БОЛЬШЕ НЕЖЕЛИ ПРОСТО КНИГА
Достоверное предание
Важный вопрос, который мы рассмотрим в этой главе, звучит
так: действительно ли Бог открыл себя людям? С христианской точки зрения на это
существует только один ответ. Бог во все времена обращался к людям. Он и
сегодня все еще обращается к нам через Библию.
Даже с чисто человеческой точки зрения видно, что Библия -
исключительно своеобразная книга. Она древнее большей части книг человечества и
все еще говорит много нам, несмотря на то, что многие ее составители жили более
трех тысяч лет тому назад. Библия и отдельные части ее переведены сегодня более
чем на 2000 языков, и каждый год распространяются новые миллионы экземпляров.
Библия с большим отрывом является "бестселлером" номер один в
литературном мире. Какая другая книга могла бы сравниться с Библией? Тиражи
полных собраний сочинений Шекспира или Гете ничтожно малы по сравнению с нею.
А о трудах, которые, подобно Библии, возникли в древности, вообще и говорить не
приходится. Сегодня многие из них известны разве что историкам и археологам, в
то время как Библия вызывает к себе все больший интерес.
В плане историческом Библия является весьма достоверным
произведением точности, которой поражаются специалисты - археологи и рядовые
читатели, а насмешники вынуждены умолкать.
Город Ниневия, к примеру, - могущественная столица ассирийцев,
был полностью разрушен в 612 году до Р.Х. и до XIX века был только известен из
Ветхого завета.
Греческие и римские историки ничего не могли рассказать
потомкам об этом городе. Когда Ксенофонт в 401 году до Р.Х. проходил с 10 000
греческими воинами по этим местам, то никто не смог сообщить ему даже название
города. По этому поводу Вольтер и его единомышленники посмеивались над
Библией, называя ее собранием сказок. Однако в сороковых годах прошлого
столетия Ниневия вновь восстала из праха, чтобы своими сохранившимися через
тысячелетия руинами подтвердить в этом скептическом мире истинность библейских
повествований. Французу Ботте и англичанину Лайярду выпала честь, благодаря
произведенным ими раскопкам, сделать древнюю Ниневию доступной далеким
потомкам. В современном Хорзабаде Ботта обнаружил дворец ассирийского царя
Саргона (722 - 705 гг. до Р.Х.), существование которого критики также
подвергали сомнению, так как его имя упоминалось только в одном стихе Ветхого
завета. Лайярд, производив-
ший раскопки в Месопотамии между
1845 и 1854 годами, и является собственно человеком, открывшим остатки города,
- два холма, состоявшие из руин. Под одним, Неби Юнусом, Лайярд нашел дворец
царя Асархаддона (681 - 669 гг. до Р.Х.), а под другим, Куюнджиком, - дворец
Се-нахерима (705 - 681 гг. до Р.Х) и Ашшурбанипала (669 -626 гг. до Р.Х.).
Последняя находка оказалась самой сенсационной, так как удалось найти
библиотеку царя, состоявшую из 20 000
пронумерованных глиняных табличек. Одна из них содержит сообщение о всемирном
потопе в вавилонском изложении. Оно совпадает с повествованием Библии настолько
полно, что сегодня уже никто не решится представлять рассказ Библии о потопе
как иудейскую легенду. На всех этих табличках имелись тексты, написанные вавилонской
клинописью.
Пока Ботта вел раскопки в
Хорзабаде, англичанин Раулинсон скопировал надпись персидского царя Дария, которая
стала ключом к расшифровке клинописи.
С 1822 года, благодаря
расшифровке иероглифов, сделанной французом Шампольоном, мир Древнего Египта
ожил для потомков.
Между 1899 и 1917 годами немецкие
исследователи вели раскопки в Вавилоне и подтвердили достоверность многих
данных в повествованиях Библии. Великолепие города Вавилона, гордость царя
Навуходоносора (605 - 562 гг. до Р. X.), существование последнего вавилонского
царя Валтасара (553 - 539 гг. до Р. X.), - все эти. данные из книги пророка
Даниила нашли свое подтверждение как исторические факты.
Критики XIX века с особым
удовольствием посмеивались над первыми страницами Библии, где сообщается о
патриархах Аврааме, Исааке и Иакове. Все эти данные квалифицировались либо
как мифы, либо эти места Священного Писания интерпретировались как вставки,
сделанные позже. Так, Авраама, например, отождествляли с вавилонским богом
солнца Тамузом, а Сару - с богиней Иштар. Утверждалось, что около 2000 лет до
Р. X. существовали намного более примитивные культуры, чем те, о которых
сообщается в Библии. Но с тех пор, как англичанин Вулли между 1922 и 1934
годами раскопал Ур Халдейский, родной город Авраама, критикам приходится шаг
за шагом отступать от своих утверждений. В Уре Халдейском были обнаружены
двухэтажные жилые дома с квартирами, имевшими до 15 комнат, - все помещения
были оштукатурены с помощью белой извести, и все сооружения были прочнее, чем
иное современное арабское жилище. Были
получены сведения о высокоразвитой
системе воспитания. В школах преподавались языки, каллиграфия, математика,
география и естествознание. Поистине сенсационные находки были обнаружены в
царских гробницах, где находились великолепные изделия из золота и серебра.
Вулли сообщает об этом следующее: "Нам придется основательно пересмотреть
наши представления относительно еврейского патриарха, так как теперь нам
известно, что первый отрезок своей жизни он провел в цивилизованном мире. Он
был гражданином большого города и унаследовал традиции древней и высокоразвитой
культуры". Интересно, что сказал бы Вулли, узнав о находках, сделанных в
городе Эбла. Профессор римского университета Паоло Маттие, раскапывая между
1974 - 1978 годами в Северной Сирии холм, состоявший из руин, обнаружил более
20 000 исписанных и датированных второй половиной третьего тысячелетия до Р. X.
табличек. Эти находки настолько сенсационны и значительны, что некоторые
ученые ставят их в один ряд с кумранской рукописью или с находками, сделанными
в Рас Шамра (он же древний Угарит). Они освещают времена Авраама самым
удивительным образом.
Открытие заново Древнего Египта и
наряду с этим выяснение многих библейских взаимосвязей началось в 1878 году,
когда нога Наполеона Бонапарта ступила на землю фараонов. Находка так
называемого "розетского камня", на котором была надпись, относящаяся
ко времени египетского царя Птолемея V (204 - 181 гг. до Р. X.), помогла
Шампольону расшифровать древнеегипетскую письменность, так как надпись была
исполнена сразу на трех разновидностях письма (иероглифическое, демотическое и
греческое).
В 1896 году Флиндерс Петри нашел
в Фивах так называемую "Израильскую стелу", таблицу, относящуюся ко
времени фараона Мернептаха (1224 - 1214 гг. до Р. X.). Это первое упоминание
об Израиле не библейским источником. Стела доказывает, что иудеи уже в те
времена находились в Палестине. Палестинская земля также хранила в себе немало
проливающего новый свет на историческую подлинность Библии. В 1868 году был
найден знаменитый камень Месы. Моавитский царь Меса жил в IX веке до Р. X. Его
войны против Израильского народа описаны в книгах Царств. Камень Месы - это
одно из древнейших подтверждений существования еврейских письменных
памятников, относящихся ко времени, предшествующему вавилонскому плену. В 1880
году в водопроводном тоннеле (построенном в VIII веке до Р. X. по повелению
царя Езекии) был открыт еще один древний памятник еврейской письменности.
В результате раскопок в Мегиддо было
открыто большое число конюшен, построенных Соломоном (см. 3 Цар. 9, 15 - 19).
В Самарии были найдены чудесной красоты фрагменты дома Ахава, сделанные из
слоновой кости, поэтому и этот дом получил название "Дома из слоновой кости".
Нельсон Глюк нашел в Акабском заливе в 1937 - 1940 годах промышленный и
портовый город Соломона Ецион - Гавер. Благодаря этому открытию мы имеем
возможность составить более полное представление о богатстве этого царя. В 1932
году Дж. Л. Старкей приступил к раскопкам южнопалестинского города Лахиса.
Работа продолжалась и после 1938 года и дала исключительные результаты, позволившие
получить представление о времени, относящемся к VI веку до Р. X., когда
иудейскому царству наступил конец. Особенно интересно 21-елахисское письмо, которое
посылал один офицер своему коменданту в Лахисе. Оно довольно подробно
подтверждает обстоятельства, известные нам по книге пророка Иеремии. Но одним
из наиболее сенсациональных событий в археологии была находка у Мертвого
моря. Речь идет о свитках с древнееврейскими библейскими списками, которые
нашли бедуины в 1947 году. Они относятся к дохристианскому периоду, и на 1000
лет древнее дошедшего до нас Масоретского текста, датируемого IX - Х веками
нашей эры. К величайшему удивлению ученых, эти списки явились доказательством
того, что еврейский текст Ветхого Завета весьма добросовестного сохранялся и
передавался дальше.
В отношении других классических книг мы не располагаем
столь достоверными списками. Эпос Гомера, который, как утверждают, жил в VIII
веке до Р. X., сохранился в полной рукописи, датированной XI веком от Р. X. А
знаменитая "Германия" Тацита (I в. от Р. X.) известна только по
рукописям XV века от Р. X. Это значит, что между оригиналами и списками зияют
провалы во времени более чем в 1000 лет! В отношении Библии дело обстоит
совершенно иначе. Вот что говорит, например, историк Литпманн о Новом Завете:
"Новозаветное предание настолько хорошо, каким только и может быть, не
испытавшее на себе искажений и широко распространенное предание. Оно пронесено
через века и является свидетельством невиданной в античном мире близости к
первоисточнику, что дает нам надежную гарантию своей исторической
достоверности".
Бог
говорил
Но эта книга не только надежно
передавалась последующим поколениям в неизмененном виде, она - Божья книга.
Несмотря на то, что Библия написана
людьми, но не люди являются ее творцами. Апостол Петр однозначно заявляет:
"Зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя
разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле
человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом
Святым" (2 Петр. 1, 20 - 21).
Поэтому Библия и претендует на то, что она есть "слово
Божие" (Евр. 4,12), "Слово истины" (Пс. 118,160).
Современный человек спрашивает: "Есть ли в Библии
основания для таких претензий?"
Во-первых нам следует исходить из того, что писавшие Библию
испытали на себе особое влияние Духа Божьего, который чудесным образом
направлял, сохранял и освещал их, когда они писали. Так, например, у пророка
Иеремии сказано: "...вот, Я вложил слова Мои в уста твои" (Иер. 1,9).
А апостол Павел, говоря о народе Ветхого Завета, говорит: "Им вверено то,
что Бог говорил" (Римл. 1,9-иностр. перевод).
Эти выражения, разумеется, нельзя понимать в том смысле,
будто Бог обращался с писателями Библии произвольно, ибо каждый писал своим
стилем. Выражение "водимые Духом Божьим" наводит на мысль, что слова
составителей Библии суть непогрешимое Слово Божье.
Многие пророки и апостолы были свидетелями тех событий, о
которых они писали. Они не могли позволить себе отступить от истины, ибо
современники могли проверить многие из их пророчеств и сообщений. Порой они
писали, заведомо зная, что могут быть непонятыми (см. 1 Кор. 1, 23).
Во-вторых, общеизвестно, что Иисус Христос недвусмысленно
подтвердил подлинность и авторитет Священного Писания. Иисуса никто не мог
обличить во грехе (Иоан. 8,46). Он был Сыном Божьим (см. Матф. 26,63). Он -
"путь и истина и жизнь" (Иоан. 14, 6). Господь сказал, что тот, кто
не знает Писания, заблуждается (см. Матф. 22, 29). Сам же Он всегда ссылается
только на Писание (см. Матф. 4, 4), и осознание Своей миссии, как посланника
Божьего, Он выводит из него (см. Иоан. 5, 39). В случае неясностей истину должно
установить само Писание (см. Лук. 10, 26).
В-третьих, Библия имеет ряд признаков ее божественного
происхождения. В ее написании участвовало более 30 человек, которые были
выходцами из самых различных социальных слоев общества. В числе их Царь Давид,
пастух Амос, рыбак Иоанн, врач Лука. Эти люди жили в разных областях, начиная
от Вавилона и кончая Палестиной
и Римом. Библию писали в течение
примерно 1600 лет. Несмотря на это, книга отличается поразительным единством.
Невозможно объяснить природу и сущность этого единства, не веря, что один и тот
же Дух вдохновлял этих писателей.
В-четвертых, само содержание Библии с ее высшими
нравственными принципами убедительно свидетельствует о ее Божественном
происхождении. "Золотое правило" Иисуса в "нагорной проповеди":
"Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и
вы с ними" (Матф. 7, 12), - является единственным в своем роде явлением в
истории человечества. В Евангелиях не только говорится о добре, но его творят.
И этот факт весьма знаменателен. В Библии также сказано о коренном изменении
нашего мира.
В-пятых, удивительно то, что эта книга существует и поныне.
Бывали такие периоды, когда ей угрожало полное уничтожение. Много критики и
насмешек обрушивалось на нее. Много раз объявлялось о ее гибели. А Библия -
наперекор всему - все еще живет. Сочинения великого императора Августа, в
царствование которого родился Иисус, все без исключения потеряны, в то время
как Евангелия и Послания апостола Павла распространяются миллионными тиражами.
Кровожадный Нерон, жестокий Деций, хитрый Диоклетиан - ни один из них не в
состоянии был помешать распространению Евангелия. Мрачное средневековье со
своими принятыми на христианских соборах решениями, запрещающими переводы
Библии, также не смогло остановить победного шествия Божьего Слова. "Lux lucet in tenebris" - под таким
девизом распространяли вальденсы библейские истины. В эпоху Просвещения начали
критиковать, высмеивать Библию. Известно, что Вальтер осмелился единолично
уничтожить христианство, в скорой кончине которого он ничуть не сомневался.
Вольтер умер, из его литературных произведений теперь читают разве что
некоторые драмы и романы, в то время как Библия и отдельные ее части ежегодно
распространяются сотнями миллионов экземпляров!
Вот последнее и прекраснейшее свидетельство божественного
происхождения Слова - преображающая сила Библии. Она способна сделать из
атеистов апостолов, из преступников - святых. "Ибо слово Божие живо и
действенно и острее всякого меча обоюдоострого". Об этой власти свидетельствует
бесчисленное множество людей, жизнь которых подтверждает истину: если жить по
Библии, мир наш станет уютнее.