ГЛАВА 3


Верность Бога - залог спасения утопающего во грехе мира

1Какое же тогда преимущество у иудея? Или какая ему польза от обрезания? 2Во всех отношениях великое преимущество. И прежде всего в том, что им, иудеям, были вверены слова Божьи.

3И что же, если некоторые из них оказались неверными (Или: неверующими.), может ли их неверность уничтожить верность Божью? 4Конечно же, нет! Пусть очевидным будет то, что Бог верен, а всякий человек лжец, как написано:

«Так что Ты всегда будешь признан правым в словах Своих и будешь победителем над теми, кто обвиняет (Букв. когда Ты судим; апостол использует слова Пс. 50:6, цитируя их по Септуагинте. Очевидно, его желанием было показать, что хотя человеческая неверность явно торжествует, однако характер Бога во всех Его заявлениях о грехе, в конце концов, будет оправдан.) Тебя».

5Если наша греховность (Или: нечестивость.) открывает миру праведность Божью в еще более полном свете, то что следует из этого? Может быть, Он поступает несправедливо (я рассуждаю по-человечески), когда проявляет Свой гнев? 6Конечно же, нет! Иначе, мо­жет ли Бог судить этот мир? 7Если верность (Или: святость.) Божья во славу Его становится более очевидной из-за моей неверности, можно ли тогда меня судить как грешника? 8Почему бы тогда ни сказать (как некоторые люди поносят нас, обвиняя в том, что мы якобы это говорим): «Давайте делать зло, чтобы вышло добро»? Таковых постигает заслуженное осуждение.

Виновен весь мир - таков приговор Божий

9 Что же следует из этого? Находимся ли мы, иудеи, в лучшем поло­жении, чем язычники? Вовсе нет! Ибо мы уже доказали, что как иудеи, так и язычники (Букв. эллины.) - все оказались под властью греха. 10 Как написано:

«Нет праведного ни одного;

11 нет понимающего, никто не ищет Бога.

12 Все сбились с пути, все вместе стали негодными, нет делающего добро, нет ни одного (Пс. 13:1-3).

13 Гортань их - открытая могила, языком своим они обманывают (Пс. 5:10), змеиный яд на губах их (Пс. 139:4);

14 уста их полны проклятия и горечи (Пс. 9:28).

15Быстры они на пролитие крови (Ис. 59:8.9);

16 несут они с собой повсюду разорение и несчастье.

17 Не знают они пути, ведущего к миру,

18и чуждо им благоговение перед Богом» (Пс. 35:1).

19Теперь мы знаем, что все сказанное в законе (В знач. сказано в Писаниях Ветхого Завета.), обращено к тем, на кого закон распространяется; чтобы умолкли все уста и чтобы весь мир нес ответственность пред Богом. 20Потому что ни один смертный (Букв. плоть.) не может быть признан правым пред Богом посредством соблюдения закона: ибо законом познается грех.

Оправдание и праведность через веру во Христа

21В настоящее же время, независимо от закона, открылась праведность Божья (Или: путь, которым Бог приводит человека в правильные отношения с Собой.), о которой   сви­детельствовали закон и пророки*,   22а именно: праведность Божья через веру в Иисуса Христа (Др. возм. перев.: через веру Иисуса Христа.) для всех верующих. При этом не делается никакого различия между людьми, 23ибо все согрешили и лишены славы Божьей (См. в Приложении слава; здесь возм. перев.: не могут достичь Богом определенного нрав­ственного величия.), 24и, вовсе не заслужив того, получают оправдание* по Его благодати, через искупление*, совершенное Христом Иисусом. 25Его Бог представил пред всеми как жертву примирения, доступного по вере в действенность Его крови. Это должно было явиться доказательством праведности Божьей (так как в Своем терпении Он воздерживался от наказания за грехи*, совершенные в прошлом), 26и явить Его праведность в настоящее время, показав, что Он Сам праведен и оправдывает верующего в Иисуса (Др. возм. перев.: имеющего веру Иисуса.).

К праведности Божьей ведет вера, а не личные заслуги

27После этого можно ли еще хвалиться? Хвастов­ство исключается. На каком основании? (Букв. по какому закону.) Из-за заслуг? Нет! Только на основании веры. 28Ибо мы стоим на том, что человек получает оправдание по вере, и дела, предписываемые законом, к этому не имеют отношения. 29Неужели Бог есть Бог только иудеев, а не язычников? Конечно, и язычников также, 30так как Бог един; и Он оправдает имеющих ритуальное обрезание на основе их веры и необрезанных через их веру. 31Значит ли это, что мы уничтожаем закон верою? Вовсе нет. Мы закон утверждаем (В искупительной смерти Христа праведные требования закона открылись с наибольшей ясностью.).