1897   В С.-Петербурге начал проповедовать изучение Библии брат Герхард Перк, и вскоре семь человек начали соблюдать седьмой день субботу. Работа в Петербурге привлекла вни­мание других протестантов. Видные члены Евангельских христиан проявили интерес к изучению пророчеств, и неко­торые из них переписывали и переводили эти материалы из адвентистских книг. К 1901 г. здесь уже было образовано две группы: русская с 20-ю членами и немецкая с 50-ю членами. (76)

В "Zions-Wachter" (Стражи Сиона) за 1897 год брат Г. Перк пишет следующее: "По милости Божией удалось в этом году сделать начало в столице этой великой страны и, несмотря на много препятствий и затруднений, Господь Бог соизволил, чтобы 17 душ приняли истину. Господь посылает луч третьей ангельской вести и сюда... и освещает искренних. Господь строит Свое царство, и когда Он появится, то и здесь будут некоторые спасены." (39, 101)

В этот период времени адвентисты были вне закона и со­бирались нелегально на частных квартирах, преимущественно в  квартире  брата  Оттона Вильдгрубе  по  адресу:  ныне ул. Горького, дом 53, на 4-ом этаже, /ф.29/

1901    С 12 по 16 сентября в Риге состоялось первое собрание Северороссийского миссионерского поля. На этом собрании были представители из общины Петербурга. (40) На собрании было принято решение об объединении общин с членами церкви из русских в самостоятельное Среднероссийское поле. С.-Петербург входит в состав Северороссийского поля. Пред­седателем Северороссийского поля избран бр. Д. П. Геде, секретарем бр. О. Вильдгрубе. Из общины АСД в Петербурге

1902    направляют в семинарию во Фриденсау в Германии для работы преподавателями русского языка сестер Е. Бартельс до 1904 г. и С. К. Баянус с 1904 г. по 1908 г. ( 46, 12, 21)

1903   К 20 веку в России были основаны немецкие колонии.. Были колонии и около С.-Петербурга. В одну из таких ко­лоний, колонию Каменка, весть АСД проникла через семью Вильсон. В это нелегкое для церкви АСД время семья Виль­сон предоставляла свой дом для проведения молитвенных собраний. Отец Я. Я. Вильсона работал лесником. Приезжая в Каменку за молоком, он приглашал знакомых посетить соб­рания АСД. Поехала только Маргарита Андреевна Плецер, прабабушка   с. Манилич В.   Познакомившись   с   истиной, М. А. Плецер стала первой адвентистской в колонии Каменка. Сестра стала собирать у себя дома друзей и соседей, читала


им Священное Писание, приглашала служителей церкви АСД. По памяти очевидцев в эти и последующие годы колонию посещали служители: Вильсон, Энгри, Ефимов, Рейнке, Бетхер, Арефьев, Лазаренко. Когда с. Плецер шла к знакомым, она брала с собой Библию. Брат М. А. Плецер стал библейским работником. Вторым членом церкви АСД в колонии Каменка стала   с. Штерн.   После   смерти   с. Плецер   служители останавливались у с. Штерн. В 1939 г. многие из колонии Каменка были переселены в Красноярский край.

1904   28 октября на хуторе Якотинцево у Невинномысской ста­ницы состоялось первое собрание Среднероссийского поля. Председательствовал бр. Г. И. Лебсак. На этом собрании назначают секретарем поля только что прибывшего из семи­нарии во Фриденсау К. С. Шамкова и направляют его в Петербург. (42)

1905   В России провозглашена свобода совести. 20 июля во Фриденсау в Германии состоялось совещание Союза Союзов, и было предложено новое разделение полей в России. В част­ности, предлагалось общине АСД в Петербурге войти в состав Среднероссийского поля. С 9 по 12 ноября в Святошино около Киева состоялось совещание Среднероссийского миссионерского поля. Предложение Союза Союзов было принято, и Петербург с 1906 г. стал входить в состав Среднероссийского поля, председателем поля избрали О. Вильдгрубе. (44,45) церковь АСД начинает проповедь на новых местах. С этой целью из С.-Петербурга в Москву в декабре переводится К. С. Шамков. (47) Об этом времени пишут: "Архивные данные свидетель­ствуют о том, что адвентизм особенно возрос и стал рас­пространяться в годы проведения столыпинских аграрных законов." (98)

В общине Петербурга работает активный добровольный миссионер бр. Ф. Ф. Генешке. /ф. 35/ Он распространяет трак­таты церкви АСД. Через него в церковь АСД приходят С. С. Ефимов и И. А. Львов /ф. 35/, которые становятся слу­жителями. В памяти современников этого времени сохранились следующие члены церкви: Перк, Генешке, Вильдгрубе, Виль­сон, Ефимов, Львов, Альба, Кузьмин, Просолов, Орлова, Дымза, Бартылье, Нутенберг./ф. 31/ Интересно отметить еще одно сообщение об этом времени в Ежегоднике музея истории религии и атеизма: "В 1906 г. многочисленные собрания адвен­тистов проходили в доме 16 по ул. Гороховой, где руково­дитель этой секты фон Бейнинг выступал с толкованием про­рочеств о скором втором пришествии Христа на землю."(98) Эти данные были заимствованы из государственных архивов царской России. У некоторых даже сложилось мнение, что эти


собрания стали началом движения адвентистов в С.-Петербур­ге. Но известно, что уже в 1901 г. были представители от церкви АСД из Петербурга на первом собрании по организа­ции Северороссийского поля. (40) Лекции на тему библейских пророчеств действительно проводил Ф. Бейнинг в помещении на ул. Гороховой, дом 16. Но это мероприятие было личной инициативой и нисколько не связано с деятельностью церкви АСД. У людей бывает желание рассказывать что-то новое. Ф. Бейнинг был светским человеком, в перерывах между лек­циями, беседуя с друзьями, раскуривал трубку. Этот человек был некогда знаком с издательством журнала "Маслина" в Гамбурге и, когда к нему на одной из таких лекций обратился депутат Государственной думы (депутат от войска донского из с. Тарасовки Ростовской обл.) крестьянин Кулаков Степан Викторович, Ф. Бейнинг дал адрес издательства. После пере­писки с издательством, получения литературы и адресов на­ших братьев, С. В. Кулаков познакомился с учением церкви АСД и стал первым адвентистом из династии Кулаковых в Тарасовке. Брат Кузьмин Андрей Осипович, член общины в Ленинграде,  рассказывал:  "Мы  ходили  слушать  лекции Ф. Бейнинга. Это был весьма образованный человек, он с большой ясностью излагал то, что было нашим убеждением, учением церкви АСД и удивлялись, почему он не с нами? Андрей Осипович говорил, что Ф. Бейнинг излагал толкование пророчеств так хорошо, что мы по своему уровню образования никогда не смогли бы так хорошо сказать. Этот пример пока­зывает прогресс реформации в движении АСД. Ясность толко­вания Священного Писания привлекала даже тех, кто не пос­вящал свою жизнь Богу. К этому уместно вспомнить случай, когда в молитвенный дом к адвентистам пришел православный миссионер Айвазов для диспута. Ему была предоставлена воз­можность сказать слово. Он сделал попытку подвергнуть сом­нению некоторые основы понимания Слова Божия адвентиста­ми. После него выступил бр. Ефимов и привел аргументы, подтверждающие верность учения адвентистов, опровергая кри­тику Айвазова. Некоторые из присутствующих высказались вслух критически относительно миссионерского похода Айвазова, но он, встав, обращаясь в том числе и к сопровож­давшим его, сказал: "Учитесь у них (у адвентистов) изучать Священное Писание." Вспоминая эти случаи, мы можем луч­ше представить себе время и обстоятельства, окружавшие первую общину церкви АСД в Петербурге. В это время для учебы направляют в семинарию во Фриденсау в январе Вильсона Яна Яновича /ф. 35/ и его сестру Елизавету Яновну, а в июле следующего года И. А. Львова. (5)


1907    11 октября в Риге состоялось первое собрание Балтийского Соединения, в которое с 1908 г. будет входить Петербургская губерния. Председателем Соединения избран Ю. Т. Бетхер. (49,

11)

С 12 по 16 октября в Риге состоялся 1-й Съезд Рос­сийского Союза Союзов. (49) От Балтийского Соединения присутствовало б делегатов: Ю. Ф. Бетхер, И. Спроге, Ф. Бич, И. Теснек, И. Шнейдер, И. Юриксон. Одним из принятых решений было оставить до весны в Петербурге бр. И. Перк и перевести в Петербург весной бр. И. Спроге. (13)

С 19 по 23 сентября на 3-й годовой конференции Средне-российского поля бр. О. Вильдгрубе оставляют председателем поля, и в связи с присоединением С.-Петербурга к Балтий­скому полю бр. О. Вильдгрубе переводят в Москву. (9) К концу года, согласно отчету, община в Петербурге насчитывала 88 членов. (10)

1908   В статистических данных на 30 июня в Петербургской общине 61 член церкви. (15) Относительно такого резкого изменения   числа   членов   в   общине   Петербурга   бр. Ю. Т. Бетхер во время своего посещения делает замечание:

"Просматривая список членов церкви, мы увидели, что там обозначены 88 членов; на самом же деле их было только 61; приняты были в расчет давно умершие и уехавшие члены. Следует более аккуратно вести записи членов, чтобы между ними не значились такие, которых уже давным-давно нет." (17) (Такое резкое падение числа членов возможно связано и с переездом некоторых в Москву для оказания помощи бр. О. Вильдгрубе, так как в Московской общине отмечен резкий скачек от 8 членов церкви на 30 июня до 30 членов к 30 сентября.) (16)

Посетив Петербург, бр. Ю. Т. Бетхер /ф. 35/ отметил это время и другими интересными сообщениями: "Что касается дела, С.-Петербург пережил кризис, так как было запрещено собираться; все члены однако твердо держались своей веры. Когда я приехал туда, у нас с братьями и сестрами было собрание, в котором мы постарались указать на необходимость иметь свое помещение в собрании. Было решено найти подхо­дящее помещение. Господь скоро помог нам в этом, и мы на летние месяцы могли нанять зал, принадлежащий латышской лютеранской церкви. Он снабжен скамейками и в нем есть физгармония. Мне первому пришлось говорить в нем. Почти все сестры и братья собрались. Так как нам необходимо иметь собственный молитвенный дом, то был назначен совет из семи братьев для обсуждения его постройки. Мы надеемся от казны получить место для этого; некоторые пожертвования для


пост­ройки молитвенного дома у нас уже есть. Мне удалось погово­рить с некоторыми лицами в разных учреждениях относите­льно нашей унии. Мы и в этом надеемся на успех, если не сразу, то хотя со временем." (17) Современники этих событий рассказывали, с каким чувством радости они переживали на­дежду на возможность обрести свой молитвенный дом. Покой­ные сестры Регина Андреевна и Роза Адамовна вспоминали, с каким искренним чувством их родители жертвовали вещи на продажу и деньги, чтобы построить дом Божий. По всей види­мости в этом же году и был построен первый молитвенный дом церкви АСД в С.-Петербурге за Нарвской заставой дом № 17 по ул. Бумажной, /ф. 30/ В следующем году, уже в

1909   этом доме совершает служение Л. Р. Конради. В Пу­тевых заметках он пишет: "Я 21 ноября отправился в Россию. Возвратившись из Финляндии в С.-Петербург, я застал там братьев Ю. Т. Бетхера и Э. Котц. Переодевшись, мы отпра­вились в министерство, чтобы выхлопотать разрешение на устройство собрания. Получив разрешение, я вечером говорил в нашем молитвенном доме, который был битком набит. Как чудесно Господь помог нам в этой столице! Раньше мы при­нуждены были собираться на четвертом этаже (упоминается квартира О. Вильдгрубе), - теперь же у нас здесь церковь с 80 членами и собственное, хотя и скромное помещение, кото­рое всегда переполнено слушателями". (26) К концу года по отчету община насчитывала 76 членов. (23) Из семинарии во Фриденсау возвращаются в Россию в сентябре 1908 г. Вильсон Ян Янович и Елизавета Яновна, а в апреле Л 909 г. И. А. Львов. (5)

1910    С 3 по 8 марта в Митаве одновременно состоялись соб­рания: Второе Всеобщее собрание Российской Унии (2-й съезд) и годовое собрание Балтийского Соединения (24, 25, 96). В отчете собрания Балтийского Соединения отмечено: "Комитет для доверенностей предложил следующих лиц: рукоположенный проповедник Соединения И. Спроге, разъезжающие проповед­ники Я. Шнейдер и Г. Гинтц, библейские работники Я. Виль­сон, С. Ефимов, К. Хант, Р. Ирбе, И. Львов, С. Лебсак, А. Раук,  И. Дрейман.  Председателем  Соединения  избран И. Спроге, кассиром П. Брандт, письмоводителем Я. Шнейдер. В   комитет   соединения   вошли   И. Спроге,   С. Ефимов, И. Дрикис, А. Клемент, П. Брандт. На Втором Всеобщем собрании Российской Унии от Балтийского Соединения рабо­тали следующие делегаты: И. Спроге, С. Ефимов, П. Брандт, Я.Теснек,   Я.Шнейдер,   А. Клемент,   Г. Гинтц,   И. Пегеле, И. Юриксон. Впервые была сдана вторая десятая в Российской Унии. Инициативу в этом проявило Балтийское Соединение.


Во время собраний в служении участвовал хор из Петербург­ской общины. (53, 25) От правительства из С.-Петербурга был откомандирован чиновник, который посещал каждое собрание и делал свои заметки. До нашего времени дошла его оценка выступлений служителей: "Проповеди Конради и Бетхера были лучшими из проповедей, сказанных на конференциях. Пропове­ди Конради, полные внутреннего огня и силы, произносились с редким подъемом и воодушевлением. С замиранием сердца внимали слушатели его словам, иные плакали. Проповеди Бет­хера по силе внутреннего чувства уступали проповедям Кон­ради, но они отличались искусством построения и красотой внешней формы. Отдельные места его проповедей блистали остроумием и вызывали дружные улыбки на лицах присут­ствующих." (97)

Интересно вспомнить, какими путями люди шли в Цер­ковь, как знакомились с учением и как их жизнь обретала новый смысл. Из воспоминаний сохранилось приобщение к Це­ркви в Петербурге Щеглова Р. С. и Задохиных Никиты и Егора. В этом году они приехали из дёр. Сурки в Петербург на заработки. Однажды они оказались рядом с собранием ад­вентистов и посетили его. Их отличало искреннее стремление понять Священное Писание, и через некоторое время они ста­ли членами церкви АСД. В то время служителями в общине Петербурга были Ефимов С. С. и Львов И. А. Через Ефимова и Львова они научились понимать Слово Божие и вернулись к себе в деревню, неся с собой еще и это духовное богатство. В дальнейшем, когда бр. Львов И. А. совершал служение в Московской общине, он продолжал заботиться и о братьях в дёр. Сурки (90). К концу года община в Петербурге насчи­тывала 93 члена церкви. (29) В этом году молитвенные соб­рания стали проходить на Петроградской стороне по Большому пр. дом 10, а на следующий год по этой же улице, но еще

1911   и в доме 17 /ф. 36/. На первый квартал в Петербурге две общины с числом членов 43 и 46 человек (30), но установить какая из общин проводила собрания по указанным адресам на сегодня нет возможности. 1911 год - это и год начала всевозможных ограничений на предоставленную ранее свободу совести. По мере приближения Первой мировой войны положе­ние все более ухудшалось. Православное духовенство, зная прежнюю организационную зависимость нашего дела в России от Германии, поспешило воспользоваться этим аргументом для возбуждения народных масс и правительства против АСД, выставляя их как немецких агентов. Такая их агитация не осталась бесплодной. Во многих городах собрания оказались закрытыми, а где и продолжали существовать, то проходили


при непременном присутствии двух полицейских, которые иногда даже во время проповеди предлагали проповеднику не касаться тех или иных вопросов. (65) (В церковной реорга­низации отмечается размежевание деятельности в западных и восточных районах. Начинается передвижение основной дея­тельности церкви вглубь России). Чтобы лучше удовлетворить заказы на литературу и распределить работу, русский отдел издательства переводится (возможно из Риги, Малая Невская ул., 12) в Петербург, и там основывается филиальное отде­ление "Ефимов и Кемп". (55)

1912 Община Петербурга по решению Совета Союза, выходит из Балтийского Соединения и переходит во вновь образовав­шийся Невский Союз с председателем Союза Даниилом Иса­аком. (54)

Для учебы в колледж Ньюболд церкви АСД в Англии направляют члена Петербургской общины АСД Владимира Михайловича Теппоне. (6) В Петербурге для собраний нани­мается еще один, третий зал. (31) В общине начинает работу юношеский кружок. В журнале "Маслина" сохранилось сообще­ние о намеченных планах работы кружка: "В миссионерском юношеском кружке мы, например, установили один день в неделю, в который идем колпортировать* [В другой раз я еще напишу об этом]. Книги, брошюрки и журналы - это наши немые проповедники, и их то мы не должны забывать. Кни-гоношество большое орудие в деле Господнем, и за него дол­жна бороться особенно молодежь. Пророк Софония говорит:

"Близок день Господень, близок и очень поспешает!" О, если этот великий день так близок, если он действительно так поспешает, то не нужно ли и нам поспешать с работой? "Рав­няйте дорогу, убирайте камни!" И если мы с распростертой над нами рукой Господней при помощи средств и советов от старших приступим теперь к этому делу с таким рвением, как еще ни к чему не приступали, то успех нас не минует". (32) Открытию юношеского кружка было посвящено специальное стихотворение:

О, юные верой и духом сердца!

Вы призваны к цели высокой,

На вас возложил Бог немало труда:

Трудиться на ниве богатой!

* Колпортировать - распространять литературу.


Весь мир наш окутан духовною тьмой

И мраком покрылась земля;

Все стали суровы, горды душой,

Не стало уж сил для житья!

Друзья молодые, вы воины Христа,

В оружье борцов облекитесь,

И смело за Ним все во имя Творца

В бой на врага устремитесь!

Рассейте же светочем ученья Христа

Великую тьму Петрограда *,

Откройте смелее свои вы уста,

Поведайте, в чем есть отрада!

Идите, ищите заблудших везде,

К спасению падших зовите,

Награду обрящете вы в том труде:

Вы в вечную жизнь войдете!

И. А. Гайдишар

Далее автор статьи, продолжая, пишет: первые шаги уже сделаны: везде организуются юношеские кружки; редакция этого журнала дала нам особый отдел, но это только первые шаги, а за первыми должны последовать и другие." /ф. 32/

1913   В С.-Петербурге начинает работать еще одно издание журнала /ф. 37, 38/ "Благая Весть" (74), Канцелярия издатель­ства располагалась в доме № 4-6, кв. 26 по ул. М. Гребецкая. Редактором журнала был И. А. Львов. За этот период време­ни делает некоторые сообщения о Петербургской общине бр. Д. Исаак: "В Петербурге мы теперь имеем 136 собратьев раз­личных национальностей; есть некоторое число немцев, но большинство из них русские. Поэтому собрания держатся на русском языке. Мы здесь имеем также дневную школу. Теперь в  Петербурге  находятся  три  работника  (С. С. Ефимов, И. А. Львов и вероятно еще один из служителей Невского Союза), две женщины-фельдшера и четыре колпортера. Инте­рес хороший, и некоторые уже ожидают крещения. Собратья имеют веру и мужество, что Господь здесь еще сделает великое дело. (31)

1914   После окончания курса обучения в колледже Ньюболд В. М. Теппоне направляется для работы с 15 марта в русской группе преподавателем богословия в семинарию во Фриденсау в Германии. (5) /ф. 33/

Возрастание международной напряженности и напряженно­сти внутри страны приводит к резким ограничениям деяте­льности различных общественных организаций. Разгораются преследования и ссылки в Сибирь. (65) В Петрограде аресто­вывают      братьев      В. А. Лашко,      Е. В. Задохина, Ф. Т. Григоревского за соблюдение 4-й и 6-й заповедей. (90)

Из семинарии во Фриденсау возвращается в Россию рус­ская группа студентов вместе с преподавателем В. М. Теппоне. С началом Первой мировой войны проповедник И. А. Львов и библейский работник В. М. Теппоне переводятся в Москву. Вместе со Львовым И. А. в Москву перемещается и небольшое издательство журнала "Благая весть". (4)

1915   При всех затруднениях в Петрограде удается издать кни­гу Е. Уайт "Размышления о Нагорной Проповеди", /ф. 38/ В этом году в Петрограде правительством закрываются молит­венные дома и издательство. Арестовывается служитель Пет­роградской общины Ефимов С. С. Нелегкое испытание постиг­ло тех, кто желал посвятить свою жизнь проповеди добра и любви, они вместо этого оказывались в камерах тюрем, шли этапами в дикие, необжитые районы, переживая голод, холод, болезни и изнурительный труд. Один из братьев, переживший эти испытания, писал о своих воспоминаниях в журнале "Бла­гая Весть": "Никому слово "свобода" так не дорого, как людям, испытавшим горечь рабства. Жутко становится тому, кто хоть мало-мальски знает, что такое тюрьма, где кроме четырех голых стен да маленького окошечка у потолка ничего нет. Сколько бессонных ночей, сколько бесконечных дум и душевных терзаний приходится здесь испытать. Помимо труд­ностей заключения, выпадает на долю заключенного целый ряд ядовитых оскорблений и унижений. Непрерывной пыткой явля­лись кандалы. Они постоянно, при каждом шаге и движении своим лязгом и звоном напоминают несправедливо нанесенную обиду... Лучшим утешением для верующего являлась его вера. Искренно верующий, хотя и страдал, но никогда не унывал и не роптал, и терпеливо все переносил. Если же становилось слишком тяжело, то в молитве он находил обильное утешение и подкрепление.

В подобных обстоятельствах прожил я (Н. Г. Лабренц, /ф. 35/) 11 месяцев в Петроградской тюрьме. В ноябре 1915 года, человек 25 каторжан и много других арестованных отправили этапным порядком в Нижегородскую губернскую тюрьму. Нижегородская община очень много сделала для нас,


заключенных. Они добились с нами свидания, и это было для нас большой радостью. В одну субботу они пришли незадолго до захода солнца, расположились на лугу перед моим окном и запели из псалмов христиан. Никогда я этого не забуду. Слу­шал не только я, вся камера притихла, внимательно прислу­шиваясь к звукам, полным мира и утешения. Они кончили петь и ушли, но в камере было по-прежнему тихо, и заклю­ченные ходили молча с задумчивыми лицами, песня затронула их." (62)

Аналогичные переживания ожидали Петроградского пропо­ведника С. С. Ефимова. В общине узнали, когда брата Ефи­мова будут вести этапом. Подобно тому, как сотни лет назад христиане вышли, чтобы проводить ап. Павла, члены Петрог­радской' общины вышли, чтобы проводить своего наставника. Когда двери темницы были открыты, они увидели брата и по­няли, что теперь они разделены, и только взгляды, полные тепла и стремления поддержать, свидетельствовали о сердечном единстве. Так они шли до выхода из города. Бр. Ефимов был сослан на Ангару. Там в ссылке ему пришлось пережить мно­го трудностей, что отразилось на его здоровье на всю его жизнь. Он переписывался с членами общины, делился с ними своими переживаниями, и сестра Евгения Шарыпанова, поэтесса, по этой переписке написала гимн в Псалмах Сиона № 225.

В жизненном море с волнами бороться,

Бог мой, я тяжко, смертельно устал!

То грозный вал мне навстречу несется,

То на подводный я камень попал.

То грянет буря..., гроза разразится,

Треплет мой челн словно щепку порой,

То я со штормами должен сразиться -

Челн мой не раз заливает водой.

О, как устал я! ... А берег желанный

Все еще кажется так далеко!..

Путь, чтоб достигнуть приют долгожданный,

Ах, переплыть не легко, не легко!

Часто в борьбе со стихией грозной

Сил не хватает... немеет рука...

Дух леденит под струею морозной,

Помощи зов не идет с языка...


Бедный мой брат и пловец утомленный,

Падаешь духом ты? О, ободрись!

Новою силой в пути окрыленный

В море житейском ты смело держись.

Долго ты плыл... много с бурями бился,

Сколько преград на пути победил!...

Гавань близка уж, а ты утомился,

Руки в тяжелой борьбе опустил...

Трудно тебе! О, я верю, как трудно!

Но не забудь: Отчий глаз над тобой!

Бодрствуя денно и нощно,

Он чудно Зрит каждый миг твоей жизни земной.

Будь победителем! О, не сдавайся!

Скоро ты сможешь свободно вздохнуть.

Челн твой у цели... мужайся ж! Мужайся!

Вот... вот... немного... и кончен твой путь.

Хотелось бы оставить в памяти нашей то немногое, что сохранилось из воспоминаний об этой сестре. В Псалмах Сио­на гимны, именуемые инициалами Е. Ш. написаны рукой этой сестры. Это была женщина с богатым дарованием и глубоким духовным содержанием. Она принимала гостей с особенной мягкостью и любезностью. Ее наружность, одежда, как и сама она, были скромны. Беседы с ней оставляли глубокое впечатление. Она была полна любви и сострадания к людям и всегда была готова отозваться участием. (88)

1915   В этом году после закрытия издательства канцелярия Союза Союзов и издательство переводится из Петрограда в Саратов. (60) Петроград с 1914 г. стал входить в Восточно-российский Союз Союзов. (56) По всей видимости, канцелярия этого Союза размещалась в Петрограде. Но еще в 1908 г. бра­том Ю. Т. Бетхером велись переговоры в Петербурге относи­тельно Унии, в то время единственной Российской Унии. Он отмечает: "Мне удалось поговорить с некоторыми лицами в разных учреждениях относительно нашей Унии. Мы и в этом надеемся на успех, если не сразу, то хотя со временем". (17)

В Петроград из Риги переводят бр. Я. Я. Вильсона. (4) Хотя сектантам было предложено иметь молитвенные дома, но они отказались по причине всевозможных ограничений в про­ведении богослужения. (59) Собрания проходят на квартире у служителя Я. Я. Вильсона в Озерках. Крещения совершаются


нелегально, /ф 34/ В 1916 г. бр. Вильсона переводят в Ростов н/Д. (4) По фотоснимку /ф. 39/ можно предположить, что в этот период времени в Петроградской общине служение совершал брат А. Эглит.

1917   Февральская революция принесла нашему народу незабы­ваемую радость - были амнистированы религиозные "преступ­ники", и наши братья, высланные в Сибирь и томившиеся по тюрьмам, получили свободу /ф. 39^ 40/ и вернулись  к своим дорогим семьям и общинам. (65) Участникам этих событий все происходящее казалось сном, им с трудом верилось в действительность происходящего, - этот момент надолго ос­тался в памяти у его очевидцев. Обратимся еще к воспомина­ниям бр. Н. Г. Лабренц: "Первого марта, 1917 года, сидел я, как обычно, в своей маленькой одиночной камере. Настали су­мерки, и я от нечего делать стал вычислять, сколько мне еще осталось сидеть; высчитал годы, месяцы, недели, дни и даже часы и минуты. Вдруг слышу торопливые шаги приближающи­еся к моей камере; я насторожился. Железную дверь поспешно открывают и входит сильно взволнованный помощник началь­ника тюрьмы. "Знаете ли вы имена всех заключенных сектан­тов?" - обращается он ко мне, подавая мне листок бумаги и карандаш. "Напишите их всех, только поскорее". Я их, конеч­но, хорошо знал и написал, не забыв в том числе и себя. Напрасно ломал я себе голову, шагая большими шагами по камере и стараясь выяснить себе причину волнения помощни­ка, я никак не мог понять, почему он волновался и для чего ему нужен был список, как вдруг словно молния, осветила меня мысль: "Свобода!" При этой мысли у меня даже перех­ватило дыхание, но я тотчас же ее отвергнул, как нелепую фантазию. Но моя душа будто предчувствовала, что прибли­жается что-то важное, особое, что сейчас узнаю причину волнений помощника. Двери опять открываются, входят нес­колько людей тюремной администрации, говоря мне: "Выходи­те, вы свободны!" Я стоял, не двигаясь, и смотрел широко раскрытыми глазами на вошедших, не зная верить ли своим ушам. Они должны были повторить свои слова и только тогда невероятная радость охватила меня. Наскоро собрав свои вещи, я чуть не бегом выбежал из камеры. Внизу, в конторе, уже находились мои друзья. У всех лица были бледны, все были взволнованы. "Неужели свобода?!" - спрашивали они меня. "Нет, мы раньше не поверим, пока не выйдем из тюрьмы", -говорили другие. Трудно было верить тому большому счастью, многим предстояли еще долгие годы каторги, и вдруг неожи­данно свобода!!! Когда же нас выпустили на тюремный двор и мы услышали гул толпы, увидели в первый раз за несколько лет над собою огромное темно-синее небо с ярко горевшими бесчисленными звездами, то окончательно убедились в том, что мы свободны. Скорей теперь к воротам, за ними друзья, за ними воля и новая жизнь! Наше появление вызвало бурную радость, и несмолкаемое "ура" потрясло воздух. Радость соединила сердца чужих людей." (62)

1917   Возвращается из ссылки служитель Петроградской общины бр. С. С. Ефимов. Из Ростова н/Д в Петроград переводится бр. Я. Я. Вильсон. (4) С получением религиозной свободы дело, естественно, оживилось, и были выработаны планы для дальнейшей работы. Летом состоялись съезды Союзов, и, как завершение местных съездов, в июне 1917 г. состоялся Всероссийский съезд в городе Саратове.  Это был 3-й исторический съезд для нашего дела в России. Он был также радостной встречей для всех собратьев после всего пережитого за мрачные годы реакции и войны. (66) В Петрограде 14-18 июня прошли подготовительные съезды двух Союзов: Невского и   Двинского.   Председателем   Невского   Союза   избран бр. Я. Я. Вильсон и Двинского Союза бр. Я. Шнейдер. (60) На Всероссийском   Съезде   Я. Я. Вильсон   вошел   в   Совет Восточнороссийского Союза Союзов, а Я. Шнейдер в Совет Западнороссийского Союза Союзов. (60)

4-го ноября состоялось 3-е юношеское собрание в текущем сезоне. Тема: "Любовь". Собрание открыли пением псалма "Издали нам сияет страна" и молитвой. Слово было взято из 13-й главы 1Кор., ст.3. В проповеди было сказано, что если бы в сердцах людей погасла искра Божественной любви, то мир перестал бы существовать. В любви сила. Христос любовью покорил мир, и Его любовь должна облагородить нас и побудить трепетать сердца любовью к Господу и ближним. Господь дал людям эту способность, чтобы сделать людей совершенными. Во время проповеди были исполнены мелодии:

"Царский чертог", "Чистый источник", "Предвечный Бог", "С берегов далеких стран". Было произнесено 4 декламации: "О труде", "Вдали от Бога", "Моление о чаше", и в исполнении трио прозвучала поэма  "Христос,  Ангелы и  Церковь". Закончилось собрание около 9 часов вечера дружным пением псалма "Радость веры" и молитвой. (61)

В октябре совершилась Великая Октябрьская социалис­тическая революция.

1918   23 января издается глубоко демократичный декрет СНК "Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви". Этим декретом все религиозные организации получили равные права в нашей стране. Отделяя Церковь от государства, государство взяло под защиту права верующих и неверующих,


было намерение защитить свободу совести от возможного принуждения политическими методами исповедания убеждений.

Адвентисты обратились в правительство за разрешением на открытие молитвенных домов, были представлены основы адвентистского   учения   и   литература.   Затем   братья Я. Я. Вильсон и С. С. Ефимов были приняты лично В. И. Ле­ниным. Современники тех лет рассказывают, что братья говорили о воспитательной стороне учения церкви АСД. Ленин положительно отнесся к переданным просьбам и даже на прощание сказал: "Пусть ваш Бог вам поможет." В 20-е годы в Петрограде постоянно действовало не менее 4-х общин церкви АСД. Было открыто три молитвенных дома в разных районах города и один в немецкой колонии Каменка. На сегодня установить точные даты аренды молитвенных домов нет возможности, но основная последовательность сохранилась по воспоминаниям очевидцев. По всей видимости, адвентистам вновь разрешили пользоваться помещением на Большом пр. в доме № 17. В этом молитвенном доме совершал служение бр. А. Эглит.

1920   К 1920 году переводят служителей Я. Я. Вильсона в Томск (4), а С. С. Ефимова в Харьков. С 20 по 30 сентября в Москве состоялась Всероссийская Конференция. На Конферен­ции принято решение о переводе бр. А. Эглит в Одессу, а на его место из Винницы переводят бр. И. Горелика ( потом его сменил бр. Я. Реймер). От Северного Союза Союзов на конференции     присутствовали:     И. А. Львов,     Жгулев, А. Звирбуль,   О. Кальвайт,   3. Тарасовский,   К. Панфилов, П. Капустин, И. Шкапенко, Н. Смирнов, А. Куц, А. Воробьев, Краузе, Ненилин, фамилии следующих делегатов по воспо­минаниям скорее всего были от Петроградской обшины:

А. Эглит,   М. Володин,   М. Бюллер,   Р. Плецер,   Ф. Киль, Е. Норман, 3. Желнина. (3)

1922   Второй молитвенный дом располагался в Смольнинском районе по ул. Жуковского, /ф. 44, 45/ В 1922 и 23 годах в нем проводил собрания бр. Андерсон. По воспоминаниям в 1923 г. вернулся в Петроград бр. С. С. Ефимов. (87)

1925   С 12 по 16 июня в Ленинграде проходил 2-й Съезд Север­ного Областного Союза в большой кирхе Св. Михаила на Васильевском острове в доме № 18/32, угол Среднего пр. и 3-й линии, /ф. 4б/ Съезд проходил под руководством братьев Львова, Свиридова, Лебсака. Согласно договору с Лютеранским церковным Советом, кирха Св. Михаила взята для собрания 1-й Ленинградской общины. Также наши собрания проходят в небольшой   Мариинской   кирхе.   Съезд   вынес   решение: побуждать к усердию в исследовании Библии, проведению ее


учения в жизнь, активно участвовать в ликвидации негра­мотности, оказывать помощь ближним во дни бедствий, вести здоровый образ жизни, проповедовать Евангелие царствия Божия всем народностям. Областной Союз был реорганизован и стал включать теперь Невский и другие Союзы. Председателем Северного Областного Союза избран Л. Войткевич, членами Совета:    П. А. Свиридов,    Я. Реймер,    Г. А. Григорьев, В. Г. Тарасовский, И. В. Задохин и Т. Вегеле, он же сек­ретарь и кассир Союза. Центр Союза перенесен в Ленинград. Таким образом, наш центральный аппарат в Москве осво­бождается от части работы, и Ленинград может вкусить пре­имущества управления Северным Областным Союзом. (Канце­лярия Союза располагалась в доме № 34-а по Б. Пушкарской ул.) Большую радость доставило участие ленинградского отдела молодых членов на прощальном собрании, где присутствовало свыше 400 человек. Стихотворения, хоровое пение /ф 43, 48/ были исполнены на русском, немецком, латышском, эстонском и украинском языках. (69)

1926   Евангельским христианам и адвентистам было дано спе­циальное разрешение издать совместно 25000 экземпляров Библий на русском языке большого формата в государственном издательстве   Ленинграда. (78)   В   Ленинградской  области образуются новые группы и общины: в дёр. Ковалеве, в Шувалове, в Новой Деревне, на Песках, /ф. 41, 50, 51/ В этот приод времени Кулаков П. С. совершает служение в общине Новой Деревни. По воспоминаниям в 1927-28 годах бр. Глад­ков проводил собрания на Мытницкой улице. Собрания про­ходили в арендуемой квартире с большим залом. Об этом благоприятном периоде времени для жизнедеятельности церкви АСД писали: "С 1922 года внешние условия жизни стали более  благоприятствовать  проповеди  евангелия.  Введение твердой валюты, разрешение свободного переезда по железным дорогам, разрешение печатания литературы и вообще эконо­мический   рост   страны   самым   благоприятным   образом отражаются на успехе евангельского дела. Оживилась личная связь проповедников с общинами (были трудности, связанные с переездами братьев в поисках заработка), предоставилась возможность  делать более  устойчивые  предположения и решения. Вся евангельская работа стала проходить под более планомерным руководством." (66) /ф. 48/

1927 Ленинградскую общину посещает представитель Гене­ральной Конференции церкви АСД бр. Шуберт. 8-12 июня в Ленинграде проходит 3-й Съезд Северного Областного Союза АСД. /ф. 49/ Заседания Съезда и вечерние собрания состо­ялись в лютеранской кирхе Св. Марии, в которой происходят


регулярные собрания 1-й Ленинградской общины. На вечерних собраниях во время Съезда присутствовало 150-225 человек. В этом областном союзе имеются члены из русских, немцев, латышей, эстонцев, украинцев, евреев, финнов,  поляков, карелов, караимов. На съезде представителями от Всесоюзного союза были братья Г. И. Лебсак, И. А. Львов, И. А. Янцен, К. С. Шамков.  В  служении  проповедями  участвовал  и бр. П. А. Свиридов. Председателями Съезда были избраны братья   Л. Л. Войткевич   и   П. А. Свиридов,   секретарем П. С. Кулаков. Делегаты были рады тому обстоятельству, что по истечении двух лет усердной работы они, согласно уставу, опять могли беспрепятственно собраться вместе для решения текущих дел и переизбрания Правления Областного Союза. На Съезде было принято 13 резолюций, которые выразили благодарность и наше отношение к Богу, Его слову и делу, а также наше отношение к реформе здоровья и обществу. В одной из них признается несение как гражданской, так и воинской повинности на основании действующих для всех граждан законоположений. Учение так называемых "Адвен­тистов-реформистов" было также выявлено, как ложное. В исполнительный орган Областного Союза были избраны братья:

председатель   Л. Л. Войткевич,   секретарь   и   казначей П. С. Кулаков,      члены      Совета:      П. А. Свиридов, Г. А. Григорьев, В. Г. Тарасовский. В субботу после проповеди Г. И. Лебсака были рукоположены братья  Ф. А. Гладков, А. М. Серков. Особенно радостно прошло субботнее вечернее собрание, в котором принимали участие три Ленинградские общины со своим хором, где произносились слова утешения и ободрения на русском, эстонском, латышском и немецком языках. (73)

Но уже по некоторым моментам отчетности Съезда, таких как количество членов, посетивших Съезд, в словах утешения и ободрения на заключительном субботнем собрании можно прочувствовать изменения условий деятельности Церкви.

1929   С этого времени наш народ начинает чувствовать на­растающее влияние культа личности. В государстве проводятся мероприятия по ограничению религиозных организаций, (см.* на стр. 167) Современник этих событий, работник Ленинградской общины А. М. Демидов, пишет: "Регулируемые извне меропри­ятия по самоликвидации адвентистской деятельности начались с осени 1927 г., усилились с 1929 г., прошли через 1934-й и завершились в основном в 1937-ом... И такой "особый уход" работников и активистов начался с Ленинграда в феврале 1930 г. (83)

1931    В этом году в Ленинград переводят проповедника В. М. Теппоне, и в середине сентября его прибытие отме­чается в с/совете.

Ленинградская община собирается в одном молитвенном доме недалеко от Витебского вокзала, в кирхе на Загородном пр. /ф. 52, 53/ Активную помощь в деятельности общины ока­зывают братья Н. М. Арефьев, Н. Кичаев, Катыхов и другие. Все они были арестованы в ночь с 28 на 29 января 1938 года. Практически, стала невозможной жизнедеятельность общины. Семьи служителей были высланы в различные регионы стра­ны, а оставшаяся часть общины провела последнее богослуже­ние 18 февраля, проповедь говорил бр. Леонтьев на тему 20 текста пр. Исаии, 26 гл. По воспоминаниям, 21 января говорил проповедь на основании 11 гл. поел. к Евреям, 36 ст. В. М. Теппоне, о вере, которая бывает испытана, и как Господь ценит своих детей.

Историки по-своему оценили ситуацию, в которой оказа­лась община, тем не менее интересно знать и это: "В этой общине (Ленинградской) к началу 1937 г. почти не осталось лиц моложе 40 лет. Денежные поступления в общине к 1938 году почти полностью прекратились... следует сделать вывод о несомненном и значительном сокращении числа членов этой секты. В результате этого в феврале 1938 г. от имени адвентистской двадцатки в райсовет Фрунзенского района поступило заявление о самоликвидации секты АСД в г. Ленинграде." (99) С этого момента члены церкви АСД в Ленинграде могли про­водить собрания только нелегально. Были закрыты двери мо­литвенных домов, но адвентисты знали, что двери Небесного Святилища всегда открыты для всякого верующего, приходяще­го к Богу через Иисуса Христа.

1941   Вторая мировая война. Члены церкви, как и весь наш народ, переживали все тяготы фашистской оккупации. Верую­щие ленинградцы вместе со всеми жителями города делали все возможное для скорейшего окончания войны. Медицинские сестры Максимовы (дочь и мать) выхаживали раненых. С. И. Колосов работал на сооружении оборонительных объек­тов. Люди, борясь за свое существование, боролись за су­ществование города. Многих не стало за время блокады. Но верим, что имена наших собратьев записаны в книге жизни. На богослужении, посвященном 80-летию Ленинградской общи­ны, минутой молчания почтили память братьев: Арефьева, Володина, Кичаева, Петрова, Теппоне и других, /ф. 35, 61/

1942   В стране отмечается потепление в отношении к верую­щим. (см. (**) на стр. 169) Наконец, в январе 1944 г. прорвана блокада Ленинграда. Ленинградцы испытали общий подъем надежды на победу. Члены церкви АСД стали


ходатайствовать об открытии молитвенного дома. Брат Петров обратился за регистрацией общины церкви АСД   в Ленинграде, но был лишен свободы сроком на 3 года.

1946   Сестра Е. М. Артемьева ездила в Москву с ходатайством о регистрации общины. После этого обращения Совет по делам религиозных культов при Совете Министров СССР вынес ре­шение об открытии молитвенного дома в кирхе Св. Михаила на углу Среднего пр. и 3-й линии. Но этим помещением вос­пользоваться не смогли. По воспоминаниям, когда предлагали дом, то для обозрения представили не саму кирху, а часовенку малых размеров, рядом с кирхой. Известно, что члены церкви отказались в надежде на получение помещения большей площади. В этот период времени общину посещали братья из Москвы: А. Г. Галладжев, /ф. 35/ П. А. Сильман , из Таллина - Халанг и совершали вечерю Господню. Члены общины вновь стали обращаться с ходатайством о регистрации, на это отвечали: "Для регистрации необходимо помещение". Неофи­циально был дан совет купить дом с оформлением на кого-либо из членов церкви, чтобы был адрес для регистрации, как это делалось в других местах, и после регистрации оформить передачу дома местному исполкому, с последующим бесплат­ным пользованием помещением общиной. В 1955 году бр. А. И. Холодков /ф. 35/, посещавший общину в эти годы, организовал покупку дома в Лигово. Подали документы на регистрацию, но было отказано, так как это место планиро­валось под строительство больницы. Время было упущено. От­ношение к верующим в нашей стране стало меняться, стало ощущаться административное давление и вмешательство во внутренние дела Церкви, (см. (*) на стр. 171)

1957   По решению ВСАСД в Ленинград из Таганрога направ­ляют библейского работника Виктора Владимировича Теппоне. /ф. 5б/ Вместе с семьей в сентябре В. В. Теппоне приехал в Ленинград. Дом в Лигове был продан и приобретен новый на Пороховых в Калининском районе, ул. Ленская, дом 7. Офор­мили дом на члена общины Любовь Ивановну Колесову. В этом доме вместе с семьей Колесовых временно проживала и семья Теппоне. В. В. Теппоне получил документы о реабили­тации отца, об отмене высылки с 1938 г. и был поставлен на очередь для получения жилплощади в Сестрорецком районе г. Ленинграда. В доме № 7 по ул. Ленской было подготовлено помещение для проведения молитвенных собраний, /ф. 54, 55/ Межведомственная районная комиссия дала положительное определение о пригодности помещения для использования его под молитвенные собрания религиозным обществом. Одновре­менно с покупкой дома община подала документы на


регист­рацию. После ожидания ответа, через несколько месяцев стали собираться во вновь купленном доме на молитвенные собрания один раз в неделю по субботним дням, сообщив об этом упол­номоченному Совета по делам религиозных культов тов. Ва­сильеву Н. М. Регулярные собрания в этом доме содействовали собиранию членов Ленинградской общины и нормальной орга­низации церкви, /ф. 57/ В этом доме многие испытали благос­ловения. С какой теплотой вспоминают члены церкви это вре­мя. Активное участие в служении принимали семьи Артемье­вых и Колесовых, бр. Черняев, бр. Фурлет, с. С. А. Макси­мова. В 1959 г. Ленинград посетил президент Генеральной Конференции церкви АСД бр. Фигур. Через полтора года пос­ле подачи заявления на регистрацию уполномоченный Совета по делам религиозных культов сообщил членам общины об от­казе в регистрации АСД в Ленинграде. Затем верующие обра­тились к Председателю Совета Министров СССР т. Хруще­ву Н. С. с просьбой разрешить свободно собираться для служения в доме молитвы. После этого было возбуждено граж­данское дело о конфискации купленного дома. Решением Народного суда Калининского района г. Ленинграда от 5 октября 1960 г. дом был обращен в доход государства с выселением всех проживающих в нем. В этом же году была остановлена деятельность Всесоюзного Совета АСД (ВСАСД). Решение народного суда было приведено в исполнение 22 июня 1961 г. Семьи Колесовых и Теппоне были выселены, а Теппоне В. В. снят с очереди на -получение жилплощади. Семья Колесовых переехала к родственникам, сын Теппоне Владимир был принят сестрой С. А. Максимовой, а Михаил сестрой В. А. Белодед, Виктор Владимирович и его жена Людмила Федотовна временно остались и проживали в на­дворном   строении.   Переезд   и   деятельность   служителя В. В. Теппоне в Ленинградской общине были отмечены в "Ежегоднике музея истории религии и атеизма": "Оживление деятельности адвентистов седьмого дня в Ленинграде началось после появления в 1957 году проповедника Теппоне, которому при помощи ряда лиц из старых адвентистов удалось создать сектантскую группу. С этого момента адвентисты повели сис­тематическую работу по привлечению верующих к своей орга­низации, хотя последняя не была зарегистрирована. Старшие сектанты и проповедник Теппоне настойчиво укрепляли рели­гиозные представления у членов секты, требуя обязательного субботнего общения верующих. Они успешно распространяли среди них религиозные статьи из адвентистских журналов 20-х годов и соответствующие библейские тексты для молитвенных чтений и духовных размышлений. Вот, например, типичные


требования, изложенные в наставлениях на 1958-60 гг., кото­рые обязаны усвоить члены этой секты: "Каждый должен воспитывать характер по образу Иисуса Христа, заниматься самосовершенствованием и воспитанием себя для вечной жизни, добиваться сближения с Богом и вырабатывать у себя послушание Богу, должен бодрствовать и ждать второго пришествия Иисуса... Глава секты Теппоне - выходец из адвентистской семьи. Его отец был одним из крупных проповедников    адвентистов.    Использование    авторитета родителей по воспитанию детей в духе сектанства имело место и в семье Артемьевых, состоящей из шести человек. Связь с адвентизмом может быть прослежена и по семьям Жуковых, Тимошенко, Фединых и др. Характерным примером в этом отношении может служить семья И. С. Леонтьева, дочь которого стала сектанткой. М. И. Леонтьева выросла в семье адвентиста седьмого дня. Ее отец до 1938 г., т. е. до самоликвидации секты АСД в Ленинграде, являлся членом двадцатки общины. Дочь, окончившая институт, работала преподавательницей в школе... и вдруг та дочь, которая получила  высшее  образование  в  институте...  становится сектанткой...

В последние годы среди адвентистов седьмого дня в Ленинграде   широкое   распространение   имела   проповедь Я. Я. Вильсона, в которой говорилось о так называемом вечном Евангелии, о третьей ангельской вести и прочих библейских пророчествах. (99) Руководители АСД в Ленинграде пытались распространить среди верующих переводы и машино­писные тексты... книг и статей Елены Уайт, в частности, ее книгу "Патриархи и Пророки". (100)

В этот период времени начинает принимать участие в служении М. И. Леонтьева. В последующие годы для отправ­ления религиозного культа члены общины собирались группами по квартирам, в особые сложные периоды времени летом на кладбищах. Неоднократно община обращалась в различные инстанции о регистрации, предлагая и другие адреса под молитвенные дома. За весь послевоенный период было подано около 20 коллективных заявлений о регистрации. Неоднократно и Совет по делам религий предлагал пересмотреть Ленгорисполкому свои решения, как не соответствующие поло­жению о регистрации религиозных обществ. Давались разъ­яснения, что религиозное общество регистрируется независимо от наличия помещения. Было также написано заявление в Совет Министров СССР, приуроченное к Юбилейной дате 50-летия образования СССР. В заявлении говорилось, что Родина готова отметить 50-летие образования СССР, а вопрос


отношения государства к религии и Церкви до этого времени упорядочен не везде, адвентисты в Ленинграде просят о ре­гистрации религиозного общества 25 лет. Совет по делам ре­лигий оказался бессилен защитить их права, и в результате административных мер члены общества поставлены в такое положение, при котором в любое время их могут обвинить как нарушителей законодательства о религиозных культах и приме­нить к ним соответствующие санкции со всеми вытекающими из них последствиями. После этого заявления уполномоченный Совета по делам религий т. Жаринов Г. С. сообщил, что об­щина может собираться спокойно и без регистрации, никто препятствовать этому не будет.

1971 В конце 1971 года члены церкви АСД стали проводить молитвенные собрания в помещении дома № 23-6 в пос. Коломяги, 3-я линия, первая половина. Хозяйка этого дома была членом церкви АСД, и она завещала невестке сдавать часть дома церкви АСД в аренду. Хотя помещение не отличалось особыми удобствами, но в нем находились люди, готовые проявить замечательные черты небесного характера: любовь, терпение, кротость и заботу о ближних. Те, кто посещал Ленинградскую общину, уносил с собой ее тепло и свет добра. /ф. 58, 59/ Там было совершено много благословенных соб­раний. На это время в Ленинграде и области насчитывалось около 80 членов церкви. Ленинградскую общину стали посе­щать гости из-за рубежа. В 1977 г. ее посещает вице-пре­зидент Генеральной Конференции Альф Лоне. В 1978 г. посе­щает президент ГК АСД Роберт Пирсон и вице-президент ГК А. Лоне. /ф. 60/

1980 Республиканский Совет церкви АСД переводит бр. Викто­ра В. Теппоне в Москву, а в Ленинградскую общину направ­ляют   проповедника   бр.   О. Н. Арефьева. Помощником пригласили проповедника бр. К. Ф. Томенко.

1981   Ленинград посещает новый президент ГК АСД Нил Виль­сон. Чтобы не испортить общего впечатления президенту ГК убогим видом молитвенного дома, на богослужение общины прибыл только один член делегации вице-президент А. Лоне. В сентябре Ленинградскую общину регистрируют и как новогод­ний подарок, справку о регистрации выдают 6 января 1982 г.

1982   На момент регистрации в общине насчитывалось 76 чле­нов церкви АСД. Сразу же после получения регистрации община начала ходатайствовать о новом помещении для бого­служений. Было передано несколько адресов уполномоченному Совета по делам религий, но эти предложения были откло­нены.

1986   Общину АСД в Ленинграде посещает группа служителей


церкви АСД из Румынии во главе с бр. Попа, в качестве ту­ристов. После возвращения в Румынию они написали письмо в Совет по делам религий при Совмине СССР о том, что они восхищаются достопримечательностями Ленинграда и при этом сокрушаются, что их братья по вере не имеют молитвенного дома.

Решением Ленгорисполкома общине АСД в Ленинграде был передан в бесплатное пользование дом № 7 по Интер­национальной ул. в пос. Володарский. Передача дома сос­тоялась в мае 1987 г. Силами общины и на средства Церкви старый дом был разобран до основания и построен новый с планировкой помещений для проведения богослужений.

1989   6 мая состоялось первое богослужение на втором этаже нового дома. Члены общины могли сказать: "До сего места помог нам Господь." В связи с коренными переменами в отношении к религии в нашей стране церковь АСД в Ле­нинграде получила позможность проявлять милосердие, ока­зывая помощь инвалидам на дому, больным хирургического отделения больницы им. Ленина на Большом пр.

1990 В феврале силами молодежного отдела общины был дан благотворительный концерт хора христиан АСД. Полученные средства пошли на счет Детского фонда им. Ленина. Анало­гичные концерты были даны в ИТК г. Пскова, в доме инва­лидов в Гатчине. Служителю церкви АСД О. Н. Арефьеву предоставили возможность провести нравственные проповеди перед учащимися 9-11 кл. 95 школы. Стали возможными посе­щения ЛТП силами молодежи и другая благотворительная деятельность. На 1 января община насчитывала 109 членов церкви АСД. 2 июня 1990 года состоялось благословенное собрание посвящения нового молитвенного дома. /ф. 62-64/