Глава 2

 

 Движение к Востоку.

 

Поселение на Волге.

 

            “ От одной церкви Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога.” (Деян. 26-27)

            Если реформация подготовила почву, а учение Бенгеля пробудило блаженную надежду на пришествие Христа, то на 7-летнюю войну смотрели как на наказание и предостережение от Бога, а на манифест Екатерины от 27 июля 1763 г., как на призыв ко спасению всех нищих, изгнанников и преследуемых братьев по вере. К переселенцам присоединилось еще большее количество немецких католиков. Русское правительство послало своих агентов-вербовщиков в Германию, Голландию, Францию, Швейцарию и другие страны Европы, приказав доставить всех, желающих переселиться на русских кораблях из гаваней Гамбурга, Любенка и др. портов непосредственно в Петербург. Около 8 тысяч семейств или 27 тысяч душ было водворено в 1764-67 гг. около Саратова по обоим сторонам реки Волги.

            Среди них находились представители всех Германских племен, княжеств, графств и рыцарств древней священной Римской империи. Лишь в небольшом количестве, по сравнению с германским элементом, почти в единичном числе, к этому переселению присоединились французы, голландцы, поляки, шведы и южные славяне.1

            Намерение правительства было при этом двоякого рода, а именно: открыть путь западно-европейской культуре в огромное степенное пространство в нижнем течении реки Волги и одновременно путем элемента твердого характера положить конец продвижению вперед и частым нападениям полудиких калмыцких и киргизских орд.

            Так как манифест обещал всем колонистам не только полную свободу вероисповедания, но и представил при этом еще свободу миссионерской деятельности среди пограничных магометанских народностей2 , то к колонистам присоединились посланные от братской общины Гергутеров, которые основали в 1765 колонию Сарепту ниже Царицына. Но прежде всего посвятим несколько строк основателю братской общины.

            Граф Николай Ф. Цинцендорф родился 26 мая 1700 года и умер 9 мая 1760 года, он был основателем братской общины. Его принципом было понимать Св. Писание так, как оно написано, содержание выполнить в жизни, живя в братском единении и проповедуя Евангелие миру словом и делом.

            Цинцендорф и его общины по справедливости могут быть названы пионерами оживления евангельской миссионерской деятельности. Что сегодня для нас могло быть новым, это то, что Цинцендорф лично праздновал седьмой день в качестве субботы и устраивал преломление хлеба и омовение ног.

            Штагенберг, преемник Цинцендорфа дает этому такое основание: “Так как Иисус сделал омовение ног Своим ученикам и при этом совершенно ясно сказал: “ Как Я ваш Господь и Учитель, умыл ноги ваши, так и вы должны между собою омывать ноги друг другу и т.д.” - то он принял эти слова, как они гласят; и был того мнения, что омовение ног не может быть пропущено на законном основании в живой общине И.Христа.”

В одной части речи от 21 февраля 1752 г. он упоминает: “Я, как известно, опять восстановил омовение ног; и это для меня еще до сего часа самый приятный и почетный акт.”1

            В весьма достойной рекомендации книжке Л.Р. Конради “История Субботы и первого дня недели”2 мы читаем о графе Цинцендорфе: “Что касается его взглядов относительно субботы, то мы находим следующее в одном письме, в котором он в 1738 г. перед отъездом в Америку относительно евреев писал: “ Что я не вкушал в своей жизни кушаний, которые им прежде были запрещены, - как день отдыха, а наше воскресение - как день благовествования Евангелия, то я это делал без намерения с простодушным сердцем.”

            В 1741 г. он поехал в Пеньсильванию, куда переселилась часть братьеви сестер из Гольштинии, именно под его председательством было введено празднование субботы во всей общине и притом после продолжительного обсуждения, как доказывает следующее показание Шпангерберга: “Как особое обстоятельство следует заметить, что он вместе с общиной в Вифлиеме постановил праздновать как день покоя седьмой день. Дело это было предварительно обсуждено советом общины весьма обстоятельно с указанием всех оснований за и против, и тогда пришли к единогласному соглашению проводить седьмой день как субботу.”3

            Эта реформа субботы основателями братской общины не могла быть поведена при жизни графа, ввиду больших расстояний между рассеянными миссионерскими общинами и поэтому она осталась не выполненной.

            Цинцендорф оставил своей общине большое количество весьма содержательных духовных песен и между ними: “Иисус, веди нас”, Сердце с сердцем в соединении,” Место собрания всех верующих” и др.

            Мы же вернемся к Сарепте. Как оазис среди пустыни, так Сарепта была местом Западно-Европейской культуры. Помимо миссионерской деятельности среди калмыков колония эта имела хорошие воспитательные заведения и ремесленные школы, которые снабжали волжские колонии в течение почти 100 лет: проповедниками, учителями и медициной; кроме этого колония была для многих местом истинного вдохновения; после духовных и физических напряжений.

            В этом выражается истинный миссионерский дух графа Цинцендорфа, который и еще в нынешней современной Сарепте и Волжским колониям, служит в качестве примера весьма достойного подражания.

 



1 Варатн. Ди. Д. Колонистен. А. Д. унт. Волга Саратов с. 39

2 Эта часть манифестов потеряла на осн. Высоч. Указ в 1837 г. свое значение Бауэр. Геш.

1 Штангенберг, Лебен дес Графен Цинцендорф. Бд. З.С. 546-549.

2 Ди Гешихта дес. Саббетс С. 642. Гбг. Китер.

3 Ди Вашихте дес. Сабботс С. 640-642. Конради.

Hosted by uCoz