Глава 3

Всемирная весть.

У нас нет также больше данных для сомнения, что основание, по которому возникло в жизни великое адвентистское движение, было бы неправильным. Именно надежное и верное пророческое слово, к которому должен обращаться христианин, как к “светильнику, доколе начнет рассветать день.” (2Петр. 1:9). Иначе сказать, что лучшие мужи евангельских церквей со времени реформации разделяли одно и то же мнение и сама история приложила к этому свою печать. Ничего удивительного, что это движение было силой, которая внедрилась во все страны, известные культуры к мировым отношениям и планомерно расширялась и всюду приобретала верных и преданных защитников.

Мы не говорим ничего лишнего, но можем все подтвердить доказательствами, что Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия и острова морей слышали его отзвук. Прежде всего мы обратим наше внимание на страны, исключая Соединенные Штаты, а затем опять вернемся к стране провидения, как мы называли Америку. Мы опять начнем со страны реформации.

Как страстно ожидали пришествия Господа друзья пророчества в Южной Германии, читаем слова Коритальсткого Гофмана в “Вюртенбергский отцах” т.2 стр. 366. Благодаря ему в Ленберге возникло сильное побуждение. Почти все мальчики из школ посещали детские уроки, которые он устраивал. Даже со стороны было много посетителей.

“Мысль, глубоко проникшая тогда в общины страны, что пришествия Господа уже у дверей, у него была непоколебимой. Когда он однажды со своим другом возвращался с Ленберга после посещения набожного министра Секендорфа, полный ожидания прихода Господа о чем они говорили, то один из сопровождающих его друзей, с ликованием Вверх подбросил свою шляпу и воскликнул: “Братья, мы еще доживем до прихода Агнца.” Педагог Кельбер сказал стихотворение среди своих друзей и одновременно воспел печальное общее состояние современного ему христианства:

Конец идет, он наступает,

Пришел последний час везде.

Восстань! Не спи! Бог помогает

В великой милости тебе.

Скорей решайте же в сей час:

Конец настал теперь для нас.

Иез. 7:6; Матф. 24:14

Вот стрелка на часах двенадцать отмечает.

Пришли мы к цели и Вавилон уж погибает.

Напрасны стоны, день великий вот настал:

День в духе, Божий раб, давно видал.

 

О, кто дремать желает? Матф. 25:5-6

Лишь бодрствует мудрец. Матф. 24:12

Бог во гневе мир карает,

Настал, настал конец,

Над всеми, кто не бодрый,

Кто зверя образ чтит,

И змея трон бесплодный Откр. 14:12,15

О, встань! Уж лев ревет Иер. 25:30

Иоиль 3:21. Откр. 5:5

 

В других странах, кроме Германии в то время была распространена блаженная надежда на пришествие Христа и верующие ожидали Его. Благодаря этому явились на эту тему сочинения в Штутгарте - 1829 год, в Баудене - 1836 год, в Швейднице и в др. городах. В Голландии Христа распространил проповедник, заведующий королевским музеем в Гааге.

В письме к издателю “Полночного Крика” в июне 1844 года он сообщает, что его внимание было обращено в этом направлении благодаря сновидению. Свое первое произведение под заглавием “Де астендеведеркомот в ан онцен Геерон издал в Амстердаме в 1819 году. Затем в январе в 1822 году в Гааге “Ерсте ан лаасте Таннелеен дер верелд” и “Денабицинде де судерганг дер тегеивор динг верелд”. После 1842 года опять в Амстердаме “де грооте верелд гебеу тариисзен”. Кроме того, он указывает на произведение пастора Петри, согласно которого день Господень должен начаться в 1845 году, он в первый раз человека, приехавшего из Америки.

В великой островной державе, в Англии, по словам английского журнала “Миллониум” поведывало в 40-х годах о близком пришествии Господа в статье “Ирвинг” во втором издании “Королевской энциклопедии” Герцога, читаем: “Все стремления Ирвинга, проповедника и богослова, было направлено на будущее и славное исполнение Царства Божия, как ему обещало это пророческое Слово Священного Писания. Именно это было характерно для тогдашнего развития христианской жизни в Шотландии и всеобщее в Англии”. С этими мыслями и стремлениями встречался Ирвинг с Генри Драмондом, богатым банкиром, который тоже горячо интересовался вопросами Царствия Божия, как он успешно занимался своими призванием банкира. Он был человек, который уже много сделал для общественной пользы, а в 1821 году за свой счет направил путешествие известного ориенталиста-путешественника Иосифа Вольфа и основал в Оксфорде кафедру для национальной экономии.”

У Драмонда возникла мысль, благодаря английскому духовнику Луис Мэй, писавшему уже в 1810 году о втором пришествии Христа, и положил основание присоединению единоплеменников для исследования и собеседования по этому вопросу.

Он устроил митинг этого рода в первую неделю рождественского поста в 1826 году в своем поместном поместье Альбури и так далее ежегодно до 1830 года. Число единомышленников увеличилось с 20-ти до 44 - из людей разнообразных евангельских приходов, и даже некоторых известных персон; среди них был ост-индийский епископ Вильсон, проповедник Гуг Мак Нейль, бывший в то время духовник в Альбуре, впоследствии один из известнейших ораторов и глава “евангелической партии.”

Господствуюущее направление в этом кружке было возможное изучение пророческого Слова настоящего времени и ближайшего будущего. На митинге в 1829 году единогласно объявлено: “от императора Юстиниана и до конца французской революции протекло значительное время, указанное в Священном Писании в виде периода 1260 лет, после которого наступят последние мучения, разрушение видимой церкви, при этом восстановление евреев в их стране, а затем наконец, вознесение верующих и 1000-летнее царство.

Этим же идеям служил журнал, издававшийся по четвертям года 1829-1830 гг. за счет Драмонда “Те Мориных Уэтч.” Это апокалипсическое направление возродилось, как известно, могущественно в Шотландии, как и в Англии в связи с ним стремление и настойчивое желание оживить ожидание Христа в тогдашней церкви, на основании блаженного упования, данного первым ученикам. Равным образом мы знаем о великом пробуждении и в Швеции. “Если они умолкнут, то камни возопиют”, сказал Христос, при Своем входе в Иерусалим, когда обратили Его внимание на восклицание детей: “Осанна” (Лук. 19:40).

Да, иначе и быть не может, когда время исполнилось и Царствие Божие приблизилось. Швеция была страной, которая в 1843 году и в 1844 году запретила проповедь какого-либо другого учения, кроме государственной церкви. Тогда Господь Бог избрал Себе детей, в чем мы глубоко убеждены, которые проповедовали о радостном пришествии Господа. Относительно этого вАдвентист Ревью” от октября 1890 г. была весьма ценная статья О. Бокиста, который говорил:

“Осенью этого года прибыл я - О. Бокист, 15 лет от роду в то время, и другой молодой человек Эрик Вальбом - 18 лет, под таким влиянием этой незримой вести, что мы никоем образом не могли воспротивиться. Как мы были увлечены этой небесной силой, то стали говорить народу и громким голосом проповедовать, что час суда Божия настал, причем мы указывали на Иоиля 3:1-3 и Откр. 14:6,7.

“Народ собирался большими толпами и слушал нас: наши собрания продолжались день и ночь и следствием этого было великое религиозное пробуждение.

Стар и млад были охвачены Духом Божиим и взывали к Господу о милости, при чем они исповедовали свои грехи Богу и людям.

“Как только пастор церкви получил об этом сведение, то всеми силами старался привести нас к молчанию, чтобы положить конец господствовавшему религиозному возбуждению.”

“Но все старания были напрасны. Известили полицию и нас старались схватить. В продолжении 6-ти недель бесплодно нас искали в лесу, куда мы скрылись. В конце концов предложили нам явиться к пастору государственной церкви. Число наших возросло, так что сорок молодых людей обоего пола очутились в пасторате, где мы были подвергнуты продолжительному допросу. Исключая меня и Вальбомак всем было разрешено вернуться по домам в камере № 14 вместе с ворами, словно мы совершили какое-нибудь большое преступление.”1

Писатель сообщает также об ужасных ударах, которыеони получили от судей. Когда их освободили, они снова проповедовали и снова за это преследовали и выпустили на свободу лишь после того, когда одно поставленное лицо доложило об этом королю Оскорду 1. Испания и испанская южная Америка должны были также узнать об этой радостной вести.

В “Евангелической церковной газете” в 1829 г. на стр. 190 и 191 мы читаем слово Эммануила Дакунце, родившегося в 1732 году в порт Сант-Яго в Чили, где он сам вступил в орден Иезуитов, а после изгнания ордена оттуда, умер затем в Испании 17 июля 1801 г. Вышеуказанная газета говорит о его произведении следующее: “Позднейшие годы его жизни были посвящены изучению Священного Писания и особенно пророческим частям его. Он составил произведение, которое время правления картесов в Исла ди Леон, появилось в трех Мисои ас ин глориа й Маостад.”

Во время реставрации эта книга была помещена также в число запрещенных. Между тем, в испанской Америке читалось с тем большим интересом, так что посол Буэнос-Айреса в 1816 году издал ее в Лондоне.

Известный оратор Ирвинг, познакомившийся с современным ему произведением в испанском издании, так был им воодушевлен, что перевел его и издал в 1827 году в двух частях.

Теперь мы обратимся к Америке, к стране предназначенной Богом к тому, чтобы быть действительным местом рождения нашей общины. Здесь Бог избрал Себе В. Миллера, чтобы посредством его сделать великое дело в этом движении.

Брат Л.Р. Конради пишет в своей книге: “Дер Зегер фон Патмос” стр. 430 о Миллере следующее: “Уже в 1818 г. он был убежден, что Господь придет приблизительно через 25 лет и в продолжении 9-ти лет Святой Дух призывал его сказать миру, что Господь Бог взыщет их крови от его рук. Наконец, 50 лет от роду, непривыкший к открытым проповедям, он заставил себя в 1831 году проповедовать. Уже после первого собеседования возникло возбуждение, благодаря которому 30 семейств обратились к Господу. В 1833 году баптистская церковь, к которой он принадлежал, дала ему разрешение проповедовать и его дальнейшее действие было вознаграждено обращением сотен людей.

Какое влияние адвентистское движение имело на другие общины, видно из следующего: “С 1840 до 1844 гг. господствовало в Соединенных Штатах всеобщее религиозное движение. И церковь методистов принимала участие в этом деле, а прирост членов в 1843-1844 году достиг цифры 257.465 человек.”

Вильям Миллер сам свидетельствует относительно собственного опыта при проповедовании этой вести: “В 1832 г. я первый раз открыто говорил об этом предмете. Господь излил Свою милость на собрание и многие уверовали в исцеление своих душ. С этих пор я встречал радостный прием почти у всех христианских общин для проповедования второго пришествия Христа, так что я был в состоянии удовлетворить лишь небольшую часть приглашений.

“Во многих местах, я даже могу сказать, что почти во всех местах - произошло религиозное пробуждение, которое продолжалось месяцами. Во многих случаях умы освободились от железных оков неверия, мыслящие обращались к истине Слова Божия и многие даровитые мужи признали божественное происхождение Св. Писания.

“Еще об одном действии я хочу упомянуть. Во всех местах, где я был, самые благочестивые, преданные и живые члены церкви были теми, которые охотнее всего признавали весть; между тем светские приверженцы, фарисеи, ханжи, гордецы, высокомерные, корыстолюбивые, глумились и надмевались над учением о втором пришествии Христа.” Л.Д. Влемминг, проповедник общины “Ингер Христи” в Портланде, Мане, свидетельствует нижеследующее, относительно ряда собраний, которые устроил В. Миллер в 1842 году а их церкви:

“Интерес возбужденный его проповедями основан только на размышлении, и хотя это пробуждение величайшее, которое я когда-либо видел.”

“На мужской половине слушателей, кажется, производит впечатление и именно потому, что брат Миллер попросту берет духовный меч и кладет его на обнаженное сердце и тогда он режет. Перед острием этого могущественного оружия, падет неверие, учение универсалистов должно уступить, ложные основания исчезают и вавилонские торгаши удивляются... Я верю тому, что касается последнего времени, то пробуждение это похоже на то, что было во время апостолов.” (Естенгунг унд Форчритте. С 39,40)

Из США весть о скором пришествии Господа нашего распространилась по всему миру. На морских островах и во всех гаванях учение это было возвещено. Пиней Е.Р. из Зенеса, Фолс Г.Й. был ревностным баптистским проповедником, посвятивший всю свою жизнь распространению учения адвентизма. Он уже говорил в 1842 г., Были разосланы печатные произведения относительно второго пришествия Христа ко всей миссии Европы, Азии, Африки и Америки по обе стороны горного хребта...

Капитаны кораблей и моряки рассказывают, что нет ни одного порта, где эта проповедь не опередила их, и что часто к ним обращаются с вопросами относительно этого.

Другой проповедник Г.В. Митхель их Огайо, сказал: “Брат Миллер рассказал мне в частной беседе, в сентябре 1844 г. в М. Консельсниль в Огайо, что он имеет фамилии и адреса 3.000 проповедников в разных частях света, которые благовествуют: “Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его.” Большая часть проповедников находилась в северной Америке и Великобритании.

 



1 Естегунг унд форт Еритт дер С.Т. Адв. С. 28

Hosted by uCoz