КАК СЛЕДУЕТ ИСТОЛКОВЫВАТЬ БИБЛИЮ?

 

«РАЗУМЕЕШЬ ЛИ,  ЧТО ЧИТАЕШЬ?»

Еще во времена апостолов было известно то, в чем современный читатель убеждается по­стоянно: совсем не просто по­нимать Библию. В Деяниях апостолов 8, 30—31 читаем: «Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь? Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? И попро­сил Филиппа взойти и сесть с ним».

Хранитель сокровищ Кандакии, царицы Эфиопской, прибыл в Иерусалим, желая познакомиться с верой иудейского народа. Он приобрел свиток книги Исаии и принялся за его чтение. Бог позаботился о том, чтобы благовестник Филипп встретился на пути хранителю со­кровищ и объяснил ему, как пророк Исаия еще за семь­сот лет предсказал избавление человечества через жертву Христа. Поскольку хранитель сокровищ готов был уве­ровать, Филипп возвестил ему Евангелие и крестил его. (Деян. 8, 32—39).

Некоторые полагают, что могут толковать Библию, как угодно. Что ж, пожалуй, и впрямь могут, но будут ли их толкования соответствовать истинному смыслу библейских речений? В принципе всякую книгу можно «истолковывать» самым произвольным образом, но едва ли при этом что-либо останется от мыслей ее сочинителя.

Тот, кто хочет понять Библию, не искажая ее истин­ный смысл собственными домыслами, тот должен потру­диться познать, что хочет сказать Своим Словом Бог.

Библия написана не на каком-то «таинственном язы­ке», преднамеренно закрытом для непосвященного чита­теля! Однако в ней встречаются места, понимание ко­торых требует предварительных знаний. Хотя, конечно, и не всегда. Хранитель сокровищ из Эфиопии купил все­го одну часть Библии — книгу пророка Исаии. Но уже в ней встретил он пророчество, требовавшее «истолкова­ния», т. е. объяснения. Сегодня нам не грозит столкнуть­ся с подобными трудностями, ибо мы располагаем Биб­лиями, содержащими все Слово Божье, в котором одна книга дополняет и разъясняет другую.

БИБЛИЯ ИСТОЛКОВЬШАЕТ САМА СЕБЯ!

Мнение, что Библию можно истолковать по-разному, сложилось по мере возникновения разных христианских конфессий, ибо все они, основываясь на Библии, все-таки различаются в своих учениях.

Некоторые люди изумляются, когда узнают, что да­леко не все церкви и общины полагают основанием ве­ры только Библию! Как это ни странно, но большинство христиан действительно придерживаются веры, ориенти­рованной не только на Книгу книг. Они верят, прослав­ляют и почитают святым многое из того, чего в ней нет.

Чем дальше церковь отходит от Библии, тем больше поводов для дискуссий. В этом как раз и проявляется существенное различие между католической церковью и церквями Реформации. Католическая церковь объявляет обязательными для веры «не писанные предания» и ста­вит традиции в один ряд со Священным Писанием. А реформаторы настаивают на недопустимости смешения человеческого слова со Словом Божьим, видя в Библии единственный источник веры. Не случайно их принцип было выражение «соля скриптура» — «только Писание».

По католическому учению вопрос о том, что есть истина,

 


решает церковь, для чего у нее есть непогрешимый папа. По реформаторскому учению только Библия — действительное мерило веры. Принципу: церкви надле­жит истолковывать Библию Лютер противопоставил принцип: Библия истолковывает себя сама.

Если исходить из того, что Бог дал человеку Свое Слово в Библии и только в ней, и что в этом Слове есть все необходимое для веры, то принцип «Библия истол­ковывает себя сама».

Но как возможно подобное «самотолкование»? Это происходит так: одна книга объясняет другую, один текст — другой, Новый Завет объясняет — Ветхий и на­оборот. Следовательно, все, что необходимо, так это ста­рательное изучение Библии.

«Библия истолковывает сама себя. Одно место Пи­сания следует сравнивать с другим. Исследующий текст должен научиться рассматривать Слово как одно целое, распознавать взаимосвязь его частей между собою». (Е. Уайт, Воспитание, с. 176).

Не стоит оставлять один на один с этим «теологиче­ским» заданием человека несведущего. Оно для него — заведомо непосильный труд. Ведь сам Иисус Христос основал Свою Церковь и поручил ей возвещение Слова Божьего. «Учите их соблюдать все, что Я повелел вам:" (Мф. 28, 20), — говорит Иисус тем, кого Он посылает к народам.

Да, церковь, таким образом, имеет повеление учить, ее «служение учения» не имеет права основываться ни на чем ином, кроме как на Библии. Каждый верующий должен иметь возможность проверить правильность воз­вещения святым библейским Словом.

ЕСТЬ ЛИ В БИБЛИИ ПРОТИВОРЕЧИЯ?

Иногда слышны высказывания, будто бы в Библии содержатся противоречия и несоответствия. Но за подоб­ными рассуждениями зачастую скрыто заурядное пред­убеждение. Если утверждающему подобное человеку предложить указать хотя бы на один пример, он чаще всего или скромно отмалчивается, или называет такие «противоречия», которые с головой выдают его некомпе­тентность.


«Откуда Каин взял себе жену?» — нередко спрашива­ют сомневающиеся. Каин и Авель были первыми деть­ми Адама. В 4 главе книги Бытия повествуется, что Ка­ин убил своего брата, затем отправился в другую стра­ну и взял себе жену (ст. 16—17). Откуда взялась жена, если на земле в те времена жили только Каин и его родители?

Очевидно, что спрашивающий читал эту часть Ветхо­го Завета недостаточно внимательно, иначе бы он заме­тил, что Каин, отправляясь в землю Нод, уже был же­нат.. Стих 17 сообщает лишь что она ему «родила Еноха», который первый основал город. Каин женился на одной из своих сестер, ибо Адам имел много сыновей и дочерей. (Быт. 5, 3—4). Брак с сестрой —нормальное явление на заре истории человечества.

Противоречия пытаются усмотреть и в других местах Писания. Матфей, Марк, Лука и Иоанн в Евангелиях описали жизнь Иисуса Христа. Внимательный читатель обнаруживает, что их повествования действительно не всегда и во всем сходятся. Что это — противоречия?

Когда школьники, побывав на экскурсии всем клас­сом, затем описывают ее в своих сочинениях, никто и не ждет, что их описания полностью совпадают. Наобо­рот, они могут сильно различаться, поскольку разными детьми события оцениваются по-разному. То, что один выделит, другой едва упомянет. У четырех мужей, пи­савших о жизни Иисуса, также было разное восприятие событий. Их человеческую природу Дух Божий отнюдь не «отключал». Различие их описаний как раз и есть доказательство подлинности, ибо абсолютное совпадение прежде всего должно было бы возбудить подозрение, что они договорились и придумали всю тему повествования.

Очевидно, Богу было угодно, чтобы четыре мужа с различных точек зрения описали жизнь Сына Божьего. Именно благодаря различиям повествования взаимно до­полняются и дают более полную картину.

Поскольку боговдохновенные авторы Библии писа­ли, сохраняя индивидуальные подходы, они естественно, в каких-то малозначащих подробностях могли допустить неточности. Однако следует сдерживать себя, не торо­пясь вылавливать в Писании ошибки. Дистанция между нами и библейскими свидетелями слишком велика, мы просто не в состоянии справедливо судить о них.

Например, Матфей говорит о двух слепых, которым


Иисус вернул зрение перед Иерихоном (20, 29—30), а Марк (10, 46—52) и Лука (18, 35—43) упоминают только одного слепого. Противоречие? Может быть, но оно вовсе не имеет значения. Возможно это происходило иначе. Марк одного слепца называет по имени: Вартимей, сын Тимея. Следовательно, он был известен. Не ис­ключено, что второй не был упомянут, потому неизвест­ным осталось его имя. Так ли, нет ли, бесспорно одно:

сам факт исцеления сомнения не вызывает. Просто осо­бые обстоятельства повлияли на построение повество­вания.

Аналогичный пример — исцеление одержимого в Гадаринской местности. Матфей пишет о двух людях (Мф. 8, 28—34), Марк — только об одном (Мк. 5, 1—20). Но Марк рассказывает о нем больше, чем Матфей. Он про­слеживает путь этого человека и после его исцеления. Поскольку он хотел об этом одном сообщить нечто важ­ное, он, возможно, не счел нужным описывать второго.

Лучше оставлять вопрос открытым, чем поспешно обвинять Библию в противоречиях. К тому же эти рас­хождения имеют столь отдаленное отношение к предме­ту, что ни в какой мере не влияют на понимание образа жизни Иисуса Христа.

Очень часто люди неправильно понимающие тексты Библии, встречая трудные места считают, что натолкну­лись на противоречия. Такие люди не «истолковывают» Писания, а «втолковывают» собственное мнение, на что сетовал еще апостол Петр: «И долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и не­утвержденные, к собственной своей погибели, превра­щают, как и прочие Писания». (2 Петр. 3, 15—16).

Поскольку уже во время апостолов извращали и ис­кажали библейские высказывания, стоит ли удивляться, когда то же самое происходит в наши дни.

Не застрахован от неправильного понимания, даже тот, кто стремится принять Библию дословно и ничего к ней не прибавлять. Так, например, некоторые ссыла­ясь на ЛК 22, 35—38 отстаивают мнение, что дело Хри­ста и веры следует защищать с оружием в руках. Иисус советовал ученикам купить меч (ст. 36), и когда они показали два меча. Он сказал: «Довольно» (ст. 38).


Действительно ли Иисус думал так? Если это место рассматривать вне контекста, возможно толкование и такого рода. Но тогда мы станем утверждать явно про­тивоположное тому, что хотел сделать Иисус. Когда Петр после того, как Иуда предал Иисуса отсек мечом ухо рабу, Господь повелел апостолу убрать меч, сказав:

«Все, взявшие меч, мечом погибнут». (Мф. 26, 52). Так­же и Пилату Иисус сказал: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то слу­жители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда». (Ин. 18,36).

Только в этом контексте можно верно понять сказан­ное в Евангелии от Луки. 22, 35—38. Иисус хотел подго­товить учеников к Его жертве и к предстоящей духов­ной битве. К сожалению, они не поняли Его. Когда они вновь достали мечи, чем окончательно подтвердили свое непонимание, Иисус прервал дискуссию: «Довольно». Имелось в виду не «довольно мечей», но «довольно го­ворить»!

Отдельные высказывания можно правильно понять лишь приняв во внимание весь текст, а также при усло­вии понимания Священного Писания на определенную тему в целом. Библия истолковывает себя сама! Чита­тель же должен просить Бога ниспослать верное пони­мание, ибо это— Его Слово.

БИБЛЕЙСКАЯ НАУКА

Как уже упоминалось, Библии посвящено много на­учных трудов, в первую очередь — направленных на изу­чение текста. Древние рукописи тщательно исследуются. Откуда они? Хорошо ли они сохранились, как они со­хранились? Кто их изготовил? Могут ли они способство­вать получению подлинного первоначального текста?

В поисках ответа на эти вопросы сотрудничают спе­циалисты самых разных областей науки: шрифтовики, химики, историки, археологи.

Особое значение имеет археология. Необходимо знать, как жили люди во времена написания Библии, ориенти­роваться в политике, культуре и просвещении того вре­мени, то есть, в той «окружающей среде», когда были написаны библейские книги.


В течение столетий люди основывали свои знания о древности и ранней истории мира на том, что сообща­ет о них Библия и греческие и римские писатели. Каж­дый образованный человек кроме Библии имел в своей библиотеке произведения иудейского историка Иосифа, а также сочинения Геродота и Ксенофонта.

Положение изменилось с наступлением в XVIII веке эпохи Просвещения. Люди узнали, что многие научные представления, долгое время считавшиеся правильными, нуждаются в корректировке. Но касается ли это и тра­диционного понимания истории человечества? Подверг­нув тщательному анализу, классиков древности, ученые обнаружили, что не все излагаемое древними греками и римлянами как факты истории, достоверно. В их насле­дии немало неправильного и откровенно легендарного.

И — как следствие переоценки ценностей — появились скептики, начавшие относиться с подозрением и к Биб­лии. Дух Просвещения охватил также и теологов. Во второй половине XVIII в. родилась новая ветвь теологии, последователи которой поставили своей целью критиче­ское исследование библейских исторических сообщений. Эту сферу научной деятельности претенциозно назвали «высшей библейской критикой».

Начали с критической оценки книги Бытие, и в этом направлении критиканство вскоре разрослось настолько, что все, не поддающиеся объяснению разумом, стали от­носить к легендам. Известно, например, что в Библии го­ворится о древних городах и народах, не упоминаемых ни греками, ни римлянами. Просвещенные ученые сразу же сделали вывод: здесь составители Библии просто-на­просто все выдумали.

Довольно скоро Библией занялась еще одна новая наука — археология, рожденная «под лопатами» ведущих раскопки исследователей.

Памятники архитектуры древнего Египта были из­вестны давно: пирамиды и храмы, статуи и могилы, сте­ны, пьедесталы и надгробия, которые покрывали таинст­венные письмена — иероглифы прочитать их, однако, ни­кто не мог. И вот во время египетского похода Наполео­на в 1799 году один французский офицер нашел в 7 км от Розетты камень с надписями на трех языках. Он и стал ключом к расшифровке иероглифов. В 1822 году весь мир с удивлением узнал, что французу Жану Фран­суа Шампольону удалось казавшееся невозможным:


прочитать иероглифы. Внезапно перед исследователями от­крылся мир древних египтян, и Библия предстала в но­вом свете.

На равнинах Месопотамии, (сегодня — Ирак), «стра­ны двух рек», между Евфратом и Тигром издревле сто­яли загадочные холмы (названные арабами «телль»), о которых знали лишь одно: под ними скрыты развалины. Еще в XVIII веке путешественники привозили отсюда копии текстов, написанных непонятными знаками. За внешнее сходство знаков с клиньями тексты получили название «клинопись». Истолковать их долго не могли, но в середине XIX в. началось время сенсационных от­крытий.

В 1843 году к расшифровке клинописи приступил англичанин Роулинсон. Через три года после того, как несколько других ученых выполнили подготовительные работы, он смог прочесть первую надпись.

В том же году французский консул Э. Ботта первый копнул лопатой строительный мусор, решив найти упо­мянутый в Библии город Ниневию, столицу Ассирийско­го царства. К счастью Э. Ботта не знал, что ученые исто­рики, известные как серьезные знатоки, давно уже от­несли Ниневию в разряд мифов и легенд.

Перед удивленным Боттой из-под мусора показались украшенные скульптурами и рельефами стены. Это был летний дворец ассирийского царя Саргона II (721— 705 гг. до Р. X.), властелина, о котором писал пророк Исаия (Ис. 21, 1).

В 1845 г. англичанин О. Г. Лэйярд начал раскопки у Нимруда, а несколько позже он уже расчистил про­сторные дворцовые сооружения. Лэйярд открыл библей­ский Калах (Быт. 10, 11—12), столицу ассирийского ца­ря Ашшурнасирпала II (883—859 гг. до Р. X.).

В 1846 году. Лэйярд продолжил раскопки Ниневии. В одном из дворцов в 1849 году он обнаружил библиоте­ку царя Ашшурбанипала II (668—631 гг. до Р. X.), со­стоявшую из 30 000 клинописных табличек!

Во тьме истории высветилось ассирийское царство. Внушительная часть находок попала в европейские му­зеи — надписи, рельефы, гигантские каменные фигуры человека и животных. Воодушевление охватило Европу и Америку. На дальнейшие исследования жертвовались миллионы долларов, снаряжались специальные экспеди­ции. Исследователи и их помощники не щадя своей жизни


трудились в пустынях Ближнего Востока, несмотря на то, что расположенные там государства раздирали политические страсти.

В 1889 году американские археологи нашли Ниппур, библейский Халне (Быт. 10, 10). Так еще раз подтверди­лось существование названных в Библии городов. Одно­временно мир узнал о царстве шумеров, неизвестного прежде народа, праотца культуры Двуречья.

Последовали и другие открытия. В 1899—1917 гг. не­мецкие исследователи раскопали в песках пустыни древ­ний Вавилон. Благодаря находке многие главы Библии приобрели плоть и кровь. Ныне в Берлинском музее мож­но любоваться воротами Иштар и частью парадной до­роги, сооруженной по повелению Навуходоносора, осно­вателя Нововавилонского мирового царства. Они служат наглядной иллюстрацией к повествованиям книги Да­ниила.

В 1922 году Леонард Вулли открыл Ур, родину Ав­раама. К 1934 году он был очищен от праха тысячелетий. От хеттов, бывших во втором тысячелетии до Христа властелинами Малой Азии, совсем не осталось следа в исторических памятниках. Даже греки и римляне ничего не знали о них. Только Библия упоминает об этом наро­де. Однако критики не преминули подвергнуть сомнению сам факт существования хеттов. Но вот в 1905 году бы­ли найдены первые следы великого некогда народа, и сегодня он занял положенное место в общей картине истории.

Так библейская критика была вынуждена сдавать од­ну позицию за другой. После первой мировой войны ар­хеология стала наукой, заслужившей мировое признание. Ей принадлежат бесчисленные открытия, подтверждаю­щие истинность библейских повествований.

Но почему развалины и надписи оставались немыми в течение тысячелетий и начали говорить лишь тогда, когда Библия попала под перекрестный огонь критики? Не заключается ли в этом Божья воля?

Сегодня исторические указания Библии внимательно изучаются исследователями древности. По ее указаниям все еще открывают останки древних городов. В свою оче­редь и археологические исследования обогащают наше понимание текстов Библии, поскольку они четче опреде­ляют временно-исторические связи. Уже многие «тем­ные» места стали благодаря археологам понятны.


Пример — 1 Царств 13, 21. В стихах 19 и 20 расска­зывается, как филистимляне, оккупировав израильскую страну, запретили всем иудеям заниматься кузнечным ремеслом, дабы не допустить изготовления оружия для освободительной борьбы. Поэтому когда появлялась нужда отточить сошники, топоры и другие орудия труда, израильтянам приходилось идти к кузнецам-филистим­лянам. За эту работу требовали «пим» — как сказано в древнееврейском тексте. Переводчики долгое время пре­бывали в растерянности, не зная, как перевести это сло­во. Его значение оставалось загадкой в течение столе­тий, до тех пор, пока при раскопках в Палестине не на­шли каменную гирю с нацарапанным на ней словом «пим». Вот так узнали, что пим соответствовал двум тре­тям сикля — меры, которой взвешивали серебро. Ныне в новых изданиях Библии мы читаем: «А точили за две трети сикля серебра сошники, мотыги, вилы, топоры или чтобы направить рожон».

Одновременно стало ясно, какую бесстыдную цену ломили филистимские кузнецы. Ведь за эту сумму в то время можно было купить 40 фунтов ячменя или 20 фун­тов пшеницы, 4 фунта шерсти или 70 обожженных кир­пичей.

ТЕОЛОГИЯ И БИБЛИЯ

Когда представители «высшей библейской критики» перед лицом представленных археологами доказательств, вынуждены были признать, что Библия вполне надеж­на, как исторический источник, они все же не оставили своих сомнений, найдя для них новые поводы. Сомнени­ям, например, стали подвергаться чудеса и сообщения о сверхъестественных событиях.

Никакая наука не в силах объяснить, почему друзья Даниила не сгорели в плавильной печи Навуходоносора (Дан. 3, 21—30) или как Иисус мог ходить по воде (Мф. 14, 22—23) и несколькими хлебами и рыбами на­сытить тысячи голодных (Мф. 14, 13—21). Божьи дела не могут быть поняты человеческим разумом. Поэтому все, что бессильно вместить рациональное мышление, было объявлено легендой.

Просвещение победило не только в мировоззрении, но также и в той области теологии, на которой основываются


церковные учения. Из «высшей библейской кри­тики» возник «историческо-критический метод», положен­ный сегодня в основу теологического университетского курса. Апологеты этого метода пытаются доказать, что в библейское время для возвещения божественной исти­ны использовались мифы и легенды. Если речь идет о фактах, то в Библии, дескать, следует, различать меж­ду зерном и плевелом.

Но кто скажет, где зерно и где плевел? Кто кроме Бога может знать, что сказал непосредственно Бог, а что прибавили люди? Теологи? Теология остается «учением о Боге» только тогда, когда она действительно передает то, что Сам Бог открыл о Себе в Своем Слове. Когда же она отражает мысли людей о Боге, она мало чем может помочь и может только ввести в заблуждение. Автори­тет Библии как Слова Божьего должен оставаться не­прикосновенным. Если мы желаем знать, что хочет сооб­щить нам Бог, мы обязаны воздержаться от всяких умо­зрительных спекуляций и вслушиваться в слова Священ­ного Писания.

Когда нас пытаются убедить, что повествование о тво­рении есть не что иное, как свидетельство верующего че­ловека, связанного с мировоззрением того времени, что якобы имеются два противоречащих одно другому по­вествования о творении, тогда мы ссылаемся на Высше­го, посланного Богом Учителя Иисуса Христа. Он ска­зал: «Не читали ли вы, что Сотворивший в начале муж­чину и женщину сотворил их?» (Мф. 19, 4). Вторая гла­ва первой книги Моисея Бытие не содержит никакого второго повествования. Она излагает начало истории че­ловечества, причем обращается к первой главе творе­ния, дополнительно ее разъясняя.

Опровергая мнение, будто бы книги Моисея написа­ны не Моисеем, а составлены уже после его смерти ка­ким-то неизвестным автором, мы также указываем на Иисуса Христа и его слова: «Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, — как поверите Моим сло­вам?» (Ин. 5, 46—47).

Также когда утверждают, что книга Даниила созда­на не пророком VI века до Р. X., но анонимным писа­телем времени Маккавеев (то есть четыреста лет спус­тя), который «позаимствовал» имя Даниила, мы опять же полагаемся исключительно на слово Иисуса Христа. Он советует принять во внимание предсказания именно Пророка Даниила (Матф. 24, 15).

При желании, примеры можно продолжить. При этом мы вовсе не закрываем глаза на «доказательства», хотя они, в сущности, и не доказательства. Но мы отдаем предпочтение слову Христа перед человеческим, философско-спекулятивным мышлением.

Где признается авторитет Библии, там распростра­няется сила, вложенная Богом в Свое Слово. «Ибо сло­во Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и ду­ха, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные». (Евр.4, 12).