«ХРИСТОС В ВАС» — ГАРАНТИЯ ПОБЕДЫ
В Писании нет более важной и несущей утешение истины,
чем та, что наш Господь Иисус Христос
царствует в сердце каждого верующего. Постоянство, с которым об этом
величественном факте упоминается в Новом Завете, несомненно, говорит о
серьезности и важности этого. Апостол Павел, чьи обширные знания Ветхого Завета
и особые полномочия, полученные от Божественного Учителя (см. Гал. 1:12; Еф.
3:3 и т. д.), позволили ему предельно ясно толковать пророчества царствования
Господа среди Его народа «Израиля», торжественно заявил, что Господь Иисус
царствует в сердце каждого верующего, так же как и в теле Церкви. Павел
отметил, что он был наделен особой мудростью «исполнить слово Божие, тайну,
сокрытую от веков и родов, ныне же
открытую святым Его, которым благоволил Бог показать, какое богатство славы
в тайне сей для язычников, которая
есть Христос в вас, упование славы»
(Кол. 1:25,27).
Ветхозаветные пророчества
сообщают, что Бог — «Святый Израилев» — царствует «на Сионе», и что благодаря
Его присутствию и силе враги Израиля будут разбиты, и народ будет праздновать
славную победу над ними. См. Пс. 2:1—9; Иоил. 2:1,15,32; 3:16,17,21; Авд. 17;
Мих. 4:2,7; Иез. 39:7 и т. д. Исаия сказал: «Если враг придет как река, дуновение
Господа прогонит его. И придет Искупитель
Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия, говорит Господь» (Ис.
59:19,20). Обратите внимание на это исполненное торжественности обращение Павла
к «язычникам» — «отчужденным от общества Израильского» (Еф. 2:12), — которые,
приняв Христа как Господа, стали затем членами «Израиля Божиего» (Гал. 6:16),
будучи «уже не чужими и не
пришельцами,
но согражданами святым и своими Богу» (Еф. 2:19). Павел учит, что истинный
Израиль Божий будет состоять из освобожденных от грехов евреев и язычников. «И так весь Израиль спасется, как написано:
«приидет от Сиона Избавитель и отвратит
нечестие от Иакова; и сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их» (Рим. 11:26,27). По условиям Нового Завета,
Бог дал обетование «изгладить беззакония наши» (Мих. 7:19), чтобы «удалить нашу
склонность ко греху». Поскольку Бог никого не принуждает, мы должны сотрудничать
с Ним, в ежедневном подчинении отдавая Ему наши сердца. Так, день за днем
Господь пишет Свой Святой Закон на наших сердцах, как Он милостиво и обещал
(см. Иер. 31:31—34; Евр. 8:8—12). Мы учимся восклицать вместе с псалмопевцем:
«Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем» (Пс. 118:97). «Хлеб наш насущный дай нам на сей день» (Мф.
6:11). «Ко всем же сказал (Иисус): если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя
и возьми крест свой и следуй за Мною» (Лк. 9:23). «Я каждый день умираю» (1 Кор. 15:31). «Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем... Посему внутренний
(человек) со дня надень обновляется»
(2 Кор. 4:10—16). Со времени грехопадения и сегодня величайшей проблемой в мире
является личная ежедневная победа над грехом. Автор одного гимна так выразил
эту великую нужду человека:
И никто, о Господи, не имеет
совершенного покоя,
Потому что никто не свободен
полностью от греха;
А те, которые хотят служить
Тебе всем сердцем,
Сознают свои грехи еще больше.
Христианство больше, чем
Благая весть о том, что Бог прощает грехи; оно также провозглашает Божье
обетование силы на каждый день для победы над грехом. Автор другого гимна
выразил это стремление искреннего сердца о «двойном» или «совершенном исцелении»:
Будь совершенным исцелением от греха,
Спаси меня от его вины и власти.
Грех может быть преодолен
только через живущего в сердце Христа. Это важная тема, на которой апостол
Павел подробно останавливается. В главе с пылким красноречием он заявляет:
«Посему тем более ныне, будучи
оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо, если, будучи врагами, мы
примирились с Богом смертию Сына Его, то тем
более, примирившись, спасемся жизнию
Его... тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством умного
Иисуса Христа... А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, дабы,
как грех царствовал к смерти, так и благодать
воцарилась чрез праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим»
(Рим. 5:9—21). Грех пленил человека, и из этого плена он не может выбраться
сам. Рожденный грешником, человек не может перестать грешить (см. Иер. 13:23;
17:9 и т. д.). Но всем, кто позволяет Иисусу царствовать в своем сердце,
обещана безгрешная жизнь. Грех, как могучий тиран, управляет душами и ведет
человека к вечному уничтожению, но Иисус спасает от греха всех надеящихся на
Него. Грех могущественен, но «тем большая» сила дана верующему, чтобы «царствовать в жизни посредством единого
Иисуса Христа». «Тем более,
примирившись, спасемся жизнию Его» — с
живым Христом, царствующим в душе, победа над злом обеспечена. В шестой главе
Послания к Римлянам Павел продолжает подчеркивать важность этого учения об
освобождении от греха через постоянно пребывающего Христа в нас. Вместо царствующего
в сердце греха (см. Рим. 6:12) в сердце верующего царствует Христос и дает ему
свободу от власти греха (см. стихи 11,12—22). Описав битву со злом и поиск
искренней душой святости (см. Рим. 7), Павел раскрывает секрет освящения — постоянно пребывающий Дух Христа:
«Потому что закон духа жизни во
Христе Иисусе освободил меня от
закона греха и смерти... если только Дух
Божий живет в вас... А если Христос в
вас... дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых
Иисуса, живет в вас, то Воскресивший
Христа из мертвых
оживит
и ваши смертные тела Духом Своим, живущим
в вас» (Рим. 8:2—11). Победа над грехом обеспечена через постоянно пребывающую,
живую пульсирующую силу Духа Христа, Который животворит смертное тело и дает
силу противостоять злу. Показав, что верующие евреи и язычники пользуются этими
преимуществами в равной степени, Павел затем рассматривает в связи с христианской победой над грехом
пророчество Исаии прихода Искупителя на Сион, обращение «от нечестия сынов
Иакова» и изгнание врагов.
Ветхозаветные
пророчества о царствовании Господа на Сионе и победы Его народа не должны быть
поняты отдельно от истории спасения от греха, ибо это спасение и является той нравственной целью, ради
которой они были написаны. Несомненно, такое истолкование ветхозаветных
пророчеств было принято в древности некоторыми благочестивыми израильтянами, а
после дня Пятидесятницы Святой Дух окончательно разъяснил его. Павлу, в частности,
были даны особые откровения, чтобы просветить в этом вопросе язычников и
святых, «которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы» (Кол. 1:27).
В
своем «Греческом словаре Нового Завета» д-р Стронг говорит относительно «Сиона»
следующее: «то образ Церкви (воинствующей
или побеждающей)». Важные производные древнееврейского слова «Сион» могут быть
переведены как: «сверкать издалека, т. е. быть возвышенной, а также быть
неизменной... сила, победа». Каждый верующий в Христа может узнать из своего
личного опыта сегодняшнее славное исполнение ветхозаветных пророчеств о царствовании
Господа «на Сионе», ибо от царствования Господа Иисуса в наших сердцах придет
«сила» жить жизнью «победы».
Победа
над грехом властью постоянно пребывающего Христа есть «упование славы». «Дух истины... Он с вами пребывает и в вас будет... и Я в вас... и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим»
(Ин.
14:17—23). «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа? » (1 Кор. 6:19). «Истинное вами Бог» (1 Кор. 14:25). «Иисус Христос в вас» (2 Кор. 13:5). «Вы от Бога... и победили их;
ибо Тот, кто в вас, больше того, кто
в мире» (1 Ин. 4:4). «Крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою
вселиться Христу в сердца ваши» (Еф. 3:16,17). «Я сораспялся Христу, и уже
не я живу, но живет во мне Христос. А
что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия» (Гал. 2:19,20).
В
словах гимна «Проживи Ты Своей жизнью во мне» Франциска Р. Хавергал прекрасно
выразила секрет личной победы над грехом:
Проживи Ты Своей жизнью во мне,
О Иисус, Царь царей!
Будь Ты Сам ответом
На все мои вопросы;
Проживи Ты Своей жизнью во мне,
Пусть все будет по-Твоему!
Я же буду лишь посредником
Для проявления Твоей славы.
Этот храм был покорен
И очищен от греха;
Пусть же теперь Твоя слава — «шекина»
Навсегда сияет в нем. В другом гимне она же пишет:
Возьми мое сердце, оно теперь Твое,
И пусть оно будет Твоим царским троном.
В
Евр. 12:22 мы читаем: «Но вы приступили
к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к
торжествующему собору и Церкви первенцев». Сион — небесная гора, означающая
«солнечный», является городом живого Бога. Выражения «гора Сион» и «небесный
Иерусалим» относятся не только к будущей славной столице вечного царства Мессии
на обновленной земле (см. Откр. 21 и 22), но и к нынешней обители и трону Господа Иисуса в Его Церкви в каждом
верующем. Те, кто принимает Иисуса как своего Господа и Спасителя, входят в
«небесный
Иерусалим», и пока они верны Божьим заповедям (см. Откр. 22:14), они в
безопасности, словно в могучей крепости.
Этот выразительный образ часто встречается в Писании. Исаия говорит: «В тот
день будет воспета песнь сия в земле Иудиной: город крепкий у нас, спасение дал Он вместо стены и вала. Отворите
ворота; да войдет народ праведный, хранящий истину. Твердого духом Ты хранишь в
совершенном мире, ибо на Тебя уповает он» (Ис. 26:1—3). В этих вдохновенных
словах благовествующий пророк убеждает нас в том, что ворота «крепкого города»
открыты для всех хранящих истину, и что те,
кто видит себя (см. стих 3) надежно спрятанным за назначенными Богом
«стенами и валами» «спасения», будут сохранены в «совершенном мире». Снова
читаем у Исаии: «И будешь называть стены твои спасением и ворота твои —
славою... Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой — славою твоею» (Ис.
60:18,19). Псалмопевец говорит: «Отворите мне врата правды; войду в них, прославлю
Господа. Вот врата Господа; праведные войдут в них. Славлю Тебя, что Ты услышал
меня и соделался моим спасением» (Пс. 117:19—21). «Имя Господа — крепкая башня: .убегает в нее праведник,
и безопасен» (Притч. 18:10). «Господь — твердыня моя, и крепость моя, и избавитель
мой... щит мой... ограждение мое и убежище мое; Спаситель
мой, от бед Ты избавил меня!» (2 Цар. 22:2,3,51). См. также Пс. 17:2; 143:2 и
т. д.
Картина, изображающая отдельного верующего или Церковь
живущими в безопасности за могучими стенами неприступной крепости, отражена в
ободряющей образности книги Откровение, где великая борьба сил добра и зла
передана так ярко и реалистично, что лишь не видящие нравственной цели
символизма относят ее к военному столкновению.
Лучший путь для запоминания — свести символ к тому,
что мы хотим сохранить в памяти, и, по закону ассоциации, этот символ возродит
в сознании все с ним связанное. Символы — это истины в привлекающих внимание и
самых насыщенных информационно формах. Великие истины таким образом выражаются
сжато и
делаются простыми и ясными. Поэтому Великий Учитель
представляет жизненно важные идеи Апокалипсиса в символической форме.
Читатель вынужден развивать
символическую картину души как крепости: когда она окружена и атакуется
бесчисленными врагами — гордыней, эгоизмом, злобой, ревностью, жадностью, плохими
мыслями и т. д., — ищущими вход в цитадель души, темная сила низвергается, и
победа достигается только через Царя Иисуса — Свет и Источник света, — живущего
внутри нас. Закрепить эти истины в сознании Своих детей и помочь им осознать
эти ободряющие слабую мятущуюся душу моменты спасения, — в этом заключается нравственная цель, для которой Господь
вдохновил Иоанна представить символические
картины Апокалипсиса, — они, эти
картины, представляют христианские реалии.
Хорошо известный автор,
постоянно использующий военные символы Апокалипсиса для описания великой
борьбы между Христом и сатаной, прибегает к тем же библейским образам, благодаря
которым мы усвоили, что личная победа
над грехом зависит от постоянно пребывающего в нас Христа, — и только в этом
случае она состоится.
«Когда душа подчиняется Христу, новая сила овладевает новым сердцем.
Происходит такая перемена, которую сам человек не в состоянии совершить. Это
сверхъестественный процесс, обогащающий человеческую природу элементом
сверхъестественного. Душа, подчинившаяся
Христу, становится Его крепостью в
этом восставшем мире, и Он желает, чтобы в этой крепости не было никакой другой
власти, кроме власти Бога. Душа, которая находится во власти небесных сил,
становится неуязвимой для нападок
сатаны... Единственная защита от зла — Христос,
живущий в сердце по вере в Его праведность» («Желание веков», с. 323).
В другой книге этот же автор
использует эти же образы, описывая силу Церкви
в противостоянии всем нападкам ее врагов:
«.Церковь —
это орудие Господа для возвещения истины... Если она верна Ему и своему долгу,
послушна всем Его заповедям, в ней будет
обитать превосходства Божественной благодати, она будет прославлять Господа
Бога Израилева, и никакая сила не сможет помешать ей» («Деяния Апостолов», с.
600).
Каждый верующий и вся Церковь
уподобляются «городу, стоящему на верху горы» (Мф. 5:14). В пророчестве
Иезекииля христианская Церковь и верующие представлены храмом на «весьма
высокой горе» (Иез. 40—43). Иисус сказал: «И на сем камне (на Себе, «Камне
Веков») Я создам Церковь Мою, и врата ада
не одолеют ее» (Мф. 16:18). Новый Завет учит, что Церковь теперь — Божий
Сион, Его город Иерусалим, и пророчества относительно уничтожения врагов при
атаке Иерусалима и Божьего народа имеют свою нравственную цель в связи с
победой каждого верующего во Христа и Церкви в целом.
В книге Откровение вечным
центром споров является город Иерусалим, название которого означает «основание
мира»; Иерусалим, город «Князя Мира». Чтобы правильно понять Откровение,
Иерусалим следует толковать как центр битвы добра и зла. В Ветхом Завете
Иерусалим был центром национального Израиля, и многие враги народа Израильского
выступали против этого города — города «мира». Несмотря на неприятельское
окружение, мир царил в городе, когда Израиль был верен Богу. В этом мы можем
увидеть прообраз Церкви в целом и каждого верующего в отдельности. Из-за своей
преданности Богу Израиля Церковь и христиане становятся центром атак для тех,
кто собран на «брань» против Святого Сына Божия. Но в то время как духовные
враги собираются за стенами «святого города» (Откр. 11:2 и т. д.), сердце
остается в мире с Богом.
Враги Божьего народа,
буквально собиравшиеся и атаковавшие древний израильский город «мира»,
перенесены в систему духовных образов Откровения как образы врагов,
собирающихся духовно и атакующих духовный город. Это олицетворение проходит через все Откровение до конца тысячелетия, когда все восставшие
враги
древнего Израиля и все враги Церкви соберутся опять-таки буквально вокруг буквального
города (см. Откр. 20:8,9), в котором царствует видимый Сын Божий и под
предводительством Которого ведется «брань» Его и Его народа. В Иоил. 2:32
освобождения от врагов за городом удостаиваются «остальные», находящиеся внутри
Иерусалима: «Ибо на горе Сионе и в
Иерусалиме будет спасение, как
сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь». Как мы уже видели,
именно основываясь на этом пророчестве, Петр в своей вдохновенной проповеди в
день Пятидесятницы рассматривает его в связи со спасением через Царя Иисуса,
Который «Господь и Христос». В Ветхом
Завете есть эпизоды, где этнический Израиль находит освобождение в Иерусалиме
силой Бога (см. 4 Цар. 18:17—37; 19:1—37; Ис. 37:32—36 и т. д.). В конце тысячелетия,
когда враги Бога и Его народа соберутся, чтобы атаковать «стан святых», «город
возлюбленный» (Откр. 20:8,9), они будут уничтожены могущественной силой «Царя
Правды», Господом Иисусом Христом, Который правит в нем.
Все имена собственные, географические
места и обозначения Откровения используются в символическом смысле вплоть до
описания Иоанном святого города — Нового Иерусалима — в конце тысячелетия. Таким образом. Господь показывает принцип,
который надо использовать в «верном разделении» Апокалипсиса и других частей
Св. Писания. Тысячелетие — разделительная линия между рассмотрением духовного и
буквального, подобно тому как крест завершил буквальную, национальную, прообразную систему и представил период антитипического, духовного (или — с Церковью)
соотнесения. Откровение ясно показывает троякое
рассмотрение всего относящегося к Израилю, но объем этой книги не позволяет
обсудить этот вопрос более детально.
Поскольку история древнего
Израиля рассмотрена в Новом Завете как образы,
и символы, передающие опыт Церкви, а Церковь представлена занявшей место
национального Израиля, даже до ее
географического основания в Палестине, то в Откровении Бог описал
сегодняшний опыт Своей Церкви в символических
терминах. Несмотря на многочисленные удары со стороны неприятелей. Церковь
«на горе Сионе» (Откр. 14:1,20; Иез. 40:2; 43:12; 47:1 и т. д.) — как могучая
крепость, неприступная для нападок врагов и которая «все cue преодолеет
силою Возлюбившего нас» (Рим. 8:37).
«Благодарение Богу, даровавшему нам
победу Господом нашим Иисусом Христом!'» (1 Кор. 15:57).
Великая борьба между силами
добра и зла через послушание Закону Божьему достигнет своей кульминации в
«конечном сражении». Нравственная цель
ярких символических картин Откровения служит для живого отображения этой духовной битвы.