СЕНСАЦИИ ВОКРУГ КНИГИ

 

ПЕЩЕРА СОКРОВИЩ

Это случилось весною 1947 года на побережье Мертвого моря. Мухаммед Эд-Дзиб, юноша-беду­ин ин, пробирался по ущельям и карабкался на склонны известных гор в поисках заблудившейся козы. Наконец он увидел ее и собирался уже пуститься за ней вдогонку, когда его внимание привлекло отверстие в скале. Поддавшись мальчишескому любо­пытству, он бросил вверх камень, и секунду спустя услы­хал звук, похожий на звон разбитого кувшина. Сокрови­ще! — ошеломила его мысль. Быстрее поймать козу и позвать друга!

И вот Мухаммед и его приятель Омар протиснулись в узкую расселину. Когда немного осела поднятая ими пыль, юноши увидели глиняные кувшины. Взяв один из них, они попытались сдвинуть на нем крышку. Застыв­шая вокруг крыши смола, рассыпалась, и кувшин уда­лось открыть.

Вопреки ожиданиям юношей внутри обнаружилось не серебро и не золото, а какой-то странный свиток. Едва Мухаммед и Омар прикоснулись к потемневшей корке свитка, как она превратилась в прах, а на свет показа­лась заклеенная ткань. Без труда разорвав ее, юноши увидели пожелтевшую кожу, покрытую письменными знаками. Им и в голову не могло придти, что у них в руках —древнейшая рукопись Библии, ценность которой не сравнима ни с каким золотом. Через некоторое время шейх из Вифлеема продал несколько свитков рукописей торговцу антиквариатом в Иерусалиме. И в истории открытия Библии началась но­вая глава приключений.

Естественно, что ученые приложили недюжинные уси­лия, пытаясь хотя бы немного приоткрыть тайну рукопи­сей и пещеры. Но в ноябре 1947 вспыхнул новый конф­ликт между арабами и иудеями. Как известно, он вылил­ся в открытые военные столкновения, и бесценная наход­ка вновь оказалась в опасности.

МИР НАПРЯЖЕННО ВНИМАЕТ

Мир узнал об этой рукописи только в феврале 1948 го­да, когда несколько ее свитков доставили для определе­ния подлинности, и, по возможности, автора произведе­ния в Школу восточных исследований в Иерусалиме.

Доктор Джон Тревер, специалист этого института, развернул самый большой, хорошо сохранившийся сви­ток семи метров в длину и 27 сантиметров в ширину. По древнееврейским письменным знакам доктор сразу же понял, что развернутый перед ним свиток намного древ­нее всех известных в конце сороковых годов ветхозавет­ных библейских рукописей. Затем Джон Тревер опреде­лил, что это—полная книга пророка Исаии.

Свиток оказался таким же древним, как и тот, по ко­торому читал Иисус в синагоге Назарета (Лук. 4, 17). Желая проверить свои выводы, доктор Тревер сфотогра­фировал свиток и отослал снимки ученому-археологу У. Олбрайту, преподававшему в Балтиморском университете.­

 


15 марта 1948 года оттуда пришел ответ: «От ду­ши поздравляю с величайшим из сделанных в новое время открытием рукописей... Считаю, что свиток написан в со­том году до Рождества Христова».

Мировая печать немедленно разнесла весть о самой значительной археологической находке из сделанных когда-либо в Палестине. Местное население, стремясь опередить археологов, начало бессистемный лишенный всякого научного подхода поиск новых пещер. За беше­ные деньги палестинцы побережья предлагали обрывки бесценных свитков.

До 1956 года обнаружилось в общей сложности один­надцать пещер, содержавших сотни рукописей — сохра­нившихся целиком или же частично. Они составили все Книги Ветхого Завета, вплоть до книги Есфирь. Правда, не все тексты сохранились. Наиболее древней библейской рукописью оказался список Книги Самуила (Книги Царств) от III века до Р. X. Однако есть некоторые предложения, что отрывки библейских книг были еще более древними. Сегодня в Иерусалиме для Свитка Исаии и истории его открытия открыт специальный му­зей.

ТАИНСТВЕННЫЕ РУИНЫ

Естественно, люди хотели знать, кто же в те незапа­мятные времена спрятал свитки рукописей в пещерах. Наряду с другими местами исследовали и руины на вы­ступающем скалистом плато неподалеку от места обна­ружения находок. Археологи пришли к выводу, что в Хирбет-Кумране жили ессеи, составлявшие своего рода религиозную общину. Некоторые свитки рукописей рас­сказывают об их вере, несколько отличавшейся от иуда­изма того времени.

Исследователи открыли развалины «дома ордена» с большим помещением для собраний, скрипторием со скамьями, столами и чернильницами. Далее шли хозяй­ственные помещения, цистерны, сооружения для омове­ний и кладбище. Следы пожара и найденные тут же наконечники стрел наводят на мысль, что обитателей мо­настыря скорее всего изгнали враги. По найденным здесь монетам археологи определили время существо­вания общины — 200 года до Р. X. до 68 г. н. э. Во время иудейско-римской войны римляне превратили монастырь в развалины.

Очевидно, ессеи перед нападением римлян решили спасти свою библиотеку. Они поместили свитки рукопи­сей в глиняные кувшины, запечатали их смолою, чтобы внутрь не проникли воздух и влага, и спрятали кувшины в пещерах. После гибели поселения тайники с книжными сокровищами были, по-видимому, совсем забыты.

Сегодня в Палестинском музее в Иерусалиме можно видеть каменные столы и лавки писцов Кумрана. Они — немые свидетели кропотливого труда писцов, которые, старательно переписывая библейские тексты, сохраняли книги Библии.