Глава 6

ВЕКА РАССКАЗЫВАЮТ СВОЮ ИСТОРИЮ

Голливуд известен отнюдь не своими духовными произведениями. Но изредка смог бездуховности отсту­пает, и освежающая струя приносит фильмы иного ро­да. Таков, например, фильм «Колесницы, огня», получивший Оскара, повествующий о жизни Эрика Лидделла.

Лидделлу принесла славу его удивительная победа на Олимпийских играх 1924 года в Париже. Мир был поражен, когда этот энергично работающий руками человек стремительно мчался к победе на 400-метровой дистанции.

Но Эрик Лидделл не сходил с ума по спорту. По­мимо больших спортивных достижений у него была дру­гая страсть —жизнь во имя Христа. Он поднимался ра­но утром, чтобы провести час наедине с Богом. Позже он стал миссионером в Китае.

Если вы видели «Колесницы огня», то, возможно, помните, как стоически отказывался Лидделл от трени­ровок по воскресеньям. В представлении Лидделла это почтение ко дню Господню отражало веру многих в его родной Шотландии. Как писал некто: «в Шотландии вы чувствуете субботу».

Но что интересно: сегодняшний день почитания Гос­пода е Шотландии — это не та суббота, которой покло­нялись шотландцы в середине века. Церковь Шотлан­дии, основанная миссионером Колумбом, соблюдала седьмой день — субботу.

Когда в 1067 году Маргарита английская сочеталась браком с Мальсоном шотландским, она так прокоммен­тировала «особенности» шотландцев: «они работают по воскресеньям, но верно соблюдают субботу».

Что ж, почитание седьмого дня может показаться «особенностью», но это «особенность» в соответствии со Священным Писанием. Тем не менее Маргарита воз­намерилась насадить в Шотландии соблюдение воскре­сенья, уже распространившееся в Англии. Даже накану­не Реформации многие церкви Шотландии соблюдали святой седьмой день.

Истинные верующие продолжали почитать субботу в течение многих столетий даже после узаконенного соб­людения воскресенья в их государстве. Это касается та­ких далеких друг от друга стран, как Египет, Фран­ция, Турция, Палестина, Сирия, Италия и Югославия. Во многих странах люди соблюдали и субботу, и воскре­сенье.

В XI веке патриарх Константинополь­ский Керуларий воспротивился власти Рима. Сре­ди прочих реформ он настаивал на отмене поста на седьмой день и радостном почитании субботы. Но папа Лев IX отклонил эти предложения. Объявив свое слово законом для всех христиан, он в 1054 году отлучил во­сточную православную церковь.

Э. Гиббон в «Истории уклада и разрушения Римской империи» пишет о том, как религиозный фанатизм Древ­него Рима после покорения мира Цезарем, постепенно сошел «на нет». Последующие поколения, пишет Гиббон «держали в своих безжизненных руках богатство Отцов, но не унаследовали их духа».

Такое может произойти с нацией. Но может ли подобное случиться с церковью? Может ли церковь обладать богатством христианского наследия, не приняв ду­ха его основателей?

В предыдущей главе Мы увидели, насколько

 


церковь была проникнута отступничеством, предсказанным в Новом Завете. В христианство проник легализм — об­ряды и традиции языческого поклонения солнцу. Чтобы понять, как это произошло, давайте обратимся к исто­кам поклонения солнцу.

Поклонение солнцу восходит к временам Ноя. Его праправнук Нимрод «начал быть силен на земле» (Быт. 10:8). Начиная с Вавилонской башни, все дости­жения Нимрода прославляют сказания и легенды древ­ней истории. Но этот талантливый вождь грешен. Это — отец ложного поклонения.

Ложное поклонение — поклонение солнцу — процвета­ло благодаря царице неба Иштар, богине любви и пло­дородия. Согласно легенде она родила Фаммуза без мужчины. Так в язычестве, задолго до воплощения Хри­ста, мы видим «подделку» непорочного зачатия.

Богам плодородия стали поклоняться, как богам солнца. Они умирали каждой зимой и воскресали вновь, .чтобы возродить плодородие земли, животных и чело­века.

Древний Вавилон стал центром солнцепоклонства. Именно оттуда подобно инфекции оно распространилось по всему миру. Летописи и произведения искусства от­ражают различные обряды и традиции солнцепоклонст­ва каждой нации.

Но почему же они поклонялись солнцу? Да потому что солнце дает свет, тепло, — дает саму жизнь. Солнце, господствующее в природе, — это естественная цель поклонения для тех, кто отвергает своего Создателя.

Обряды поклонения богу солнца были настолько ужасны, что порой даже трудно поверить, что такое бы­ло. Младенцев сжигали, как живую жертву, молодых женщин унижали, делая их проститутками в храме солн­ца. И все это для того, чтобы ублажить ненасытное бо­жество! Если бы только они приняли дар спасения сво­его Создателя!

Время от времени Господь разоблачал безумие солн­цепоклонства. Вспомните, как Он, избавляя Свой народ ОТ Египетского рабства, на три дня закрыл солнце тьмой. Все, кто отверг бога солнца и помазал дверные косяки и перекладины в своих домах кровью агнца, были спасены от ангела смерти. Но даже тогда израильтяне переняли от египтян идолопоклонство. Золотой телец, которому они поклонялись, изображавший Аписа, име­ет прямое отношение к солнцепоклонству.


Из-за отступления и неверия целое поколение изра­ильтян погибло в пустыне. Их дети наконец вступили в обетованную землю Ханаан. Но, к сожалению, когда старшее поколение умерло- их дети вернулись к солнце­поклонству. Обратите внимание: «И когда весь народ оный отошел к отцам своим, и восстал после них дру­гой род, который не знал Господа и дел Его, какие Он делал Израилю: тогда сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа, и стали служить Ваалам...» (Суд. 2:10—11).

Как печально, что Божий народ оставил Его ради Ваала, одного из языческих богов солнца. В Ветхом за­вете мы видим, как почитание солнца в Израиле под­тачивало веру в Господа. Царь Соломон, тот самая, кто построил храм, осквернил Иерусалим язычеством. По­клонение солнцу процветало: «...женщины месят тесто, чтобы сделать пирожки для богини неба...» (Иер. 7:18); «...сидят женщины, плачут по Фаммузе, ...у дверей хра­ма Господня, около двадцати пяти мужей кланяются на восток солнцу» (Иезек. 8:13—16).

Представьте! Поклоняются солнцу в Господнем до­ме! Как мы увидим, подобное произойдет вновь во вре­мена Нового завета. Преданные Господу пророки в Вет­хом завете постоянно призывали израильтян вернуться от поклонения богу солнца к своему Создателю. Они указывали на седьмой день—субботу—как на ежене­дельное напоминание Бога о своем творений. Однако ев­реи глубоко погрязли в язычестве. В конце концов Гос­подь сделал их пленниками в Вавилоне—этом древнем центре солнцепоклонства.

После возвращения из плена Божий народ отверг безумие солнцепоклонства своих соседей-язычников. Но затем,, остерегаясь язычников и боясь осквернения ими, впал в другую крайность. К моменту появления Христа иудеи напрочь отмежевались от язычников.

Тем временем Персия завоевала Вавилон, и солнце­поклонство продолжало распространяться. После поко­рения Александром Македонским мира греки привнесли свою изощренную религию идолопоклонства, в том чис­ле и почитание солнца.

Римляне тоже поклонялись солнцу. Они назвали дни недели в соответствии со своей языческой религией. В воскресенье они поклонялись солнцу, в понедельник — Луне, во вторник — Марсу, в среду — Меркурию, в чет­верг — Юпитеру, в пятницу — Венере. В субботу — ?


Конечно вы догадались — Сатурну. Подобно тому, как солнце управляет планетами, день солнца «возвышался» над всеми остальными днями недели.

Это возвращает нас назад, в первое столетие от Р.Х. Первое поколение христиан решительно боролось с влия­нием язычества. Но после их смерти идеи солнцепоклон­ства смешались с библейскими истинами.

Почему же церковь хотела соединить язычество с христианством? В предыдущей главе мы отметили, что христиане, чтобы избежать преследований, старались отмежеваться от иудеев. Это и сделало их незащищен­ными от влияния языческого общества.

Когда в 70 году от Р.Х. был разрушен Иерусалим, христиане обратились к столице империи как своему новому церковному центру. Значение Рима возросло после второго разрушения Иерусалима в 135 году. Когда император Адриан запретил соблюдение еврейской суббо­ты, христиане были вынуждены отказаться от иудейского наследия. Им было очень удобно позаимствовать обы­чаи из языческого Рима.

Вы когда-нибудь интересовались тем, какое отноше­ние имеют пасхальные яйца и кролики к воскресению Христа? Конечно, никакого. Это были языческие симво­лы плодородия. Церковь заимствовала их для символа новой жизни в Иисусе. В академической американской Энциклопедии Грольера, в статье «Пасха», читаем:

«Название «Пасха» происходит от имени англо-сак­сонской богини языческой Эостре, в честь которой вес­ной устраивались праздники. Многие народные тради­ции, связанные с Пасхой (например, пасхальные яйца), языческого происхождения».

Кроме Пасхи, церковь приняла и другие языческие праздники.

Веками язычники праздновали день бога солнца 25 декабря. Вам знакома эта дата?

Естественно, нет ничего греховного в том, что на рождество мы обмениваемся подарками, даже если это не настоящая дата рождения Христа, прячем пасхаль­ные яйца или кладем кроликов в корзину ребятишкам. Но вот в чем вопрос. Если наши христианские празд­ники пришли к нам из язычества, то можем ли мы быть уверены в том, что все остальное в нашей религии оста­лось неизменным, что Божьи заповеди, например, никто не изменил самовольно? Подумайте об этом.


Чтобы избежать преследований, христиане с готов­ностью приняли обряды солнцепоклонства. Естественно, от них не требовалось поклонения светилу. Они отмеча­ли рождение и воскресение Христа. Но тем не менее они подобно Ветхозаветному Божьему народу приняли обычаи и обряды тех, кто поклонялся солнцу.

Языческие корни в христианстве признаются многи­ми современными богословами.

Джон Генри Ньюмэн в своей книге «Развития христианского учения» пишет: «Храмы в честь выдающихся святых, ладан, лампады, свечи... святая вода... святые дни, — все это имеет языческие корни» (с. 373).

Как только церковь приняла элементы язычества, изменилось и отношение общества к христианству. А по­чему бы и нет? Теперь можно отмечать языческие празд­ники во имя Иисуса. Но стоило это очень дорого. Под языческими традициями была похоронена библейская истина.

Как только обряды солнцепоклонства проникли в христианство, деспотический легализм заменил свободу Евангелия. Церковь установила в седьмой день пост, уничтожив таким образом радость субботнего покоя. Появились новые доктрины, которые отвергли учение о том, что только кровь Христа является критерием при­нятия христианина небом.

,К четвертому веку христианство уже настолько на­поминало язычество, что римскому императору не со­ставляло труда стать верующим. В 312 году Констан­тин Великий объявил себя обращенным. Преследования христиан прекратились. Были запрещены языческие жертвоприношения, а христианские богослужения по­лучили официальное признание. Восхищенные церков­ные лидеры торжественно поклялись во всем поддержи­вать императора. Действуя рука об руку, церковь и го­сударство смешали веру в Христа с обрядами солнцепо­клонства.

7 марта 321 года Константин повелел всей империи светить «досточтимый день солнца», — не Божьего Сы­на, а солнца —день языческого поклонения солнцу. Использование Константином языческого названия «Диес Солис» или «дня Солнца» для наименования еженедель­ного христианского праздника доказывает, что христианство действительно было заражено язычеством.

Вскоре соблюдение дня солнца стало законом государства.


Труды ранних отцов церкви несут свидетель­ства возрастающего отступничества.

Друзья, в таком серьезном вопросе нужно разобрать­ся как следует. Я хочу, чтобы вы сами проанализирова­ли факты. Но как же в таком огромном количестве до­кументов выбрать нужные, если книги на эту тему мог­ли бы заполнить двухтонный грузовик?

Обратите внимание, например, на книгу Артура Вейгэла «Язычество в нашем христианстве». Вот что он пишет: «Церковь стала святить день солнца в основном потому, что это был еженедельный праздник солнца. Принятие языческих празднеств, которые были дороги народу, и наполнение их христианским содержанием — вот в чем состояла целенаправленная политика».

Просто содрогаешься при мысли о том, что- подобное могло произойти в Божьей церкви. Но страшная правда в том, что. суббота Господа нашего Иисуса Христа была принесена в жертву богам компромисса, популярности, язычества и легализма!

Теперь посмотрите, что говорит уважаемый богослов Джон А. О`Брайан. В своей книге «Вера миллионов» (1974) он пишет удивительное: «Поскольку Библия осо­бо говорит от субботе, а не о воскресенье, разве не стран­но, что католики, заявляющие, что их религия имеет своим источником Библию, а не церковь, соблюдают день солнца вместо субботы? Это напоминает мать-цер­ковь, от которой отделились некатолические секты, по­добно убежавшему из дома мальчишке, но хранящему в кармане фотографию матери или ее локон».

Есть над чем задуматься, не так ли?

В Библии — ни слова о святости воскресенья. Оно не заповедано Христом. Воскресенье—всего лишь челове­ческое установление. Да, оно появилось в ранней исто­рии церкви. Но разве не трагично, что это появление опорочено именем бога солнца, запятнано отступниче­ством, языческим наследием?

Жаль, что церковь приняла его с такой готовностью, безропотно, слепо! Как могло это произойти? Как мог­ло пройти незаметно такое искажение истины?

Мы не должны забывать, что до появления книгопе­чатания Священное Писание было доступно только свя­щенникам, царям и очень богатым людям. Церковь ста­ралась утаить Библию от мирян, оставляя право тол­кования Писания за духовенством.

Всякого рода извращения изобиловали в церкви в


период средневековья. Это продолжалось до тех пор, пока не появились такие реформаторы, как Мартин Лю­тер, и не призвали церковь вновь обратиться к Библии, оставить свои предания и вернуться к евангельской ис­тине.

В знаменитой дискуссии с представителем папы Йоганом Экком Лютер заявил, что повинуется только Священному Писанию. Его лозунгом было «сола скриптура» — «Библия — и только Библия!» Никакое церковное преданье не могло управлять его жизнью.

Однажды в разгар «битвы» Экк бросил Лютеру вы­зов, предложив объяснить, почему вместо библейской субботы он соблюдает день солнца. Вот его вызов ре­форматору: «Писание учит: «Помни день субботний, что­бы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие де­ла твои, а день седьмой — суббота Господу Богу твоему» (Исх. 20:8—10). Однако церковь своим авторитетом из­менила субботу на воскресенье, о чем ничего не сказа­но в Священном Писании».

Лютеру нечего было ответить на это. В борьбе про­тив церковных преданий реформатор еще не коснулся вопроса о субботе.

Раскол между Римом и Реформацией усилился. Окончательный разрыв произошел после Тридентского Собора, где обсуждались требования изменить офици­альную доктрину церкви.

Начался этот исторический собор в 1545 году и, по мере того как споры затихали и разгорались вновь, про­должался с перерывами 18 лет. Решающее значение имело выступление архиепископа из Реджино, который утверждал, что предание выше Священного Писания, поскольку церковь переменила субботу на воскресенье только на основе предания.

Вот как описывает это драматическое событие док­тор X. И. Хальцман в своей книге «Канон и предания», с. 263:

«Наконец. 18 января 1562 года на последнем заседа­нии со всеми сомнениями и колебаниями было поконче­но. Архиепископ Реджийский выступил с речью, в кото­рой прямо заявил, что предание выше Писания. Автори­тет церкви поэтому никак не связан с авторитетом Пи­сания, так как церковь переменила субботу — седьмой день — на воскресенье не по заповеди Христа, а в силу своего «авторитета».

Что же оказалось решающим в тот день, когда все было положено на чашу весов? То, что церковь факти­чески изменила одну из Божьих заповедей, субботу, ав­торитетом предания.

Давайте посмотрим, что же случилось с четвертой заповедью, которая в католическом катехизисе является третьей. К удивлению многих Римская католическая цер­ковь открыто заявляет, что явилась инициатором изме­нения субботы —седьмого дня — на воскресенье. Напри­мер, в «Катехизисе католического учения для новообра­щенных» (1977, с. 50) сказано:

«Вопрос: «Какой день суббота? Ответ: Суббота — Седьмой день.

Вопрос: Почему мы соблюдаем воскресенье вместо субботы?

Ответ: Мы соблюдаем воскресенье вместо субботы потому, что католическая церковь перенесла торжествен­ность соблюдения субботы на воскресенье».

Что ж, римские католики гордились, как они счита­ли, правом церкви толковать Писание.

 


И хотя лично я не приемлю предания как факт, влияющий на веру, я должен признать, что католики, по крайней мере, логичны и последовательны в соблю­дении воскресенья.

А протестантам, вероятно, следует задать себе воп­рос: почему они соблюдают воскресенье, коль скоро оно установлено преданием церкви? Есть над чем подумать, не так ли? Может быть мы, не зная, оберегаем то, что вовсе не является священным по Писанию? Скорее все­го, да.

Рассказывают, что много лет тому назад молодой русский царь, гуляя по дворцовому парку, заметил, что на пустыре стоит часовой, охраняя пустое место.

Заинтересованный царь спросил солдата, что он ох­раняет. Оказалось, что тот и сам не знал.

Просмотрев летописи, царь обнаружил, что по при­казу Екатерины Великой здесь когда-то был разбит ог­ромный розарий. А на том самом месте, где стоял часо­вой, когда-то рос розовый куст изумительной красоты. Раз в неделю пускали в сад крестьян посмотреть это чу­до. А к необыкновенному кусту было приказано поста­вить охрану. С тех пор сад давно извели, куст исчез, но приказ ни разу не был нарушен: часовой как ни в чем не бывало стоял, охраняя пустырь.

Может быть, и мы искренне и серьезно охраняем то, что вовсе не является священным?

Миллионы поклоняются Богу в воскресенье, считая его святым. Подобно Эрику Лидделлу из «Колесниц огня» они делают это искренне, веря, что воскресенье — ­это истинный памятник торжеству нашего Господа над смертью, и Бог, конечно, примет их искреннее поклоне­ние.

Но возможно сегодня появился новый свет, которо­му надо следовать? Библия говорит: «Стезя правед­ных — как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» (Притч. 4 :18).

Теперь, когда становится понятным значение суббот­него покоя, единственное, что нам остается, — это следо­вать Божьему свету, который Он дарует нам. Да, войти в субботний покой не так просто. Это может причинять неудобства, а может быть, и неприятности. Но в прош­лом последователи Христа платили за это слишком до­рогую цену. Почему же это должно даваться сегодня легко?

Христианство стало популярным сегодня в Северной Америке. Политики вдруг обнаружили, что иметь связь с церковью — помогает победить на выборах. Для мно­гих из нас не составляет проблемы объявить себя хри­стианами. Везде мы видим гордо выставленный символ креста.

Но скажите: разве испытание на верность заключа­ется в том, какой крест — блестящий золотой или про­стой старый — мы носим? Вот, что говорит Иисус: «... ес­ли кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми


крест свой и следуй за Мною ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ра­ди Меня, тот обретает ее» (Матф. 16: 24—2&).

Как мы «несем крест» ради Христа? Во-первых, мы принимаем новую истину, которую открывает Он в Сво­ем Слове. Истину о субботнем дне, который Бог запо­ведал помнить, символ нашего спасения во Христе — единственный день. Господином которого объявил Себя Иисус.

Заслуживает ли Иисус нашей полной преданности? Заслуживает ли Он того, чтобы ради Него потерять вре­мя, возможно работу, друзей или даже нашу любимую религию? Подумайте, чего стоил Иисусу на кресте наш субботний покой. Помните Его обетование: если мы по­теряем жизнь ради Него, то обретем ее.

Я расскажу вам о своем опыте. Мой любимый отец до своей смерти был служителем почти сорок лет. До начала своего служения он работал в Денвере. Он был прекрасным христианином, руководил одной из групп методистов. Однажды на пристани один из его рабочих получил небольшую травму и сказал нечто, не подобаю­щее верующему. Подошли товарищи, спросили, не нуж­на ли их помощь, но видя, что ничего серьезного не произошло, разошлись.

Мой отец, однако, остался и сказал: «Я знаю, вам было очень больно. Но надо следить за своими слова­ми. В конце концов, упоминая имя Господа напрасно, мы нарушаем Его заповедь». Рабочий согласился и ним: «Да, вы правы. Спасибо. Мы, христиане, порой бываем очень беспечны». И они помолились вместе.

Когда мой отец шел назад в свой офис, мысленно хлопая себя по плечу за то, что он помог соблюсти Божью заповедь, он вдруг услышал за спиной голос: «Но, Вандеман, вы сами нарушаете четвертую заповедь!»

Его сердце забилось. Дело в том, что он долго раз­мышлял о субботе. Несколько месяцев в нем боролись две силы, и отец никак не мог решить для себя, на чьей он стороне. Он знал, что говорит Слово Божье. Но, с другой стороны, была церковь, его семья, его друзья, его дело. И вот теперь он старается помочь другому соблюдать Божьи, заповеди, а сам нарушает одну из них. Он поспешил в свой офис. Опустился на колени и на­чал беседу с Господом.

Вскоре он обнаружил, какое это счастье — субботний покой. Он продал свое состояние и поступил в

христи­анский колледж, чтобы подготовить себя к служению. В течение долгих лет он проповедовал истину, даже ес­ли это стоило ему огромной внутренней борьбы.

Мой друг, евангелист, говорил о субботе со слуша­телями. Как только отзвучал последний гимн, он выскользнул через боковую дверь, желая попрощаться с прихожанами, когда они будут выходить через главный вход.

Один из присутствующих покинул аудиторию раньше других, так как хотел побыть наедине, поразмышлять и помолиться. Мой друг почти столкнулся с ним, задум­чиво стоявшем в полумраке. Его глаза были влажны. Он был глубоко взволнован тем, что только услышал.

Мой друг положил руку ему на плечо и спросил, не нуждается ли он в помощи. Человек тот медленно повернулся, серьезно посмотрел на служителя: «Всю жизнь, я молился о познании истины. Но мне не прихо­дило в голову спросить Бога, сколько ока стоит».

Да, истина дорого вам обойдется. Я не имею в ви­ду деньги. Она стоит вашего самоотречения. Но думай­те, чего она стоит Иисусу!

В свете того, что Господин субботы сделал ради нашего спасения, можем ли мы отвернуться от Него?