ГЛАВА 4


Пример Авраама - древнее свидетельство о праведности по вере

1Что скажем мы тогда о нашем праотце Аврааме, от которого мы [иудеи] происходим? 2Ведь если бы Авраам был признан праведным по своим делам, то он мог хвалиться, но только не перед Богом. 3Потому Писание* говорит: «Поверил (Или: доверился.) Авраам Богу, и это было зачтено (Или: вменилось, как и в последующих стихах этой главы.) ему в праведность» (Быт. 15:6.). 4Для трудящегося получаемое вознаграждение не считается подарком, а платой. 5Но если человек, независимо от своих дел, доверяется Тому, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется (Или: засчитывается.) ему в праведность. 6В этом смысле Давид говорит о блаженстве* (Слова: блаженство, блаженный в Библии употр. для описания состояния полной удовлетворенности, которую обретает человек, пришедший через Христа к особой близости с Богом.) человека, которого Бог приз­нает праведным независимо от дел: 7«Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты; 8блажен человек, которому Господь не зачтет греха его» (Пс. 31:1,2.).

9Распространяется ли это блаженство только на тех, кто имеет ритуальное обрезание или и на тех, кто не имеет его? Мы говорим: «Вера была зачтена Аврааму в праведность» (Быт. 15:6. Быт. 15:6.). 10При каких обстоятельствах она была ему зачтена: до или после того, как совершилось его обрезание? Не после, а до обрезания. 11И знак обрезания он получил как печать, удостоверяющую ту праведность, которую он имел через веру еще до обрезания. Следовательно, он духовный отец каждого, кто, оставаясь необрезанным, живет верой, чтобы через это праведность могла быть зачтена им. 12Он также отец обрезанных, связанных с ним не только ритуалом обрезания, но и идущих по следам той веры, которую имел наш отец Авраам в необрезании.

Доверяющий Богу получает обещанное

13И обещание получить в наследство мир было дано Аврааму и его потомкам не на основе закона, а вследствие праведности, зависящей от веры. 14Если бы обещанное наследство принадлежало тем, кто полага­ется на закон, тогда бы вера ничего не значила, а обещание ничего не стоило.15Потому что закон вызывает (Букв. производит, в том смысле, что каждый пытающийся получить оправдание посредством соблюде­ния закона вызывает на себя гнев Божий. Назначение закона - открыть грех (гл. 3:20) и указать на преступление по отношению к Богу и Его воле.) гнев; но где нет закона, там нет и нарушения его.

16По этой причине все действительно «по вере», чтобы и могло быть действительным «по благодати». Только так обещание остается в силе для всех потомков Авраама, не только для приверженных закону, но и для тех, кто привержен вере Авраамовой. Он, таким образом, отец всем нам 17(как написано: «Отцом многих на родов Я сделал тебя» (Быт. 17:5.)) - пред лицом Бога, Которому он поверил, как Тому, Кто возвращает мертвых к жизни и несуществующее вызывает к существованию.

18В безнадежных обстоятельствах Авраам сохранял надежду и верил, что он будет отцом многих народов, как о том ему было сказано: «Столь многочисленно будет потомство твое» (Быт. 15:5.) 19Его веру не могли осла­бить ни сознание собственной неспособности к ро­ждению детей (ему было уже около ста лет), ни бесплодие Сарры. 20Он не мучился в сомнениях от­носительно обещания Бо­жьего, а напротив, укреплял­ся в вере, прославляя Бога 21 и оставаясь глубоко убеж­денным в том, что Бог силен исполнить Свое обещание.

22Поэтому его вера (Букв. потому она.) и была зачтена ему в праведность». 23Писание, однако, относит это не только к нему одному, когда говорит, что вера «была зачтена» ему. 24Она зачтется и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, 26отданного на смерть за преступления наши и воскрешенного к жизни для оправдания нашего.