ОТДЕЛ 1
Проведение готовит путь.
Глава 1
Реформация в 16 веке.
“И
поставлена будет им часть войска, которое осквернит святилище могущества и
прекратит ежедневную жертву, и поставит мерзость запустения. Поступающих нечестиво
против завета он привлечет к себе лестью; но люди, чтящие своего Бога, усилятся и будут действовать. И разумные
из народа вразумят многих, хотя будут некоторое врем страдать от меча и огня,
от плена и грабежа; и во время страдания своего будут иметь некоторую помощь, и
многие присоединятся к ним, но притворно. Пострадают некоторые из разумных для испытания их,
очищения и убеления к последнему времени; ибо есть еще время до срока.” (Дан.
11:31-35)
Эти
сроки говорят о времени и господстве папства, о евангельских общинах во мраке
средневековья: вальденцев, альбигойцев, гугенотах и других, об успехе этих
общин миссий, о преследовании за их верную работу и о продолжительности их
страданий именно, о 1260 пророческих днях или же стольких годах Откр. 12:6. /От
536-1798 г./ по Р. Хр. во время господства папства.
Время
реформации в 16 веке, в свое время потрясла всю Западную Европу: Германия,
Англия, Скандинавия, Голландия и Швейцария были через нее вознаграждены;
Австрия и Франция были под сильным влиянием и Россия
косвенным образом была вовлечена в это движение. Это доказывает высокую силу
Евангелия при возрождении сердец, церкви и государства.
Служители
церкви такие, как Лютер, Кальвин, Цвингли, Кнокс, Меннон Симонс и другие с
успехом посвятили себя доброму делу. Еще в 15 веке были произведены попытки
реформации со стороны церковных соборов и высших духовных лиц католической
церкви, но они не имели никакого успеха, так как хотели улучшить нравственную и
моральную сторону жизни.
В то
время, как реформация Лютера выставила новый принцип,
имея основание также и исправления учения. “Это была
реформация, - как замечает Ф. Гермоки, - снизу, а не сверху”, и ход ее при этом
в отдельности совершенно различный, то ли это был духовник или монах, который
от себя начал Евангельскую проповедь, то ли это был старец в гражданстве;
коллегия или господа, которые приглашали к себе проповедника - не было ни
одного слоя общества, куда бы не проникла реформация.
Князья,
дворянство, университетские круги настроены гуманно, монахи, светское
духовенство, граждане государств далее - столицы, крестьяне в деревне - все они
дали дали вдохновенных заступников Евангелия.
Жизнь
Лютера была слишком непродолжительной, а работа слишком велика, чтобы он при
жизни мог довести свое дело до конца. Его взгляды на крещение описаны им в свей книге “О крещении” следующим образом: “Крещение
по-гречески называется “баптизма”, по латыни “мераио”, это обозначает, что
необходимо погружать в воду настолько, чтобы она совершенно смыкалась. Во
многих местах такой обряд не существует, но берут воду для крещения и поливают
рукой.
Поэтому
должно бы быть, и при том правильно, чтобы согласно значения
слова “крещение”, погружать в воду совершенно каждого крещаемого и вынимать из
воды. При том без сомнения в немецком языке слово “тауф” - крещение, происходит
от слова “тифе” - глубина, что глубоко погружают тех, кого крестят.
В
Лютеранской церкви Лютер сначала охотно ввел бы погружение в воду, но уже
нельзя было.[1]
Камень же был приведен в движение и по принципу Лютера нужно
было продолжать учение и улучшать жизнь.
Лютер и
другие реформаторы дали своим церквам в руки Св.
Писание и желающие могли исследовать полный план спасения и лаже “глубину
Божества”.
Отыщите
в книге Господней и прочитайте: ни одно из сих не применит прийти и одно другим
не заменится. Ибо сами уста Его повелели и сам Дух Его
соберет их.”
(Ис. 34:16)
Но начатое Лютером дело реформации, после его смерти
слишком быстро прекратилось, так что выдержки из книги “Жизнь Бенгеля” -
сочинение Бурка, правильно отмечает: “Со времени реформации евангельская истина
распространяется из поколения в поколение, но нет никакого прогресса. С
некоторого времени происходят различные необыкновенные
вещи: видения, вдохновения, секты, и тд.
Все основательно потрясено, но цельного
еще нет, но признаки достаточно ясны, что вскоре явится нечто другое; и
действительно явились: Вальдо, Гус, Лютер, Аридт, Спеннер и др. Это было пение
петуха при утренней заре - пока, наконец, из горнила не выплавится настоящее
золото”.
“Всеобщая же наша современная церковь - такая испорченная
масса, дурная квашня, что весь мир мог бы испортиться. Положение таково, как в
переносном значении зимою - это какое-то холодное время; должен придти
кто-нибудь и рассудить.”2
Пробуждение в
евангельской церкви.
Спустя
некоторое время после смерти Лютера родился И.А. Бенгель. Он учился в
Тюбингейне и с 1713 года он был профессором, благочинным священником, прелатом,
наконец проживая в Штутгарде, он умер в 1752 году. Его
основательные Библейские знания и его богословские произведения везде были
ценимы, а благодаря своему объяснению Откровения, он приобрел большое число людей /друзей/
пророческого слова среди ученых и неученых, далеко даже за границами Германии.
Бенгель особенно ценил Откровение, так как он видел в нем раскрытыми главные
события всеобщей церковной истории от дней апостолов и до конца.
Если
это исчисление конца на 1836 г. было ошибкой и противоречило категорическим
словам Спасителя: “Дня и часа никто не знает”, то все же надежда верующих на второе
пришествие Христа, их любимого Учителя - была блаженной
надеждой, и весть о втором пришествии была им так приятна, как пение ангелов.
Это движение коснулось всех Евангельских общин в Европе
и внимание всех было направлено на Восток, Россию.
Пробуждение явилось, но оно и его приверженцы должны были
претерпеть большие гонения и ненависть от тех, которые часто носили имя живых,
но были мертвы, - так часто положение было очень напряженное. К этому еще
прибавилась семилетняя война с 1756-1763 г., которая совершенно разрушила
большую часть Европы и особенно Германию, принося одновременно нужду и
бедствие, так что всякая весть об улучшении и виды на помощь в другой стране,
принимались с радостью.
Многие переселялись в Америку, Венгрию и Семиградие, в то
время как для друзей пророчества открывались двери на востоке.