Глава 27

ЭКСТРАСЕНСОРИКА И ФЕНОМЕН А. М. КАШПИРОВСКОГО:

ОККУЛЬТНЫЕ МЕТОДЫ ИСЦЕЛЕНИЯ

Деятельность целителей в СНГ

Всякий, кто внимательно наблюдал за процессом перестройки в бывшем Советском Союзе, не мог не обратить внимания на быс­трое и почти одновременное появление в государствах СНГ разного рода целителей и психотерапевтов. Сначала стали известны лишь некоторые лица занятий этого рода, о них писали газеты и журналы, были передачи по радио и телевидению. Люди услышали фамилии А. Р. Довженко, Алана Чумака, А. М. Кашпировского и других. Осо­бенно стал широко известен с 1988 г. доктор А. М. Кашпировский благодаря целительным сеансам по центральному телевидению.

Кроме упомянутых лиц начали открыто действовать многие менее известные целители, экстрасенсы, колдуны, психотерапевты, астрологи, маги, йоги и т. п. Так продолжается до сих пор, их число растет, они проводят свои сеансы в Домах культуры, театрах, на стадионах и в частных квартирах. Все они обещают чудесную по­мощь физически и душевно больным людям. Например, «белая ведьма», Серафима Руденская, обещает исцеление души и тела, изгнание бесов, снятие наговоров и сглазов, а также благотворное действие через заряженную ею воду, соль, кремы, мази и т. д.

В конце сентября 1991 г. в г. Алма-Ата состоялся съезд почти двух тысяч колдунов, магов, экстрасенсов и других оккультных целителей. Целью съезда было обсуждение вопроса о том, как улучшить сотрудничество между собой и расширить сферу деятель­ности для «блага людей». Известия обо всем этом не сходят со страниц прессы, звучат по радио и телевидению. Рост целительской деятельности настолько противоположен вчерашней линии государ­ственного атеизма, что продолжает шокировать многих, не привык­ших к этому феномену.

Как понять такое явление

Следует сказать, что этот же самый феномен, если и не точно в такой форме, появился в странах Запада в начале шестидесятых годов. Он был связан с так называемым «Движением нового века». Сочетание теорий психологии и парапсихологии с идеями восточных религий, на фоне разочарования в материализме, и породили такого рода движение. Кроме других аспектов деятельности, оно занима­лось также целительством. Как бы то ни было, в начале восьмидеся­тых годов советский критик Е. Г. Балагушин так писал об этом:


«В условиях расширения масштабов распространения религи­озно-мистических настроений в современном капиталистическом мире их влияние в наибольшей степени сказывается, с одной сторо­ны, на средней буржуазии и связанных с ней кругах учащейся молодежи и интеллигенции... Они надеются возместить остро ощу­щаемый ими духовный вакуум пробуждением религиозного чувства, обратившись к нетрадиционным культам, либо пытаются найти утешение, нравственное равновесие и уверенность в себе при помо­щи «всеисцеляющих» средств мистифицированной психотерапии (которая во многом оказывается созвучной религиозной мистике Востока)»40.

Однако Балагушин не предвидел, что противоречия в атеисти­чески настроенном обществе СССР станут еще большим толчком к пробуждению религиозности и целительства.

Мировоззрение интеллигенции в Российской империи перед революцией 1917г. можно объяснить, как склонное к религиозному мистицизму и оккультизму. Но с утверждением государственного атеизма явления эти были загнаны в подполье. Как только давление сверху исчезло, мистицизм и оккультизм дали себя знать с новой си­лой. Этому способствовало то, что в среде интеллигенции распро­странилось изучение психологии и религий. В социалистических странах атеизм оказался томительной тюрьмой для человеческого духа.

Что такое экстрасенсорика

Слово экстрасенсорика состоит из двух английских слов — extra sense, которые обозначают дополнительное чувство или сверх­сознание. Оно обычно употребляется в выражении extrasensory perception, что значит сверхчувственное восприятие. В разных частях мира не всегда одни и те же движения носят подобные назва­ния. То, что в СНГ мы называем целительной активизацией экс­трасенсов, на Западе известно как Медицина нового века или «Дви­жение нового века».

Идеи и практика этого движения в основном заимствованы из восточных религий и древнего язычества. Современные исследования психологии и парапсихологии помогли экстрасенсорике лишь в том отношении, что они вскрыли сложность природы человека и необъ­яснимость многих духовных явлений. О том, что полезно и вредно для душевного и физического здоровья человека свидетельствует

 

40. Е. Г. Балагушин, Критика современных нетрадиционных религий. Издатель­ство Московского университета, 1984, с. 5.


психология. Психологи считают, что реальными являются не только видимые предметы, но также невидимые духовные переживания.

Очень важно, что принять за основу дальнейшей интерпрета­ции свойств человека. Если в основе мировоззрения лежит библей­ское учение, то многие явления покажутся в одном свете, а если — восточные, языческие идеи, тогда все окружающее будет выглядеть совершенно иначе. Идеи экстрасенсорики заимствованы из восточ­ных религий и язычества, поэтому и мировоззрение и практика этого движения отличаются от христианского. При более глубоком рассмотрении обнаруживаются коренные различия.

Основные идеи экстрасенсорики

Самая главная идея экстрасенсорики — это идея универсаль­ной и всепроницающей энергии, т. е. биополя. Часто экстрасенсы называют ее словом прана. Эта энергия определяет движение пла­нет, меняет сезоны года, управляет работой нашего сердца, способ­ствует балансу химического состава в нашем теле и т. д.

Универсальная энергия прежде всего лежит в основе всех вещей во Вселенной, видимых и невидимых. Она вездесуща, посту­пает из Вселенной в живые существа, циркулирует внутри их и в конце концов истекает из их нутра во внешнюю среду. Это именно та энергия, которая является основой всей жизни.

Эта энергия называется по-разному в восточных религиях, культах и в современной парапсихологии. В индуизме это — прана, в даосизме — чи, у полинезийцев — мана, у американских индей­цев — оренда, в мезмеризме — животный магнетизм, в хиропрактике — нутро, у Вильгельма Рейха — оргонная энергия, у Карла фон Рейхенбэка — одическая сила, у Самуила Хахнеманна — сущес­твенная энергия, у парапсихологов — биоплазма. По сути это одна и та же энергия, хотя в отдельных случаях понимается чуть иначе. Некоторые приверженцы Движения нового века на Западе отождест­вляют ее с уравнением Эйнштейна: Е = mc2.

Что касается взаимоотношения человека с биоэнергией, экс­трасенсы считают, что человек имеет в своем теле семь энергетичес­ких центров, называемых чакрами. Они расположены снизу вверх в области позвоночного столба, начиная с копчика (муладхарачакра) и кончая макушкой головы (сахасрарачакра). Каждый центр являет­ся конденсатором энергии, самый мощный из которых — центр в области солнечного сплетения (манипурачакра). Однако важнейшую роль в организме играет самый нижний центр (муладхарачакра), где, по учению йогов, находится в уплотненном виде энергия, назы­ваемая Кундалини-Шахти. Она представляется в виде змеи, сверну­той в три с половиной раза.


Следующей важной идеей экстрасенсорики является даосистское учение о том, что универсальная энергия дуалистична. Она имеет характер противоположностей, которые называются по-китай­ски инь — ян. Как и в даосизме, это не подразумевает нравственных противоположностей добра и зла, а имеются в виду только при­родные, естественные противоположности. В индуизме это понятие не очень ясно выражено. Однако он объясняет его как соотношение между лунными (отрицательными) и солнечными (положитель­ными) флюидами. Секрет жизни и здоровья, с точки зрения данной идеи, заключается в правильном сочетании сил инь — ян в теле человека.

Именно во взаимодействии и взаимоотрицании, в борьбе противоположностей видят восточные ученые реальную основу всего существующего и совершающегося. Внутренняя борьба этих сил реализуется в каждом явлении природы и именно она-то обеспечи­вает движение и развитие, именно она является формой проявления «Жизненной Силы» (жизненной Энергии), слаженности или рас­стройства жизненных процессов.

Даже темперамент человека, по учению экстрасенсов, являет­ся результатом определенного сочетания сил инь — ян. Когда этот порядок нарушается, возникает болезнь, как душевная, так и физи­ческая. Для того, чтобы избавиться от болезни, нужно восстановить баланс противоположных сил во всем теле человека или в больном органе. Задача экстрасенса — сделать это воздействием биоэнергии, которую он может накопить через раскрытие чакр.

Однако раскрыть чакры можно не так скоро и легко. Это даже опасно, потому что неправильное движение энергии может причи­нить вред. Требуется много времени и усилий, чтобы освоить хатху-йогу, которая помогает регулировать движение праны в организме. Сам процесс раскрытия чакр происходит в результате дыхательных упражнений и медитаций, как статических (самоуглубление), так и динамических (бег и экстазные танцы).

Биоэнергию можно использовать для восстановления здоровья человека даже таким образом, который будет казаться людям чудо­творным. В связи с этим экстрасенсы любят ссылаться на чудеса Господа Иисуса Христа. Часто они говорят, что Иисус обладал огромным потенциалом энергии и для восстановления энергетичес­кого потенциала он регулярно проводил различной продолжитель­ности голодания или обучал своих учеников каким-то «священным упражнениям». Наличие огромной энергии придавало лечебные свойства и предметам, постоянно находившимся с ним в контакте.

Вместе с этим экстрасенсы говорят, что в юности Христос провел несколько лет в Индии, где учился у йогов оккультным


наукам. Все его чудеса они трактуют согласно своему мировоззре­нию, которое никак не согласуется с учением Христа.

В понимании экстрасенсов, биоэнергия может быть использо­вана не только для добра, но и для зла. В этом разница между белой и черной магией. Наговоры, сглазы, наваждение болезней и несчас­тий — черная магия. Это результат злонамеренного использования биоэнергии. Снятие всего этого и исцеление — белая магия, т. е. добронамеренное использование той же энергии. В наши дни многие целители широко объявляют, что снимают наговоры, сглазы и лечат болезни. Однако они не говорят людям самого главного. А именно, то, что, согласно их же учению, они сами могут быть виновны в наговорах, сглазах и других злых делах. Ведь есть же в человечес­кой натуре склонность делать зло. И если они имеют возможность распоряжаться аморальной энергией, то, кто знает, что они могут при ее помощи сделать, когда захочется!

Несмотря на это, экспоненты этого движения считают, что универсальная энергия является тем, что религии называют Богом. Для них такие слова, как прана, чи, природа, Логос, Дух Святой, космическая энергия, Бог и пр. обозначают одно и то же. Все это, конечно, далеко от чудес Христа и от учения Библии о Боге и человеке. Согласно Библии и, в частности, учению Христа, Бог есть любовь. Он всемогущ и его сила проявляется в жизни знающих его людей. Однако Его силу нельзя использовать для зла. Есть другая личность, сила которой используется для зла. Эта сила может внача­ле показаться благотворной, но рано или поздно ее конечный ре­зультат будет трагичным. Недаром самая нижняя чакра в индуизме представлена в образе змеи, Кундалини-Шахти, и самое высшее состояние (самадхи) достигается ее пробуждением.

Экстрасенсорика учит, что, раскрыв чакры, человек восприни­мает не только поток биоэнергии, но также и информацию путем телепатии. И первое, и второе он может передавать другим людям, как прикосновением в первом случае, так и речью во втором. Одна­ко это не все. Он может передавать и то, и другое на расстоянии, каким бы оно ни было. Он может также подвергаться психическому нападению со стороны другого, злонамеренного экстрасенса, и может таким же образом защищаться и защищать других. Его энергетичес­кие удары могут поражать биоэнергетическое поле других, делать людей больными и даже приносить смерть.

Что касается лечения, то основным средством, конечно, явля­ется энергия целителя. Перед тем, как исцелить больного, экстра­сенс должен поставить диагноз и узнать, в чем проблема пациента. Затем ему нужно выровнять энергетическое поле больного. После этого он может начать лечение наложением рук или пассами, во


время которых он будет передавать биоэнергию (прану) своему пациенту. Акупунктура (иглоукалывание) и акупрессура (надавли­вание в определенных местах) тоже входит в лечение методами экстрасенсорики. Экстрасенсы не ограничиваются этим. Они верят в исцеление на расстоянии. Для всех способов лечения у них есть разработанные методы.

С христианской, евангельской точки зрения, исцеления и другие чудеса экстрасенса возможны, но смысл их совершенно иной. Мы знаем, что исцеление или лечение возможно естественным способом, физическая рана порой заживает сама собой, если ее оставить в покое. Бог учел эту способность при создании мира. Кроме того, мы знаем, что можно восстановить здоровье с помощью хирургии и другого традиционного медицинского лечения.

Душевные раны тоже заживают с течением времени, есть также и психиатрическое лечение, которое касается душевных и умственных болезней. Психосоматические болезни возникают от сильных душевных конфликтов и переживаний. Они проходят, когда решаются внутренние проблемы. Известен так называемый эффект плацебо, влияющий на физическое состояние людей. Нравственная поддержка, сочувствие, вера в хороший исход и любовь всегда приносят позитивный результат. В этом и заключается сила естес­твенной суггестии.

Но что касается сферы чудесного, то Библия говорит нам не об одной безличной энергии в двух кардинальных противоположнос­тях, а о двух сверхъестественных духовных силах. Есть Бог, который проявляет свою силу. Из Библии мы знаем, что не во все времена совершались чудеса. Это происходило, когда было угодно Богу. Особенно это проявилось в пришествии Сына Его Иисуса Христа. Никодим сказал при встрече со Христом: «...таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ин. 3:2). Чудеса Христа совершались для того, чтобы установить Его авторитет как Сына Божия и удостоверить необходимость голгофских страданий для спасения людей.

Однако в Библии описаны и другие, не Божий чудеса. Напри­мер, чудеса египетских мудрецов, когда они противостояли Моисею; бедственные события в жизни праведника Иова, когда Бог позволил сатане испытать его и показал невозможные для людей действия человека, когда Христос пришел к нему в стране Гадаринской. Кроме того. Господь Иисус предсказал, что «восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных», а в книге Откровение Иоанн написал об антихристе, что он даже огонь будет сводить с неба перед людьми (Исх. 7:22; Иов 1:13—19; Мк. 5:4; Мф. 24:24;


Откр. 13:13). Поэтому, нет ничего удивительного в том, что экстра­сенсы могут совершать чудеса. Но они следуют совершенно не по Христову учению, и ясно, к какой силе они прибегают.

Феномен А. М. Кашпировского

В связи с экстрасенсорикой стоит обратить внимание на фено­мен известного телецелителя, врача Анатолия Михайловича Кашпи­ровского. С одной стороны, его деятельность нельзя считать куль­том, как таковым, потому что он не предлагает никакой религиоз­ной системы, но с другой — можно, потому что своими сеансами он привлек к себе многих людей, которые открыто заявляют: «Мы верим в вас». Учитывая его отдельные высказывания, не трудно догадаться, что Кашпировский руководствуется каким-то определен­ным мировоззрением, однако об этом он не говорит, предпочитая исцелительную деятельность.

Наши данные о феномене Кашпировского основываются на газетных статьях, опубликованных в России и за ее рубежами, а также на впечатлении от личного присутствия автора на его сеансе 11 марта 1990 г. в Чикаго. Мы не считаем наши сведения исчерпы­вающими, однако имеем достаточно материала для того, чтобы сде­лать вывод о данном феномене в свете Священного Писания. Свиде­тельства людей об исцелениях тоже могут дать новые сведения по этому поводу.

Что касается личного присутствия автора на сеансе Кашпиров­ского в Чикаго, то это было сделано совместно с группой студентов богословской семинарии и работниками евангельской миссии после молитвы. Цель посещения — дать оценку происходившему с точки зрения Евангелия.

Кто такой Кашпировский

Анатолий Михайлович Кашпировский родился в 1939 г. на Украине. Во время войны он ребенком находился вместе с семьей в Казахстане в то время, как отец воевал на фронте. После войны вся семья недолго жила в Белоруссии, а потом переехала на Украину, в Хмельницкую область. Там молодой Анатолий закончил десяти­летку. После школы он поступил в Винницкий медицинский инсти­тут. Окончив его, стал работать врачом. На этой должности в Вин-нице он проработал 25 лет.

Приблизительно через год после окончания института Кашпи­ровский начал заниматься психотерапевтической деятельностью. Деталей его обучения в этой области медицины и работы мы не знаем. Но слушая его выступление в Чикаго, автор получил о нем


впечатление, как о враче-психиатре, знающем свое дело. Анатолии Михайлович женат, имеет дочь и сына. Дочь восхищается деятель­ностью отца, а сын к этому безразличен.

Интересно отметить, что Кашпировский не курит и не пьет. Он говорит, что придерживается такого аскетизма по «внутренней потребности». До 33 лет он не держал во рту ни капли вина. Причи­на: «Возможно, интуитивно я готовил себя к будущей работе, в которой самодисциплина до самоистязания — важнейшее условие».

О своей работе врача он говорит, как «о громадном опыте, который складывался более чем за двадцатипятилетнюю практику применения гипноза, внушения, других методов, которые испытаны, как в условиях клиники при лечении, так и при проведении лекций-сеансов. Он провел таких сеансов почти тысяча семьсот.

Телевизионные и публичные исцелительные сеансы

Телевизионная деятельность Кашпировского началась в 1986 г. в Алма-Ате, когда впервые были записаны для телепередач его сеансы. Однако широкая возможность для этого предоставилась в 1988 и 1989 гг. на Центральном телевидении, которое стало пока­зывать его сеансы по всей стране. Кроме того, киевское телевидение показало в 1989 г. документальный фильм о его сеансе на киевском стадионе. Особенно известным был телемост Тбилиси — Москва в ночь с 1 на 2 марта 1989 г., во время которого Кашпировский путем внушения снял боль двум женщинам, когда они находились под операционным ножом.

Авторы статей в «Правде» и «Новом русском слове» не отвер­гают необыкновенный целительский успех Кашпировского и говорят о его способности исцелять людей, как о факте. Кроме обезболива­ния во время операций, журналисты пишут об исцелениях физичес­ких недостатков и болезней, как врожденных дефектов, псориаза, ожирения, слепоты, астмы, эпилепсии, детского энуреза и др. В интервью с журналистом «Нового русского слова», кроме всего прочего, Кашпировский сказал, что его сеансы способны вызвать исчезновение седины или рубцов на коже у людей, которые перене­сли операции и ранения. В общем, создается впечатление, что успех целительной деятельности Кашпировского подтверждается многими свидетелями.

Что касается обезболивания, Кашпировский говорит, что пациенту не обязательно нужно видеть его во время операции. В интервью с корреспондентами «Правды» он привел, как пример, два случая, когда один раз он только словом, а в другой раз словом и взмахом руки провел обезболивание у двух пациентов. Затем, в его отсутствии, им были сделаны операции без наркоза.


Интересно то, что в залах и на стадионах, где происходят сеансы, люди ведут себя необычайным образом. Они валяются на полу, пляшут, поднимают вверх руки, поют, что производит очень странное впечатление. Представляется, что они загипнотизированы. В некотором отношении сеансы Кашпировского напоминают харизматические исцелительные собрания, только без христианской проповеди и пения гимнов.

В первой части сеансов А. М. Кашпировский приглашает людей засвидетельствовать, что они исцелились либо на одном из прошлых его сеансов, либо во время просмотра его видеокассе­ты.

Однако не всегда результат сеансов Кашпировского положите­лен. В статье «Вынужденный сеанс А. Кашпировского» корреспон­дент Н. Данилин написал об одном человеке, который заснул, смотря передачу сеанса по телевизору. Он проспал целый месяц. Никто не мог разбудить его. Впечатление было такое, как будто этот человек заколдован. Когда это сообщили Кашпировскому, то он признался, что такой результат может произойти и предложил «расколдовывать» таких людей тоже через телесеансы. Проснулся ли в конце концов тот человек, мы не знаем.

Телевизионная деятельность Кашпировского принесла ему большую известность, как в странах бывшего Союза, так и за его пределами. В связи с этим он заметил, что ему в СССР были откры­ты все двери. По этой же причине он имел возможность посетить США и другие страны Запада, чтобы провести там сеансы для эмигрантов из СССР. На своем выступлении в Чикаго Кашпиров­ский говорил, что его телесеансы видели 330 миллионов человек и в результате было получено около 600 тысяч писем.

Положительные мнения о его деятельности

Естественно, для нас было важно знать, как смотрели на деятельность Кашпировского известные врачи, служители Церквей и представители прессы. Отзывы были самые разнообразные, в зависимости от положения, опыта и личного мнения каждого из них. С одной стороны, весьма положительные, а с другой, резко отрица­тельные. Мы рассмотрим сначала положительные.

Когда кончилась операция в ночь с 1 на 2 марта 1989 г. с участием А. М. Кашпировского, который устранил боль по телемосту Тбилиси — Киев, профессор Иоселиани, делавший операции, ска­зал: «Это не чудо — это сверхчудо». Затем в статье, озаглавленной словами Кашпировского «Чудо в том, что чуда нет», газета «Правда» положительно оценила его деятельность. Корреспонденты


зарубежной газеты «Новое русское слово» в номерах от 28 декабря 1989 г. и 2 февраля 1990 г. тоже одобрили Кашпировского. С особым востор­гом отозвался об его успехе корреспондент «Нового русского слова» Станислав Непомнящий. Он уговаривал читателей не осуждать деятельность этого героя.

В статье под названием «Еще одно мнение» в журнале »Наука и жизнь» в N 12 за декабрь 1989 г. доктор медицинских наук, врач-психотерапевт В. Файвышевский высказал мнение, что А. Кашпи­ровский погружает зрителей в «разнообразные гипноидные состоя­ния». Он не сказал о нем прямо: «Кашпировский — гипнотизер!» Однако не трудно догадаться, что Файвышевский считает именно так.

Файвышевский говорит, что Кашпировский может принести пользу людям, которые способны ему «поверить». Несмотря на это, он приводит три причины, почему считает, что не следует переда­вать по телевидению сеансы Кашпировского. Во-первых, потому что улучшение самочувствия не всегда означает улучшение состояния больного. Во-вторых, потому что показ по ТВ людей, находящихся в состоянии гипноза, неприличен и унижает их достоинство. И в-третьих, потому что после того, как стали демонстрировать эти телесеансы, усилилась податливость людей гипнозу. Иначе говоря, доктор Файвышевский не отверг деятельность Кашпировского, а только хотел, чтобы ею не злоупотребляли. Возможно, что есть и другие врачи, которые разделяют мнение Файвышевского.

Отрицательные мнения врачей и корреспондентов

Отрицательную позицию в отношении к сеансам А. М. Кашпировского заняла редакция «Литературной газеты». То же самое можно сказать о Церквах — Православной и Евангельских христи­ан-баптистов.

В «Литературной газете» за 14 ноября 1989 г. помещена статья собственного корреспондента газеты Сергея Киселёва под названием «Цена сенсации оказалась непомерно высокой для киевлянки Леси Ершовой». Киселёв описывает свое интервью с Лесей Ершовой, одной из женщин, которую в ночь с 1 на 2 марта 1989 г. обезболивал А. Кашпировский во время операции в Грузии по телемосту Тбилиси — Киев. Ершова рассказала, как чувствовала «дикую боль» во время операции. Почему же она согласилась на операцию без анастезии? Во-первых, потому что безгранично верила в силу Кашпировского; во-вторых, потому что он обещал излечить ее многочисленные болезни и сделать так, чтобы она похудела; и, наконец, потому что он обещал возить ее за границу, как рекламу собственного метода


телевизионной анестезии. Однако все это оказалось не так. Ершова перенесла ужасную боль, а вместо вознаграждения Кашпировский отказался выполнить свои обещания.

Затем в той же «Литературной газете» в номере от 13 декабря 1989 г. помещены на тему сеансов Кашпировского пять критических статей и дан заключительный комментарий от имени отдела эконо­мики и науки «ЛГ». Название статей говорит за себя. Мы их приво­дим: «Обманутые надежды» академика АН СССР Н. Блохина; «Распутинщина на пороге?» доцента и ученого секретаря правления Ленинградского научного общества невропатолога А. Архангельско­го; часть статьи Георгия Шевкунова «...А душе своей повредит», которая полностью напечатана в «Журнале Московской Патриар­хии» N 12; «Опасное шоу» члена-корреспондента АМН СССР Н. Мисюка; «Чего не видит пациент» (в сокращенном виде) англий­ского психотерапевта Дж. Мейсона из журнала «Нью Стейтсмен» под оригинальным названием «Против терапии».

Критики А. Кашпировского в России выразили свое осуждение по-разному. Доцент А. Архангельский называл его «новым Распути­ным», а его сеансы «психическим Чернобылем». Академик Н. Блохин уподобил его деятельность работе средневековых колдунов и знахарей. Корреспондент Н. Мисюк высказался, что он экстрасенс и гипнотизер, который театрализированными «чудесами» пытается отвлечь внимание публики от реальных проблем современной жизни.

Особенно серьезные обвинения в адрес Кашпировского высказали доцент Архангельский и академик Блохин. Они считают его настоящим гипнотизером. Только, по их понятию, деятельность Кашпировского намного опаснее, чем это допускает Файвышевский. Она заключается в том, что Кашпировский лишь временно удаляет симптомы недугов у людей. На самом деле он ставит пациентов в более опасное положение, так как их болезни остаются. Через некоторое время симптомы возвращаются. Человек чувствует себя намного хуже, потому что запустил болезнь. Если бы он не подвергся гипнотическому внушению Кашпировского, то раньше бы обратился к врачам за помощью. Академик Блохин высказался так:

«Объявив о начале подобных сеансов, телевидение совершает преступление перед больными, отвлекая их от научно обоснованного лечения. Под действием телепропаганды они откажутся от реально действующих методов и станут жертвами невежества пропагандис­тов.

Целый ряд онкологических больных, об успехах в лечении которых заявляет в своих телесеансах А. Кашпировский, уже


находятся в онкологических учреждениях. Врачи их могут подтвердить, что рекламы психотерапевта не соответствуют действи­тельности»41.

Отрицательное отношение служителей Церкви

Критика со стороны православных и баптистских Церквей обращает внимание на духовную опасность сеансов Кашпировского. В статье под названием «Не участвуйте в делах тьмы» в «Журнале Московской Патриархии» N 2, декабрь 1989 г., стр. 44, Георгий Шевкунов, не упоминая фамилии Кашпировского, написал о его телесеансах следующее:

«Всякому, кто хоть раз бывал на акте экзорцизма, стоит только взглянуть на экран во время сеанса «исцеления» и увидеть людей, впавших в транс, помимо своей воли танцующих, смеющих­ся и плачущих, чтобы ясно понять: они ведут себя в точности как люди, одержимые силами, которые в православной практике называ­ются бесами, или нечистыми духами. И у нас уже не возникает вопроса, почему «исцелитель» настойчиво приказывает таким паци­ентам быть сдержаннее: в состоянии одержимости люди могут на­чать вести себя бурно и непредсказуемо, если дух, руководящий ими, полностью овладеет человеком».

Иначе говоря, православная Церковь высказала мнение, что деятельность Кашпировского — от диавола. То же самое выразил от имени евангельских христиан-баптистов Л. Сергиенко, пресвитер в городе Мытищи. В газете «Христианское слово» в декабре 1989 г. он написал:

«О, как глубоко заблуждается тот, кто хоть на мгновение подумал, что все это благо, такой человек не знает, к какому пе­чальному концу приводят подобные подарки от диавола — отца лжи. Сатана борется против Иисуса Христа. Он ведет эту борьбу особенно усиленно в наши дни, предчувствуя, что недолго осталось ему царствовать и совращать людей.

Нужно только признать, что «целители» обладают реальной силой, действительно, несколько способной улучшить физическое здоровье. Но те, кто рекламирует их помощь, умалчивают о том, что после таких сеансов у пациентов значительно сокращается жизнь: они умирают раньше, чем если бы они пользовались традиционной медициной. Имеются статистические данные, подтверждающие этот факт».

 

41. Н. Блохин. Обманутые надежды. «Литературная газета», 13 декабря 1989 г., с. 13.


На основании приведенных выше материалов можно понять, что если есть у А. Кашпировского много поклонников, то также есть и много серьезных критиков, которые считают его деятельность вредной, как в отношении физического здоровья, так и духовного благополучия людей.

Защита себя Кашпировским

В газетных интервью и публичных выступлениях А. М. Кашпировский опровергает все предъявляемые ему обвинения. Что касается гипноза, он высказался так: «Я не пользуюсь гипнозом... — Боже упаси! Гипноз — тяжкое наследие психотерапии прошлого, когда считалось, что сначала нужно оболванить человека, а потом внушить ему какую-то истину. Это заблуждение!» О своем методе он сказал следующее: «Я пользуюсь другим — внушением наяву, убеждением, кое-чем еще» (курсив мой. — Н. П.) и пояснил: «В течение двадцати лет я разъезжал по стране от общества «Знание», выступая с лекциями и так называемыми «психологическими опыта­ми», которые были связаны с внушением, самовнушением, процесса­ми саморегуляции и т. д.». Сравнивая свой метод с методами других терапевтов, Кашпировский говорит: «Главное же отличие моей работы от деятельности других психотерапевтов это то, что я влияю на внутренние органы человека, на кожу, на связки — иными словами, на то, чего избегали касаться все остальные».

Согласно Кашпировскому, правда на его стороне. Он не согла­сен с уподоблением себя Распутину или средневековому колдуну. Он хотел бы создать школу, которая ускорила бы изучение новых ас­пектов психотерапии, связанных с биохимическими исследованиями.

В интервью, данном «Правде», в статье под названиенм «Чудо в том, что чуда нет», А. М. Кашпировский пояснил, что метод его терапии связан с созданием «установки на исцеление» в пациентах. Его можно применить путем слова, жеста, молчания и вообще всего, что может подсказать интуиция в нужный момент. Кашпировский дал знать, что важную роль в его целительской работе играет чув­ство обратной связи с пациентом, которое является как бы «чтени­ем» другого человека. Поэтому, как мы заметили, «внушение, самовнушение и саморегуляция» играют в методе Кашпировского важную роль. По его мнению, это не какое-то чудо, а является чем-то естественным, это закон, который обнаружил Кашпировский.

Уважительные слова о Евангелии

Кашпировский не соглашается также с мнением церковнослу­жителей, что его сеансы связаны с силами тьмы. Личное отношение


к религии и Евангелию он высказывает так:

«Мое отношение к религии самое почтенное. Я бесконечно уважаю религию, а Евангелие — одна из моих любимейших книг. Это подлинный кладезь мудрости, и я думаю, что еще не все свя­щенники проникли в эту книгу до самых ее глубин. Сам я постоянно нахожу там для себя все новые и новые откровения».

Что касается своего целительского метода, Кашпировский отождествляет его с деятельностью Христа, как Сам Спаситель ее суммировал в Евангелии от Матфея 5:17. Он говорит об этом так:

«Суть моего метода заключается в словах Иисуса Христа. Господь сказал: «Не нарушить закон я пришел, но исполнить». Поверив в эти слова, я приблизился к пониманию истины, заложен­ной в сути вещей. Отбросив все искусственное, ненужное, я пошел напрямик, кратким путем к тайникам подсознания. Познав эту тайну, я вызвал к жизни, заставил работать эти древние структуры, что и вызвало реакцию со стороны соматики» (греческое слово сома означает тело).

Своим пациентам Кашпировский хочет внушить слова, ска­занные Христом при исцелении двух слепых: «Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их. И Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто об этом не знал» (Мф. 9:29). Кашпировский хочет, чтобы люди верили в его спо­собность исцелять. Вероятно, поэтому фильм о нем, показанный киевским телевидением, был назван: «И воздается тебе по вере твоей».

Однако, если Кашпировский даже публично говорит, что любит Евангелие, мы вправе спросить: «А проповедует ли он Благую весть Христа, так как это делал Христос и Его апостолы?» Можно цитировать слова Христа и в то же самое время не обращать внима­ния на суть Христова учения. Нельзя отождествлять себя с Христом и пренебрегать Его поручением. Хотя Кашпировский и говорит, что проник в глубину слов Евангелия лучше многих священнослужите­лей, однако этого не видно в его деятельности. Целительством занимались всякого рода шаманы, маги, ведуны и т. д., но лишь истинные христиане проповедовали Христа распятого (1 Кор. 1:22—24).

Оставшиеся вопросы

В заключение обсуждения феномена А. Кашпировского необ­ходимо подвести итог и сделать выводы на основании Слова Божия.

Во-первых, следует сказать, что довольно мало известно о том, как формировалось мировоззрение Кашпировского, которое привело его к «исцелительной» деятельности. В одном интервью он говорил,


что много читал. Интересно, что именно он читал и какие предметы его интересовали. Читал ли он книги на темы оккультизма, каббализма, шаманизма, парапсихологии, теософии, индуизма и их разновидностей, о мистических необычных религиях и т. д.? Ответ на этот вопрос может пролить свет на деятельность Кашпировского. Услышать, как он понимает индуизм, буддизм и другие религии, тоже может дать возможность понять то, что он делает.

Во-вторых, объясняя свой метод, Кашпировский говорит, что, кроме убеждения, внушения, самовнушения и саморегуляции, он пользуется кое-чем еще. Мы хотели бы точнее и подробнее знать, что это значит. Возможно, в этом есть что-то выходящее из ряда вон или же нет ничего особенного. Кроме того, хотелось бы знать, почему его аскетизм так важен для исцелений?

Кашпировский говорит, что Евангелие является одной из его любимейших книг и он постоянно находит в ней для себя новые откровения. Кроме этого заявления и приводимых им евангельских цитат, мы не знаем, каковы его убеждения о Боге, о Христе, о Святом Духе, об искупительной смерти Христа на кресте и о пути спасения. Мы хотели бы также знать, верит ли он в то, что Христос пролил кровь за грехи людей, как учит Новый Завет, а если верит, то почему он это не проповедует?

Во время сеанса 11 марта в г. Чикаго Кашпировскому была подана записка с вопросом: «Верите ли вы в Бога и во Христа?» На это он ответил: «Этот вопрос подобен тем, которые спрашивают мои критики в Советском Союзе. Не важно, верю я или нет». Такой от­вет удивляет нас. Христианин не должен так отвечать (1 Пет. 3:15).

Оценка в свете Нового Завета

Подводя итог известным нам словам и деятельности доктора А. М. Кашпировского, обращаем внимание на следующие пункты, которые показывают, что его деятельность не согласуется с исцели­тельной деятельностью Христа и его последователей.

1. Хотя Кашпировский говорит, что любит Евангелие, однако он не проповедует евангельскую весть, как это делал Спаситель и апостолы. В Новом Завете мы читаем, что Христос и апостолы исцеляли людей, однако это не было их главным служением. Евангелист Марк говорит о служении Христа так: «После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, пропо­ведуя Евангелие Царствия Божия и говоря: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:14—15). An. Павел писал Коринфянам следующее: «Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут муд­рости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1:22—23). An. Павел и другие апостолы исцеляли, но они это делали, поскольку такое дело было угодно Богу, однако проповедь Благой вести занимала главное место в их служении. Исцеления же играли второсте­пенную роль и не всегда они происходили. Их назначением было подтвердить проповедь о прощении грехов по вере в иску­пительную жертву Христа на кресте и помочь людям уверовать (Деян. 14:8—17).


2. В своих сеансах А. М. Кашпировский не прославляет Бога за исцеления (каковы бы они ни были) и не побуждает исцелен­ных благодарить Бога. Всю славу и благодарность он принимает, как должное. Допустим даже, что эти исцеления на сеансах основаны на каких-то глубоких законах, которые он обнаружил. И в этом случае следовало бы сказать: «Бог дал мне знание и поэтому прославляйте не меня, а Бога и Сына Его Иисуса Хрис­та». Однако Кашпировский этого не делает.

Во время сеанса в Чикаго несколько человек объявили, что они были исцелены на одном из прошлых сеансов в России. Они во всеуслышание обратились к Кашпировскому и сказали: «Мы верим в Вас. Мы благодарим Вас за исцеления». Кашпировский принял их благодарность, не упомянув ничего о Боге. Апостолы так не поступали. Люди, получавшие исцеление через апосто­лов, тоже прославляли нелюдей, а Бога (Деян. 3:6—9; 4:9—12). Поэтому можно сказать, что исцеления Кашпировского либо не являются истинными, а гипнозом, либо совершаются с помощью темных сил.

3. Важно отметить и то, что Кашпировский не побуждает людей к покаянию, которое часто необходимо для исцеления. Слово Божие открывает, что люди болеют не только по естественным причинам, но также из-за грехов. Нарушая нравственные Бо­жий законы, они испытывают последствия этого. В таких случа­ях, прежде всего необходимо покаяние, а потом уже можно получить исцеление. Мы читаем, что однажды принесли к Иисусу расслабленного. Господь сказал ему: «Чадо! прощаются тебе грехи твои», и после того исцелил его (Мк. 2:5—12). В другом случае Господь сказал уже исцеленному: «Вот, ты выздо­ровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5:14). Эти примеры дают понять, что в некоторых случаях исцеления не принесут пользу, если не будет покаяния и про­щения. Поэтому, если Кашпировский говорит, что любит Еван­гелие, то хотя бы иногда следовало бы побуждать людей к покаянию, как это делал Христос? Об этом Кашпировский молчит, из чего следует, что его деятельность не соответствует Евангелию (1 Пет. 3:10—12; 1 Ин. 1:8—10; 1 Кор. 6:9—11).

4. А. М. Кашпировскии выразил похвальное мнение о Евангелии. Действительно Слово Божие содержит глубину мудрости. Через него Дух Святой открывает путь спасения и дает благодать для христианской жизни.

Однако мы знаем, что Христос и апостолы предупреждали учеников беречься ложных знаний, которые приходят в подобии новых откровений. Так как христиане Колосской церкви были в такой опасности, ап. Павел предупреждал их, говоря: «Смот­рите (братия), чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу». Он сказал им, что такие люди, «надмеваясь плотским своим умом», безрассудно вторгаются в то, чего они не видели (Кол. 2:1,3 и 18). В книге Откровение мы видим, что Господь предупреждал Фиатирскую церковь через ап. Иоанна о том, что определенная часть ее членов находится в опасности от знания «глубин сатанинских» (Откр. 2:24).

Словами «знание», «мудрость», «откровение» руководствова­лось еретическое движение гностицизма в период раннего хрис­тианства. Гностики любили эти слова и думали, что они глубоко знают Христово учение. Они заявляли, что только они знают истинное учение Христа, а епископы и пресвитеры Церкви не знают. Однако гностики базировались не на Евангелии, а на философских и языческих идеях. Они по-своему толковали Священное Писание, отвергая то, что им не нравилось.

Поэтому, когда Кашпировский заявляет, что он глубже всех понимает Евангелие, это звучит подобно заявлению гностиков и других «мудрецов мира сего», чье знание отличается от биб­лейского.