Заключение

ПРИЧИНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КУЛЬТОВ. ВЫВОДЫ

Причины развития культов

Многие культы или малые агрессивные еретические движения имеют успех в приобщении новых членов. Некоторые из них актив­но работают по распространению своего учения и конкурируют с известными деноминациями. Поэтому существенно важен вопрос, почему развиваются культы?

Прежде всего вспомним ответ Слова Божия. Господь Иисус неоднократно предупреждал о том, что будут лжеучителя, лжепро­роки и лжехристы, которые прельстят многих. Некоторые из них даже «дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных». Апостолы Христа тоже предупреждали о лжеучителях и лжепророках (Мф. 24:11,24; Деян. 20:29—30; 2 Пет. 2:1—3; 1 Ин. 2:18—19; 2 Кор. 11:2—4; 1 Тим. 4:1—3). Причина этого в действии духа зла против деятельности Божией в проповеди Евангелия и спасении душ. Одним из примеров этого является случай, когда однажды во время свидетельства о Христе ап. Павла проконсулу Сергию Павлу на острове Кипре противодействовал Елима волхв (Деян. 13:6—12). An. Павел писал в Послании к Ефесянам о брани «против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против злобы поднебесных» и это имеет прямое отношение к деятельности разных культов (Еф. 6:12).

Однако в каждом подобном случае действуют естественные, психологические и социальные законы. Давид Хесселгрэйв, профес­сор Евангельской Богословской Школы Св. Троицы в Чикаго, гово­рит в книге «Динамические религиозные движения», что культы происходят и функционируют при содействии причин, по крайней мере, четырех категорий:

1. Во-первых, так называемая необходимая причина, без которой культ не появится и не будет развиваться.

2. Во-вторых, достаточная причина, которая всегда сопутствует росту.

3. В-третьих, вспомогательная причина, которая улучшает воз­можность для роста.


4. В-четвертых, случайная причина, которая является фактором, способствующим другому фактору быть вспомогательной причи­ной.

Причиной может быть время или сложившиеся обстоятельства. Так же важны культурные и религиозные условия, либо другие причины. Объясняя подробнее эту концепцию, Д. Хесселгрэйв говорит о семи аспектах жизни разных культов, которые излагает в следующем порядке:

1. Во-первых, что касается веры или доктринального исповеда­ния. В этом аспекте важны такие факторы, как:

а) уникальность учения. Пусть даже оно будет заимствовано из разных источников, но лишь бы было по своему составу новым, уникальным;

б) практические ожидания. В это понятие включаются такие конкретные обещания, как успех, мир, обещание надежды на будущее счастье, превосходство, забота друг о друге и т. п.;

в) всеобъемлющее мировоззрение. Лидеры культов не оставля­ют второстепенные вопросы непродуманными или без отве­та. Они обычно дают своим членам ответы на все вопросы, по крайней мере, на те, которые обычно задают люди. Рядо­вые члены культов не должны сами ломать голову над труд­ными вопросами;

г) особая апокалиптическая система. Люди всегда интересуют­ся будущими событиями и концом мира. Как бы культы ни отличались друг от друга в толковании истории и будущего, они всегда имеют свою собственную схему будущего и знают место своих членов в ней.

2. Во-вторых, что касается организационного уклада группы. В этом аспекте играют роль такие факторы, как:

а) структура организации. Обычно организация культов явля­ется иерархической, более подходящей к военной, привиле­гированной. Власть лидеров и их помощников в ней играет очень важную роль. Часто именно они являются буквально диктаторами. Неповиновение приводит к строгим мерам взыскания;

б) доминирующие вожди. Возглавляют культы обычно люди, которые имеют необычайные способности вести за собою людей. Как они это делают, является особым вопросом;

в) личное участие рядовых членов. В растущих движениях и культах наблюдается тот факт, что лидеры создают условия


для участия в движении каждого члена культа, то ли путем убеждения, страха или в результате организационного по­рядка.

3. В-третьих, что касается богослужения и обрядов. В этом аспек­те деятельности культа играют роль такие факторы, как:

а) вступительные обряды. В то время, как в евангельских церквах главное внимание уделяется вопросу обращения и возрождения, в культах обряд приема играет более важную роль;

б) участие всех в богослужебных обрядах. Члены культов, обыкновенно, не являются пассивными наблюдателями того, что происходит во время службы, но активно участвуют в ней. Они исполняют свою роль и предписанные обряды, что дает им чувство собственной значимости и эмоциональное удовлетворение;

в) внимание к чувствам людей. Многие культы используют психологические нужды людей, обещая им физические исцеления, близость общения с единоверцами и опеку со стороны вождей.

4. В-четвертых, — богослужебные места. В этом аспекте преобла­дает следующий фактор:

а) храмы и священные места. Не все культы их имеют, но в практике многих из них центры их организаций, храмы, залы и другие особые места имеют особое значение, как важные священные места веры. Психологический фактор этого нельзя недооценивать.

5. В пятых, что касается происхождения культов и их книг. В этом аспекте отметим такие факторы, как:

а) абсолютный авторитет «откровений» и «открытий» якобы данный основателям культов. Лидеры культов и их последо­ватели выдают свои «откровения», «явления», «открытия» и т. п. за божественные и беспрекословные. Для них они являются абсолютной истиной;

б) непогрешимость книг. написанных основателями культов. Может быть текст этих книг был подвержен добавлениям, исправлениям и сокращениям, это не важно. Литературные труды лидеров занимают положение авторитетных священ­ных книг в жизни и практике культа. 6. В-шестых, — психологическое состояние членов культа. В этом аспекте играют роль такие факторы, как:

а) сознание своего положения, принадлежности к культу и уверенности в себе. Человек, присоединившийся к какому-то культу, получает в награду сознание, что он


принадле­жит к особому, избранному классу людей. Он чувствует себя под покровом особого благоволения и защиты. Он чувствует также, что имеет привилегию участвовать в самом важном деле на земле;

б) благоволение и экстаз. Данные переживания, если не во всех культах, то во многих, имеют место в практике бого­служений и собраний. Когда это происходит в общении с другими, люди чувствуют, что они нашли для себя истину и удовлетворение;

в) подвижничество. Члены культа бывают очень ревностны в распространении своего учения. Они могут жертвовать временем, средствами и даже жизнью ради успеха своего культа.

7. В-седьмых, что касается методов приобщения новых последо­вателей. В этом аспекте находятся такие факторы, как:

а) понимание цели и разработка программ работы. Так как члены культа считают, что истина на их стороне, а все остальные заблуждаются, то они не теряют из вида цели своего существования. Они разрабатывают программы для обращения людей в свою веру. Они очень часто ревностные миссионеры;

б) личная работа с новыми людьми. Некоторые культы имеют хорошие курсы для новых членов. Проводятся личные бесе­ды с людьми, которые не принадлежат к данному движе­нию;

в) использование средств массовой информации. Многие активные культы используют различные эффективные методы для достижения своих целей. Они употребляют не только газеты и журналы, но также радио и телевидение;

г) создание учебных институтов. С целью расширения работы и привлечения молодежи, некоторые движения основывают школы, колледжи и даже университеты. Они делают это в странах, где они прочно обосновались, но также и в других странах, где проводят миссионерскую работу.

Рекомендации деноминациям

Проблема культов и различных неортодоксальных движений в наше время является довольно серьезной. Большинство из них за­нимается миссионерской деятельностью, стараются привлечь как во­обще неверующих людей, так и тех, кто принадлежит к истинному христианству. В особенности они стараются также привлечь неутвер­дившуюся в Слове Божием молодежь. На эту проблему должны об­ратить внимание руководители всех христианских церквей.


Наша рекомендация деноминациям заключается в том, чтобы организовать при них отделы или организации по вопросам разных религий и культов. В их обязанность должно входить следующее:

1. Изучение деятельности и мировоззрений религий и культов в данной стране.

2. Изучение журналов, газет и вообще литературы для того, чтобы знать, каким образом и почему распространяются идеи нехрис­тианских религий и культов среди интеллигенции, в учебных заведениях и вообще среди населения.

3. Чтение рапортов и проведение тематических семинаров на съездах и специальных заседаниях.

4. Издание журналов, брошюр, монографий и вообще серьезной литературы по вопросам религии и о культах с библейской точки зрения.

5. Проведение семинаров по проблемам, связанным с культами на съездах священнослужителей и в поместных Церквах.

6. Приглашать христиан-специалистов по религиям и культам из других стран для чтения лекций на эти темы служителям цер­квей и молодежи.

7. Публиковать свои материалы в светских журналах и газетах, выступать с библейских позиций по радио и телевидению.

Рекомендации отдельным церквам

Служители церквей и вообще способные проповедники играют важную роль в духовном воспитании верующих, проповедуя Еванге­лие с кафедры. А это требует серьезного изучения Слова Божия и молитвы.

Важно, чтобы богатое Слово Божие служило углублению духовной жизни верующих и давало им наставления как правильно поступать в разных случаях жизни. Кроме того, священнослужители должны знать, что делают представители разных культов в их городе или местности. Поэтому наши рекомендации отдельным церквам заключаются в следующем:

1. Молиться, чтобы Господь дал мудрость, как могла бы церковь воспитывать своих членов и молодежь.

2. Большая церковь должна иметь не только одного штатного служителя, но и других, в зависимости от количества членов. Важен уход за членами церкви, особенно за молодежью. Важно также, чтобы служители и проповедники имели время для чтения и учения.

3. Служители церкви — это пастыри своих овец. Они должны знать, кто являются в их городе волками и каковы их действия. Поэтому важно все знать о культах, их учения и методы работы


для того, чтобы защищать от опасности своих овец (Ин. 10:12—13; Деян. 20:29—30). Они должны знать также, что преподается в школах, где учатся дети членов их церкви и что происходит в высших учебных заведениях, где учится молодежь.

4. Освещать проблему культов в проповедях можно и нужно, но только делать это следует, серьезно объясняя то, что говорит Слово Божие в связи с основными пунктами в учениях культов.

5. Проводить семинары по темам культов среди молодежи в своих церквах и приглашать для этого тех, кто способен это успешно делать, а также приобретать соответствующую литературу для себя и членов церкви. Поэтому нужны координация и сотрудни­чество.

Самый лучший подход можно называть профилактическим. Пастыри должны не только проповедовать спасение, веру, святость, любовь и т. д., но и последовательно разъяснять верующим библей­ские доктрины о Боге, как Святой Троице, и все то, что касается Его атрибутов, объяснять, как они представлены в Библии. Если, напри­мер, проповедовать содержание апостольского Символа веры, то можно раскрыть все главные богословские темы Библии, начиная с провозглашения: «Верую во единого Бога Отца, Творца неба и земли...» Когда верующие знают твердые основы библейского уче­ния, никто не сможет их поколебать. Они способны засвидетельство­вать также при любой встрече с представителями культов или с несведущими душами то, что говорит Господь.

Рекомендации на уровне личной жизни

Мы имеем руководство Слова Божия для того, чтобы правиль­но и мудро поступать в личной жизни. Каждый из нас, как отдель­ный верующий, едва ли избежит встречи с представителями культов. В том или ином случае, нам нужно будет решать, что отвечать и что делать. Мы можем найти, по крайней мере, четыре апостольских рекомендации по этому поводу. Каждая из них дана в своем особом контексте независимо от других. Их можно представить в следую­щем порядке:

1. Во-первых, ап. Петр предупреждает, говоря: «Итак вы, возлюб­ленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения, но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь» (2 Пет. 3:17—18). Ключевые слова в его реко­мендации верующим: берегитесь и возрастайте. Первое говорит


о том, что падение возможно, если мы не будем осторожны, а второе говорит о том, что самая лучшая гарантия против за­блуждения, это познание Спасителя нашего Иисуса Христа.

2. Во-вторых, в Послании к Евреям, верующим дана следующая рекомендация: «Учениями различными и странными не увлекай­тесь; ибо хорошо благодатию укреплять сердца...» (курсив мой. — Н. П.) (Евр. 13:9). Иначе говоря, вопрос о разных странных учениях и культах не является предметом простого любопытства. Этот важный и опасный вопрос требует серьезного отношения. Нас могут совратить их представители своими утонченными аргументами и внешней привлекательностью учений, если мы не будем внимательны и осторожны. Рекомен­дация «не увлекайтесь» предупреждает простодушное любопыт­ство. Разговоры и дискуссии с представителями культов и чте­ние их литературы — это духовная борьба, для успешного участия в которой нужны всеоружие Божие и молитвенная подготовка. Ал. Павел писал об этом в Послании к Ефесянам (Еф. 6:10—20). Нужно иметь в виду, что в этой войне, излюб­ленным методом злых сил является обман. Если мы не знаем как следует Слова Божия, то можем принять их объяснения и таким образом согласиться с их доводами. В Послании к Колоссянам имеется подобное предупреждение верующим: «Смотрите (братия), чтобы кто не увлек вас философиею и пустым оболь­щением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (курсив мой. — Я. Я.) (Кол. 2:8).

3. В-третьих, an. Павел рекомендует в некоторых случаях не вступать в контакты со сторонниками странных учений: «Ерети­ка, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит 3:10). Нужно иметь в виду, что Павел говорит это в отношении тех людей, которые, проповедуя какую-то ересь, интересуются только тем, чтобы укорять, спорить и доказывать свое. Они не интересуются тем, чтобы добросовестно исследовать вопрос и найти истину. Пока они проявляют такое отношение, как гово­рит Павел Тимофею (2 Тим. 2:13), с ними не стоит беседовать. Но когда есть возможность пояснить противникам истинного учения правду Божию, ап. Павел советует это делать в соответ­ствии с христианским образом поведения (2 Тим. 2:24—26).

4. В-четвертых, an. Иоанн рекомендует не принимать и не привет­ствовать чуждых учений: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его; ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2 Ин. 10:11). На первый взгляд его рекомендация может показаться


слишком грубой и не в духе христианской любви. Но для того, чтобы правильно понять Иоанна, мы должны знать, что он имел в виду. Под словом «принимать» Иоанн имел в виду радушное гостеприимство, а под словом «приветствовать» он разумел при­ветствие, как братьев по вере. Он писал это одной сестре в Господе, которая имела детей и, вероятно, принимала в свой дом путешествовавших апостолов, служителей Церкви и вообще верующих.

Когда мы оказываем кому-то гостеприимство, мы должны к этим людям относиться с уважением и, естественно, выслуши­вать то, что они говорят нам. Это значит — общение, обмен опытом, знанием и добрыми советами. Обычно это происходит во время принятия пищи у стола, вокруг которого сидят с роди­телями и гостями дети. Они тоже слушают и воспринимают то, чем делятся гости. Поэтому не трудно понять, что ап. Иоанн был прав. Это не значит, что если мы встретим какого-то члена культа на улице и он скажет нам: «Добрый день» или «Здрав­ствуйте», то мы должны промолчать или отвернуться. Если мы так поступим, то только унизим свое христианское достоинство. Поэтому, учитывая такое положение, ап. Павел писал Тимо­фею: «Рабу же Господа, не должно ссориться, но быть приветли­вым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2 Тим. 2:24—26).

Мы не должны поступать так, как будто апостолы Иоанн и Павел противоречат друг другу. В действительности они пол­ностью согласны между собой. Только в своих рекомендациях они имели в виду разные ситуации.

Конкретные случаи и положения бывают разные. Если в одном случае представитель культа ищет возможности доказывать свое и не желает добросовестно отнестись к объяснению свидетелем истины Христа, то в другом — может быть, это жаждущая дума, которая попала в сети ложного учения и ей нужно помочь. Поэтому во всяком случае нужно полагаться на руководство Духа Святого и быть готовым говорить то, что он открывает нам. Несмотря на сети диавольских учений. Господь может чудесным образом коснуться несчастных жертв диавола и дать им полное освобождение. За все благословения и победы и за все Его великие и милосердные дела мы прославим нашего Бога Отца и Сына и Святого Духа.

В заключение мы приведем полный текст апостольского Симво­ла веры, как свидетельство и утверждение веры Церкви Господа Иисуса Христа от начала ее существования до наших дней.

 

Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого! И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия единородного, от Отца рожденного прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного с Отцом, Им же все сотворено.

Нас ради человеков и нашего ради спасения сшедшего с небес, и воплотившегося от Духа Святого, и Марии девы, и вочеловечевшегося.

Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и стра­давшего, и погребенного, и воскресшего в третий день, по Писанию, и восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца.

И снова грядущего со славою судить живых и мер­твых, Его же царствию не будет конца. И в Духа Святого, Господа животворящего, иже от Отца исходящего прославляемого с Отцом и Сыном возвещенного в пророках.

Во единую, святую, соборную апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ожидаю воскресения мертвых и жизни будущего века.

Аминь.

 


БИБЛИОГРАФИЯ

About Jehovah's Witnesses The Truth Revealed. Alpha Place Garth Road, Morden, Surrey, SM4 4LX, England.

Ankerberg, John & John Weldon. Astrology. Engine, Oreg.: Harvest House Publishers, 1989.

Ankerberg, John & John Weldon. The Facts on Astrology. Eugine, Oreg.: Harvest House Publishers, 1988.

Ankerberg, John & John Weldon. The Facts on Jehovah's Witnesses. Eugine, Oreg.: Harvest House Publishers, 1988.

Anderson, Norman. Christianity and World Religions. Downers Grove, 111.: Intervarsity Press, 1984.

Balagushin E. G. Criticism of Modern Non-traditional Religions (Russian language book). Moscow University Press, 1984. (Балагушин E. Г. Критика современных нетрадиционных религий. М.: Издательство Московского университета, 1984.)

Beckwith, Francis. Baha'i. Minneapolis, Minn.: Bethany House Publishers, 1985.

Bhaktivedanta Swami Prabhupada. The Bhagavad-Gita As It is. Bombay, India: Bhaktivedanta Book Trust, 1984.

Berkhof, Louis. The History of Christian Doctrines. Grand Rapids, Mich.: Baker Book House, 1986.

Brasswell, George W. Understanding World Religions. Nashville, Tenn.: Broadman Press, 1983.

Bradley, David G. A Guide to the World Religions. Engelwood, N.J.: Prentice-Hall, 1963.


Bromley, David G. & Anson D. Shupe, Jr. Strange Gods. Boston, Mass.: Beacon Press, 1981.

Brown, David A. A Guide to Religions. London, U.K.: S.P.C.K., 1977.

Brown, Harold 0. J. Heresies. Garden City, New York.: Doubleday, 1984.

Bubeck, Mark I. The Adversary. Chicago: Moody Press, 1975.

Bussed, Harold L. Why Cults Lure Christians. Grand Rapids, Mien.: Zondervan Publishing House, 1983.

Cavandish, Richard ed. Man, Myth and Magic. Freeport, Long Island, N.Y.: Marshall Cavendish Corporation, 1983.

Chandler, Russell. Understanding the New Age. Dallas, Тех.: Word Publishing, 1988.

Cooper, Irving S. Theosophy Simplified. Wheaton, 111.: The Theosophi-cal Publishing House, 1979.

Dasa, Satsvarupa Goswami. Prabhupada: He Built a House in Which the WholeWorld Can Live. Los Angeles, Calif.: The Bhaktivedanta Book Trust, 1983.

Donaldson, Bess Alien. Koran as Magic. Moslem World 27, 1937.

Eastwood, Cyril. Life and Thought in the Ancient World. Philadelphia, Pa.: The Westminster Press, 1964.

Encyclopedia Americana. Danbury, Conn.: Grolier Inc., 1989.

Eddy, Mary Baker. Science and Health with Key to the Scriptures. Boston, Mass.: The First Church of Christ, Scientist. 1971.

Enroth, Ronald. The Lure of the Cults. Chappaqua, N. Y.: Christian Herald Books, 1979.

Enroih, Ronald. Youth, Brainwashing and the Extremist Cults. Grand Rapids, Mich.: Zondervan, 1977.


Fatheazam, Hushmand. The New Garden. New Dehli, India. Bahai, Publishing Trust, 1985.

Fernando, Ajith. The Christian's Attitude Toward World Religions. Wheaton, 111.: Tyndale House Publishers, Inc., 1987.

Festinger, Leon & Henry W. Riecken & Stanley Schachter. When Prophecy Fails. New York, N. Y.: Harper & Row Publishers Inc., 1956.

Geisler, Norman L. & J. Yutaka Amano. The Reincarnation Sensation. Wheaton, 111.: Tyndale House Publishers Inc. 1987.

Grigg, Fred. The Answer to the Cult Explosion. Palm Beach, Qld. Australia: Mandate Ministries, 1982.

Grigg, Fred. The Jehovah's Witnesses. Gold Coast, Qld. Australia:

Mandate Ministries, 1990.

Hall, Angus. Strange Cults. Garden City, N.Y.: Doubleday and Company, Inc., 1976.

Hesselgrave, David J. ed. Dynamic Religious Movements. Grand Rapids, Mich.: Baker Book House, 1978.

Hexam Irving & Klara Poewe. Understanding Cults and New Religions. Grand Rapids, Mich.: William B. Eerdmans Publishing House, 1986.

Hoyt, Karen & J. Isami Yamamoto ed. The New Age Rage. Old Tappan, N.J. Fleming H. Revell Company, 1987.

Hunt, Dave. The Cult Explosion. Eugine, Oreg.: Harvest House Publishers, 1980.

Illarion, Metropolitan. Pre-Christian Belief of Ulrainian People (Ukrainian language book). Winnipeg, Canada: Research Institute of Volhyn Publication Committee, 1965. (Илларiон, Митрополит. Дохристиянськi вiрування украiнського народу. Biннiпeг: Накладом Видавничоi Koмicii при Товариствi «Волинь», 1965.)


Ivanov, Yu. M. How To Become and Extrasernsor. (Russian Language book) Moscow: VRI< "Soyuzreklamkultura", Cooperative "Lingva", 1990. (Иванов Ю. M. Как стать экстрасенсом. Москва: ВРИБ «Союзрекламкультура», Кооператив «Лингва», 1990.)

Johnston, Jerry. The Edge of Evil. Dallas: Word Publishing, 1989.

Koch, Kurt E. Between Christ and Satan. Berghousen В., Germany: Evangelization Publishers, 1961.

Lane, Christel. Christian Religion in The Soviet Union. Albany, N.Y.: State University of New York Press, 1978.

Lutzer, Erwin W. & John F. DeVries. Satans "Evanglistic" Strategy for this New Age. Weaton, 111.: Victor Books, 1989.

McDowell, Hosh & Don Stewart. Hand Book of Today's Religions. Here's Life Publishers Inc., San Bernardino, Calif., 1989.

Martin, Walter R. The Kingdom of Cults. Minneapolis, Minn.: Bethany House Publishers, 1985.

Martin, Walter R. The New Cults. Ventura. Calif.: Regal Books, 1985.

Morley, Robert A. Reincarnation and Christianity. Minneapolis, Minn.: Bethany House Publishers, 1980.

Latourettm Kenneth Scott. A History of Christianity. New York. Harper & Brothers Publishers, 1952.

Levinson, Yu. M., V. G. Zinchenko, M. Yu. Vinogradov, О. Р. Novitsky. Foundations of Bioenergetic Diagnostics and Treatment (Russian language book). Moscow: "Ros-Marketing", 1991. (Левин-сон Ю. M„ Зинченко В. Г., Виноградов M. Ю., Новиц­кий О. П. Основы биоэнергической диагностики и лечения. Москва: «Рос-Маркетинг», 1991.)

Lowman, lone. Non-Christian Religions. Wheaton, 111.: Van Kapen Press, No year indicated.


Nehls, Gerhard. The Great Comission. You and Muslims. Bellville, South Africa: Evangelical Mission Press, No year given.

Nehls, Gerhard. Christian Answer Muslums. Bellville, South Africa: Evangelical Mission Press, No year given.

Nida, Engine. Customs and Culture. Pasadena, Calif.: William Carey Library, 1954.

The New Encyclopedia Britannica. Chicago, 111.: Encyclopedia Britannica Inc., 1987.

Noss, DAvid S. & John Noss. Man's Religions. New York: Macmillan Publishing Co., 1984.

Novikov, M. P. ed. The Atheists' Dictionary (Russian language book). Moscow, U.S.S.R.: Politizdat, 1983. (Новиков M. П. Атеисти­ческий словарь. Москва, СССР: Политиздат, 1983.)

Parrinder, Geofrey ed. World Religions: From Ancient History to the Present. New York, N.Y.: The Hymlyn Publishing Group Limited, 1985.

Pavlos, Andrew J. The Cult Experience. Westernport, Conn.: Greenwood Press, 1982.

Pfeiffer, Charless F. D. & Howard F. Voss & John Rea. Wycliffe Bible Encyclopedia. Chicago, 111.: Moody Press, 1985.

Posnov, M. E. History of the Christian Church (to division of Churches — 1054) (Russian language book). Brussells, Belgium: "Life with God" Publishers, 206, Avenue de la Couronnem Bruxelles 5, 1964. (Поснов M. Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей — 1054 г.). Брюссель: Издательство «Жизнь с Богом», 1964).

Reibin, Simeon F. Toil and Peaceful Life. (Russian language vook) San-Francisco, Calif.: "Dielo", 1952. (Рыбин С. Ф. Труд и мирная жизнь. Сан-Франциско: «Дело», 1952.)

Reisser, Paul С., Teri К. Reisser, John Weldon. New Age Medicine. Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1987.


Richardson, Dan. (Russian language edition) Eternity in Their Hearts. Chicago, 111.: Slavic Gospel Press, 1989. (Ричардсон Дан. Веч­ность в сердцах их. Чикаго, Илл.: Славянское Евангельское Издательство, 1989.)

Rogers, L. W. Elementary Theosophy. Wheaton, 111.: The Theosophical Publishing House, 1968.

Sanders, John Oswald. Heresies Ancient and Modern. London, England: Marshall, Morgan & Scott, 1953.

Scott, Latayne Colvett. The Mormon Mirage. Grand Rapids, Mich.: Zondervan Publishing House, 1979.

Sire, James W. Scripture Twisting: 20 Ways the Cults Misread the Bible. Downers Grove, 111.: Intervarsity Press, 1980.

Sire, James W. Shirley Maclaine & The New Age Movement. Downers Grove, 111.: Intervarsity Press, 111., 1988.

Sire, James W. The Universe Next Door. Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1976.

Smith, Joseph Jun. Book of Mormon, Doctrine and Covenants, Pearl of Great Price. Salt Lake City, Utah: The Church of Jesus Christ of Latter-day Saunts. 1987.

Tucker, Bruce. Twisting the Truth. Minneapolis, Minn.: Bethany House Publishers, 1988.

Tucker, Ruth A. Another Gospel. Grand Rapids, Mich.: Zondervan Publishing House, 1989.

Baptist, No. 10. (Russian language magazine) Organ of the Federal Union of Baptists in U.S.S.R., 1928. (Баптист, N 10, Духовно-нравственный журнал. Орган Федеративного Союза Баптистов СССР, 1928.)

Unger, Merrill F. The New Unger's Bible Dictionary. Chicago, 111.: Moody Press, 1988.

Van Baalen, Jan Karel. The Chaos of Cults. Grand Rapids, Mich.: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1962.

Walker, Williston. A History of the Christian Church. New York: Charless Scribner's Sons, 1959.

Westermarck, Edward. Pagan Survivals In Mohammedan Civilization. London: Macmillan, 1978.

White, Mel. Deceived. Old Tappan, N.J.: Fleming H. Revell Company, 1979.

No author indicated. You Can Live Forever in Paradise on Earth. Brooklyn, New York: Watch Tower Bible and Tract Society of Pennsylvania, 1982.

No author indicated. Reasoning from the Scriptures. Brooklyn, New York: Watch Tower Bible and Tract Society of Pennsylvania, 1985.