Цель пути

Неужели мир, в котором мы живем, движется в Самарру? Неужели, благодаря развитию технологии, мы поставили себя на грань уничтожения? Неужели нам надо ожидать столк­новения с каким-то другим миром, который несется нам на­встречу? А может быть, мы все находимся под угрозой втор­жения пришельцев из космоса? Быть может, земная цивили­зация скоро прекратит свое существование, и выживут лишь немногие, чтобы начать все заново?

Нет, нам больше нельзя поддаваться на уловки фаталь­ных прогнозов, нельзя трепетать от холодной бессмыслицы, встречаясь с чем-то неведомым. Даже столкновение с ангелом смерти не должно нас пугать. Реальность смерти отныне не должна сковывать нас страхом, ибо теперь мы знаем, что за гранью этого мига есть нечто гораздо лучшее.

Мы должны готовиться к встрече, но не с Самаррой, не с роковой обреченностью и отчаянием, не с возможностью соб­ственного уничтожения или столкновения с какими-то ины­ми мирами и космическими мародерами, не с миром духов и его странными алтарями или стеклянными шарами. Нас ждет не это: впереди — вечная счастливая жизнь, если мы только захотим выбрать ее. В конце концов, будущее находится в наших руках, и наша судьба — результат нашего сознатель­ного выбора. Мы не осуждены на то, чтобы бежать от смерти в Самарру; перед нами, простираясь на всю вечность, откры­вается жизнь, если мы только захотим выбрать ее.

Где мы будем жить? На что будет похожа эта жизнь? Можем ли мы знать об этом? Да, можем, и мне кажется, что теперь мы готовы по достоинству оценить то будущее, кото­рое предстает перед нами на страницах Святой Книги. Одна­ко прежде всего нам необходимо ответить на некоторые дру­гие вопросы. Чтобы понять, что нас ожидает, надо кое-что узнать о смысле жизни и смерти, поскольку любая неясность или неверное понимание того, что такое человек, обязательно приведет и к неверному представлению о его судьбе. Иными словами, если человек — это просто горсть молекул, какая-то случайная биологическая величина, которая веками развива­ется методом «проб и ошибок», то разве можно на что-то на­деяться?

В Библии прямо сказано, что человек сотворен по образу Бога и наделен сознанием. И совестью. Если мы не согласны с этим, то у нас нет никакой надежды. На какое будущее может рассчитывать биологическая величина, которая до­стигла своего нынешнего развития лишь случайно и впредь будет совершать свое путешествие, снова полагаясь на волю случая? Если она спонтанно образовалась в результате како­го-то космического события, то вполне возможно, что спустя какое-то количество лет такой же катаклизм ее и уничтожит.

Разделяя расхожие, но популярные представления о сво­ем происхождении, мы видим, что будущее, описанное в Биб­лии, лишается всякого смысла, но если мы расстанемся с эти­ми безнадежными, противоречивыми и неясными утвержде­ниями, перед нами откроется такая картина, о которой мы не могли мечтать в своих самых смелых фантазиях. Нам уготова­на Влагая весть, ибо если у нас есть Книга, которая ясно тол­кует, как появился человек и что его ожидает в момент смер­ти, мы столь же полно сумеем понять, какова его судьба. Бла­годарю Бога, что нам не надо всматриваться в стеклянный шар или верить путаным измышлениям какой-то сомнительной личности. Наша надежда зиждется на Слове живого Бога.

 


Уже давно в христианском предании будущая жизнь свя­зывается с тем местом, которое именуется небесами, однако тут перед нами открывается довольно странная картина, по­скольку большинство людей знает о небесах лишь то, что они находятся где-то наверху. Спросите об этом на улице десять первых встречных, и вы поймете, что большинство из тех, кто хоть когда-то размышлял о небе, вообще не имеют ясного представления, что это такое.

Итак, небо находится где-то наверху, и в этом нет ника­ких сомнений, однако для большинства все сведения о небесах представляются какой-то смесью сказок и собственного воображения, сдобренного той пуританской скукой, которая делает его малопривлекательным. По сути дела, популярное представление о небесах мало чем отличается от той карти­ны, которую как-то раз нарисовал один ученик. Он писал: «Небо имеет три этажа и подвал. Облака — это пол. Бог спит на первых двух ярусах, на третьем живет Дед Мороз со своим оленем и игрушками, а ангелы спят в подвале. Все дома сде­ланы из имбирного пряника, а все реки имеют разный цвет: красный, голубой, розовый, зеленый, оранжевый. Это все».

«Как бы там ни было, — подвел итог школьный учи­тель, — но не станете же вы отрицать, что такие сказочные истории развивают детское воображение?» Да, это так, но удовлетворят ли подобные сказки того, кто вынужден смот­реть в будущее, не обманывая себя? Многим кажется, что небо — это некая страна, где в бесконечном пространстве пла­вают бестелесные духи и где мы, сидя на рыхлых облаках, без конца играем на полупрозрачных гуслях. Место, где, как предполагается, святой Петр ходит взад и вперед, бряцая клю­чами (которые, конечно же, сделаны из металла, ибо в про­тивном случае они не могли бы издавать никаких звуков) и пропуская избранных через ворота, ведущие в так называе­мое вечное блаженство святых.

Если бы пришлось выбирать место, в котором нам пред­стоит находиться целую вечность, то вряд ли можно было бы вообразить что-либо более скучное, чем это устоявшееся пред­ставление о небесах. Дожив до пенсии, многие ранее преуспе­вавшие деловые люди обнаруживают, что их почти ничего не радует. Возможность целыми часами сидеть на краю какого-то облака и бесцельно бренчать на гуслях воспринимается ими (а также всяким другим предприимчивым и здоровым чело­веком) как некая ужасная перспектива.

Расхожие и неверные представления о том, что небо — это место, которое лишено всякой цели, но, не переставая быть реальным, оно не предполагает никакой деятельности и не дает ничего, кроме бесконечной скуки, кажутся столь не­лепыми, столь скудными, что многие вообще отвергают вся­кую мысль о будущей жизни. Люди с большей готовностью верят в то, что наша теперешняя жизнь — это небеса или ад,

 


в зависимости от того, что мы из нее делаем. Однако ни то, ни другое не соответствует истине. Читая Слово Божье, мы ви­дим, что небо — это не призрачная страна, населенная при­зраками, не плод чьей-то фантазии, не мечта и не смутный вымысел, сотканный из воображаемых гуслей и облаков. Не­смотря на то, что наши телескопы не в силах до него добрать­ся, небо — это такой же реальный и осязаемый мир, как и наш с вами. Это не сказочная страна, а место, реальность ко­торого не уступает всему тому, что можно видеть воочию. Именно в этом и сокрыто благовестие. Не надо ждать, пока исследователи космоса разработают более мощные ракеты-носители или реактивные двигатели. Не надо ждать, когда космонавты доберутся до небес. Ответы, за которые люди пла­тят столь дорогую цену, уже даны нам и содержатся в Слове живого Бога.

Следите внимательно: эта волнующая возможность ис­полнится уже в наши дни, задолго до того, как человек при всех своих ошеломляющих научных достижениях сможет наконец предпринять нечто большее, чем примитивный по­лет за пределы Земли. Обратимся еще раз к величественным, теперь уже знакомым словам апостола Павла: «Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут пре­жде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхище­ны будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес. 4:16, 17).

Итак, никаких ракет. Никаких кислородных баллонов. Никаких скафандров. И тем не менее сила земного притяже­ния не окажет сопротивления Царю славы, когда Он вознесет Свой народ на небо. Законы природы — это Его законы. И Творец властен над ними.

Я люблю воображать, как будет выглядеть это путешест­вие. Вполне возможно, что по пути мы остановимся в каких-то других мирах, которые никогда не поднимали мятежа про­тив своего Творца. А затем наступит величественный и слав­ный миг, когда, распахнув ворота Своего града, Спаситель пригласит нас войти. Хотите узнать, как будет выглядеть этот город? Почитайте на досуге 21-ю и 22-ю главы книги Откро­вение, а пока обратите внимание на 21-ю: в 12-м стихе


сказано, что он имеет стену, в 13-м — ворота, в 14-м говорится, что у него есть основания, а в 15-м — что он обладает определен­ными размерами. Этот город столь же реален, как и все, кото­рые вы когда-либо видели. Но в нем утвержден Божий пре­стол, растет дерево жизни, нет ночи, смерти, страдания и слез. Однако известно ли вам, что, несмотря на всю свою реаль­ность и привлекательность, небо не будет нашим постоянным жилищем?

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю», — ска­зал Иисус (Мф. 5:5). Итак, кроткие наследуют землю. Зна­чит, наша вечная жизнь не будет протекать на каком то обла­ке, затерянном на краю Вселенной, или даже на вполне ре­альных и осязаемых небесах. Бог послал Своего Сына, чтобы этот мир навсегда стал жилищем для спасенных. Эта земля была задумана, чтобы мы жили на ней. «Ибо так говорит Господь, сотворивший небеса. Он — Бог, образовавший зем­лю и создавший ее; Он утвердил ее; не напрасно сотворил ее: Он образовал ее для жительства; Я — Господь, и нет иного» (Ис. 45:18). Этот мир был похищен сатаной у его настоящих владельцев, но Бог послал Своего Сына, чтобы искупить не только заблудшее человечество, но и погибшую планету — мир, который изначально был задуман как жилище для человека.

Ответьте: неужели наш Спаситель, Сын Божий, согла­сился пострадать, пролить Свою Кровь и умереть только для того, чтобы вы жили на каком-то мистическом облаке, пре­бывая в некоей разряженной, газообразной, нематериальной субстанции, которая вам вовсе не нужна? Вряд ли!

Кроткие наследуют землю. Да, сегодня они почти не вла­деют ею, поскольку ее основная часть находится в руках раз­личных финансовых компаний. Но Бог обещал ее кротким. «Кто эти кроткие?» — спросите вы. Писание дает такой от­вет: «И сказал Господь Аврааму, после того как Лот отделил­ся от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу, и к югу, и к востоку, и к западу. Ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки» (Быт. 13:14, 15).

«Всю землю, которую ты видишь». В Послании к Рим­лянам сказано, что Авраам должен был стать «наследником мира» (Рим. 4:13). «Да, иудеям» конечно, повезло, — скажет


кто-нибудь, — ведь Авраам — отец еврейского народа, а вот я — язычник, куда мне идти?»

Слушай дальше: «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3:29). Итак, вы тоже наследники этой земли. Принадлежа Христу, вы стано­витесь наследниками этого изначального обетования, то есть наследниками этого мира. Конечно, в том состоянии, в кото­ром он находится сейчас, этот мир не такой уж большой пода­рок, но Своему народу Бог даст его как совершенный дар, преображенный, измененный и обновленный. «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр. 3:10). Но обратите внимание, что следует дальше: «Впрочем, мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Петр. 3:13).

Да, сейчас мир далек от совершенства, но когда настанет великий день Господень, день, к которому движется все тво­рение, земля будет очищена, преображена и обновлена. Тыся­ча счастливых лет, проведенных на самых настоящих реаль­ных небесах, пройдет быстро. Это будет время, прожитое ря­дом со Спасителем, в общении с ангелами, с непадшими су­ществами других миров и в знакомстве с чудесами Божьей Вселенной. Какое интересное время для ученого, астронома, космонавта!

А затем наступит час — и начнется космическое путешест­вие всех времен. Не будет волнующего отсчета последних минут перед стартом, спешного задраивания люков, предо­храняющих от утечки драгоценного кислорода, не будет ни­какого страха перед необходимостью преодоления радиаци­онных поясов. Попытайтесь, если возможно, представить весь драматизм этого невиданного действа. Появляясь в простран­стве, вечный город, новый Иерусалим, предваряемый всеми своими обитателями, вместе с Божьим престолом и деревом жизни начинает долгое путешествие. Мне нравится думать, что Дорога будет проходить через звездный коридор Ориона — этой гигантской небесной пещеры. Цель путешествия — Земля!

«И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я Иоанн увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба,


приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его наро­дом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Откр. 21:1—3).

Только представьте — город, имеющий форму квадрата со стороной свыше шестисот километров, со всеми своими воротами, стенами и основаниями быстро и неуклонно дви­жется к Земле! Какой огромной должна быть посадочная по­лоса! Спаситель Сам приготовит ее.

«И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской... и раздвоится гора Елеонская от востока к западу весьма боль­шою долиною, и половина горы отойдет к северу, а половина ее — к югу... и придет Господь Бог мой и все святые с Ним» (Зах. 14:4, 5). Величина этого города будет равняться площа­ди всего Среднего Востока!

Затем в ужасной истории мятежа начнутся последние события, но из пепла этой заброшенной планеты возникнет новая земля, и когда ликвидация мятежа завершится, все­ленная будет очищена. Есть книга, содержащая такое описа­ние: «Там текут вечные потоки, чистые как кристалл, а рас­тущие около них деревья бросают свою тень на тропинки, приготовленные для искупленных Господа. Там просторные долины мягко переходят в прекрасные холмы и горы Божьи вздымают свои вершины. И там, в мирных долинах, на бере­гах живых потоков народ Божий — эти усталые скитальцы и путники — наконец обретут свою родину...

Перед искупленным народом Божьим откроются для изу­чения все сокровища Вселенной. Освобожденные от уз смер­ти, они направят полет неутомимой мысли к далеким мирам, которые глубоко скорбели при виде человеческого горя и ра­достными гимнами приветствовали спасение каждой души... Незамутненным взором они будут созерцать славу творения — солнц, звезд и небесных систем, вращающихся в установлен­ном порядке вокруг престола Божьего. На всем творении, от самого малого до самого великого, начертано имя Творца, и все открывает в себе богатства Его силы...

Великая борьба окончена. Греха и грешников больше нет. Вся Вселенная чиста. Все бесчисленные творения исполнены согласия и радости. Во все концы безбрежного пространства


текут потоки жизни, света и радости от Того, Кто сотворил все. От мельчайшего атома до величайшей системы мирозда­ния — все одушевленное и неодушевленное в своей неомра­ченной красоте и совершенной радости провозглашает: "Бог есть любовь"»1.

Какая радостная картина! Вселенная очистилась, и Бо­жий замысел, которому так долго мешали, наконец-то осуще­ствился. Приведу сравнение. Когда в Америке появились пер­вые колонисты, на скудном побережье Новой Англии в боль­шом доме поселилась одна семья. Дом эти люди построили своими руками и сами соорудили внутреннее убранство. В семье было двое взрослых детей: молодой врач, который поч­ти всегда был в разъездах, посещая небольшие города и дале­кие поселки, разбросанные по всему побережью, и очарова­тельная девушка лет двадцати. Каждый вечер, тайком от се­мьи, она уходила к расположенным неподалеку деревянным постройкам, чтобы там, на лоне молчаливой природы, уеди­ниться в молитве. Она всегда пела такую песню:

Когда на болото и гору, поля и цветы

Мягко опустятся сумерки,

Как сладостно оставить этот мир забот

И вознести молитву небу.

Но вот однажды вечером, когда, сладостно погрузившись в созерцательное раздумье, она пропела первые две строки своей маленькой песенки, кто-то, подкравшись сзади, сильно ударил ее по голове и убежал. Потеряв сознание, девушка упала. Когда настало время ужина, ее хватились и бросились искать. Девушку нашли, но несколько дней она не приходила в сознание. Послали за братом-врачом, и после осмотра было принято решение сделать операцию. Как вы думаете, что она сделала, когда операция завершилась и сознание снова верну­лось к ней? Ее губы зашевелились, и девушка закончила пес­ню, которая так резко оборвалась несколько дней назад:

Как сладостно оставить этот мир забот И вознести молитву небу.

Ее мозг начал работу как раз с той фразы, на которой прервалась песня.

 

' Е. Уайт. Великая борьба. С. 488—488.


Вот таким же образом был сорван Божий план: грубо и внезапно. И хотя его осуществление было отложено, однако в нем самом ничего не изменилось. Когда земле будет возвра­щена ее первоначальная красота и когда человек снова обре­тет счастье, дарованное ему изначально, опять возобновится и будет спета до конца песнь, начатая в Едеме.

В первых трех библейских главах описан Божий план и рассказано, как он был сорван грубым вторжением греха. В трех последних главах Библия говорит о восстановлении Божь­его замысла и о том, что Божественная музыка продолжает­ся. Все остальные тексты Священного Писания, находящиеся между тремя первыми и тремя последними главами, повест­вуют о том, что делал Бог, чтобы вернуть человека в состоя­ние счастья, которое изначально было ему определено. Вспом­ним еще раз: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют зем­лю». И другое: «Если же вы Христовы, то вы... наследники». Вот так — просто и ясно.

Кроме того, все обещанное Богом будет по-настоящему реальным, и я надеюсь, что из всего сказанного вы вынесете уверенность в том, что жилище для спасенных и их грядущая жизнь абсолютно реальны. Бог реально существует. Христос обладает настоящим, реальным бытием. Потому и ваша жизнь тоже будет самой настоящей. Наши друзья предстанут перед нами не какими-то призраками, и мы вполне узнаем друг друга. Разве может быть иначе? Милые и незаметные черты характера, которые на земле рождали ощущение счастья, со­хранят всю свою реальность. Вы помните, как в утро воскре­сения Христа Мария стояла в саду. Слезы заливали ей глаза, и она не узнала своего Спасителя. Она не надеялась увидеть Его живым и подумала, что это садовник. «Мария!» — тихо позвал Иисус. И как только Он произнес одно лишь это сло­во, Мария, сразу уловив неповторимую интонацию, харак­терную для Христа, тотчас ответила: «Учитель!»

Воскресение, конечно, изменит нас, однако это будут перемены к лучшему. Нашу бренную, немощную и несовер­шенную плоть Бог наделит совершенством и бессмертием. Все бренное, измученное и дряхлеющее будет преображено. Чуд­ная весть!


Хотите посмотреть, как будет выглядеть новая земля? Хотите узнать, как хороша она будет для обитания и как насытит нас? Читайте: «Ибо вот, Я творю новое небо и но­вую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не при­дут на сердце» (Ис. 65:17). «И будут строить домы и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их. Не будут строить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы дру­гой ел; ибо дни народа Моего будут, как дни дерева, и из­бранные Мои долго будут пользоваться изделием рук своих» (Ис. 65:21, 22).

Все будет принадлежать вам, и вы ни в чем не будете иметь недостатка. Сегодня мы строим прекрасное жилище, надеясь, что нам будет удобно и что наша семья будет в нем счастлива. Мы благоустраиваем нашу территорию, засажива­ем ее деревьями, и вскоре наш дом приобретает свою неповто­римую самобытность. Однако проходит совсем немного вре­мени, мы умираем, и дом достается другому. На новой земле все будет совершенно не так, ибо мы не умрем никогда. В том совершенном мире мы не будем строить, чтобы кто-то другой поселился в нашем доме. Но знаете ли вы, что и со здоровьем там тоже все будет совсем по-другому? Читайте: «И ни один из жителей не скажет: "я болен"; народу, живущему там, бу­дут отпущены согрешения» (Ис. 33:24).

Нередко наше сердце начинает томиться печалью, и нас даже охватывает страх, когда кто-либо из близких говорит, что заболел. Однако в будущем нас ожидает, если можно так выразиться, самая лучшая форма медицинского страхования: наши совершенные тела обретут юношескую силу, которая никогда не оскудеет. «Потекут, и не устанут, пойдут, и не утомятся» (Ис. 40:31).

Привлекательно? Никаких больниц, потому что больных просто не будет. Никаких психиатров, потому что никто не будет страдать комплексом вины. Все грехи будут прощены, и навечно исчезнет усталость. Друг мой, я жду и не могу дождаться, когда все это наступит. А ты? Самое безудержное воображение не в силах описать всех радостей и чудес, кото­рые откроет нам новый Божий мир, исполненный славы. По­этому неудивительно, что апостол Павел говорит: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце чело­веку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9).

Однако самое прекрасное в другом: с нами будет Иисус! Вообрази: ты протягиваешь руку, и она сливается с рукой Бога, рукой Спасителя! Все можно отдать за такую чудесную возможность!

«Но как я окажусь там?» — спрашиваешь ты. Твой во­прос и ответ на него ищи в Книге псалмов: «Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его? Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто» (Пс. 23:3, 4). Есть только одна возможность сохранить свои руки неповинными, а сердце чистым: надо обрести прощение ценою смерти Хри­ста, а обновленное сердце и силу жить — через Его воскресе­ние и Его жизнь.

Скоро наступит день, когда живой Христос, Царь славы через врата нового Иерусалима поведет Свой народ к вечному блаженству. Мы можем стать причастными к этому великому событию. Не упусти же такую возможность. Все, что от тебя требуется, — сделать так, чтобы против твоего имени всегда было начертано — «прощен».