Ритм оказывает стимулирующее
действие
Не
вызывает никаких сомнений, что ритм оказывает
стимулирующее действие на физическом уровне и с этой точки зрения является
наиболее значимым компонентом музыки. Если ритм оказывает столь энергетически
заряжающий эффект на мышечную систему человека, совершенно естественным
является тот факт, что и эмоции (а также и разум) испытывают на себе
определенное воздействие. Чарлз Хьюз в своей работе касается взаимозависимости,
существующей между настроением, эмоциями человека и ритмическим фактором. Он
утверждает:
“Музыка,
когда она действительно трогает слушающего, производит два важных эффекта: она
настолько концентрирует внимание слушающего, что на какое-то время он забывает
о самом себе; она также создает в нем эмоциональный ответ, соответствующий
настроению музыки. Эта ответная реакция сопровождается такими же
физиологическими изменениями, которые сопутствуют эмоциональным состояниям,
имеющим место в реальной жизненной ситуации. Такая реакция есть реакция на
полновесное и сложное воздействие музыки. В тоже время, изучение характера
музыкальных произведений, задействованных при экспериментах по определению
эмоционального воздействия музыки, показывает, что ритм является первичным
фактором в идентификации имеющего место воздействия. Это подразумевает не
только присутствие или отсутствие озвученной ритмической модели, но также и
общая частота движений - быстрая, умеренная или медленная.”21
Три
других исследователя, Гандах, Хенлайн и Генвер, работая независимо друг от
друга, пришли к выводу, что темп и ритм однозначно являлись наиболее
существенными элементами в создании ответной реакции на эмоциональном уровне.
“Удлиненные ноты или неровные ритмы” имели особенно значимое воздействие. Кроме
того, “различия в выразительности при сравнении определенных мелодий обычно
относятся на счет ритма, темпа, и т. п., а не высоты или последовательности
тонов.”22
Участие
в тех видах деятельности или досуга, в контексте которых ритм и телодвижение
являются основными факторами, изменяет окружающую атмосферу и наше отношение
друг к другу. На первый план выступает общее чувство принадлежности и единства.
Таер Гарстон говорит: “Ритмическая деятельность облегчает совместную работу,
поскольку отпадает необходимость в произнесении слов, а ритм становится общим
связующим звеном. Он создает некое ощущение свободы и раскрепощенности. Во
время танца, мужчина и женщина, впервые встретившиеся лишь до его начала,
обнимают друг друга на всем протяжении звучания музыки с той степенью
интимности, которая была бы недопустимой в любом другом случае.”23
Возможно,
самым подходящим суммированием вышесказанного была бы цитата из книги Музыка в условиях больницы: “Многое из
того, что мы называем ‘непреодолимым’ в музыке является таковым, поскольку наш
организм реагирует на нее на моторно-сенсорном уровне функционирования.”24