Глава 10
ДАОСИЗМ:
РЕЛИГИЯ ПАССИВНОГО ПОДХОДА К ЖИЗНИ
Происхождение
и основные идеи
Все четыре рассмотренных нами ранее
религии были основаны в Индии. Место возникновения даосизма и конфуцианства (о
нем пойдет речь в главе 11) — Китай. Эти две религии имеют не только общие
характерные черты, но и основаны на одинаковых предпосылках. Даосизм и
конфуцианство возникли приблизительно в одно время — в VI в. до Р. X. Их
основоположниками были: Лао-цзы и Конфуций. Первоначально эти два родственных
мировоззрения имели мало общего с религией. Однако в процессе исторического
развития обрели характер языческих народных религий.
Что касается идей, даосизм более
уникален. Его положения определенным образом трансформированы достаточно
популярным сегодня нехристианским культом — Церковью единения, который основан
корейским священником Сан Мьюнг Муном, провозгласившим себя мессией (его
религиозное культовое учение иначе называют мунизмом), и современной
экстрасенсорикой. И те, и другие выдают себя за обладателей особого восточного
знания и благодаря этому оказали влияние на формирование взглядов идеологов так
называемого Движения нового века.
Древнекитайская
идея дао
В Древнем Китае было распространено
поклонение явлениям природы и духам умерших предков. Круговорот в природе и
точный порядок движения небесных светил китайцы объясняли существованием бога
неба (небесного начала) Тянь (в даосской мифологии Тянь-и), которому поклонялись.
Убеждение, что самым важным в жизни должно быть гармоничное соотношение вещей,
привело к тому, что цель своей религии китайцы определили как сохранение
естественного ритма жизни и стремление к гармонии во всех взаимоотношениях.
Они считали, что причиной всякого рода бедствий, например: голода, войн,
эпидемий, наводнений, ураганов и т. д. — служит нарушение гармонии между людьми
и природой. Слово даосизм происходит от китайского слова «дао». Его можно
перевести словом «путь» и объяснить как плавное движение всего естественного в
мире.
Противоположные
принципы инь и ян
Дао воплощает в себе идею
непостижимой, могущественной и безличной силы, которая управляет круговоротом
всех событий во Вселенной. Эта сила выражается в двух противоположных источниках
энергии инь и ян. В то время как инь олицетворяет женское начало, зло, темный и
пассивный аспект бытия, ян истолковывается как мужское, светлое, активное
начало, содержащее все положительное. Например, инь — это бездействие, зима,
смерть и лишения, а ян — деятельность, лето, жизнь и изобилие. Взаимодействие
этих двух начал — источник круговорота жизни. Все предметы и живые существа,
включая людей, содержат в себе оба начала, но в разных пропорциях, которые не
всегда одинаковы в разное время. Так, у живого дерева преобладает ян, но в
процессе «умирания» в нем увеличивается содержание инь. Этим взаимозамещением
полярных первоначал и объясняли причину перемен в явлениях природы и жизни
людей. Поэтому еще до появления учения Лао-цзы в Китае были философы, которые,
отвергая цивилизацию, хотели жить по законам природы. И религиозные системы, о
которых мы поведем речь: даосизм (в его основу легло учение философа Лао-цзы) и
конфуцианство (созданное на основе учения Конфуция), — возникли на основе
свойственного Древнему Китаю религиозно-философскому представлению о мире.
Лао-цзы
— основоположник даосизма
Нет абсолютной уверенности в
исторической подлинности существования Лао-цзы, которого считают
основоположником
даосизма. Имя его
означает «старый философ» и связано с легендами, повествующими о жизни
Лао-цзы. Но если такой человек жил, то его рождение можно отнести примерно ко
времени между 604 и 570 г. до Р. X.
Лао-цзы в свое время, возможно,
занимал какой-то государственный пост. Однако, будучи недовольным жестокостью
правителей и системой государственной власти, оставил службу и занялся
философией. Идеи Лао-цзы стали распространяться и привлекли внимание людей. У
него появились ученики. Но Лао-цзы решил покинуть страну. При переходе через
пограничный пост один из стражников узнал философа и упросил его не оставлять
родной страны, пока он не запишет свое учение. Лао-цзы вернулся домой. В
течение трех дней он написал небольшую книгу, в которой кратко изложил идеи
даосизма. Затем он сразу же выехал из родных мест. После этого его никто
никогда не видел.
Книга, которую, согласно легенде,
оставил Лао-цзы, называется «Дао дэ цзин» («Книга о Дао» или «Основы могучего
пути»). В ней лишь около 5500 иероглифов. Так как китайские слова могут
состоять из одного, двух или трех иероглифов, это значит, что книга совсем
небольшая. Скорее всего, это трактат. Историки находят в ней признаки более
поздних времен, отстоящих на несколько столетий от предполагаемого времени
жизни Лао-цзы. Возможно, что книга действительно была написана позже или же
отредактирована последователями Лао-цзы.
Самым известным последователем
даосизма после Лао-цзы был философ Чжуан-цзы, живший в IV в. до Р. X. Он
написал около тридцати трех книг, в которых популяризировал учение Лао-цзы.
Учение
Лао-цзы
Первоначальное учение даосизма
содержится в книге «Дао дэ цзин». Оно состоит из двух аспектов: политического и
философского. Что касается политики, Лао-цзы учил, что чем меньше правительство
вмешивается в жизнь людей, тем лучше. Об этом повествует также и легенда о
жизни самого Лао-цзы. Главным в существовании человека Лао-цзы считал
философскую сторону его бытия.
Философия Лао-цзы принимает как
достоверные идеи дао, инь и ян и, исходя из них, строит философию жизни
человека. Дао являет собой непостижимую, всеобъемлющую и непобедимую силу, на
основе которой существует и движется все в мире, и человек должен согласовывать
с ней свою жизнь. Если всякая тварь, включая птиц, рыб и животных, живет
согласно дао, то и для человека не существует причины не жить в гармонии с этим
«путем всех вещей»
и позволить
естественным принципам инь и ян свободно оперировать его жизнью.
Такой подход Лао-цзы назвал увэй (бездеятельность или неактивная
жизнь) и видел причину бед человека в пренебрежении силой дао, или в старании
улучшить ее, или в активном сопротивлении ей. Все, говорится в даосизме,
должно происходить естественным путем. Ни на что не нужно нажимать и ничем не
нужно управлять.
Согласно этой теории, трудности у
государственной власти возникают из-за того, что она нередко прибегает к
диктаторским методам, заставляя людей поступать так, как для них противоестественно.
В жизни же нужно быть гармоничным и спокойным, как дао. Если даже человеку
вдруг покажется, что он достиг успеха, несмотря на то, что пошел против установлении
дао, необходимо помнить, что это только кажущееся, временное благополучие. В
конце концов он же пострадает от своего своеволия, потому что дао непобедим.
Лишь человек, живущий в согласии с силой дао, достигнет успеха — и не только
во взаимоотношениях с людьми, но даже хищные звери и ядовитые твари не нанесут
ему вреда.
Если все люди будут следовать дао
и откажутся от стремления улучшить естественный ход развития с помощью
создаваемых ими законов, в мире наступит гармония человеческих отношений. Так,
если имущество не будет считаться ценным, то не будет и краж;
если не будет
брачных законов, то не будет и прелюбодеяния. Иными словами, человек,
следующий дао, смирен и некорыстолюбив: он знает путь небесный и следует только
ему. Таким образом, он нравствен без соблюдения законов и добродетелен без
признания его добродетельным.
В связи с этим мы должны также
обратить внимание на следующее пояснение, содержащееся в учении Лао-цзы. Если
положительная сила заключается в спокойном, недеятельном существовании с
позиции увэй (в жизни людей это выражается проявлением признаков доброты,
искренности и смирения), если никто не вмешивается в дела других, человеческие
взаимоотношения естественно и просто войдут в то русло, куда ведет их дао. И
тогда произойдет спонтанное рождение истинной любви, настоящего добра и
простоты во взаимоотношениях между людьми, возникнет чувство удовлетворения
жизнью. Сила добра (дэ), являясь составляющей увэй, препятствует рождению
гнева и честолюбия, не допускает непрошенного вмешательства в чужую жизнь.
Насильственное же воздержание от проявления человеческих стремлений не может не
повлечь за собой отрицательных последствий.
В монистической системе Лао-цзы
нет места для Бога-Творца,
воплощенного в
личность, которому нужно молиться и от которого можно ожидать ответа. Человек
должен сам решать свои проблемы и спасать себя от бед. Первоначальный даосизм
мало отличается от пантеизма, ему не чужд и атеизм. Смерть, согласно этому
учению, столь же естественное явление, как и рождение. В смерти человек
преходит лишь в другую форму существования дао. В конце концов тот же дао,
который создал гармонию из хаоса, может снова привести Вселенную в состояние
хаоса. В этом нет ничего странного, и это не должно восприниматься как
нежеланное. Путь дао, по Лао-цзы, — единственно правильный путь, открытый
человеку.
Принципы
акупунктуры и акупрессуры
Согласно учению
Лао-цзы, человек должен быть пассивным и никоим образом не мешать действию дао.
Словно в нарушение этого главного постулата даосизма древнекитайская идея дао
легла в основу создания метода лечения, который получил название акупунктуры
(иглоукалывания) и акупрессуры (надавливание на определенные места тела). В
этом методе дао проявляется как универсальная энергия ци, воплощающая собой жизнь, неотделимую от тела, единое
материальное начало всего живого. В понятии субстанции ци, которая, как
говорится, течет сквозь все живые организмы, кроется ключ к пониманию основы
китайской медицины. Считается, что ци вдыхается вместе с воздухом, воспринимается
с пищей и питьем. Войдя в тело, она проникает в сеть двенадцати невидимых
каналов, называемых меридианами, каждый из которых связан с особым органом
(например, с сердцем, мочевым пузырем и т. д.) и разделяет полярность инь и ян
этого органа. Двенадцать меридианов расположены симметрично по обе стороны тела
и делятся на тесно связанные пары.
Нарушение
баланса между инь и ян считается причиной болезни органа или даже всего
организма, и лечение сводится к восстановлению этого баланса с помощью иглоукалывания
или давления, которые, в соответствии с учением о ци, регулируют течение
энергии. Диагноз ставится после прощупывания пульса на обеих руках. Пульс при
этом методе определяется в трех зонах на каждой руке, зоны, в свою очередь,
имеют по два положения каждая: поверхностное и глубокое. Таким образом, все
двенадцать положений соотносятся с двенадцатью меридианами и соответственно
определяют их состояние.
Нас же в данном
случае в большей мере интересуют теоретические принципы, лежащие в основе этого
метода лечения, ибо они определенным образом связаны с религиозным
мировоззрением даосизма. К тому же надо иметь в виду, что достигнутые
позитивные
результаты в
случаях успешного лечения акупунктурой или акупрессурой также могут быть
объяснены с медицинской (научной) точки зрения.
Превращение
даосизма в суеверие
История даосизма
в Китае свидетельствует об изменчивости судьбы этой религии. Иногда императоры
делали ее официальной религией своего государства, а иногда запрещали, закрывая
даосские монастыри и высылая монахов в далекие провинции. Однако, несмотря на
непоследовательное отношение властей к этой религии, даосизм распространился
среди населения Китая. Но некоторые аспекты учения даосизма подверглись влиянию
традиционных народных верований. Синтез этих двух факторов привел к возникновению
религиозного культа с широким использованием колдовства и суеверий.
Почему стало
возможным появление подобного культа? Дело в том, что никакие философские
рассуждения не могут избавить человека от страданий, болезни и смерти. А люди
издавна мечтают уберечься от болезней и открыть секрет бессмертия. Это желание
и легло в основу суеверного убеждения во всемогуществе даосизма. Если дао
настолько силен, а взаимопревращение полярных начал «инь — ян» так эффективно,
то почему бы не использовать их для осуществления своей заветной мечты, для
управления добрыми и злыми духами? На этой почве появились ритуальные
физические упражнения, особые диеты питания, родилось увлечение алхимией и
магическими заклинаниями, люди стали обращаться за помощью к лжебогам и т. п.
Попытки достичь
бессмертия на практике привели к очень интересным последствиям в народной
трактовке даосизма. Так, сохранилось предание о том, что, по совету даосских
«экспертов» в области бессмертия, в III в. до Р. X. император Хань Ци посылал
несколько экспедиций на поиски острова блаженства Пьень-лай, чтобы добыть гриб
бессмертия. Другие «эксперты» пробовали изобрести чудодейственный напиток
бессмертия, состоящий из пяти основных элементов. Находились и мудрецы, которые
хотели составить магическое зелье при помощи алхимии. Один из них советовал
использовать алхимию для того, чтобы узнать от невидимых духов секрет
производства золота из ярко-красного минерала — киновари. Этот мудрец говорил,
что если употреблять для питья и еды посуду, сделанную из такого золота, то
можно продлить свою жизнь. Ложные убеждения распространились не только среди
простолюдинов, они проникли в среду высшей знати. Например, и те, и другие с
целью остановить процесс старения тела начали соблюдать
магические
правила диеты и гигиены. Этим они надеялись продлить свою жизнь, втайне
рассчитывая на достижение бессмертия.
Поэтому неудивительно, что
китайские правители по-разному относились к этой религии. Одни императоры гнали
даосистов как шарлатанов, чьи методы были основаны на суевериях, другие —
возводили даосизм в ранг государственной религии. Однако простым людям была
близка религия даосизма, впитавшая в себя много народных религиозных верований,
и они продолжали исполнять ее магические ритуалы.
Заключение
Библия говорит, что на земле всем
управляет не какая-то безличная сила, а всесильный Господь. Бог создал мир и Он
управляет миром. «Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу, ибо Ты
сотворил все, и все по Твоей воле
существует и сотворено» (Откр. 4:11). Это в особенности относится ко второму
лику Троицы, Сыну Божьему, потому что «все чрез Него начало быть» (Иоан. 1:3)
и, как апостол Павел утверждает, «все Им и для Него создано» (Кол. 1:16).
Библия также против пассивного
отношения к жизни. Когда Господь сотворил человека, то поставил его владыкой
над своим творением, т. е. ему подчинялась вся живая тварь на земле, на которой
он трудился. Кроме того, очень важно знать, что в жизни человек проходит через
трудности и разного рода искушения. Он должен прилагать старание, чтобы
отвергать зло и делать добро, несмотря на то, что Бог дает спасение по
благодати.
Даосизм, по крайней мере
первоначальный, считает, что в земном мире царит полный порядок и нет
надобности что-либо менять, т. е. действовать. В то же время мы видим, что
поздний вариант даосизма свидетельствует о неудовлетворенности его приверженцами
существующим в мире положением вещей. И в этом случае его последователи
отказались от пассивного подхода к жизни:
то они старались
изобрести зелье для избавления от болезней, то отправлялись на поиски гриба
бессмертия для того, чтобы жить вечно. И подобная эволюция главной идеи
даосизма вполне закономерна, недаром говорится, что шила в мешке не утаишь.
Человеку, как образу Божию, предназначено заниматься полезной творческой
деятельностью, а не сидеть сложа руки.
Влияние идей даосизма и буддизма в
Китае привело к появлению секты дзэн-буддистов, которая распространилась в
Китае, а потом и в Японии. В 70 и 80-х гг. нашего столетия дзэн-буддизм стал
особенно популярен среди интеллигенции стран Запада, но не в форме суеверного
даосизма, а как философский монизм. Кроме
того, такие
известные способы борьбы, которыми часто пользуются для самозащиты без
применения оружия, как дзюдо и джиу-джитсу, также основаны на даосских идеях
защиты от нападений врага. А дзэн-буддистские ритуалы стрельбы из лука и
фехтование базируются на принципе увэй.
Удивительно, что такое
антиинтеллектуальное движение, как дзэн-буддизм, стало привлекать
интеллектуалов западного мира. Некоторые приверженцы дзэн-буддизма с помощью
постулатов этого культового учения пробуют ответить на вопросы, поставленные
естественными науками. Кроме того, как мы сказали в начале этой главы, учение
современного культа Церкви единения (мунизма) основывается частично на идеях
инь — ян. Поэтому необходимо знать не только основы буддизма и даосизма, но
также иметь представление о даосизме как источнике идей некоторых культов.