Восприятие музыки  

 

Основным обстоятельством, вызвавшим интерес к изучению воздействия музыки на человека, стал вопрос о так называемой музыкальной терапии. Деятельность в этой области активизировалась когда во время Второй Мировой Войны было установлено, что многие солдаты, с шоковым синдромом, развившемся вследствие воздействия звуковой волны при взрыве снаряда, нуждались в специализированной психиатрической помощи. В 1944 году, по заданию Министерства здравоохранения, был основан Фонд изучения музыки при Больнице Уолтера Рида в городе Вашингтон, целью которого было исследование и разработка новых методов контроля за эмоциональной сферой и поведением человека.

Пожалуй, самым значительным событием в изучении  феномена музыки было открытие, что музыка воспринимается той частью мозга человека, которая ответственна за эмоции и чувства и не проходит через мозговые центры, контролирующие рассудочное мышление. Это открытие, подтвержденное рядом ученых, дало большой стимул развитию области музыкальной терапии, что следует из нижеприведенного высказывания: “Музыка, не зависящая от мозга в проникновении в организм, тем не менее способна вызывать состояние возбуждения посредством таламуса - релейной станции всех эмоций и чувств. Как только раздражитель достигает таламуса мозг, осуществляющий функции контроля и руководства, автоматически становится объектом вторжения, и если действие раздражителя продолжается в течение некоторого периода времени, между мозгом и реальностью окружающего мира может устанавливаться более тесный контакт.”3

Таким образом, музыка стала рассматриваться как инструмент, с помощью которого может быть установлено общение с некоторыми видами психически больных пациентов, неспособных инициировать ответ на вербальное общение, так как это требует использование коры головного мозга.