2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛЕЙ И СОЮЗОВ ЦЕРКВИ АСД В РОССИИ ДО 1914 ГОДА.

Итак, почва в Южной России была уже подготовлена Гос­подом и теперь могла быть проповедуема последняя евангель­ская весть во всей своей полноте. Это и произошло через переселившихся в Америку и там перешедших в общину адвентистов, которые пересылали сюда печатные произведения, предпринимали за свой счет путешествия и проповедь трехан­гельской вести. За ними следовали проповедники нашей общи­ны (33) и уже через четыре года, после образования первой общины в Крыму, состоялось первое собрание представителей от всех адвентистов седьмого дня в России.

1890   На осень были назначены два окружных и одно общее собрание, они прошли под председательством брата Конради. Первое состоялось 6 октября в Щербаковке, на него съехались представители Поволжья. Общее же собрание состоялось в Ейгейнгейме на Кавказе с 3 по б ноября, (это было первое общее собрание АСД, на котором присутствовало свыше 100 представителей от верующих). Так как дело в России при­надлежало до сих пор к Среднеевропейскому Союзу и обещало теперь большие успехи, то Советом Союза в Базеле было постановлено: объединить дело в Германии и в России (и выделить) в один Союз, но так как это должно было иметь одобрение Всемирного Союза, то это постановление могло носить только совещательный характер.

1891   С 28 января по 1 февраля в Гамбурге в присутствии тог­дашнего председателя Среднеевропейского Союза Общин бр. Г. П. Гольсера состоялось собрание. К этому собранию от Все­мирного Союза уже было передано постановление: "Дело Бохие в России и Германии отделить от Среднеевропей­ского Союза общин и пока они нуждаются в финансовой под­держке не организовывать в Германский Союз Общин, а приз­нать их как два отдельных миссионерских поля". Для обоих полей этот план был плодотворным. Первыми служителями для   этого   миссионерского   поля   были:   председатель Л. Р. Конради, члены Совета: Г. П. Гольсер, Конрад Ляубган, Г. Исаак, Яков Клейн. Для трактатного и миссионерского кружка: председатель Л. Р. Конради, заместитель для России Я. Клейн, окружные председатели: для Приволжского края Г. И. Лебсак, для Кавказа Г. Вагнер, для Донской области и Крыма Е. Вельк. (34) Вновь образованное поле в России получило наименование "Восточноевропейское миссионерское поле".


СТАТИСТИКА РОССИЙСКОГО МИССИОНЕРСКОГО ПОЛЯ. (35)

 

 

1886 1887

 

 

1888

1889

1890

1895

1896

1.

Крым 

30

36

42

42

71

.

 

 

2.

Дон

-

18

17

25

27

32

38

3.

Ейгейнгейм

-

47

53

64

67

17

24

4.

Александрфельд

-

-

17

25

50

62

61

5.

Щербаковка

-

-

18

26

47

40

47

6.

Побочная

-

-

-

10

24

14

15

7.

Синоха

-

-

-

34

42

 

 

 

 

8.

Норка

-

-

-

5

12

20

27

9.

Армавир

-

-

-

-

-

54

71

10.

Евпатория

-

-

-

 

 

-

30

44

11.

Фридрихсфельд

-

-

-

-

-

14

14

12.

Карлсруэ

-

-

-

-

-

45

42

13.

На Лабе

-

-

-

-

-

38

14

14.

Ротикон

-

-

-

-

-

28

38

15.

Романовна

-

-

-

-

-

32

32

16.

Чигир

-

-

-

-

-

46

45

17.

Варенбург

-

-

-

-

-

26

36

18.

Рига

-

-

-

-

-

-

22

19.

Гохфельд

-

-

-

-

-

-

29

 

(На 1986 год в отчете также отмечено, но без указания количества,   присутствие   АСД   в:   Тарутино,   Олгниски, Нейфельд, Гольсштейн, Добринке, Холосна, Нидерталь.)

1894   С 7 по 17 октября на Кавказе в Александродаре на третьем собрании Восточноевропейского поля было впервые в России совершено служение рукоположения в проповедни­ки, рукоположили в проповедники брата Г. И. Лебсака. На собрании присутствовали братья Л. Р. Конради и Г. П. Гольсер. (37) Г. И. Лебсак в 1890 году окончил школу АСД в Гамбурге и в это время работал на Кавказе.

Служители из России получали образование 1889-1899 гг. в школе АСД в Гамбурге и с 1899 года для русских студентов было открыто отделение в семинарии во Фриденсау в Герма­нии. (46)

1895   30 апреля В Александродаре под руководством брата Конради состоялось четвертое общее собрание Восточноевро­пейского миссионерского поля. С общего согласия распреде­ление работников было следующее: проповедники

- для Поволжья К. Ляубган


- для Кавказа и Донской области Я. Клейн

- для прибалтийских провинций, Польши и Волыни брат Г. И. Лебсак.

- для русских собратьев пресвитер Ставропольской общины брат Михаил Кузьмин. (38)

В 1900 году в России уже было 28 общин и четыре груп­пы с 1037 членами церкви АСД. (76) 1901   С 18 по 28 июля во Фриденсау в Германии было при­нято решение об организации Немецко-Российского Союз-Союзов, там же рекомендовалось разделить Восточноев­ропейское поле на Южнороссийский Союз-Общин с центром в Ростове-на-Дону (по состоянию здоровья председатель Союза-Общин Г. И. Лебсак не смог жить в Ростове-на-Дону и пере­ехал на Кавказ в Александродар до 1909 года) и Северорос­сийское миссионерское поле. Первое общее собрание Северорос­сийского поля состоялось с 12 по 16 сентября в Риге. На нем были представители общин: Риги, Ревеля, Либавы, Лодзи, Пу-лице, Петербурга. Брат Л. Р. Конради предложил разделение поля на северную и южную половину, что и было принято. На собрании было одобрено распространение книги "Притчи Хрис­товы". Были избраны: председателем поля Д. П. Геде, секрета­рем О. Вильдгрубе, кассиром бр. Северин, членами Совета: Д. П. Геде, Иоанн Спроге, К. Ремферт и О. Вильдгрубе. Изб­раны   работниками:   проповедник   Д. П. Геде,   евангелист О. Вильдгрубе   и   Р. Фосс,   миссионерскими   работниками И. Спроге, И. Юриксон и А. Раук.

26 сентября в Форстенорте, в Тверской области состоялся девятый съезд Восточноевропейского поля. На этом съезде был основан Южнороссийский Союз-Общин. Избраны: председателем Союза-Общин Г. И. Лебсак, кассиром Август Лянгольф и сек­ретарем Г. К. Лебсак, членами Совета: Г. Тец, Яков Шейрер, М. Фишер, Георг Леман.(40)

В России в следствии строгих законов долгое время прихо­дилось отделять членов церкви АСД из немцев от членов цер­кви из русских, так как со стороны православных миссионе­ров и духовенства, каждое отпадение от православия, стави­лось в упрек немцам. Такое принудительное деление дела вре­дно отражалось на развитии и успехе наших русских общин и было сопряжено с большими потерями как времени, так и рас­ходов. Например, в Киеве, Евпатории, Петербурге, Ставрополе и других городах церковь АСД имела русские и немецкие об­щины, они принадлежали к различным полям. Русские общины принадлежали к Среднероссийскому полю. В следствии такой раздвоенности общины в одном городе посещались


служителями разных полей. (45) Тем не менее, в связи с вышеизложен­ными трудностями, такое разделение было одобрено Советом Союза-Союзов, чтобы в будущем возникающие в России общи­ны из русской национальности появлялись в наших отчетах как отдельное поле, особо от других полей России. Вследствие этого в июне 1901 года появился отчет этих общин в отдель­ности от других общин под названием Среднероссийского мис­сионерского поля. Так как это поле не имело своей организа­ции, оно находилось под непосредственным управлением Со­вета Союза-Союзов. При первом годичном отчете в июне 1902 года в этом поле было 200 членов, состоявших в общинах на хуторах Дворцовый, Голицине и Шуше на Кавказе вместе с 43 собратьями, живущими врозь.

В 1903 году прибавились еще общины Евпатории, Яновска, Янцево, Киева, Оренбурга с 88 членами, а в 1904 году общее число членов возросло до 523 с новыми 10 общинами. Мате­риальное состояние росло медленно по сравнению с другими полями, но в общем, можно сказать, что поскольку у собратьев был свет относительно настоящей истины, постольку они оста­вались верными ей. Обслуживание этих общин происходило через их рукоположенных районных пресвитеров, время и поездки которых были оплачены Союзом-Союзов. Такими работ­никами были братья: М. Кузьмин, И. Пилькевич и А. Гонтарь. Этих братьев ежедневно ожидали преследования и горе, меся­цами они находились в тюрьмах, а целые годы под надзором полиции и, таким образом они продолжали работу вплоть до 1905 года. Но братья не потеряли бодрости, зная, что их работа не напрасна у Бога. (40)

1904   28 октября на хуторе Якотинцево у Невинномысской станицы состоялось первое собрание Среднероссийского поля. Председательствовал брат Г. И. Лебсак. Были избраны председатель, секретарь, кассир и семь членов Совета. Фамилии в отчетах не были указаны, ввиду вышеизложенных трудностей. Известно только, что К. Шамков, окончивший семинарию во Фриденсау, был назначен секретарем поля. Собрание носило совещательный характер. (41) На совещании отмечено, что лишь в 1903 году в этом поле были введены субботние школы. Таким образом, с этого года в церкви АСД в России повсеместно введены субботние библейские беседы.

1905   С провозглашением в России в 1905-1906 годах религиоз­ной свободы адвентисты седьмого дня стали проявлять особую жизнедеятельность  и  дело  стало  идти  вперед  намного успешнее.* (64)

20 июля во Фридецсау в Германии состоялось совещание Союза-Союзов. На совещании было особо подчеркнуто, что поле в России в будущем будет соединять в себе всех живущих там собратьев, без различия национальности. На совещании было предложено новое разделение полей в России:

Южнороссийское    миссионерское    поле.    Северороссийское миссионерское    поле,    Восточнороссийский    Союз-Общин, Среднероссийское поле и Кавказ с Азиатской частью России остается под непосредственным руководством Союза-Союзов. (44) В России на осенних совещаниях полей и Союзов это предложение было принято. Особое внимание было обращено на русских собратьев, с которыми впервые имели возможность свободно общаться. (45)

1907   С 10 по 25 мая в Галанде (Швейцария) состоялось заседа­ние Совета Всемирного Союза. От России присутствовали братья:  Д. Исаак,  Папаян, Д. П. Геде,  О. Вильдгрубе  и Г. И. Лебсак. Здесь была составлена программа дела Божий, в том числе и для Европы. Было постановление об образовании Европейской Генеральной Конференции, впоследствии - Евро­пейский Дивизионный Союз. Относительно России было приня­то решение о пути создания организации Российского Союза-Союзов. На этом же заседании братья из России пригласили брата Ю. Т. Бетхера переехать в Россию -и принять вновь организуемый Российский Союз-Союзов под свое руководство.

С 18 по 28 июля состоялся во Фриденсау седьмой годовой съезд Германского Союза-Союзов, где Российские поля были представлены    братьями:    Д. Исааком,    Д. П. Геде    и Г. И. Лебсаком. Касательно дела Божия в России съездом принимаются следующие постановления: "Основываясь на пред­ложении Генеральной Конференции Германскому Союзу-Союзов относительно выделения Российских Союзов-Общин и полей, мы решаем это дело организации самостоятельного Российского Союза-Союзов в положительном смысле, поручая организацию таковой Октябрьскому Всероссийскому съезду в случае непоступления препятствий до 1 сентября в Риге, и ввести это поста­новление в действие с 1 января 1908 года. В связи с

* 17 апреля 1905 года высочайшим повелением были              отменены ограничения для приверженцев неправославных течении, разрешен                свободный переход из Православной церкви в инославные. (102)

Манифест 17 октября 1905 года "Об усовершенствовании государственного порядка", подписанный Николаем II, провозглашал гражданские свободы.

6 ноября 1906 года церковь Адвентистов седьмого дня юридически при­равнивается в правах с другими протестантскими течениями, о чем министр внутренних дел П. Столыпин дает разъяснение в специальном циркуляре за М-55327. (103)


организацией Российского Союза предлагаем следующее: преобразо­вать Южнороссийское миссионерское поле в Союз-Общин, разделить Северороссийское миссионерское поле так, чтобы часть   районов   отошли   к   Среднероссийскому   полю, Западнороссийскому миссионерскому полю и в Балтийский Союз-Общин,    йыло   предложено   открыть   в   России Книгоиздательский   отдел,   как   отделение   Гамбургского Издательского дома, если не будет никаких препятствий со стороны начальства. Таким образом, решение об организации Российского Союза-Союзов было окончательно принято. Теперь необходимо было, чтобы на осенних съездах в России были приняты постановления и избраны делегаты для организации Союза-Союзов.

1907      Осенние съезды. С 13 по 17 сентября в Вендорах в зале Петербургской гостиницы состоялся съезд Южнороссийс­кого    миссионерского    поля.    Присутствовали    братья Л. Р. Конради, Ю. Т. Бетхер, Г. Дель и Г. И. Лебсак. От общин было 27 делегатов. На съезде было подтверждено постановление об образовании Южнороссийского Союза-Общин. У дверей стояла полиция, чтобы не допускать вмешательства с улицы. Это был первый случай такого рода, который произвел на всех благоприятное впечатление.

С 19 по 23 сентября в Киеве состоялся съезд Среднероссийского поля. На этом и последующих съездах присутствовали те же (старшие) братья, что и в Вендорах. Принимались ана­логичные подтверждающие решения соответственно своим полям.

С 26 по 30 сентября в Саратове прошел съезд Восточно-российского миссионерского поля. 17 общин прислали на съезд 33 делегата.

С 3 по 7 октября состоялся седьмой годовой съезд Кавказ­ского Союза-Общин. От 23 общин присутствовало 60 делегатов.

11 октября в Риге прошел первый годовой съезд Балтий­ского Союза. На этом съезде были делегаты и от расформиро­ванного Северороссийского поля. (48)

С 12 по 16 октября в Риге состоялся первый Съезд Российского Союза-Союзов (Российская Унионная Конфе­ренция). На съезде был основан Российский Союз-Союзов с центром управления в городе Риге, председателем избран брат Юлиус Теодор Бетхер. (49)

В 1907 году в Риге было учреждено адвентистское Трактатное Общество. Общество издает и распространяет в России адвентистские книги, брошюры и журналы на русском, немец­ком, латышском, эстонском и польском языках. С 1 января 1908 года Россия была выделена в самостоятельный унион. (93)


1909   С 13 мая по 6 июня в Вашингтоне в США проходил съезд Всемирного Союза, 37-я сессия Генеральной Конферен­ции. От России присутствовали делегаты: бр. Геде, Исаак, супруги Бетхер и Г. И. Лебсак. Впервые делегация от России посетила съезд Всемирного Союза. Когда секретарь Всемирного Союза брат В. А. Спайсер в своей речи коснулся России, он сказал: "Мы благодарны Богу и нашим братьям в России за то, что наше знамя развевается уже на горе Арарат. Послед­няя весть проникла в ту страну, где праведный Ной снова начал историю человечества". В субботу 15 мая говорила сестра Уайт на основании притчи о виноградной лозе, еван­гелие от Иоанна 15 глава и неоднократно повторяла, что наша человеческая натура должна слиться с божественной, если мы желаем успешно довести дело до конца, хотя в то время сест­ре Уайт был уже 81 год, и ее должны были передвигать в кресле на колесах, тем не менее она была бодра духом и го­ворила с силою, стоя за кафедрой целый час. Ее речь могли слышать и понимать сидящие в последних рядах. Восемнадца­того мая сестра Уайт приняла русских делегатов в своей ком­нате. Она особенно радовалась им, вспоминала о своем пребы­вании в Европе и была полна надежд на дело Божие в Рос­сии. Она говорила так увлеченно, что один из ее сыновей не­однократно напоминал ей о ее слабом здоровье. Она говорила и о том, что чувствует приближение близкого конца своей жизни, но надежда ее покоится в Господе.

1 августа делегаты из России вернулись в нашу страну. (51)

1910   С 3 по 8 марта в Митаве состоялся второй съезд Рос­сийской Унии.

Правительство стало проявлять к движению АСД особый интерес и командировало от Министерства Внутренних Дел на наши съезды 1910 года чиновника С. Д. Бондаря для изуче­ния АСД. * (25)

1911   К 1 января 1911 года Унион состоял из трех местных кон­ференций или соединений (Балтийского, Кавказского и Южно­российского) и шести полей (Западнороссийского, Малорос­сийского, Среднероссийского, Восточнороссийского, Сибирского и Среднеазиатского). С 1 января Российская Уния была разделена на два самостоятельных униона: "Российский Унион" и "Сибирское Унионное поле". Российский Унион состоял из одного унионного округа (Рига и ее предместья), трех конференций или "соединений" (Балтийского, Кавказского

 

* Во время работы над книгой "АДВЕНТИЗМ СЕДЬМОГО ДНЯ", С. Д. Бон­дарь имел собеседования о нашей церкви с братом И. А. Львовым.


и   Южнороссийского)   и   трех   полей   (Малороссийского, Среднероссийского и Западнороссийского). Сибирское Унионное поле состоит из пяти полей: Волжского, Приуральского, Туркестанского, Западносибирского и Восточносибирского. (93)

1911   год - это и год начала ограничений на деятельность неп­равославных религиозных организаций. Данная ранее свобода совести сильно урезывается. Многочисленными циркулярами Министерство Внутренних Дел ставит для работы и, особенно, для съездов такие рамки, что становится невозможным проводить их. Хотя дело продолжает развиваться, но темп развития значительно замедлен *.

Единственно радостным событием этого года было посеще­ние России председателем Генеральной Конференции братом Даниельсом, который на своем пути из Финляндии в Констан­тинополь посетил многие общины в крупных городах.

1912-1913 годы протекают при дальнейших стеснениях. (65)

1913   В С.-Петербурге начинается издание журнала "Благая Весть", /ф. 37/ Редактором журнала был И. А. Львов. (74) С 1898 г., когда церковь АСД получила разрешение от цензуры, литература стала печататься в Риге. Первая книга, которую цензура позволила напечатать на русском языке, была "Хрис­тианское воздержание", в то время как цензура запретила невинную книжку того же автора "Путь ко Христу". Эту кни­гу напечатали в Финляндии. С 1905 г. в Гамбурге стал выхо­дить наш русский миссионерский журнал "Маслина" /ф. З/, ко­торый в 1912 г. был запрещен цензурой. После этого появился в Петербурге наш журнал "Благая Весть". (43)

В это время брат Бетхер принял предложение стать помо­щником председателя Европейского отделения Всемирного сою­за, а брат Отто Рейнке был прислан, чтобы принять руково­дство над Российским Союзом-Союзов, и уже осенью братья:

Бетхер, Рейнке и Лебсак работали на съездах Союзов Азовского, Черноморского, Северокавказского и др. (55)

1914    С 1 января вступило в силу постановление Европей­ского Дивизионного Совета, на основании которого Россий­ский Союз-Союзов разделен на Восточно- и Западнороссийский Союз-Союзов, а два Сибирских миссионерских поля вместе с Амурским и Туркестанским полями и Закавказьем были непосредственно подчинены Европейскому Дивизионному Союзу, от которого брат Ю. Т. Бетхер, будучи помощником

* 8 Сентября 1916 г. в "Биржевых ведомостях" были опубликованы выдер­жки из циркуляра министра внутренних дел, в котором рекомендовалось "в интересах общественного порядка и безопасности государственной применять все средства, чтобы препятствовать вредной деятельности сектантских организаций и отдельных представителей". (104)


председателя, обращает внимание на сибирские и азиатские поля.

Восточнороссийский Союз состоял из Невского, Азовского, Северокавказского Союзов и Среднероссийского, Беломорского, Уральского и Волжского миссионерских полей, с 92 общинами и 2677 членами, в то время как Балтийский, Двинский и Ма­лороссийский Союзы вместе с Западнороссийским, Вислинским и Черноморским полями с 2134 членами и 66 общинами обра­зовали Западнороссийский Союз-Союзов. Восточнороссийский Союз-Союзов принял брат О. Рейнке, а брат Бетхер стал председателем Западнороссийского Союза-Союзов.

Согласно уставов церкви АСД, председатели всех полей образуют Совет Союзов. Издательское дело осталось под фирмой "Яков Дрейман" в Риге, во главе которой находился брат Павел Брандт. (56)

1916   Весною брат Ю. Т. Бетхер, как американский гражданин, должен был согласно министерского приказа оставить Россию. Он вернулся к своему семейству в Соединенные Штаты, где он работал в нашей миссионерской школе в Клинтоне. Брат О. Е. Рейнке, которого должна была постигнуть та же участь, уже купил билет во Владивосток, чтобы ехать через Японию в Сан-Франциско, но вследствие промедления остался до марта

1917   1917 г. и после мог уже остаться здесь (после февральской революции).(57) Брат Лебсак пишет: "Брат О. Е. Рейнке ос­тался на месте брата Бетхера. Вместе с ним мы должны были установить всеобъемлющие правила, которые бы отвечали пот­ребностям и обстоятельствам современных и законных предна­чертаний". Между прочим. Советы (Союзов АСД) нашли безус­ловно необходимым, чтобы до правильного выбора Советов местных Союзов управление Восточнороссийского Союза-Союзов было поручено брату И. Ф. Гинтеру, а Западнороссийского брату Г. И. Лебсаку.(59) В 1916 году Бетхер был вынужден оставить Россию, и обязанности председателя взял на себя, вплоть до своей смерти в 1921 году, О. Е. Рейнке.(77) Умер Отто Эдуард Рейнке от истощения в 1921 году. В этом же го­ду из России выехал последний представитель Генеральной Конференции брат Даниель Исаак. Таким образом, русский адвентизм остался без иностранной помощи, опираясь только на свои местные кадры и силы.(85) На Всероссийской Конфе­ренции 1920 года одно из постановлений гласило следующее: "Доверенность на выдачу мандата проповедника Всероссийского Союза-Союзов Лебсак Г. И.". Председатель Совета Всероссийс­кого Союза-Союзов Г. И. Лебсак. (3) (Духовные и администра­тивные обязанности представлены "раздельно).