Музыка формирует ответную
реакцию
Существует
вполне конкретная причина, обуславливающая тот факт, что данная музыка
рождается и процветает в обстановке, которая характеризуется изначально
неправедными установками. Качества присущие этой музыке делают ее идеальным
средством для реализации установок и действий, характерных для этих мест. В
таких местах вы не услышите звуков марша; струнные квартеты или торжественные
гимны также не звучат там. Сама концепция уместности той или иной музыки для
определенных случаев и событий основана на том посыле, что музыка формирует
соответствующую ответную реакцию у слушателя или по крайней мере создает
подходящую атмосферу.
Если
мы принимаем данную предпосылку, давайте подумаем, какая музыка может являться
примером изменения психологического и физиологического состояния слушателя в
сторону очищения и возвышения души? Этот вопрос непросто разрешить
применительно к светской музыки и пожалуй еще сложнее сделать это, имея в виду
духовную музыку. Может ли та же самая музыка, которая изначально создавалась
для возбуждения низменных человеческих страстей, быть использована в благих
целях привлечения людей ко Христу, нашему Спасителю, умершему на кресте, чтобы
человек мог от своего греховного состояния вернуться к тому образу и подобию, в
соответствие с которым он был первоначально сотворен?
Елена
Уайт говорит: “Если не преподать людям правильные идеи относительно истинного
служения и истинного почитания, незамедлительно начнут проявляться тенденции
постановки духовных вопросов на уровень повседневный и обыденный, а результатом
станет потеря ориентиров и дискредитация религиозной практики.” Там же, том 5, с. 500.
Итак,
разбираемый принцип относится к проблеме сопоставимости доносимой идеи со
средством или инструментом, используемым в этих целях. Если этот посреднический
инструмент воздействует прежде всего на низменную человеческую природу, а
слова, напротив, вызывают в нем возвышенные чувства, то налицо несовместимость
этих двух составляющих, результатом чего является смешение добра и зла. Человек
обладает бесконечной способностью обманывать самого себя.
Лавину
различного рода музыки, захлестнувшей адвентистские церкви сегодня, безусловно
нельзя считать однородной и гармоничной и приносящей исключительно одни
благословения. Популярность никогда не являлась свидетельством надежности.
Сегодня мы видим движение в сторону распространения в пределах церкви
популярных музыкальных программ, организаторами и исполнителями которых
являются многочисленные исполнители фолклорной и “госпел” музыки. Их везде
встречают с радостью и оказывают исключительно теплый прием. Вкус этих
гастролирующих музыкантов формировался под влиянием последних веяний шоу
бизнесса, который постоянно проникает в дома и семьи людей посредством радио и
телевидения. Впервые за всю истории церкви, ее члены могут услышать образцы
своих любимых музыкальных стилей непосредственно в святилище. Какие бы
остаточные чувства вины не мучали их в прошлом относительно предпочитаемых ими
музыкальных стилей, сейчас они все окончательно улетучились и на их место
пришло облегчение, так как теперь той же самой музыкой они могут наслаждаться
прямо в церкви.
Вряд
ли категоричные отвержения могут в данном случае возыметь действие. Скорее
важно поощрять так называемый осторожный подход, подкрепленный глубоким
исследованием Писания и искренней молитвой в поисках мудрости. Елена Уайт
рекомендует с большой тщательностью и осторожностью подходить к планированию
музыкальных мероприятий в рамках религиозного служения. Многим из тех, кто с
головой окунулись в движение “поп-госпел,” не помешает сегодня остановится на
мгновение и поразмышлять.
Целостная
философия музыки для христианина включает несколько аспектов взаимосвязи между
музыкой и человеком. Прежде всего, следует признать тот факт, что главной целью
Бога относительно любой музыки является совершенствование характера и
возвышение мыслей человека от повседневных суетных дел к величественным высотам
духа; от “прежних похотей” ко всему, что чисто и достославно. Во вторых,
христианин должен четко представлять себе, что Дьявол стремится использовать
музыку для достижения диаметрально противоположных целей и задач, и что его
самые искусные и утонченные искушения, как правило, сочетают элементы добра и
зла, правды и истины. Он успешно пользуется подобной тактикой, как в светской,
так и в религиозной области, предоставляя человеку удивительный выбор
альтернатив.
Музыка
это одно из явлений земной жизни, которое увидит свое продолжение на небесах.
“Когда наш Искупитель поведет нас в порогу Вечности, то, преисполненные славой
Божьей, мы услышим слова хвалы и благодарения небесного хора, окружающего
престол. Когда эхо ангельских песен отзовется в наших земных домах, наши сердца
объединятся с небесными певцами. Небесное общение начинается на земле. Здесь мы
узнаем лейтмотив восхваления неба.” — Воспитание,
с. 168. Так пусть же каждый христианин стремится запечатлеть ее в своем сердце!