ПРЕДИСЛОВИЕ К ИЗДАНИЮ 1903 Г.
Настоящая
книга представляет собою то же самое, что изданные мною раньше «Введения» в
курсы истории новейшего времени (1881), древнего мира (1882), средних веков
(1883), нового времени (1884) и древнего Востока (1887), а также «Философия
культурной и социальной истории нового времени» (1893) и «Главные обобщения
всемирной истории» (1903). Названные «Введения», действительно, были введения в
читанные мною общие университетские курсы, которым я обыкновенно предпосылал
общие обзоры больших отделов истории. Что касается до двух остальных книг, то
они тоже имеют характер общих обзоров, но являются уже не введениями, а
подведениями итогов. «Философия культурной и социальной истории нового времени»
была написана мною после выхода в свет первых трех томов моей «Истории Западной
Европы в новое время» (1892 и след.), как обобщение главного содержания этого
труда, могущее, вместе с тем, быть введением в историю XIX века, которая (до
1870 г.) потом и изложена была в четвертом и пятом томах названного сочинения.
Наконец, «Главные обобщения всемирной истории» были задуманы и выполнены мною,
чтобы свести к более объединенному и обобщенному виду весь фактический и
идейный материал, заключающийся в моих «Учебных книгах» древней, средней и
новой истории, предназначенных для среднего образования. Теперь, в сущности, я
даю как бы слияние в одно целое наиболее существенного содержания названных
книжек с всемирно-исторической точки зрения, переработанное притом и
дополненное.
В чем
заключается всемирно-историческая точка зрения, это объяснено в первой главе
настоящей книги, и потому здесь об этом нечего говорить. Замечу только, что
названная точка зрения есть по самому существу своему историко-философская, и,
следовательно, предлагаемые очерки «Общего хода всемирной истории» относятся к
так называемым философиям истории. В книгах подобного рода очень часто
философия, в смысле логической системы, получает перевес над историей, в смысле
построения, основанного на реальном взаимоотношении фактов. Эта книжка,
наоборот, имеет скорее именно исторический, чем философский характер, и для
того, чтобы понимать ее содержание, достаточно вообще лишь знания
среднеучебного курса истории и некоторого научного образования вообще. Успех,
какой имели среди лиц, занимающихся самообразованием, названные выше книжки,
позволяет- мне надеяться, что и эта не будет лишнею для тех, которые желают
охватить всемирную историю в ее целости.
Настоящая
книжка—первая в задуманной редакцией «Вестника и Библиотеки Самообразования»
серии исторических книг общего содержания.
2
мая 1903 г.