БОЛЬШЕ НЕЖЕЛИ ПРОСТО КНИГА

 

Достоверное предание

Важный вопрос, который мы рассмотрим в этой главе, звучит так: действительно ли Бог открыл себя людям? С христианской точки зрения на это существует только один ответ. Бог во все времена обращался к людям. Он и сегодня все еще обращается к нам через Библию.

Даже с чисто человеческой точки зрения видно, что Биб­лия - исключительно своеобразная книга. Она древнее большей части книг человечества и все еще говорит много нам, несмотря на то, что многие ее составители жили более трех тысяч лет тому назад. Библия и отдельные части ее переведены сегодня более чем на 2000 языков, и каждый год распространяются новые миллионы экземпляров. Биб­лия с большим отрывом является "бестселлером" номер один в литературном мире. Какая другая книга могла бы сравниться с Библией? Тиражи полных собраний сочине­ний Шекспира или Гете ничтожно малы по сравнению с нею. А о трудах, которые, подобно Библии, возникли в древности, вообще и говорить не приходится. Сегодня мно­гие из них известны разве что историкам и археологам, в то время как Библия вызывает к себе все больший интерес.

В плане историческом Библия является весьма достовер­ным произведением точности, которой поражаются специ­алисты - археологи и рядовые читатели, а насмешники вынуждены умолкать.

Город Ниневия, к примеру, - могущественная столица ассирийцев, был полностью разрушен в 612 году до Р.Х. и до XIX века был только известен из Ветхого завета.

Греческие и римские историки ничего не могли расска­зать потомкам об этом городе. Когда Ксенофонт в 401 году до Р.Х. проходил с 10 000 греческими воинами по этим местам, то никто не смог сообщить ему даже название го­рода. По этому поводу Вольтер и его единомышленники посмеивались над Библией, называя ее собранием сказок. Однако в сороковых годах прошлого столетия Ниневия вновь восстала из праха, чтобы своими сохранившимися через тысячелетия руинами подтвердить в этом скептиче­ском мире истинность библейских повествований. Фран­цузу Ботте и англичанину Лайярду выпала честь, благода­ря произведенным ими раскопкам, сделать древнюю Нине­вию доступной далеким потомкам. В современном Хорзабаде Ботта обнаружил дворец ассирийского царя Саргона (722 - 705 гг. до Р.Х.), существование которого критики также подвергали сомнению, так как его имя упоминалось только в одном стихе Ветхого завета. Лайярд, производив­-


ший раскопки в Месопотамии между 1845 и 1854 годами, и является собственно человеком, открывшим остатки горо­да, - два холма, состоявшие из руин. Под одним, Неби Юнусом, Лайярд нашел дворец царя Асархаддона (681 - 669 гг. до Р.Х.), а под другим, Куюнджиком, - дворец Се-нахерима (705 - 681 гг. до Р.Х) и Ашшурбанипала (669 -626 гг. до Р.Х.). Последняя находка оказалась самой сенса­ционной, так как удалось найти библиотеку царя, состояв­шую из    20 000 пронумерованных глиняных табличек. Одна из них содержит сообщение о всемирном потопе в вавилонском изложении. Оно совпадает с повествованием Библии настолько полно, что сегодня уже никто не решит­ся представлять рассказ Библии о потопе как иудейскую легенду. На всех этих табличках имелись тексты, написан­ные вавилонской клинописью.

Пока Ботта вел раскопки в Хорзабаде, англичанин Раулинсон скопировал надпись персидского царя Дария, кото­рая стала ключом к расшифровке клинописи.

С 1822 года, благодаря расшифровке иероглифов, сде­ланной французом Шампольоном, мир Древнего Египта ожил для потомков.

Между 1899 и 1917 годами немецкие исследователи вели раскопки в Вавилоне и подтвердили достоверность многих данных в повествованиях Библии. Великолепие города Ва­вилона, гордость царя Навуходоносора (605 - 562 гг. до Р. X.), существование последнего вавилонского царя Валта­сара (553 - 539 гг. до Р. X.), - все эти. данные из книги пророка Даниила нашли свое подтверждение как истори­ческие факты.

Критики XIX века с особым удовольствием посмеивались над первыми страницами Библии, где сообщается о патри­архах Аврааме, Исааке и Иакове. Все эти данные квалифи­цировались либо как мифы, либо эти места Священного Писания интерпретировались как вставки, сделанные по­зже. Так, Авраама, например, отождествляли с вавилон­ским богом солнца Тамузом, а Сару - с богиней Иштар. Утверждалось, что около 2000 лет до Р. X. существовали намного более примитивные культуры, чем те, о которых сообщается в Библии. Но с тех пор, как англичанин Вулли между 1922 и 1934 годами раскопал Ур Халдейский, род­ной город Авраама, критикам приходится шаг за шагом отступать от своих утверждений. В Уре Халдейском были обнаружены двухэтажные жилые дома с квартирами, имевшими до 15 комнат, - все помещения были оштукату­рены с помощью белой извести, и все сооружения были прочнее, чем иное современное арабское жилище. Были


получены сведения о высокоразвитой системе воспитания. В школах преподавались языки, каллиграфия, математи­ка, география и естествознание. Поистине сенсационные находки были обнаружены в царских гробницах, где нахо­дились великолепные изделия из золота и серебра. Вулли сообщает об этом следующее: "Нам придется основательно пересмотреть наши представления относительно еврейско­го патриарха, так как теперь нам известно, что первый отрезок своей жизни он провел в цивилизованном мире. Он был гражданином большого города и унаследовал традиции древней и высокоразвитой культуры". Интересно, что ска­зал бы Вулли, узнав о находках, сделанных в городе Эбла. Профессор римского университета Паоло Маттие, раска­пывая между 1974 - 1978 годами в Северной Сирии холм, состоявший из руин, обнаружил более 20 000 исписанных и датированных второй половиной третьего тысячелетия до Р. X. табличек. Эти находки настолько сенсационны и зна­чительны, что некоторые ученые ставят их в один ряд с кумранской рукописью или с находками, сделанными в Рас Шамра (он же древний Угарит). Они освещают времена Авраама самым удивительным образом.

Открытие заново Древнего Египта и наряду с этим выяс­нение многих библейских взаимосвязей началось в 1878 году, когда нога Наполеона Бонапарта ступила на землю фараонов. Находка так называемого "розетского камня", на котором была надпись, относящаяся ко времени египет­ского царя Птолемея V (204 - 181 гг. до Р. X.), помогла Шампольону расшифровать древнеегипетскую письмен­ность, так как надпись была исполнена сразу на трех раз­новидностях письма (иероглифическое, демотическое и греческое).

В 1896 году Флиндерс Петри нашел в Фивах так называ­емую "Израильскую стелу", таблицу, относящуюся ко вре­мени фараона Мернептаха (1224 - 1214 гг. до Р. X.). Это первое упоминание об Израиле не библейским источни­ком. Стела доказывает, что иудеи уже в те времена нахо­дились в Палестине. Палестинская земля также хранила в себе немало проливающего новый свет на историческую подлинность Библии. В 1868 году был найден знаменитый камень Месы. Моавитский царь Меса жил в IX веке до Р. X. Его войны против Израильского народа описаны в книгах Царств. Камень Месы - это одно из древнейших подтверж­дений существования еврейских письменных памятников, относящихся ко времени, предшествующему вавилонско­му плену. В 1880 году в водопроводном тоннеле (построен­ном в VIII веке до Р. X. по повелению царя Езекии) был открыт еще один древний памятник еврейской письменно­сти.


В результате раскопок в Мегиддо было открыто боль­шое число конюшен, построенных Соломоном (см. 3 Цар. 9, 15 - 19). В Самарии были найдены чудесной красоты фрагменты дома Ахава, сделанные из слоновой кости, поэ­тому и этот дом получил название "Дома из слоновой кос­ти". Нельсон Глюк нашел в Акабском заливе в 1937 - 1940 годах промышленный и портовый город Соломона Ецион - Гавер. Благодаря этому открытию мы имеем возможность составить более полное представление о богатстве этого царя. В 1932 году Дж. Л. Старкей приступил к раскопкам южнопалестинского города Лахиса. Работа продолжалась и после 1938 года и дала исключительные результаты, по­зволившие получить представление о времени, относя­щемся к VI веку до Р. X., когда иудейскому царству насту­пил конец. Особенно интересно 21-елахисское письмо, ко­торое посылал один офицер своему коменданту в Лахисе. Оно довольно подробно подтверждает обстоятельства, из­вестные нам по книге пророка Иеремии. Но одним из наи­более сенсациональных событий в археологии была наход­ка у Мертвого моря. Речь идет о свитках с древнееврейски­ми библейскими списками, которые нашли бедуины в 1947 году. Они относятся к дохристианскому периоду, и на 1000 лет древнее дошедшего до нас Масоретского текста, дати­руемого IX - Х веками нашей эры. К величайшему удивле­нию ученых, эти списки явились доказательством того, что еврейский текст Ветхого Завета весьма добросовестного со­хранялся и передавался дальше.

В отношении других классических книг мы не располага­ем столь достоверными списками. Эпос Гомера, который, как утверждают, жил в VIII веке до Р. X., сохранился в полной рукописи, датированной XI веком от Р. X. А знаме­нитая "Германия" Тацита (I в. от Р. X.) известна только по рукописям XV века от Р. X. Это значит, что между ориги­налами и списками зияют провалы во времени более чем в 1000 лет! В отношении Библии дело обстоит совершенно иначе. Вот что говорит, например, историк Литпманн о Новом Завете: "Новозаветное предание настолько хорошо, каким только и может быть, не испытавшее на себе иска­жений и широко распространенное предание. Оно пронесе­но через века и является свидетельством невиданной в ан­тичном мире близости к первоисточнику, что дает нам на­дежную гарантию своей исторической достоверности".

Бог говорил

Но эта книга не только надежно передавалась последую­щим поколениям в неизмененном виде, она - Божья книга.


Несмотря на то, что Библия написана людьми, но не люди являются ее творцами. Апостол Петр однозначно заявляет: "Зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писа­нии нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророче­ство не было произносимо по воле человеческой, но изре­кали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым" (2 Петр. 1, 20 - 21).

Поэтому Библия и претендует на то, что она есть "слово Божие" (Евр. 4,12), "Слово истины" (Пс. 118,160).

Современный человек спрашивает: "Есть ли в Библии основания для таких претензий?"

Во-первых нам следует исходить из того, что писавшие Библию испытали на себе особое влияние Духа Божьего, который чудесным образом направлял, сохранял и освещал их, когда они писали. Так, например, у пророка Иеремии сказано: "...вот, Я вложил слова Мои в уста твои" (Иер. 1,9). А апостол Павел, говоря о народе Ветхого Завета, говорит: "Им вверено то, что Бог говорил" (Римл. 1,9-иностр. перевод).

Эти выражения, разумеется, нельзя понимать в том смысле, будто Бог обращался с писателями Библии произ­вольно, ибо каждый писал своим стилем. Выражение "во­димые Духом Божьим" наводит на мысль, что слова соста­вителей Библии суть непогрешимое Слово Божье.

Многие пророки и апостолы были свидетелями тех собы­тий, о которых они писали. Они не могли позволить себе отступить от истины, ибо современники могли проверить многие из их пророчеств и сообщений. Порой они писали, заведомо зная, что могут быть непонятыми (см. 1 Кор. 1, 23).

Во-вторых, общеизвестно, что Иисус Христос недвус­мысленно подтвердил подлинность и авторитет Священно­го Писания. Иисуса никто не мог обличить во грехе (Иоан. 8,46). Он был Сыном Божьим (см. Матф. 26,63). Он - "путь и истина и жизнь" (Иоан. 14, 6). Господь сказал, что тот, кто не знает Писания, заблуждается (см. Матф. 22, 29). Сам же Он всегда ссылается только на Писание (см. Матф. 4, 4), и осознание Своей миссии, как посланника Божьего, Он выводит из него (см. Иоан. 5, 39). В случае неясностей истину должно установить само Писание (см. Лук. 10, 26).

В-третьих, Библия имеет ряд признаков ее божественно­го происхождения. В ее написании участвовало более 30 человек, которые были выходцами из самых различных социальных слоев общества. В числе их Царь Давид, пас­тух Амос, рыбак Иоанн, врач Лука. Эти люди жили в раз­ных областях, начиная от Вавилона и кончая Палестиной


и Римом. Библию писали в течение примерно 1600 лет. Несмотря на это, книга отличается поразительным единст­вом. Невозможно объяснить природу и сущность этого единства, не веря, что один и тот же Дух вдохновлял этих писателей.

В-четвертых, само содержание Библии с ее высшими нравственными принципами убедительно свидетельствует о ее Божественном происхождении. "Золотое правило" Иисуса в "нагорной проповеди": "Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" (Матф. 7, 12), - является единственным в своем роде явле­нием в истории человечества. В Евангелиях не только гово­рится о добре, но его творят. И этот факт весьма знаменате­лен. В Библии также сказано о коренном изменении нашего мира.

В-пятых, удивительно то, что эта книга существует и поныне. Бывали такие периоды, когда ей угрожало полное уничтожение. Много критики и насмешек обрушивалось на нее. Много раз объявлялось о ее гибели. А Библия - напере­кор всему - все еще живет. Сочинения великого императора Августа, в царствование которого родился Иисус, все без исключения потеряны, в то время как Евангелия и Посла­ния апостола Павла распространяются миллионными тира­жами. Кровожадный Нерон, жестокий Деций, хитрый Ди­оклетиан - ни один из них не в состоянии был помешать распространению Евангелия. Мрачное средневековье со своими принятыми на христианских соборах решениями, запрещающими переводы Библии, также не смогло остано­вить победного шествия Божьего Слова. "Lux lucet in tenebris" - под таким девизом распространяли вальденсы библейские истины. В эпоху Просвещения начали крити­ковать, высмеивать Библию. Известно, что Вальтер осме­лился единолично уничтожить христианство, в скорой кон­чине которого он ничуть не сомневался. Вольтер умер, из его литературных произведений теперь читают разве что некоторые драмы и романы, в то время как Библия и отдель­ные ее части ежегодно распространяются сотнями миллио­нов экземпляров!

Вот последнее и прекраснейшее свидетельство божест­венного происхождения Слова - преображающая сила Биб­лии. Она способна сделать из атеистов апостолов, из пре­ступников - святых. "Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого". Об этой власти свиде­тельствует бесчисленное множество людей, жизнь которых подтверждает истину: если жить по Библии, мир наш ста­нет уютнее.