Глава 34. ЧТО ОЖИДАЕТ НАС ПОСЛЕ СМЕРТИ?
Всякий раз, когда человек переживает
смерть близкого, неизбежно в его сознании возникает этот вопрос. Его постоянно
задавали себе люди на протяжении многих столетий с того момента, когда Ева
полными скорби глазами печально взирала на тело ее любимого Авеля.
Может, и вам приходилось смотреть на холодное, неподвижное
лицо родного или близкого вам человека и с удивлением спрашивать себя: что же
с ним произошло?
Так умер он или нет? Может, что-то живое еще сохранилось от
него? Или его веселый, радостный дух уже обитает где-то на небесах, заставляя
улыбаться милых ангелов? А может, — прочь такую мысль! — он стонет в чистилище
или в аду...
И здесь вам на помощь приходит удивительная книга — Библия.
Изложенное в ней учение по этому предмету обладает такой ясностью, что вам
больше не о чем беспокоиться.
Вначале прочтем Бытие 2:7, где говорится о сотворении
человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его
дыхание жизни, и стал человек душею живою».
Обратите внимание на то, что человек был создан из двух
составляющих: из праха земного и из дыхания жизни. Вместе они образуют «живую
душу». Бог не поместил в Адама душу. Он просто вдохнул в него дыхание жизни. И
вот — тело и дыхание, соединившись, образовали «живую душу».
В полном согласии с этим находится заявление Давида о том,
что происходит с умершим человеком: «Выходит дух его, и он возвращается в землю
свою; в тот день исчезают все помышления
его» (Пс. 145:4).
Другими словами, когда человек прекращает дышать, его
сознание меркнет и тело его возвращается в прах. Такова сущность смерти.
Но разве Библия не учит, что человек
обладает бессмертной душой? Нет, не учит. Только один раз во всем Священном
Писании употреблено слово «бессмертный», и оно относится к Богу: «Царю же веков
нетленному («бессмертному» в некоторых переводах), невидимому, единому премудрому
Богу честь и слава во веки веков» (1 Тим. 1:17).
В Первом послании Тимофею апостол Павел говорит о Боге:
«блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый
имеющий бессмертие» (1 Тим. 6:15,16).
В своем послании к Коринфским христианам он ясно говорит о
том, когда они могут ожидать бессмертия: «Вдруг, во мгновение ока, при
последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы
изменимся; ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему —
облечься в бессмертие» (1 Кор. 15:52,53).
Если человеку предстоит «облечься в бессмертие» при последней
трубе, то, разумеется, в настоящий момент он им не обладает. Действительно,
предположение, что человек уже обладает бессмертной душой, превращает Писания в
бессмыслицу.
Когда же возникла такая идея? В Едемском саду. Она возникла
из первой изреченной лжи. Если вы помните. Бог предостерег Адама, заявив, что в
случае согрешения он умрет. Но затем сатана в облике змия возразил ему. «Ха», —
хмыкнул он, — «подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?..
нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются
глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:1—5).
Начиная с того дня и до сего времени диавол распространяет
эту ложь повсюду, облекая ее в различные формы. По сути дела, она стала основой
всякой ложной религии и источником наихудших и самых безосновательных страхов,
испытываемых человеком.
Но если человек не наделен «бессмертной душой», то что же
происходит с ним после смерти? Библия не оставляет никаких сомнений на этот
счет. В ней говорится: «А мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния,
потому что и память о них предана забвению; и любовь их и ненависть их
и ревность их уже исчезли, и нет им
более части во веки ни в чем, что делается под солнцем... потому что в могиле,
куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккл.
9:5,6—10).
Другие места Писания столь же
определенны. Исаия говорит: «Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть
восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою» (Ис. 38:18).
Следовательно, можно сделать однозначный вывод, что после
смерти не будет никакой другой возможности для принятия истины. И нигде не
найти в Библии подтверждения той идеи, что мертвые сразу же присоединяются к
небесному сонму. Псалмист говорит: «Ибо в смерти нет памято-вания о Тебе: во
гробе кто будет славить Тебя?» (Пс. 6:6).
В долгой печальной истории существования человека на земле
отмечается только два исключения: Илия и Енох. Илия был взят на небо в огненной
колеснице, а «Енох переселен был так, что не видел смерти» (Евр. 11:5).
Больше никому не удалось отправиться на небо сразу же после
завершения своего пребывания на земле. Даже Давид, которого Бог называл «мужем
по сердцу Моему», все еще покоится в своей гробнице. Апостол Петр не оставляет
на этот счет никаких сомнений.
«Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам
о праотце Давиде, что он умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня... Ибо
Давид не восшел на небеса» (Деян. 2:29,34).
А что же говорит по этому поводу Иисус? С присущей ему
мягкостью Он замечает, что смерть подобна сну. Когда кто-то известил его о том,
что Лазарь умер, Он сказал: «Лазарь друг наш уснул, но Я иду разбудить его»
(Ин. 11:11).
Такой взгляд, столь прекрасный своей простотой, приносит
удивительное утешение. Ведь это значит, что мертвые не мучаются в каком-то
жутком чистилище и не извиваются в бесконечной
агонии в пылающем
аду. Даже не наблюдают с небес
за испытаниями и страданиями, выпавшими на долю их любимых и близких на земле.
Все они находятся в спокойном и бессознательном сне, как уготовано им от Бога.
«Так человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится, и не
воспрянет от сна своего» (Иов 14-12)
Но разве на этом заканчивается все? Конечно же нет Если бы на
этом все заканчивалось, тогда учение о смерти как о сне было бы наполнено
безысходностью и мраком. Какой в таком случае была бы ценность всех обетовании
о вечной жизни через Иисуса Христа?