Глава 17

ЕРЕСИ И КУЛЬТЫ В ИСТОРИИ ЦЕРКВИ

За свою двухтысячелетнюю историю Церковь пережила нема­ло трудностей, сталкиваясь с разного рода проблемами, как внешни­ми, так и внутрицерковными. Одной из самых распространенных трудностей была борьба с еретическими движениями, претендовав­шими на право называться истинно христианскими. Однако одно дело претендовать на это право, а другое дело быть настоящими христианами.

Между прочим, следует иметь в виду, что, хотя ереси можно называть культами, не все культы можно называть ересями. В


Новом Завете и раннехристианской Церкви ересью считалось всякое учение, которое было связано с христианством, однако отклонялось от него в понимании важнейших доктрин апостольского учения. Культ может быть ересью другой религии, и не обязательно связан­ным с евангельским учением.

Не забудем, конечно, что с течением времени Церковь сама во многом изменилась и отошла от простоты евангельского учения. Однако в данном случае мы говорит о движениях вне Церкви, которые общеизвестны под названием еретических.

Исследуя учения еретиков, можно заметить в них важные доктринальные отходы от Библии, в частности от Нового Завета, которые создавали для Церкви такие же проблемы, какие создают для нее сегодня многие религиозные культы. Ниже мы рассмотрим некоторые известные еретические движения в истории христианства и, в частности, движение митраизма, непосредственно не связанного с христианством, но имевшего большое влияние среди римского населения в первые два века христианской эры. Это поможет нам, во-первых, понять, против чего Церковь боролась с самого начала, во-вторых, показать, в чем ереси и культы отличались от учения Церкви, и, в-третьих, увидеть сходство между некоторыми древними ересями и современными культами.

Гностицизм

Самую большую проблему для раннехристианской Церкви представляло еретическое движение гностицизма. Его название происходит от греческого слова «гносис», что значит знание. Люди, принадлежавшие к этой ереси, были известны, как гностики, т. е. знающие. Даже если бы мы больше ничего не сказали о гностициз­ме, все равно было бы понятно, что это учение и предлагаемый им путь спасения связаны с приобретением какого-то особого знания. Нужно иметь в виду, что сами гностики считали себя христианами.

Исторические данные показывают, что это движение было широко распространенным, спекулятивным и синкретическим. Гностицизм начал усиливаться в конце I в. почти одновременно с распространением христианства и стал сильным противоборствую­щим Церкви движением во II в. Происхождение его связано с зоро­астризмом, индуизмом, аллегорическим толкованием Слова Божия и философией Платона. Основой учения гностиков был их догмати­ческий дуализм, на котором они создали всю свою систему. Гности­ки учили, что материальный мир является злом. Лишь мир духов­ный связан с добром и святостью. Всевышний Бог, будучи абсолют­ным добром, не является Творцом материального мира. Другой,


недобрый бог создал его. Одни гностики под влиянием платонизма называли творца материального мира демиургом, другие — еврей­ским Иеговой.

Кем был у гностиков Всевышний, они не могли объяснить. Они говорили о нем, как о несравнимом, самодовлеющем, высочай­шем и т. д. В идеальном смысле они считали его началом всех начал. Однако в их понятии между ним и физической Вселенной существует длинная цепь промежуточных, нисходящих к материи творческих существ, называемых зонами. Последним из них явля­ется ветхозаветный демиург.

Ко Христу гностики относились с уважением, благодаря Его совершенному этическому учению. Но они не могли согласиться с тем, что Сын Всевышнего доброго Бога принял материальную плоть. Они считали, что плоть его не была действительно материальной, а только казалась ею. Слово «казаться» по-гречески произносится «докео». Отсюда понятие докетизма, то есть учения о призрачности тела и телесной жизни Христа.

В связи с докетическим понятием о теле Сына Божия, гности­ки совершенно иначе понимали Его крестные страдания и смерть. Некоторые из них говорили, что страдания Христа были только кажущимися. Другие полагали, что небесный Логос-Христос сошел на человека Иисуса во время крещения в Иордане, а перед Голгофой взошел обратно на небеса, оставив на страдание лишь человека. Были даже и те, кто считал, что вместо Христа страдал и умер на кресте Симон Киринеянин (Мк. 15:21).

Одним из первых гностиков был Керинф, живший в Малой Азии в конце I в.

«Керинф учил, что мир сотворен не Богом, но некою евангель­ской силой и что Иисус не был непорочно зачат Девой Марией, а был сыном Иосифа и Марии. Поскольку Он отличался необычайной справедливостью, благоразумием и мудростью, при крещении на Него сошел, посланный Превысшим Началом, Христос, в виде голу­бя, и тогда он начал проповедовать неведомого Отца и совершать чудеса; на кресте же Христос отлетел от Иисуса, оставив Его на страдания»8.

Падшее, бедственное состояние человека, согласно гностикам, заключается в пленении души его физическим телом. Для спасения нужно победить власть материи и достичь высшей духовности. Так как материя есть зло, а дух — добро, то никакие физические

 

 

8. М. Е. Поснов, История Христианской Церкви [до разделения Церквей — 1054 г.]. Брюссель, 1954, р. 143.


страдания не могут привести к спасению. Спасение дается путем особого тайного знания.

Гностики делили людей на три категории. На первом, высшем уровне находились пневматики (духовные), на втором были психики (душевные), а ниже всех стояли гилики (земные). Первые считались элитой в гностических церквах, вторые были их рядовыми членами, а люди последней группы не принадлежали к их церквам и рассмат­ривались как язычники.

Последние были настолько безнадежно погибшими грешника­ми, что о них не стоило даже беспокоиться. Рядовые члены гности­ческого движения пробовали спасать себя верой и добрыми делами. Каковы были их успехи, никто не мог точно сказать. Лишь только члены первого, наивысшего разряда могли спасать себя через особое знание, которое обреталось ими во время совершения тайных ритуа­лов.

Посвящение в брачные тайны со Христом, исключительного рода крещение, принятие магических имен и специального помаза­ния, через которое обеспечивалось знание Существа — таков был путь искупления. Искаженный взгляд на физический мир привел гностиков к двум противоположным подходам к телесной жизни и половой морали. Многие из них были аскетами, пренебрегавшими естественной заботой о теле, обычными негреховными удовольствия­ми и браком. Другие же не старались сдерживать себя ни в каком телесном удовольствии, включая безбрачные половые сношения, доказывая, что греховные радости плоти не могут повредить душе.

«Христианская традиция считает основателем христианского гностицизма Симона волхва, но о его отношении к гностицизму мало известно. Более известны такие гностики, как Саторнилий Антиохийский (II в.), Василид, который учил в Александрии при­близительно в 130 г., и особенно Валентин, активно проповедовав­ший приблизительно между 135 и 165 г., которого с полным правом можно считать одним из самых даровитых мыслителей II века»9.

Маркионизм

Христианам первых двух веков пришлось много бороться против гностицизма, решая при этом целый ряд важных богослов­ских и организационных вопросов. Особенно это проявилось в жизни Церкви западной части Средиземноморья, где развернулась борьба против ереси Маркиона, учение которого было в основном таким же

 

9. Williston Walker, A History of the Christian Church. New Charles Scribner's Sons, 1959, p. 53.


гностическим, как то, что распространяли другие гностики, за исключением некоторых специфических особенностей.

Маркион был владельцем кораблей и богатым человеком. Он родился в Малой Азии и вначале был правоверным христианином. В 139 г. он прибыл в Рим и примкнул к римской Церкви, причем сделал большое пожертвование в церковную кассу для благотвори­тельных целей. Однако вскоре он отошел от Церкви и организовал свою группу учеников, которым стал проповедовать собственные гностические идеи.

Размышляя над вопросами добра и зла, Маркион решил, что самым лучшим объяснением порядка в мире является гностический дуализм. Однако согласно его убеждениям, существует не один Бог, а два. Первым является высший, милосердный Бог, который открыл себя во Христе, а вторым — гневный Бог-создатель, о котором мы читаем в Ветхом Завете. Второй Бог является Богом не любви, а лишь жестокого правосудия. Он создал мир и дал евреям закон, который учит жить по правилу «око за око и зуб за зуб». Душа человека является искрой высшего, доброго Бога, она стремится к Нему, в то время, как тело, будучи творением низшего Бога, тянет человека вниз. Добрый Бог по своей милости послал в мир Сына Своего Иисуса Христа, явление которого было докетическим, т. е. кажущимся. Христос пришел спасти людей от материального мира, созданного ветхозаветным Богом, и устранить его жестокий закон. Цель Христа заключалась в том, чтобы утвердить на земле высший закон милосердия и любви. Голгофа была откупной платой Христа ветхозаветному Богу. Она дала душам людей право на освобождение от материальных уз. В отличие от обычного гностического понятия о том, что для спасения человеку нужно тайное знание, Маркион считал, что для этого нужна вера в искупительную жертву Христа.

Ввиду своего дуализма Маркион полностью отверг Ветхий Завет и не признавал никакой связи между иудаизмом и христиан­ством. Он составил свой канон Священных Писаний, в который вошли послания ап. Павла (кроме посланий к Тимофею и Титу) и Евангелие от Луки. Причем из этого Евангелия Маркион удалил все ссылки на Ветхий Завет и цитаты из него.

До маркионского канона, никакого канона Нового Завета вообще не существовало, хотя послания апостолов, Евангелия и труды других известных христианских писателей пользовались среди христиан большим авторитетом. Маркион, можно сказать, заставил Церковь задуматься над вопросом, какие тексты должны быть рекомендованы христианам как канонические, помимо Ветхого Завета, признаваемого Церковью. Несмотря на это, установление каноничности Нового Завета шло довольно медленно. К 200 г.


христиане считали богодухновенными большинство книг известного нам Нового Завета, но лишь после 367 г. все его книги были оконча­тельно признаны каноническими.

Маркион и его последователи практиковали строгий аскетизм с тем, чтобы усмирять плоть, которую сотворил ветхозаветный Бог. Такой подход к жизни производил впечатление большой святости и преданности Христу и представлял большую опасность для Церкви. Однако маркионизм, как и вообще гностицизм, скоро начал терять силу и в третьем столетии опасность его прекратилась. Предание говорит, что, когда однажды известный христианский епископ и будущий мученик Поликарп Смирнский встретил Маркиона в Риме, то назвал его «перворожденным от сатаны».

Еретики среди христиан-евреев

История Церкви свидетельствует о трех особых движениях среди христиан-евреев, из которых два считаются полностью ерети­ческими, а одно — частично. Последователи первого назывались евионитами. Они полностью отвергали учение ап. Павла, настаивая на том, что все христиане должны исполнять обряд обрезания. Вместе с тем, они отвергали божественную природу и девственное рождение Христа. Мнение эбионитов о Спасителе было подобно мнению гностика Керинфа. Они считали, что Христос сделался Мессией, потому что заслужил это строгим исполнением Закона. А что касается Его страданий и смерти на кресте, они не были для них так важны, как дела Закона.

Члены второго движения известны под именем елкезаитов. Для них были важны теософские идеи, а также строгий аскетизм. Елкезаиты учили, что Христос родился так, как рождаются все люди. Но, с другой стороны, многие считали Его архангелом или высшим духом и называли воплощением идеального Адама. Елкеза­иты соблюдали субботу и обряд обрезания, совершали ритуальные очистительные омовения, а также занимались магией и астрологией. Кроме того, у них были свои секретные идеи, связанные с соблюде­нием ветхозаветного Закона.

Члены третьего движения назывались назареями. Эти люди в действительности не были еретиками, а скорее всего иудействующими христианами крайнего уклона. Назареи считались с авторите­том ап. Павла и принимали за достоверное Евангелие от Матфея, которое они читали по-еврейски. Хотя назареи строго исполняли Закон, однако они признавали божественное естество Христа и его девственное рождение.


Митраизм

Влиятельным культом во II и III веках, до того, как в 312 г. император Константин провозгласил христианство религией импе­рии, был культ митраизма. В 13 главе мы говорили о том, что персы поклонялись богу Митре до установления монотеизма Зороастром и затем после того, когда зороастризм вернулся к прежним политеис­тическим формам религии.

В начале христианской эры культ Митры распространился среди римлян благодаря тому, что его идеи истолковывались в духе философских идей Платона. Это сделало митраизм очень популяр­ным среди римской знати. Причем его последователями могли быть только мужчины. Этот культ был особенно популярным среди вои­нов, высших государственных чиновников, императорских рабов и вольноотпущенников.

Сотворение мира является центральным эпизодом митраистской мифологии. Согласно мифу, бог солнца послал своего вестника ворона Митре и повелел, чтобы последний принес в жертву быка. Митра выполнил повеление, но очень нехотя. На многих рельефах он изображен отвернувшимся с печальным выражением лица. Но как раз в момент смерти быка произошло великое чудо: бык превра­тился в месяц; мантия Митры стала небесным сводом с сияющими планетами и звездами; из хвоста быка и его крови появились первые колосья зерна и виноград; из половых органов этого животного потекло священное семя, которое наполнило смесительную чашу. Всякая земная тварь была сформирована с помощью примеси свя­щенного семени.

Дальше миф говорит о сотворении растительного мира, дня и ночи, сезонов года, о начале борьбы между добром и злом и о том, что четыре основных элемента природы — воздух, огонь, земля и вода — символизируются последовательно вороном, львом, змеем и смесительной чашей. После того, как был создан мир через жертво­приношение быка, Митра взошел на колесницу и понесся на край света.

Пещера, где Митра принес в жертву быка, символизирует наш мир и отождествляется с пещерой, описанной Платоном в его труде «Государство», а сам Митра олицетворяется с творцом Демиургом, героем платоновского «Тимея». Душа человека сходит с небес и проходит через сферы семи планет, собирая по пути их пороки. Каждый человек должен освободить свою божественную душу от телесных уз, пройти обратно через семь планетных сфер и достичь своей прежней небесной высоты. Процесс восхождения символизиру­ется поездкой Митры на колеснице с богом солнца. Сведения об этом культе показывают, что он состоял из семи степеней


достижения, которые назывались степенями ворона, жениха, воина, льва, перса, посла солнца и отца. Переход из низшей степени в высшую являлся символом посмертного восхождения души. Семь обрядов посвящения совершались прохождением через семь ворот и восхож­дением вверх по лестнице, имевшей семь ступеней. Кроме того, были обряды омовения, освобождения и, возможно, символические церемонии, обозначавшие смерть и воскресение. Ритуал включал церемониальное заклание быка и совместный пир.

Митраизм был культом, который поддерживал власть импера­торов и царей. По этой причине его приверженцами были в боль­шинстве своем воины и императорская знать. Как только в 312 г. император Константин объявил, что он принял христианство, митраизм скоро исчез. Однако некоторые его идеи исповедуются и в наше время.

Манихейство

Культ, называемый манихейством, основан в третьем столетии в Персии человеком по имени Мани. Одни источники утверждают, что он был вольноотпущенным рабом, а другие, что он принадлежал к известному роду волхвов и был ученым и художником.

По матери он происходил будто бы из царской династии Арзакидов и родился в 215-216 г. в Вавилонии. По тем же источни­кам, в 240 г. в главном персидском городе Мани объявил себя по­сланником истинного Бога, чтобы нести в мир праведное учение, хотя перед этим будто бы был христианином, даже пресвитером, исключенным из христианской общины за вольномыслие. Враждебно встреченный царем Шапуром I (241—272 гг.), он оставил Персию и долгие годы скитался в Туркестане, Китае, Индии, повсюду осно­вывая общины. После смерти царя Шапура I он в том же году (272 г.) вернулся в Персию. Царь Гормизда принял его благосклонно и позаботился о его безопасности от жрецов, издав особый закон. Через два года место умершего Гормизды занял Бахрам I, враждебно настроенный к Мани. Под предлогом диспута с магами, Бахрам I вызвал его из замка; на устроенном действительно диспуте Мани был признан побежденным и был распят в 276—277 г. Такой трагич­ный конец жизни Мани признают все историки.

Важное значение для сторонников культа были 26 последних дней жизни Мани, когда от рук своих мучителей он перенес боль­шие страдания. Сами манихейцы называют их «Страстями Освети­теля». В этом отношении в манихействе есть нечто схожее с христи­анством, хотя манихейство не учит, что смерть его основателя имеет искупительное значение для людей.

С христианской точки зрения манихейство интересно тем, что


оно распространилось во второй половине третьего столетия в Север­ной Африке и во всей Римской империи. Однако римские власти, благосклонно относившиеся к митраизму, жестоко преследовали манихеев. Христиане, которые в то время сами подвергались жесто­ким гонениям, осуждали манихейское учение. Несмотря на оппози­цию, миссионерская деятельность манихеев продолжалась и после принятия христианства как государственной религии. В IV в. этот культ достиг пика своего распространения в империи. Лишь в V в. он начал ослабевать и в VI в. прекратил свое существование, как организованная религия. Насколько сильна была притягательная сила манихейства видно уже из того, что известный христианский мыслитель Блаженный Августин (354—430) был приверженцем манихейского культа до своего обращения ко Христу.

Удивительно, как часто в разных культах прослеживаются одни и те же основные идеи. Мани считал себя последним и оконча­тельным Божиим пророком, которые когда-либо жили до него, начиная с Адама и включая Будду, Зороастра и Христа. Подобно Бехаулле, основателю бехаизма в 19 столетии, он стремился к установлению одной общей религии. В глазах Мани, его пророчес­кий статус и учение были наивысшими. Однако с христианской точки зрения, манихейство было религиозным синкретизмом, вклю­чавшим идеи христианства, индуизма, буддизма и даже даосизма.

В основном манихеи придерживались дуалистического пред­ставления о Вселенной и предлагали спасение путем особого знания. В этом отношении они мало чем отличались от гностиков. Они верили в двух равных, но противоположных субстанций или богов — Ормузда и Ахримана. Первый из них был богом доброго царства света, а второй был властителем злого царства материальной при­роды. По учению манихеев, пять стихий природы: кромешная тьма, густая грязь, бурный ветер, разрушительный огонь и удушливый дым борются против царства света. Бог Ормузд старается победить царство зла созиданием высшей мировой души, из которой он произ­вел первочеловека.

Этому первочеловеку были даны пять чистых элементов света, огня, ветра, воды и земли. В борьбе с тьмой он потерял частицу света. В результате произошло трагическое смешение двух противо­положных субстанций, духовной и материальной, и установился общий принцип рождения для всех людей. Все человечество оказа­лось во власти зла.

Человек — образ смешанного мира; в нем две души: светонос­ная и злая. Царь мрака собрал большую часть находившегося в нем света и заключил его в Адаме. Затем он создал из ила Еву, чтобы она пленила Адама, раздробив обитающую в нем светоносную


натуру и сделав невозможным освобождение. Цель, по-видимому, достигалась: свет мировой души индивидуализировался в потомстве и заключался в многочисленные темницы (тела), способность же к возвышению ослабевала. Уже первое супружество (оплодотворение) было первым грехом.

На основании этого дуализма повеление Адаму и Еве не есть плода от древа познания добра и зла было дано богом тьмы, а нару­шение этой заповеди было волей благого Бога. Сам по себе человек не может грешить, потому что в нем светоносная душа. Грешит только материальное тело, когда у души нет достаточно силы пре­одолеть телесные пороки.

В видимом мире разлита высшая субстанция света, которая является мировой душой и называется Сыном Божиим Иисусом Христом. Он царствует на солнце и задача Его заключается в том, чтобы освобождать частицы света и переносить их в царство света на солнце или на луну. Христос сошел в мир в призрачном теле и перенес только кажущиеся страдания. Главным его делом было учить людей, чтобы они знали, как освобождаться от злой материи и возвращаться в царство света.

С целью более широкого распространения Благой вести Хрис­тос избрал апостолов, которые должны были помогать людям спа­саться от власти материи. Но они не смогли как следует понять его учение. После смерти апостолов христиане полностью извратили истинное Христово учение. Предвидя это, Христос заранее обещал послать другого Утешителя, которым потом и стал Мани. Те, кто примет его учение, войдут в царство света, а те, кто будет проти­виться, погибнут.

Особенно важным для спасения считалось внутреннее просве­щение или познание, которое открывает, что душа человека, хотя и находится во власти материи, обладает божественной природой и должна спасаться с помощью своего разума. Ветхий Завет манихеи отвергали, а Новый считали не совсем подлинным. Они признавали Отца, Сына и Святого Духа, однако это не значило, что они верили в Святую Троицу. Сын и Святой Дух были в их понятии эманация­ми Отца.

Манихеи делились на две категории: совершенных и простых слушателей. Как мы сказали выше, целью каждого манихея было освобождение от уз материи. В достижении этого играли важную роль очистительные средства: «печать уст, рук и лона». Печать уст обозначала воздержание от сквернословия, от принятия мясной пищи и возбуждающих напитков. Печать рук требовала не причи­нять смерти животным и не губить напрасно растения, а также жить в покое и не стремиться к материальному обогащению. Печать лона


настаивала на воздержании от брака и от рождения детей. Все эти строгие правила должны были исполнять совершенные манихеи.

С организационной точки зрения это движение было иерархи­ческим. Многое было заимствовано у христиан. При жизни Мани, у него были 12 апостолов и 72 епископа, ниже которых стояли священники, диаконы, проповедники. Богослужения разделялись на открытые, которые были очень простыми, и закрытые, которые держались втайне. По некоторым данным, закрытые богослужения сопровождались дикой распущенностью. Известны такие обряды приема в члены движения как крещение самих себя елеем, прича­щение без вина и особый знак познания через поднятие правой руки. На основе всех этих данных можно сказать, что манихейство было тоже довольно синкретическим культом, с преобладанием гностических идей.

Арианство

Арианство возникло в четвертом столетии. Ее основателем был Арий, священник одной из церквей Александрии. Учение Ария вызвало большие разногласия в руководстве Церкви. Эти разногла­сия были очень серьезными и длились десятки лет. Так как они начались после того, как христианство стало официальной государ­ственной религией, император Константин I и его наследники при­нимали в разрешении их деятельное участие, действуя как методами убеждения, так и методами гонения тех, с которыми они не согла­шались или которых не понимали. Больше всех был гоним Афанасий Александрийский, защитник Никейского символа веры, принятого I Вселенским собором Церкви в 325 г. в малоазийском городе Никее.

В основном разногласия были связаны с учением о духовной природе Сына Божия Иисуса Христа. Следует помнить, что хотя учение о божественном естестве Христа и о Святой Троице содер­жится в Новом Завете, оно не дано в форме, которая сразу была бы ясна читателю. Монотеизм Ветхого и Нового Заветов, принимаемый за истину христианами, был причиной возникновения вопроса о том, как нужно понимать божественную природу Иисуса Христа.

Арий боялся, что если будет принято учение о полной божес­твенности Христа, то пострадает монотеизм. Но, с другой стороны, он не хотел полностью отказаться от веры в Его божественность. Поэтому Арий предложил пойти на компромисс. Он учил, что Христа можно признать за Бога, но только за того, который ниже Отца по Своему естеству. Иначе говоря, Христос Сын Божий явля­ется не вечным Богом, а созданием Отца. В Своем земном воплоще­нии Он вошел в человеческое тело и занял в нем место человеческо­го духа. Поэтому, по учению Ария, Христос не был ни настоящим


Богом, ни истинным человеком. Он был кем-то посередине.

В идеях Ария защитник веры Афанасий Александрийский увидел опасность для христианского учения о спасении людей. Если Христос не был Богом и не обладал тем же естеством, каким обла­дает Отец, то разве Он мог осуществить на кресте правосудие Божие и искупить грехи людей, дав им возможность стать Божиими деть­ми? С другой стороны, если Христос не был настоящим человеком, имел ли Он право умереть искупительной смертью на кресте ради грешников? А самое опасное было то, что в учении Ария Христос почти ничем не отличался от гностического демиурга.

Поэтому после того как Арий объявил в Александрии в 320 г. свое учение, епископ Александр и его диакон Афанасий выступили против него. Борьба между ними все расширялась и охватила всю Церковь. В попытке разрешить этот важный богословский вопрос и привести Церковь к миру было проведено не меньше пяти специаль­ных соборов Церкви. Два из них официально считаются Вселенски­ми: первый проходил в 325 г. в Никее и второй — в 381 г. в Кон­стантинополе.

Константинопольский Собор поставил точку на разногласиях относительно божественного естества Христа и провозгласил полное божественное достоинство Христа и учение о Святой Троице. Ариане потерпели поражение, хотя их учение существовало среди герман­ских племен вплоть до седьмого столетия. В наши дни ряд культов исповедуют модифицированные формы арианства.

Павликианство

Ересь под названием павликианства возникла в середине седьмого столетия в Армении. Его основателями, по греческим источникам, были братья Павел и Иоанн, сыновья одной манихеян-ки. Было ли названо это движение павликианством потому, что один из его основателей назывался Павлом, или потому, что его привер­женцы высоко почитали ап. Павла, неизвестно. Известно, однако, что очень часто павликиане меняли свои имена на имена ближай­ших сподвижников ап. Павла. Например, сириец по имени Констан­тин, который был продолжателем дела Павла и Иоанна, переменил свое имя на Силуана, известного ученика ап. Павла.

Основным принципом этой ереси был маркионский и манихейский дуализм. Павликиане учили, что в мире существуют два про­тивоположных принципа, представляемые с одной стороны богом добра, а с другой богом зла. Мир, в котором мы живем, был создан злым богом; он им управляется, а будущим миром будет управлять добрый бог. Подобно манихеям, павликиане учили, что непослуша­ние Адама в раю было внушено ему добрым богом и являлось актом


протеста против злого. Они также учили, что Сын доброго бога, Иисус Христос, не был истинным сыном Марии. Его воплощение было не реальным, а только призрачным. Ветхий Завет не имел для павликиан никакой цены, а что касается Нового Завета, они прини­мали за авторитетные только Евангелие от Луки и послания ап. Павла, которые они истолковывали на свой лад. Водное крещение и причащение понимались павликианами в духовном смысле.

Павликиане высоко чтили основоположников своего движения и принимали их послания за богодухновенные. Для них они были почти на одном уровне с посланиями ап. Павла. Высоко чтили они и руководителей общин. Люди, занимавшие положение ниже их, назывались миссионерами, а затем следовали пастыри и учителя.

В отношении морали павликиане имели как распутных, так и высоконравственных руководителей. Ученики первых допускали плохое поведение, а ученики вторых придерживались высокого уровня морали. Были такие, кто позволял себе в случае необходи­мости отрекаться от веры и совершать безнравственные поступки на своих собраниях, а с другой стороны были и такие, кто этого никогда не допускал.

История павликианской ереси свидетельствует о том, что византийские императоры сильно их преследовали. Многие павлики­ане были казнены, потому что не соглашались отречься от своих убеждений. Павликиане не были пацифистами и воинственно защи­щали свои территории. В 752 г. император Константин V завоевал Фракию и переселил туда многих павликиан для того, чтобы они служили в его армии и защищали границы империи. Ересь павликиан просуществовала до крестовых походов, начавшихся в конце одиннадцатого столетия. Идеи ее способствовали возникновению движения балканских богомилов.

Богомилы

Ересь богомилов возникла в десятом столетии среди болгарско­го населения и скоро распространилась по всему балканскому регио­ну. Ее сторонники назывались богомилами по имени основателя, священника Богомила. Большой разницы между ними и павликиана­ми не было. Их учение было основано на манихейском принципе дуализма.

Богомилы учили, что единый. Всевышний Бог, являвшийся духовным существом, имел двух сыновей: старшего Сатанаила и младшего Иисуса. Старший сын восстал и был изгнан с неба. Будучи изгнанным, он создал материальный мир и человека, но не смог вдохнуть в человека жизнь без помощи Божией. Бог дал человеку жизнь и таким образом последний стал раздвоенным существом.


Иисус, Слово, был послан на землю, чтобы победить Сатанаила, который лишился большей части своего могущества. Он лишился также божественного окончания своего прежнего имени, «-ил», и стал просто называться сатаной. (Окончание «-ил» или «-эл» обозна­чает Бога среди семитских народов. — Н. П.) Сатана остался во власти на земле, однако Бог послал Святого Духа жить в верных Ему людях, т. е. в богомилах. В конце века Дух Святой взойдет на небо и вместе со Словом возвратится в лоно Отца.

Богомилы отвергали воплощение Христа, учение о Святой Троице, водное крещение, причащение и многое другое, что призна­валось христианством. Интересно, что их учение, хотя и утверждало нравственное превосходство Иисуса над сатаной, однако признавало старшинство сатаны и утверждало их существенную родственную связь.

Согласно историческим данным, сам священник Богомил был строгим дуалистом и не учил, что как Сатанаил, так и Иисус были сыновьями одного Бога. Это учение было выдвинуто богомильским епископом Василием, который дал свое толкование богомильства. В его версии принцип зла является временным и стоит ниже вечного принципа добра, символизируемого Всевышним Богом. Василий был арестован в 1100 г. и казнен, потому что не согласился отречься от своего учения. В общих чертах учение Василия сводилось к следую­щему.

Создав Адама, Сатанаил просил Отца дать ему жизнь, обещая, что впредь Адам будет служить им обоим. Затем, Сатанаил создал Еву, имел с ней половое сношение, в результате которого был зачат Каин. Адам не устоял против искушения Евы и потерял свою чисто­ту, зачав Авеля, которого впоследствии убил Каин. Сатанаил был наказан, но не истреблен. Когда одна душа воззвала к Богу, Он послал Своего Сына, Слово, который, войдя в ухо Девы, принял от нее плоть и вышел из того же уха в воплощенном виде. Потом Иисус возмужал, призрачно умер и сошел в ад, где связал Сатанаи­ла и лишил его божественного титула «-ил». После этого Иисус вернулся к Своему Отцу. Поэтому Христос у богомилов представлен докетическим; человеком только по виду. Реальное воплощение в нем исключено, поскольку богомилы смотрели на плоть, как на зло.

Конечно, не все богомилы соглашались с интерпретацией епископа Василия. Часть их оставалась верной учению Богомила. Одним из таких верных последователей учения Богомила был епис­коп Константинопольский Ницетий. Он сыграл важную роль в определении богословских принципов катаров южной Франции.

Как бы то ни было, несмотря на странности богомильства, история свидетельствует, что богомилы старались жить нравственной


жизнью. Этим они привлекали к себе многих людей, не разбирав­шихся в богословии. В XI и XII веках эта ересь распространилась по всей Византийской империи и имела свой храм в Константинополе. А в начале XIII столетия богомильские общины можно было найти в разных странах, от Черного моря до Атлантического океана.

Катары, или альбигойцы

Слово катар произошло от греческого «катарос», что значит чистый. Катаризм — это то же самое богомильское движение с незначительными различиями. Оно зародилось в Западной Европе на рубеже XI—XII веков и просуществовало до XV в. Особенно широкое распространение оно получило в XII и XIII веках. Привер­женцы этой ереси назывались и альбигойцами, потому что один из главных их центров находился в городе Альби (или Альбига) на юге Франции.

Будучи последователями богомилов, катары или альбигойцы мало чем отличались от своих учителей. Особенно это касалось учения самого Богомила. Если же говорить о разнице, то она заклю­чалась в том, что катары боролись против католической Церкви, в то время, как богомилы боролись против православной. Катары сильно критиковали католическую иерархию за то, что она уподоби­лась миру и ее священнослужители находились на плачевно низком духовном уровне.

Начиная с 1140 г., катаризм стал быстро распространяться в западных частях Европы, так что к концу столетия во Франции и Италии катарами было создано одиннадцать епархий. Катары имели свою литургию, иерархическую систему управления и, конечно, свои доктрины. В 1167 г. Францию посетил богомильский епископ Ницетий, который председательствовал на катарском соборе в городе Сан-феликс-де-Караман. Он убедил своих единоверцев отвергнуть теории епископа Василия и держаться оригинального учения Бого­мила. В согласии с богомилами, катары считали материю злом и учили, что добрая по природе душа должна стремиться к свободе и возвращению к Богу. По учению Ницетия, заключенные в нечистой материи души могут очищаться, проходя определенный цикл пере­воплощений. Христа катары считали совершенным ангелом, а Духа Святого божественным эоном и начальником небесных духов. Обя­занностью Духа являлось обслуживание божественной искры в человеке. Ветхий Завет они либо частично, либо полностью отверга­ли. Сотворение мира толковали в соответствии со своими идеями.

Катары были аскетами. Они соблюдали строжайшие посты, полностью запрещали есть мясо и были против половых сношений, хотя такого рода аскетизм относился больше к одной только их


части, к «совершенным». Большая часть катаров, именуемая «веру­ющими», не придерживалась таких строгостей.

Катары запрещали брак и половые сношения, потому что считали их проявлением злой материи. Брак был ужасен для них и тем, что вел к деторождению, через которое чистые бесплотные души попадали в плен физического тела. По крайней мере деторож­дение было причиной того, что катары были против половых сноше­ний между представителями разных полов. Но, как мы сказали выше, среди катаров не все принадлежали к категории «совершен­ных». Есть достаточно сведений о том, что во избежание рождения детей, многие рядовые катары практиковали неестественные формы половых сношений. Они думали, что если нет возможности избежать двух зол, то, по крайней мере, лучше избежать хотя бы одного, а именно, деторождения через половой акт с женщиной. Поэтому среди «верующих» допускалась содомия.

Лидеры смотрели на поведение рядовых катаров сквозь паль­цы. Этому содействовало еще и то, что катаризм выработал свой особый способ для очищения душ, которые оскверняли себя через нарушение религиозных требований. У катаров каждый «верующий» мог перед смертью перейти в высший разряд «совершенных» через совершение специального обряда, который по-латински назывался consolamentum. Таким образом любой катар мог умереть в полном согласии с Богом. Однако обряд давал человеку очищение только один раз, после чего он должен был всеми силами постараться боль­ше не грешить. А если согрешил, то помочь ему уже нельзя было.

Рядовые катары откладывали совершение consolamentum до последнего часа своей жизни, надеясь на исправление положения пе­ред самой смертью. Так как человек может скончаться скоропос­тижно, многие богатые катары нанимали себе двух постоянных ком­паньонов из «совершенных» с тем, чтобы они, в случае непосредст­венной угрозы смерти, могли немедленно совершить нужный обряд.

В средние века катаризм был серьезным вызовом католической Церкви, и поэтому она всеми силами боролась против этого движе­ния. Как известно, в те времена папы имели не только духовную власть, но и светскую. Они могли заставлять королей исполнять их волю.

Поэтому, когда мирные способы обращения катар в католичес­тво не помогли, папа Иннокентий III организовал в 1202 г. против них крестовый поход, известный под названием Альбигойские вой­ны. Между католиками Северной Франции и катарами, жившими на юге, велись кровопролитные войны, которые закончились разгро­мом катар и гибелью большого их числа. Довершить искоренение катаризма было поручено папством инквизиторам. К 1270 г.


прекра­тила существование катарская иерархия. Тайные группы катар еще встречались кое-где в XIV столетии, а в начале XV совсем исчезли.

Хлысты

Хотя в Европе существовали и другие еретические движения меньшего значения и о них также можно было бы говорить, однако для нас важнее посмотреть, что происходило в российском государ­стве. Перед тем, как перейти непосредственно к интересующей нас теме, коснемся немного проблем православия.

До 1666 г. православная Церковь была единой со времени крещения Киевской Руси в 988 г. Реформы патриарха Никона и его жесткий подход к их проведению произвели в православии разделе­ние, в результате которого образовалось староверческое движение, существующее и по сей день. Староверы, в свою очередь, раздели­лись на поповцев и безпоповцев. До революции 1917 г. в России было тридцать разных групп староверов обоих направлений, а теперь существует приблизительно десять10.

Среди поповцев главными группами были Староверческая Церковь Белокриницкой Иерархии (беглопоповцы) и Староверчес­кая Церковь Древних Православных Христиан (единоверцы). Среди беспоповцев главными группами являлись поморцы, федосеевцы, филипповцы, странники и истинные православные христиане палом­ники. Все они претендовали на статус истинных и православных христиан. Разумеется, беспоповцы отвергали церковную иерархию.

Стоит упомянуть также, что до разделения Православной Церкви, в России были известны два еретических движения. Одно называлось ересью стригольников (зародилось в 70-х гг. XIV в.), а второе ересью жидовствующих. Ее основал в конце XV в. знаток астрологии и каббалистики еврей по имени Схария.

Первые отвергали Вселенские соборы (и даже евангельские и апостольские писания), иерархию и церковные таинства и обряды. Они говорили, что можно каяться без попа и настаивали на выборе учителей веры из мирян. Вторые отвергали учение о Святой Троице, о божественной сущности Христа и предпочитали Ветхий Завет. Они тоже отвергали все церковные обряды.

В действительности первой известной ересью в России, а по-нашему определению также культом, была секта под названием хлыстов. Первоначально она была известна как «христовщина», но, благодаря собраниям, называемым радениями, где люди хлестали

10. Christel Lane, Christian Religion in the Soviet Union. Albany, N. Y.: State University of New York Press, 1979, p. 133.


себя хлыстами и ветками, стала называться «хлыстовщиной», а ее члены — «хлыстами». Появилась эта ересь приблизительно в 1630 г. Точных данных ее возникновения нет, но есть сведения, часть которых кажется попросту легендой.

В начале царствования царя Алексея Михайловича в Муромском уезде, на гору Городину сошел с неба Бог-Отец Саваоф и воплотился в отставного солдата по имени Даниил Филиппович. Он много лет проповедовал в Костромских, Владимирских и Нижегород­ских пределах. Своим сыном и преемником он объявил муромского крестьянина Ивана Суслова и в 1649 г. даровал ему свое божествен­ное естество. Лжехристос Суслов избрал себе «богородицу» и 12 апостолов. Он проповедовал в Нижегородских землях. Об этом узна­ли власти, его схватили и наказали плетьми. Среди последователей Суслова существовало убеждение, что царь Алексей Михайлович и патриарх Никон распяли его у Спасских ворот в Москве, но через три дня он воскрес и опять Проповедовал до 1671 г., когда Суслов действительно опять был взят, но по случаю рождения царевича Петра освобожден, после того 30 лет жил в Москве. В 1700 г. его в последний раз посетил Даниил Филиппович, после чего вознесся на небо; сам Суслов тоже вознесся на небо в 1716 г. После Суслова у «людей Божиих» возникает ряд новых воплощений Христа в лице разных пророков; влиятельнейшим был непосредственный преемник Суслова — Прокопий Лубкин, стрелец, сосланный из Москвы в Нижний Новгород. У него было много последователей в Нижегород­ской, Костромской и Владимирской губерниях. Затем он вернулся в Москву. Жену свою Акулину он выдавал за «богородицу». В 1716 г. Лубкин был судим, но освобожден. Скончался он в 1732 г.11

Хотя хлыстовство считало себя христианским движением, его идеи связаны с древними народными представлениями о том, что в человека могут чувственно вселяться и добрые духи, и демоны. К этому добавилось мистическое понятие, что обладаемые Духом Божиим люди являются носителями божества, благодаря чему достигают состояния безгреховного совершенства. Они больше не грешат, имеют силу творить чудеса и обладают всеведением.

Главным пунктом хлыстовского учения была заповедь верить Святому Духу. Хлысты практиковали аскетизм, требуя умерщвле­ния плоти ради того, чтобы душа удостоилась перейти в сонм анге­лов. Некоторые исследователи предполагают, что хлыстовский аскетизм основан на богомильском дуализме. Однако, хотя они

11. Т-в В. М. «Краткий исторический очерк религиозного разномыслия на Руси». Баптист, 10. Орган Федеративного Союза Баптистов СССР, 1928, с. 6—7.


учили, что муж должен жить с женой, как с сестрой, на своих радениях хлысты получали духовных жен, с которыми они могли иметь половые сношения. Это оправдывалось тем, что в таком случае проявляется не плоть, а духовная Христова любовь.

Обряд радения в хлыстовских собраниях состоял из пения песен и плясок, которыми они приводили себя в религиозный экстаз. В результате этого некоторые получали дар «языков». Все это счита­лось посещением Святого Духа. Хлысты старались держать в тайне то, что происходило на их радениях. Что касается Библии, то, во-первых, до ее перевода на русский язык в XIX столетии они не имели возможности ее изучать, а во-вторых, главными для них были «христы» и «богородицы», через которых они получали наставления. В 1750 г. из хлыстов выделилась группа, известная под названием постников, так как для них самым важным было строгое соблюдение постов. Затем, в 1840 г., среди постников произошло разделение и организовалась группа «Старый Израиль», которая считала себя избранным народом израильским и установительницей Божиего Царства на земле. Эта группа в 1888 г. насчитывала 25 тысяч чле­нов. Но когда в том же году умер их глава, она распалась. Часть ее членов в 1890 г. организовали группу «Новый Израиль» под пред­водительством своего нового «Христа».

Хлыстовское движение не исчезло после революции 1917г. В годы советской власти число хлыстов постепенно уменьшалось, однако, даже в семидесятых годах существовали небольшие группы почитателей этого культа в разных частях страны. Возможно, что они существуют и до сих пор.

Скопцы

Ересь скопцов появилась после смерти в 1762 г. императора Петра III, когда орловский крестьянин Кондратий Селиванов объя­вил себя Петром III. Он считал себя также Сыном Божиим Иисусом Христом, который пришел, чтобы спасти людей от сладострастия и ввести в мир огненное крещение. Методом его спасения было оскоп­ление людей, которые следовали ему. Этот новый лжемессия ставил себя так высоко, что требовал от своих последователей особого почитания. Они преклонялись перед его изображением, амулетами, которые он раздавал, и разными реликвиями, как например, обрез­ками ногтей и волос. Несмотря на великую жертвенность, требуе­мую сектой от обращенных, она быстро увеличилась после первона­чального периода трудностей. Скопцы привлекли внимание всех слоев общества, и обычно очень богатые члены этого движения в результате аскетической жизни были уважаемыми и надежными кредиторами. Новыми членами часто становились выходцы из


бедных крестьян, надеявшихся на материальную и финансовую поддержку. После смерти Селиванова его последователи пришли к убеждению, что он скоро явится снова, чтобы установить Тысяче­летнее Царство. Скопчество появилось как реакция Селиванова и его сторонников на хлыстовскую практику совокупления между духовными мужьями и женами. Поэтому аскетизм его был самым крайним. Как и в случае с хлыстовщиной возможно, что идеи богомилов были причиной его появления. Кроме оскопления, мировоз­зрение членов этого культа было подобно хлыстовскому.

В русском скопчестве существовали две степени: принятие так называемой «малой печати» (неполного оскопления) и «большой печати» (полного оскопления).

Вследствие изуверского характера самого акта оскопления, скопцы должны были окружить себя глубокой тайной и притворять­ся вполне православными, исполняя все церковные обряды.

За оскопление своих приверженцев Селиванов был наказан и оказался в ссылке в Иркутской губернии. Однако это не прекратило его деятельности и роста его движения. Чтобы узнать его лично, император Павел I вызвал его к себе на беседу. Во время этой беседы Селиванов пообещал признать императора своим сыном, если тот примет скопчество. В ответ на это Павел I приказал отправить его в дом для умалишенных.

После освобождения в 1802 г. Селиванов продолжал свою деятельность в столице России. В его секту вступали как знатные и богатые люди, так и простые. Особенно скопчество распространилось в армии и флоте и даже среди офицеров. Государство пробовало остановить движение путем мирных бесед с Селивановым. Это не имело успеха. В 1820 г. Селиванов был арестован и сослан в Суз­дальский монастырь, где и умер в 1832 г. Однако это не остановило роста скопческого движения. Перед революцией 1917 г. по некото­рым подсчетам в стране было около 100 000 скопцов. Благодаря репрессиям после революции, скопчество быстро пошло на убыль. Небольшие группы скопцов возможно существуют и до сих пор.

Духоборы

Духоборческое движение появилось в середине XVIII столетия на Украине. В точности неизвестно, кто стоял у его истоков, однако в Екатеринославской губернии его возникновение связывают с именем С. Колесникова, жителя села Никольское. Несмотря на простое происхождение и низкий уровень образования, он был довольно талантливым и начитанным человеком. Продолжателями его дела были Илларион Побирохин и отставной офицер гвардии Савелий Капустин.


Название свое духоборы получили, когда православный архие­пископ Амвросий назвал их духоборами, потому что, по его мнению, они боролись против Духа Божия. Но они приняли это название позитивно, говоря, что они пользуются только духовными средства­ми в борьбе с врагами своего спасения.

Это движение, возникшее благодаря отделению от хлыстов, шло в противоположном направлении от аскетизма, избранного скопцами. Тогда как хлысты и особенно скопцы старались удосто­иться сошествия Духа с помощью аскетизма, духоборы старались заслужить это путем достойной нравственной жизни. Они стреми­лись к высоким идеалам братства, мира и доброй воли. Они были убежденными пацифистами. Теоретически они стояли на позициях равноправия. Даже их женщины имели одинаковые права с мужчи­нами. Идеальной жизнью среди духоборов считалась общинная, где каждый должен помогать друг другу и заботиться обо всех.

Что касается веры, духоборы отвергали авторитет Вселенских соборов Церкви, иерархию, а также все церковные таинства, вклю­чая евхаристию и крещение. Характерной их чертой было истолко­вывать все аллегорически. О духоборчестве можно судить по следую­щему описанию:

«Памятью человек подобен Богу-Отцу, разумом — Богу-Сыну, волею — Духу Святому; Отец — свет, Сын — жизнь. Святой Дух — покой. В Божество Иисуса Христа «по существу» духоборы не верили. Он был, по их мнению, лишь одарен Божественным разу­мом. Его распятие только пример для нас в страдании. У духоборов очень развито иносказательное объяснение многих истин веры. Так, например, Сын Божий Христос, иначе внутреннее Слово Божие, совершает дело искупления духовно: Он зачинается, рождается, возрастает, учит, страдает, умирает, воскресает и возносится в сердце каждого верующего. Отсюда единственным источником веры и спасения признавалось внутреннее, живущее в человеке Слово Божие. Божественное происхождение Библии они как будто призна­вали, но предоставляли всякому брать из нее, что он считал для себя полезным. Вообще всякое писание для них — мертвые слова, ценна лишь «животная книга», написанная на скрижалях сердца, живое слово, переходящее от одного поколения к другому. Преемники апостольские все те, кто чист телом и делом, смирен и кроток»12.

Кроме того, духоборы верили в существование душ людей до сотворения мира и в то, что они пали вместе с согрешившими

12. Т-в В. М. «Краткий исторический очерк религиозного разномыслия на Руси». Баптист, 10. Орган Федеративного Союза Баптистов СССР, 1928, с. 9.


ангелами. Посылаются души в мир для того, чтобы отбыть наказание. Грех Адама был его личным грехом и не оказал никакого греховного влияния на остальных людей.

Что касается неба и ада, их тоже нужно понимать иносказа­тельно. Есть семь небес, которыми по порядку являются следующие: смирение, разумение, воздержание, братолюбие, милосердие, совет и любовь. Что касается душ людей, то после смерти души праведных «переселяются в тела живых праведников или новорожденных, а души беззаконников — в животных. Кончина мира — это истребле­ние грешников».

За свои убеждения духоборы пережили немало трудностей. Правительство их переселяло из одной губернии в другую. Их судили и посылали в ссылку на тяжелые работы. В 1841 г. их высла­ли в Закавказский район возле турецкой границы. Там духоборы разделились на малую и большую партии, а затем из большой выделилась средняя партия, называемая воробьевской по фамилии ее предводителя.

Так как притеснения продолжались, большая партия духобо­ров решила оставить свою родину. После неудачной попытки посе­литься на Кипре, около семи тысяч духоборов переселились между 1898 и 1900 гг. в Канаду. В 1909 г. в России насчитывалось около пятнадцати тысяч духоборов, из которых тринадцать тысяч жили на Кавказе.

После революции 1917 г. оставшиеся в России духоборы пережили значительные трудности. Благодаря тому, что большин­ство жило далеко от центра страны, они смогли сохранить свою общинную жизнь. Однако трудности и годы взяли свое. Религиоз­ность среди духоборов сошла на довольно низкий уровень, что грозит их существованию как особой религиозной группы.

В Канаде духоборами руководил Петр Васильевич Веригин. Сперва они поселились в провинции Саскачеван, а потом переехали в Британскую Колумбию. Несмотря на данные им гарантии свободы, духоборы иногда конфликтовали с канадскими властями.

Важно отметить в заключение, что, несмотря на идеи равно­правия и братства, духоборы рабски подчинялись своим руководите­лям, которых считали практически непогрешимыми: почти все, что они делали, находило то или иное оправдание. Это и не удивитель­но, поскольку, по хлыстовскому обычаю, они действовали от лица Христа. Их приверженцы часто страдали от этого.

Молокане

Молоканское движение было основано С. М. Уклеиным при­близительно в 1760 г. Он был зятем известного духоборческого


деятеля Иллариона Побирохина. Будучи начитанным и способным проповедником, Уклеин приобрел большой авторитет среди духобо­ров. Однако он любил читать Библию и постепенно пришел к убеж­дению, что христианское учение должно основываться на Слове Божием. Разногласия со своим тестем и другими видными духобора­ми привели Уклеина и его сторонников к разрыву с духоборчеством и основанию своего движения.

Слово «молокане» впервые появилось в донесении Тамбовской православной консистории Св. Синоду в 1765 г. в связи с тем, что они пили молоко во время церковных постов. Для самих же молокан это название было приемлемым, т. к. не противоречило Новому За­вету. Они считали, что их учение является Божиим словесным моло­ком. С другой стороны, они называли себя духовными христианами.

Молокане учили, что: «Бог есть Дух в трех лицах. Сын Божий и Дух Святой, хотя и единосущны Отцу, но неравны Ему в достоин­стве. Сын Божий для спасения человечества непорочно зачат Девой Марией. Плоть Его не была человеческой, поэтому Христос не умер человеческой смертью.

Христос основал Церковь; сначала ее составляли апостолы, потом все уверовавшие в Него. Но истинная Церковь существовала только до Вселенских соборов (до IV в.), на которых учители Церк­ви извратили христианство, ввели в него языческие верования и обряды. Теперь настоящую Церковь составляют только истинно духовные христиане, исповедующие только то, чему учит Евангелие. Только они получат спасение Сына Божия, прочие же будут осужде­ны на вечные муки прямо после своей смерти еще до Страшного суда. Спасенные христиане переселятся без суда в блаженную вечность, и только грешники предстанут пред судом по своем вос­кресении. Воскресение будет духовное, а не плотское»13.

Крещение и евхаристию молокане понимали духовно. Церков­ную иерархию они отвергали, считая достаточным иметь старцев как руководителей веры. Все члены Церкви имели у них возмож­ность проповедовать Слово Божие, которое они обычно толковали аллегорически. Для спасения они считали нужными не только веру, но и дела. Брак и семейную жизнь молокане соблюдали строго. В вопросе о пище придерживались закона Моисеева. Что касается государственной власти, молокане верили в сохранение полной своей независимости. Подобно духоборам они отвергали государственную присягу, военную службу и были убежденными пацифистами.

 

13. Т-в В. М. «Краткий исторический очерк религиозного разномыслия на Руси». Баптист, 10. Орган Федеративного Союза Баптистов СССР, 1928, с. 10.


Благодаря их любви к Слову Божию и соблюдению евангель­ских заповедей, молокан нельзя уподобить многим чисто еретичес­ким движениям. Самый большой недостаток их состоит в убежде­нии, что плоть Христа не была человеческой и что Христос не умер человеческой смертью. Какой же смертью Он тогда умер?

Новый Завет показывает нам реальную человечность Христа. В Послании к Евреям мы читаем: «Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвя­щенником пред Богом, для умилостивления за грехи народа» и «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха».

История молокан показывает, что они тоже подвергались репрессиям со стороны властей. Вначале власти не видели разницы между ними и духоборами, но затем положение изменилось. Как и духоборов, правительство переселяло их в далекие районы страны.

Заключение

Рассмотрев внимательно ереси и культы, о которых шла речь выше, можно заметить, что, кроме арианов, назареев и молокан, все остальные имели негативный взгляд на материю, и их учения были либо полностью дуалистическими, либо подверженными влиянию дуалистических идей. Даже учение молокан, которое имело духобор­ческую тенденцию истолковывать духовно такие естественные заповеди Библии, как крещение и причащение, унаследовало этот подход от дуалистов.

В главе 13, где мы рассматривали зороастризм, мы нашли, что в основу этой религии был положен дуализм. Однако важно по­мнить, что дуализм Зороастра был этическим или моральным. Зороастр не учил, что материя является злом. В его понятии зло было духовным явлением, как и добро. Понятие о том, что основным злом в мире является материя, принадлежит главным образом инду­изму и его разновидностям. К этому добавились идеи Платона, учившего о более реальном мире универсалий. Учение этого филосо­фа поддерживало мысль, что материальный мир является для людей проблемой.

С течением времени, сочетание идей зороастризма, индуизма и платонизма породило гностический дуализм. Иначе говоря, прин­цип дуализма в учении Зороастра, относившийся к области этики, стал применяться гностиками к определению разницы между духов­ным бытием и материальным миром. Как мы видели выше, на основе этого нового дуализма строили свои системы большинство последующих еретиков.


По учению гностиков и их последователей Бог не мог создать материальный мир. Чтобы это осуществить, Он должен был начать нисходящий процесс творения, в котором, начиная с первого уже менее достойного существа, каждое из последующих создавало бы все более и более низкие существа, пока последнее из них не созда­ло материи. Несмотря на это, ответственным за создание мира все равно является Бог, даже если он это сделал через посредников.

Если в конечном итоге мир создан Богом, так почему же этот мир должен быть неприятным для Бога? По Библии материальный мир для Бога не является подобным неприятному трупу, а, напро­тив, великим и славным делом Его рук. Библия учит, что Бог досто­ин славы, чести и благодарения за все, что Он создал. А у гностиков и их подражателей получается так, что за сотворение мира Бога надо не прославлять, а обвинять. Поэтому гностическое объяснение противоречиво и не соответствует Слову Божию. Первые две главы Библии и с ними вся Библия опровергают идею, что материя являет­ся злом.

В этом свете мы должны также рассматривать учение Нового Завета о воплощении Господа нашего Иисуса Христа. В нем нет гностических идей о Его призрачном воплощении и кажущихся страданиях или об оставлении человеческого тела перед страдания­ми. Согласно Новому Завету, такие идеи абсурдны. Гностические идеи были известны еще при жизни апостолов и некоторые их послания опровергают такие понятия.

Например, ап. Павел писал верующим в Колоссах: «Смотрите, (братия,) чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщени­ем, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:8—9). (курсив мой. — Н. П.). А что касается тайного гностического знания и ему подобного, ап. Павел ясно дал понять, что во Христе «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (курсив мой. — Н. П.). Наше слово «ведение» является переводом слова «гносис», которое употре­бил в этом стихе ап. Павел.

Ап. Иоанн, трудившийся в конце своей жизни в Малой Азии и в частности в городе Эфесе, тоже знал, что из себя представляли гностические идеи. В своем первом Послании он написал о воплоще­нии Христа следующее: «О том, что было от начала, что мы слы­шали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши, о Слове жизни, — ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам ...» (курсив мой. — Н. П.). В этих стихах Иоанн употребляет четыре слова: слышали, видели, рассматривали и осязали, имея в виду реальное физическое воплощение Христа.


Для подтверждения этого он написал следующее: «А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире».

На основании этих и других свидетельств Библии, страдания и смерть Христа на кресте были самыми реальными и мучительны­ми. Всякий, кто толкует иначе, делает это, потому что верит в свои идеи, а не в то, что говорит Слово Божие. Читатели должны были обратить внимание как искаженно и превратно гностические дуалис­ты и их последователи понимали брак, половое сношение и деторож­дение. Для них это просто непреодолимая трудность, которая часто ведет к трагическим результатам. Мы уже говорили на эту тему в третьей главе. Однако стоит повторить, что библейское учение трактует эту тему совершенно правильно и здраво. Библия осуждает блуд и прелюбодеяние, однако брачные половые сношения считает безгрешными, а рождение детей — наградой от Господа.

Как Ветхий Завет, так и Новый говорят о том, что Бог дал людям эту способность, и одобряют брачную жизнь. В Ветхом Завете мы читаем: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одно­му; сотворим ему помощника соответственного ему». Под словом помощник Бог имел в виду женщину, жену для Адама, которую Он для него сотворил, а не другого мужчину, как это хотят сказать сторонники содомских взглядов.

Мы читаем в Новом Завете, что Христос одобрил брак тем, что посетил брачный пир в Кане Галилейской. В нескольких Своих притчах Он использовал брачное торжество как образ Царства Небесного. И, наконец, ап. Павел, великий служитель Божий и автор большинства богодухновенных посланий, уподобил брачную жизнь мужа и жены тайне отношения между Христом и Церковью.