Музыка и сенсорное восприятие

 

Для многих, возможно, будет удивительно узнать, что музыка оказывает влияние и на другие чувственные анализаторы. Исследования показывает, что данное утверждение абсолютно справедливо. Ощущения из области обоняния, осязания и вкуса подвержены воздействию звука. Во время прослушивания музыки мы становимся более восприимчивы к вкусу, запаху и прикосновению. Но, пожалуй, еще более значительный эффект наблюдается когда мы рассматриваем изменения происходящие в зрительном анализаторе, включая восприятие цвета. Было обнаружено, что цветовое пятно, которое на определенном расстоянии является едва различимым, могло быть идентифицировано, а едва заметный шрифт прочитан при наличии музыкального тона.25 

Итак, это все лишь краткий обзор научных исследований, описывающих влияние музыки на организм человека. Но даже эти ограниченные сведения позволяют сделать определенные выводы. (1) Восприятие музыка совсем не обязательно происходит при участии и активной интерпретации мозговых центров, отвечающих за рассудочное мышление. (2) Ответная реакция на музыку может быть зарегистрирована даже если слушающий не уделяет ей осознанного внимания. (3) Имеются данные, подтверждающие, что музыка способна вызывать изменения в настроении человека, а также влиять на химические процессы и изменение электролитного баланса в организме. (4) За счет снижения уровня сенсорного восприятия, музыка повышает остроту восприятия цвета, запаха и прикосновения. (5) Учеными было показано, что музыка отражается на изменениях мышечной энергии и может способствовать или препятствовать телодвижениям. (6) Ритмичная музыка с высокой частотой повторения имеет гипнотический эффект. (7) Слух имеет большее влияние на автономную нервную систему, чем любой из других вида чувств. 

 

1. Howard Hanson, “A Musician,s Point of View Toward Emotional Expression,” American Journal of Psychiatry, vol. 99, p. 317.

2. Acts of the Apostles, 518.

3. Ira A. Altshuler, “A Psychiatrist,s Experiences With Music as a Therapeutic Agent,” Music and Medicine (New York: Henry Shuman, Inc., 1948), 270, 271.

4. Max Shoen, Psychology of Music (New York, Ronald, 1940), 89.

5. Edward Podolsky, Music for Your Health (New York: Bernard Ackerman, Inc., 1945), 26, 27.)

6. Ibid., 131.    

7. G. Harrer and H. Harrer, “Musik, Emotion and Vegetativum,” Wiener Medizinische Wochenscrift, NR. 45/46, 1968.

8. Mary Griffiths, Introduction to Human Physiology (New York: Macsimilian publishing Co., Inc., 1974), 474, 475.

9. Altshuler, “A Psychiatrist,s Experiences,” 270.

10. Doris Soibelman, Therapeutic an d Industrial Use of Music (New York: Columbia University Press, 1948), 4.

11. Arthur Guiton, Functions of the Human Body, 3rd ed. (Philadelphia: W. B. Saunders, 1969), 332-340.

12. Madelyn Normark and An Rohweder, Scientific Foundations of Nursing, 2nd ed. (Philadelphia: J. B. Lippincot Company, 1967), 99-102.

13. Lawerence Walters, “How Music Produces Its Effects on the Brain and Mind,” Music Therapy, ed. Edward Podolsky (New York: Philosophical Library, 1954), 38.

14. Agness Savill, “Physical Effects of Music,” Music and Letters, vol. 39, 1958, 25.

15. Doron K. Antrim, “Music Therapy,” Musical Quartely, October 1944, 414.

16. Willem Van de Wall, “Music Hospitals” (New York: Russel Sage Foundations, 1946), 15.

17. Doris Soibelman, op. cit., 47.

18. Leonid Malnikov, “USSR: Music and Medicine,” Music Journal, XXCII November 1970, 15.

19. E. Thayer Garston, Music in the Therapy (Macsimilian Company, 1968), 329.

20. Charles W. Hughes, “Rithm and Health,” Music and Medicine, cd. by Dorothy Schullian and Max Schoen (New York: Henry Shuman, Inc., 1948), 186, 187.

21. W. Hughes, “Rithm and Health,” 168, 169.

22. Leonard Gilman and Frances Paperte, Music  and Your Emotions (New York: Liveright, 1952), 32.

23. E. Thayer Garston, op. cit., 18.

24. Willem Van de Wall, op. cit., 15.

25. Harry Fine, A Psycology of Music: The Influence of Music on Behavior (Cincinnati: College of Music, 1939), 229.