ГАДАТЬ ИЛИ ГОВОРИТЬ ИСТИНУ?

 

Говорят пророки

Каждый, кому довелось посетить Сикстинскую капеллу в Ватикане, был, конечно, поражен, увидев фрески, напи­санные великим художником Микеланджело. Прежде все­го обращает на себя внимание история сотворения мира на потолке капеллы и изображение страшного суда на стене алтаря, две грандиозные картины, где художник искусно соединил начало и конец истории человечества. Между темами начала и конца мастер направляет внимание зри­теля на семь великих пророков Ветхого Завета как на сви­детельство того, что путь человека должен проходить не через пустоту, а через пространство этого мира, наполнен­ное Словом Божьим. Пророки здесь представлены как Божьи представители.

Исполнившиеся пророчества - это Божья печать на боже­ственном происхождении Библии. Бог не мог бы дать луч­шего доказательства истинности Слова. С древнейших вре­мен миру известны астрологи, прорицатели и ложные про­роки. Все они держатся благодаря двусмысленности своих загадочных прорицаний. Библия же не боится ярких огней рампы в театре истории мира, чтобы сказать: "Вот как все будет! Христос вполне определенно указывает на значение правдивости пророчеств, когда говорит: "... Я сказал вам о том, прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбу­дется" (Иоанн, 14,29). И Он одновременно увещевал своих учеников, чтобы они обращали особое внимание на книгу пророка Даниила. Предсказывая разрушение Иерусалима, Он говорит: "Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом ме­сте, - читающий да разумеет" (Матф. 24. 15). Пророк Да­ниил, живший в VI веке до Р. X., предсказывал события, которые должны совершаться на протяжении всей новоза­ветной эпохи, вплоть до самого конца света.

Характер книги пророка Даниила сходен с Откровением Иоанна в Новом Завете. Обе книги дивным образом допол­няют друг друга и представляют собой для каждого читаю­щего Библию настоящий кладезь знаний. Поэтому нам не приходится удивляться тому, что во все времена толкова­тели Библии более всего интересовались этими книгами. Один из отцов церкви, Ипполит Римский, живший в III веке, написал свой знаменитый комментарий к книге про­рока Даниила. А из числа тех, кто пристально исследовал эти книги в средние века, следует упомянуть прежде всего Иоахима Флорисского (XII век). Этот человек прославился своими знаниями настолько, что английский король Ри­чард Львиное Сердце, направляясь в крестовый поход в


Святую Землю, пожелал непременно посетить его и под­робно расспросить о пророчествах. Наверное, не многим известно, что Христофор Колумб тоже основательно зани­мался библейскими пророчествами. Когда в начале XVI века Лютер переводил Библию, он прежде всего издал кни­гу пророка Даниила, так как был убежден, что весть этого мужа Божьего имеет особое значение. Великий физик и астроном Исаак Ньютон, один из величайших умов челове­чества, занимался изучением книги пророка Даниила на протяжении 42 лет. В XVIII веке иезуит Мануэль де Лакунца произвел сенсацию интересными открытиями в своих пророческих изысканиях.

Что же собственно побуждало людей вновь и вновь обра­щаться к книге Даниила? Тот простой факт, что этот про­рок, находясь в вавилонском плену, написал такие проро­чества, которые проливают свет на всю историю мира, до самого ее конца.

Вторая глава книги Даниила вводит нас прямо в новова­вилонское царство - во времена Навуходоносора, наиболее могущественного властителя этого царства. В 612 году до Р. X. Набополасар, отец Навуходоносора, разрушил Нине­вию и таким образом положил конец ассирийскому господ­ству. Так было положено начало вавилонской мировой де­ржавы. И сын его теперь доводил начатое отцом дело до конца, предпринимал широкомасштабные военные кампа­нии. Он разгромил иудейское царство и завладел Иеруса­лимом. А в битве при Кархемище, на реке Евфрат, значи­тельно ослабил египетского фараона Нехо. Благодаря это­му Вавилон стал мировой державой номер один. Отныне Навуходоносор мог заняться мирным строительством свое­го царства. Но останется ли Вавилон мировой державой? Или ей придется разделить участь Ассирии и Египта. Эти мысли очень тревожили царя, даже когда он ложился спать. И вот он увидел кошмарный сон. Не случайно такой сон приснился властелину. И то, что Навуходоносор на­прочь забыл этот сон, тоже не было случайным, а провиде­нием Божьим. Ибо когда звездочеты и мудрецы оказались не в состоянии объяснить этот сон, Даниил обратился к Богу с просьбой, чтобы Он открыл содержание сна. И Гос­подь показал все ему в видении. И тоща пророк пошел к царю и рассказал ему сон и таинственное значение его:

"Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном бле­ске стоял он пред тобою, и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его - из серебра, чрево его и бедра его - медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные.


Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без со­действия рук, ударил в истукан, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: желе­зо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них, а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю. Вот сон! Скажем пред царем и зна­чение его. Ты, царь, царь царей, которому Бог Небесный даровал царство, власть, силу и славу; и всех сынов чело­веческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небес­ных Он отдал в твои руки и поставил тебя владыкою над всеми ими, ты - эта золотая голова! После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею. А четвер­тое царство будет крепко, как железо, ибо как железо раз­бивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушаю­щему железу, будет раздроблять и сокрушать. А что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, а частью из железа, то будет царство разделенное, и в нем останется несколько крепости железа, так как ты видел железо, смешанное с горшечною глиною. И как персты ног были частью из железа, а частью из глины, так и царство будет частью крепкое, частью хрупкое. А что ты видел железо, смешанное с глиною горшечною, это значит, что они смешаются чрез семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною. И во дни тех царств Бог Небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно, так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его!" (Дан. 2, 31-45).

Кто внимательно исследует этот текст, тот без особых затруднений поймет, что колоссальная статуя - это нагляд­ное изображение нашей земной истории.

Мировые царства приходят и уходят, но этот процесс не есть повторение одного и того же, а неуклонное движение навстречу апогею, где все придет к концу. Хотя твердость металлов статуи постоянно нарастает, ход истории таким образом в нарастающей мере все ужесточается, все же не хаос (раздробленная статуя) будет ее концом, а грядущее Божье царство, показанное в образе камня, который сде­лался горой.


Большой истукан

1. Золотая голова - Вавилон (605 - 539 гг. до Р. X.).

Царь Навуходоносор (605 - 562 гг. до Р. X.) является представлением первого царства, ибо сказано: "... Ты - эта золотая голова", но подразумевается его царство, ибо про­рок продолжает: "После тебя восстанет другое царство".

Если мерить масштабами античного мира, то Вавилон был метрополией первого ранга. Внутренняя часть города была окружена двойной стеной толщиной до семи метров. И внешние оборонительные сооружения состояли тоже из двойной стены толщиной соответственно от 7 до 8 м. При­мерно через каждые 50 м, как утверждают, в стену была встроена башня. Археологи раскопали 15 фундаментов та­ких башен. Периметр городских стен Вавилона достигал 15 км, если учесть что периметр стен города Рима времен империи равнялся 9 км, а периметр стен Афин в период их могущества и расцвета - 6 км, что ж удивительного в том, что царь Навуходоносор чрезвычайно гордился своим горо­дом и однажды воскликнул: "...Это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в Славу моего величия!" (Дан. 4, 27).

Вавилон, "резиденция" бога Мардука, был в древности религиозным центром, равным которому в те далекие вре­мена не было. Одних только храмов насчитывалось в нем 53, святилищ - 955 и часовен - 384.

Центр города украшала знаменитая башня "Этеменанки" высотой в 90 м. Это грандиозное сооружение уступало толь­ко пирамидам в окрестностях Гизе. На самом верхнем эта­же этой башни располагалось святилище бога Мардука. Дворцы Вавилона считались одними из великолепнейших творений зодчих стародавних времен. "Висячие сады" его входили в число семи чудес древнего мира. Речь идет, веро­ятно, о садах, размещенных на террасах, которые Навухо­доносор соорудил для своей супруги. Она была родом из Мидии, и чтобы скрасить ее грусть по родным местам здесь, в равнинной Месопотамии, царь и построил эти "висячие сады". Неподалеку от них в северной части города находи­лись грандиозные "Врата Иштар", через которые религиоз­ные процессии направлялись к храму у подножия "Этеме­нанки". Высота ворот достигала 12 м. Кирпичи внешних стен ворот были покрыты цветной глазурью. Стены были окрашены в желтый цвет, ворота - в синий, дворцы - в розовый, храмы же были белыми. "Врата Иштар" достигали глубины в 51 м, так как вели через двойные стены, которые были украшены фигурами сотен зверей. На одной из кли­нописных табличек была обнаружена следующая надпись:


"Я (Навуходоносор) сделал возможным восстановление Вавилона и построил краше прежнего святой город, славу великих богов. Ни один из всех царей не построил того, что я с таким блеском и великолепием сооружая для Мардука... Да будет путь моей жизни долгим и да будет в радость мне многочисленное потомство. Пусть мой потомок правит черноголовыми народами вовеки, и да сохранится добрая память имени моему на все грядущие времена".

Оставаться у власти на вечные времена - таково было желание Навуходоносора. Но войны, угнетение, идолопок­лонство и культ человека на вечные времена - на это нет и не было воли Божьей. Прежде чем Даниил возвестил царю: "После тебя восстанет другое царство" (Дан. 2,39), пророк Исаия за два с половиной столетия до этого предсказал: "И Вавилон, краса царства, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гомора" (Ис. 13,19).

Свен Хедин, посетивший в 1916 году руины Вавилона, писал: "Каким буквальным образом исполнились предска­зания пророков о разрушении этого великого города! Пус­тыня, со всех сторон окружающая развалины города, выглядит менее пустынной, нежели эти развалины, эти опла­канные голые стены. Пустыня - она и есть пустыня, чего ожидать от нее, а руины - это совсем другое, они говорят о былом величии и угасшем блеске. Могучие громады стен "Врат Иштар" стоят оголенными, после того как огонь раз­рушил крыши, некогда построенные из кедра. Даже бедуи­ны не разбивают здесь своих палаток, а вот шакалов, вы­ползающих из своих нор, я встречал здесь даже днем".

2. Серебряная грудь - Мидо-Персия (539 - 331 гг. до Р. X.).

История сообщает, что в 539 году до Р. X. персидский царь Кир завоевал непобедимый, как считалось тогда, Вавилон.

Так исполнилось пророчество Даниила.

Древнее мидийское царство было завоевано Киром в середине VI века, однако мидийцы имели право пользоваться определенной самостоятельностью. Отсюда становится по­нятным, почему Библия говорит о законе "Мидян и Персов" (Дан. 6, 9,13,16).

Совершая грандиозные военные походы, персидские ца­ри расширяли границы своего царства. В период царствования Дария I (522 - 486 гг. до Р. X.) Персия достигла наивысшей точки своего могущества. К этому могущественному царю никто не смел приходить без приглашения, если он дорожил своей жизнью. Всякий, кто входил к нему, должен быт тотчас пасть ниц перед этим могущественным властелином.­


 

Этот тиран тоже мечтал о вечном господстве. Но со смер­тью Дария в 486 году до Р. X. все его мечты рассыпались в прах. В этом же 486 году в битве при Марафоне его войска потерпели сокрушительное поражение от сравнительно малочисленного греческого войска. Да и египтяне уже не хотели нести далее бремя персидского владычества. Не лучше обстояли дела и у Ксеркса - человека с неуравнове­шенным характером и отличавшимся слабостью к прекрас­ному полу. Хотя ему и удалось усмирить Египет, но вскоре вспыхнуло восстание в другом конце царства - в Вавилоне. Ксеркс, правда, разрушил этот город, но судьба мидо-персидского царства уже была предрешена на театрах воен­ных действий в Греции. Несмотря на героическое сопротив­ление Афин, персы захватили город, но хитрому Фемистоклу удалось у Саламина завлечь персидский флот в ло­вушку. Предпринятый с такими большими надеждами ре­ваншистский военный поход окончился полнейшим кра­хом. Греческий поэт Эсхил назвал это судом богов над пер­сами за их дерзость.

С этого времени дела в персидском царстве пошли из рук вон плохо. И вновь исполнилось пророчество Даниила: "...И еще третье царство, медное, которое будет владычест­вовать над всею землею" (Дан. 2,39).

3. Бедра из меди или бронзы - эллинистическое (греко-македонское) царство (331 - 168 гг. до Р. X.).

Известно, что греческие воины славились своим снаря­жением и оружием из бронзы - сплава меди и цинка. Когда двадцатилетний Александр Великий отправился в поход, чтобы покорить тогдашний мир, пик развития греческой культуры был уже пройден. С исторической точки зрения было бы не совсем верно говорить о греческом мировом царстве, ибо Александр был македонским царем. Но так как его отцу Филиппу в 338 году до Р. X. удалось завладеть большей частью Греции, то вполне можно говорить о греко-македонской империи. Если же учесть и влияние эллиниз­ма, продолжающееся вплоть до эпохи римлян, можно гово­рить здесь и об эллинистической империи. Александр прежде всего поставил перед собой цель - отомстить персам за их нашествия. С небольшим войском в 35 000 человек этот единственный в своем роде полководец в 334 году до Р. X. переправился через Геллеспонт, чтобы беспримерным триумфальным военным походом за несколько лет стать владыкой мира.

В битве при реке Граник он добился своей первой победы. У Иссы, у входа в сердце Азии, ему противостоял персидский


царь Дарий III с огромным войском численностью, как полагают современные историки, примерно 200 000 вои­нов. Александр с ходу ринулся в бой и со своей македонской фалангой прорвал ряды противника. Он намеревался лич­но захватить персидского императора в плен. Однако Да­рий и его войско, потеряв мужество, бежали. Страна таким образом оказалась беззащитной перед лицом завоевателя. Александр Македонский прошел через Сирию и после се­мимесячной осады покорил Тир, после чего вошел в Иеру­салим. Там, как сообщает Иосиф Флавий, первосвященник Яддуа якобы вышел навстречу и показал ему книгу Дани­ила: "Войдя в храм, он по совету первосвященника принес Богу жертву. Царь обращался с первосвященником и дру­гими священниками весьма великодушно. И когда ему по­казали книгу Даниила, в которой Даниил говорит, что пер­сидское царство будет разрушено греком, он поверил, что пророчество относится к нему. После этого он приступил к завоеванию Египта, который восторженно встретил его как освободителя. Здесь в 331 году он основал названный в честь его город Александрию, ставший впоследствии зна­менитым городом. С этого момента ему оказывали почести как сыну богов.

Затем он вторгся в самое сердце персидского царства, которое после битвы при Арбеле пало подобно спелому пло­ду. В 25 лет Александр стал могущественнейшим владыкой мира. Но жажда славы, власти и богатства не дают ему покоя, и Александр решил идти на Восток - в сказочную Индию! Он дошел до Инда, но там его войска взбунтова­лись, и ему пришлось вернуться. Этот властелин взошел подобно солнцу, но ему суждено было подобно метеору, быстро сгореть. В 323 году он вернулся в Вавилон, однако после обильных возлияний слег и в сильной горячке через несколько дней скончался.

После продолжительных войн диадохов, преемников Александра, царство его распалось на четыре части:

1. Царство Птолемеев (Египет, Палестина и Южная Си­рия).

2. Царство Селевкидов (от Малой Азии и Сирии до Ин­дии).

3. Царство Лизимаха (Фракия и части Малой Азии).

4. Царство Кассандра (Македония и Греция).

Эти государства - одно за другим были завоеваны Римом. Что же говорит пророчество Даниила? "А четвертое царст­во будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему же­лезу, будет раздроблять и сокрушать" (Дан. 2, 40).


4. Железные ноги - Рим (168 г. до Р. Х - 476 г. от Р. X.) Пожалуй, никакое другое сравнение не характеризует так метко и точно военную мощь Рима, как железо. Рим­ляне вполне сознавали свою миссию - господствовать над этим миром. Характерную форму выражения этого месси­анского сознания мы находим в известных словах Вергилия: "Ты римлянин, пусть это будет твоей профессией! Управляй миром, ибо ты его господин, прививай миру до­брые нравы и закон, милуй покорных, и силой низвергай мятежную непокорность".

О жестокости "железного Рима" написано много. Напри­мер, холодом веет гнев Катона, который каждую свою речь в сенате заканчивал одной и той же фразой: "А в остальном я полагаю, что Карфаген надо разрушить". Это пожелание было удовлетворено в 146 году до Р.Х., и город, долгое время бывший смертельным врагом Рима, был уничтожен вместе с его жителями. Гердер говорит о пропитанной "кровью славе Рима" и обобщает римскую историю в двух словах: "опустошение и разорение". В культурном отношении римлянин, воспитанный на греческих традици­ях, соответствовал идеалу настоящего воина - истинный римлянин не знал, что такое сострадание. Широкий диапа­зон железной власти Рима простирался от гладиаторских боев до распятий на крестах, от закабаления целых наро­дов и до жесточайших преследований. А когда республи­канский строй был окончательно заменен монархией и ут­вердилось восточное представление о том, что царь есть одновременно и бог, жестокость и мания величия Рима превзошли все границы: здесь и психически больной "бог" Калигула, и жестокий Нерон, первый гонитель христиан, и насильник Домициан, и многие другие императоры, по­токами проливавшие кровь христиан. Само их существова­ние доказывает истинность пророчества.

Согласно легенде Рим был основан в 753 году до Р.Х. Но в историческом плане о нем можно говорить примерно с 500 года до Р.Х., когда Рим стал республикой. К середине III века до Р.Х. уже вся Италия находилась под владычеством Рима. Из Пунических войн в III - II веках до Р. X. Рим вышел сильнейшим государством Средиземноморья. По­сле завоевания Македонии (168 г. до Р.Х. он становится мировой державой. Малая Азия, Палестина, Египет, все остатки эллинистической империи вынуждены были скло­ниться под его игом. В царствование Траяна (98 - 117 гг. от Р.Х.) Рим максимально расширил границы своих владе­ний. Эта великая империя занимала территорию от Гиб­ралтара до Евфрата и от Северной Африки до Англии. Сто­летиями


она сохраняла свое единство до тех пор, пока не пробил последний час Рима. Нравственное вырождение, духовное поражение, нанесенное ему христианством, и все усиливающееся давление приграничных варварских наро­дов - все это стало причиной распада империи. С тех пор, как умер Даниил, и до исполнения его пророчеств прошло тысяча лет.

В 476 году от Р.Х. вождь одного из германских племен Одоакр сверг последнего римского императора Ромула и объявил себя правителем Италии. А римская империя рас­палась на части, что и было отмечено в пророчестве в обра­зе пальцев ног.

5. Пальцы ног из железа и глины - разделенная империя и ее преемники - европейские государства (с 476 г. от Р.Х.).

Со времени великого переселения народов на территории римской империи образовался ряд германских королевств, которые постоянно и яростно боролись между собой. Это отсутствие единства ясно и четко отражено в пророчестве:

"А что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, а частью из железа, то будет царство разделен­ное..." (Дан. 2,41). Даниил продолжает: "И как персты ног были частью из железа, а частью из глины, так и царство будет частью крепкое, частью хрупкое" (Дан. 2,42) Дейст­вительно, между возникшими в эпоху великого переселе­ния народов государствами существовала большая разни­ца. Франки и вестготы, например, образовали сильные го­сударства, свевы же и бургунды не выходили за рамки го­сударств средней величины.

В попытках избавиться от этой раздробленности и вновь восстановить единую римскую империю - но теперь уже под знаменем христианства как "Священную римскую им­перию" - в истории не было недостатка. Пророк говорит: "А что ты видел железо, смешанное с глиною горшечною, это значит, что они смешаются чрез семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с гли­ною". В IX веке Карлу Великому удалось еще раз собрать под свой скипетр, почти всею территорию империи, но по­сле его смерти империя вновь распалась.

Габсбурги со своим "лозунгом" "Все земли имеют подданство Австрии" почти достигли этой цели. Они, как извест­но, пользовались мирными средствами, следуя знаменито­му рецепту: "Пусть другие ведут войны, а ты, счастливая Австрия, заключай браки!" При Карле V, в империи кото­рого не заходило солнце, держава Габсбургов достигла вер­шины своего могущества. Но со смертью этого сильного и несчастного мужа империя распалась на две части: испанскую


и германскую. Франция и Англия никогда не входили в империю Габсбургов. Соперничество между Францией и австрийским императорским домом привело к тому, что французские короли попытались стать наследниками рим­ских императоров. Людовик XIV, "король-солнце", самый могущественный властелин в XVII столетии, очень хотел, чтобы его чело украшала не только французская королев­ская корона, но и христианская императорская, и в те вре­мена было предостаточно продажных курфюрстов, готовых увенчать его этой короной. Однако этого не произошло, и Людовик скончался озлобленным стариком.

И вот вновь на арене истории появился тиран, захотев­ший воспользоваться плодами побед и поражений - Напо­леон Бонапарт. Будучи французским генералом, это кор­сиканец завоевал пол-Европы и, стремясь к мировому гос­подству, в 1804 году короновал сам себя императорской диадемой.

Между тем карьера этого демонического гения сопровож­далась победами, не имевшими равных. Планы его были конкретными и однозначными: "Нам нужен единый евро­пейский закон, европейский кассационный верховный суд, единая денежная единица, единая система мер и весов. Нам нужны единые законы для всей Европы. Я хочу из всех народов сделать один народ".

Он оказался не последним в числе тех, кто поставил пе­ред собой цель добиться этого. Лейпциг! В то время как союзники - Австрия, Пруссия и Россия - осаждали город и Наполеону с великим трудом удалось вырваться из окру­жения этого кипящего дьявольского котла, всего в несколь­ких километрах от того места величайший из поэтов - Гете написал разительно верные строки: "Всякий человек, лю­бой из нас вкусит свое последнее счастье и последний час".

И этот час не заставил себя долго ждать. После Ватерлоо Наполеон был сослан на остров Святой Елены и его мечты о мировой державе, наподобие римской империи, развея­лись.

Бог никогда не переставал контролировать происходящее на земле. И тогда, в эпоху Наполеона, и позднее, во време­на Гитлера, пророчество в точности исполнилось.

Всеобщее, вечное царство любви и мира не наступит бла­годаря людским усилиям, а благодаря тому камню, кото­рый был показан во сне царю. И это произойдет тогда, когда Бог отнимет власть у тиранов с окровавленными руками и установит Свое Царство, о котором Он завещал нам мо­литься: "Да приидет Царствие Твое" (Матф. 6, 10). Мы можем быть совершенно уверены в следующем: как в точ­ности


исполнились первые части пророчества, так непре­менно исполнятся и последние его части, ибо "верен этот сон, и точно истолкование его!" (Дан. 2,45).

Еще больше ясности в вопросе о будущем

7-я глава книги пророка Даниила существенно выходит за рамки того, что предсказано во 2-й главе. Здесь те же миро­вые царства представлены в виде четырех хищных зверей.

В то время как царю Навуходоносору была показана толь­ко внешняя сторона истории мира, Даниилу были раскрыты лежащие глубже исторические взаимосвязи. Бог показал ему еще и внутреннюю сторону истории.

"Видел я в ночном видении моем, и вот, четыре ветра небесных боролись на великом море, и четыре, зверя боль­ших вышли из моря, непохожие один на другого" (Дан. 7,2). На образном языке Священного Писания ветры означают войны, водные просторы - народы. Государства, образую­щиеся вследствие перемещения народов и войн, в соответ­ствии с их характером, представляются в виде кровожадных хищных зверей, выходящих один за другим на сцену миро­вой истории. Сказано выразительно. "Эти большие звери, которых четыре, означают, что четыре царя восстанут от земли" (Дан. 7, 17).

"Первый - как лев, но у него крылья орлиные" (Дан. 7, 4.

Как золото считается благороднейшим металлом, так и лев представлен благороднейшим зверем. Здесь невозмож­но не увидеть параллели между 2-й и 7-й главами книги Даниила. И в самом деле Вавилонское царство сочетало в себе величие, силу и красоту льва с быстротой и ловкостью орла. Как нам известно, это царство не устояло перед нати­ском мидийцев и персов и пало в 539 году до Р.Х. Об этом новом государстве Даниил пророчествовал следующее: "И вот, еще зверь, второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него между зубами его; ему сказано так: "встань, ешь мяса много!" (Дан. 7,5) Как цен­ность серебра ниже в сравнении с золотом, так и медведь уступает в величественности льву. Но он жесток и алчен. Именно эти свойства приписываются мидийцам.

С появлением на мировой арене персов центр тяжести государства сместился, что и отмечено выражением "стоял с одной стороны". Три клыка во рту означают победоносные войны против трех царств, предпринятых Мидо-Персией. Вот названия покоренных ею царств: Лидия, Вавилон и Египет. Мощное становление второй империи, захватив­шей земли от Индии до Европы, весьма точно охарактеризовано следующей фразой: "Встань, ешь мяса много!"

Но Мидо-Персия не смогла устоять перед умом, гибко­стью и силой греко-македонского государства и пала в 331 году до Р.Х.

Признаки третьего государства - барса - мы с точностью находим в неугомонном, юном герое - Александре Маке­донском.

"Затем видел я: вот - еще зверь, как барс; на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему" (Дан. 7,6).

Вряд ли триумфальные походы Александра Великого можно изобразить более точно, нежели в образе летящего барса. Неуклюжий медведь не имел абсолютно никаких шансов победить в борьбе с крылатой хищной кошкой. Но столь быстро завоеванное царство под скипетром нового владыки просуществовало недолго. После смерти Алексан­дра царство его распалось на части, которые и представле­ны четырьмя головами хищного зверя.

Четвертое и самое грандиозное царство, представленное во 2-й главе в образе железных голеней, по своей жестоко­сти не знает себе равных.

И потому сравнением с ним служит кровожадное без­ымянное чудовище. "После сего видел я в ночных видени­ях,


и вот - зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него - большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него" (Дан. 7,7).

Железные зубы хищного зверя и железные ноги истукана изображают одно и то же. Как и во 2-й главе все сокруша­ется железом, так и здесь все поглощается ненасытным чудовищем. В 168 году до Р.Х. римляне захватили Македо­нию, основу и начало империи, и затем часть за частью поглотили остатки этой прославленной эллинистической империи. Бескомпромиссность, угнетение и жестокость в римской империи достигли невиданной до сих пор изо­щренности. Гердер говорит: "Выглядело так, словно бог войны расхаживал по земле и с каждым шагом кровь била ключом из-под его ног".

В том, что этот зверь означает Рим, нет никакого сомне­ния. Наиболее известные комментаторы Библии, независи­мо от их вероисповедания, твердо придерживались этого взгляда. Непрерывная цепь свидетелей такой точки зрения тянется через века, начиная с историка Иосифа Флавия, отца церкви Иринея, и до Лютера в XVI веке, Ауберлена, Декселя и Хенгстенберга в XIX веке.

Так, например, один из отцов церкви Ипполит Римский пишет в своем комментарии к книге Пророка Даниила:

"Тот факт, что после греческого царства не было иного государства, кроме того, которое теперь господствует и су­ществует, очевиден. У него железные зубы, потому что оно все пожирает и дробит подобно железу".

Римско-католический кардинал Маннинг говорит отно­сительно этого следующее: "Римские легионы завоевывали мир. Военные дороги, беря свое начало в Риме, растекались по всей земле. Благодаря, так сказать, вездесущности этого могущественного языческого царства повсюду сохранялся мир и покой. Оно было, как об этом пророчествовал Дани­ил, "ужасным" и "сильным", и оно было действительно же­лезным и покоряло и закабаляло народы".

Такое продолжалось столетиями, пока и для Рима не про­бил час. В ходе великого переселения германских народов (IV - V вв. от Р.Х.) Западно-Римская империя была разбита и ее власть была сломлена. Один из германских вождей, Одоакр стал в 476 году "королем Италии" и чтобы вскоре (493 г. от Р.Х.) уступить место остготу Теодориху, в то время как другие германские племена захватывали и гра­били прочие части Римской империи. Это разделение ее символически представлено во второй главе Даниила де­сятью пальцами на ногах, а в седьмой главе Даниила - десятью рогами. Здесь выразительно сказано: "А десять ро­гов значит, что из этого царства восстанут десять царей" (Дан. 7,24). При этом заметьте, что употреблялось круглое число 10, ибо оно имеет значение совокупности. Полный разгром Римской империи завершился в эпоху великого переселения народов.

Однако только в наше время это пророчество сбывается полностью, ибо в то время, когда Даниил видел разделение императорского Рима, среди десяти рогов внезапно возни­кает одиннадцатый, малый рог, которому надлежало власт­вовать над всеми остальными: "Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно. И против Всевышнего будет произносить сло­ва и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отме­нить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени" (Дан. 7, 8, 25). Чтобы опознать эту власть, крайне важно ориен­тироваться по трем главнейшим признакам, которые даны в пророчестве:

1. Место и время появления. Здесь может идти речь толь­ко о такой власти, которая возникла на территории Рим­ской


империи, ибо небольшой рог вырастет среди осталь­ных десяти рогов. Да и по времени малый рог следует отно­сить к периоду после распада Римской империи в результа­те великого переселения народов.

2. Характер. Речь должна идти о политико-религиозной власти, ибо, с одной стороны, она имеет большое влияние на остальные власти, с другой - она пытается изменить Закон Божий. Претензии, которые выдвигает малый рог, непомерны, но хитростью он добьется своего. Кто посмеет ослушаться, будет безжалостно преследуем. Религиозная нетерпимость - это самое главное его свойство.

3. Развитие. Несмотря на то, что в начальной стадии своего развития эта власть незначительна и незаметна, но вскоре она станет господствующей силой в Европе. Сказа­но: "...у которого (у рога) были глаза и уста, говорящие высокомерно, и который по виду стал больше прочих (рог)" (Дан 7,20). Эта власть будет действовать до конца истории и упразднится только с наступлением суда (Дан. 7,26).

Каким же образом исполнились эти пророчества в исто­рии? Известные комментаторы, жившие в период средне­вековья и нового времени, указывают нам в этом плане четкие отправные точки. Одним из первых исследователей Библии был архиепископ из Зальцбурга Эберхард II (1200-1246 гг.), кто в высокомерии христианского Рима увидел исполнение пророчества о небольшом роге. Этот взгляд стали разделять такие прославленные реформаторы, как Д. Уиклиф, М. Лютер и Д. Нокс.

Постепенно - именно так свидетельствует об этом исто­рия - на месте Римской империи начала возвышаться рим­ская церковь, так что можно утверждать, что римское цар­ство полностью не исчезло, но произошло "превращение".

Упомянутые признаки этого рога, которые Даниилу были показаны в видении, можно составить как в игре "ПАЗЗЛ", когда из отдельных разрозненных частей составляется ос­мысленная картинка. Диву даешься, когда во всех подроб­ностях сравниваешь предсказание с его исполнением. И где 7-я глава Диннила заканчивается разоблачениями, там Откровение Иоанна Богослова, книга новозаветного про­рока, дает нам (13-я глава) дальнейшие разъяснения.

Если бы мы захотели пункт за пунктом прокомментиро­вать все подробности этого божественного предсказания, нам бы пришлось выйти за рамки этой книги. Даже если попытаться прокомментировать исполнение только одного высказывания: "И... будет... угнетать святых Всевышне­го..." (Дан. 7,25), то для этого потребовались бы целые тома. Свирепость, с которой эта власть уничтожала тысячи и тысячи людей, непостижима для истинных христиан. Человеческий гений изобрел такие орудия пыток и такие способы умерщвления людей (например, костры), которые позволяли как можно дольше сохранять жизнь жертв, пока наконец смерть не избавляла их от жесточайших мук.

То, что происходило в эпоху средневековья и во время контрреформации, мало согласуется с учением Иисуса, провозглашенным Им в "Нагорной проповеди". "Христи­анские" преследования христиан были и остаются пощечи­ной Христу. Иисус, правда, предвидел такие заблуждения, и Его предсказание по этому вопросу исполнилось. "...На­ступает время, когда всякий, убивающий вас, будет ду­мать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня" (Иоан. 16,2,3). А теперь мы обстоятельно ознакомимся с еще одним весьма харак­терным признаком рога (Дан. 7,25). Это поможет нам еще яснее видеть, о какой власти идет здесь речь.

Но чтобы понять это, нам придется сначала заняться такими вопросами, которые могут показаться посторонни­ми. После того как внимательно прочитаем следующие главы об Иисусе Христе, Спасителе, мы лучше поймем то, что Бог открыл пророкам относительно конца истории.