ГЛАВА 10
1Братья,
что я горячо желаю им [израильтянам] и о чем молю Бога, так это, чтобы они были
спасены. 2Они полны усердия в своем служении Богу, тому я свидетель;
но это непросвещенное усердие. 3Ибо, оставаясь невеждами
относительно праведности, предложенной Богом, и пытаясь установить свою
собственную, они отказались принять с покорностью праведность Божью. 4Ведь
Христос - это конец закона как средства обретения праведности, чтобы ее мог
получить каждый доверяющий Ему.
Праведность доступна всем, и путь к ней для всех один и тот
же
5Моисей
пишет о человеке, который в своих действиях руководствуется праведностью, предписываемой
законом, что он будет жить этой праведностью. 6Но праведность,
основанная на вере, говорит (Здесь, как и в стихах 7 и 8 у апостола праведность олицетворена: она
«говорит», напоминая верующему о том, что Христос уже приходил с неба на землю,
умер здесь за грехи наши и воскрес для оправдания нашего.): «Не спрашивай себя: кто взойдет на небо?» (С тем,
чтобы привести Христа на землю) Втор. 30:12. 7Или:
«Кто сойдет во глубину?» Втор. 30:13. (С тем, чтобы поднять Христа из мертвых). 8Она же утверждает: «Близко к тебе слово
(Или: весть.), оно на устах твоих и в сердце твоем» (Втор. 30:14.). Это - весть о вере, которую мы проповедуем; 9а именно:
если ты устами заявляешь о своем признании Иисуса Господом и сердцем веришь в
то, что Бог воскресил Его из мертвых, то ты спасешься. 10Потому что
вера в сердце человека ведет его к праведности, а ее исповедание устами подтверждает его спасение. 11Как
говорит Писание: «Тот, кто верит в Него, не будет посрамлен» (Ис. 28:16. Др. возм. перев.: ...доверившийся Ему не постыдится.). 12Иудей ли это или язычник (Букв. грек.) - не делается никакого
различия, потому что у всех один Господь, неисчислимое богатство Которого
доступно всем, молитвенно призывающим (Выражение: призывать
Господа (или Его имя) в Библии почти равнозначно понятию - совершать богослужение.) Его; 13ибо «каждый, кто
призовет имя Господа, спасется» (Иоиль 2:32.).
Предварительные условия для принятия Евангелия
14Но как
призывать Того, в Кого не уверовали? И как верить в Того, о Ком не слышали? И
как можно услышать без проповедующего? 15И как может кто-то
проповедовать, не будучи послан? Как написано: «Как приятно появление (Букв. как прекрасны ноги.)
вестников мира, несущих добрую весть!»
Благая Весть в пренебрежении
16Но не
все откликнулись на эту Благую Весть. Сам Исаия говорит: «Господи, кто поверил
услышанному от нас?» (Ис. 53:1.). 17Итак,
вера приходит от слушания Вести, а Весть - через слово Христа (Или: слово о Христе.). 18Но
я спрашиваю: разве они не слышали? Конечно же, слышали! Ведь сказано о
проповедующих: «…по всей земле пронесся голос их и до пределов вселенной -
слова их» (Пс.
18:5.).
19Но может
быть, - я спрашиваю еще, - израильский народ не понял? Ответ на это прежде
всего можно найти у Моисея, он говорит [передавая слова Господа]: «Я возбужу в
вас ревность теми, кто не признается за народ, вызову у вас раздражение
народом, у которого нет здравого смысла» (Втор. 32:21.).
20А Исаия
[от имени Бога] говорит прямо: «Меня нашли те, кто Меня не искал, Я открылся
тем, кто обо Мне не спрашивал» (Ис. 65:1.); 21что же
касается Израиля, то Он говорит:
«...целый день Я простирал руки Мои к народу, непослушному и упрямому» (Ис. 65:2.).