Глава 3

Самый сокровенный секрет истории

ОДНАЖДЫ русский император прогуливался по од­ному из красивейших парков, примыкавших ко дворцу. Не­ожиданно он наткнулся на часового, который стоял на стра­же возле куста. Удивившись, он спросил: «Что ты здесь де­лаешь?» «Я не знаю, — ответил часовой, — я выполняю при­каз капитана». Царь попытался выяснить у капитана: «По­чему стоит часовой на страже возле куста?» «Так указано в инструкции, — ответил капитан, — но причина мне неизвест­на». После тщательных расспросов царь обнаружил, что ни­кто при его дворе не помнил, когда это было установлено. Тогда он обратился к архивам и, к своему удивлению, вот что обнаружил. Сто лет назад Екатерина Великая приказала посадить розовый куст и поставить возле него часового, что­бы никто не затоптал молодое растение. То растение уже давно погибло, но традиция соблюдалась, и часовой всегда стоял здесь, хотя никто не знал, что он охраняет.

«Невероятно!» — воскликнете вы. Но то же самое, мой друг, происходит и в христианских церквах — люди охраняют, защищают доктрину, которая живет только благодаря традиции, доктрину, являющуюся мифом, а не заповедью Божьей:

В этой главе мы покажем, как традиция возвысилась над Словом Божьим. Мы также рассмотрим Слово Божье, предсказавшее, что произойдет, если будет сделана попытка изменить Закон Божий и возвысить над ним традицию. Ис­торические архивы подтверждают это.

Но прежде чем начать исследование, задумаемся: воз­можно, и вы, и я читаем эту книгу с разных позиций, так как мы люди различных вероисповеданий. И все же у нас есть одно общее — мы любим Господа нашего, Иисуса Христа, и хотим следовать Его истине. Вот поэтому мы и изучаем этот вопрос. Нам очень хочется знать истину и следовать ей. В Священном Писании есть следующее наставление:

Старайся представить себя Богу дос­тойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.

(2 Тим. 2:15).

Итак, чтобы понять истины Бога, надо изучать Его Сло­во. Слово Божье, хотя и написанное сотни лет назад, от­крывает не подвластные времени истины, которые приме­нимы к нашей сегодняшней жизни.

Пророчества Даниила и Откровение обращены с осо­бой силой к концу света. Иисус цитирует пророчества Да­ниила и советует Своим ученикам изучать их. Ученики спро­сили Его: «Скажи нам, когда это будет [разрушение хра­ма]? и какой признак Твоего пришествия и кончины ве­ка?» (Мф. 24:3). Вот часть ответа, который дал Иисус:

Итак, когда увидите мерзость запус­тения, реченную чрез пророка Даниила, стоя­щую на святом месте, — читающий да ра­зумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы.

(Мф. 24:15, 16).

Иисус предостерегает Свое поколение, что пророчества относительно разрушения Иерусалима скоро сбудутся. Его ответ ученикам полон предсказаний об Иерусалиме, а также о конце света. И Он предлагает Своим ученикам изучать пророчества Даниила, чтобы лучше понимать оба события.

 


В Книге Даниила пророчество с предельной точностью прослеживает сотни лет истории от Вавилона до наших дней. Бог использовал метод общения через символические виде­ния и сны, чтобы донести до нас Свою истину. Очень хоро­шо об этом сказал древний китайский философ Конфуций:

«Одна картина стоит тысячи слов». Давайте подробнее рас­смотрим картину, представленную нам Даниилом: Бог пред­сказывает сотни лет истории через символическую фигуру металлического человека — истукана. В 7 главе этот же пери­од истории показан более полно; здесь использованы образы животных, которые олицетворяют историю человеческой ра­сы. Главы 8 и 11 еще более наглядно раскрывают один и тот же период времени с помощью особенных деталей, некото­рые из них с особой силой обращены к последнему поколе­нию на земле.

Глава 7 в Книге Даниила начинается с описания перво­го года правления вавилонского царя Валтасара. Даниил ви­дит сон и добросовестно записывает его. Прочитайте внима­тельно описание видения в стихах 2—7:

Видел я в ночном видении моем, и вот, четыре ветра небесных боролись на великом море, и четыре больших зверя вышли из мо­ря, непохожие один на другого. Первый — как лев, но у него крылья орлиные; я смот­рел, доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему. И вот, еще зверь, второй, похожий на мед­ведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его; ему сказа­но так: «встань, ешь мяса много!» Затем видел я: вот — еще зверь, как барс; на спи­не у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть дана бы­ла ему. После сего видел я а ночных видени­ях, и вот — зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него — боль­шие железные зубы; он пожирает и сокру­шает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него.

В видении Даниилу представился обширный морской пейзаж в грозовой день. Сильные ветры в яростном порыве вздымали волны, когда четыре необычных зверя вышли из моря на берег. Ветры, воды, звери — характерные символы, использованные в Священном Писании. Они олицетворяют море людей, толпы, нации и языки — море человечества на протяжении долгих веков (См. Откр. 17:15). Ветры часто символизируют войну, борьбу, а также дипломатические, военные и политические действия, из которых и складыва­ется история мира (см. Иер. 49:36).

Даниил продолжает: «Эти большие звери, которых четыре, означают, что четыре царя восстанут от земли» (Дан. 7:17). В результате войн среди наций четыре вели­ких царства поднимутся и падут. А четыре металла — зо­лото, серебро, медь и железо — в воображении Даниила в главе 2 символизируют эти четыре державы. История это подтверждает.

Со времен Даниила на земле возникло только четыре всемирных царства. Давайте кратко проследим ход истории, как она представилась Даниилу в образе четырех зверей.

Первое — лев с крыльями орла. Золото в воображении Даниила символизирует Вавилон. Символы, использован­ные для описания Вавилона, — это самые эффектные творе­ния на земле: золото, благороднейший из металлов; лев, царь зверей, и орел, господин неба. Древний Вавилон был могу­щественной державой. Недавние археологические раскопки показали, что вавилоняне использовали образ льва с крыль­ями орла как символ своего могущества и часто изображали его на стенах строений. Иеремия также описывает покоряю­щую мощь Вавилона, представленного в образе льва.

Второе — поднимается медведь с тремя клыками во рту. В 539 году до Р. Хр. Мидо-Персия вытесняет Вави­лон. Клыки, вне всякого сомнения, символизируют три за­воевания, которые позволили персам стать могуществен­ной державой: Египет, Лидию и Вавилон. Это была вторая мировая империя. В видении Даниила (2 глава) она обо­значена серебром. Мидо-Персия, по его удачному

 


описа­нию, — это кровожадный медведь. Без сомнения, ее армия была невероятно жестока в своих действиях.

Третье — барс с четырьмя крылами на спине пред­ставляет третью мировую империю, сбросившую медведя. Греки с Александром Македонским одерживали победу за победой и завоевали Мидо-Персию и мир. У барса было четыре головы, что символизирует разделение империи на четыре части после смерти Александра. Эта империя в ви­дении Даниила обозначена посредством меди.

Четвертое — ужасный, страшный зверь, которого не­возможно даже описать, иногда называемый драконом, ко­торый крушил все на своем пути. Этот зверь олицетворяет жестокую разрушающую силу Рима. Он правил миром в течение шести столетий, начиная с 168 года до Р. Хр. В воображении Даниила эта четвертая мировая держава Це­заря схожа с железом, которое «крушит и сметает все». Этот зверь будет «крушить и пожирать свои жертвы». И желез­ная монархия мира была именно такой.

Пятое — десять рогов олицетворяют десять царств, ко­торые поднимутся из этого чудовища. «А десять рогов зна­чат, что из этого царства восстанут десять царей» (Дан. 7:24). Нет в природе такого зверя, который имел бы десять рогов. Десять рогов этого символического зверя открылись Да­ниилу за тысячу лет вперед и точно предсказали распад Рима ровно на десять частей. Распад Римской империи при­вел к образованию современных европейских наций. Исто­рия это подтверждает. Рим доминировал над Западной Ев­ропой до середины четвертого столетия, когда он был низвержен, но не другой нацией, а изнутри, воинствующими племенами варваров.

Шестое — нечто новое и необычное представилось Да­ниилу. Ему открылся следующий важный момент в развитии Европы после образования десяти царств. Даниил пишет:

Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно (Дан. 7:8). ...И после них [десяти царств] восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей (7:24). Что за сила — этот маленький рог, о котором пишет Да­ниил? Что это за нация? С чем ее идентифицировать? Да­вайте исследуем это шаг за шагом:

Первое он появился среди десяти рогов. Это зна­чит, что он появился из головы Римской империи, которая была четвертым зверем.

Второе он появился после десяти рогов, хроноло­гически это значит после 476 года по Р. Хр.

Третье эта сила «отличалась от прежних» (деся­ти рогов). Десять рогов были только политическими орга­низациями. Этот маленький рог приобретал свой автори­тет из другого источника — религиозного, как скоро мы это обнаружим.

Четвертое три царства из десяти будут сметены в своем стремлении к власти. «Он уничтожит трех царей», — так говорится в пророчестве.

Пятое у этого маленького рога «глаза человече­ские». В Библии глаза — это символ интеллекта (см. Еф. 1:18). Пророка в Священном Писании часто называют «ясновид­цем». Он смотрит в будущее, он мудр. Он смотрит глазами Бога. Этот рог имеет «глаза» не Божьи, а человеческие. Он обладает человеческим интеллектом, человеческой властью и человеческим авторитетом.

Итак, вопрос: какая сила соответствует всем этим опи­саниям? Какая значительная сила появилась примерно в 476 году по Р. Хр., подавив три нации? Как эта сила отличалась от четырех предшествовавших царств?

История дает нам ответ, причем единственный ответ, отождествляющий маленький рог с силой и властью. Сразу после того, как Рим пал, в Европе образовалось десять царств, появилось также религиозно-политическое государ­ство. Оно расширяло свое влияние на протяжении несколь­ких столетий и стало занимать видное положение в Запад­ной Европе. Оно стало мощным именно в то время, которое было предсказано в пророчестве, и на месте, предсказанном пророчеством, и именно тем способом, который был опре­делен. Оно стало мощным в результате падения герулов,

 


вестготов и вандалов. Три этих племени были вырваны с корнями, как и предсказывалось в пророчестве. Мы можем проследить судьбу остальных семи из этих племен до на­ших дней. Например, франки обосновались во Франции, англосаксы — в Англии, а алеманны — в Германии. Но те три нации были полностью уничтожены во время подъема маленького рога из-за различий в вере. А маленький рог, как защитник правоверных, попытался убедить три указан­ных племени в том, что они ошибаются. Не сумев этого достичь, Церковь прибегла к насилию.

Власть маленького рога отличается от любой другой, когда-либо правившей. Это религиозно-политическая власть. Она, как говорится в пророчестве, «отличается» от других царств. Мир никогда прежде не знал такого необычного со­четания духовной и политической власти, какую демонстри­ровал маленький рог.

Изучая пророчество Даниила в этом месте, мне кажет­ся, было бы полезным рассмотреть параллельные предсказа­ния из Нового Завета относительно ранней христианской Церкви. Павел беспокоился о будущем Церкви. Пресвите­рам Ефеса он высказал следующие опасения:

Ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие ста­да; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь уче­ников за собою. Посему бодрствуйте, памя­туя, что я три года день и ночь непрестан­но со слезами учил каждого из вас.

(Деян. 20:29-31).

К этому предупреждению он добавляет в письме к Фессалоникийцам: «Ибо тайна беззакония уже в дейст­вии...» (2 Фее. 2:7).

Три момента, касающиеся будущего ранней Церкви, бес­покоили Павла. Первый — оппозиция извне. Павел сравни­вал внешнюю оппозицию с лютыми волками, не щадящими стада. Павел предсказывает суровое преследование, предпри­нятое сатаной в целях разрушения Церкви.

Но внешнее преследование, предсказанное Павлом, ни­что по сравнению с тем, какую угрозу для Церкви представляет отступничество изнутри, — и это второй момент, ко­торый беспокоил Павла. Он говорил: «И из вас самих вос­станут люди...» (Деян. 20:28-31). Появятся люди и исказят истину. Слово «исказить» означает изменить истинное зна­чение. Павел со слезами защищал чистоту веры, но он знал — отступничество произойдет. И оно произошло. Он писал Фессалоникийцам:

Да не обольстит вас никто никак: ибо день гот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели (2 Фее. 2:3).

Третье, что тревожило Павла, — это приближение от­ступничества. Другими словами, немного пройдет времени, когда измена проникнет в Церковь.

Давайте порассуждаем об этом немного подробнее. Па­вел пользуется греческим, говоря об отступничестве, кото­рое означает «уход» или отход от чистоты веры. Павел пре­достерегает, что уход осуществит «человек беззакония (или греха)», «человек погибели». Выражение «человек погибе­ли» только один раз еще встречается в Священном Писании:

при описании Иуды Искариота. Иуда предал Иисуса, играя роль друга. Он использовал знаки любви и восхищения, пре­давая своего Господа и Спасителя.

Павел использует то же выражение — «человек погибе­ли» при описании отступничества. Он делает это, чтобы по­казать, что эта сила может иметь те же характерные черты, которые были проявлены и Иудой Искариотом. Другими сло­вами, эта сила способна предать сущность Евангелия, ис­пользуя все внешние формы и обеты преданности. Прово­дить это будет «человек, не признающий законов (или греш­ный)», представляющий себя как человек Бога.

Но давайте вернемся к Даниилу, запомнив эту подо­плеку. В 8 главе Даниилу явилась фигура, похожая на маленький рог, которая «набирала силу», «повергая исти­ну на землю» (Дан. 8:12).

Стала ли понятней вам эта картина? Великая борьба на протяжении многих веков не могла быть только битвой ме­жду религией и безверием. Это была борьба между истиной и ложью. Оппозиция извне могла очистить и усилить

 


Цер­ковь. Враг — «человек погибели» — мог успешно работать из­нутри, чтобы свергнуть истину и использовать Божью Цер­ковь для распространения лжи. Даниил пишет:

И против Всевышнего будет произно­сить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них празднич­ные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени (Дан. 7:25).

Таким образом, отступничество внутри христианской Церкви в какой-то степени было попыткой подорвать авто­ритет Бога.

Как мы уже знаем из предыдущей главы, авторитет Бо­га обусловлен Его позицией Создателя и Держателя Вселен­ной, включая и наш мир. Давайте вспомним, что писал Его любимый Иоанн:

Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его; и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и ис­точники вод.

(Откр. 14:7).

Итак, право Бога требовать поклонения Ему и соблю­дения Его Закона обусловлено тем, что Он создал физиче­ский мир и человечество. Тем не менее Даниил пишет, что сила этого маленького рога временами будет настолько дерз­ка, что будет узурпировать власть Бога и «возмечтает отме­нить... праздничные времена и закон». Законы, о которых здесь говорится, — это не просто человеческие законы. Чело­веческие законы автоматически меняются, когда одно царст­во приходит на смену другому. Таким образом, пророчество относится к духовным законам Всевышнего. Вмешиваться в них — это на самом деле говорить против Всевышнего.

Как вы еще раньше заметили, изменение закона — это противоречие словам Иисуса. Он сказал:

Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: до­коле не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Мф. 5:17, 18).

Закон Божий будет существовать столько, сколько бу­дут существовать небо и земля. Умаление значения этого За­кона, унижение его авторитета или попытка изменить его заповеди просто немыслимы. Однако Библия ясно дает по­нять, что власть маленького рога попытается сделать это. Так это и случилось на самом деле.

Конечно, не все внутри Церкви приняли отступничест­во. Те, кто отказался, подвергались гонениям. «Будет... угне­тать святых Всевышнего», — пишет пророк (Дан. 7:25). Это может относиться только к религиозному преследованию, ко­торое, как подтверждает история, имело место.

Обратите внимание на то, о чем дальше говорится в стихе 25: «даже возмечтает отменить у них праздничные вре­мена и закон» (Дан. 7:25). Эта ссылка на праздничные вре­мена интересна и важна. Сразу приходит на ум, что единст­венной ссылкой на время в Законе Божьем является ежене­дельный святой день. Как вы уже знаете, суббота, освящен­ный Богом день, является постоянным напоминанием о Нем как Создателе. Бог отдыхал в субботу, Он благословил ее и установил. Она была установлена в Едеме и соблюдалась там. Исаия говорит (66:23):

Тогда из месяца в месяц, и из суббо­ты в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, гово­рит Господь.

Вопрос в том, какой закон власть маленького рога «воз­мечтала отменить»? Была ли суббота, об установлении кото­рой говорится в Законе Божьем, когда-нибудь изменена? Если да, то как и когда?

В предыдущей главе мы установили, что суббота со­блюдалась и отмечалась ранними христианами как ежене­дельный день отдыха и поклонения. У Иоанна было видение в «день Господний» (Откр. 1:10, -пер. с греческого оригинала). Церковь продолжала поклоняться в субботу до конца перво­го столетия. Но в начале второго столетия некоторые хри­стиане добровольно стали праздновать день распятия. Они праздновали день распятия, который совпадал с днем иудей­ской Пасхи. Но вследствие нескольких еврейских восста­ний против Рима евреи становились все менее и менее ­

 


популярными, и недовольство ими распространялось и на хри­стиан, которые вследствие этого рассматривались как ев­рейская секта. Празднование еврейской Пасхи в память о распятии многими рассматривалось как еще большая иден­тификация христианства с иудаизмом. Поэтому некоторые христиане решили изменить это положение.

Епископ или «папа» христианской Церкви в Риме Сикст начал процесс, в результате которого день поклоне­ния был перенесен с субботы на воскресенье. Он убедил христиан праздновать день воскресения, который прихо­дился на воскресенье, вместо дня распятия. Сначала этот праздник отмечался не каждую неделю, а раз в году. Пере­неся день празднования на воскресенье и связав его с вос­кресением, христиане тем самым отделили себя от иудеев.

Случилось так, что праздник воскресения совпал с ве­селым римским празднеством в честь солнца. Поклонники солнца ничего не имели против проводимого в день солнца христианского праздника. Таким образом, Сикст, вдохновив христиан праздновать воскресение в первый день недели, тем самым заставил их чествовать день солнца.

Следующее важное действие в этой драме разворачива­ется к 200 году по Р. Хр., когда папа Виктор насильно ввел ежегодное празднование воскресения в воскресенье. Соглас­но его приказу, епископы, которые не подчинились его рас­поряжению, были отлучены от Церкви. Этот декрет, застав­ляющий соблюдать воскресенье, был использован епископом римским, чтобы взять Церковь под свой контроль. Сократ, известный церковный историк, позднее напишет: «Хотя почти все церкви во всем мире совершают священное таинство по субботам каждую неделю, все же христиане Александрии и Рима, принимая во внимание некоторые древние традиции, перестали делать это». Древняя традиция — это, без сомне­ния, придание особого значения чествованию воскресения Сикстом и Виктором.

Первый закон, закрепляющий воскресенье как день от­дыха, был издан императором Константином в марте 321 го­да по Р. Хр. Его декрет провозглашал: «В священный день солнца пусть все должностные лица и люди, проживающие в городах, отдыхают, и пусть все мастерские будут закрыты. В сельской же местности люди, занятые сельским хозяйст­вом, могут свободно и законно продолжать свои занятия» (SDA Source Book, с. 999). Церковный историк Филипп Шафф сделал по этому поводу очень важное замечание:

«Закон Константина о воскресенье не подлежит пересмот­ру. В этом законе нет никакой ссылки на четвертую запо­ведь или на воскресение Христа. Кроме того, он специаль­но освобождает сельские районы... христиан и язычников, привыкших праздновать эти дни; Константин совместил эти дни, отдав предпочтение воскресенью» (там же, с. 999, 1000).

Медленно, но верно движение отступничества, предска­занное Павлом и Даниилом, набирало силу. Феодосии I за­претил судебные процессы в воскресенье и ввел еще одно правило, которое и в наши дни широко распространено в западном мире: «Никто не может требовать оплаты государ­ственного или личного долга в воскресенье». Феодосии II в 425 году по Р. Хр., уделив большее внимание спортивной активности людей, запретил все развлечения, цирковые и те­атральные представления по воскресеньям. А третий Орле­анский Синод в 538 году по Р. Хр. запретил все работы в сельской местности по воскресеньям. Так постепенно день. солнца вошел в христианскую церковь и стал днем отдыха для большинства христиан. Время было изменено! (см. SDA Source Book, с. 1001, 1002.)

Но что говорит римская католическая церковь по пово­ду своей роли в изменении субботы как священного дня от­дыха? Какова ее позиция?

Римская католическая церковь видит в этом измене­нии признак власти церкви. Положение, разработанное вер­ховной властью католической церкви, это подтверждает.

1. В ответ на вопрос: «Есть ли у вас другое доказатель­ство, что церковь имела власть утверждать указы о празд­нествах?» — Стефен Кинан писал: «Если бы у нее не было такой власти, она не смогла бы сделать того, в чем все со­временные верующие согласились с ней, она не смогла бы перенести соблюдение субботы, седьмого дня недели, на воскресенье, первый день, так как в Священном Писании не говорится о праве на такое изменение» (Stephen Keenan. А Doctrinal Catechism, р. 174).

 


2. Другой комментарий: «Вы можете прочесть всю Биб­лию от Бытия до Откровения и не найдете ни единой строч­ки, свидетельствующей об освящении воскресенья. Священ­ные книги принуждают верующих соблюдать субботу, день, который мы никогда не освящаем» (Cardinal Gibbons. Faith of Our Fathers, р. 111, 112).

3. А Монсеньор Сегур писал: «Именно католическая церковь, уравняв себя с Иисусом Христом, перенесла день отдыха на воскресенье в память о воскресении нашего Гос­пода. Таким образом, соблюдение воскресенья протестанта­ми — это уважение, которое они платят, несмотря ни на что, [католической] церкви» (Monsignor Segur. Talk About the Protestantism of Today, р. 225).

Отец Энрайт, римский католический священник, гово­рит в «Американ Сентинел», Нью-Йорк: «Библия говорит:

"Помните, что вам надо соблюдать освященный субботний день". Католическая церковь говорит: "Нет, моей божествен­ной властью я запрещаю субботний день и обязываю соблю­дать первый день недели". И сегодня весь цивилизованный мир склоняется в почтительном послушании перед предпи­санием священной католической церкви».

Позиция римской церкви ясна. Даниил предсказал из­менение, а католическая церковь претворяет его. Фактиче­ски она гордо указывает на это изменение как доказательст­во ее власти в деле религиозной доктрины.

И реформаторы во время протестантской Реформации выражали свое беспокойство. Например, Мартин Лютер, ко­торый в большей степени ответствен за созыв Аугсбургской конфессии, сказал: «Они (папы) без основания утвердили из­менение субботы на воскресенье вопреки, как казалось, Декалогу; не было большего нахальства, чем изменение священно­го дня покоя. Они стремятся показать, что власть церкви на­столько могущественна, что обходится без указаний Декалога» (Philip Schaff. The Creeds of Christendom vol. 3, р. 64).

И все же, несмотря на всю очевидность, находятся та­кие люди, которые говорят: «Какая-разница? День есть день! Время есть время! Стоит ли так уточнять?» Я думаю, стоит. В конце концов, когда мы назначаем встречу, нам не приходит в голову явиться на следующий день!

Но дело не в днях, а в их учредителях. Давайте рас­смотрим два простых вопроса: Когда мы отдыхаем в седь­мой день недели, почтительно поклоняясь Богу, — кому мы послушны? Ответ очень прост: мы послушны Богу. Когда вы работаете в седьмой день недели или используете его для светских развлечений или дел, связанных с бизнесом, а от­дыхаете и поклоняетесь в первый день недели, — кому вы непосредственно послушны? Конечно, не Богу, потому что Он никогда нам не заповедовал делать это. И кого тогда вы собираетесь чтить послушанием? Библия говорит:

Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?

(Рим. 6:16).

Те, кто проследил Закон Божий на протяжении веков, обнаружили, что время от времени указы людей и заповеди Божьи противоречили друг другу. Петр оказался как раз в таком положении, и он пришел к такому заключению:

Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам.

(Деян. 5:29).

Петр и другие апостолы не колебались, когда на карту ставился Закон Божий, их решение было однозначным. И их решение — это пример для нас. Хотя отдельные аспекты Закона Божьего могут изменяться, принципы всегда остаются теми же:

«должно повиноваться больше Богу, нежели человекам».

И случай нам представился. С одной стороны, мы име­ем Иисуса Христа, который провозгласил Себя «господи­ном... субботы». Он ясно сказал людям, что Он пришел не нарушить Закон Бога или уменьшить его власть. В самом деле, Он пришел показать нам, как соблюдать, почитать его. Он сказал:

Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим (Мф. 15:9). И совсем не голос Божий призывает нас поклоняться в. другой день. Это всего лишь голос человека. Нет никаких


указаний Бога об освящении воскресенья.

Так как близится скорое пришествие Христа и весть с Божьей истиной облетит весь мир, напомню предупреждение, данное нам Илией, который еще давным-давно призывал сбив­шихся с пути людей отказаться от поклонения солнцу:

Долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте.

(3 Цар. 18:21).

Не может быть компромисса с грехом. И выход из этого конфликта — преданность. Необходимо сделать выбор между Заповедями Божьими и традицией людей. Иисус ясно сказал:

«Но тщетно чтут Меня, уча учени­ям, заповедям человеческим»; ибо вы, оставивши заповедь Божию, держитесь предания человеческого.

(Мк. 7:7. 8).

Мой друг, это весть Христа о любви к тебе. Библия четко указывает, что седьмой день, суббота, — это свидетель­ство созидательной силы Творца. Она также говорит нам, что Иисус Христос не планировал никаких изменений Сво­его дня поклонения. Помня об этом, обращаюсь к вам слова­ми Иисуса Навина: «Изберите себе ныне, кому служить» (Ис. Нов. 24:15). Вы готовы сказать: «Я выбираю Иисуса и Запо­веди Божьи. Я буду с Его благословления, начиная с этого дня, помнить день субботний и чтить его»?

Во все времена были тысячи и тысячи людей, кто лю­бил Иисуса настолько, что полностью был послушен Ему. В следующей главе вы прочтете о самых волнующих примерах верности Божьему субботнему дню.