ГЛАВА 8

НЕТ НУЖДЫ ТАК УСТАВАТЬ

Кажется, каждый человек чувствует себя уставшим луда бы вы ни обратились, люди утверждают, что они из­мучены и измотаны жизнью.

Спросите любого мужчину, как он чувствует себя и он, вероятно, ответит вам: «Я бы чувствовал себя пре­красно, если бы не был столь уставшим». Спросите жен­щину и она, возможно, ответит: «О, прекрасно, только мне нужно хорошо отдохнуть».

И все это несмотря на постепенное сокращение рабо­чих часов в неделю на большинстве торговых и промыш­ленных предприятий. Несмотря на внедрение многочис­ленных приспособлений, облегчающих домашний труд большинство людей идут по жизни полуживыми от усталости.

Правда, они трудятся семь дней в неделю. Они мчатся с такой скоростью, как только позволяют им правила дви­жения, переключаясь с одной скорости на другую. Но они никогда не чувствуют себя счастливыми, потому что всегда чувствуют себя уставшими: они продолжают мы­шиный бег из дома на работу, и с работы домой. Затем после ужина до телевизионной передачи, и сон. И так продолжается изо дня в день, неделя за неделей [98], ме­сяц за месяцем, год за годом в надежде, что когда-то они будут иметь время для отдыха.

Но мечта никогда не осуществляется. Бег жизни про­должается, а долгожданный отдых так и не наступает. До тех пор пока не станет слишком поздно, и измученное, переутомленное тело падает.

Если вы являетесь тем человеком, который постоянно занят, всегда спешит, всегда нуждается в коротком сне — я имею приятную весть для вас. Вам нет нужды чувство­вать себя таким образом.

Может быть, вы никогда не задумывались над этим прежде, но Бог никогда не имел подобного намерения, чтобы вы или кто-то еще жил таким образом. В начале Он имел намного лучший план, — и все еще имеет его те­перь.

Когда Бог сотворил человека и поместил его в Едемском саду. Он дал ему программу жизни и в нее был включен и день отдыха.

Во второй главе Бытия, как неотъемлемой части исто­рии творения, мы читаем: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог день седьмой и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Сво­их, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2, 2—3).

Сам Бог, конечно, не нуждался в отдыхе, потому что «Вечный Бог не утомляется и не изнемогает» (Ис. 40, 28). Он прекратил Свою творческую деятельность, чтобы открыть человеку путь жизни, который послужил бы ему для вечного блага. [99]

На самом деле, первым полным днем для Адама на этой земле был день покоя, суббота. Он был сотворен в шестой день, незадолго до захода солнца, и когда в тот вечер солнце зашло, — началась первая суббота.

Адам вступил в жизнь на этой земле в свободный от


работы день, день, освященный Богом. В Своей безгра­ничной мудрости и безмерной любви к человеку. Он от­делил этот день со святой целью, чтобы человек мог об­щаться с Ним.

Так Адам начал свою жизнь, хотя и разговаривал с Бо­гом. Семь дней спустя он снова провел полный день с Бо­гом. И так продолжалось постоянно, неделя за неделей.

Если Адам нуждался в постоянном еженедельном дне отдыха, насколько больше нуждаемся в этом мы, среди безумной спешки XX века! Адам, только что сотворенный рукой Творца, был полон сил и энергии, полон пыла и жизни. В нем всегда светилась динамическая энергия, свободная от воздействия болезнетворных микробов или привычек, ослабляющих организм. От подошвы ног до венца его благородной головы не было никакого порока. Все же Бог запланировал, что он должен отдыхать каж­дый седьмой день.

Со всеми болезнями, унаследованными нами от более чем тысячи поколений мужчин и женщин, не повиновав­шимся законам Божьим и злоупотреблявшими Его драго­ценным даром жизни; со всей нашей склонностью к не­здоровым привычкам, мы, конечно, в намного большей мере нуждаемся в еженедельном отдыхе, чем Адам на за­ре истории человечества. [100]

Адам прожил долгую жизнь. Библия говорит, что он умер в возрасте 930 лет. Его сын Сиф умер в возрасте 912 лет. А внук — Енос — 905 лет. Его правнук Каинан дожил до 910 лет. А правнук Малелеил — 895 лет. Пра­правнук Иаред жил 962 года. После Еноха мы подходим к Мафусалу, самому старейшему долгожителю, когда-либо жившему на земле, он прожил 969 лет.

Ламех, другой древний патриарх, прожил 777 лет, а его сын Ной, переживший потоп, прожил 950 лет.

Многие люди подвергают сомнению этот указанный в Библии возраст долгожителей. Они говорят, что никто не мог прожить столь долгий срок жизни. Но объяснение столь большого возраста — весьма просто. Все эти люди жили незадолго после сотворения Адама. Они ничего не знали о разрушающих здоровье болезнях, представляю­щих столь страшную опасность сегодня. Они ели продук­ты питания, выросшие на богатой минералами, незагряз­ненной почве. Пища изобиловала элементами, ценными


для жизни. Все же, возможно, более важной была их вер­ность в исполнении Божественного плана соблюдения еженедельного дня покоя, определенного Богом еще вна­чале.

В связи с этим, важно отметить, что все, за исключе­нием одного патриарха, упомянутого в 5 главе, жили од­новременно с Адамом. Только Ной никогда не видел его. Это значит, что все они знали о творении, и посему не­возможно, чтобы Адам упустил из виду повторять вновь и вновь столь волнующую историю. [101] Все они поэто­му знали о Едемском саде. И все они знали о седьмом дне, субботе.

Бесспорно, соблюдение этого дня покоя играло огром­ную роль в вопросе продолжительности их жизни. Их здоровье не изнашивалось так быстро, как это бывает со многими сегодня. Когда люди в безумной спешке берутся то за одно, то за другое дело. И так все семь дней недели.

Всякий, кто проводит один день недели, отдыхая с Господом, будет иметь намного лучшее здоровье, чем те, кто живет день за днем, неделя за неделей и месяц за ме­сяцем, даже не задумываясь о Боге и Его милостивой за­боте о их благе.

Много истин сокрыто в этой старой песне:

«Хорошо отдыхая в субботу

Всю неделю мы бодры, довольны.

Мы здоровы для трудной работы...

Но субботу трудом нарушая.

В мыслях, в жизни ее оскверняя. —

Мы, тем самым, печаль приближаем».

В этом заключается основной принцип, который столь же древен, как человеческая раса. Она берет ясное нача­ло из Едема.

Бог сделал этот принцип настолько ясным, как мог, когда Он дал Моисею Свои десять заповедей на горе Синае:

«Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай [ 102] и делай всякие дела твои, а день седь­мой — суббота. Господу Богу твоему: не делай в оный ни­какого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя... ни прише­лец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил. Посему, благословил Господь день суббот­ний и освятил его» (Исх. 20, 8—11).


Некоторые подчеркивают, что установление субботы было чисто произвольным требованием деспотичного бо­жества. Но на самом деле, это не так. Наоборот, это было божественное постановление мудрого, любящего Творца ради блага Его творения.

Моисей понимал установление субботнего покоя именно в таком смысле. После того, как он повторил де­сять заповедей в 5 главе Второзакония, он писал: «И за­поведал нам Господь исполнять все постановления сии, чтобы мы боялись Господа, Бога нашего, дабы хорошо бы­ло нам во все дни, дабы сохранить нашу жизнь, как и те­перь» (Втор. 6, 24).

Одна из заповедей десятисловного закона — заповедь о субботе, была дана, «дабы хорошо было им во все дни». Это было то, в чем нуждался человек для сохранения сча­стья и благополучия. Это был план Божий, чтобы уберечь человека от переутомления, чтобы он не засуетился на­столько в мирской суете и не забыл развивать [103] ду­ховную сторону своего естества. Это была часть хорошо скоординированной программы, способствующей всесто­роннему физическому, умственному и духовному разви­тию человека.

Некоторые выражают мнение, что Христос упразднил субботу. Такая точка зрения является неверной. Почему Христос должен был отменить столь прекрасное установ­ление, учрежденное ради блага человека — согласно плану, разработанному Им Самим? Новый завет весьма ясно свидетельствует, что Христос был Творцом мира и человека. Ал. Иоанн писал: «В начале было слово и Сло­во было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бега. Все через Него начало быть, что начало быть» (Иоан. 1:1-3).

В своем послании к Колоссянам an. Павел пишет: «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, ви­димое и невидимое: престолы ли, господства ли, власти ли — все Им и для Него создано: и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. 1, 15—17).

Подобные слова мы находим в послании к Евреям: «Бог... в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки (т. е. миры) сотворил» (Евр. /, 1—2). [104]

Таким образом, именно Христос создал этот мир.


Христос создал Адама и Еву и поместил их в Едемском саду; и, следовательно, Христос предусмотрел еженедельный день отдыха ради блага и сохранения их жизни.

Поэтому седьмой день — суббота — является субботой Христовой или, как ее чаще называют, «христианской суб­ботой». Все, кто верно соблюдают ее, будут пользоваться благами, которые Христос предназначил для тех, кто ре­шил следовать по Его пути жизни.

Конечно, Он имел более чем одну причину для учреж­дения еженедельного дня покоя. Например, пророк Иезекииль говорит нам, что суббота была предназначена как знамение верности Богу. Он приводит слова Господа, го­воря: «Дал им субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и ими, чтобы знали, что Я — Господь, освя­щающий их» (Иезек. 20, 12).

И снова: «И святите субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и вами, дабы вы знали, что Я — Господь Бог ваш» (Иезек. 20, 20).

Когда люди помнят день субботний, чтобы святить его, — Бог помнит их. Между ними существует тесная связь, единство духа и цели.

Соблюдая каждый седьмой день, как день Господень, они перед всем миром провозглашают о своей верности Ему, и когда они поступают так. Он ниспосылает им мно­гочисленные благословения, которых другие никогда не получают.

' Это ясно выражено в совете пророка Исаии, данном его современникам: [105] «Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святой день Мой и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить,— то будешь иметь радость в Господе и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего, уста Господни изрек­ли это» (Ис. 58, 13, 14).

В этом замечательном отрывке Св. Писания ясно вы­ражена забота Божия о том, чтобы человек соблюдал суб­ботний день и наслаждался обильными благословениями. Всякий, кто удерживает ногу свою ради субботы и пом­нит, что это день Господень, будет получать богатые бла­гословения. Он будет благословен физически, умственно,


его мысли будут более ясными, и на каждом шагу он бу­дет наслаждаться намного более полноценной и удовлет­воряющей жизнью. Наедине с Богом он вкусит самые ве­личайшие блага жизни, и Сам Господь возведет его «на высоты земли».

Итак, если вы переутомлены и измучены жизнью, для вас есть благая весть. Вы не должны чувствовать себя та­ким усталым. Последуйте плану Божию в вашей жизни и вы увидите, не является ли он намного лучше неверного образа жизни, которого вы придерживались в последнее время.

В следующий раз, когда наступит суббота, — вы легко узнаете, какой это день, — взглянув на календарь, — от­ложите все дела и отдохните. Отдохните 24 часа — от за­хода солнца до захода, как говорит Библия (см. Лев. 23, 32). [106]

Это не означает, что вы должны увлечься сном, долго лежать в постели все 24 часа до окончания субботы. Это означает, что вы должны отложить свою повседневную работу, оставить свои мирские удовольствия и провести день с Господом.

Именно так поступил Иисус. Он хорошо знал, как нужно соблюдать субботу. Он в субботний день шел в церковь (Лук. 4, 16). Он проповедывал и молился. Он служил нуждам больных.

Из описания Нового Завета ясно видно, что суббота часто была самым занятым днем Иисуса. Вся же эта заня­тость посвящалась для служения другим. И помогая дру­гим, Он Сам получал благословения и новые силы для ис­полнения повседневных обязанностей и трудов следую­щей недели.

Следуйте его примеру и вы увидите, что сами получи­те необходимую помощь. Если бы один день в неделю вы забыли о себе и помнили о Боге; если бы в этот день вы забыли о собственных проблемах и подумали о людях, не­сущих более тяжкие бремена, чем вы, если бы в этот день вы забыли удовлетворить свои собственные удовольствия и постарались других сделать счастливыми — вы сами имели бы чудесное ободрение в жизни и получили бы но­вый запас сил. Жизнь приняла бы новое значение и изме­рение. Вы никогда больше не стали бы чувствовать себя столь уставшими...