Глава 3
Водворение религиозных общин на юге России.
Община Менонитов.
В то время Лютер учил об
“оправдание через веру и предоставил народу Библию и богослужение на его родном
языке, то Менна-Симокс, бывший католический священник и основатель братской
общины Менонитов в Голландии, пошел еще несколько далее в реформе учения и
проведения, а именно: в таинстве крещения, преломления и попечения об общине.
Как выше мы видели, Лютер
предпочел поливание детей полному погружению крещаемого в то время как
Менно-Симонс предпочел крещение совершенно раскаявшегося грешника, - лиц
взрослых. Сам он крестился в 1536 году на 44 году жизни.
Вследствие обезглавливания Сике
Скидера за возобновление крещения, - ибо кровь и прах мучеников были всегда
мнением для правды, - он тщательно исследовал Св. Писание по этому вопросу и
сам об этом писал нижеследующее: “ Все же я не хотел так много доверять моему
разуму. Я искал совета у некоторых древних богословов. Они учили меня, что
через это (крещение) лети должны были очиститься от первородного греха. Я
сравнил это с Писанием и решил, что это учение противно Христу.
После этого я обратился к Лютеру
и охотно у него хотел найти основание. Он учил меня, что детей нужно крестить
на основании их веры, - я видел, что и это не согласно со Словом Божьим.
Третий, к кому я обратился - это Буцер. Он учил меня, что детей нужно крестить
потому, чтобы за ними тщательней присматривать и воспитывать их согласно путям
Божиим. Но и это я считал не обоснованным.
В четвертых, я искал совета у
Буллигера, который указал мне на Ветхий Завет и обрезание. Но я признал, что и
это не может существовать по Писанию.”1
Относительно опыта и обращения со
стороны господствующей церкви он писал: “Он, Который искупил меня кровью Своей
любви и меня недостойного призвал к этому служению, знает меня, и Ему известно,
что я ищу ни денег, ни богатства, ни сластолюбия и удобств на земле, но награды
от моего Господа, и блаженства для меня и многих людей, из-за чего я претерпел
столь много чрезмерной боязни, притеснений, огорчения, нужды и преследований,
совместно с моей слабой женой Гертрудойи маленьким ребенком в продолжении 18
лет, так что я был принужден жить в постоянном страхе и опасности.
Да и в то время, как священники
(господствующей церкви) лежат на пуховиках, то мы должны обыкновенно прятаться
тайно в укрытых уголках. В то время, как они открыто веселятся на свадьбах при
дудках и барабанах, тогда как мы при каждом лае собаки должны оглядываться: нет
ли где-нибудь сыщиков. В то время, как всех их величают докторами и магистрами,
тогда как называют перекрещенцами и тайными проповедниками, искусителями и
еретиками; и приветствуют нас именем диавола. Когда их вознаграждают большими
приходами и благоденствием - нашей наградой и долей должны быть огонь, меч и
смерть.”2
Будучи наследниками в Голландии,
большая часть его последователей переселилась в Пруссию, где они оставались до
тех пор, пока и здесь притеснения стали невыносимыми, а затем они последовали
по приглашению в Россию. Относительно этого читаем в том же произведении:
“Тогда послышалась весть с востока, словно чудесная сказка.”
Великая императрица Екатерина 2
посдада воззвание через своего посла при Правительстве великого города Данцига,
находившегося тогда еще под польским владычеством - к меннонитам Данцинского
округа, чтобы они помогли заселить и внести культуру во вновь приобретенные
громадные пространства Новороссии. Полная свобода вероисповедания, освобождение
от воинской повинности и т.д. на “вечные времена” - были им обещаны, и кроме
того, каждой семье 65 десятин земли. В грамоте императора Павла 1 1800 г. на
пергаменте с золотыми буквами так называемой “привилегии”1
были гарантированы меннонитам полная свобода вероисповедания и освобождение от
присяги, место, которое должно заменить библейское “да” и “нет” - преимущество,
которым пользуется теперь в России все общины, на признающие присяги.
Между прочим в §
4 этой грамоты, общине меннонимтов дано специальное право варить пиво и (пить
вино) курить вино. Как долго пользовалась община начальным правом - нам не
известно. Таким образом до 1821 г. в Молоцинской области оставалась 40
деревень, в Хортицкой - 18, нашедшие в России свой “Сигор”
(Быт. 19:22).
Община
сепаратистов.
Переселение
сепаратистов и основание целого ряда колоний в южной России и Закавказье можно
признать результатом исследования Бенгелем пророческого слова и как следствие
этого, ожидание второго пришествия Христа в Витенберге.
Относительно
этого мы читаем в “Кирхенгешихте” Гизелера (т. 5, стр. 190-194) следующее:
“Среди витенбергских пиетистов было всеобщее оживление, что в 1836 г. будет
второе пришествие Христа и наступит тысячелетнее царствование. Здесь на разных
совещаниях выступали люди, получившие через это большую популярность.”
Лругая
партия обрадовалась вокруг крестьянина И.М. Гана, учение которого смешивало
пиетизм и тиософию Якова Беме и оно также проповедовало о скором пришествии
Христа.
Благодаря
толкованию Откровения Иоанна через Бенгеля и через Юнг-Штилинга, вкоренились у
них идеи, что тысячелетнее царство близко и что они должны переселиться на
восток”.
Напрасно
правительство применяло против них строгие меры, этим оно только ускорило их
намерение переселиться в южную Россию.
Император
Александр 1 заявил, что он охотно их примет и таким образом в 1816-1817 году
около 1400 семейств поехали туда несколькими партиями.
“Других
задержали в отечестве, потому что им было дозволено образование самостоятельной
общины, и начало этому положил бургомистр Леонберга Г.В. - Гофман и после того,
как было получено королевское разрешение он там стал во главе предприятия.
Купили имение Кориталь и на земле его образовали в 1819 г. общину.”2
В южной
России окодо Бердянска основали Нейгофунг и другие колонии, от которых опять
таки образовались колонии Отгейм и Кориталь в Донской области, Вестгейм и
другие в Крыму.
Около
Тифлиса и в другий местностях Северного Кавказа и Закавказья, равно как и в
губернии Екатеринославской, Херсонской, Бессарабской и в Крыму образовались
колонии, большую часть которых автор этого труда лично знает. Везде он находил
в России южной адвентистские движения, которые были импульсом отцов выселиться,
обосноваться в великой России, чтобы свободно жить согласно своей веры.
Но
прежде, чем закончить эту главу, мы должны упомянуть еще об одном движении,
которое собственно говоря может быть названо отпрыском этого движения - второго
пришествия и может быть положено в основу духовного пробуждения тогдашнего
протестантского населения России, находящегося в спячке...
Это было
в 1845 году, когда община Сепаратистов в Нейгофунге около Бердянска получила
нового настоятеля - молодого священника Гюго Отто Вюста из Витенберга. Его
внушительная проповедь 28 сентября 1845 г. еще до сих пор считается основанием
пробуждения среди сепаратистов, лютеран и меннонитов и его называют
реформатором общины меннонитов в южной России.
В этой
проповеди, основываясь на тексте из Ис. 10:6, он гласил о спасении через Иисуса
Христа, о праведности через веру, о необходимости разделения праведных от
неправедных и о блаженной надежде Христа. В 10-м отделе ее указал, ссылаясь на
2Кор. 6:14-18: “Поэтому я проповедовал о разделении и являюсь противником того
печального общения верующих с неверующими, при котором верующий теряет свою
веру, неверующий не может быть доведен до сознания своего неверия.”
Особенно
в эти дни, когда решительный час приблизился и как мне кажется, когда Господь
послал Своих ангелов с особенной миссией собрать плевелы в снопы, а пшеницу в
житницы - то особенно громогласно призываю: “Вы верующие, вы соучастники
наследия и блаженства, удалитесь из мира, отделитесь от неверующих и если даже
носят имя “пиенистов” или “братьев”, избегайте их и отделитесь от них, этих
жалких достойных сожаления, болтунов, лицемеров и полуверных, которые устали
говорить “я верю”, но не имеют этого в сердце.”1
Современная братская
меннонистская община среди старых меннонитов должна приписать свое
происхождение проповеднику Вюсту; как последствие этого великого пробуждения
были выход и исключение из прежних церквей и общин, и наконец, образовалось
самостоятельное меннонистское братство. Параллельно с этим образовались в
России общины баптистов, которые часто шли рука об руку между собою, как например,
в таинстве крещения, омовения ног, военной службы и т.д.
Это
движение коснулось всех немецких колоний в южной России и на Волге.
Образовались общины и собрания, которые оживляющим образом действовали на
спящих дев, но частью выродились в печальных формах. Церкви применили против
этого самые строгие меры в виде выселения, заключения в тюрьму, наказание
розгами и другими средствами, которые должны были удержать это движение.
Но как
ветер раздувает пламя, так эти средства способствовали только лишь распространению
братских общин. Борьба стала очень горячей, что большее число верующих, как
некогда их отцы вследствие их преследований, вынуждены были покинуть новую
родину, которую они полюбили, чтобы найти успокоение в чужих странах.
Некоторые
двинулись дальше в Туркестан, другие в Румынию, но большая часть толпами
направилась в Северо-Американские Соединенные Штаты в 1870-1880 гг. Как некогда
дикие степи России и Семиградия дали изгнанникам убежище, так теперь для них
открылись дикие индейские империи Запада, и как за 300 лет английские пуритане
в Англии и Голландии покинули свою родину, которую они любили, так же точно
сделали они и теперь, чтобы там в обещанной свободной стране жить согласно
своей вере. Да и для них подходили слова пророчества: “Земля помогла жене и
разверзла земля уста свои и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти
своей.” Откр. 12:16.
Мы расстанемся с этими преследуемыми
изгнанниками по вере, но мы еще встретимся в нашей книге в другой главе; они
вернутся к нам с еще лучшей вестью на своих устах.