СИЛА МУЗЫКИ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Ллойд
Лено,
Директор
музыкального факультета,
Антилиан
колледж, Пуерто Рико
На
фоне распространения рок-н-ролла и студенческих беспорядков по всей стране в конце 60-х годов, адвентистская церковь
также испытала ряд потрясений и болезненных перемен, касавшихся отношения к
богослужению в целом и к религиозной музыке, в частности. В числе тех, кто
отстаивал необходимость использования образцов популярной музыки были и
искренние последователи Христа, находившиеся в поиске новых путей
благовествования. Но были среди сторонников привнесения популярных музыкальных
стилей в церковную жизнь и такие, кто в большей степени были очарованы
преобладающей в последнее время философией перемен ради перемен. Такая
философия подразумевает, что если предшествующие методы и средства оказались не
до конца эффективными в решении глобальных проблем и евангелизации людей по
всему миру, они должны уступить место новым, пусть даже радикальным методам.
Тезис “цель оправдывает средства” по существу превратился для многих в
жизненное кредо.
Большинство
музыкальных работников и руководителей церкви оказались в затруднительном
положении и стали искать ответы на насущные вопросы. В тоже время некоторые
церковные руководители не были удивлены таким развитием событий, поскольку
понимали, что в отсуствие сильного, волевого руководства и/или единой философии
в области музыки, церковь оставалась уязвимой в данном вопросе. Летом 1972
года, Генеральная конференция инициировала создание специальной экспертной
комиссии по изучению назревших проблем в области музыки. Был выпущен ряд
документов и целая группа специалистов, преисполненных энтузиазма, не покладая
рук трудилась над разработкой руководящих принципов.
Ощущая
необходимость в научных материалах, которые могли бы успешно дополнить
информацию, содержащуюся в Священном Писании и трудах Елены Уайт, я предложил
председателю комиссии подготовить отчет о психологическом аспекте музыки для
изучения членами комиссии. Я получил разрешение на выполнение этого задания и
результатом стал отчет, опубликованный в журнале Ревью энд Херальд.
После
написания этой работы, я продолжал
заниматься исследования в этой области в надежде представить общую картину
более целостно и объемно. Собранная таким образом информация и последующие
выводы станут предметом новых статей, которые последуют за данной серией.
За
последнее время среди адвентистов седьмого дня растет озабоченность по поводу
музыки, проблем, связанных с ней и особенно ее этической стороны. У нас всегда
были определенные представления относительно того, что некоторые формы
развлечений и увеселительных занятий не могут быть приемлимыми и безопасными
для христиан. Ясно было, что и музыка, ассоциирующаяся с такими развлечениями
также не подходит для христиан. Несмотря на это, однако, до 60-х годов
обсуждение данной темы почти не велось.
Сегодня
картина изменилась. Повсюду мы видим появление интереса, обеспокоенности, а
также поляризацию во мнениях представителей различных групп внутри церкви.
Некоторые считают, что музыка аморальна, что ее значение и влияние могут
варьироваться в зависимости от желаний конкретного человека. Другие
придерживаются несколько иного мнения относительно потенциального влияния
музыки. Лишь немногие при этом занимались глубоким изучением вопроса.
Удивительно, что находятся и такие, кто вообще не видят темы для обширной
дискуссии.
Вместо
того, чтобы полагаться на мнение большинства, варианты персональных
предпочтений или даже на мнение специалистов в области музыки, представляется
логичным разработать философскую концепцию музыки, основываясь на том, какое
влияние она оказывает на человека. Я считаю, что подобная задача может быть
осуществлена с помощью трех источников. Во первых, это Библия, дающая нам
основные принципы христианской жизни. Во-вторых, писания Елены Уайт, в которых
библейские положения получили дальнейшее рассмотрение. И в-третьих еще одна
книга Бога, природа и наука, которая способна помочь нам в постижении природы
человеческих реакций на различные внешние стимулы.
Выступая
на заседании Американской психиатрической ассоциации, известный американский
композитор, Ховард Хансон, сказал следующее: “Музыка это на редкость тонкий вид
искусства, содержащий в себе бесчисленные эмоциональные подтексты. Она состоит
из множества компонентов и в зависимости от пропорциональной представленности
этих компонентов, она может быть успокаивающей или оживляющей, облагораживающей
или опошляющей, философской или примитивной. В ней заложены силы, которые могут
использованы ради добра, но также и ради зла. Если мы собираемся использовать
ее в качестве социальной или терапевтической силы, главным предварительным
условием является необходимость хоть что-то узнать про нее.”1
Совершенно очевидно, что мы, адвентисты
седьмого дня, достаточно большое внимание уделяем использованию музыки. Но наши
вкусы и как следствие наша повседневная практика подвержены влиянию радио,
телевидения и звукозаписывающей индустрии. Можем ли мы позволить себе
беззаботно относится к силе и потенциальному влиянию музыки. Если вопрос о
внутренних последствиях представляется значимым мы должны “тщательно охранять
подступы к своей душе.”2 Для того, чтобы быть в состоянии сделать
это мы должны быть хорошо информированы. Оставаться в неведении означает отдать
свою способность выбора и принятия решений во власть других, ибо никто сегодня
не может жить в музыкальном вакууме. Прежде всего, давайте проанализируем
некоторые результаты научных исследований, проводившихся в области
взаимообусловленности музыки и психологических и физиологических реакций
человека. Затем мы рассмотрим как эти данные согласуются с писаниями Елены
Уайт. После этого, мы изучим ряд аспектов, связанных с нравственной и духовной
импликацией. В этой первой части нам предстоит исследовать то, как звук, в
особенности звук музыкальный, влияет на организм человека. В том числе для этой
цели мы обратимся к информации, полученной психологами, физиологами и другими
учеными, проводившими исследования в данной области. Некоторые из этих научных
открытий имеют непосредственный выход на духовную и нравственную сферу. Но до
поры до времени, мы отложим обсуждение духовной коннотации музыки.