ГЛАВА 9
Печаль апостола о родном ему народе, отвергающем Евангелие
1То, что я
говорю, есть истина. Говорю в присутствии Христа, без всякого преувеличения, и
свидетель мне моя совесть, просвещенная Святым Духом: 2я ношу в
своем сердце великую скорбь и постоянную боль 3и даже был бы готов
понести на себе проклятие и оказаться отлученным от Христа ради моего народа (Букв. братьев моих.), родного мне
по происхождению. 4Они ведь израильтяне. Им принадлежат:
усыновление, присутствие славы (Ссылка на облако славы (шекина), сиявшее
над престолом милости во святилище.), с
ними заключались соглашения (Букв. заветы в ст. - церк.
значении.) [называвшиеся заветами]; им
были даны: закон, служение в храме и Божьи обещания. 5У них и
праотцы, и от них (в том, что касается Его человеческой природы) произошел
Христос, стоящий над всем и прославляемый во всю вечность Бог (Др. возм. перев.: Да будет стоящий над всем Бог прославляем во
всю вечность!). Аминь.
Истинный Израиль
6Однако
это совсем не значит, что слово Божье осталось неисполненным. Ибо не веете
израильтяне, кто происходит из израильского народа. 7Так же и не все
потомки Авраама* - его дети. И ему было сказано: «Родившиеся от Исаака* будут
называться твоими потомками» (Быт. 21:12.). 8 Это
значит, что обычное рождение (Букв. дети плоти.) еще не делает родившихся детьми Божьими; только те, кто родились по обещанию [ Бога],
признаются за потомство Авраама. 9Ибо так было ему обещано: «Я снова приду в свое время, и у Сарры будет сын» (Быт. 18:10,14.).
10Но это
еще не все. Подобное происходит и в другом случае: Ревекка* зачала близнецов от
своего мужа, нашего праотца Исаака. 11Еще до их рождения, когда те
не сделали ничего хорошего или худого (чтобы цель избрания Божьего могла
оставаться в силе, будучи основанной не на делах, а на призвании по Его воле), 12Ревекке*
было сказано: «Старший будет слугой у младшего» (Быт. 25:23.).
13Это согласуется и с другим высказыванием в Писании*: «Иакова* Я
избрал, а Исава отверг» (Малах. 1:2, 3. Букв. возлюбил
...возненавидел - семитская идиома, выражающая предпочтение одного другому.).
По Своему усмотрению Бог наделяет некоторых людей особыми
преимуществами
14Что мы
скажем на это? Что Бог несправедлив? Вовсе нет! 15Вот что Он сказал
Моисею: «Я окажу Свою милость тому, кому
захочу оказать ее. Я пожалею того, кого захочу пожалеть» (Исх. 33:19.).
16Следовательно,
[получение определенных преимуществ] зависит не от желания или усилия человека, а от милости Бога. 17В Писании
приведены слова, сказанные фараону: «...для того Я и возвысил тебя, чтобы на
тебе проявить силу Мою и чтобы имя Мое стало известным по всей земле» (Исх. 9:16.). 18Итак, Он оказывает милость по Своему
желанию и по Своему желанию вызывает упорство в людях.
19Вы
спросите меня: «Как Он может при таком положении осуждать кого-нибудь? Разве
кто в силах противостоять тому, что Он задумал?» 20А кто ты,
человек, что споришь с Богом? Скажет ли сосуд горшечнику: «Зачем ты меня таким
сделал?» 21Конечно же, горшечник может сделать с глиной все, что он
хочет. Разве он не вправе сделать из одного и того же куска глины два сосуда:
один для особого, а другой для обычного употребления?
22И что
же, если Бог, при Его желании проявить Свой праведный гнев и открыть Свое
могущество, откладывал это и терпел те сосуды, которые, вызывая на себя Его
гнев, оказались приготовленными на уничтожение; 23и делал Он это,
чтобы открыть безмерное величие Своих совершенств и добродетелей (Букв. слава; здесь, как видно, в значении тех совершенств природы и
характера Бога, которыми Он наделяет верующих.) для тех сосудов, которые явились предметами Его милости и которые Он
заранее приготовил к такому величию? 24Это касается нас, призванных
не только из иудеев, но и из язычников. 25Как говорится в Книге
Осии: «Народ, который не был Моим,
Я назову Своим народом, и - возлюбленной ту, которая не была любима» (Ос. 2:23.).
26«И
на том самом месте, где им было сказано: «вы не Мой народ», там они будут названы сынами Бога живого» (Ос.1:10.).
27А Исаия*
провозглашает об Израиле: «Хотя бы израильтян было неисчислимо много, как песку
морского, только остаток спасется; 28Ибо Господь исполнит без
промедления Свой окончательный приговор над землей» (Ис. 10:22-23.). 29И, как предсказал Исаия: «Если бы Господь небесных воинств не оставил нам некоторое потомство, то мы стали бы как Содом* и уподобились Гоморре» (Ис. 1:9, древние города, уничтоженные Богом за
их беззакония, как предостережение для жителей земли.).
Попытка достичь праведности собственными усилиями обречена
на провал
30Что же
скажем? Язычники, не искавшие праведности, тем не менее достигли ее: праведность,
получаемую посредством веры. 31А Израиль, с его устремленностью к
праведности, основанной на законе (Букв. к закону
праведности, в знач. закона, производящего праведность.), так и не достиг закона. 32Почему? -
Потому что их стремления основывались не на вере, а на делах. Они споткнулись о
«камень преткновения», 33как написано: «Вот Я кладу на Сионе Камень,
и о него будут спотыкаться, Камень (Букв. скалу.), из-за которого будут падать, но доверившийся Ему не
будет посрамлен» (Ис.
28:16; 8:14.).