ХРИСТОС - ПОБЕДИТЕЛЬ

 

Он грядет

Спасение христианина не только дело настоящего, но прежде всего будущего, ибо со смертью Христа на Голгофе, принесшей искупление миру, божественный план спасе­ния путем нашего оправдания и освящения через веру еще не выполнен. Правда, грех уже не имеет власти над верую­щим человеком. И хотя верующий может силою Божьей победить грех, но последний все еще действует в этом мире в форме вероломства, убийств, войн и разрушений, пока Бог окончательно не уничтожит его. На Голгофе свет побе­дил тьму. Отныне враге боем отступает, пока полностью не лишится своей власти и не отступит перед грядущим веч­ным миром. Все человеческие устремления к миру на про­тяжении тысячелетий всегда заканчивались еще одним витком бессмысленных усилий в достижении доброй цели, и вновь начинались насилия и войны. Человек не может решить эту проблему - надежда наша только на Господа, что Он положит однажды конец всем злодеяниям. "Исто­рия имеет только в том случае положительный смысл, если она окончится", - сказал однажды русский философ Бердя­ев. Речь идет не только о конце мира, но и о начале види­мого Царства Божьего. Сегодня весь мир говорит о конце. Ныне человечество достигло такого развития, что может уничтожить само себя и привести все к хаосу. Но цель Иисуса Христа совсем иная. Не хаос, а порядок - вот Его цель, вот наша надежда. Апостол Петр говорит: "Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой зем­ли, на которых обитает правда" (2 Петр. 3, 13). Провозгла­шая это, христианская весть становится сегодня гораздо актуальнее, чем когда-либо.

Сегодня люди более лихорадочно, чем когда-либо, ищут рецепты для исправления мира. Зачем их где-то искать? В христианском учении есть такой рецепт. И кто не прини­мает всей душой библейскую весть о пришествии Христа, кто грядущее Божье Царство пытается построить здесь на земле, тот разрушает сущность Евангелия.

Надежда на Второе пришествие Христа зиждется на его обещании. Незадолго до Своей смерти Он сказал Своим ученикам: "Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много; а если бы не так, Я сказал бы вам: "Я иду приготовить место вам". И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я" (Иоан. 14, 1-3). Его пророчество о конце истории (см. Матф. 24), а также многие Его притчи, говорят о Втором пришествии, суде и Царстве Божьем. Говоря об этом. Господь всегда основывается


на откровениях Ветхого Завета, ибо там часто гово­рится о победоносном пришествии Мессии. В Новом Завете об этом упоминается более чем в 300 стихах. Таким обра­зом, наряду с истиной о примирении грешника, весть о Втором пришествии составляет содержание веры. Первые христиане знали значение этой связи, ибо они приветство­вали друг друга выражением: "Maranatha" (Господь да гря­дет).

Эта надежда ясно отражена в вести Иисуса. Царство Божье, которое наступило при первом пришествии Христа (см. Матф. 12, 28; Лук. 17, 20), должно завершиться во Второе Его пришествие (Матф. 25,31 -34): Христос говорит не только о Своем Втором пришествии (Иоан. 14, 1-3), но и о Своем явлении. Он придет во всем Своем величии:

"Тоща явится знамение Сына Человеческого на небе; и тоща восплачутся все племена земные и увидят Сына Че­ловеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою" (Матф. 24,30). Это произойдет благодаря Его видимому явлению. И как Сын Человеческий вознесся на небо, будучи видимым людьми. Он будет видим в мо­мент Своего Второго пришествия (Деян. 1,9-11); Откр. 1, 7; 14,14).

Во Втором послании Петра нам дано предостережение о неверии. (2 Петр. 3, 3). Говоря о конце мира, Иисус пре­дупреждает о мирском оптимизме (Матф. 24), ибо состоя­ние мира перед Его пришествием - это не какой-то золотой век, а грандиозный кризис глобального масштаба (см. Лук. 21, 25). Иисус также предостерегает и о ложных ожидани­ях Второго пришествия, когда из пришествия пытаются сделать какое-то откровение местного значения: "Ибо вос­станут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: "вот. Он в пустыне", - не выходите; "вот, Он в потаенных комна­тах", - не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет Пришествие Сына Человеческого" (Матф. 24, 24-27). Он предупреждает о тех, кто пытается вычислить время Его пришествия (см. Марк.13,32).

Иисус Христос предостерегает нас не только от ложных идей пришествия, но и от лености и беспечности пресы­щенного христианства, у которого нет желания подобно Иоанну воскликнуть: "Ей, гряди. Господи Иисусе!" Таких христиан, не отличающихся веротерпимостью и в то же время страдающих высокомерием и безразличием, Хри­стос представил в образе злого раба, который говорит: "...Не скоро придет господин мой" (Матф. 24, 28). Вместо


того, чтобы ежедневно бодрствовать и раздавать людям пи­щу - Божье Слово, - как это делает добрый раб, неверный раб отрекается от Господа своим образом жизни и пресле­дует всех, кто не разделяет его взглядов. Эти ослепленные проснутся однажды, и пробуждение это будет безотрадным: "То придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами: там будет плач и скрежет зубов" (Матф. 24,50-51).

Истинно верующему человеку отрадно присоединиться к апостолу Павлу: "Наш же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа (нашего) Иисуса Хри­ста" (Филип. 3, 20).

Чтобы христианская церковь была готова в любое время встретить своего Спасителя (Марк. 13, 33-37), Он всегда говорит ей: "Се гряду скоро" (Откр. 2, 16, 3, 11), а ждущая церковь отвечает: Ей, гряди. Господи Иисусе!" (Откр. 22, 20). При этом ждущие осознают ту продолжительность вре­мени, которая прослеживается в словах Иисуса. Последова­тели Христа знают, что должно совершиться, но они не знают, когда оно сбудется, сколько продлится и когда завер­шится. Это означает, что надо быть не только готовым, но иметь еще и терпение. Так истинная церковь живет в посто­янном ожидании - что Бог определил, должно непременно состояться, оно не может быть завершено силой Божьей в любое время, но оно завершится не по человеческому рас­чету, а по Божьему провидению. Так Иисус говорит, напри­мер, о проповеди во всем мире христианской благой вести, которая должна предшествовать Его пришествию (см. Матф. 24). Времена язычников должны исполниться (см. Лук. 13, 24-30). Злое и доброе должно созреть (см. Матф. 13,24-30). "Служители" должны до самого пришествия Гос­пода пускать в оборот вверенные таланты (см. Лук. 19,13) и только тоща, "по долгом времени" явится Господь и потре­бует отчета (см. Матф. 25, 19). Оглядываясь теперь назад, церковь начинает понимать, как Господь шаг за шагом раз­ворачивал во времени эту панораму событий. То, что во всех поколениях надеявшиеся воспринимали как запозда­ние пришествия, не давало повода для безнадежности в вере, но побуждало к постоянной готовности и терпению, которые укреплялись верой посредством исполнившихся в прошлом предсказаний (см. 2 Петр. 3: 3-9). Подобно тому, как Бог исполнил сказанное им относительно грядущего вселенского потопа, так и Христос исполнит свое обещание о том, что Он придет опять.

С пришествием Христа собственно уже наступило "по­следнее время" (1Иоан. 2, 18), "последние дни" (Евр. 1, 2),


"последние века" (1 Кор. 10, 11). Итак, все идет к опреде­ленной цели. Но цель происходящего - не хаос, не царство человеческое, но Царство Божье. Оно уже созидается в по­беде верующих над неправдой, ненавистью и разрушением;

при Втором же пришествии Царство Божье осуществится видимым образом.

Знамения - это предвестники

В связи со свидетельствами о конце времени мы постоян­но читаем о предостерегающих знамениях, которые долж­ны известить о Его пришествии и тем самым о завершении истории мира. Эти "знамения времени" должны быть час­тью возвещения, чтобы церковь укрепилась в своем ожида­нии, а мир пробудился (см. Лук. 12, 56). Правда, ожидаю­щим точное время Второго пришествия неизвестно (см. Деян. 1, 7).

Такие знамения как войны, волнения, землетрясения, наводнения, голод, эпидемии, падение нравов, неверие, го­нения, а также возрастание в пророческих познаниях и возвещение Евангелия, наблюдаются то здесь, то там. Но ближе к концу времени это примет глобальный характер: от войны за Иерусалим (см. Лук. 21, 20), войн между народа­ми (см. Матф. 24, 7) и до последней всемирной битвы -Армагеддона (см. Откр. 16,12-16). От небольших землетря­сений то здесь, то там - до великого землетрясения, какого не бывало с тех пор, как появились люди на земле (см. Откр. 16, 18). Но и возвещение Евангелия, начавшееся в Иеруса­лиме, должно дойти до всех народов (см. Матф. 24, 14;

Деян. 1,8). Равно и гонение на христиан усилится и приведет к столь великой скорби, какой еще не было на земле (см. Матф. 24, 12).

Чем ближе к концу, тем дальше удалятся люди от Бога. Апостол Павел описывает вопиющую безнравственность людей последнего времени так: "Знай же, что в последние щи наступят времена тяжелые. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримиримы, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластопюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же Его отрекшиеся" (2 Тим. 3,1-5).

Иаков, с другой стороны, указывает на социальную несправедливость, которая будет распространяться в последнее время. Однако он говорит и о ее окончательной развязке: "Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и


одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот, плата, удержанная вами у работни­ков, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день за­клания. Вы осудили, убили праведника; он не противился вам. Итак, братия, будьте долготерпимы до пришествия Господня. Вот земледелец ждет драгоценного плода от зем­ли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний я поздний: Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, пото­му что пришествие Господне приближается". (Иак., 5, 1-8). Библия призывает верующих терпеливо ждать, когда наступит Второе пришествие Христа. Пусть они знают, что когда знамения о конце времени исполнятся, спасительное пришествие Христа не замедлит.

В наше время, когда нам все больше и больше угрожает гибель от перенаселения земли, от атомной угрозы и от разрушения окружающей среды, мы должны понять, что человечество переживает глубочайший кризис, который может быть разрешен только благодаря пришествию Хри­ста. Поэтому эти знамения должны содействовать росту ответственности и приносить нам, когда мы видим их ис­полнение, больше радости, больше любви к ближним и больше уверенности в будущем.

Весть о скором пришествии Иисуса должна быть распро­странена по всему свету, чтобы каждый, кто ее услышит, имел возможность решаться на спасении через Иисуса.

Знамения даны не для того, чтобы люди страшились гря­дущего конца света. Более того, они даны нам, чтобы пока­зать, что бедствия на земле прекратятся, так как придет Тот, Кто все сделает новым (см. Откр. 21,1-6).

Это пришествие предстает перед взором читателя Биб­лии грандиозной панорамой: "Тоща явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на обла­ках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их" (Матф. 24, 30).

Если мы убеждаемся, что знамения, которые соверша­ются в наши дни и есть предсказанные Господом знамения, тоща слово Его: "... когда вы увидите все сие, знайте, что близко при дверях", приобретает чрезвычайную актуаль­ность. Его пришествие уже не за горами! В свете этого относимся ли мы к той группе верующих, которая живет в необходимости "постоянной готовности"?


Когда наступит вечная жизнь?

Всем без исключения религиям и многим философским учениям свойственно стремление победить смерть и обре­сти бессмертие. Мировые религии и философские учения, например, платонизм, предлагают для этого учение о бес­смертии души - иногца дополненное учением о перевопло­щении, то есть о переселении душ. Однако такого рода предлагаемые учения являются по меткому выражению К. Барта всего лишь "бегством от проблемы", так как они пытаются внушить человеку, что смерть поражает только тело, и таким образом она по существу является "освободи­тельницей", ибо открывает доступ к настоящей жизни в потустороннем царстве духов.

Библейская точка зрения на смерть в корне отличается от вышеизложенной. Смерть - это "возмездие за грех" (Рим. 6, 23), и никто не может ее избежать (см. Рим. 5,12). Она не "освободительница", а "последний враг", над которым Хри­стос одержал победу Своей искупительной смертью на кре­сте (см. 2 Тим. 1,9), и при Его Втором пришествии смерть будет уничтожена (см. 1 Кор. 15, 26).

В равной степени и бессмертие не есть свойство человече­ской души или самого человека как такового, но присуще только единому Богу (см. 1 Тим. 6,16). Уверовавший же во Христа - истинного Бога - соединился с Ним, Жизнедателем, и поэтому уже теперь имеет вечную жизнь (см. Иоан. 3,16.36). Правда, верующий человек сегодня еще умирает, но приговор суда, вечная смерть, его уже не коснется (см Иоан. 5, 24). Таким образом, бессмертие - это дар Божий тому, кто уверовал в искупительный подвиг Христа. Когда Господь приидет на землю во второй раз, жизнь, усвоенная грешниками посредством веры, станет явной и, верующие, будучи воскрешены, получат бессмертие (см.1 Кор. 15,51-55). Вот в чем обетование Евангелия. Вот в чем надежда христианина. С полным правом Карл Барт спрашивает: "Что означает надежда христианина в этой жизни? Жизнь после смерти? Душечка, которая подобно бабочке улетает прочь от могилы и где-то хранится, чтобы затем вечно жить? Так представляли себе жизнь после смерти только язычники. Но христианская надежда не такова - "Я верую в воскресение плоти"."

Итак, Второе пришествие Христа - это не только конец миру, миру, выродившемуся, чуждающемуся Бога, но и воскресение из мертвых, начало новой и совершенной жизни. На это надеялись патриархи (см. Евр. 11, 17-19, 35), пророки возвещали это и утешались этим (см. Ис. 26, 19; Дан.12.2.13).


Для Иисуса Христа новая жизнь была конечной целью, придающей всякий смысл Его миссии на земле (см. Лук. 14, 14; Иоан. 5, 28). Для раннего христианства она была на­деждой, шагающей за горизонт настоящего земного време­ни (см. Филип. 3, 8-11). Без воскресения драма греха и оправдания была бы ничего не разрешившей, бессмыслен­ной драмой. Божье обетование было бы обманом, апостоль­ское свидетельство - ложью, а наша жизнь здесь - без на­дежды (см. 1 Кор. 15,12-19).

Разумеется, Второе пришествие Христа и воскресение из мертвых - это непостижимые деяния Бога. Как это про­изойдет, мы не можем никогда постигнуть. Но таково обе­тование Божье, и мы должны положиться на Его верность. Доверие к Богу выражается в том, что мы верим, что Он может (см. Евр. 11,19; Деян. 26,8) воскрешать и воскресит (см. 1 Кор. 15, 20-28).

Рассказывают, что даже Вольтер, философ, враждебно относившийся к христианству, однажды в разговоре с од­ной дамой, не верившей в воскресение из мертвых, при­знался: "Мадам... воскресение из мертвых - легчайшее де­ло. Коль скоро Бог однажды уже сотворил человека, неу­жели Он не может пробудить его к жизни второй раз?"

Сейчас мы можем весьма смутно представить себе, что означает воскресение. Апостол Павел приводит пример с пшеничным зерном (см. 1 Кор. 15, 35-37, 42-49), которое падает в Землю и благодаря солнцу, воде и земле становит­ся великолепным колосом.

Так и человек - умирает, превращается в прах (см. Быт. 3,19), но он не исчезает. Господь хранит в Себе всю инфор­мацию о нем, в том числе и образ его (см. Лук. 20, 37). И как вначале Бог Своей творческой силой создал человека, так и в конце Он той же силой воскресит его, но не в нынешнем теле, а в славном, бессмертном "духовном теле" (см. 1 Кор. 15, 45-49). Духовное тело означает, что Дух, благодаря которому Бог общается с человеком, целиком будет тоща управлять человеческой жизнью и определит его мышление, чувства и желания. Это единственное в сво­ем рода действие Бога, в конечном счете непостижимое разумом, не имеет аналога в природе. Ибо то, что в природе совершается в круговороте времени, по-человечески по­стижимо, но что касается вопросов "таинства веры", то неповторимо, непостижимо, но достойно доверия (см. 1 Тим. 3.16).

Сейчас мертвые покоятся в могилах. Иисус Христос и апостолы говорят о состоянии умерших, как о "сне мерт­вых" (Иоан. 11,11-14; 1 Фее. 4,13; 5, 10). Когда же явится Христос, "мертвые во Христе" пробудятся для новой жизни


в небесном общении с Христом (см. 1 Фес. 4,14-18). Но Бог останется верен Своему творению. Окончательной вечной родиной человека будет "новая Земля" (см. 2 Петр. 3, 13), и вечное бытие человека будет телесным бытием. Пренеб­режительное отношение к телу, стало быть, чуждо библей­скому откровению. На тело нельзя смотреть как на что-то предосудительное, ибо для верующего тело - это сосуд и храм Святого Духа (см. 1 Кор. 6, 18-20). Вот почему в Евангелии речь идет не о спасении от тела, но о спасении тела (Рим. 8.23.).

Воскресение как последний акт спасения коснется только верующих. Ныне Бог предлагает жизнь; тот, кто отвергнет ее, тоже воскреснет, но отнюдь не для вечной жизни, а для осуждения (см. Иоан. 5, 29). Оба воскресения, как учит этому Новый Завет, произойдут в разное время. Во Второе пришествие Христа воскреснут только "мертвые во Хри­сте" то есть те мертвые, которые принадлежат Христу, а оставшиеся в живых верующие будут "изменены" (см. 1 Фес. 4.16; 1 Кор. 15, 23, 51). И затем все верующие будут подняты навстречу Господу (см. 1 Фее. 4,17). Там, в Цар­стве Сына Божьего, они примут участие в Его деле, которое согласно Откровению Иоанна Богослова называется вре­менем тысячелетнего суда над властями и людьми, не по­винующимися Богу (см. Откр. 20, 4; 1 Кор. 6, 2). И тоща воскреснут остальные мертвые (см. Откр. 20, 5) но не для вечной жизни, а для второй смерти, которая означает ги­бель, уничтожение, конец (см. Откр. 21,8; Гал. 6,8; 2 фес. 1, 9; Евр. 10, 7; Откр. 20, 9). По времени воскресение верующих есть первое воскресение (см. Откр. 20, 6), а по своей сущности является воскресением к жизни (см. Иоан. 5, 29). Эта жизнь является не только восстановлением, но также и прославлением. Она во всех отношениях несрав­ненно славнее и превосходнее предыдущей жизни. Ведь Бог говорит: "...се, творю все новое" (Откр. 21, 5). Спасен­ные будут иметь имя, но это новое имя (см. Откр. 2, 17). Они поют гимн, но это - новый гимн (см. Откр. 5, 9,14, 3). Они будут жить на Земле, но только на новой земле (см. Откр. 21,1). Во время пришествия Христа верующие будут подняты на облаках навстречу Господу. Но после тысяче­летнего суда земля будет их окончательной родиной (см. Откр. 21, 1), и Бог будет обитать среди них (см. Откр. 21, 3).

На этом окончится история спасения, и Бог будет удов­летворен. Теперь от избытка, щедрости и бесконечности Своей Бог поведет народ Свой от одного познания к друго­му. Там спасенные будут вечно удивляться и размышлять над правосудием, мудростью и безграничной любовью Творца и Спасителя. Жизнь, исходящая от Бога, беспре­пятственно потечет сквозь все освобожденное творение. Всюду царит согласие, мир и свобода. Это означает испол­нение глубочайшего человеческого чаяния. Это означает подлинное непреходящее счастье.

С такой перспективой на будущее верующий человек черпает силу и бодрость переносить жизнь с ее несовершенством и бренностью. Пусть мировые проблемы будут все более тягостными, а страдания и нужды каждого человека все более увеличивающимися, но взор, направленный на благой конец, дарует подлинную радость и внутренний мир.