КТО ПОМОЖЕТ МИРУ?

 

Свидетельство истории

Пророчество, как и все Священное Писание, дано для того, чтобы спасти человечество. В Библии отражены толь­ко те события истории мира, которые имеют прямое отно­шение к истории искупительного подвига Христа и к исто­рии спасения. Именно это придает Библии авторитет и си­лу, ибо только она указывает нам путь к Богу, а этот путь - Иисус Христос.

Поэтому апостолы верно говорили: "О Нем все пророки свидетельствуют" (Деян. 10,43). Для них Христос был на­чалом, срединой и концом Священного Писания. И дейст­вительно, Иисус занимает в нашей жизни главное место, ибо Он стоит в начале как наш Творец, в средине - как Избавитель, а в конце - как наш Судья.

К сожалению, это признают далеко не все; многие со­блазнялись и соблазняются в Нем. От Него отрекаются, Его ненавидят, над Ним издеваются, Его ежедневно распина­ют, а Он как был Всемогущим, мимо которого никто не может пройти и влияния которого не могут избежать ни верующие, ни неверующие, так и остается Им.

И какими только лукавыми путями не пытались уничто­жить истину об Иисусе Христе! Вопреки всем историче­ским свидетельствам находились такие, которые утверж­дали, что Его вообще не было. Так, о Наполеоне, рассказы­вают, что он, прибыв в октябре 1808 года по случаю Эрфуртского конгресса в Веймар и беседуя с поэтом Виландом, шепнул ему: "Это впрочем еще большой вопрос, жил ли когда-либо Христос". На фоне исторических свидетельств, подтверждающих существование Иисуса Христа, здесь мы имеем дело с типичным случаем, когда желаемое принима­ется за действительное. Раз уж не должно быть Христа, то Его и нет.

Но происхождение христианства - это не просто возник­новение идеи о Христе, а подлинный исторический факт появления Назарянина, который был распят Понтием Пи­латом.

Хотя у нас нет книг, написанных Им, однако мы распола­гаем целым рядом исторических свидетельств, не допуска­ющих ни малейшего сомнения в том, что человек Иисус из Назарета действительно был. Из иудейских источников, например из Талмуда, ясно видно, что раннее иудейство ни на йоту не подвергало сомнению историческое существова­ние Христа. А ведь как раз доказательство того, что Иисуса не было, явилось бы самым убедительным аргументом си­нагоги в борьбе с зарождающимся христианством! То же можно сказать и в отношении врагов из язычников. Несомненно,­


что Цельс, основные идеи которого известны нам из памфлета-возражения остроумному и одаренному отцу церкви Оригену, охотно оспаривал бы исторический факт жизни Иисуса. Однако со времен Христа и до самой Рефор­мации мы не находим даже следа подобной попытки. В своем труде "Иудейские древности" современник апосто­лов Иосиф Флавий сообщает об Иисусе: "В это время вы­ступил Иисус, человек глубокой мудрости, если только можно назвать его человеком. Он творил дивные дела и был учителем людей, с радостью принимающих истину, при­влекая к себе многих, в том числе и эллинов. Он-то и был Христом. По доносу наших старейшин Пилат распял его. Но те, которые его любили, не оставили его, ибо он на третий день снова явился им живым, как это и было пред­сказано богодухновенными пророками, которые также предвозвестили об этом, равно как и о тысяче других дел. И до нынешнего дня есть еще люди, называющие себя по имени его "христианами". Если допустить, что это сообще­ние впоследствии подверглось обработке со стороны хри­стиан - как полагают некоторые историки, - то суть свиде­тельства о том, что Иисус существовал, невозможно опро­вергнуть.

Кроме иудейских источников до нас дошли сообщения некоторых римских историков о Христе. Так, Тацит пове­ствует о преследовании христиан Нероном и правильно производит само понятие "христиан" от имени Христа, ко­торый был казнен при императоре Тиберии прокуратором Понтием Пилатом". В трудах Светония и Плиния Младше­го тоже вновь упоминается имя Христос. Следовательно о мифотворчестве, связанном с именем Христа не может быть и речи. Историчность Иисуса для беспристрастного историка так же непреложна, как и историчность Юлия Цезаря. Те, кто распространяет теории о мифичности Хри­ста, попросту не являются историками. Такие знаменитые историки, как Л. Ранке, Д. Уэллс и А. Тойнби, открыто заявляют о своей уверенности в историческом существова­нии Иисуса.

Но самыми важными источниками, подтверждающими существование Христа, являются послания апостола Пав­ла и сведения, содержащиеся в Евангелиях. Хотя они и не представляют собой чисто биографических документов, а являются свидетельствами веры, они тем не менее истори­ческие документы, свидетельствующие о личности Иисуса и Его учении. Евангелисты нисколько не фальсифицирова­ли события, да и не могли позволить себе какие-либо их фальсификации.


Единый

Сам Иисус Христос не оставил нас в неведении относи­тельно своей личности. На вопрос Иоанна Крестителя: "Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам друго­го?" (Матф. 11,3), Он ответил цитатой из пророка Исаии, которая относилась к Мессии: "Слепые прозревают и хро­мые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют" (Матф. 11,5). Когда первосвященник спросил Его перед судом: "Ты ли Христос, Сын Благословенного?", Он ответил ясно и не­двусмысленно: "Я" (Марк. 14, 61, 62).

Во Христе исполнились мессианские пророчества Ветхого Завета. Надежда на явление Мессии (евр. "машиах", греч. "Христос", русск. "Помазанный") есть единственный в сво­ем роде феномен ветхозаветной вести. Здесь мы касаемся самой сердцевины Божественного откровения, предвозве­щавшего явление этой личности.

Во дни Христа с нетерпением и жаждой ожидали явления Мессии. Существовавшие в то время различные направле­ния в религиозной мысли были единодушны в одном: день Его выступления уже не за горами. Помимо богодухновенной Библии образовался целый литературный круг, зани­мавшийся явлением Мессии. При этом исходными позици­ями оставались положения Ветхого Завета. И только в воп­росе о том, каким образом Он должен явиться, были разные взгляды. Находящиеся под гнетом римского ига цеплялись прежде всего за те свидетельства, где говорилось о победо­носном характере Помазанника. Они были уверены в том, что Мессия явится как полновластный полководец и судья и расправится с идолопоклонниками - язычниками. И тогда Израиль станет в мировой политической иерархии первым государством. Так думали фарисеи и зелоты. Так думали и ессеи, знания о которых со времени находки кумранских рукописей у Мертвого моря у нас значительно расшири­лись.

Все эти религиозно-политические грезы весьма умаляют страдания Божьего Посланника. А ведь Ветхий Завет гово­рит о них. В мессианских свидетельствах нет и речи о пол­итическом перевороте, а только о спасении человечества от греха. Насколько же превратно понимали миссию Христа современники Иисуса, и даже Его собственные ученики, Его мать и Его родственники!

Невзирая на желания и мнения людей, Иисус шел Своей дорогой. Сознание Своего посланнического призвания про­будилось в Нем еще в юношеском возрасте (см. Лук. 2,49). Он понимал, что пришел на землю не для того, чтобы­


судить грешников, а чтобы спасти их (см. Лук. 19,10). поэто­му Он призывал людей к спасению: Царство Божье насту­пает не в светском, политическом смысле, а в духовном, ибо царство сатаны будет побеждено (см. Лук. 11, 20). В Его Царстве нет места для надеющихся на собственную праведность, а только для тех, кто нуждается в спасении (см. Лук. 5,31). Оно приходит только от Бога, человек не может его заслужить. Спасение Божье - это прощение гре­хов, это Евангелие, Благая весть. Призыв к спасению - это призыв к обращению (см. Матф. 18,3) и к готовности сле­довать за Ним. Обращение должно быть бесповоротным (см. Лук. 9,62) - оно проявляется в истинном послушании заповедям Божьим (см. Матф. 19, 16-21).

Наша уверенность в том, что Бог прощает приходящих к Нему, покоится в Его смерти на кресте, примиряющей нас с Ним. Тот, Кто не знал греха из любви к грешнику, берет на себя праведный приговор, чтобы освободить осужденно­го и избавить его от вечных последствий суда (см. Марк. 10,45).

Этот единственный в своем роде путь, полный величия и страданий, Иисус завершил в тот пасхальный день в 31 году н. э., когда Он, осужденный Пилатом и иудеями, взял на Свои израненные плечи позорный крест, чтобы прими­рить человечество с Богом. Это было предсказано пророком Исаией за 700 лет до этого (см. Ис. 53, 3-6).

Только этот Христос есть истинный Христос, Посланник Бога. Все прочие, выдающие себя за Христа, исполняют слова пророчества: "Ибо восстанут лжехристы" (см. Матф. 24,25). Иисус из Назарета есть Богом посланный для наше­го спасения Избавитель, о котором предсказано в Ветхом Завете.

Но нам надо коснуться тайны искупления еще и с другой стороны. Большая часть израильтян отвергла Его не только потому, что Он был таким Мессией, который не вписывал­ся в их ограниченные человеческие представления о гряду­щем Избавителе, а в большей степени потому, что Он вы­ступил с неслыханными притязаниями. То, что раввины говорили о невидимом, всемогущем, святом Боге, Он отно­сил к Себе. Где двое или трое заседают в суде, там слава Господня посреди них, утверждали законоучители. Исходя из этого, Иисус говорил: "Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Матф. 18, 20). Расслаблен­ному, которого спустили через кровлю к Нему в перепол­ненный дом, Он сказал: "Чадо! прощаются тебе грехи твои". Так и чувствуется гневное недоумение, с трудом подавляемое возмущение законоучителей в описании


евангелиста Марка: "Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? Кто может прощать грехи, кроме одного Бога" (Марк. 2, 6, 7).

Он считает себя большим, нежели Соломон (см Матф. 12, 42) и Авраам, ибо он говорит: "Прежде нежели был Авраам, Я есмь" (Иоан. 8,58). Он "больше храма" (Матф. 12,6). Он повелевает, исходя из личного авторитета, когда в "нагор­ной проповеди" неоднократно подчеркивает: "А Я говорю вам" (Матф. 5.22,5,28). Он не боится считать себя равным Богу, говоря: "Я и Отец - одно". Здесь речь идет о единстве с Богом не только в мышлении, но и о единстве природы. Что это действительно так, мы можем убедиться из слов Иисуса: "И Я даю им жизнь вечную," ибо здесь сказано о свойстве даровать вечную жизнь, - присущую только одно­му Богу (Иоан. 10,28).

Выражение "Сын Божий" употребляется Им для того, чтобы показать Свою единосущность с Богом. Современ­ники Христа хорошо понимали Его притязание, когда об­винят Его в том, что Он делает Себя Богом (см. Иоан, 10, 33). Называть себя Мессией - для синедриона этого было бы явно недостаточно, чтобы иметь право вынести смертный приговор. В таком случае следовало бы просто убедиться, насколько реальны такие утверждения, а также попросить подтвердить подобные притязания. Но поскольку Иисус говорит о Себе как о "Сыне Божьем" не только в смысле, почетного титула, но и в прямом, - в смысле единосущного, - поэтому священник и мог говорить об имеющемся факте богохульства. Мы же утверждаем, что это обвинение в богохульстве было ложным. Ибо Иисус Христос претендовал на это не вероломным и дерзким образом, но имея истинную божественную природу. Для нас, жителей зем­ли, навсегда останется тайной вопрос о том, как божествен­ная природа Иисуса могла соединиться с человеческой и каким образом эти две природы сочетаются между собой. Однако слава Богу, за то, что мы можем верить тому, во что наш ограниченный человеческий ум не в состоянии про­никнуть. Одно ясно - тот, кто отрицает Божественность Иисуса Христа, отрицает также и Священное Писание, ибо оно с предельной ясностью подтверждает божественную природу Иисуса. При свободном, непредвзятом и искреннем изучении Библии каждый мыслящий человек должен прийти к следующим выводам:

1. Иисус был задолго до Своего рождения как человек.

2. Иисус был задолго до творения нашей Земли.

3. Иисус Христос - это Сам Творец.


4. Иисус Христос - это Бог.

5. Иисус обладает божественными свойствами: всемогу­ществом, всеведением и вездесущностью.

6. Он стоит ниже Отца только в том, что касается Его человеческой природы (см. Иоан. 14,28).

Все эти выводы сделаны на основании жизни Христа, ибо жизнь Спасителя и есть убедительнейшая защита Его как бога сына.

Хотя он истинный человек, как и мы, но в то же время Он истинный Бог, "Совсем - Другой", Неземной и "Всесиль­ный". В обычном человеческом понимании следует при­знать, что жить жизнью Иисуса из Назарета - это значит жить не как обычный человек.

Окончательной печатью, скрепляющей тезис об Иисусе Христе как о Сыне Божьем, является гроб, оказавшийся пустым в то пасхальное утро, ибо смерть, - возмездие за грех, - не могла удержать Безгрешного. Поэтому мы не сможем этого постигнуть и понять, если не преклонимся перед словом: "...Что вы ищите живого между мертвыми?.. Он воскрес!" (Лук. 24,5).

Когда Наполеон, сомневавшийся в существовании Хри­ста, находился в ссылке на острове Святой Елены, там, в печальный период совей жизни, он пришел к такому выво­ду: "Александр Македонский, Юлий Цезарь, Карл Великий и я основали огромные империи. Но на что опирались госу­дарства, созданные нашим гением? На насилие. И один только Иисус основал Свое Царство на принципах любви, и сегодня миллионы людей еще были бы готовы умереть за Него... Какая громадная разница между моим презренным существованием и вечным царством, которое проповеду­ют, которое любят и прославляют и которое распространя­ется по всей земле. Поэтому блажен человек, который мо­жет воскликнуть вместе с Сереном Кьеркегором: "Счаст­лив тот, кто не соблазнится о Христе, кто верит, что Иисус Христос жил здесь на Земле, и что Он был действительно. тем, за кого выдавал Себя, скромнейший Человек и вместе с тем Бог, Единородный Сын Отца. Счастлив тот, кто не знает другого, к кому бы он мог обращаться, но со всеми нуждами может приходить к Нему!"