СЫН РАБЫНИ — СЫН ДОЧЕРИ ФАРАОНА

В эту тяжкую для израильтян пору вряд ли кто мог предпо­лагать, что мальчик, родившийся в семье одного из сопле­менников, станет вождем порабощенного народа. Жестоким указом фараон повелел истребить всех еврейских детей муж­ского пола. Это был план сатаны: отнять у евреев всякую надежду на освобождение и помешать исполнению Божьего


пророчества о том, что из среды этого народа выйдет Искупи­тель мира — Христос. Несмотря на этот варварский указ, Провидение уберегло от смерти маленького Моисея: по стече­нию обстоятельств он попал во дворец фараона и стал при­емным сыном его дочери. Удивительная история жизни Мои­сея описана на страницах книги Исход: его блестящее воспитание во дворце, бегство в Синайскую пустыню, где сорок лет он пас стада овец своего тестя Иофора. Наконец, он был призван Богом для выполнения особой миссии.

Помощь Божья пришла именно в самый безнадежный момент, когда исчезла реальная возможность освобождения. Бог приходит к нам на помощь тогда, когда мы вполне осоз­наем свою нужду в Нем. В самых безысходных обстоятель­ствах, в которых мы можем оказаться. Бог проявляет Свою силу. О, как важно довериться Ему в такие моменты жизни, чтобы понять, что только Он один есть истинный помощник в бедах! «Воззови ко Мне — и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь» (Иерем. 33,3). Так было и в тот момент, когда Моисей и не думал, что настал час избавления его народа из рабства. Бог послал его, и он пошел и вывел народ из плена. Сверхъестественные бедствия, обру­шившиеся одно за другим на Египет, смирили гордость фараона. Он отпустил иноплеменников, но только после неожиданной смерти своего сына.

Последняя ночь в Египте была праздником для евреев. Они совершили первую Пасху — символ освобождения из плена. Этот знак на протяжении столетий напоминает всему челове­честву, что истинную свободу дарует только Бог. Закалывае­мый в этот день пасхальный ягненок указывал на то, что Некто должен уплатить за это освобождение Своей кровью. Это означал о также, что Христос умрет за грехи людей, чтобы освободить их от рабства греха.

В СИНАЙСКОЙ ПУСТЫНЕ

Выход евреев из Египта произошел в XV столетии до рождения Христа. Господь избрал их, чтобы возвестить истину о Нем другим народам. Это было намерение Божие:

просветить весь мир познанием вечных законов жизни. Для этого нужно было вначале воспитать израильский народ в духе справедливости и чистоты. У евреев было много­


порочных привычек, приобретенных в Египте. Они должны были познать характер Божий и принять Его закон.

Когда израильтяне отошли на некоторое расстояние от Египта и шли к морю, они увидели гонящихся за ними егип­тян. Впереди — вода, по сторонам — отвесные скалы. Гибель казалась неизбежной. И здесь Бог проявил Свое всемогуще­ство — совершил чудо. Морские воды расступились, и народ прошел по дну на другую сторону. Войско преследователей также устремилось за ними, но волны обрушились с двух сторон на египтян и поглотили их. Это произошло на глазах у тысяч людей и надолго осталось в памяти народа.

Затем начался трудный период странствования по пустыне Синайской, описанный в книге Исход. Впереди народа двига­лось величественное облако — столп, поднимавшийся от земли к самому небу. Это был знак присутствия Божия.

В этой книге подробно описан весь ход событий: возмуще­ние и ропот народа, его победы и поражения. Сорок лет продолжалось это путешествие по пустыне, хотя можно было дойти до цели за сорок дней. За это время Господь преподал израильтянам множество уроков веры и терпения для того, чтобы они были способны выполнить свою миссию.

ЗАКОН БОЖИЙ

Самым выдающимся событием, которое произошло во время странствования, было откровение закона Божия у горы Синай.

Облако славы окружало гору, блеск молний и раскаты грома возвещали о присутствии вечного Бога. Весь народ в трепете стоял у подножия горы, а Моисей взошел на верши­ну, где Господь явил ему Свою волю. Голос Божий, подобный раскатам грома, был слышен народу. Он произнес десять заповедей. Они записаны в 20 главе книги Исход.

Вот краткое объяснение к ним.

1-я заповедь:

«Я Господь, Бог твой, выведший тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим».

Эта заповедь говорит о том, что есть только один истинный Бог и что нет другого, равного Ему. Существование единого авторитета во Вселенной является основой единства всех разумных существ, равных перед Богом. Ибо Он один — Отец, а мы — Его дети. Его творение. Исход евреев из Египта — это символ освобождения людей от духовного рабства, т.е. от грехов наших.

2-я заповедь:

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу... Не поклоняйся им и не служи им...»

Вторая заповедь запрещает поклонение идолам, кумирам и различным изображениям богов, а также небесным свети­лам и силам природы. Эта заповедь с древнейших пор осво­бождает человека от унижения перед стихиями мира, от суеверия. Человек может поклоняться только одному живому


Богу, своему Создателю и Отцу.   Не должно поклоняться человеку и даже ангелам.

3-я заповедь:

«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно: ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно».

Третья заповедь предостерегает от легкомысленного упот­ребления имени Божьего в разговоре. Тем более недопустимы никакие шутки в отношении этого имени, это является бого­хульством и не может остаться без наказания.

Прославление Бога и молитва к Нему должны произно­ситься с глубоким почтением и благоговением.

4-я заповедь:

«Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу Богу твоему... Ибо в шесть дней сотворил Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его».

Эта заповедь говорит о шестидневном труде и об отдыхе в седьмой день, т.е. в субботу. Суббота — памятник сотворе­нию мира, и пока мир будет существовать, этот день будет священным днем для человека.

Изменение заповеди о субботе явилось произвольным ре­шением человека, и потому мы не найдем в Евангелии под­тверждения этому. В современном мире люди празднуют кто воскресенье, кто пятницу, но Бог благословил и освятил только субботу, седьмой день по Библии.

5-я заповедь:

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе».

Справедливость требует соблюдения этой заповеди. Когда дети перестают считаться со своими родителями, они пожи­нают последствия этого зла от своих детей.

6-я заповедь:

«Не убивай».

Это повеление говорит о неприкосновенности жизни. Убий­ство — тягчайшее уголовное преступление в законодатель­ствах всех стран мира. Но эта заповедь предостерегает нас также и от гнева, и от ненависти к ближнему своему: ведь если человек вынашивает их в своем сердце, он как бы стано­вится потенциальным убийцей.

7-я заповедь:

«Не прелюбодействуй».

Эта заповедь обязывает хранить супружескую верность чистоту взаимоотношений между мужчиной и женщиной' Христос учил, что человек может согрешить даже тогда

когда он с вожделением посмотрит на представителя другого пола.

8-я заповедь:

«Не кради».

Эта заповедь подразумевает как явные, так и тайные грехи.


Она запрещает всевозможные бесчестные махинации, рабо­торговлю, захватнические войны. Она осуждает воровство и грабеж. Кроме того, всякая попытка извлечь выгоду за счет неопытности, слабости или несчастья другого человека при­равнивается к воровству.

9-я заповедь:

«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».

Ложь — один из наиболее распространенных грехов. Есть много видов лжи, как явной, так и завуалированной. Всякая неправда есть грех.

10-я заповедь:

«Не желай ничего, что у ближнего твоего».

Зависть и корысть нередко приводят людей к преступлени­ям. Зависть — тайная причина вражды и корень многих зол.

Подробнее каждая заповедь описана в 20 главе книги Исход со 2 по 17 ст.

Через полторы тысячи лет после того, как эти заповеди были даны человеку, Христос раскрыл в Евангелии их глубо­кий духовный смысл, не изменяя их буквального значения.

Эти десять заповедей ввиду их непреходящей ценности были написаны самим Господом на двух каменных скрижа­лях. Они вечны и неизменны, гарантируют жизненные права и мир между разумными существами.

В основе их лежат два великих принципа:

1. Любовь к Богу — первые четыре заповеди.

2. Любовь к ближнему — следующие шесть заповедей.

Кроме этих вечных десяти заповедей, были даны еще и временные предписания. Это гражданские законы, сани­тарные постановления и уголовное право, а также законы обрядовые для служения в храме.