День, который необходимо помнить

Разрешите пригласить вас на два тысячелетия назад в небольшой тихий городок Назарет, что в древней Палестине. Середина недели; мы бродим по узким мощеным булыжни­ком улочкам, минуем открытые настежь лавки и мастерские; видим занимающихся своим ремеслом горожан. Всюду раз­лита атмосфера спокойствия и неторопливости, присущая Среднему Востоку.

Но вот мы подходим к мастерской, непохожей на осталь­ные. Фасад аккуратно выбелен, улица перед ней тщательно подметена. Мы входим и видим крепкого благообразного че­ловека, занятого плотничьим ремеслом, а рядом с ним — По­мощника, Которому можно дать лет восемнадцать. Молодой человек строгает доску, придавая ей необходимые размеры и прямизну. Он делает минутную передышку и вытирает пот со лба. Когда Он оборачивается, мы замечаем, что у Него благо­родная, царственная стать, ибо это не кто иной, как Царь неба, Царь Иисус, пришедший, чтобы связать Свою судьбу с жизнью простых тружеников, чтобы жить среди людей и уме­реть за них.

Мы спешим уйти, но вскоре возвращаемся снова, ибо эта маленькая мастерская околдовала нас. Мы приходим в чет­верг, потом в пятницу; возвращаемся в субботу. Но в субботу мастерская закрыта, инструменты аккуратно сложены, струж­ка с пола убрана. Везде тихо.

Мы замечаем, что все жители устремляются к самому заметному зданию в центре городка. Следуем за ними и за­нимаем места в задних рядах почти целиком заполненного людьми молитвенного дома. Некоторое время ждем. Но представьте наше удивление, когда мы видим Сына плотника, направляющегося к кафедре, раскрывающего книгу и начи­нающего читать.

Все это происходит в нашем воображении? Нет. В Еван­гелии от Луки кое-что сообщается о религиозных привычках Иисуса.

«И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать» (Лк. 4:16).

Кого мы здесь наблюдаем? Человека, покорно подчиняю­щегося обычаям Своего времени, приемлемым для Его совре­менников, но никак не для нас? Или же мы видим перед со­бой священный Образец, Которому хочет следовать каждый христианин?

Видим ли мы перед собой Назаретского Плотника, без­думно исполняющего традиции Своего времени, или Творца, отдыхающего в тот день, который Он сам предназначил чело­веку? В чем истина Его поведения в этот день? Как случи­лось, что возникла путаница? Может быть, кто-то перевернул указатель? Не все ли равно, какой день человек соблюдает как субботу? Разве какой-то из дней недели более угоден Гос­поду — пятница, суббота или воскресенье?

Позвольте рассказать вам случай из моего личного опы­та, преподнесшего мне ценный урок. Я ехал по скоростной магистрали из Детройта в Нью-Йорк. Мне было восемнадцать лет, и я был совершенно уверен, что еду правильно. Я про­ехал Толедо, Кливленд и приближался к Питсбургу, а там через Филадельфию путь лежал прямо в Нью-Йорк. Вы не смогли бы меня убедить, что я ехал не в том направлении. Уж я-то был уверен, куда я ехал. И знаете, что приключи­лось? Внезапно мимо меня в противоположную сторону про­мчался автобус, набитый людьми, на котором было ясно на­писано — «на Нью-Йорк». Я сказал себе: «Либо ошибается водитель этого автобуса, либо ошибаюсь я». И сразу утратил уверенность. Я был смущен. А в таких случаях смущение полезно. И знаете, что было дальше? Я заехал на бензоза­правку и задал вопрос в такой форме, как это обычно делают дети, чтобы получить нужный ответ. Итак, я спросил у опе­ратора, показывая куда-то вперед: «Эта дорога, случайно, не

 


в Нью-Йорк?» «Да, — ответил он. — Только если ехать в эту сторону, до Нью-Йорка будет сорок тысяч километров. И на пути вы встретите очень много воды. Нет, вот дорога на Нью-Йорк».

Очевидно, выезжая из придорожного ресторана или с бензозаправки, я повернул не в ту сторону, не отдавая себе отче­та, что еду в обратном направлении.

Друзья мои, возможно ли, что кто-то просто перевернул указатель субботы, и некоторые из нас даже не догадываются об этом? Я повторяю свой вопрос: «Имеет ли значение, какой день человек соблюдает как субботу? Или Господу угоден лю­бой день?» Чтобы ответить на этот вопрос, я хотел бы прочи­тать с вами три отрывка из Писания:

«Я был в духе в день Господень* и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный» (Откр. 1:10).

Но данный отрывок говорит нам не так уж много, не правда ли? Это просто констатация факта. Иоанн был в духе, то есть находился под воздействием Святого Духа в день Гос­подень. Однако одна деталь в этом стихе действительно о чем-то говорит, и говорит очень ясно. Она говорит нам, что у Гос­пода есть особый день — день Господень. Пока еще непонят­но, какой из семи является днем Господним, — установлено лишь, что у Господа есть такой день. Но это уже шаг в нуж­ном направлении. Мы больше не вправе утверждать, будто не имеет значения, какой именно день мы соблюдаем, только на том основании, что мы уже соблюдаем один день из семи. Нет, Господь имеет особый день. Теперь обратимся ко второ­му отрывку.

«Ибо Сын Человеческий есть Господин и субботы» (Мф. 12:8).

Мы уже знаем, что у Господа есть день, который Он на­зывает Своим собственным. И, следуя библейской формуле поиска истины — строка за строкой, наставление за наставле­нием, — мы нашли в этом стихе дополнение к первому. Ска­зано: «Христос есть Господин субботы». Отсюда естественно вытекает, что суббота — это день Господень. Действительно, в Книге Исаии Господь называет субботу «Мой святой день».

* Синодальный русский перевод: «в день воскресный» не соответствует грече­скому оригиналу, а отражает понимание позднейших переводчиков. (Примеч. ред.)


Значит, у Господа есть Свой день, и этим днем является суб­бота? Но который день из семи является субботой? Теперь посмотрим третий отрывок. Вы сразу узнаете, что он взят из Десяти Заповедей:

«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу Твоему».

А вот как все это звучит, соединенное в одном отрывке:

«Не делай в оный день никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил; посему благословил Господь день суббот­ний и освятил его» (Исх. 20:8—11).

Итак, у Господа есть день. Этот день — суббота. Седьмой день — это суббота. И Господь посчитал субботу настолько важной, что сделал ее одной из Десяти Заповедей.

Можно, я расскажу вам про своего отца? Вплоть до са­мой своей смерти он был священником. Ровно сорок лет. А до принятия духовного сана он занимался бизнесом в Денвере. Мой отец был хорошим христианином, лидером методистской общины.

Как-то раз на разгрузке судна один из рабочих получил небольшое увечье и произнес нечто такое, чего методисту про­износить не следует. Остальные рабочие подошли, чтобы по­смотреть, не требуется ли ему помощь. Увидев, что ничего серь­езного не произошло, они вернулись на свои места. Но мой отец на минуту задержался. Он сказал: «Простите. Я понимаю, что вам больно. Но так или иначе вы должны чуть более тща­тельно выбирать выражения. В конце концов, упоминание име­ни Господа всуе — это нарушение одной из заповедей Госпо­да». Рабочий ответил: «Конечно. Мы, христиане, действитель­но стали невнимательными. Я благодарен вам за то, что вы мне напомнили об этом». И они вместе помолились.

Мой отец вернулся в свой кабинет, довольный, что по­мог человеку соблюсти одну из заповедей. Но внезапно ка­кой-то голос сказал ему: «Вандеман, но ты сам нарушаешь четвертую заповедь!» И это очень его расстроило. Понимаете, эта истина о субботе уже давно не давала ему покоя.


Несколь­ко месяцев он боролся с самыми противоречивыми чувства­ми, пытаясь найти решение. Он понимал, о чем говорит Сло­во Божье. Но существовали церковные узы, семья, друзья, бизнес. Только что он пытался помочь другому соблюдать за­поведи, а сам нарушает одну из них.

Отец упал на колени и стал говорить с Господом. Вскоре после этого он продал свое дело и, несмотря на хорошее эко­номическое образование, поступил в христианский колледж, чтобы подготовиться к служению, а затем в течение многих лет был проповедником.

Так вот, я хотел бы повторить свой вопрос: можно ли объяснить субботние посещения Иисусом молитвенного дома только тем, что Иудейский Плотник машинально следовал обычаям Своего времени? Или это был Творец, отдыхавший в тот день, который Он Сам создал?

Знаете ли вы, что субботу установил Иисус? Как ни уди­вительно это может вам показаться, но Он не только наш Спаситель, но и наш Создатель! Давайте прочитаем:

«В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал» (Ин. 1:10).

Но о ком все-таки говорится в этих строках? В стихе первом сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». А стих четырнадцатый гласит: «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца».

Может, это относится к кому-либо другому, кроме Иисуса? В Кол. 1:15, 16 об Иисусе сказано: «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле».

Может быть, некоторые из вас впервые узнали, что Иисус был нашим Творцом задолго до Своего рождения в Вифлее­ме? Понимаете, Господь «отдал Своего Сына». Чтобы отдать нам Его, Сын должен был извечно быть с Ним. Отсюда выте­кает, что Иисус — наш Творец! Фактически суть всего можно выразить так: если бы не существовал Творец, у нас не было бы Спасителя.

Как и почему я осмелился высказать столь радикальное утверждение? Именно потому лишь, что Они являются одной и той же Личностью. Христос Голгофы — это Творец Бытия.


Отрицание одного — это отрицание другого. Суббота, таким образом, — это не софистика по поводу дней недели и не бес­полезный пережиток забытого прошлого. Она — средоточие Евангелия.

Иисус имел полное право утверждать: «Сын Человече­ский есть Господин субботы», ибо Он установил ее!

Все это вас удивляет? Вы привыкли считать, что Иисус не придавал значения субботе?

Действительно, Сам Иисус мало говорил о субботе. Об­суждать это не было причин, поскольку истинность дня отды­ха никогда не подвергалась сомнению. Полемика возникла только относительно Его манеры, соблюдать субботу. Он по­стоянно исцелял больных в ее священные часы — и шокиро­вал этим религиозных лидеров Своего времени. Они и не по­дозревали, что Находящийся перед ними — это как раз Тот, кто установил Субботу!

Иногда, чтобы лучше понять твердость убеждения лиде­ра, надо понаблюдать за его последователями. А посему да­вайте-ка перенесемся в тот трагический конец недели, когда завершилось служение Христа, и посмотрим на Его сподвиж­ников в час захода солнца, то есть начала субботы в ту чер­ную пятницу.

Начало субботы — в пятницу?

Да, в первой главе Книги Бытие, содержащей перечис­ление дней недели Творения, мы читаем: «И был вечер, и было утро: день один», «И был вечер, и было утро: день вто­рой», «И был вечер, и было утро: день третий» и так далее. Темная часть дня предшествует светлой. Поэтому день, по расчету Господа, начинается на закате. А это означает, что суббота продолжается от захода солнца в пятницу до захода солнца в субботу. Действительно, Слово Божье гласит: «От вечера до вечера празднуйте субботу вашу» (Лев. 23:32).

Теперь посмотрите на Его последователей. Иисус распят. Он уже положен в гроб. И приближается суббота. Что они станут делать? Раньше они, возможно, относились к субботе внимательно, но как они поступят теперь — в час самой чрез­вычайной ситуации в истории? В этот день их надежды по­терпели жестокий крах. Им казалось, что они совершили ка­кую-то ошибку. Никакими словами не описать всей глубины


их отчаяния, а мне не надо вам говорить, что отчаявшиеся люди очень часто бывают небрежны. Если бы они испытали соблазн отменить все ограничения, то это был как раз подхо­дящий момент. И если бы надо было найти этому оправдание, в единый миг оно нашлось бы.

Да, если бы пример Иисуса хотя бы частично поощрял легкомысленное отношение к субботе или побуждал считать себя свободными от ее установлении, мы наверняка обнару­жили бы это в поведении Его самых близких друзей. Но да­вайте посмотрим, что произошло.

Иосиф из Аримафеи «пришел к Пилату и просил тела Иисусова; и, сняв Его, обвил плащаницею и положил Его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен. День тот был пятница, и наступала суббота. Последовали так­же и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотре­ли гроб и как полагалось тело Его; возвратившись же, приго­товили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди. В первый же день недели, очень рано, неся приго­товленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие» (Лк. 23:52—24:1).

Мы можем прийти к единственному заключению: неукос­нительность последователей отражает неукоснительность их Господа. Если Иисус и имел какие-то отговорки относительно значения субботы, то Ему совершенно не удалось передать их тем, кто знал Его лучше всех.

Возможно, вы спросите: «Откуда нам знать, какой имен­но день является седьмым и какой праздновали Иисус и Его последователи? »

Однажды я обратился с этим вопросом к аудитории. Мне пришлось сделать паузу и перевести дух, или что-то в этом роде. Я просто спросил: «Как мы можем знать, что суббота наших дней — это седьмой день времен Христа?» И не успел я замолчать, как кто-то из середины зала громко восклик­нул: «Именно это я хотел бы знать!»

Вы, возможно, удивитесь, когда осознаете, что стихи Пи­сания, только что нами прочитанные, вносят полную ясность в этот вопрос. Заметьте, что упоминаются три последователь­но идущих дня: подготовительный день, суббота заповеди и первый день недели. Двум из них даны их сакральные


наименования — «приготовление» и «суббота», а один дан под обыч­ным номером — «первый день недели». Или, если обозначить по-другому, — день распятия, день, когда Иисус покоился в гробу, и день, в который Он воскрес.

Тот факт, что Иисус был распят в день, который мы на­зываем пятницей, и воскрес в день, называемый воскресень­ем, является наиболее твердо установленным большинством религиозных ученых. Суббота — это день между пятницей и воскресеньем. Что может быть ясней?

Но здесь мы сталкиваемся с большой проблемой. Если Библия так ясно указывает на то, что седьмой день является субботой Господней, то как случилось, что большинство хри­стиан соблюдает первый день недели? Кто произвел замену?

В следующей главе мы увидим, что Новый Завет не со­держит никаких намеков на перенос субботы с седьмого дня на первый день недели (воскресенье). Поэтому нам придется обратиться к истории, чтобы выяснить, как, когда и почему была произведена эта замена.

Послушаем, что поведают нам средние века.

Это происходило на фоне весьма запутанных обстоя­тельств. Начнем с того, что примерно в 132—135 гг. по Р. X. имело место иудейское восстание под предводительством Бар-Кохбы. В результате этого восстания иудеи, жившие в Рим­ской империи, были основательно скомпрометированы. Что­бы избежать последовавших за этим преследований, христиа­не стали все более чувствительно реагировать на всякую по­пытку отождествить их с иудеями. А поскольку соблюдение субботы было в обычае прежде всего у иудеев, многие хри­стиане стремились свести до минимума ее требования.

Но преследования со стороны властей стали только од­ним из факторов. Жажда признания и популярности сыграла не меньшую роль в распространении пренебрежительного от­ношения к заповедям, завершившегося прямым отступниче­ством. Церковь в лице некоторых ее вождей быстро разгляде­ла преимущества, которые сулило ей соглашательство с язы­чеством. Она желала возрастания своей популярности, кото­рое должно было произойти с притоком новых членов из язы­ческого мира. Почему бы ради более успешного привлечения их в Церковь не привнести в христианство некоторые


распро­страненные языческие обычаи? Разве подобное слияние обы­чаев не поможет язычникам чувствовать себя в христианском храме как дома? Почему бы не ввести в обычай языческий день возлияний? Не должны же язычники перестать празд­новать свои праздники, приняв христианство?

Так началось постепенное размывание чистоты Церкви, размывание, растянувшееся на несколько столетий.

В начале IV в. по Р. X. римский император Константин, тогда еще язычник, издал закон, по которому государствен­ные учреждения, суды и мастерские ремесленников не долж­ны были работать в первый день недели — «священный день солнца». В том же столетии (365 г. по Р. X.) выразил пред­почтение воскресенью и Лаодикийский собор.

Поскольку многие новообращенные христиане прежде были солнцепоклонниками, а солнцепоклонники на протя­жении столетий почитали первый день недели, превращение празднования воскресенья в христианский обычай будет вы­годно Церкви — так думали ее вожди. Церковь станет более привлекательной, если воспримет некоторые языческие обы­чаи, рассуждали они.

Первоначально воскресенье было введено не как день бо­гослужения, хотя служба в этот день и проводилась, а в каче­стве светского выходного дня с небольшим богослужением в придачу. В течение нескольких столетий праздновали оба дня — субботу как истинную субботу и воскресенье как светский вы­ходной день. Подобная практика продолжалась вплоть до шес­того столетия наряду со строгим соблюдением истинной суббо­ты во многих областях христианского мира. Но по мере все большего проникновения в Церковь язычества воскресенье при­обретало нарастающее значение, а суббота утрачивала его.

Об этом рассказывают нам отцы раннехристианской Церк­ви. Они зафиксировали развитие отступничества, описали тем­ные дела, творившиеся в раннехристианской Церкви. Знаме­нательно — и я прошу вас обратить на это внимание, — что ни один церковный писатель не приписывал Христу или апо­столам происхождение обычая соблюдать воскресенье. Огаст Ниндер, крупнейший историк христианства, пишет:

«Празднование воскресенья, как и все остальные празд­ники, всегда было исключительно человеческим


установлением, и в намерения апостолов отнюдь не входило освятить вос­кресенье своим священным авторитетом; отнюдь не они и не первоапостольская Церковь перенесли законы субботы на вос­кресенье» (История христианской религии и Церкви, с. 186).

Дин Стэнли в своих «Лекциях по истории восточной Церкви» говорит:

«Сохранение древнего языческого наименования "день солнца" для еженедельного христианского праздника в ог­ромной степени обязано слиянию языческой и христианской сентиментальности» (Лекция 6, с. 291).

В последние годы многие хорошо осведомленные хри­стиане, соблюдающие воскресенье, публично заявляют, что день богослужения был заменен человеком, а не Господом. Таково, например, высказывание, опубликованное в офици­альном католическом издании «Ауа Санди визитор» 11 июня 1950 г., высказывание, подтверждающее приверженность ка­толиков традиции и подчеркивающее непоследовательность протестантов в ее соблюдении.

Редактор «Ауа Санди визитор» лично разрешил мне ис­пользовать указанную публикацию, и вот что в ней говорит­ся: «Во всех своих официальных руководствах протестанты заявляют, что их религия основывается на Библии и только на Библии, отвергая традицию даже как часть их вероуче­ния... В Новом Завете отсутствует ясное указание на то, что Христос перенес день богослужения с субботы на воскресе­нье. Однако все протестанты, кроме адвентистов седьмого дня, соблюдают воскресенье... Празднуя воскресенье, протестанты следуют традиции».

Неужели дух Реформации настолько ослабел, что боль­шинству протестантов пришлось обратиться к той самой тра­диции, которую они отвергают, чтобы обосновать свой выбор дня богослужения? Какой запутанный компромисс!

Друзья мои, в столь серьезном вопросе мы должны разо­браться основательно. Я хочу, чтобы вы располагали факта­ми. Я хочу, чтобы вы сами в них убедились. Но что выбрать, если исторические ссылки, описывающие это изменение, а также книги, посвященные этой теме, заполнили бы двух­тонный грузовик?


Возьмем для примера отрывок из «Введения в историю Западной Европы» Дж. X. Робинсона. «Простота, присущая Церкви на первоначальном этапе, постепенно сменилась слож­но разработанным богослужением и возникновением особой прослойки духовенства. На этом пути с течением времени хри­стианство все больше сближалось с высшими формами язы­чества. Правда, в одном отношении они сталкивались как вра­ждующие стороны в смертельном конфликте, но в то же вре­мя они проявляли тенденцию к слиянию, словно два соеди­няющихся потока» (с. 30).

Кстати, вы помните нашу главу, озаглавленную «Крас­ная лестница к солнцу»? Весть Илии, обращенная к послед­ним дням, предостерегает от солнцепоклонства. Теперь смысл проясняется, не правда ли?

А теперь послушайте следующее откровенное заявление. Уильям Фредерик в книге «Три пророческих дня» пишет: «В то время Церковь должна была либо перенять праздничный день у язычников, либо заставить язычников перенести этот день. Но перенесение праздника оскорбило бы язычников и стало бы для них камнем преткновения. Естественно, Церкви было легче распространить на язычников свое влияние, со­хранив их праздники» (с. 169, 170).

Невольно содрогаешься при мысли, что допустимо вы­двигать такой поверхностный аргумент! Но именно так все происходило. Горькая правда состоит в том, что суббота Гос­пода Иисуса Христа была принесена в жертву божкам попу­лярности и компромисса!

Кардинал Гиббоне сказал так: «Вы можете прочитать всю Библию от Бытия до Откровения Иоанна и не найти ни еди­ной строчки, подтверждающей освящение воскресенья. Пи­сание санкционирует религиозное соблюдение субботы — дня, который мы никогда не считали священным» (Вера наших отцов, 92-е изд., с. 89).

Воскресенья нет в Библии, и его никогда не вводил Хри­стос. Это исключительно человеческое установление. Правда, оно возникло на раннем этапе истории Церкви. Но разве не трагично, что воскресенье появилось, заклейменное именем бога солнца, запятнанное отступничеством как прямое наследие язычества? Какая жалость, что Церковь так охотно, так слепо и опрометчиво приняла его!

Почему происходят подобные вещи? Почему столь бро­сающаяся в глаза фальшь осталась незамеченной? Неужели мы невольно взрастили обычай, вовсе не являющийся свя­щенным? Очевидно, это так. Но теперь вы знаете и понимае­те, как это произошло. Учитывая, что со времен апостолов прошло двадцать столетий, многие из которых ознаменова­лись подавлением истины, зная, что Священное Писание было доступно только правителям и богачам, а в сознании людей постепенно утвердилась традиция, надо ли удивляться, что миллионы наших современников никогда не сомневались в правильности выбора дня отдыха?

 


Миллионы христиан совершают богослужение в воскре­сенье, рассматривая это как свою священную привилегию. Они искренне молятся, веря, что этот день является подлин­ным поминовением торжества нашего Господа над смертью. И Господь принимает их искренние молитвы. Но если истин­ное значение этого вопроса стало проясняться, то что мы еще можем сделать, как только жить в свете, который дал нам Господь, и позволить Ему сделать соблюдение истинной суб­боты блаженством, как Он и обещал?

А теперь оставим человеческие свидетельства, оставим печальную историю предательства и обратимся к словам на­шего Господа. Ибо это слова жизни! Обратимся к последней странице Библии — последней странице книги Откровение, написанной специально для конца времен, книги, содержа­щей последний призыв Господа к человечеству. Слушайте с молитвенным благоговением последнюю главу этой священ­ной, спасающей душу книги:

«Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воз­дать каждому по делам его.

Я семь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и По­следний.

Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами.

А вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду.

Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я семь корень и потомок Давида, звезда свет­лая и утренняя.

И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да ска­жет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром.

И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей;

и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни, и в святом граде, и в том, что написано в книге сей.

Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!

Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь» (Откр. 22:12—21).

Мы прочитали заключительные слова Писания. Как ос­вежает их воздействие после знакомства с заплесневелыми свидетельствами прошлого и вражескими попытками унич­тожить истину! Благодарение Господу за эти окончательные, недвусмысленные и обнадеживающие слова Самого нашего Господа!

Я вспоминаю своего друга пастора, который поделился этой истиной о субботе со своей аудиторией. Во время пения последнего гимна он незаметно вышел в боковую дверь. Пас­тор хотел быстро пройти к главному входу, чтобы приветст­вовать покидающих церковь людей. Какой-то джентльмен из публики тоже вышел во время пения заключительного гимна из зала. Очевидно, ему захотелось побыть одному, по­размышлять и помолиться. В спешке пастор едва не столк­нулся с этим высоким человеком, остановившимся в задум­чивости в тени. Он был один. Его глаза были влажны. Он был глубоко взволнован услышанным. Пастор положил руку ему на плечо и спросил, не может ли он чем-нибудь помочь. Человек медленно повернулся, посмотрел пастору прямо в глаза и сказал: «Всю свою жизнь я молился за истину. Но я никогда не догадывался спросить у Господа, чего это будет стоить!»

Да, истина будет вам дорого стоить, причем я не имею в виду деньги. Но она не только стоит всех затрат, она неизме­римо дороже.

Вы хотите поблагодарить Господа за то, что узнали из Его Слова? Хотите поблагодарить Его за субботу и сказать Ему, что вы готовы, чего бы это ни стоило, заплатить цену и жить в свете, который Он нам дал? В потаенном святилище своего сердца вы можете сделать это прямо сейчас.