БУДУТ ЛИ ГРЕШНИКИ ГОРЕТЬ ВЕЧНО?

Один коммерсант объяснил мне, почему он не ходит в цер­ковь. Начало этому было положено, когда его, ребенка, родители взяли с собой на приходское собрание. Позади кафедры висела картина с грозным изображением озера огненного. Мальчик с ужасом посмотрел на картину, где дьявол бросал грешников в огонь, и в страхе убежал.

Знакомое всем описание вечно горящего ада заставило мно­гих сомневаться в любви и милости Божьей.

Бога осуждают пред лицом всей вселенной. Любящего Твор­ца обвиняют в деспотизме, несправедливости и отсутствии любви. обвинитель Его — один из созданных Им Ангелов. Своим обвине­нием он увлек за собой третью часть ангелов. Затем он продол­жал свою деятельность в Эдемском саду. Когда Бог запретил Адаму и Еве есть плоды от одного дерева в знак того, что Он — обладатель всего, сатана обвинил Бога в том, что Он якобы скры­вал от человека то, что могло бы сделать его мудрым и подобным Богу.

С того времени и по сей день сатана старается заставить че­ловека сомневаться в доброте и справедливости Божьей. Его пер­вая ложь — «не умрете» (Быт. 3, 4) — положила начало самому чудовищному обману: учению о вечных муках.

Это учение привело Роберта Ингерсола (известного безбож­ника) к атеизму. Он не мог верить в такого жестокого и неспра­ведливого Бога, который будет вечно мучить грешников. Если бы он сам исследовал Писание, он увидел бы совершенно другую картину.

Жизнь — великий дар, данный Богом человеку. Но жизнь была дана ему только условно. Ему было сказано что через непо­слушание он может потерять ее. (Быт. 2, 17).

Наш Небесный Отец не желает, чтобы погибла хотя бы одна душа. Он ненавидит грех, но в то же время любит грешников. По Своей великой любви Бог хочет спасти людей от греха, и поэтому Иисус пришел в мир и умер. Господь обещал: «Он спасет людей Своих от грехов их». (Матф. 1, 21).

Грех и грешники должны быть в конце концов окончательно уничтожены. Грех подобен болезни, и вселенная никогда не мо­жет быть подходящим местом для обитания Божьего народа, пока грех не будет навсегда уничтожен.

В Книге пророка Исаии (28, 21) уничтожение греха и греш­ников названо «необычайным делом». В детстве у меня был коте­нок по имени Фанни. Я очень любил его. К моему великому огор­чению у него на шее образовался отвратительный лишай, и мама боялась, что мы, дети, можем заразиться от него, и это может быть опасным для нашей жизни. Я был вынужден отнести Фанни за амбар и умертвить его.

 

 

 


Это было одно из самых трудных дел, которое я когда-либо делал. Но это помогло мне понять, что уничтожение грешников для Бога невероятно тяжелый момент. Он послал Своего Сына в мир, чтобы Он умер на Голгофе и таким образом спас людей. Но они не захотели быть спасенными. Бог любит грешников, и то, что они вместо жизни выбирают смерть, доставляет Ему неопису­емые страдания. Но Ему причинило бы бесконечно больше муче­ний, если бы грешники были брошены в адский огонь и мучились там из века в век в бесконечном водовороте времен. Ни один че­ловек, серьезно верящий, что Бог есть любовь, не может верить в такое учение.

Много недоразумений в вопросе о наказании нераскаявшихся грешников возникает из-за того, что в Новом Завете три разных греческих слова переведены одним русским словом «ад». Слово «гадес», переведенное словом «ад», встречается в Новом Завете одиннадцать раз, но оно не включает в себя понятие о вечном огне.

Было бы гораздо понятнее, если бы мы слово «гадес» везде перевели словом «могила», так как у древних греков оно обозна­чало темное и мрачное царство мертвых, которое по их представ­лению находилось под землей.

Другое слово, на которое часто ссылаются защитники теории о вечных мучениях грешников, есть «геенна». Но и оно связано с понятием о вечном огне не более, чем Ватерлоо или Сталинград. В книге «Главные слова Евангелия» В. Е. Ховелл пишет: «Геенна или долина сынов Еноммовых находилась к югу от Иерусалима, где израильтяне в древности приносили своих детей в жертву, от­давая их в раскаленные объятия Молоха. Этот обычай был унич­тожен царем Иосией (4 Царст. 23, 10); это место стало настолько отвратительным для иудеев, что они использовали его. как место свалки всяких нечистот и убитых животных, а также трупов каз­ненных преступников. Чтобы избежать распространения эпиде­мии, здесь все время поддерживался огонь, который пожирал весь мусор и отбросы. Благодаря постоянно горящему огню это место называли «геенной огненной». Понятие о преступниках и огне при­вело к представлению о месте наказания для нечестивых, и таким образом название «геенна» или «геенна огненная» означало имен­но такое место.

Слово «геенна» встречается в Новом Завете двенадцать раз.

Третье слово — «тартарус» — в греческой мифологии означа­ло место наказания, которое находилось еще ниже, чем ад. В Новом Завете оно употреблено только один раз — во втором по­слании ап. Петра.

Люди, занимающие ответственные должности в государстве, имеют право для блага всего общества приговорить опасного пре­ступника к смертной казни. Бесспорно, Бог, как Творец и Прави­тель всей вселенной, имеет право уничтожить тех, которые слу­жат угрозой для мира и покоя Его творений.

Согласно Писанию, нечестивым не обещана вечная жизнь ни в вечном огне, ни где-нибудь в другом месте. Вечная жизнь обе­щана только праведным. О тех, которые упорствуют в своем возмущении против любящего  Творца, в Писании говорится следующее:

«Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его». «А нечестивые погибнут... в дыме исчезнут». (Пс. 36, 10, 20).

«Душа согрешающая, да умрет». (Иез. 18, 4).

«И будут — как бы их не было». (Авдия 16).

«Все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день». (Малах. 4, 1).

Миф о вечных муках был создан, чтобы запугать людей и за­ставить их искать Царство Небесное из страха перед ужасным наказанием. Но результат оказался как раз обратным. Люди бо­ятся тех, которые мучают свои жертвы. Бог есть любовь, и только любовью грешники могут быть привлечены к Нему. Уничтожены будут только те, — и это будет сделано ради безопасности и единст­ва всей вселенной, — которые упорно противятся Его справедливо­му владычеству, основанному на любви.

Действительное наказание нечестивых заключается не в му­ках и не в вечном адском огне, а в разделении с Богом. Так как наша жизнь возможна только благодаря связи с Богом, то разделе­ние с Ним означает вечную смерть,


В Библии говорится о вечном огне, но нигде не говорится о вечных грешниках. Бог назван «огнем поядающим». (Втор. 4, 24: 9, 3; Евр. 12, 29). В присутствии славы Божьей грех не может су­ществовать. Самое лучшее, что Бог может сделать — это испол­нить желание тех, которые вместо жизни избрали смерть.

Не только грешники будут уничтожены огнем, но и сама зем­ля будет очищена им. Сатана и все его ангелы тоже сгорят. Апос­тол Петр говорит об этом окончательном суде так: «Небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разру­шатся, земля и все дела на ней сгорят». (2 Петр. 3, 10).

Так будет положен конец греху и грешникам. Наказанием бу­дет смерть, и это будет вечная смерть. В Библии не говорится о вечном наказании. Бог есть любовь. И тот, кто ненавидит, не мо­жет находиться в Его присутствии. Очищенная вселенная будет наслаждаться любовью Божьей в продолжение всей вечности.