ГЛАВА 11
И в Израиле не все ожесточились - «остаток» принял Благую
Весть
1Что я
хочу этим сказать? Неужели Бог отверг Свой народ? Конечно же, нет! Я и сам
израильтянин, потомок Авраама из рода Вениаминова. 2Не отверг Бог
народа Своего, будущее которого Он ясно предвидел. Или не знаете, что говорит
Писание об Илии в том месте, где он жалуется Богу на Израиль: 3«Господи,
пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили. Остался я один, и на мою
жизнь они покушаются» (3 Цар. 19:14.)? 4И
какой ответ дал ему Бог? «Я сохранил для Себя семь тысяч человек, которые не
преклонили колен пред Ваалом» (3 Цар. 19:18.). 5Так и
в настоящее время есть «остаток», избранный по благодати* Божьей. 6А
если по благодати, то значит не на основе дел; иначе благодать не была бы уже
благодатью (Некотор.
рукописи дополняют: а если по делам, то
это уже не благодать...).
7Что же
получается? - То, что Израиль как народ не достиг того, к чему так сильно
стремился. Избранные достигли, а остальные были оставлены в своей закоснелости
(В Библии на
обычном, не богословском языке о Боге нередко говорится как о делающем то, чему
Он лишь допустил совершиться.), 8как
написано: «Бог навел на них дух оцепенения, глаза их не видят, а уши не слышат;
все это продолжается до настоящего времени» (Ис. 29:10; Втор. 29:4.).
9И Давид
говорит: «Их пиршества [при
жертвоприношениях] да послужат им ловушкой и западней, причиной падения и
наказания. 10Да помрачатся глаза их, чтобы они не видели, и спина их
да останется согнутой навсегда» (Пс. 68:23-24.).
И несчастье может быть обращено во благо
11Хочу ли
я этим сказать, что они споткнулись, чтобы пасть совсем? Вовсе нет! Из-за их
преступления спасение пришло к язычникам, чтобы через это вызвать ревность у
иудеев. 12И если уже их преступление обогатило мир и их поражение
обогатило язычников, то насколько большее значение может иметь восполнение ими
своей потери!
13Вам же,
язычникам (В
знач. обращенным из язычников.), я хотел бы сказать как апостол язычников: я
стремлюсь возвеличить это служение, 14чтобы тем самым вызвать
ревность в своих соотечественниках и спасти хотя бы некоторых из них. 15Ибо
если их отвержение принесло миру примирение, то их принятие не будет ли
возвращением из смерти в жизнь? 16Если первая часть теста
[приносимого Богу в дар] – свята (Чис. 15:19-21.),
то таково и все тесто; если корень свят, то таковы и ветви.
17Если
некоторые из ветвей были отломлены, а ты, как ветвь дикой маслины, оказался
привитым среди них, чтобы сообща с
другими пользоваться плодородным корнем (В некотор. рукописях: богатством.) благородной
маслины, 18то не превозносись над другими ветвями. А если поступаешь
так, то вспомни, что не ты корень держишь, а корень тебя. 19«Ветви
были отломлены, - ты скажешь, - чтобы я оказался привитым». 20Хорошо!
Они отломлены за свое неверие, а ты держишься на своем месте верою. Не гордись,
а будь осторожен. 21Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, не
будет Он щадить и тебя.
22Пред
тобой доброта (Букв.
благодеяние) и строгость Божья. Он строг к отпавшим, а добр к
тебе, конечно, если ты не перестанешь полагаться на Его доброту; иначе и ты
будешь отсечен. 23Но и они будут привиты, если только перестанут
упорствовать в своем неверии, потому что Бог силен опять привить их. 24И
если ты был отсечен от дикой по природе маслины и вопреки природе привит к благородной
маслине, то насколько же легче привить природные ветви к их дереву.
По милости Божьей Израиль может иметь славное будущее
25Чтобы
вы, братья, не впали в самодовольство, хочу поведать вам тайну, а именно:
состояние духовной бесчувственности охватило часть израильского народа не
навсегда, а до тех пор, пока ни войдет полное число язычников. 26И
таким образом весь Израиль будет спасен, как написано: «...придет с Сиона (В знач. Иерусалима.) Избавитель, Он
освободит [потомков] Иакова от их нечестия. 27И это им завет* от Меня,
когда сниму с них грехи их» (Ис. 59:20-21; 27:9.).
28Из-за
своего отношения к Благой Вести они стали врагами [Бога], и это ради вас, но по
Его избранию они остаются любимыми Им ради праотцев. 29Ибо дары,
розданные людям по Его милости, Бог не отбирает и Свое призвание Он не
отменяет. 30И вы некогда были непослушны Богу, а теперь вследствие
их непослушания помилованы; 31так и они в настоящее время
непослушны, чтобы через проявленную к вам милость и они также могли теперь (В некотор. рукописях нет теперь.) получить помилование. 32Ибо Бог всех заключил в непослушание,
чтобы всех помиловать.
Непостижимое величие Бога
33О,
бездна богатства и мудрости, и ведения Божьего! Как непостижимы судьбы (В знач. Его определения или заключения
о судьбах людей.) Его и непознаваемы
пути Его! 34«Кто познал ум Господа? Или кто был советником Ему?» (Ис. 40:13; Иер. 23:18.). 35«Или
кто мог преподнести дар Ему, чтобы заслужить себе вознаграждение» (Иов 41:11.). 36Ибо все от Него, через Него и все
обращено к Нему. Ему слава во веки, аминь!