Глава 3
Всемирная весть.
У нас нет также больше данных для сомнения, что основание, по которому
возникло в жизни великое адвентистское движение, было
бы неправильным. Именно надежное и верное пророческое слово, к которому должен
обращаться христианин, как к “светильнику, доколе начнет рассветать день.” (2Петр. 1:9). Иначе сказать, что лучшие мужи евангельских
церквей со времени реформации разделяли одно и то же мнение и
сама история приложила к этому свою печать. Ничего удивительного, что
это движение было силой, которая внедрилась во все страны, известные культуры к
мировым отношениям и планомерно расширялась и всюду приобретала верных и
преданных защитников.
Мы не говорим ничего лишнего, но можем все подтвердить доказательствами,
что Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия и острова морей слышали его
отзвук. Прежде всего мы обратим наше внимание на
страны, исключая Соединенные Штаты, а затем опять вернемся к стране провидения,
как мы называли Америку. Мы опять начнем со страны реформации.
Как страстно ожидали пришествия Господа друзья пророчества в Южной
Германии, читаем слова Коритальсткого Гофмана в “Вюртенбергский отцах” т.2 стр. 366. Благодаря ему в Ленберге возникло сильное
побуждение. Почти все мальчики из школ посещали детские уроки, которые он
устраивал. Даже со стороны было много посетителей.
“Мысль, глубоко проникшая тогда в общины страны, что пришествия Господа уже
у дверей, у него была непоколебимой. Когда он однажды со своим другом
возвращался с Ленберга после посещения набожного
министра Секендорфа, полный ожидания прихода Господа
о чем они говорили, то один из сопровождающих его друзей, с ликованием Вверх подбросил свою шляпу и воскликнул: “Братья, мы еще
доживем до прихода Агнца.” Педагог Кельбер
сказал стихотворение среди своих друзей и одновременно воспел печальное общее
состояние современного ему христианства:
Конец идет, он наступает,
Пришел последний час везде.
Восстань! Не спи! Бог помогает
В великой милости тебе.
Скорей решайте же в сей час:
Конец настал теперь для нас.
Иез. 7:6; Матф.
24:14
Вот стрелка на часах двенадцать отмечает.
Пришли мы к цели и Вавилон уж погибает.
Напрасны стоны, день великий вот настал:
День в духе, Божий раб, давно видал.
О, кто дремать желает? Матф. 25:5-6
Лишь бодрствует мудрец. Матф. 24:12
Бог во гневе мир карает,
Настал, настал конец,
Над всеми, кто не бодрый,
Кто зверя образ чтит,
И змея трон бесплодный Откр. 14:12,15
О, встань! Уж лев ревет Иер. 25:30
Иоиль 3:21. Откр.
5:5
В других странах, кроме Германии в то время была
распространена блаженная надежда на пришествие Христа и верующие ожидали
Его. Благодаря этому явились на эту тему сочинения в Штутгарте - 1829 год, в Баудене - 1836 год, в Швейднице и
в др. городах. В Голландии Христа распространил проповедник, заведующий
королевским музеем в Гааге.
В письме к издателю “Полночного Крика” в июне 1844 года он сообщает, что
его внимание было обращено в этом направлении благодаря сновидению. Свое первое
произведение под заглавием “Де астендеведеркомот в ан онцен Геер”
он издал в Амстердаме в 1819 году. Затем в январе в
1822 году в Гааге “Ерсте ан лаасте
Таннелеен дер
верелд” и “Денабицинде де судерганг дер тегеивор
динг верелд”. После 1842
года опять в Амстердаме “де грооте верелд гебеу тариисзен”.
Кроме того, он указывает на произведение пастора Петри, согласно которого день
Господень должен начаться в 1845 году, он в первый раз человека, приехавшего из
Америки.
В великой островной державе, в Англии, по словам английского журнала “Миллониум” поведывало в 40-х годах о близком пришествии
Господа в статье “Ирвинг” во втором издании
“Королевской энциклопедии” Герцога, читаем: “Все стремления Ирвинга,
проповедника и богослова, было направлено на будущее и славное исполнение
Царства Божия, как ему обещало это пророческое Слово
Священного Писания. Именно это было характерно для тогдашнего развития
христианской жизни в Шотландии и всеобщее в Англии”. С этими мыслями и
стремлениями встречался Ирвинг с Генри Драмондом, богатым банкиром, который тоже горячо
интересовался вопросами Царствия Божия, как он
успешно занимался своими призванием банкира. Он был человек, который уже много
сделал для общественной пользы, а в 1821 году за свой счет направил путешествие
известного ориенталиста-путешественника Иосифа Вольфа и основал в Оксфорде
кафедру для национальной экономии.”
У Драмонда возникла мысль, благодаря английскому
духовнику Луис Мэй, писавшему уже в 1810 году о
втором пришествии Христа, и положил основание присоединению единоплеменников
для исследования и собеседования по этому вопросу.
Он устроил митинг этого рода в первую неделю рождественского поста в 1826
году в своем поместном поместье Альбури и так далее
ежегодно до 1830 года. Число единомышленников увеличилось с 20-ти до 44 - из
людей разнообразных евангельских приходов, и даже некоторых известных персон;
среди них был ост-индийский
епископ Вильсон, проповедник Гуг Мак Нейль, бывший в то время духовник в Альбуре,
впоследствии один из известнейших ораторов и глава “евангелической партии.”
Господствуюущее
направление в этом кружке было возможное изучение пророческого Слова настоящего
времени и ближайшего будущего. На митинге в 1829 году единогласно объявлено:
“от императора Юстиниана и до конца французской революции протекло значительное
время, указанное в Священном Писании в виде периода 1260 лет, после которого
наступят последние мучения, разрушение видимой церкви, при этом восстановление
евреев в их стране, а затем наконец, вознесение
верующих и 1000-летнее царство.
Этим же идеям служил журнал, издававшийся по
четвертям года 1829-1830 гг. за счет Драмонда “Те Мориных Уэтч.” Это
апокалипсическое направление возродилось, как известно, могущественно в
Шотландии, как и в Англии в связи с ним стремление и настойчивое желание
оживить ожидание Христа в тогдашней церкви, на основании блаженного упования,
данного первым ученикам. Равным образом мы знаем о великом пробуждении и в
Швеции. “Если они умолкнут, то камни возопиют”, сказал Христос, при Своем входе в Иерусалим, когда обратили Его внимание на
восклицание детей: “Осанна” (Лук. 19:40).
Да, иначе и быть не может, когда время исполнилось
и Царствие Божие приблизилось. Швеция была страной,
которая в 1843 году и в 1844 году запретила проповедь какого-либо другого
учения, кроме государственной церкви. Тогда Господь Бог избрал Себе детей, в
чем мы глубоко убеждены, которые проповедовали о радостном пришествии Господа.
Относительно этого в “Адвентист
Ревью” от октября 1890 г. была весьма ценная статья
О. Бокиста, который говорил:
“Осенью этого года прибыл я - О. Бокист, 15 лет от роду в то время, и другой молодой человек
Эрик Вальбом - 18 лет, под таким влиянием этой
незримой вести, что мы никоем образом не могли воспротивиться. Как мы
были увлечены этой небесной силой, то стали говорить народу и громким голосом
проповедовать, что час суда Божия настал, причем мы
указывали на Иоиля 3:1-3 и Откр.
14:6,7.
“Народ собирался большими толпами и слушал нас: наши собрания продолжались
день и ночь и следствием этого было великое религиозное
пробуждение.
Стар и млад были охвачены Духом Божиим и взывали
к Господу о милости, при чем они исповедовали свои грехи Богу и людям.
“Как только пастор церкви получил об этом сведение, то всеми силами
старался привести нас к молчанию, чтобы положить конец господствовавшему
религиозному возбуждению.”
“Но все старания были напрасны. Известили полицию и нас старались схватить.
В продолжении 6-ти недель бесплодно нас искали в лесу,
куда мы скрылись. В конце концов предложили нам
явиться к пастору государственной церкви. Число наших возросло, так что сорок
молодых людей обоего пола очутились в пасторате, где мы были подвергнуты
продолжительному допросу. Исключая меня и Вальбомак
всем было разрешено вернуться по домам в камере № 14 вместе с ворами, словно мы
совершили какое-нибудь большое преступление.”1
Писатель сообщает также об ужасных ударах, которыеони
получили от судей. Когда их освободили, они снова проповедовали и снова за это
преследовали и выпустили на свободу лишь после того, когда одно поставленное
лицо доложило об этом королю Оскорду 1. Испания и испанская южная Америка должны были также узнать об этой
радостной вести.
В “Евангелической церковной газете” в 1829 г. на
стр. 190 и 191 мы читаем слово Эммануила Дакунце,
родившегося в 1732 году в порт Сант-Яго в Чили, где
он сам вступил в орден Иезуитов, а после изгнания ордена оттуда, умер затем в
Испании 17 июля 1801 г. Вышеуказанная газета говорит о его произведении
следующее: “Позднейшие годы его жизни были посвящены изучению
Священного Писания и особенно пророческим частям его. Он составил произведение,
которое время правления картесов в Исла ди Леон, появилось в трех Мисои ас ин глориа й Маостад.”
Во время реставрации эта книга была помещена также в число запрещенных. Между тем, в испанской Америке читалось с тем
большим интересом, так что посол Буэнос-Айреса в 1816 году издал ее в Лондоне.
Известный оратор Ирвинг, познакомившийся с
современным ему произведением в испанском издании, так был им воодушевлен, что
перевел его и издал в 1827 году в двух частях.
Теперь мы обратимся к Америке, к стране предназначенной Богом к тому, чтобы
быть действительным местом рождения нашей общины. Здесь Бог избрал Себе В.
Миллера, чтобы посредством его сделать великое дело в этом движении.
Брат Л.Р. Конради пишет в своей книге: “Дер Зегер
фон Патмос” стр. 430 о Миллере следующее: “Уже в 1818
г. он был убежден, что Господь придет приблизительно через 25 лет и в
продолжении 9-ти лет Святой Дух призывал его сказать
миру, что Господь Бог взыщет их крови от его рук. Наконец, 50 лет от роду,
непривыкший к открытым проповедям, он заставил себя в 1831 году проповедовать.
Уже после первого собеседования возникло возбуждение, благодаря которому 30
семейств обратились к Господу. В 1833 году баптистская церковь, к которой он
принадлежал, дала ему разрешение проповедовать и его
дальнейшее действие было вознаграждено обращением сотен людей.
Какое влияние адвентистское движение имело на
другие общины, видно из следующего: “С 1840 до 1844 гг. господствовало в
Соединенных Штатах всеобщее религиозное движение. И
церковь методистов принимала участие в этом деле, а прирост членов в 1843-1844
году достиг цифры 257.465 человек.”
Вильям Миллер сам свидетельствует относительно собственного опыта при
проповедовании этой вести: “В 1832 г. я первый раз открыто говорил об этом
предмете. Господь излил Свою милость на собрание и
многие уверовали в исцеление своих душ. С этих пор я встречал радостный прием
почти у всех христианских общин для проповедования второго пришествия Христа,
так что я был в состоянии удовлетворить лишь небольшую часть приглашений.
“Во многих местах, я даже могу сказать, что почти во всех местах -
произошло религиозное пробуждение, которое продолжалось месяцами. Во многих
случаях умы освободились от железных оков неверия, мыслящие обращались к истине
Слова Божия и многие даровитые мужи признали
божественное происхождение Св. Писания.
“Еще об одном действии я хочу упомянуть. Во всех местах, где я был, самые
благочестивые, преданные и живые члены церкви были теми, которые охотнее всего
признавали весть; между тем светские приверженцы, фарисеи, ханжи, гордецы,
высокомерные, корыстолюбивые, глумились и надмевались
над учением о втором пришествии Христа.” Л.Д. Влемминг,
проповедник общины “Ингер Христи” в Портланде, Мане, свидетельствует нижеследующее,
относительно ряда собраний, которые устроил В. Миллер в 1842 году
а их церкви:
“Интерес возбужденный его проповедями основан только на размышлении, и хотя
это пробуждение величайшее, которое я когда-либо видел.”
“На мужской половине слушателей, кажется, производит впечатление и именно
потому, что брат Миллер попросту берет духовный меч и кладет его на обнаженное
сердце и тогда он режет. Перед острием этого могущественного оружия, падет
неверие, учение универсалистов должно уступить, ложные основания исчезают и
вавилонские торгаши удивляются... Я верю тому, что касается
последнего времени, то пробуждение это похоже на то, что было во время
апостолов.” (Естенгунг унд Форчритте. С 39,40)
Из США весть о скором пришествии Господа нашего распространилась по всему
миру. На морских островах и во всех гаванях учение это было возвещено. Пиней Е.Р. из Зенеса, Фолс Г.Й. был ревностным баптистским проповедником,
посвятивший всю свою жизнь распространению учения адвентизма.
Он уже говорил в 1842 г., Были разосланы печатные произведения относительно
второго пришествия Христа ко всей миссии Европы, Азии, Африки и Америки по обе
стороны горного хребта...
Капитаны кораблей и моряки рассказывают, что нет ни одного порта, где эта
проповедь не опередила их, и что часто к ним обращаются с вопросами
относительно этого.
Другой проповедник Г.В. Митхель их Огайо, сказал:
“Брат Миллер рассказал мне в частной беседе, в сентябре 1844 г. в М. Консельсниль в Огайо, что он имеет фамилии и адреса 3.000
проповедников в разных частях света, которые благовествуют: “Убойтесь Бога и
воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его.” Большая
часть проповедников находилась в северной Америке и Великобритании.