Глава 30  ВЫЖИВШАЯ В ПУСТЫНЕ

«Продолжать будете вы!»

Эти слова, сказанные при мерцающем свете костра в одной из Пьемонтских долин в Северной Италии, ос­тавили глубокий след в моей душе. Я уловил в них пульс пророчества. При этих словах в моем сознании ожили сцены из книги Откровения.

...Это случилось вблизи небольшого вальденского селения Торре Пеллице. Здесь, в этих долинах на про­тяжении столетий жили вальденсы. Однажды вечером у костра собралась христианская молодежь; евангель­ские гимны и рассказы из миссионерской жизни сме­няли друг друга. С окружающих гор и долин в селе­ние стекались люди и с любопытством подходили к костру. Что это за молодежь? Что они делают мо­лятся? Да, они поют о Втором пришествии Иисуса, в которое некогда так горячо верили их отцы! Они рас­сказывают о своих миссионерских делах, и в сердцах этих вальденсов глубокая тоска по своей прошлой жизни и прошлом их народа. Ведь не было подобного народа, который имел бы такой подлинно миссионер­ский дух, какой имели вальденсы. Один из девизов, встречающихся в их музеях, звучит весьма просто:

«Если ты не миссионер — ты ничто в этом мире». Таким был дух вальденсев на протяжении многих сто­летий.                                         

В тот вечер, когда уже стихли пение и рассказы, к костру подошел один из вальденских старейшин и, обращаясь к служителю, произнес: «Продолжать бу­дете вы!» И затем сказал: «Мы, вальденсы, имеем бо­гатое прошлое. Мы гордимся историей своего народа, его борьбой за сохранение света истины в этих доли­нах и на высоких горных вершинах. Здесь наш дом, Здесь же стоят великие памятники нашей веры. Здесь находится Чьёза-де-ла-Танйа. Здесь воздвигнут памятник священному Слову Божьему с высеченными на мраморе словами: «Та пароль э ля вэритэ» («Слово Твое есть истина»). Всем этим мы гордимся.

Мы особенно гордимся Барбезской школой, где мы готовили свою молодежь к служению Богу. Ведь это была самая древняя семинария в Европе, в которой преподавалось теологическое учение и в которой со­хранились истины святого Божьего Слова. Внутри это­го каменного строения есть большая каменная плита, служившая столом для студентов, переводивших Биб­лию на французский язык. На стене остались имена некоторых из тех, кто здесь учился. Отсюда выходили вальденские глашатаи истины Божьей и под видом торговцев шелком выполняли миссию Божьего Слова. Почти возле каждого имени на гранитной плите выбит маленький крест, что значит: человек отдал жизнь за дело, которое он любил больше всего».

Затем этот вальденс, простой церковный прихожа­нин, с убежденностью продолжал: «Это — великое на­следие нашего прошлого, но у нас совершенно нет будущего. Мы оставили учение, которому некогда ве­рили. Мы не верим больше, что скоро с облаками небесными придет Христос. Мы отказались от этой ве­ры. Из всего, что я здесь увидел и услышал о вашем народе, можно заключить, что дальше продолжать дело Божье будете вы!»

Он указал на ближайшую гору: «Взгляните на склон вот этой горы и вы увидите одну из наших вальденских капелл. На ней, как и на всех наших церквях, начертаны такие слова: «И свет во тьме светит».   

Трудно найти более подходящую надпись для этих капелл, где свет сиял на протяжении темных прошлых веков. Затем он прибавил: «В последние годы мы по­теряли веру, которой некогда славились эти долины. наполненные святой историей. Мы тщетно пытаемся удержать нашу молодежь в церкви. Рядом с капелла­ми, где написано: «И свет во тьме светит», мы вы­строили танцевальные залы, полагая, что таким обра­зом нам удастся удержать нашу молодежь. Но и те­перь она, до всей видимости, не больше интересуется церковью и любит ее, чем раньше. Интересы и запро­сы молодежи там, среди ярких огней больших горо­дов. Она не желает более оставаться здесь. Какое чу­до, что в вашей церкви есть молодежь, которая охотно приходит в нашу долину и с интересом изучает исто­рию, столь дорогую для нас. Но теперь все в прошлом» Печально, что мы идем в будущее без надежды на бу­дущее. Продолжать будете вы!»

Слова этого вальденского старца невольно застав­ляют вспомнить удивительное пророчество из 12 гла­вы Откровения. Нигде оно не исполнилось так ярко, как в долинах Северной Италии. Попробуйте вникнуть в смысл вдохновенных слов Иоанна, когда будете чи­тать их: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения» (Откр. 12:1-2).

«И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим; хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал пред женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца. И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его» (Откр. 12:3-5),

Здесь изображена женщина, облеченная в солнце, стоявшая на луне. и увенчанная короной из двенадца­ти звезд. Кого она символизирует? Говорит ли Иоанн о Марии, матери Иисуса?

Под «младенцем мужеского пола» в 5 стихе несом­ненно надо подразумевать Иисуса Христа. Только один  Сын родился за всю историю человечества, которому предстояло «пасти народы» и быть «восхищенным к Богу и престолу Его». Это был Иисус.  В великолепием образе жены пророк не имел в ви­ду Марию. Здесь, как я в других символических пророчествах, под женой мы должны понимать церковь. Чистая женщина обозначает церковь, верную Богу, в то время  как падшая женщина представляет церковь, оставившую Христа, заключившую компромиссный союз с миром. Пророк Иеремия говорит: «Разорю Я дочь Сиона, красивую и изнеженную (Иер. 6:2). А что такое Сион? Бог, говоря о Сионе, сказал через про­рока Исаию: «Ты Мой народ» (Ис. 51:16).

В Библии часто употребляется этот символ. Цер­ковь названа невестой Христа, а Христос назван Же­нихом. И Павел говорил церкви: «Ибо я ревную о вас ревностью Божиею, потому что, я обручил вас едино­му мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2 Кор. 11:2).

События, описанные в 12 главе Откровения, охва­тывают целые столетия, а это сами, понимаете больше, чем жизнь Марии. Поэтому родившая Мла­денца мужеского пола, о Котором сказано в 5 стихе, могла быть только ЦЕРКОВЬ. И предметом особой ненависти дракона тоже является, церковь. Дракон, как становится ясным из 9 стиха, обозначает сатану. Он ненавидит церковь, ибо она родила Того, Кто дол­жен победить его, сатану. Действуя через представи­теля языческого Рима, правителя Ирода, он издал указ об уничтожении всех младенцев Вифлеема и его  окрестностей в возрасте до двух лет.

Всю свою ярость дракон взял на Сына Божьего. Но все попытки истребить Его, все усилия совратить Его с пути служения человечеству потерпели, неудачу. Христос был «восхищен к Богу».        

И тогда, потерпев поражение в борьбе со Христом, дракой обратил всю свою ярость против церкви, ко­торая является предметом особой заботы и внимания Христа. И заметьте, что произошло дальше:

«А жеда убежала в. пустыню, где приготовлено бы­ло для нее место от Бота, чтобы питали ее там 1260 дней». «Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила мла­денца мужеского пола. И даны были-жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое ме­сто с лица змия и там питалась в продолжение време­ни, времен и пол-времени» (Откр. 12:6, 13-14).

Но следует иметь в виду, что церковь, о которой здесь идет речь, это не церковное здание и не вероис­поведание, которые часто ассоциируются со словом «церковь». Слово «церковь» в Новом Завете соответ­ствует греческому слову «экклесиа», что означает «со­брание званных». Безусловно, церковное членство и церковная организация имеют большое значение. Но имеем ли мы возможность приходить на поклонение в церковь или же вынуждены собираться в горных пе­щерах, мы составляем часть церкви Божьей» если только являемся Его призванными детьми. Главное ударение при этом ставится на призыв следовать Богу, Его истине, а не преданию и обычаям людей, какими бы приятными и привлекательными они ни казались.

Церковь апостольских времен состояла из верую­щих, привлеченных из доминирующих религий того времени, служение в которых имело явный оттенок традиций, установленных самим человеком, в то вре­мя как ранняя церковь сохраняла учение в том чис­том виде, в каком она получила его от Христа.

Но обратим внимание, что произошло дальше. В первые несколько веков юная христианская церковь постепенно завоевывала популярность. Языческие на­роды, вначале преследовавшие христиан, со временем стали относиться к ней благосклонно. И наконец вея Римская империя приветствовала христианскую веру. Но вместе с благорасположением и ростом популяр­ности начали нарушаться принципы христианского учения. В среду христианской церкви начали прони­кать ритуалы и церемонии, учения и обряды, о кото­рых никогда не слышали ни апостол Павел, ни апос­тол Петр!

Однако в этот период постепенного отступничества всегда оставалась часть церкви, которая была истин­ной и верной по отношению к «вере, однажды предан­ной святым». Так началось разделение церкви; с од­ной стороны была главная основная церковь, с ее рас­тущей популярностью и усиливающейся беспечно­стью. И с другой стороны первоначальное ядро верных христиан, скорбящих по поводу отступничества и сохраняющих верность Богу, несмотря на растущее преследование со стороны своих собратьев. Перед ли­цом растущей враждебности, верная церковь, симво­лом которой была чистая женщина в белом облаче­нии, сохраняла стойкость. Но вскоре наступило время, когда гонения так усилились, что истинная церковь ядро верных христиан была вытеснена в отдаленные пустынные места, где, окутанная мраком неизвестно­сти, гонимая, измученная преследованиями, терявшая своих членов мучеников, она пребывала на протя­жении многих веков. «А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы пи­тали ее там 1260 дней».

Как вы помните, в символическом пророчестве день соответствует буквальному году. Поэтому на протя­жении 1260 лет церковь часто терпела гонения и при­теснения.

Церковь в пустыне! Истина в пустыне! Могла ли церковь выжить? Могла ли выжить истина? Не погас­нет ли свет истины во мраке, окутавшем землю?

Нет, свидетели Живого Бога были во все века! На протяжении всех/мрачных столетий во многих странах мира находились люди, которые сохраняли верность Слову Божьему и противостояли силе предания. И вдохновенный пример вальденсев является одним из наиболее ярких примеров этого противостояния. По­тому что именно здесь, на этой земле, с которой соб­ственно начались преследования верных христиан, от­ступничеству и коррупции было оказано самое стойкое сопротивление.

На протяжении многих, столетий церкви Пьемонтских долин оставались независимыми, пока, наконец, их силой не принудили подчиниться Риму. Но остались люди, которые отказались предать, свою веру. Они оставили родные Альпы и направились в другие страны или ушли в неприступные горные долины и скалистые горы, чтобы там поклоняться Богу.

Это и была церковь в диких местах, в пустыне. Вальденсы с самых ранних времен своего существова­ния имели перевод Библии. И поскольку в их руках была чистая, неискаженная истина, они стали пред­метом особой ненависти. В своих гонителях они узна­вали отступнический Вавилон из книги Откровения, символическую падшую женщину и бесстрашно со­противлялись ее разлагающему влиянию. Они отвергли поклонение иконам как идолослужение и некоторые из них соблюдали истинную субботу. Они нашли себе приют в горных ущельях и там поддерживали огонь истины. В чудесной книге «Великая борьба», написан­ной Е. Уайт, есть вдохновенное описание этого бес­страшного народа.

«Бог приготовил для Своего народа величественное святилище, отвечающее тем великим истинам, которые были доверены ему. Для этих верных изгнанников го­ры служили эмблемой непреложной праведности Иеговы. Они указывали своим детям на вершины, возвы­шающиеся над ними в своем неизменном величии, и рассказывали им о Том, в Ком нет изменения и тени перемены и Чье Слово было таким же вечным, как древние холмы. Бог образовал горы, «опоясал» их си­лой, и ни одна рука, кроме Безграничной силы, не в состоянии была сдвинуть их с места. Подобным обра­зом Он учредил и Свой закон основание Своего правления как на небе, так и на земле. Человек мо­жет лишить жизни своих ближних, но подобно тому, как он не в состоянии сдвинуть горы с их основания и повергнуть в море, так он не в состоянии изменить ни одного из предписаний Иеговы или уничтожить хо­тя бы одного из Его обетовании, данных тем, кто бу­дет соблюдать Его волю...

Горы, низкие долины, постоянно свидетельствова­ли этим пилигримам о Божьей творческой силе и Его неизменной верности Своим обетованиям. Они научи­лись любить эти безмолвные символы присутствия Иеговы... Они радовались тому, что могут свободно служить Ему. Часто, преследуемые своими врагами, они убеждались, что горы надежно охраняют их. С вершин могущественных  утесов раздавались их хва­лебные гимны Богу и римские солдаты были не в си­лах заставить их умолкнуть и остановить их благодар­ственное пение».

Такой была эта церковь в пустыне церковь, ук­рывшаяся в горах. Но борьба все усиливалась. «И пу­стил змий из пасти своей вслед жены воду, как реку, дабы увлечь ее рекою» (Откр. 12:15).

Дети вальденсев с ранних лет учились главному делу своей жизни проповедничеству. С самого ран­него детства их приучили быть осторожными в раз­говоре и понимать мудрость молчания. В период юности и отрочества они уже были готовы идти, переодев­шись торговцами, чтобы нести драгоценные рукописи, зашитые в одежду, и повсюду распространять свет ис­тины.

Некоторые из них поступали в учебные заведения, расположенные в Италии и Франции. Сохраняя осто­рожность, они делились рукописями с искателями ис­тины. Были случаи, когда свет истины охватывал все учебное заведение, но даже самое тщательное рассле­дование не могло привести гонителей к так называе­мому источнику ереси.

Дух Христов миссионерский дух. Самым первым побуждением обновленного сердца является желание привести и других к Спасителю. «В начале работа этих вестников началась на равнинах и долинах у подножия родных гор, а затем распространилась далеко за их пределы. Босые, одетые в грубое и серое от до­рожной пыли платье, они, подобно Господу, проходи­ли через большие города и проникали в самые отда­ленные страны. И повсюду? они сеяли драгоценное семя истины... Скрыто, безмолвно Слово Божье про­кладывало себе путь среди христианства и всюду встречало радушный прием в домах и сердцах людей».

Они верили, что скоро должен прийти конец, что скоро должен явиться Христос. Посему они спешили поделиться этой надеждой с другими. Они видели, что многие, находясь во власти папы и священников, на­прасно пытаются получить прощение грехов, истязая свое тело. Они видели, что совесть людей была связа­на цепями человеческих предании. Они видели, что Христос представлен миру так, чтобы не вызывать со­чувствия у павшего человека и что необходимо по­средничество священников и святых. Они видели лю­дей, находящихся под бременем грехов и преследуе­мых страхом Божьего наказания, и их страданиям не было конца. Измученные и обессиленные, они умира­ли, так и не увидев проблеска надежды.

Эти вальденские миссионеры страстно желали все­лить надежду в тех, кто не имел ее. И тогда предус­мотрительно и осторожно миссионер извлекал из скла­док своего платья тщательно переписанные части Свя­щенного Писания. Дрожащими устами и со слезами на глазах, преклонив колени, он читал жаждущим драгоценные обетования. Часто его просили перечитывать их вновь и вновь. Может ли быть, чтобы «кровь Иисуса Христа очищала нас от всякого греха?» И когда свет истины начинал проникать в их мятущиеся ду­ши, они восклицали: «Мой Священник Христос, моя жертва Его кровь! Свое исповедание я вознесу к Его жертвеннику!»

Иногда они проводили за этим занятием целые но­чи. Трудно было поверить в заверения в любви Спа­сителя. И они, спрашивали: «Примет ли Бог мою жертву? Простит ли Он меня?» И снова находили от­вет в Писании, пока разум не постигал его. И затем обычно следовал возглас: «Все ясно! Нет нужды в па­ломничествах, в хождениях по святым местам. Я мо­гу прийти к Иисусу таким, каков есть, грешным и нечистым, и Он не отвергнет молитвы о прощении, но скажет: «Прощаются тебе грехи твои!» Мои, и мои то­же могут быть прощены!»

Радость наполняла сердца этих людей. Исчезал всякий страх перед темницей и костром. Они были го­товы даже приветствовать смерть, если это могло по­служить прославлению их Господа.

«Вестник истины продолжал свой путь, а его крот­кий вид, искренность, серьезность и горячее рвение располагали к долгим беседам. Обычно слушатели не спрашивали, откуда он пришел и куда держит путь. Охваченные сначала удивлением, а затем благодар­ностью и радостью, они не думали о том, чтобы рас­спрашивать его. Когда же они настойчиво приглашали его в свои дома, он отвечал, что должен спешить к другим заблудшим овцам. «А вдруг это был небесный ангел?» — спрашивали они потом друг друга.

В большинстве случаев они уже больше никогда не встречались с тем, кто посеял- в их сердцах семя исти­ны, Он шёл дальше, в другие страны или же оканчи­вал свою жизнь где-нибудь в тюремных застенках или же, свидетельствуя об истине, встречал смерть в дру­гом месте. Но оставленные им слова невозможно было уничтожить. Они продолжали воздействовать на серд­ца людей, и только день суда полностью откроет ре­зультаты этой благословенной работы».

Эти вальденские миссионеры вторгались в царст­во сатаны, и гнев дракона усиливался. «Но земля по­могла жене, и разверзла земля уста свои и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей» (Откр. 12:16).

Да, земля помогла жене. На протяжении многих лет здесь, в Пьемонтской долине и окружающих го­рах это пророчество исполнилось буквально. Высокие горные скалы, пещеры и камни служили прибежищем верным поклонникам Божьим. Сегодня, ползком, на четвереньках, вы можете проникнуть в Чьеза-де-ла-Танна, подземную церковь, тайную вальденскую ка­пеллу. Только на четвереньках, осторожно спускаясь по тоннелю, выбитому в скалах, можно сегодня до­браться до этой церкви, скрытой в глубине земли. Единственное освещение в ней солнечные лучи, про­никающие через маленькое отверстие в своде пещеры. В этом месте поклонения, так искусно замаскирован­ном природой, вальденсы многие годы пели, возносили молитвы и делились опытом без всякого опасения. Но пришел день, когда 250 вальденсев были захвачены в этой пещере римскими воинами. У выхода из пещеры был разложен костер, и пока запас кислорода не ис­сяк, до последнего дыхания вальденсы прославляли Бога, радуясь, что могут отдать свою жизнь, но не отречься от веры.

Такова история вальденсев. «Так, за целые столе­тия до рождения Лютера вальденсы свидетельствова­ли о Боге. Рассеянные по многим странам, они насаж­дали семена Реформации, начавшейся во время Уиклифа и получившей широкий размах в дни Лютера, и которая будет продолжаться до конца времени теми, которые согласны перенести все за «слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа» (Откр. 1:9).   

Истина выжила в пустыне. Факел истины даже при сильных ветрах гонения никогда не затухал. Он и сегодня пылает — его будут нести до конца времени те, Кто любит истину больше, чем жизнь. Истина вышла из пустыни такой же, какой вошла туда: правда, несколько Потускневшая от испытаний, но стоит лишь немного почистить ее, как она снова за­сияет перед миром в том виде, в каком «однажды она была передана святым».

Приходилось ли вам когда-либо стоять на вершине горы и наблюдать за поездом в долине, когда он, дви­гаясь по блестящим на солнце рельсам, направляется в тоннель? Когда он скрывается, вы поворачиваетесь к выходу из тоннеля, ожидая увидеть его точно таким же, каким он вошел в тоннель. Он въезжал в тоннель красавцем из стекла и алюминия, и мы ожидаем, что он появится из тоннеля таким же.

А теперь хочу спросить: если истинная церковь, прекрасная своим учением и деятельностью по при­меру Христа и апостолов, скрылась в пустыне, 9 тон­неле, который в истории назван мрачным средневе­ковьем, укрытая Богом от свирепствовавшего гонения, скажите, вышла бы она после пребывания в пустыне, в этом тоннеле гонений и мученичества, другой, отлич­ной от той, которая вошла туда? Должны ли ее учения и деятельность быть такими же? Нет ли сегодня лю­дей, готовых свидетельствовать о вере, которой учили Христос и апостолы, готовых нести факел истины, ко­торый на протяжении веков несли вальденсы и другие преданные люди? Допустит ли Бог, чтобы факел ис­тины погас, забытый и не признанный теми, кто любит своего Господа?

Не все события, описанные в 12 главе Откровения, исполнились. Есть еще один стих в йтом удивительном пророчестве: «И рассвирепел дракон на жену и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семена ее, Сохра­няющими заповеди Божий и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откр. 12:17).

     Ярость дракона в эти последние дни все так же направлена против церкви Божьей. Мы живем в такие дни, когда остаток, последнее звено церкви понесет факел истины. Жену в белом легко узнать. Легко от­личить и остаток церкви. Он, подобно отрезу ткани, имеет тот же узор из нитей учения, тот же рисунок по­слушания и тот же цвет духовности, как в первона­чальной апостольской церкви. Это та же истина, кото­рая вызывала ярость дракона во дни апостолов. Это та же истина, за которую вальденсы, гугеноты и дру­гие герои веры полагали свою жизнь. Жена, облачен­ная в белое, вынуждена была бежать в пустыню, но Бог хранил ее там. А для нас история сохранила ве­личайший пример выживания в пустыне. И сегодня церковь стоит, бесстрашно возвещая истину — ту же самую истину нашему последнему поколению. Она  мужественно отстаивает, заповеди Божьи и свидетельство Иисуса, встречая все уваличивающуюся ярость дракона. Вальденсы оставили в наших сердцах особый след: ведь они были нашими предшественниками по духу. Это был народ не тронутый духовным разложением тех дней, преданный Богу, несмотря на жестокие преследования. Это был народ, который жил и умирал, сверяя свою совесть только со Своим Господом. И ни­что не могло поколебать их.

Но борьба еще не окончена. И снова совесть людей будет подвергнута испытаниям. Снова люди должны будут сделать выбор кому повиноваться. Эти послед­ние битвы произойдут не в пустыне мрака и суеверия, но в полноте света этого поколения, в котором позна­ние поразительно увеличится. В наш просвещен­ный век каждому человеку придется решать!

Продолжение истории вальденсев наводит на груст­ное размышление. Оно служит великим предостереже­нием о том, что дети тех, которые выстояли во время отступничества; гонения и мученической смерти, поддались искушениям легкой жизни к дошли до того, что построили у своих капелл танцевальные залы потеряли духовную проницательность, своих детей и надеж­ду на будущее. И вот после многих веков такого пре­данного посвящения Богу, они вынуждены сказать: «Но теперь все это в прошлом. Печально, что мы идем в будущее без надежды на будущее. Продолжать бу­дете вы!»

Таков волнующий призыв вальденсев. Кто продол­жит их дело? Кто подхватит факел истины, так верно поддерживаемый этим мужественным народом?

И этот Божий призыв не останется безответным: истина восторжествует! Вместе с ней сможем востор­жествовать мы если ответим на этот призыв!