ПРЕДИСЛОВИЕ К ИЗДАНИЮ 1903 Г.

Настоящая книга представляет собою то же самое, что из­данные мною раньше «Введения» в курсы истории новей­шего времени (1881), древнего мира (1882), средних веков (1883), нового времени (1884) и древнего Востока (1887), а также «Философия культурной и социальной истории нового времени» (1893) и «Главные обобщения всемирной истории» (1903). Названные «Введения», действительно, были введения в читанные мною общие университетские курсы, которым я обыкновенно предпосылал общие обзоры больших отделов истории. Что касается до двух остальных книг, то они тоже имеют характер общих обзоров, но являются уже не введениями, а подведениями итогов. «Философия культурной и социальной истории нового времени» была написана мною после выхода в свет первых трех томов моей «Истории Западной Европы в новое время» (1892 и след.), как обобщение главного содержания этого труда, могущее, вместе с тем, быть введением в историю XIX века, которая (до 1870 г.) потом и изложена была в четвертом и пятом томах названного сочинения. Наконец, «Главные обобщения всемирной истории» были задуманы и выполнены мною, чтобы свести к более объединенному и обобщенному виду весь фактический и идейный материал, заключающийся в моих «Учебных книгах» древней, средней и новой истории, предназначенных для среднего образования. Теперь, в сущ­ности, я даю как бы слияние в одно целое наиболее сущест­венного содержания названных книжек с всемирно-истори­ческой точки зрения, переработанное притом и дополненное.

В чем заключается всемирно-историческая точка зрения, это объяснено в первой главе настоящей книги, и потому здесь об этом нечего говорить. Замечу только, что названная точка зрения есть по самому существу своему историко-философская, и, следовательно, предлагаемые очерки «Об­щего хода всемирной истории» относятся к так называемым философиям истории. В книгах подобного рода очень часто философия, в смысле логической системы, получает перевес над историей, в смысле построения, основанного на реаль­ном взаимоотношении фактов. Эта книжка, наоборот, имеет скорее именно исторический, чем философский характер, и для того, чтобы понимать ее содержание, достаточно вообще лишь знания среднеучебного курса истории и неко­торого научного образования вообще. Успех, какой имели среди лиц, занимающихся самообразованием, названные выше книжки, позволяет- мне надеяться, что и эта не будет лишнею для тех, которые желают охватить всемирную историю в ее целости.

Настоящая книжка—первая в задуманной редакцией «Вестника и Библиотеки Самообразования» серии истори­ческих книг общего содержания.

2 мая 1903 г.