Глава
1
Пророк — "человек на все времена"?
В
1842 году Вильям Эллис Фой — мулат, проживавший в Бостоне, штат Массачусетс,
получил с интервалом в несколько недель два видения. Первое (18 января)
длилось 2, 5 часа, а второе (4 февраля),
- невероятно, но факт —12, 5 часов. Его
физическое состояние во время видения напоминало описание из 10 главы книги
пророка Даниила. Как и Даниил во время видений, он не дышал, хотя сердце его
продолжало нормально функционировать (си.
Дан. 10: 17).
Однако
Вильям Фой не откликнулся на призыв к пророческому служению. К лету 1844 года
Бог призвал другого человека — Хазена Фоса. И он также, спустя некоторое время,
отказался от своего призвания. Таким образом, в декабре 1844 года Бог обратился
к «слабейшей из слабых», но об этом речь пойдет в следующей главе.
Пророк. Какие образы это
слово вызывает у тех, кто знаком со страницами Священного Писания!
Почти инстинктивно в воображении возникает образ человека, одиноко
стоящего в присутствии Божием и, возможно, похожего на ветхозаветного пророка
Илию. Илия, бросив вызов более чем четыремстам служителям Ваала, призвал с
небес всепоглощающий огонь, который поглотил не только жертву, но и камни,
поддерживавшие жертвенник, и даже воду вокруг жертвенника (3 Цар. 18).
Или, возможно, мы слышим отдаленное эхо «гласа вопиющего в пустыне:
приготовьте путь Господу» (Мф. 3:3, ср.
Ис. 40:3). Этот человек в одежде из
верблюжьего волоса — Иоанн Креститель — не был снисходителен к себе. Питался он
акридами и диким медом (Мф. 3:4; Мк.
1:6).
Действительно, думая о Библии, трудно не вспомнить о ее авторах.
Шестьдесят шесть книг, составляющие Священное Писание, записали более сорока
Божьих избранников. Мы обычно говорим о них так: «святые Божий человеки,
будучи движимы Духом Святым» (2 Петр.1: 21). А
все началось с человека по имени Енох, седьмого от Адама. Енох — первый пророк
в человеческой истории (Иуд. 1:14). Пророки
от Еноха до Моисея свои вести передавали устно. Жизнь Моисея — поворотный пункт
в истории пророческого служения: он первый использовал письменное слово для
распространения пророческой вести.
В
последующие времена пророческая литература образовала две ветви! К одному из
них и принадлежат пророки (или провидцы, как их называли вначале), чьи труды
вошли и были сохранены в Священном Писании; к другому относятся авторы, чье
наследие не было включено в Библию. Последние, такие как Гад, Нафан, Илия,
Ахия, были также вдохновляемы, как и их библейские собратья, но написанное ими
не было сохранено для потомков.
Во время Иисуса люди, изучающие Ветхий Завет, делили его на три части:
Закон (Пятикнижие Моисея), Пророки, Святое Писание.
Бог нелицеприятен (Деян. 10:34,
35), боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему независимо от национальности
или пола. В библейские времена женщин также, как и мужчин, Господь наделял
пророческим даром. В Ветхом Завете мы читаем о Мариам (сестре Моисея), о
Деворе, а в Новом Завете — об Анне и четырех дочерях евангелиста Филиппа.
Сегодня, как правило, служение «пророка» ассоциируется в нашем сознании с предсказанием
событий будущего, но в библейские времена духовное служение пророка понималось
намного шире. У пророков было много обязанностей. 1) Они говорили от имени
Бога. 2). Они открывали Божьи намерения. 3). Они укрепляли правителей и
руководили ими. 4). Побуждали людей к верности. 5). Они протестовали против
зла. 6). Они направляли. 7). Учили. 8).
Были консультантами и советчиками на всех уровнях личной и государственной
жизни. 9). Они предупреждали. 10). Обличали грех. 11). Произносили суды Божьи.
12). Порою творили чудеса. 13) и
проповедовали. Более того, пророческое служение не ограничивалось рамками
еврейской национальности. Господь
использовал некоторых людей, чтобы нести свою истину языческим народам.
Библейская история и служение пророков в ее отдельные периоды
гармонично сочетаются друг с другом. Однако некоторые христиане начинают
ощущать некоторые сомнения, когда речь заходит о пророчествах в
постновозаветный период. Тем не менее существуют свидетельства (прямые, а также
косвенные) и в Ветхом, и в Новом Заветах, что Дух Святой будет вдохновлять
пророков и тогда, когда «канон» (книги, составляющие Библию) будет установлен.
Иисус обещал, что присутствие Духа Святого в христианской Церкви будет
ощущаться вплоть до последнего времени. Особое служение Духа, сказал Он, это
научить
людей истине Божьей (Ин.
14:15-17, 26). Предупреждая нас, Иисус оставил признаки Своего скорого
пришествия и предсказал появление лжепророков (Мф. 7:15, 24:11, 24). Если бы в конце времени не
должно было появиться никаких истинных пророков, Иисусу нужно было бы просто
сказать: «Берегитесь пророков». Приставка «лже» подразумевает, что перед Вторым
пришествием будут существовать как истинные, так и лжепророки.
Учение Павла
о «духовных дарах» также содержит несколько прямых свидетельств в пророческом
служении в постновозаветные времена. Он ясно указывает на пророчества как на
один из даров Духа Святого (Еф. 4; 1 Кор.
12, Рим. 12). Посмотрите, дар пророчества назван вторым, уступая по
значению только апостольству. В Новом Завете употребляется три взаимозаменяемых
выражения для определения одного понятия: «Дар пророчества» (1 Кор. 13:2), «Свидетельство Иисусово»
и «Дух пророчества» (Откр. 19:10).
Это Божественный дар сверхъестественных откровений и видений2. Из
контекста учения апостола Павла о дарах Духа — включая пророчество — ясно
видно, что они будут существовать в Церкви до конца времени. Подготавливать
Церковь к возвращению Христа — цель, для которой они даны (Еф. 4:12-15). Павел нигде даже не намекает на то, что один из
даров (например, пророчество) исчезнет, в то время как остальные останутся.
Первыми
документами Нового Завета, которые были записаны, несомненно, являются Послания
Павла. Первое же послание Фессалоникийцам — одно из самых ранних. Ближе к
концу этого письма Павел предостерегает первых христиан: «Духа не угашайте».
Затем он указывает, как выполнить этот совет: «Пророчество не уничижайте».
Напротив, христианин должен «все испытывать» и «хорошего держаться» (1 Фес.
5:19-21). (Апостол Иоанн делает то же самое предупреждение, но немного
иначе: «Испытывайте духов». Почему? Не
каждый дух приходит от Бога, и «много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4:1.)
Похоже, что
в некоторых христианских кругах сегодня происходит-то, что происходило в
раннехристианской Церкви. Возможно, ранние христиане, обращенные из иудаизма,
поговаривали между собой: «Нам не нужны новые пророчества. Если Ветхий Завет
был достаточно хорош для Иисуса, то он достаточно хорош и для меня». Сегодня
некоторые христиане, повторяя эту ошибочную идею, ограничивают влияние Духа
Святого только прошлым. Они предлагают считать, что сегодня мы не нуждаемся в
пророческом служении, так как библейский канон уже сложился. Но, вероятно,
чтобы предупредить появление подобных идей, Павел побуждал «испытывать»
пророческие заявления, а не отбрасывать их как ненужные.
Иоиль в
своей книге (2:28-32), написанной за
восемь столетий до Рождества Христова, увидел сквозь длинный коридор времени и
показал, чем Бог награждает людей перед Вторым пришествием Христа особым даром
— даром пророчества. Мужчины и женщины, юноши и старцы будут видеть пророческие
сны и видения. Некоторые христиане возражают, что исполнение этого пророчества
возможно также и после дня Пятидесятницы. Они отсылают нас к Деян. 2:16-21, где Петр указывает на чудо Пятидесятницы как на
исполнение Иоил. 2. Однако
Пятидесятницу нужно рассматривать лишь как частичное исполнение Иоил. 2 по двум важным причинам.
Во-первых,
во 2 главе книги пророка Иоиля говорится о присутствии дара пророчества в
последнее время. А наиболее очевидный духовный дар в день Пятидесятницы,
однако, был дар языков (речь на существующих языках, чудесным образом
дарованная отдельным христианам, которые прежде эти языки не учили).
Свидетельств о даре пророчества в день Пятидесятницы нет.
Во-вторых,
Иоиль указывает на то, что когда дар пророчеств будет восстановлен, будут
небесные знамения, связанные с Солнцем и Луной (Иоил. 2:19-20). Мы не находим в Писании подтверждения, что
подобные знамения сопутствовали чудесам, происходившим в день Пятидесятницы.
Неужели с
окончанием первоапостольского периода и до середины XIX столетия пророков не
было? Пол Кинг Джуит в содержательной статье в «Новом международном словаре
христианской Церкви» указывает, что «со смертью апостолов, у которых не было
преемников, дар пророчества постепенно исчез, и с третьего столетия от
первоначальной триады апостолов, пророков и учителей остались только учителя».
Далее Джуит добавляет, что «ко времени Ипполита (235) и Оригена (250) значение
слова «пророчество» сузилось до обозначения пророческих частей писания»3.
Однако,
согласно Библии, такой проблемы не существует: нигде не говорится о том, что
дар пророчества уйдет из Церкви с эрой первоапостольства. Собранные в пользу
упразднения дара аргументы (которые поддерживают многие католики и протестанты)
интересны, но опровержимы. Один из них сводится к тому, что апостол Иоанн
наложил проклятие на того, кто что-либо добавит к Библии или уберет из нее (Откр. 22:18-19). Таким образом, согласно
этому мнению, с установлением канона Писания дар пророчества отнимается.
В ответ мы
можем предложить следующее: 1) наложение проклятия в случае добавления или
сокращения чего-либо относится к Книге Откровения, это не относится ко всей
Библии, в которой, как стало ясно теперь, эта книга, соответственно, является
последним томом; 2) не существует доказательств того, что Книга Откровения
была написана последней в Новом Завете (некоторые ученые полагают, что
первое, второе и третье Послания Иоанна и даже Евангелие от Иоанна могли быть
написаны после того, как
он окончил Откровение); 3) только в четвертом столетии н.э.
христианская Церковь пришла наконец к соглашению относительно того, какие Книги
следует включить в Новый Завет.
Предупреждение Иоанна в конце Книги Откровения вовсе не устраняет дара
пророческого вдохновения после 100 года н.э.
Некоторые ученые полагают, что принятие канона Нового Завета исключает
всякую возможность нового откровения Божественной истины4. В ответ
на это британский ученый Дж. П. Бейкер заявляет:
«Иногда предпринимались попытки
связать завершение формирования новозаветного канона со временем, когда
пророчество пройдет (согласно 1 Кор. 13:8). Но это мнение полностью игнорирует
контекст, из которого ясно, что этот дар пройдет только тогда, когда
"настанет совершенное " — то, что мы увидим "лицем к лицу" (т. е. уже за пределами этой
жизни, этого века)... Очевидно, что нет необходимости ждать нового откровения,
касающегося Бога во Христе, путей спасения, принципов христианской жизни и т. д.
Очевидно, что нет причины, по которой живой Бог, который говорит и действует (в
отличие от мертвых идолов) не может использовать дар пророчества, чтобы дать
конкретное руководство для Церкви, нации или личности, предупредить, ободрить
предсказанием, напоминая о забытых истинах в полном согласии с написанным
словом Библии, с помощью которой эти заявления могут быть проверены»5.
Существование
Библии сегодня не отменяет другие богодухновенные авторитеты. Напротив, Слово
Божие и в Ветхом, и в Новом Заветах говорит о том, что дары Святого Духа,
включая пророчество, по-прежнему будут появляться среди Его народа в последнее
время до пришествия Иисуса. И то, и другое должно иметь место в нашем духовном
опыте.