дней) Аввак.
2:1-3. “На стражу мою стал я и стоя на башне наблюдал,
чтобы узнать, что скажет Он мне отвечать по жалобе моей? И отвечал Господь и
сказал: “Запиши видение и напиши ясно на скрижалях, чтобы читающий мог легко прочитать,
ибо видение относится к определенному времени и не обманет: и хотя бы и
замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, когда пророческое время исполнится
вполне и не отменится.”
“И мы верили, что в данное время находимся в том времени, о котором упоминал
Спаситель, когда “Жених замедлил” (Мф. 25:5) и злой
раб вследствие кажущейся ошибки, относительно времени говорит в своем сердце:
“Господин мой еще не скоро придет и начнет бить товарищей своих и есть и пить с
пьяницами, то придет господин раба того в день, который он не ожидает и в час,
в который не думает.”
Далее мы видим, что наш Спаситель предвидя наступление упомянутого времени напоминает нам, через Евангелиста Луку 12:35036 “да
будут ваши чресла опоясаны и светильники горящие, и вы будете подобны людям,
ожидающие возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит,
тотчас отворит Ему.”
Ожидание обозначает прохождение определенного назначенного времени, потому
что до того времени, собственно говоря, не ожидают.
Поэтому Господь наш добавляет: “Блаженны рабы те, которых господин придет,
найдет бодрствующими.”
“Мы будем с Божьего соизволения продолжать проповедовать: “Смотри, вот идет
жених, выходите Ему навстречу и “час суда Его наступил.” И
мы уверены, что мы не перестанем призывать свет и церковь, что бы разбудить их
в их мирных песнопениях, чтобы они вняли милосердному призыву Божьему. Мы будем
продолжать бодрствовать и ожидать пришествия Господа, так как мы знаем, что оно
близко.”
В английском журнале “Знамения времени” от 31 октября 1844 года читаем
следующее относительно того движения: “После того, как миновал 1843 год по
еврейскому исчислению, адвентисты стали верить, что с этих пор нельзя больше
рассчитывать с уверенностью на определенные времена.”
Они верили согласно определенного летоисчисления,
что они пришли к концу всех пророческих периодов, когда следует ожидать второго
пришествия Христа. Но между обыкновенным исчислением и божественным может быть небольшая разница и нужно было ждать результатов.
Они взяли все свои светильники и вышли навстречу Жениху, но Жених не явился; и
не явился, когда Его ожидали в 1843 году. Во время опоздания видения все решили
ожидать в твердой уверенности, что пришествие Христа не может запоздать, но что
его можно ожидать каждую минуту.
Как искренно они верили, доказывают ниже следующие строки: “Весною
некоторые из наших братьев на севере Нью-Гампшира так
глубоко верили, что Господь придет еще до зимы, что не обрабатывали своих
полей; другие, что сеяли и садили были так охвачены
уверенностью в скорое пришествие Господа приблизительно в середине июля, именно
в полночь еврейского дня-года (день согласно Бытия 1 гл. состоит из вечера и
утра. Полночь согласно этому является второй четвертью. Таким образом у пророческого дня - года полночь попадает на вторую
четверть года и так как еврейский год начинается в апреле на июль, что они не
могли совместить со своей верой сбор жатвы.
Те же, которые пошли в поле собирать урожай, нашли, что они не соберут его,
и следуя своему долгу оставили урожай на произвол судьбы, чтобы доказать свою
веру поступками и таким образом осудить мир. Это рвение распространилось по
всей Новой Англии.
В это время наши собратья в Майне были озарены светом, что суд должен
предшествовать пришествию Христа, чтобы он произошел одновременно с жатвой; и
чтобы он начался не только при конце мира, а еще некоторое время перед концом.
Согласно с этим взглядом учили они, что мы находимся во время суда, что
решение суда наступило теперь, что слуги Божии будут запечатлены и что
исполнение всего этого будет сигналом для четырех ангелов, держащих еще четыре
ветра, чтобы их выпустить. ( Откр. 7:1)
От середины июля месяца почило особое благоговение на благовествовании
времени. Отпавшие были вновь возвращены, которые присоединились к одному из этих
мнений, казалось перерожденными и согласно предсказания
- как пробуждение от сна. Но в полночь раздался крик: “Вот жених ждет, выходите
ему навстречу.” Тогда все девы встали и поправили свои
светильники. С июля месяца появились такие движения в разных частях Новой
Англии; хотя эти явления не совсем были сходны друг с другом, но все же
благословение покоилось на них, так что многие, чьи светильники уже погасли,
были также охвачены и вполне посвятили себя Богу.
В лагерном собрании в Эседере в Нью-Гемпшире замечены были все эти впечатления, которые
имели все адвентистские общины.
Полуночный крик.
Притча о десяти девах, адвентистам того времени особенным образом служила
примером. Слова “когда жених опоздал,” их особенно
утешили, так что они не потеряли доверия. Как мы уже видели, они решились
продолжать призывать мир и церковь: “Се жених идет.” За
это они были ободрены словами: “Но в полночь раздался крик: Вот жених идет,
выходите ему навстречу.” Тогда встали все девы и
поправили светильники свои. (Матф. 25:6-7)
Так как 2300 дней в пророческом видении обозначают столько же полных лет и
повеление не дано было до седьмого месяца 457 г. до Р. Хр. то этот период не
мог окончиться до 10 дня седьмого месяца. Это было бы 22 октября 1844 года и в
прообразе, так и в действительности должно произойти очищение святилища. Все
доказательства, которые были приведены на 1843 год укреплены
притчей о 10 девах, где говорится о времени опоздания жениха.
С какой радостью адвентисты того времени проповедовали этот призыв, мы видим
из статьи Георга Шторра в “Полночном крике” за 3
октября 1844 года. “Выходите навстречу Ему.” “Я хватаю
перо с чувством, которого я прежде не знал. Без всякого сомнения
по моему убеждению, 10 день седьмого месяца будет свидетелем явления Господа
нашего Иисуса Христа в облаках небесных. О, страшный миг для тех, кто не
подготовлен, но Божественный для тех, кто подготовлен.
“Се, жених идет в этом году “выходите Ему навстречу.” Мы
ничего более не можем сделать для мнимых христиан и безбожников; так пусть же этот
призыв их испугает. Наш труд теперь разбудит дев, “чтобы они поправили
светильники свои и вышли Ему навстречу.” Где мы теперь
находимся? И если пророчество замедлило, то ожидай марта или апреля. Да. Что
случилось в то время, когда жених опоздал?”
Девы задремали и уснули, не так ли? Слова Христа истинный
и Писание не может быть нарушено и для нас нет цели утверждать, что мы
бодрствовали.
Мы дремали не по отношению факта пришествия Господа, но по отношению ко
времени. Мы дошли до времени замедления, но мы не знали
как долго оно замедлит. Здесь мы уснули. Некоторые из нас оказались во сне: “Не
назначайте точного времени.” Да поможет нам Господь,
ибо помощь людская напрасна. Говори Сам, Господи, чтобы Отец известил нас о
времени.”
“Как долго продолжается время замедления? Полгода. Откуда это известно? Ибо
Господь наш говорит: “В полночь, когда жених опоздал. Видение заключало 2300
вечеров и утр или полных дней. Вечер или ночь -
половина из одного из пророческих дней, значит шесть месяцев.
“Какова значит продолжительность опоздания? Современный призыв,
могущественный призыв по отношению ко времени начался приблизительно в середине
июля, распространился с большой быстротой и могуществом и сопровождался такими
откровениями Духа, какими я до 1843 года никогда не видел. Теперь это буквально
звучит: “Выходите навстречу Ему.” Оставляют мир как и
даже во сне не мог себе представить никогда. Где этот призыв охватывает сердце,
там оставляют свою жатву на полях. Слышен громкий плачь
отдавшихся Господу людей, какой никогда не видел.
Эта истина возбуждает доверие в такой степени, как это не было в предыдущем
призыве. Она заключает в себе божественность, которая растворяет сердце и
смягчает его, что только не могут оценить те, которые сами это не испытали.
В № 31 того же журнала и того же года читаем мы о могуществе и быстроте
распространения этого призыва: “Первоначально были против точного указания
времени, но непреодолимая сила, казалось, сопровождала эту весть и ниспровергла
все. Она пронеслась по стране с быстротой урагана и охватила в различных
отделенных друг от друга местностях одновременно сердца таким путем, который станет понятен, если допустить, что в этом деле был Бог.
Повсюду происходило тщательное исследование сердца и покорность души к
Богу. Отрешались от дел сего мира, устраняли всякие споры и недоразумения,
признавались с покорным сердцем свои недостатки по отношению друг ко другу и просили у Господа с раскаянием о прощении и
принятии.”
“Души были охвачены самым глубоким образом, как мы никогда еще не замечали.
Сердца были сокрушены и не однажды обращались к Господу с постом и плачем и
жалобами, как повелел Бог через Иоиля, что должно
было случиться перед великим днем Господним. Дух милости и молитва согласно
пророчества Захарии был излит на Своих
детей: “И они воззрят на Него, Которого пронзили и
было великое рыдание в стране, каждое племя особо и жены их особо и кто ожидал
Господа покоряли свои души пред Ним.”
“Эта весть казалась нам так независимой от всех человеческих влияний, что в
ней мы видели исполнение призыва, который исшел после
того, как жених “запоздал” девы “задремали” и приготовили светильники свои. И
эта последняя работа, кажется, исполнена потому, что никогда прежде община
адвентистов не была так хорошо подготовлена к пришествию Господа.”
Под серьезным впечатлением этого учения о пришествии Христа, многие давали
свои имущества и земные богатства и помогали этим благовестникам при их работе
или давали на печать произведений или помогали нуждающимся. Таким образом они доказывали, что они признавали эту весть не
только на словах, но и верили ей от всего сердца.
“Те, которые так не поступали, считались такими, которые не верили в то,
что делали. Некоторые, конечно, что были убеждены в том, что они должны были
дать свои средства для благовестия, печатью, но им
сказали: “Вы приходите слишком поздно.” Мы имеем
достаточно средств для стольких печатных произведений, которые мы еще можем
разослать.”
“Много типографий мы наняли, которые работают день и ночь, но в деньгах мы
больше не нуждаемся.” Брат Лофборо
упоминает в своей книге на стр. 59, что очевидец рассказал ему, что мужчины
сотни долларов вкладывали на конторку. Издателей английского журнала “Голос
истины” с тревогой просили принять деньги и употребить в дело. Но здесь был
ответ: “Вы пришли слишком поздно.” Мы больше не
нуждаемся в деньгах, мы не можем их принять.” С омраченным сердцем брали они
деньги обратно и говорили не милость Божия почиет на
них за то, что они дали раньше своих денег. И те, чей урожай не был собран
потому, что они сами пошли распространять печатанные
произведения или ходили из дома в дом молиться с людьми - были безупречного
характера. Их слова были полны силы и убеждения, которым нельзя было
противостоять, - и тысячи таким образом были приведены
к истине и нашли милость у Бога.
Нас не должно удивлять, если некоторые христиане, обеспокоенные такой
работой, выдумали разные поношения и насмешки, чтобы выставить это учение в
смешном виде...
Таким образом, выдумали “благоразумный предлог, что эти люди не вполне
разумны и пренебрегают своими семьями и хозяйствами, впоследствии чего по крайней мере, некоторым назначали опекунов. Брат Лофборо упоминает, что он в течение своей 47-летней
деятельности в качестве проповедника адвентистов седьмого дня, встретил только
три случая “милеритов”, которым назначали опекунов.
Один из этих случаев он приводит как
доказательство, что люди эти были все же в полном разуме. Это был Стокбридж Говланд из Топотон Майне, который выделился из моей окрестности как
лучший работник при постройке мельниц и молотов. Он был из тех, которые
распространяли произведения и работали среди людей, ходя из дома в дом. Но
когда нужно было построить мост, через бушующий поток, то не находили ни одного
человека, заслуживающего доверия больше, чем он. Комиссары графства присылали
ему проекты и контракты и просили его принять на себя постройку, но когда он с
иронией указывал на опекуна, то дело им казалось чересчур
смешным и опека была снята.