ЧАСТЬ BТОРАЯ
Ллойд
Лено,
Директор
музыкального факультета,
Антилиан
колледж, Пуерто Рико
Как
было отмечено в нашей предыдущей статье, музыка вторгается в человеческий разум
на подсознательном уровне, поскольку вначале она воспринимается таламусом,
который регистрирует ее либо как приятное, либо как неприятное ощущение. Кора
головного мозга при этом не задействуется, что означает отсутствие влияния
рассудка. Давайте обратим внимание на утверждения, принадлежащие Елене Уайт:
“Сатана ничего не имеет против музыки, если посредством нее он может овладеть
разумом молодых сердец.” (Свидетельства,
том 1, с. 506). “Сатана хорошо понимает, как нужно использовать эту их
склонность для того, чтобы вытеснить Христа из их разума.” (Там же, с. 497).
Последствия
этого каждым христианином должны восприниматься как пугающие, особенно если мы
примем к сведению следующие утверждения: “Разумом своим человек склоняется к
удовольствиям и потворству собственным желаниям” (Советы родителям и учителям, с. 325); “Сатана использует все
средства, чтобы распространились преступление и низкие пороки... Человек учится
дружбе со грехом.” (Патриархи и пророки,
с. 459); “Когда это подходит его целям, Дьявол может навязать человеку весьма
благообразные мнения и настроения” (Советы
родителям и учителям, с. 27).
Итак,
если музыка может влиять на нас на подсознательном уровне, нам нужно иметь
четкое представление, что это может быть за влияние. Научные исследования
показывают, что музыка способна вызывать изменения в настроении и мироощущении
человека, за счет воздействия на течение химических процессов и стабильность
электролитного баланса в организме. Но может ли на наши мысли влиять одна
музыка, лишенная слов? Елена Уайт писала: “Никто, из искренне исповедующих
Христа, не станет осквернять Его имя, извлекая из музыкального инструмента звуки,
которые отвлекают разум от мыслей о Боге и небесах и направляют его на
размышления о пустых и суетных мелочах” (Свидетельства,
том, с. 510).
Заметьте,
что в данном случае она упоминает именно о музыкальном инструменте, игра
которого способна “отвлечь разум от мыслей о Боге.” С той же озабоченностью она
говорит о музыке, которая “вместо того, чтобы взращивать духовность,
превратилась в средство отвлечения разума от истины.” Она тут же идентифицирует
тип музыки: “фривольные песенки и... популярные мелодии,” и в следующем
предложении вновь говорит об использовании “музыкальных инструментов” во вред (Там же, с. 497). Другие выражения,
используемые ею, такие, как “приятное возбуждение” (там же, с. 506), “развращая воображение” (там же, том 4, с. 653) и “перехлестывающий через край энтузиазм” (Советы родителям и учителям, с. 339),
иллюстрируют взаимосвязь, существующую между музыкальной атмосферой и
настроением людей.
Для
сравнения, она описывает специфику атмосферы, характерной для школ древности:
“не было места фривольным вальсам” (Основы христианского образования, с. 97).
Какая бы ни была эта музыка, она была несовместима с фривольностью.
Наш
короткий обзор научных исследований показал, что реакция на музыку может
наблюдаться на физическом уровне, когда воздействию подвергается мышечная
энергия, может нарушаться или наоборот, стимулироваться движение. Мы также
убедились, что ритмичная и повторяющаяся музыка может обладать гипнотическим
эффектом. Елена Уайт предупреждает: “Дьявол хорошо знает на какие органы чувств
нужно воздействовать, чтобы возбудить и очаровать разум.” К числу других ее
высказываний, где музыка соотносится с пагубным влиянием на человека, относятся
следующие: “музыка имеет силу: она смягчает грубые и дурные наклонности,
развивает мышление, пробуждает сочувствие, воспитывает уравновешенность,
отгоняет уныние и плохие предчувствия, парализующие волю и силы.” (Воспитание, с. 168), “легкомысленная
песнь, пригодная лишь для танцевального зала.” (Свидетельства, том 1, с. 506), “она [фривольная музыка] готовит
людей к неправедным мыслям и поступкам” (Советы
родителям и учителям, с. 339).