ГЛАВА 3
Верность Бога - залог спасения утопающего во грехе мира
1Какое же
тогда преимущество у иудея? Или какая ему польза от обрезания? 2Во
всех отношениях великое преимущество. И прежде всего в том, что им, иудеям,
были вверены слова Божьи.
3И что же,
если некоторые из них оказались неверными (Или: неверующими.), может ли их неверность уничтожить верность Божью? 4Конечно
же, нет! Пусть очевидным будет то, что Бог верен, а всякий человек лжец, как
написано:
«Так что Ты всегда будешь признан правым в словах
Своих и будешь победителем над теми, кто обвиняет (Букв. когда Ты судим; апостол использует слова Пс. 50:6, цитируя их по
Септуагинте. Очевидно, его желанием было показать, что хотя человеческая
неверность явно торжествует, однако характер Бога во всех Его заявлениях о
грехе, в конце концов, будет оправдан.)
Тебя».
5Если наша
греховность (Или:
нечестивость.) открывает миру праведность Божью в еще более полном
свете, то что следует из этого? Может быть, Он поступает несправедливо (я
рассуждаю по-человечески), когда проявляет Свой гнев? 6Конечно же,
нет! Иначе, может ли Бог судить этот мир? 7Если верность (Или: святость.) Божья во славу Его
становится более очевидной из-за моей неверности, можно ли тогда меня судить
как грешника? 8Почему бы тогда ни сказать (как некоторые люди
поносят нас, обвиняя в том, что мы якобы это говорим): «Давайте делать зло,
чтобы вышло добро»? Таковых постигает заслуженное осуждение.
Виновен весь мир - таков приговор Божий
9 Что же
следует из этого? Находимся ли мы, иудеи, в лучшем положении, чем язычники?
Вовсе нет! Ибо мы уже доказали, что как иудеи, так и язычники (Букв. эллины.) - все оказались под
властью греха. 10 Как написано:
«Нет праведного ни одного;
11 нет
понимающего, никто не ищет Бога.
12 Все
сбились с пути, все вместе стали негодными, нет делающего добро, нет ни одного (Пс. 13:1-3).
13 Гортань
их - открытая могила, языком своим они обманывают (Пс. 5:10), змеиный яд на губах их (Пс. 139:4);
14 уста их
полны проклятия и горечи (Пс. 9:28).
15Быстры
они на пролитие крови (Ис. 59:8.9);
16 несут
они с собой повсюду разорение и несчастье.
17 Не знают
они пути, ведущего к миру,
18и чуждо
им благоговение перед Богом» (Пс. 35:1).
19Теперь
мы знаем, что все сказанное в законе (В знач. сказано
в Писаниях Ветхого Завета.), обращено
к тем, на кого закон распространяется; чтобы умолкли все уста и чтобы весь мир
нес ответственность пред Богом. 20Потому что ни один смертный (Букв. плоть.) не может быть признан
правым пред Богом посредством соблюдения закона: ибо законом познается грех.
Оправдание и праведность через веру во Христа
21В
настоящее же время, независимо от закона, открылась праведность Божья (Или: путь, которым Бог приводит человека в правильные отношения с Собой.), о которой
свидетельствовали закон и пророки*,
22а именно: праведность Божья через веру в Иисуса Христа (Др. возм. перев.: через веру Иисуса Христа.) для всех верующих. При этом не делается никакого
различия между людьми, 23ибо все согрешили и лишены славы Божьей (См. в Приложении слава; здесь возм. перев.: не могут достичь Богом определенного нравственного
величия.), 24и, вовсе не
заслужив того, получают оправдание* по Его благодати, через искупление*,
совершенное Христом Иисусом. 25Его Бог представил пред всеми как
жертву примирения, доступного по вере в действенность Его крови. Это должно
было явиться доказательством праведности Божьей (так как в Своем терпении Он
воздерживался от наказания за грехи*, совершенные в прошлом), 26и явить
Его праведность в настоящее время, показав, что Он Сам праведен и оправдывает
верующего в Иисуса (Др. возм. перев.: имеющего веру
Иисуса.).
К праведности Божьей ведет вера, а не личные заслуги
27После
этого можно ли еще хвалиться? Хвастовство исключается. На каком основании? (Букв. по какому закону.) Из-за
заслуг? Нет! Только на основании веры. 28Ибо мы стоим на том, что
человек получает оправдание по вере, и дела, предписываемые законом, к этому не
имеют отношения. 29Неужели Бог есть Бог только иудеев, а не
язычников? Конечно, и язычников также, 30так как Бог един; и Он
оправдает имеющих ритуальное обрезание на основе их веры и необрезанных через
их веру. 31Значит ли это, что мы уничтожаем закон верою? Вовсе нет.
Мы закон утверждаем (В искупительной смерти Христа праведные требования закона открылись с
наибольшей ясностью.).