Б.НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
В ДЕТАЛЯХ
Как
в древних, так и в современных боговдохновенных сочинениях встречаются
некоторая непоследовательность в деталях, которая не имеет существенного
значения. Это в равной мере относится как к Библии, так и к работам Елены Уайт.
Для
начала обратимся к Библии. В 1-й части мы уже говорили, что, сообщая нам о мессианском
пророчестве, в котором говорилось, что Христа предадут за тридцать
серебренников и которое было возвещено за несколько веков до Его рождения,
автор первого Евангелия (см. Мф.27:9-10) отнес это пророчество к Иеремии.
Матфей оговорился. Автором этого пророчества был не Иеремия, а Захария (см.
Зах. 11:12-13).
Кроме
того, мы говорили, что все четыре Евангелия незначительно расходятся между собой
в том, что касается надписи, которую Пилат сделал над головой распятого Иисуса.
Мы отмечали также, что Матфей рассказывает о чудесах, сотворенных Христом, в
иной последовательности, нежели это делает Лука, и что оба писателя по-разному
использовали в своем повествовании Нагорную проповедь: Матфей больше имел в
виду план проповеди, тогда как Лука использвал ее как орудие благовестия, с
помощью которого он пояснял истины, преподанные Иисуом.
Нечто
подобно можно найти и в сочинениях Елены Уайт. Те же незначительные ошибки, которые
можно найти в Писании, то здесь, то там появляются и в ее работах. О некоторых
мы говорили во введении, другие можно привести сейчас.
В
самом начале века один работник из Южной Калифорнии, потеряв веру в боговдохновенность
"Свидетельств", попытался оправдать это той ошибкой, которую он
заметил в одном письме, написанном Еленой Уайт. В этом письме она упоминала о
сорока комнатах в одном санатории, расположенном неподалеку от Сан-Диего. На
самом деле там было только тридцать восемь комнат. Разуверившийся, он
по-видимому, решил, что, если в сочинениях претендующего на боговдохновенность
есть хоть какие-то неточности, они опровергают возможность этой
боговдохновенности, и его доверие к Елене Уайт сильно покачнулось.
В
ответ пророчица написала следующее:
"Сообщение
о количестве комнат было дано не как откровение от Господа, а как просто
обычное человеческое мнение. Я никогда не получала откровения о точном
количестве комнат какого-либо нашего санатория; сведения такого рода я получала
расспрашивая тех, кто, как предполагалось, был сведущ в таких делах. ...
Порой
приходится говорить обычные вещи, обычные мысли занимают ум, пишешь обычные
письма и сообщаешь сведения, которые узнаешь от кого-либо из работников. Такие
слова и сообщения не даются в состоянии особого вдохновения, насылаемого Духом
Божиим".
Итак,
еще раз повторим, что боговдохновение, способствующее получению
"вернейшего пророческого слова", не исключает того, что пророк может
совершить какие-то незначительные ошибки (с чем, например, не согласны
сторонники теории "смирительной рубашки", о которой мы уже
упоминали). Только тогда, когда такие ошибки могут существенно повлиять на
направление развития церкви, вечную участь какого-либо из ее членов или на
чистоту учения, Святой Дух вмешивается и исправляет положение непосредственно
через пророка (чтобы исключить возможность необратимых последствий).