КТО ПОМОЖЕТ МИРУ?
Свидетельство истории
Пророчество, как и все Священное
Писание, дано для того, чтобы спасти человечество. В Библии отражены только те
события истории мира, которые имеют прямое отношение к истории искупительного
подвига Христа и к истории спасения. Именно это придает Библии авторитет и силу,
ибо только она указывает нам путь к Богу, а этот путь - Иисус Христос.
Поэтому апостолы верно говорили: "О Нем все пророки
свидетельствуют" (Деян. 10,43). Для них Христос был началом, срединой и
концом Священного Писания. И действительно, Иисус занимает в нашей жизни
главное место, ибо Он стоит в начале как наш Творец, в средине - как
Избавитель, а в конце - как наш Судья.
К сожалению, это признают далеко не все; многие соблазнялись
и соблазняются в Нем. От Него отрекаются, Его ненавидят, над Ним издеваются,
Его ежедневно распинают, а Он как был Всемогущим, мимо которого никто не может
пройти и влияния которого не могут избежать ни верующие, ни неверующие, так и
остается Им.
И какими только лукавыми путями не пытались уничтожить
истину об Иисусе Христе! Вопреки всем историческим свидетельствам находились
такие, которые утверждали, что Его вообще не было. Так, о Наполеоне, рассказывают,
что он, прибыв в октябре 1808 года по случаю Эрфуртского конгресса в Веймар и
беседуя с поэтом Виландом, шепнул ему: "Это впрочем еще большой вопрос,
жил ли когда-либо Христос". На фоне исторических свидетельств,
подтверждающих существование Иисуса Христа, здесь мы имеем дело с типичным
случаем, когда желаемое принимается за действительное. Раз уж не должно быть
Христа, то Его и нет.
Но происхождение христианства - это не просто возникновение
идеи о Христе, а подлинный исторический факт появления Назарянина, который был
распят Понтием Пилатом.
Хотя у нас нет книг, написанных Им, однако мы располагаем
целым рядом исторических свидетельств, не допускающих ни малейшего сомнения в
том, что человек Иисус из Назарета действительно был. Из иудейских источников,
например из Талмуда, ясно видно, что раннее иудейство ни на йоту не подвергало
сомнению историческое существование Христа. А ведь как раз доказательство
того, что Иисуса не было, явилось бы самым убедительным аргументом синагоги в
борьбе с зарождающимся христианством! То же можно сказать и в отношении врагов
из язычников. Несомненно,
что Цельс, основные идеи которого
известны нам из памфлета-возражения остроумному и одаренному отцу церкви
Оригену, охотно оспаривал бы исторический факт жизни Иисуса. Однако со времен
Христа и до самой Реформации мы не находим даже следа подобной попытки. В
своем труде "Иудейские древности" современник апостолов Иосиф Флавий
сообщает об Иисусе: "В это время выступил Иисус, человек глубокой
мудрости, если только можно назвать его человеком. Он творил дивные дела и был
учителем людей, с радостью принимающих истину, привлекая к себе многих, в том
числе и эллинов. Он-то и был Христом. По доносу наших старейшин Пилат распял
его. Но те, которые его любили, не оставили его, ибо он на третий день снова
явился им живым, как это и было предсказано богодухновенными пророками,
которые также предвозвестили об этом, равно как и о тысяче других дел. И до
нынешнего дня есть еще люди, называющие себя по имени его
"христианами". Если допустить, что это сообщение впоследствии
подверглось обработке со стороны христиан - как полагают некоторые историки, -
то суть свидетельства о том, что Иисус существовал, невозможно опровергнуть.
Кроме иудейских источников до нас дошли сообщения некоторых
римских историков о Христе. Так, Тацит повествует о преследовании христиан
Нероном и правильно производит само понятие "христиан" от имени
Христа, который был казнен при императоре Тиберии прокуратором Понтием
Пилатом". В трудах Светония и Плиния Младшего тоже вновь упоминается имя
Христос. Следовательно о мифотворчестве, связанном с именем Христа не может
быть и речи. Историчность Иисуса для беспристрастного историка так же
непреложна, как и историчность Юлия Цезаря. Те, кто распространяет теории о
мифичности Христа, попросту не являются историками. Такие знаменитые историки,
как Л. Ранке, Д. Уэллс и А. Тойнби, открыто заявляют о своей уверенности в
историческом существовании Иисуса.
Но самыми важными источниками, подтверждающими существование
Христа, являются послания апостола Павла и сведения, содержащиеся в
Евангелиях. Хотя они и не представляют собой чисто биографических документов, а
являются свидетельствами веры, они тем не менее исторические документы,
свидетельствующие о личности Иисуса и Его учении. Евангелисты нисколько не
фальсифицировали события, да и не могли позволить себе какие-либо их
фальсификации.
Единый
Сам Иисус Христос не оставил нас в
неведении относительно своей личности. На вопрос Иоанна Крестителя: "Ты
ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?" (Матф. 11,3), Он
ответил цитатой из пророка Исаии, которая относилась к Мессии: "Слепые
прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые
воскресают и нищие благовествуют" (Матф. 11,5). Когда первосвященник спросил
Его перед судом: "Ты ли Христос, Сын Благословенного?", Он ответил
ясно и недвусмысленно: "Я" (Марк. 14, 61, 62).
Во Христе исполнились мессианские пророчества Ветхого
Завета. Надежда на явление Мессии (евр. "машиах", греч.
"Христос", русск. "Помазанный") есть единственный в своем
роде феномен ветхозаветной вести. Здесь мы касаемся самой сердцевины
Божественного откровения, предвозвещавшего явление этой личности.
Во дни Христа с нетерпением и жаждой ожидали явления Мессии.
Существовавшие в то время различные направления в религиозной мысли были
единодушны в одном: день Его выступления уже не за горами. Помимо
богодухновенной Библии образовался целый литературный круг, занимавшийся
явлением Мессии. При этом исходными позициями оставались положения Ветхого
Завета. И только в вопросе о том, каким образом Он должен явиться, были разные
взгляды. Находящиеся под гнетом римского ига цеплялись прежде всего за те
свидетельства, где говорилось о победоносном характере Помазанника. Они были
уверены в том, что Мессия явится как полновластный полководец и судья и
расправится с идолопоклонниками - язычниками. И тогда Израиль станет в мировой
политической иерархии первым государством. Так думали фарисеи и зелоты. Так
думали и ессеи, знания о которых со времени находки кумранских рукописей у
Мертвого моря у нас значительно расширились.
Все эти религиозно-политические
грезы весьма умаляют страдания Божьего Посланника. А ведь Ветхий Завет говорит
о них. В мессианских свидетельствах нет и речи о политическом перевороте, а
только о спасении человечества от греха. Насколько же превратно понимали миссию
Христа современники Иисуса, и даже Его собственные ученики, Его мать и Его
родственники!
Невзирая на желания и мнения
людей, Иисус шел Своей дорогой. Сознание Своего посланнического призвания пробудилось
в Нем еще в юношеском возрасте (см. Лук. 2,49). Он понимал, что пришел на землю
не для того, чтобы
судить грешников, а чтобы спасти их
(см. Лук. 19,10). поэтому Он
призывал людей к спасению: Царство Божье наступает не в светском, политическом
смысле, а в духовном, ибо царство сатаны будет побеждено (см. Лук. 11, 20). В
Его Царстве нет места для надеющихся на собственную праведность, а только для
тех, кто нуждается в спасении (см. Лук. 5,31). Оно приходит только от Бога,
человек не может его заслужить. Спасение Божье - это прощение грехов, это
Евангелие, Благая весть. Призыв к спасению - это призыв к обращению (см. Матф.
18,3) и к готовности следовать за Ним. Обращение должно быть бесповоротным
(см. Лук. 9,62) - оно проявляется в истинном послушании заповедям Божьим (см.
Матф. 19, 16-21).
Наша уверенность в том, что Бог прощает приходящих к Нему,
покоится в Его смерти на кресте, примиряющей нас с Ним. Тот, Кто не знал греха
из любви к грешнику, берет на себя праведный приговор, чтобы освободить
осужденного и избавить его от вечных последствий суда (см. Марк. 10,45).
Этот единственный в своем роде путь, полный величия и
страданий, Иисус завершил в тот пасхальный день в 31 году н. э., когда Он,
осужденный Пилатом и иудеями, взял на Свои израненные плечи позорный крест,
чтобы примирить человечество с Богом. Это было предсказано пророком Исаией за
700 лет до этого (см. Ис. 53, 3-6).
Только этот Христос есть истинный Христос, Посланник Бога.
Все прочие, выдающие себя за Христа, исполняют слова пророчества: "Ибо
восстанут лжехристы" (см. Матф. 24,25). Иисус из Назарета есть Богом
посланный для нашего спасения Избавитель, о котором предсказано в Ветхом
Завете.
Но нам надо коснуться тайны искупления еще и с другой
стороны. Большая часть израильтян отвергла Его не только потому, что Он был
таким Мессией, который не вписывался в их ограниченные человеческие
представления о грядущем Избавителе, а в большей степени потому, что Он выступил
с неслыханными притязаниями. То, что раввины говорили о невидимом, всемогущем,
святом Боге, Он относил к Себе. Где двое или трое заседают в суде, там слава
Господня посреди них, утверждали законоучители. Исходя из этого, Иисус говорил:
"Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Матф.
18, 20). Расслабленному, которого спустили через кровлю к Нему в переполненный
дом, Он сказал: "Чадо! прощаются тебе грехи твои". Так и чувствуется
гневное недоумение, с трудом подавляемое возмущение законоучителей в описании
евангелиста Марка: "Тут сидели
некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует?
Кто может прощать грехи, кроме одного Бога" (Марк. 2, 6, 7).
Он считает себя большим, нежели Соломон (см Матф. 12, 42) и
Авраам, ибо он говорит: "Прежде нежели был Авраам, Я есмь" (Иоан.
8,58). Он "больше храма" (Матф. 12,6). Он повелевает, исходя из
личного авторитета, когда в "нагорной проповеди" неоднократно
подчеркивает: "А Я говорю вам" (Матф. 5.22,5,28). Он не боится
считать себя равным Богу, говоря: "Я и Отец - одно". Здесь речь идет
о единстве с Богом не только в мышлении, но и о единстве природы. Что это
действительно так, мы можем убедиться из слов Иисуса: "И Я даю им жизнь
вечную," ибо здесь сказано о свойстве даровать вечную жизнь, - присущую
только одному Богу (Иоан. 10,28).
Выражение "Сын Божий"
употребляется Им для того, чтобы показать Свою единосущность с Богом. Современники
Христа хорошо понимали Его притязание, когда обвинят Его в том, что Он делает
Себя Богом (см. Иоан, 10, 33). Называть себя Мессией - для синедриона этого
было бы явно недостаточно, чтобы иметь право вынести смертный приговор. В таком
случае следовало бы просто убедиться, насколько реальны такие утверждения, а
также попросить подтвердить подобные притязания. Но поскольку Иисус говорит о
Себе как о "Сыне Божьем" не только в смысле, почетного титула, но и в
прямом, - в смысле единосущного, - поэтому священник и мог говорить об
имеющемся факте богохульства. Мы же утверждаем, что это обвинение в
богохульстве было ложным. Ибо Иисус Христос претендовал на это не вероломным и
дерзким образом, но имея истинную божественную природу. Для нас, жителей земли,
навсегда останется тайной вопрос о том, как божественная природа Иисуса могла
соединиться с человеческой и каким образом эти две природы сочетаются между
собой. Однако слава Богу, за то, что мы можем верить тому, во что наш
ограниченный человеческий ум не в состоянии проникнуть. Одно ясно - тот, кто
отрицает Божественность Иисуса Христа, отрицает также и Священное Писание, ибо
оно с предельной ясностью подтверждает божественную природу Иисуса. При
свободном, непредвзятом и искреннем изучении Библии каждый мыслящий человек
должен прийти к следующим выводам:
1. Иисус был задолго до Своего рождения как человек.
2. Иисус был задолго до творения нашей Земли.
3. Иисус Христос - это Сам Творец.
4. Иисус Христос - это Бог.
5. Иисус обладает божественными
свойствами: всемогуществом, всеведением и вездесущностью.
6. Он стоит ниже Отца только в
том, что касается Его человеческой природы (см. Иоан. 14,28).
Все эти выводы сделаны на
основании жизни Христа, ибо жизнь Спасителя и есть убедительнейшая защита Его
как бога сына.
Хотя он истинный человек, как и
мы, но в то же время Он истинный Бог, "Совсем - Другой", Неземной и
"Всесильный". В обычном человеческом понимании следует признать,
что жить жизнью Иисуса из Назарета - это значит жить не как обычный человек.
Окончательной печатью,
скрепляющей тезис об Иисусе Христе как о Сыне Божьем, является гроб,
оказавшийся пустым в то пасхальное утро, ибо смерть, - возмездие за грех, - не
могла удержать Безгрешного. Поэтому мы не сможем этого постигнуть и понять,
если не преклонимся перед словом: "...Что вы ищите живого между
мертвыми?.. Он воскрес!" (Лук. 24,5).
Когда Наполеон, сомневавшийся в
существовании Христа, находился в ссылке на острове Святой Елены, там, в
печальный период совей жизни, он пришел к такому выводу: "Александр
Македонский, Юлий Цезарь, Карл Великий и я основали огромные империи. Но на что
опирались государства, созданные нашим гением? На насилие. И один только Иисус
основал Свое Царство на принципах любви, и сегодня миллионы людей еще были бы
готовы умереть за Него... Какая громадная разница между моим презренным
существованием и вечным царством, которое проповедуют, которое любят и прославляют
и которое распространяется по всей земле. Поэтому блажен человек, который может
воскликнуть вместе с Сереном Кьеркегором: "Счастлив тот, кто не
соблазнится о Христе, кто верит, что Иисус Христос жил здесь на Земле, и что Он
был действительно. тем, за кого выдавал Себя, скромнейший Человек и вместе с
тем Бог, Единородный Сын Отца. Счастлив тот, кто не знает другого, к кому бы он
мог обращаться, но со всеми нуждами может приходить к Нему!"