ВСЕ ПИСАНИЕ — ЭТО ПОЛНЫЕ ЖИЗНИ НРАВСТВЕННЫЕ ВЕСТИ ОТ ЖИВОГО СПАСИТЕЛЯ
Согласно
Петру, в Пятидесятницу ученики Иисуса были вместе, поскольку он произносил свою
речь, «став с одиннадцатью» (Деян.
2:14). Их настоящее духовное
понимание пророчеств о царстве (которые евреями, относившими их исполнение к
будущему, рассматривались только в строго буквальном смысле) сделало Ветхий
Завет новой живой книгой для них и их слушателей. Он не был больше книгой,
содержащей сухие записи о прошлом и будущие благословения, которые не
соотносились с настоящим, но книгой, соединяющей прошлое и будущее в настоящем, — живой книгой, наполненной
вестями от живого Христа. Были не только доказательства, предоставленные самим
Ветхим Заветом, но живой Христос
Своим вездесущим Духом явил образец,
согласующийся с толкованием.
Новый Завет ясно говорит о
том, что, поскольку еврейская нация была отвергнута. Церковь является сегодня
«храмом», в котором Христос правит Своим Духом. «Человек греха» — лжецарь,
который должен сесть «в храме Божием...
выдавая себя за Бога» (2 Фее. 2:3,4) — это папство внутри духовного храма — открытой христианской церкви. Футуристы —
папского ли толка, либо, предположительно, протестанты — рассматривают это пророчество
буквально в отношении храма, который еще должен быть построен в самом
Иерусалиме врагами еврейской нации.
Футуристам не удается увидеть
нравственную цель пророчеств относительно «храма Божиего», упомянутого в 2
Фее. 2:3,4 и в других местах Писания, говорящих о храме (таких, как Иез. 40—48
и Откр. 11:1). Рассматривая эти пророчества буквально в связи с будущим и
Палестиной, футуристы не могут понять их
нравственной
цели для настоящего времени, для которого они были даны.
Павел говорит о том, что не
только церковь, но и каждый верующий является «храмом» Божиим (Еф. 2:21,22; 1
Кор. 3:16,17; 6:19 и т. д.). Скиния в пустыне была построена по небесному «образцу»
(Исх. 25:9,40). Когда Моисей сделал все точно так, «как повелел ему Господь»
(Исх. 40:16,19,21,23,25,27,29,31), «слава Господня наполнила скинию» (стих 35). То же самое произошло при освящении
храма Соломона (3 Цар. 8:10,12; 2 Пар. 5:13,14; 7:2). Духовный урок очевиден:
когда мы все делаем так, как повелевает нам делать Господь, мы тоже исполняемся Божьей славой. Новозаветный
призыв «Исполняйтесь Духом» (Еф.
5:18) побуждает нас повиноваться во всем Богу, ибо только так Дух Божий может наполнить
душу Своей славой. «Дух Святый, Которого
Бог дал повинующимся Ему» (Деян. 5:32).
Храм, так подробно описанный
в Иез. 40—48, также находит сегодня свое воплощение в христианской Церкви и в
каждом верующем. Как в отдельном человеке, так и в обществе верующих Мессия
строит сегодня Свой «храм», в котором Он осуществляет Свою власть (см. Зах.
6:12,15; 1 Кор. 3:16,17; 6:19; Еф. 2:21,22 и т. д.). О мельчайших, самых точных
измерениях каждой части храма знают те, кто желает делать лишь то, что
находится в соответствии с Божественной «тростью измерения» (ср. Иез. 40:3 и т.
д. и Откр. 11:1). Опыт христиан согласуется с этим толкованием. Все эпизоды в
Библии, связанные с храмом, — будь то история древнего Израиля или пророчества,
— были даны для того, чтобы олицетворить собой Божью нравственную цель и чтобы
по ним каждый верующий мог найти путь спасения. На этот факт ясно указала автор
книги «Христос — надежда мира». Эта хорошо известная писательница говорит: «От
вечности Божий замысел состоял в том,
чтобы каждое сотворенное существо — от светлого святого Серафима до человека — было храмом, обителью Творца. В
результате грехопадения человек перестал быть храмом Божьим... Но через воплощение
Сына
Божьего намерение Неба исполнилось. Бог
обитает в человеческом естестве, и через спасительную благодать сердце снова становится Его храмом. Бог
намеревался сделать храм в Иерусалиме местом постоянного свидетельства
высокого предназначения человека» (с. 161).
«Очистив храм,
Иисус заявил тем самым о Своем мессианском служении и приступил к Своему
делу... Очистив храм от торгующих и
покупающих, Иисус заявил, что Его цель — очистить
сердца от осквернения грехом, явленным в низменных желаниях, эгоистичных
похотях, вредных привычках, растлевающих душу» (там же).
Величественный храм Соломона
символизирует Церковь и каждого верующего. О его строительстве на горе Мориа
читаем: «Когда строился храм, на строение употребляемы были обтесанные камни; ни молота, ни тесла, ни всякого другого
железного орудия не было слышно в храме при строении его» (3 Цар. 6:7).
Бесшумное строительство этого храма олицетворяет строительство духовного храма
Христа тихими, внешне неприметными действиями Духа Божия (см. Еф. 2:21,22).
Автор книги «Пророки и цари» говорит (с. 36): «Исключительно красивым и непревзойденно
великолепным было роскошное строение, которое Соломон и его помощники воздвигли
для Бога и для поклонения Ему. Украшенный драгоценными камнями... он был достойным символом живой Церкви Божьей на
земле, на протяжении многих веков строившейся в соответствии с небесным
образцом из материалов, которые уподоблены «золоту, серебру, драгоценным
камням», «изваянным» подобно «столпам в чертогах» (1 Кор. 3:12; Пс. 143:12). И
Христос является «краеугольным камнем» этого духовного храма, «на Котором все здание, слагаясь стройно,
возрастает в святой храм в Господе».
«Через Христа должна была
осуществиться цель, символом которой была
скиния — это славное величественное сооружение. Ее стены из сверкающего
золота, отражающие в радужных оттенках завесы с херувимами, благоухание
постоянно возжигаемого фимиама,
все
наполняющего собой, священники, облаченные в безупречно белое, и в глубокой
таинственности Святого святых, над крышкой ковчега, между фигурами склоненных
ангелов слава Всевышнего. Бог хотел,
чтобы Его народ во всем прочитывал Его намерения в отношении человеческой души»
(«Воспитание», с. 36).
«Хотя служение должно было
быть перенесено из земного храма в небесный; хотя святилище и наш великий
Первосвященник станут невидимы для человека, все же ученики от этого ничего не
потеряют... Приступив к служению в вышнем святилище, Иисус Своим Духом по-прежнему служил Церкви на земле» («Желание
веков», с. 166).
«Мы живем в день искупления,
и должны трудиться в согласии с работой Христа по очищению святилища от грехов человеческих... Кто не сопереживает
Иисусу в его трудах на небесных дворах, кто не очищает храм души от всякой скверны... тот становится в ряд с
врагами Бога и человека» («Ревью энд Геральд», 21 января 1890г.).
«Его Церковь должна быть храмом, построенным по подобию Божественного образца, и
Небесный Архитектор принес с небес свою золотую трость измерения, так что
каждый камень может быть вытесан и отшлифован согласно Божественному мерилу и
отполирован, чтобы светить как символ небес, излучая во все стороны свет,
ясные лучи Солнца Праведности» («Свидетельства для проповедников», с. 17).
В этих отрывках мы видим
использование принципа, заключающегося в том, что скиния в пустыне, храм в
Иерусалиме и храм, описанный в пророчествах, символизируют Божие нравственное
намерение в отношении Его Церкви и каждого верующего.
Такие события, как разрушение
вавилонянами храма Соломона (см. 2 Пар. 36:17—19), унесение в Вавилон всех
сосудов дома Божия (см. 2 Пар. 36:18; Езд. 1:7—11; Дан. 1:2) и использование их
для служения ложным богам (см. Дан. 5:2,3), освобождение и возвращение древнего
Израиля из вавилонского пленения, восстановление разрушенного храма и города
Иерусалима и т. д., — все они записаны в
Библии (Езд.,
Неем.,
Агг. и др.) для нравственной цели.
Хотя изучение священной истории интересно и полезно само по себе, основная
причина ее написания в том, что, осмысливая ее события, мы можем получать
духовную силу. «А все, что писано было
прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из
Писаний сохраняли надежду» (Рим. 15:4). Мы можем не только распознать становление
Церкви Христа и каждого верующего в сооружении
скинии и храма, но и увидеть возрождение
отпавшей от веры души или Церкви как обиталища Бога в перестройке и восстановлении храма и его служб после нападения и
урона от Вавилона. Автор, всегда извлекающий нравственные уроки из исторических
событий, упомянутых в Писании, замечает:
«Работа по восстановлению
Иерусалима и перемены, произведенные вернувшимися на родину пленниками под
руководством Зоровавеля, Ездры и Неемии, представляют картину духовного возрождения, которое
произойдет в последние дни истории земли.
...Они немало пережили при восстановлении храма и стен Иерусалима;
они столкнулись с сильнейшим противостоянием... Духовное возрождение, символом которого была работа, осуществленная
во дни Неемии и описанная пророком Исаией. «И застроятся потомками твоими
пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть
тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения» (Ис. 58:12;
61:4)» («Пророки и цари», с. 677).
Описывая призыв к Божьему
народу выйти из духовного Вавилона, Иоанн Богослов (использующий один и тот же
принцип на протяжении всего Апокалипсиса) ссылается на нравственный смысл
буквального призыва к Израилю выйти из настоящего Вавилона и возвращения народа
в Иерусалим для восстановления храма и города (см. Откр. 18:4). Сегодня каждый
вызывается из Вавилона, чтобы исправить и восстановить истинное служение Богу.
Вред, нанесенный духовному храму
и городу Божию (см. Откр. 11:1,2) в средневековье духовными вавилонянами,
устраняется. Сосуды, взятые из дома Божия в Иерусалиме (см. Дан. 1:2) и
используемые в вавилонской сатанинской системе служения (см. Дан. 1:2; 5:1—4),.
возвращаются в дом истинного служения Богу (см. Езд. 1:1—11; Мф. 17:11). Этот
опыт Иерусалима иллюстрирует перестройку и восстановление каждого верующего и
Церкви как храма Божия.
Новозаветный
принцип соотнесения ветхозаветной истории и пророчеств с Божией нравственной
целью делает Откровение не только живой книгой, исполненной силы и смысла, но и
служит руководством в нашем толковании пророчеств.