О ТОЛКОВАНИИ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ

Великое назидание может извлечь проповедник из тек­стов Священного Писания, когда он истолковывает не только их буквальное значение, но отыскивает также и их скрытый, внутренний, духовный смысл. Однако при этом необходимо соблюдать следующее правило: своим произвольным толкованием не навязывать тексту желае­мый для нас смысл. Никогда нельзя идти против здравого смысла. Необходимо избегать и бесцеремонного искажения текстов Священного Писания. Следует также избегать ис­толкования некоторых очень тонких по глубине мысли текстов. Нужно стремиться к тому, чтобы ни одна душа не была возмущена неделикатными высказываниями. Про­поведник не должен переходить границы строжайшего приличия. Главное значение разбираемого места Писания никогда не должно затемнять своими измышлениями.


Смысл приведенного текста должен быть изложен ясно и всегда занимать первое место. Библия передает нам дей­ствительно происшедшие события и открывает необычайно серьезные, важные истины. Поэтому мы обязаны дать по­чувствовать всем слушателям важность этих священных событий.

Прообразы Священного Писания представляют для проповедника обширное поле для подобных толкований. На страницах Библии находится описание скинии завета, являющейся прообразом новозаветной Церкви Христовой.

Перед нами высится дивный храм Соломона со всеми его чудесами. Проповедники, одаренные даром истолко­вания Священного Писания, найдут для себя богатый ма­териал в несомненных символах Слова Божия. Если ис­сякнет материал Ветхого Завета, то останется еще насле­дие из тысяч образов и притч. А какой драгоценный клад кроется в этих образах Священного Писания! Разумные изъяснения полных поэзии иносказательных образов Свя­щенного Писания не только будут охотно выслушаны ве­рующими людьми, но и с помощью Божией принесут им большую пользу. К примеру, апостол Павел находит тай­ну в лице первосвященника Мельхиседека (Евр. 7: 1-4). Когда он говорит о Сарре и Агари, то указывает, что «в этом есть иносказание» (Гал. 4: 24). Таким образом, апо­стол Павел признает существование в Священном Писа­нии аллегорических мест. И таких мест немало содер­жится на страницах Библии. Их мы находим в изобилии и в исторических книгах Слова Божия. Например, в книге Бытие мы читаем о начале жизни на земле, о ее развитии. Далее книга Исход показывает, как необходимо для че­ловеческого рода искупление: избранный Божий народ должен был быть спасен кровью пасхального агнца. После этого перед нами проходит внутренняя духовная жизнь избранного народа, его стремление к общению с Богом. Об этом мы читаем в книге Левит. Затем мы странствуем по пустыне с избранным народом, идущим из египетского рабства в обетованную землю; узнаем все трудности этого пути из страны чудес и премудрости человеческой в стра­ну, где текут «молоко и мед»... Это — книга Чисел.

Потом у нас появляется желание выйти, наконец, из этой пустыни в тот лучший край, вступить в который, однако, долгое время еще не решается избранный народ Божий — тот край, который вполне соответствует всем


желаниям его, где он должен познать силу своего духов­ного возрождения, где он будет жить, как бы предвкушая небесные блаженства. Это — книга Второзаконие, повто­рение законодательства, вторичное очищение народа Бо­жия. После этого вместе с ним достигаем мы, наконец, Ханаанской земли. Мы на опыте познаем, что означает возродиться во Христе и вести брань не против плоти и крови, но против «духов злобы поднебесных» (Ефес. 6:12). Это — книга Иисуса Навина.

Затем следует повествование о грехах избранного на­рода Божия, о его непослушании Господним повелениям. Это — книга Судей.

В книгах Царств перед нашими глазами проходят раз­личные формы государственного устройства. Возвышения и падения обетованного народа, когда он в наказание за свои грехи предается во власть Вавилона. Ознакомившись со всеми скорбями и позором этого народа, мы видим многих праведников из числа избранных, которые стре­мились, каждый по-своему, спасти, сколь возможно, свой народ. Некоторые из них, как, например, Ездра, возвра­тились в свою землю, чтобы восстановить здесь храм и возобновить служение истинному Богу. Другие, например, Неемия, возвращаются затем, чтобы вновь воздвигнуть городскую стену с разрешения язычников.

Наконец, в книге Есфирь мы снова видим Божий народ в рабстве и снова спасаемый божественным Промыслом.

С гораздо большим интересом мы будем читать Слово Божие, если будем внимательно вникать как в общее направление библейских книг, так и в последовательность исторических событий.

Искусство пользоваться подобными приемами может быть с успехом применено в изложении великих истин, заключающихся в отдельных небольших событиях. Такое изложение может быть и поучительно, и назидательно. Среди множества библейских фактов можно обрести важ­ные законы, может быть, нигде столь ясно не выражен­ные, как именно в данном тексте. Возьмем для примера следующий текст: «И умерла Девора, кормилица Ревеккина, и погребена ниже Вефиля под дубом, который и назвал Иаков дубом плача» (Быт. 35: 8). В приведенном тексте говорится о добрых, верных, старых слугах и о несомненности смерти. Слова: «И сказали слуги царские царю: во всем, что угодно господину нашему царю, мы — рабы твои» (2 Цар. 15: 15) — можно применить по от­ношению ко Христу и христианам.

Изложение и изъяснение притчей Спасителя представ­ляют собой обширное поле для назидания наших слуша­телей. Но если и этого недостаточно, то остаются еще чудеса Спасителя. Несомненно, эти чудеса представляют собой те же проповеди нашего Господа Иисуса Христа, но лишь осуществленные в действительности.

Если мы рассмотрим чудеса Христовы, то увидим во­очию, что они представляют собой как бы великую кар­тинную галерею, полную глубочайших мыслей, чувств и чаяний.

И в заключение скажем, что проповедники, руково­димые добрым разумом, могут и должны с пользой для слушателей применять в своих проповедях духовное ис­толкование Священного Писания и таким образом воз­буждать в них чистый смысл. Приподнять хотя бы только один край завесы неизмеримой и неисчерпаемой бездны вечной премудрости Священного Писания — это задача, заслуживающая всяческого старания проповедника.