ГЛАВА 11


И в Израиле не все ожесточились - «остаток» принял Благую Весть

1Что я хочу этим сказать? Неужели Бог отверг Свой народ? Конечно же, нет! Я и сам израильтянин, потомок Авраама из рода Вениаминова. 2Не отверг Бог народа Своего, будущее которого Он ясно предвидел. Или не знаете, что говорит Писание об Илии в том месте, где он жалуется Богу на Израиль: 3«Господи, пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили. Остался я один, и на мою жизнь они покушаются» (3 Цар. 19:14.)? 4И какой ответ дал ему Бог? «Я сохранил для Себя семь тысяч человек, которые не преклонили колен пред Ваалом» (3 Цар. 19:18.). 5Так и в насто­ящее время есть «остаток», избранный по благодати* Божьей. 6А если по благодати, то значит не на основе дел; иначе благодать не была бы уже благодатью (Некотор. рукописи дополняют: а если по делам, то это уже не благодать...).

7Что же получается? - То, что Израиль как народ не достиг того, к чему так сильно стремился. Избранные достигли, а остальные были оставлены в своей закоснелости (В Библии на обычном, не богословском языке о Боге нередко говорится как о делающем то, чему Он лишь допустил совершиться.), 8как написано: «Бог навел на них дух оцепенения, глаза их не видят, а уши не слышат; все это продолжается до настоящего времени» (Ис. 29:10; Втор. 29:4.).

9И Давид говорит: «Их пиршества [при жертвоприношениях] да послужат им ловушкой и западней, причиной падения и наказания. 10Да помрачатся глаза их, чтобы они не видели, и спина их да останется согнутой навсегда» (Пс. 68:23-24.).

И несчастье может быть обращено во благо

11Хочу ли я этим сказать, что они споткнулись, чтобы пасть совсем? Вовсе нет! Из-за их преступления спасение пришло к язычникам, чтобы через это вызвать ревность у иудеев. 12И если уже их пре­ступление обогатило мир и их поражение обогатило язычников, то насколько большее значение может иметь восполнение ими своей потери!

13Вам же, язычникам (В знач. обращенным из язычников.), я хотел бы сказать как апостол язычников: я стремлюсь возвеличить это служение, 14чтобы тем самым вызвать ревность в своих соотечественниках и спасти хотя бы некоторых из них. 15Ибо если их отвержение принесло миру примирение, то их принятие не будет ли возвращением из смерти в жизнь? 16Если первая часть теста [приносимого Богу в дар] – свята (Чис. 15:19-21.), то таково и все тесто; если корень свят, то таковы и ветви.

17Если некоторые из ветвей были отломлены, а ты, как ветвь дикой маслины, оказался привитым среди них, чтобы сообща с другими пользоваться плодородным корнем (В некотор. рукописях: богатством.) благородной маслины, 18то не превозносись над другими ветвями. А если поступаешь так, то вспомни, что не ты корень держишь, а корень тебя. 19«Ветви были отломлены, - ты скажешь, - чтобы я оказался привитым». 20Хорошо! Они отломлены за свое неверие, а ты держишься на своем месте верою. Не гордись, а будь осторожен. 21Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, не будет Он щадить и тебя.

22Пред тобой доброта (Букв. благодеяние) и строгость Божья. Он строг к отпавшим, а добр к тебе, конечно, если ты не перестанешь полагаться на Его доброту; иначе и ты будешь отсечен. 23Но и они будут привиты, если только перестанут упорствовать в своем неверии, потому что Бог силен опять привить их. 24И если ты был отсечен от дикой по природе маслины и вопреки природе привит к благородной маслине, то насколько же легче привить природные ветви к их дереву.

По милости Божьей Израиль может иметь славное будущее

25Чтобы вы, братья, не впали в самодовольство, хочу поведать вам тайну, а именно: состояние духовной бесчувственности охватило часть израильского народа не навсегда, а до тех пор, пока ни войдет полное число язычников. 26И таким образом весь Израиль будет спасен, как написано: «...придет с Сиона (В знач. Иерусалима.) Избавитель, Он освободит [потомков] Иакова от их нечестия. 27И это им завет* от Меня, когда сниму с них грехи их» (Ис. 59:20-21; 27:9.).

28Из-за своего отношения к Благой Вести они стали врагами [Бога], и это ради вас, но по Его избранию они остаются любимыми Им ради праотцев. 29Ибо дары, розданные людям по Его милости, Бог не отбирает и Свое призвание Он не отменяет. 30И вы некогда были непослушны Богу, а теперь вследствие их непослушания помилованы; 31так и они в настоя­щее время непослушны, чтобы через проявленную к вам милость и они также могли теперь (В некотор. рукописях нет теперь.) получить помилование. 32Ибо Бог всех заключил в непослу­шание, чтобы всех помиловать.

Непостижимое величие Бога

33О, бездна богатства и мудрости, и ведения Божьего! Как непостижимы судьбы (В знач. Его определения или заключения о судьбах людей.) Его и не­познаваемы пути Его! 34«Кто познал ум Господа? Или кто был советником Ему?» (Ис. 40:13; Иер. 23:18.). 35«Или кто мог преподнести дар Ему, чтобы заслужить себе вознаграждение» (Иов 41:11.). 36Ибо все от Него, через Него и все обращено к Нему. Ему слава во веки, аминь!