Пропущенная глава

Вы никогда не ощущали себя книгой, в которой пропу­щена глава? Пропущено что-то важное, чему надлежало быть? Не чувствовали, что в вас должно быть нечто большее, когда пытались максимально расширить горизонты своего сущест­вования?

Возможно, вы правы, и в вас действительно есть нечто большее.

Среди религиозных книг классические произведения встречаются довольно редко. Немногие выдерживают провер­ку временем, чтобы заслужить этот статус. Но в моей библио­теке есть книга, которую я оцениваю очень высоко. Она была написана видной представительницей общины квакеров Хан­ной Уайтл Смит в прошлом веке. Книга называется «Христи­анский секрет счастливой жизни». В моем выпуске 1952 года сказано, что это издание вышло тиражом два миллиона эк­земпляров и было распродано, однако все новые и новые из­дания этого произведения продаются до сих пор.

Но представьте мое удивление, когда я недавно обнару­жил, что мой экземпляр неполон — одна глава была пропу­щена! Это открытие я сделал благодаря покойной Кэтрин Мар­шалл, супруге знаменитого Питера Маршалла. Она, разуме­ется, и сама была выдающейся писательницей.

Кэтрин Маршалл тоже очень высоко оценивала эту кни­гу, но в 1970 году ей подарили экземпляр 1885 года издания. Перелистывая его, Кэтрин с удивлением обнаружила, что там содержится глава, изъятая из последующих выпусков. Это была глава о Святом Духе.

Почему издатели ее опустили? Что в ней не так? Естест­венно, Кэтрин была заинтересована. А когда начала читать, удивилась еще больше.

Она не нашла там ничего опасного, экстремистского или неортодоксального. В вере в Святой Дух нет ничего неорто­доксального, ибо Святой Дух — это Третья Личность Божест­ва, такая же истинная, как Бог Отец и Бог Сын. И в желании преисполниться Духа, креститься Духом нет ничего ошибоч­ного, ибо об этом сказано в Писании.

В пропущенной главе Ханна Смит постоянно обращается к Писанию и демонстрирует здравый смысл. Крещение Ду­хом, говорит она, следует понимать не как однократное собы­тие, а как образ жизни. Она предупреждает, что «крещение подразумевает нечто гораздо большее, чем эмоции. Оно под­разумевает погружение в Дух Господа и проникновение в Его характер и природу. Подлинным свидетельством крещения человека являются не эмоции и не появление какого-нибудь одного дара, вроде языков; должно произойти уподобление Христу в жизни и в характере: по плодам жизни узнаем, был у нас Дух или нет».

Как вы понимаете, Ханна Смит не исключала эмоции. Она говорила, что крещение Духом может стать, хотя и не всегда бывает, поразительным переживанием Его присутствия.

Тогда почему в столь разумных и взвешенных рассужде­ниях усмотрели нечто ошибочное? Кэтрин Маршалл решила выяснить причину, по которой издатели сочли необходимым изъять эту главу. И обнаружила очень интересную историю!

В 1865 году Ханна со своим мужем Робертом П. Смитом и детьми переехала в городок Милтаун, штат Нью-Джерси, где Роберт возглавил семейное стекольное дело. Там Ханна познакомилась с группой, именовавшейся «методисты свято­сти». Некоторые из наиболее проникновенных и важных стра­ниц будущей книги «Христианский секрет счастливой жиз­ни» были вдохновлены ее общением именно с этой группой. Ей удалось перевести их учение с того особого языка, кото­рым они пользовались, на разговорный, доступный всем.


Кэтрин Маршалл узнала, что «в конечном счете Роберт Смит, как и его жена, тоже увлекся этим. Однажды летом Смиты отправились на десятидневные богослужения под от­крытым небом на побережье Нью-Джерси. Целью этих бого­служений, по словам Ханны, было "раскрыть наши сердца учению Святого Духа и молиться о Его сошествии на ищущие души". Но именно Роберт, а не его жена, испытал необыкно­венное эмоциональное переживание».

Позднее Ханна рассказала, что произошло. «После соб­рания мой муж удалился в лес, чтобы продолжить молитву в одиночестве. Внезапно он содрогнулся с головы до ног, слов­но его охватила магнетическая дрожь или Божественный экс­таз. Потоки славы, казалось, пронизывали его душу и тело, не давая усомниться в том, что это и было долгожданное кре­щение Духом Святым».

«Весь мир для него преобразился, — продолжает она, каждый лист и стебель травы трепетал и переливался изы­сканными красками... Все окружающее стало казаться ему прекрасным, ибо в каждом предмете он прозревал Божествен­ный Дух... Это экстатическое состояние продолжалось несколь­ко недель и явилось началом стремительного развития его духовных способностей и благодати».

Естественно, происшедшее пробудило в Ханне страстное желание испытать такое же переживание. День за днем она ходила к алтарю и молилась долгими часами. Но ничего не происходило. Ей так и не удалось испытать эмоциональное переживание, подобное тому, которое снизошло на ее мужа. Сначала она была разочарована, но потом осознала, что Гос­подь уже дал ей откровение Своего характера, которое изме­нило ее жизнь. Она хотела эмоций, но Господь дал ей зна­ние — нечто более неизменное и существенное.

Однако на этом история не кончается. В 1873 году Сми­ты переехали в Англию, где их судьбы переплелись с жизнью таких людей, как Бертран Рассел, Джордж Бернард Шоу, и других представителей английской элиты. На протяжении не­скольких лет Смиты с большим успехом занимались духов­ным служением в аристократической среде.

Весной 1875 года Роберт Смит отправился в Германию, где при большом скоплении народа проводил евангельские собрания в чрезвычайно заряженной эмоциональной атмосфе­ре. В письме своей жене он восклицает: «Вся Европа у моих ног». Когда в продажу поступили его гравированные портре­ты, восемь тысяч разошлись мгновенно.

Рассказ Кэтрин Маршалл продолжается: «И тут обру­шился удар. Начались сплетни о неподобающем поведении


Роберта П. Смита с поклонницами. Никто так и не узнал, было ли это правдой. Столь привлекательная эмоциональность явно вышла у Смита из-под контроля. Эти слухи просочились в газеты. Намеченные собрания в Англии были отменены устроителями, а через некоторое время Смиты вернулись в Нью-Джерси. Ханна безропотно оставалась со своим мужем. Она писала подруге о «сокрушительном ударе», обрушившемся на Роберта:

«Он действительно был совершенно уничтожен. Он под­дался разочарованию, тоске и даже стал несколько циничен. Роберт все больше погружался в безрадостную старость, тогда как Ханна "приходила от силы в силу", а ее спокойная, глу­бокая вера победоносно преодолевала все испытания и труд­ности».

«История Роберта Смита завершилась трагедией, — го­ворит Кэтрин Маршалл, — когда он поддался искушению пре­клоняться перед эмоциями, вместо того чтобы поклониться Иисусу». У Ханны Смит никакого экстаза не наблюдалось;

напротив, она обладала спокойной, счастливой уверенностью, возникшей в результате ее продуманных религиозных убеж­дений.

«Что касается пропущенной главы, — продолжает Кэт­рин Маршалл, — то редакторы, несомненно, испугались ее темы. Это была игра с огнем. Разве Роберт Смит не обжегся им? Должно быть, они решили, что изъять ее будет безопас­нее».

И тут Кэтрин Маршалл высказала весьма знаменатель­ную мысль: «Когда мы с Леном обдумали историю Ханны, то пришли к выводу, что в современной Америке подъем интереса к Духу, возможно, балансирует на грани той же самой проблемы — это и чрезмерное увлечение эмоциями, и слишком слабое знание Писания, и полное отсутствие обыч­ной дисциплины, и недостаточное внимание к чистоте, чест­ности и нравственности, то есть к жизни Самого Христа, живущего в нас».

Можно ли сказать об этом лучше? Я все цитировал по книге К. Маршалл «Нечто большее».

Современное увлечение эмоциями не только не вызыва­ет удивления, но его нетрудно понять. Консервативная


религия, или, по крайней мере, слишком многое в ней, задыха­лось под спудом сухого, безжизненного формализма, и ей про­сто необходимо было получить немного воздуха. Она должна была вздохнуть! Религия, в которой нет живого дыхания, не заинтересует людей, поскольку современному поколению на­доело ощущение удушья.

С другой стороны, если люди задают вопрос «Какое это вызывает чувство?», но никогда не спрашивают «Насколько это соответствует Писанию?», то не стоят ли они на весьма зыбкой почве? Не слишком ли далеко отклонился маятник?

Не ступаем ли и мы на зыбкую почву, когда пытаемся определить подлинность наших убеждений и оправданность нашего дальнейшего совместного пути с Христом количест­вом сопутствующих эмоций? Не должны ли мы видеть запре­щающий красный сигнал, когда сосредоточиваемся только на эмоциях, а не на Спасителе? Или если превращаем ощуще­ния в самоцель, тогда как они всего лишь побочный продукт?

В эмоциях нет ничего плохого, но они нуждаются в обя­зательном разумном контроле и твердой дисциплине. Чело­век, испытавший сопереживание с Господом Иисусом Хри­стом, должен отличаться от самого себя, то есть прежнего «я». Если этого не происходит, если он продолжает вести преж­ний образ жизни, то искренность его переживаний вызывает сомнение.

Изменяют ли эмоции жизнь? Или они влияют только на настроение? Вот в чем вопрос. Изменяют ли они человека? Или обманом убеждают его, что изменяться нет необходимо­сти? Последнее крайне опасно.

Эмоции играют в жизни не самую главную роль, ведь жизнь — это еще и повседневность. И если мы попытаемся подменить эмоциями подлинное преобразование своей жиз­ни, то неизбежно вспыхнет красный свет.

Слишком многие случаи так называемого «обращения» и так называемого «крещения Духом» кончались тем, что люди оставались точно такими же, какими были прежде; ни образ жизни, ни привычки у них не изменились. Так быть не должно.

Послушайте еще. Не так давно в Окленде, штат Кали­форния, на проходивших там библейских чтениях 21 600 ­


человек приняли решение следовать за Христом. Но 7 200 чело­век, примерно третья часть, указали на карточках вымыш­ленные адреса и фамилии.

Спрашивается, многое ли стоит такое решение, твердо ли оно, искренне ли, если человек сознательно лгал, запол­няя карточку?

Служение Иисуса сенсационно — в лучшем смысле этого слова. Это было самое сенсационное служение, какое только видел мир. Но это не было служение ветра, огня и землетря­сения. Не было оно и шоу-бизнесом. Ни разу Иисус не сказал людям: «Приходите завтра, Я покажу вам хождение по во­дам». Или: «Приходите завтра, и Я покажу вам, как накор­мить пять тысяч человек одной детской порцией». А ведь Он обладал силой Духа, как никто другой в прошлом или буду­щем. Иоанн Креститель сказал: «Тот, Которого послал Вог, говорит слова Вожии; ибо не мерою дает Бог Духа» (Ин. 3:34).

Иисус приоткрыл завесу, рассказав, чем станет Дух в нашей жизни: «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин. 16:13).

Обратите внимание. Он не обещал: «Когда Дух придет, вы поймете, что владеете всею истиной». Нет, Он сказал: «Наставит вас на всякую истину». То есть останется истина, которую надо будет познавать и проводить в жизнь.

К сожалению, некоторые люди полагают, что сильное эмоциональное переживание означает, будто они постигли ис­тину и им некуда больше стремиться. Истина их больше не интересует, поскольку они испытали эмоции, и они готовы остановиться на этом и забыть о истине. Но это так опасно!

Послушайте внимательно! Господь никогда не даст нам такого переживания, которое сделает Библию излишней. И Божий Дух — это важно — никогда не даст нам откровения, хотя бы в чем-то противоречащего Его написанному Слову. Дух Божий не противоречит Себе. Всякий раз, когда мы ис­пытываем духовное озарение, которое противоречит Библии, нам лучше побыстрей проверить, что это за дух. Это явно не Божий Дух!

Апостол Иоанн сказал: «Не всякому духу верьте, но ис­пытывайте духов, от Бога ли они» (1 Ин. 4:1). Замечательный совет!


Иисус же учил о Духе: «И Он, придя, обличит мир о грехе» (Ям. 16:8).

Задача Духа состоит в том, чтобы привести нас к осозна­нию греховности, чтобы убедить нас в том, что мы нуждаемся в Спасителе. Поэтому если Дух уверяет вас, что с вами все в порядке, что вам ничего не требуется, что вы уже всего достиг­ли, — то разве это Божий Дух? Конечно, нет!

Кэтрин Маршалл молилась о Духе. И что произошло? «Первое, что Он повелел мне сделать, — это прикусить язык, — рассказывает она. — Возможно, других Дух наделя­ет экстатическим красноречием, а мне было необходимо нау­читься сдерживать необдуманные, недоброжелательные и обид­ные слова. Несколько недель я проходила суровую трениров­ку: стоило мне открыть рот, как Учитель говорил: "Остано­вись! Нет, не произноси этого. Закрой рот!"»

Если мы полностью подчинимся Божьему Духу, Он даст нам то, в чем мы нуждаемся, но не обязательно самое, по нашему мнению, необходимое. А для нас важно полное, абсо­лютное подчинение, предельная преданность, обязательно под­разумевающие готовность повиноваться Ему. Ибо читаем в книге Деяния Апостолов: «Свидетели Ему в сем мы и Дух Святой, Которого Бог дал повинующимся Ему* (Деян. 5:32).

Можем ли мы надеяться, что исполнимся Духом, если продолжаем свое неповиновение Ему? Едва ли!

Еще одно предостережение. Сатана, враг Господа, все­гда готов подделать любой дар Духа, поскольку он на это вполне способен. Однажды сатана даже подделает пришест­вие Самого Христа. А если он способен на такую попытку, то почему бы ему не попробовать фальсифицировать дары Духа? Сатане ничего не стоит подделать дар пророчества, дар учительства, дар исцеления или способности к языкам. В конце концов, это падший ангел, он без труда заговорит на любом языке.

Не осуждаю ли я какой-нибудь из этих даров? Нет. Ни один. Господь дал их в Пятидесятницу, и Он будет вновь на­делять этими дарами, когда захочет и как захочет. Я говорю только о том, что есть Дух Святой и есть дух нечестивый. Я говорю только: «Остерегайтесь подделок. Не смыкайте глаз и держите Библию под рукой!»

А теперь, учитывая эти предостережения, я хочу сказать вот о чем. Для большинства из нас желание исполниться Свя­тым Духом составляет единственную значительную потреб­ность в жизни. Это пропущенная глава, которую необходимо восстановить и которую мы не смеем оставлять без внимания. Слишком многие из нас довольствуются своим заурядным, ничего не значащим жизненным опытом. Господь желает, чтобы мы получили больше! Гораздо больше!

Нам следует молиться о Духе так, как мы не молились ни о чем другом в своей жизни. Нам следует подойти к Госпо­ду еще ближе, чем мы были раньше. И тогда мы должны будем позволить Духу решить, каким даром Он нас наделит. Господь — не Санта-Клаус, которому нужен наш список по­дарков. Он знает, каким даром вы воспользуетесь наилучшим образом и какой дар больше всего подойдет мне. Предоставь­те Ему решать.

Позвольте Ему войти в вашу жизнь так, как Он захочет. Возможно, это не будет сопровождаться ветром, огнем, ослеп­ляющим светом или говорением на иными языками. Возмож­но, Он привнесет в вашу жизнь новую убежденность, новую истину и укротит ваш язык. Но, благодарение Господу, Он принесет такую силу, побеждающую грех, которой мы нико­гда не ведали. То есть именно то, что нам больше всего необ­ходимо! Это и есть преисполненность Духом, и она не должна быть пропущенной главой!