МОЖЕТ ЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК ЕЩЕ ВЕРИТЬ В
БОГА?
Без Бога нет счастья!
Вопрос о Боге есть главный вопрос
всего сущего, и он является не только делом теологов, философов и художников.
Задолго до того, как человек стал что-либо знать о физике и
химии, люди всех цветов кожи и всех времен искали Творца мира. Для людей Бог
был чем-то само собой разумеющимся, и в этом ничуть не сомневались.
Атеизм начал распространяться
только в XIX и XX веках. Будучи убежденными в том, что прогресс науки делает
веру в Бога ненужной, сторонники атеизма пришли к выводу: "Религия - это
опиум для народа".
Судьба известного атеистического философа Фридриха Ницше
(1844- 1900) типична для блужданий современного духа. Хотя он хотел жить без
Бога, но увы! Не смог. В конце концов эта борьба и погубила его.
Жизнь Ницше ясно и однозначно показывает, что проблема
атеизма является делом сердца, а не ума. Госпоже фон Овербекк он однажды
заметил: "Только веру в Христа не оставляйте, мысль о Нем велика и
могуча". При этих словах у него к горлу подступил комок. Черты его лица
свидетельствовали о его переживании, и он не смог сразу же обрести обычного
своего каменного спокойствия. "Я Его оставил. Я хочу создать что-то
новое, однако не могу и не хочу возвращаться. Но моя страсть погубит
меня".
Многие последовали за ним, и вполне естественно, что и в них
отображается безнадежность и несостоятельность мира, противящегося Богу.
Сказанное псалмопевцем верно и непоколебимо: "Сказал безумец в сердце
своем: "нет Бога" (Пс.13,1).
Нет в этом мире народа, который бы отрицал существование
Бога, как бы ни старались атеисты отыскать такой народ. Плутарх, например,
говорит так: "Можно, правда, найти города без стен, без литературы, без
царей, без домов, без сокровищ, без денег, без театров, но никто никогда не
видел города без святилища и божества, и этого никто никогда не увидит".
Мысль о Боге неискоренима из человеческой жизни, она крепка
в ней, атеизм же болезнь цивилизации. Он, как и тенденция к росту числа
самоубийств, относится к ненормальным явлениям нашего выродившегося мира.
Дух и
природа
Испокон веков на
природу смотрели как на великую "иллюстрированную книгу" мудрости
Божьей. "Небеса пропо-
ведуют славу Божию, и о делах рук
Его вещает твердь", -говорит псалмопевец (Пс. 18,2).
Апостол Павел
пишет римлянам: "Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог
явил им; ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез
рассматривание творений видимы..." (Римл. 1,19-20).
Согласно нашим
опытам ничего в этом мире само собою не возникает: ни часы без часовщика, ни
книги без автора, ни машины без инженера. Отсюда происхождение и существование
мира с разумной точки зрения не может быть объяснено иначе как дело рук Творца.
У
естествоиспытателя Атаназиуса Кирхера
(1601 - 1680) в рабочем кабинете стоял искусно изготовленный глобус. Однажды к
нему пришел один из его неверующих друзей и с нескрываемым интересом спросил:
"Кто же изготовил этот глобус?" "Никто, - ответил Кирхер, - он
возник сам собою". "Ты шутишь со мной, - сказал посетитель, -
изготовивший его, должно быть, большой мастер". "Как же так, -
возразил ему исследователь, - ты не хочешь верить тому, что этот ничтожный
образ земного шара возник сам собою, и в то же время утверждаешь это
относительно огромного мира и не хочешь признать Творца?"
Нет ли еще и
сегодня таких людей, которые готовы верить только в то, что видят и чувствуют?
Им-то Бог как раз и является самыми различными путями. Он обращается к ним
через великолепие усеянного звездами летнего неба и открывает свое величие в
каждой былинке и в каждом цветке. Современный человек отвечает на это высокомерной
улыбкой: "Ведь все это произошло по воле случая". Неужели случая?
Разве можно порядок, целесообразность и целенаправленность природы объяснить
случаем? Каким только невероятным вещам не приходится безбожникам верить,
чтобы быть неверующими! Это и законы, существующие без законодателя, и
устройство без устроителя, и движение без движителя! Это и жизнь, которая возникла
сама собою. И все это несмотря на то, что всякий ученик средних классов знает,
что то, что эволюционисты называют абиогенезом (исходная гипотеза теории возникновения
жизни), еще и сегодня остается всего лишь несерьезным предположением.
Разве возможно,
например, из тысячи нот при наборе их вслепую в один момент создать дивную
"Пасторальную симфонию" Бетховена? Ну а если бы это не удалось с первого
раза, то сколько же раз пришлось бы полагаться на слепой случай? С
математической точки зрения здесь нулевой шанс.
Маленький опыт может убедить в этом
любого. Допустим, мы пронумеровали десять шариков цифрами от 1 до 10. Мы
опускаем их в карман и перемешаем. А теперь попытаемся их по порядку - от 1 до
10 - опять вынимать из кармана, при этом каждый вынутый шар мы должны опять
возвратить в сумку.
Вероятность достать № 1 соотносится как 1:10. Степень
вероятности после № 1 тотчас же вынуть № 2 соотносится как 1:100.
Последовательность 1, 2, 3 находится в соотношении 1:1000. Вынуть в правильной
последовательности № 4 предполагает вероятность в соотношении 1:10000. Вероятность
же достать все шары в их последовательности достигает астрономического
соотношения: 1:10 000 000 000.
Для возникновения же непостижимо сложных жизненных
процессов, где до мельчайших деталей все закономерно и упорядочено, требуется
совпадение столь многих факторов в их правильной последовательности, что
случайность здесь практически исключена. Профессор Кресси Моррисон, бывший
президент Нью-йоркской академии наук, говорит: "Для возникновения жизни и
ее дальнейшего функционирования на нашей Земле нужно такое великое множество
важнейших условий, что если смотреть на это с математической точки зрения, то
невозможно, чтобы все они в их правильном соотношении друг к другу могли оказаться
на какой-то Земле и в какое-то время благодаря слепому случаю. Поэтому в
природе должно существовать некое духовное управление".
Вера, что природа основана на разумных законах, привела
Кеплера к открытию орбит планет. Этот астроном, который, как и многие ученые,
был человеком верующим, якобы сказал однажды: "В творении я ощущаю Бога
как бы прикосновением руки".
Кто
думает, тот верит
Думать, что все ученые являются
неверующими, - значит ошибаться. Все обстоит как раз наоборот. Чем образованней
человек, тем больше он благоговеет перед тайной жизни. Французский ученый Луи
Пастер сказал об этом однажды так: "Мир еще посмеется над нашей современной
материалистической философией. Чем больше я исследую природу, тем больше я
поражаюсь и удивляюсь произведениям Создателя".
Бог, Творец звезд и атомов,
Строитель великого и малого - есть и наш Бог, Творец и Хранитель человека. Мы
не можем мимо Него пройти, не рискуя лишиться подлинного счастья и мира. Без
Бога нет счастья! Вот то познание, которое мы можем извлечь из истории и нашей
собственной жизни. Атеизм не может удовлетворить человека. "Так как Бога
больше нет, одиночество становится невыносимым", - вынужден был признать
Ницше в конце жизни. Все божества, которыми подменяли истинного Бога,
оказались несостоятельными. Тут и жажда славы, которая стала причиной гибели
Александра Македонского, Цезаря, Наполеона. Тут и нищета богатства, о которой
Джон Д. Рокфеллер, один из самых богатых людей в мире, однажды сказал:
"Кто же самый бедный в мире человек? Я скажу вам кто: самый бедный,
которого я знаю, это тот, у которого нет ничего, кроме денег".
Нет, счастье человека не зависит
от его социального положения, от его успехов и дел. Когда в последний час, в
который все преходящее должно исчезнуть, ты знаешь, что окажешься в объятиях
милосердного Творца - вот в чем подлинное счастье!