Глава 11

Присутствие Илии

Последняя глава Ветхого Завета содержит эсхатоло­гическое обетование. Примечательно оно не только тем, что представляет собой последнее предостерегающее послание Божье, обращенное к древнему Израилю. Помимо этого в нем содержатся все основные элементы последнего обращения Бога к Его новозаветному народу — Церкви.

«Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я пришед не поразил земли проклятием» (Мал. 4:5, 6).

Новый Завет истолковывает «день Господень, великий и страшный», или судный день, как Второе пришествие Христово (см. Евр. 9:27,28). Бог пошлет «пророка Илию» для того, чтобы спасти Свой народ в день, который сожжет нечестивцев таким полным уничтожением, что «не оставит у них ни корня, ни ветвей» (Мал. 4:1). Очень важно принять весть Илии; в том случае, если она будет отвергнута. Бог «поразит землю проклятием». В случае же ее принятия Израиль соединится с Богом в завете, несущем Его благословения.

Кто же этот Илия, которому надлежит прийти? Тот ли это пророк, который обращался к Израилю в критическое время его богоотступничества? Слышится ли вновь его весть в Апока­липсисе — книге, которая готовит людей ко Второму при­шествию Христову?

На протяжении истории было множество претендентов на роль Илии. Нам важно уяснить смысл этого интригующего пророчества о возвращении Илии. Без этого мы не сможем провести различие между истинным и поддельным Илией в конце времени.


Для Малахии и его современников Илия Фесвитянин из жителей Галаадских (см. 3 Цар. 17:1) был древним пророком. Он жил на четыре столетия раньше, чем Малахия, и за 8W лет до Христа. Книга Царств сообщает, что Илия был пророком, которого Бог послал в Израиль в период религиозного и нравственного отступничества. Израиль впал в безнравственное языческое поклонение Ваалу, и миссия Илии заключалась в том, чтобы призвать народ Божий к возобновлению Моисеева завета, к восстановлению священного поклонения Израиля Яхве. Когда Бог говорит Малахии: «Я пошлю к вам Илию перед последним судом», мы должны, исходя из этого, предположить, что народ Божий, очевидно, вновь впал в отступничество.

При поверхностном прочтении может показаться, что это обетование означает, что вернется сам пророк. Новый Завет, однако, говорит о том, что пророчество указывает нам на двойное повторение вести Илии, но не на возвращение самого пророка. Христос истолковывал предсказание Малахии как при­шествие возрождающей и преображающей вести, которая по своему духу и характеру подобна принесенной Илией и предназначена подготовить путь для Его Первого пришествия. В Апокалипсисе мы можем найти еще одну весть, сходную по характеру и духу с той, что была принесена древним пророком, и имеющую своей целью подготовить путь для Второго пришествия Иисуса. Весть Илии, в таком случае, не указывает на реинкарнацию, или повторное появление самого пророка. Скорее это обращенный к людям Божий призыв подготовиться к пришествию Христову.

Своим ученикам Иисус совершенно ясно объяснил, что раввины были правы в своем утверждении, что Илия должен предшествовать приходу Мессии, будучи Его предтечей (см. Мф. 17:10). «Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» (ст. 11—13).

Иоанн Креститель вовсе не утверждал, что он — вновь облекшийся в плоть древний пророк Илия (см. Ин. 1:21). Он подчеркивал, что его миссия состоит в том, чтобы быть «гла­сом» или вестью, возвещающей о пришествии в ближайшее


время Мессии. «Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия» (ст. 23).

Еще до рождения Иоанна ангел Гавриил возвестил его родителям: «И многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготов­ленный» (Лк. 1:16,17).

Гавриил прямо цитирует слова из Мал. 4 и применяет их к миссии Иоанна. Говоря о том, что весть Илии — это весть приготовления к пришествию Христову, Гавриил истолковал ветхозаветное предсказание христологически.

Таким образом, Новый Завет предлагает ключ к пони­манию пророчества Малахии также и в отношении Второго пришествия Христа. На это событие древнее пророчество указывает самым непосредственным образом, что можно заметить из особого акцента на словах «великий и ужасный» день суда, который Новый Завет изображает как Второе при­шествие Иисуса. Апостолы называют судный день «днем Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 1:7, 8; 5:5; 2 Кор. 1:14).

Весть Иоанна Крестителя

В таком случае вести Илии предстоит повториться перед Вторым пришествием Иисуса Христа. Она должна побудить людей подготовиться к суду Божьему. Мы сможем лучше уяснить себе цель последней вести Илии, если обратим вни­мание на то, что же делал Иоанн Креститель для того, чтобы подготовить людей к Первому пришествию Христа. Иисус ска­зал, что Иоанн должен был «устроить все» (Мф. 17:11). Он делал то же самое, что и Илия, — призывал людей вернуться к Богу и Его заповедям.

Обличая царя Ирода за его безнравственные отношения с женой его брата (Лк. 3:19), он пожертвовал своей жизнью, возвышая Закон Божий. Но Иоанн не был законником, поскольку он проповедовал Христа как «Агнца Божия, Кото­рый берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29).

Нужна ли сегодня такая весть, побуждающая к возрож­дению и обновлению? Никогда еще люди не попирали столь' ожесточенно заповеди Божьи. Никогда еще не было столь


широкого отрицания Бога и столь повсеместного пренебре­жения Его Словом. Никогда еще мир не нуждался в вести Илии так, как сегодня.

Весть Илии напоминает нам, что пришествие Христа произойдет в ближайшем будущем, поскольку эта весть должна прозвучать в должное время. Иоанн Креститель появился не за много веков до Первого пришествия Иисуса Христа — нет, он непосредственно предшествовал ему. Подобным же образом провозглашение вести Илии непосредственно предшествует Второму пришествию Христа. Эта всемирного значения весть призывает всех, принадлежащих к народу Божьему, где бы они ни находились, выйти из отступничества и вернуться к истинным отношениям завета с Богом.

С целью уяснения значения этой вести для нашего времени нам следует более внимательно исследовать характе­ристики той вести, которую первоначально провозглашал Илия. Это позволит нам избежать опасности изначально неверного ее истолкования.

Весть Илии

В 3 Цар. 16:30—33 мы читаем о том, что царь Ахав взял себе в жены «Иезавель, дочь Ефваала, царя Сидонского». Же­нитьба на язычницах запрещалась царям Израиля, поскольку это часто сопровождалось их переходом в языческую религию. Именно так и произошло. Народ принудили к поклонению Ваалу, смеси истинного поклонения Яхве с ложным.

Двадцать третья глава 4-й Книги Царств более полно объясняет поклонение Ваалу, сообщая, что это одна из форм поклонения солнцу; люди поклонялись «всему воинству небес­ному», вознося курения «Ваалу, солнцу, и луне, и созвездиям, и всему воинству небесному» (ст. 4, 5). В Израиле, однако, произошло смешение положений еврейской веры и вааловой в одну религиозную систему. Результатом этого было то, что десять северных колен «оставили все заповеди Господа, Бога своего, и сделали себе литые изображения двух тельцов, и устроили дубраву, и поклонялись всему воинству небесному, и служили Ваалу» (4 Цар. 17:16).

Миссия Илии заключалась в том, чтобы вернуть Израиль из отступничества обратно к Богу и Его заповедям. Бог


неотделим от Своих заповедей. Именно через них Он выражает Свою волю. Отвергать Его волю — значит отвергать Его Самого.

Чтобы дать Израилю знамение о его религиозном отступ­ничестве, Бог вызвал засуху (см. 3 Цар. 17:1; см. также Втор. 11:16, 17). На протяжении трех с половиной лет не было ни одного дождя. Это было национальной катастрофой. Можно было бы ожидать, что после первого года засухи израильтяне падут на колени, чтобы попытаться узнать, в чем же заклю­чаются их религиозные заблуждения. Вместо этого Ахав и Иезавель очерствели сердцем, и на людей обрушились ужасаю­щие страдания. В конце этого периода продолжительностью три с половиной года Бог послал Илию вновь к предводителям отступничества с последним воззванием.

Как восприняли весть Илии его современники? Увидев Илию, Ахав сказал ему: «Ты ли это, смущающий Израиля?» (3 Цар. 18:17).

Пророк отвечал: «Не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего, тем, что вы презрели повеления Господни и идете вслед Ваалам» (ст. 18).

В центре поклонения Богу находится Его откровение. Посланец Божий желал подвести народ Божий к решению вновь стать верным Ему. «И подошел Илия ко всему народу, и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если ^Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте» (ст. 21). В этот драматический час Илия начал с восстановления лежавшего в руинах жертвенника Господня (см. ст. 30).

И здесь мы получаем некоторое представление о послед­ствиях поклонения Ваалу. Оно отвергало служение Яхве и весть о спасении посредством благодати Божьей (см. Лев. 17:11). Илия берет двенадцать камней и восстанавливает жертвенник. Этим он возрождает учение о спасении одной лишь только благодатью и подчеркивает общность двенадцати колен Израиля. Безусловно, здесь мы видим намек на единство и восстановление Закона Божьего и Евангелия.

Весть Иоанна Крестителя в своих ключевых моментах совпадала с проповедью Илии. Он призывал людей вернуться к заповедям Божьим и к искреннему покаянию по вере в Агнца божьего (см. Ин. 1:29). Принятие этой вести люди подтверж­дали крещением для прощения грехов (см. Лк. 3:3). Так Иоанн


исполнил данное ему поручение подготовить путь для Первого пришествия Иисуса.

Так должно быть и в последнее время. Будучи учениками Иисуса, мы обязаны побуждать современного человека отка­заться от отступничества и от «поклонения идолам», какие бы изощренные формы оно ни принимало в современном мире, будь это Ваалов материализм, псевдонаучность, оккуль­тизм или лживые интерпретации Евангелия Божьего. В основе вести Илии лежит призыв отойти от законничества, с одной стороны, и попустительства — с другой, вернувшись к истин­ному служению Яхве, вернувшись к изначальному Закону и Евангелию. Такова была воля Божья во все века: вернуть челове­чество к завету с Ним. И поэтому Бог послал олицетворение Своего Закона и Евангелия в Мессии Иисусе, чтобы Он жил среди нас, чтобы мы имели возможность познать, каков Бог, и пожелать идти одним путем с Ним.

Весть Илии для нашего времени

Весть Илии для современности мы видим в Откр. 14:6— 20. Как и Предсказано в Мал. 4, звучит она в обстановке суда. Иоанн видит «светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп». Ангел взывает к сидящему на облаке: «Пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы; ибо жатва на земле созрела» (ст. 14, 15,16).

Перед нами символическое изображение Второго пришествия Христа. Он приходит в венце — Царь царей — и с серпом — как Судия. Вскоре Он исполнит последний суд, о котором упоминали все пророки. Образы заимствованы непосредственно из Книги Иоиля, которая, в сущности, представляет собой апокалипсис Ветхого Завета в сжатом виде. Иоиль изображает Яхве, нисходящего в долину Иосафата для того, чтобы судить гонителей Его народа завета. В Иоил. 3:13 встречаются слова: «Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела». В таком случае мы должны согласиться, что Иоанн применяет апокалипсис Иоиля о суде Яхве к дню суда Христова. Сам Христос заявил, что Его Отец «весь суд отдал Сыну» (Ин. 5:22).

Но возвращение Христа произойдет лишь после послед­него призыва к покаянию, призыва к восстановлению


истинного поклонения Богу, призыва приготовиться к Его прише­ствию. И этот исходящий от Бога призыв звучит в Откр. 14, где три ангела возвещают апокалиптическую подготовитель­ную весть.

Бог поручил трем ангелам Откр. 14 возвестить миру весть, которая будет понята. Это весть Илии для нашего времени, призывающая весь народ Божий, где бы он ни был и как бы он ни называл себя — католиками, лютеранами, методистами, назареянами, адвентистами седьмого дня, баптистами или иным именем, — вновь всецело предать себя явленной воле Божьей, вернуться к истинному поклонению Богу, вновь стать истинными учениками Христа.

Не важно, в конечном счете, какое имя носит та Церковь, воззрения которой мы, как нам кажется, разделяем, поскольку Церковь не спасает. А если Церковь не спасает, то, безусловно, не может спасать и ее название. Реальную важность имеет то, слышит ли Церковь весть Илии и откликается ли она на эту весть, которая во дни отступничества Ахава и во дни Иоанна . Крестителя призывает каждого вернуться к «соблюдению заповедей Божиих и веры в Иисуса» (см. Откр. 14:12).

Сегодня весть Илии призывает всех вернуться от покло­нения творению к поклонению Творцу. «Поклонитесь Сотво­рившему небо, и землю, и море, и источники вод» (Откр. 14:7). Это, несомненно, выдвигает на первый план четвертую заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его... Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20:8—11).

Елена Уайт выразила непреходящую ценность вести Илии конца времени из Откр. 14 следующими волнующими сло­вами: «Возвышая человеческое превыше Божьего, восхваляя популярных властителей в служении мамоне и в возвышении научных теорий над истинами откровения, большинство сегод­ня следует за Ваалом»1.

Предостережение об ужасающем суде обращено к избравшим поклонение «зверю и образу его», которых комментаторы отождествляют с отступнической религией, с высокомерным изменением Закона Божьего и Евангелия. Ангельский вестник торжественно провозглашает, что


Вавилон — отступническая религиозная система — «пал, пал» (Откр. 14:8).

Примечательно, что Писание вновь призывает народ Божий к «терпению» святых (ст. 72). Терпение — это настой­чивость. Перед нами призыв не только стать христианами, но и оставаться христианами, невзирая на те гонения, которые зачастую являются участью тех, кто искренне соблюдает заповеди Божьи. То есть мы видим, что, как и в дни Илии, соблюдение заповедей представляет собой один из тех знаков, которые позволяют отличить истинно поклоняющихся Богу. Ужасное проклятие падет на тех, кто сознательно отвергает Бога и Его волю (см. ст. 9—11). Небеса призывают всех уверовать в Иисуса такой верой, которая спасает и освящает.

Столь притягательна эта вера, что имеющие ее готовы следовать за Иисусом, куда бы Он ни вел. Вопрос заключается в том, занимает ли любовь Христова наиглавнейшее место в нашей жизни.

Присутствие Илии

Апокалипсис такими словами описывает последнюю предостерегающую весть: «И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле, и всякому племени, и колену, и языку, и народу» (Откр. 14:6). Мы можем кратко выразить всю весть двумя всеобъемлющими словами: «вечное Евангелие». Без Евангелия, древнего, неизменного Евангелия, проповедник не может верно представлять Илию конца времени. Без Евангелия он не проповедует в духе, силе и истине Илии. Если Церковь не провозглашает основопола­гающую весть спасающего Евангелия о дарованной и всевышней благодати Божьей, если она не представляет оправдание верой без дел закона, то эта Церковь не исполняет миссию, на которую она претендует; эта Церковь не представ­ляет то одно-единственное Евангелие Божье, по которому оцениваются все иные вести (см. Гал. 1:6—9).

Обратите внимание на то, что слово «Евангелие» Иоанн использует здесь в сочетании со словом «вечное». Пред­ставляется, что автор добавил это определение, поскольку для проповедующих весть Илии вполне реальна опасность


проповеди иного благовествования, которое до такой степени сконцентрировано на предостережении против Вавилона и зверя, и его начертания, что становится не спасающим, но осуждающим.

Вечное Евангелие спасает. Оно — единственный путь от рая утраченного к раю обретаемому через все фазы иску­пительной истории. Оно проповедует ту же спасающую весть о заместительной смерти Сына Божьего, что проповедовал и Исаия (см. Ис. 53). Это та же весть об Агнце Божьем, которую проповедовал Иоанн Креститель; то же Евангелие принятия Богом истинного покаяния, которое проповедовал Иисус; то же Евангелие спасающей благодати, которое проповедовал Павел. Это Евангелие, которое и должно быть проповеданным последним поколением. Бог точно рассчитывает время. Все­ленское провозглашение последнего Божьего призыва вернуть­ся к Нему и последовать явленной Им воле — присутствие Илии — можно рассматривать в качестве величайшего из всех знамений того, что вскоре Христос придет в славе Своей.

В милосердии Своем Он призывает нас восстановить поклонение Творцу, поклонение в Духе и в истине, от которого исходит Божественная любовь ко всем людям. Евангелие Христово призывает нас повиноваться Богу всем сердцем и всеми своими силами, но оно прямо противоположно законничеству, ибо, вместо того чтобы призывать нас полагаться на свои силы, оно побуждает нас всецело положиться на Христа. Божественная весть пробуждает веру в слышащих ее. Сейчас она подготавливает человечество к тому, чтобы устоять в суде, когда мы лицом к лицу предстанем перед Тем, Кто грядет в венце и с серпом как Царь царей и праведный Судия.

Ныне, когда Он даром предлагает нам Свою спасающую благодать, весть Илии требует нашего решения: «Долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте» (3 Цар. 18:21). Истина никогда не измерялась численностью. Илия практически в одиночку встал перед 850 пророками Ваала, которых поддер­живали власти Израиля (см. ст. 19—22). Бога не удовлетворяет нейтралитет во времена отступничества. Когда Он обращается к нам с призывом вновь посвятить себя Ему, Его Слову и Царству, значит, настало время встать в ряды верного Остатка,


вероучение которого основано на Библии и одной лишь Библии.

Последнее явление в прообразе и образе

Духовный конфликт между Илией и пророками Ваала на горе Кармил выступает в роли драматического прототипа финальной битвы между добром и злом, о которой повествует Откр. 16:13—16. Во времена Илии три силы, объединившись, встали против пророка Божьего: Ахав, царь Израиля, олицетворявший государственную власть северного царства; Иеэавель, языческая жена, которая пришла из Финикии и активно утверждала культ Ваала среди северных колен Израиля. Она «истребляла пророков Господних» (3 Цар. 18:4) и совершенно определенно олицетворяла собой преследующую власть отступнической религии в Израиле. И, наконец, лжепророки, числом 850, которые повиновались приказам Иезавели (см. ст. 19).

Не случайно Иоанн описывает три апокалиптические силы, объединившиеся против мессианского Израиля Божьего в конце времени, как «дракона», «зверя» и «лжепророка» (Откр. 16:13). Это демоническое триединство, движимое сверхъестественной ненавистью к истинному Израилю Божьему, объединяет все государственные власти мира для нанесения последнего смертельного удара по поставленной вне закона Церкви в Армагеддоне (см. ст. 16).

Некоторые истолкователи отождествляют «Хар Магедон», или «гору Мегиддо», с горой Кармил, расположенной близ Мегиддо. Из этого следует, что они воспринимают Хар Магедон в качестве апокалиптического антитипа исторического события, которое произошло на горе Кармил во времена Илии2.

Эта типологическая связь вновь учит тому, что в Арма­геддоне основным вопросом, вокруг которого разворачивается борьба, является истинное и ложное поклонение Богу Израиля. Более того, исход финальной схватки являет поразительнейшую параллель с победой Илии. Огонь от пребывающего на небесах Бога Израиля решил. Кто же есть живой Бог, когда поглотил жертву, подготовленную Илией на горе Кармил (см. 3 Цар. 18:38). Тогда пророк Божий повелел схватить всех лже­пророков и казнить их в долине Киссона (ст. 40). В


Армагеддонской битве Христос добьется победы подобным же образом. Когда Он появляется на поле битвы со Своим небесным воинством, святая война быстро завершается:

«И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним... оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою; а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его» (Откр. 19:20,21).

Величайшим утешением для народа Божьего является, безусловно, вознаграждение, данное самому Илии. После того как пророк завершил свою миссию. Бог перенес его в бессмертную славу, когда небесная колесница, запряженная огненными конями, низверглась с небес. «И понесся Илия в вихре на небо» (4 Цар. 2:11). Данное Илии вознаграждение представляет собой пророческий прообраз того, что получит последнее поколение детей Божьих. Когда Христос вернется в славе Своей от востока небес, восседая на победоносном Своем боевом коне, бесчисленное множество ангелов будут сопро­вождать Его на белых конях, чтобы избавить святых от их угнетателей и представить избавленных в вечное присутствие Христово (см. Откр. 19:11—14). Ради этого они столь долго пребывали в ожидании! Ради этого стоило жить и стоило страдать, поскольку апостол Павел возвестил: «Думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8:18).