Восприятие музыки
Основным
обстоятельством, вызвавшим интерес к изучению воздействия музыки на человека,
стал вопрос о так называемой музыкальной терапии. Деятельность в этой области
активизировалась когда во время Второй Мировой Войны было установлено, что
многие солдаты, с шоковым синдромом, развившемся вследствие воздействия
звуковой волны при взрыве снаряда, нуждались в специализированной
психиатрической помощи. В 1944 году, по заданию Министерства здравоохранения,
был основан Фонд изучения музыки при Больнице Уолтера Рида в городе Вашингтон,
целью которого было исследование и разработка новых методов контроля за
эмоциональной сферой и поведением человека.
Пожалуй,
самым значительным событием в изучении
феномена музыки было открытие, что музыка воспринимается той частью
мозга человека, которая ответственна за эмоции и чувства и не проходит через
мозговые центры, контролирующие рассудочное мышление. Это открытие,
подтвержденное рядом ученых, дало большой стимул развитию области музыкальной
терапии, что следует из нижеприведенного высказывания: “Музыка, не зависящая от
мозга в проникновении в организм, тем не менее способна вызывать состояние
возбуждения посредством таламуса - релейной станции всех эмоций и чувств. Как
только раздражитель достигает таламуса мозг, осуществляющий функции контроля и
руководства, автоматически становится объектом вторжения, и если действие
раздражителя продолжается в течение некоторого периода времени, между мозгом и
реальностью окружающего мира может устанавливаться более тесный контакт.”3
Таким
образом, музыка стала рассматриваться как инструмент, с помощью которого может
быть установлено общение с некоторыми видами психически больных пациентов,
неспособных инициировать ответ на вербальное общение, так как это требует
использование коры головного мозга.