Глава 2
Движение к Востоку.
Поселение на Волге.
“ От одной церкви Он произвел весь род человеческий для
обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их
обитанию, дабы они искали Бога.” (Деян. 26-27)
Если реформация подготовила почву, а учение Бенгеля
пробудило блаженную надежду на пришествие Христа, то на 7-летнюю войну смотрели
как на наказание и предостережение от Бога, а на манифест Екатерины от 27 июля
1763 г., как на призыв ко спасению всех нищих, изгнанников и преследуемых
братьев по вере. К переселенцам присоединилось еще большее количество немецких
католиков. Русское правительство послало своих агентов-вербовщиков в Германию,
Голландию, Францию, Швейцарию и другие страны Европы, приказав доставить всех, желающих
переселиться на русских кораблях из гаваней Гамбурга, Любенка и др. портов
непосредственно в Петербург. Около 8 тысяч семейств или 27 тысяч душ было
водворено в 1764-67 гг. около Саратова по обоим сторонам реки Волги.
Среди них находились представители всех Германских
племен, княжеств, графств и рыцарств древней священной Римской империи. Лишь в
небольшом количестве, по сравнению с германским элементом, почти в единичном
числе, к этому переселению присоединились французы, голландцы, поляки, шведы и южные
славяне.1
Намерение правительства было при этом двоякого рода, а
именно: открыть путь западно-европейской культуре в огромное степенное
пространство в нижнем течении реки Волги и одновременно путем элемента твердого
характера положить конец продвижению вперед и частым нападениям полудиких
калмыцких и киргизских орд.
Так как манифест обещал всем колонистам не только полную
свободу вероисповедания, но и представил при этом еще свободу миссионерской
деятельности среди пограничных магометанских народностей2
, то к колонистам присоединились посланные от братской общины Гергутеров,
которые основали в 1765 колонию Сарепту ниже Царицына. Но прежде всего посвятим
несколько строк основателю братской общины.
Граф Николай Ф. Цинцендорф родился 26 мая 1700 года и
умер 9 мая 1760 года, он был основателем братской общины. Его принципом было
понимать Св. Писание так, как оно написано, содержание выполнить в жизни, живя
в братском единении и проповедуя Евангелие миру словом и делом.
Цинцендорф и его общины по справедливости могут быть
названы пионерами оживления евангельской миссионерской деятельности. Что
сегодня для нас могло быть новым, это то, что Цинцендорф лично праздновал
седьмой день в качестве субботы и устраивал преломление хлеба и омовение ног.
Штагенберг, преемник Цинцендорфа дает этому такое
основание: “Так как Иисус сделал омовение ног Своим ученикам и при этом
совершенно ясно сказал: “ Как Я ваш Господь и Учитель, умыл ноги ваши, так и вы
должны между собою омывать ноги друг другу и т.д.” - то он принял эти слова,
как они гласят; и был того мнения, что омовение ног не может быть пропущено на
законном основании в живой общине И.Христа.”
В одной части речи от 21
февраля 1752 г. он упоминает: “Я, как известно, опять восстановил омовение ног;
и это для меня еще до сего часа самый приятный и почетный акт.”1
В весьма достойной рекомендации книжке Л.Р. Конради
“История Субботы и первого дня недели”2
мы читаем о графе Цинцендорфе: “Что касается его взглядов относительно субботы,
то мы находим следующее в одном письме, в котором он в 1738 г. перед отъездом в
Америку относительно евреев писал: “ Что я не вкушал в своей жизни кушаний,
которые им прежде были запрещены, - как день отдыха, а наше воскресение - как
день благовествования Евангелия, то я это делал без намерения с простодушным
сердцем.”
В 1741 г. он поехал в Пеньсильванию, куда переселилась
часть братьеви сестер из Гольштинии, именно под его председательством было
введено празднование субботы во всей общине и притом после продолжительного
обсуждения, как доказывает следующее показание Шпангерберга: “Как особое
обстоятельство следует заметить, что он вместе с общиной в Вифлиеме постановил
праздновать как день покоя седьмой день. Дело это было предварительно обсуждено
советом общины весьма обстоятельно с указанием всех оснований за и против, и
тогда пришли к единогласному соглашению проводить седьмой день как субботу.”3
Эта реформа субботы основателями братской общины не могла
быть поведена при жизни графа, ввиду больших расстояний между рассеянными
миссионерскими общинами и поэтому она осталась не выполненной.
Цинцендорф оставил своей общине большое количество весьма
содержательных духовных песен и между ними: “Иисус, веди нас”, Сердце с сердцем
в соединении,” Место собрания всех верующих” и др.
Мы же вернемся к Сарепте. Как оазис среди пустыни, так
Сарепта была местом Западно-Европейской культуры. Помимо миссионерской
деятельности среди калмыков колония эта имела хорошие воспитательные заведения
и ремесленные школы, которые снабжали волжские колонии в течение почти 100 лет:
проповедниками, учителями и медициной; кроме этого колония была для многих
местом истинного вдохновения; после духовных и физических напряжений.
В этом выражается истинный миссионерский дух графа
Цинцендорфа, который и еще в нынешней современной Сарепте и Волжским колониям,
служит в качестве примера весьма достойного подражания.
1 Варатн. Ди. Д.
Колонистен. А. Д. унт. Волга Саратов с. 39
2 Эта часть манифестов
потеряла на осн. Высоч. Указ в 1837 г. свое значение Бауэр. Геш.
1 Штангенберг, Лебен
дес Графен Цинцендорф. Бд. З.С. 546-549.
2 Ди Гешихта дес.
Саббетс С. 642. Гбг. Китер.
3 Ди Вашихте дес.
Сабботс С. 640-642. Конради.