ГЛАВА 9

НЕТ НУЖДЫ СТОЛЬ МНОГО БОЛЕТЬ

Библия говорит, что Иисус увидел множество народа, собравшегося вокруг Него. Там было много хромых, сле­пых, увечных и многих других больных. Он сжалился над ними (Матф. 15, 30—32). Все эти человеческие страда­ния глубоко трогали Его сердце.

Если Он тогда проявил сострадание к больным, какие же чувства должны испытывать мы сегодня, когда в насто­ящее время много больше больных и страдающих! Еще с начала истории человечества не было так много больных, страдающих, изуродованных различными болезнями.

В каждой стране по всей земле мы видим больных, на­полняющих больницы, клиники, госпитали. Они свиде­тельствуют о той же печальной истории. Чтобы удовлет­ворить нужды все возрастающего числа больных, везде чувствуется недостаток врачей, медсестер и медицинской помощи. Этот недостаток может быть восполнен бесплатной медицинской помощью и другими видами медицин­ского обслуживания, принятыми по всему миру. [108]

Все эти болезни противоположны Божьему первона­чальному плану, данному человеку и, несомненно, Он часто говорит нашему сердцу: «О! Если бы ты внимал заповедям Моим! Тогда мир твой был бы как река и правда твоя как волны морские» (Ис. 48, 18).

Конечно, больных нельзя считать виновными за неко­торые виды заболеваний. Никого нельзя обвинить в том, что он заболел раком, туберкулезом, параличом мозга, менингитом и другими заболеваниями, причины которых все еще облечены тайной. Никого не следует осуждать за болезнь в результате несчастного случая или естествен­ного бедствия. С другой стороны, есть некоторые виды за­болеваний, которых можно было бы избежать, если бы больше внимания уделялось тому, чтобы следовать сове­там Божиим в вопросах здоровья.

Израильтянам, которые только что освободились от Египетского рабства, Бог дал совета «Если ты будешь слу­шаться гласа Господа Бога твоего и делать угодное пред очами Его и внимать заповедям Его, и соблюдать все ус­тавы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, ко­торые Я навел на Египет: ибо Я Господь Целитель твой» (Исх. 15. 26).

Это не означает, что Господь навел на египтян болез­ни? Вовсе нет. Они сами навлекли на себя болезни, употребляя в пищу нездоровые продукты и следуя языческим обычаям в своей жизни. Если Израиль откажется от пло­хих привычек [109] египтян. Бог заверил их, что таким образом они смогут избежать многих заболеваний, от которых страдали египтяне.

Это обетование основывалось на следующих фактах: «Служите Господу Богу вашему, и Он благословит хлеб твой и воду твою; и отвращу от вас болезни» (Исх. 23, 25). Но вновь это обетование дано на условии искренней верности Богу. Это, конечно, включало в себя и следование Его доброму совету в вопросах, касающихся их здоровья.

Бог имел для них добрый совет, прекрасный совет, столь же полезный, как и тогда, когда Он впервые дал его израильтянам несколько тысяч лет тому назад.

 


В этом содержится еще одна благая весть для вас. Бы­ло бы хорошо, если бы вы смогли избавиться от некото­рых заболеваний, от которых время от времени страдаете. Это вы можете сделать, если прислушаетесь к некоторым элементарным секретам хорошего здоровья, оставленным для вас. Они записаны в Библии.

Это не говорит о том, что Библия является медицин­ским справочником, с изложенными в ней подробными диагнозами и средствами исцеления от любой болезни. Но она определенно содержит мудрые советы относитель­но того, как сохранить здоровье.

Во-первых, она побуждает — быть разборчивыми в вопросе питания. За несколько тысяч лет до того, как уче­ные-медики осознали великую роль пищи в вопросе здо­ровья, — Бог в самом начале рекомендовал орехи, фрукты и зерна, [110] как наилучшие продукты питания для че­ловека (Быт. 1, 29). Мы читаем: «Вот Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам сие будет в пищу».

Если бы человек соблюдал этот первоначальный совет относительно питания, он никогда не знал бы болезней. Его единственным недугом, по мере уходящих лет, воз­можно, было бы постепенное ослабление жизненных функций тела.

После великого потопа во дни Ноя, когда основная растительность была уничтожена, стало привычным упот­ребление в пищу мяса животных. Это было сделано с бо­жественного одобрения. Бог сказал Ною: «Все движущее­ся, что живет, да будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все. Только плоти с душою ее, с кровию ее, не ешьте» (Быт. 9, 3—4).

Обратите внимание на совет: необходимо различать, что можно кушать и что нельзя. Кровь животных нельзя употреблять в пищу. Она могла быть ядовитой. Отметьте также, что в то время, когда Бог сказал: «Даю вам все», — контекст открывает, что из этого правила Он сделал опре­деленные исключения. Некоторые животные были чис­тые, а другие — нечистыми. Это было основной причи­ной их входа в ковчег. Было сохранено определенное чис­ло животных каждого вида.

Нечистые животные были сохранены с полезной


целью, как уборщики мусора или санитары. Но они были Непригодны для пищи. Перечень таких животных, [111] птиц, рыб дан в 11 гл. Левит. Стоит прочитать его хотя бы для того, чтобы оценить, насколько благоразумен Божий совет в различии продуктов питания.

Только тех животных можно считать чистыми и при­годными для пищи, которые имеют раздвоенные копыта, употребляют растительную пищу и жуют жвачку. Все ос­тальные нечисты и непригодны для пищи. Четыре вида Животных, упомянутых здесь, имеют определенные осо­бенности. Они соответствуют одному, но не всем трем ха­рактерным чертам. А именно: верблюд, барсук и заяц — все жуют жвачку, и свинья, которая имеет раздвоенные копыта, но не жует жвачки. «Мяса их не ешьте», — гово­рит Господь (Лев. 11,8).

Относительно рыб Божественное определение гласит: «Из всех животных, которые в воде, ешьте сих: у которых перья и чешуя в воде, в морях или реках, тех ешьте» (Лев. 11. 9).

Что касается птиц, нельзя кушать орла, грифа и мор­ского орла. Коршуна и сокола, ворона и страуса, чайки и ястреба, филина, рыболова, ибиса, лебедя, пеликана, си­па, цапли, зуя, удода и нетопыря. Их перечень приведен В Лев. 11. 13-19.

Остальные животные, упомянутые в Библии как не­пригодные для употребления в пищу человеку — это ласка, мышь, крокодил, все виды ящериц и хамелеон (Лев. 11,29,30).[112]

Кто станет оспаривать мудрость этого совета? Кто по­делает употреблять в пищу какую-либо из этих тварей сегодня? Конечно, ни один достойный уважения врач не станет рисковать рекомендовать их в пищу.

Хотя со времени передачи этих наставлений прошло более 4000 лет, но этот перечень так же применим в наше время, как и во дни Моисея. Бог определенно знает, что является самой лучшей пищей для человека.

Сосредоточим наше внимание на Божьем совете отно­сительно употребления в пищу свинины. Ведь еще и се­годня она употребляется под таким названием, как окорок, бекон и другие продукты.

Как относиться к этим продуктам? Откровенно говоря, мудрый совет рекомендует исключить все эти продукты


ты из питания. Несомненно, Бог имел вескую причину, чтобы включить свинину в список пищи, непригодной для употребления. Если вы согласны, что остальные жи­вотные, упомянутые в перечне запрещенных, представле­ны верно и своевременно, — в чем я уверен, что вы дей­ствительно считаете так, — почему же подвергать сомне­нию этот пункт? Почему не принять совет Божий по этому вопросу, помня, что все, планируемое Им, всегда служит для нашего блага? Исключение этого продукта из вашего ежедневного рациона питания принесет вам боль­ше здоровья, чем вы думаете об этом.

Но это еще не все, что Библия говорит по вопросу раз­личия в питании. Этот вопрос стоял на повестке дня пер­вого христианского собора в Иерусалиме [113]. Вы мо­жете прочитать об этом в 15 гл. Деяний Апостолов, где отмечено выступление Иакова, председательствующего на соборе: «Посему я полагаю не затруднять обращаю­щихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе» (Деян. 15, 19-20).

Этот совет был ясно предназначен для того, чтобы по­мочь первым христианам сохранять хорошее здоровье. Наряду с этим, он предназначался для того, чтобы разре­шить проблему, возникшую в церкви.

В то время многие члены церкви были больше обеспо­коены религиозным аспектом питания, нежели самой пи­щей. Ап. Павел обнаружил настоящее смятение в некото­рых церквах по поводу мяса, приносимого в жертву идо­лам. Должны ли верующие употреблять его в пишу или нет? Столкнувшись с этим горячим спорным вопросом, он обратил их внимание на некоторые важные принци­пы, о которых хорошо было бы призадуматься и сегодня.

В своем послании к Римлянам он писал: «Откуда у вас эта напряженность в поведении? От того, как я думаю и вы понимаете, что настоящее время очень опасное время, время пробудиться вам к действительности. Каждый день приближает нас все ближе к дню спасения Господня...

Давайте жить чисто как днем, не в «удовольствиях» — пьяных оргиях или распутстве, не в ссорах и зависти. Да­вайте быть Христовыми людьми от головы до ног [114] и не позволять плоти держать верх.


Радушно принимайте того, чья вера слаба, но не с целью споров по поводу его колебания. Один человек счи­тает, что он может есть все, другой, не имея такого силь­ного убеждения, является вегетарианцем. Употребляю­щий в пищу мясо не должен презирать вегетарианца. Также и вегетарианец не должен осуждать употребляю­щего в пищу мясо. Они должны размышлять, что Бог при­нимает их обоих. Кроме того, кто вы такие, чтобы крити­ковать?

Поэтому давайте не смотреть критическим взором друг на друга. Если мы должны быть критичными, то только к своему поведению.

Если ваша привычка неограниченного питания серьез­но расстраивает вашего брата, то вы больше не живете по любви к нему. И, конечно, вы не позволите, чтобы пища приносила гибель человеку, за которого умер Христос...

Кроме всего. Царство небесное не является вопросом питания,— что вам нравится есть или пить. Царство Божие — это праведность, мир и радость во святом Духе...

Поэтому давайте сосредоточимся на тех вопросах, ко­торые сопутствуют единству и возрастанию характера друг друга. Конечно, мы не должны желать губить дело Божие ради тарелки с мясом», (Римл. 13, If—20, в пере­воде Филлчлса).[115]

Таково понятие относительно питания. Оно было со­вершенно новым во дни ап. Павла и все же глубоким по своему пониманию и значению. Оно объясняет, что Бог ожидает от каждого человека, чтобы он применял личное, просвещенное суждение относительно того, что он упот­ребляет в пищу. Ознакомившись с тем, что Бог открыл ему относительно наилучшего образа жизни и его лич­ных основных нужд,— он должен вынести личное реше­ние.

Задолго до нашего времени этот отрывок Св. Писания открыл истину, только лишь недавно признанную меди­циной, что нет двух человек, похожих друг на друга. Каж­дая личность имеет особые, отличительные качества, склонности, аллергические заболевания, побуждающие к определенному индивидуальному выбору.

Когда вы поймете все это, вы сможете уберечь себя от многих ненужных заболеваний. Например, я часто заме­чал, что после употребления в пищу грецких орехов или


другой сдобы, содержащей орехи, — я испытывал болез­ненные расстройства желудка. В конце концов до меня дошла истина, что я аллергически не переношу орехов. Они действуют на мой организм подобно яду. Сегодня никто не сможет убедить меня, чтобы я употреблял их в любом виде.

По совету ап. Павла я не осуждаю тех моих друзей, принимающих орехи за редкий деликатес. Но я смотрю, что они не делятся орехами со мною.

А вот еще один пример — относительно свежего сель­дерея. Друзья говорили мне, что он очень полезен, насы­щен витаминами и т. п., но не для меня. Что касается мо­их органов пищеварения, сельдерей так же опасен для моего желудка, как и орехи. Но испробовав его в неболь­ших количествах, я успокоился. [116] Однажды с боль­шой предосторожностью я покушал немного вареного сельдерея. Все было хорошо. Очевидно, элемент, содер­жащийся в сельдерее, к которому я имею аллергию, был уничтожен в процессе обработки... Я не могу объяснить этого, но это факт из моей жизни. И как бы мои друзья не уговаривали меня употреблять сельдерей сырым, я не буду есть его. Они могут осуждать меня за подобные дей­ствия, что я не кушаю то, что они кушают, но в своем отличительном питании я нахожу поддержку и утешение в совете ап. Павла, что каждый человек может руководст­воваться своим собственным решением, какой пищей пи­таться.

И здесь, по моему мнению, содержится еще одна бла­гая весть для вас. Испытывая и ошибаясь, если это необ­ходимо, вы узнаете, как наилучшим образом сохранить ваше здоровье. Затем примите личное решение. Вы уди­витесь, обнаружив, насколько лучше вы себя почувство­вали.

Но Библия имеет еще более мудрый совет относитель­но сохранения здоровья. Она рекомендует, чтобы вы жи­ли уравновешенной, воздержанной жизнью.

В предыдущей главе мы рассмотрели, как важно отды­хать в седьмой день недели, согласно четвертой заповеди. Равно и важно предписание: «Шесть дней работай».

Труд и отдых — это две неразделимые части счастли­вой и здоровой жизни. Так же, как вреден труд без отды­ха, столь же губителен и отдых без труда. Если вам не


нужно ежедневно ходить [117] на работу, чтобы зараба­тывать себе на жизнь,— найдите что-либо достойное, чем бы заняться, даже если ваш труд будет бесплатным. Когда вы служите нуждам других людей и живете полезной жизнью, в этом есть что-то влияющее подобно терапевти­ческому действию. Это давно обнаружили люди, уходя­щие на пенсию. Когда человек прекращает вносить свой творческий вклад в жизнь, — его отделяют лишь несколь­ко шагов от больницы или могилы.

Этот же принцип равновесия существует в области тру­да и отдыха. Слишком много людей считают время, прове­денное во сне, как пустую трату времени и уменьшают его до минимума. После того как они провели долгий утоми­тельный день на работе, они садятся за телевизор, чтобы посмотреть позднюю программу. И затем на следующее ут­ро чувствуют себя уставшими и удивляются, стараясь уст­ранить разбушевавшуюся головную боль. Намного лучше было бы — лечь в постель в положенное время и пропу­стить телепрограмму. Десять шансов против одного, что программа не стоит того, чтобы смотреть ее.

Здесь вновь, как и в вопросе питания, все зависит от вашего личного выбора. Вы можете избрать — жить ра­зумной, уравновешенной жизнью и чувствовать себя хоро­шо. Или позволить себе, пренебрегая основными принци­пами здоровья, быть слабыми и несчастными. Другими словами — в большой мере зависит от вас — быть здоро­выми или больными. Вот почему Моисей после того, как он представил народу Израильскому многие важные воп­росы, включая великие принципы здоровья, призвал народ сделать верное избрание: [118] «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю; жизнь и смерть предло­жил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилепился к Нему, ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих» (Втор. 20, 19, 20).

С таким предложением Бог обращается и к нам сегод­ня. Он желает, чтобы вы избрали жизнь и хорошее здо­ровье, и надеюсь, что вы так и сделаете.

Это подводит меня к третьему и, возможно, самому важному из Его советов о здоровье. А именно, избегать всего, что причиняет вред вашему организму.

Несмотря на постепенный упадок сил в течение 6000


лет, человеческий организм все еще представляет из себя замечательное творение в мире. Когда Давид сказал: «Я дивно устроен», — он произнес глубокую истину, кото­рую медики только теперь начинают осознавать в полной мере.

Ученые изобрели аппараты, способные достичь луны. Но они не могут сотворить женщину или мужчину и ни­когда не смогут этого сделать. Они сконструировали са­мые сложные машины, которые могут выполнять различ­ные математические операции: складывать, вычитать, де­лить, умножать и даже запоминать. Но они никогда не смогут изобрести компьютер, подобный человеческому мозгу, который может выполнять все эти операции и кро­ме всего — проявлять здравое суждение, сострадание и поклонение Богу.

Люди построили мощные плотины и водопроводные системы, но они никогда не изобретут [119] ничего столь удивительного и чудесного, как кровеносная систе­ма, по которой кровь циркулирует из сердца, достигая са­мых отдаленных капилляров. При этом кровь движется без перерыва год за годом, десятилетие за десятилетием.

Сегодня телефонная и телеграфная связь налажена по всему земному шару, но люди никогда не смогут создать столь искусную и точную систему связи, как нервная си­стема, по которой самое легкое впечатление, оказанное на глаз, ухо, язык, кожу, мгновенно передается уму и вы­зывает немедленную и соответствующую реакцию.

Люди сконструировали систему канализации, чтобы устранять нечистоты крупных городов, но они никогда не смогут изобрести что-нибудь, что могло бы сравниться с замечательным процессом, по которому отработанные продукты выделяются из человеческого организма.

Ученые разработали самые искусные методы очистки воздуха, тушения пожаров, изобрели двигатели внутрен­него сгорания, но они никогда не смогут создать воздухо­очистительную систему столь совершенную, как челове­ческие легкие.

Только самый великий ученый Художник и Создатель Вселенной мог сконструировать и создать самое великое чудо из чудес по имени Человек. Этим объясняется Его забота о человеческом теле. Поэтому Он так искренне умоляет о том, чтобы ему не причиняли вреда.


Верующим в Коринфе, которые самым трагическим образом злоупотребляли своим организмом, ап. Павел пи­сал: «Разве вы не знаете, что вы храм Божий и Дух Бо­жий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того по­карает Бог, ибо храм Божий свят, а этот храм — вы» (1 Кор. 3. 16. 17).

На самом деле, Богу не нужно губить кого-то. Чело­век, который безрассудно причиняет вред своему телу, губит себя.

Так поступали коринфяне. Многие позволяли себе плыть по течению разного рода безнравственности. В этом тексте употребляются неприятные слова: «прелюбо­деи», «мужеложники» и т. п.

Следуя такому неразумному курсу и злоупотребляя самым драгоценным и чудесным из всех даров, данных Богом человеку, они не только нарушали седьмую запо­ведь десятисловного закона, но навлекли на себя многие болезни и страдания. Действительно, они губили себя.

Апостол увещевал их: «Избегайте блуда, всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» (1 Кор. 6, 18).

Затем он вновь задает вопрос: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Св. Духа, Которого вы име­ете от Бога и вы не свои? Ибо вы куплены дорогой ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших [121] и в ду­шах ваших, которые суть Божий» (1 Кор. 6,19, 20).

Эти основные принципы применимы в одинаковой ме­ре и к другим вопросам жизни, когда люди причиняют вред своему организму. Например: курят табак, употреб­ляют алкогольные напитки, применяют наркотики.

Нет нужды приводить доказательства для подтвержде­ния того, как вредны все эти привычки. Это общеизвест­но. Факты публикуются в сотнях различных журналов.

Шесть миллионов алкоголиков в США должны послу­жить достаточным доказательством того, какой вред при­чиняет человечеству алкоголь.

Многие тысячи смертных исходов от рака легких яв­ляются достаточным доказательством опасности курения. И медико-хирургический конгресс в своем отчете по это­му вопросу дает достаточно доказательств, могущих убе­дить любого разумного человека. Более того, конгресс вы­разил пожелание, чтобы все фабрики, выпускающие


сигареты, на каждой пачке сигарет печатали предупреж­дающую надпись о вреде курения.

Что касается неправильного употребления медикамен­тов, никто не станет защищать эту чудовищную, губя­щую разум человека привычку. Все эти привычки явля­ются результатом личного выбора. Если вы пристрастны любой из этих привычек, для каждого из вас есть возмож­ность решить для себя, желаете ли вы быть здоровыми или больными. Вы можете допустить, чтобы положение дел [122] осталось таким же, как было. И вы увидите пе­чальные последствия или же вы остановитесь и скажете: «Я не буду больше поступать столь неразумно», — реше­ние, которое сразу же поставит вас на благословенный путь здоровья и счастья.

Вот почему я говорю, что для вас нет нужды чувство­вать себя столь больными. Что касается некоторых несча­стных случаев, вы не можете вернуть того, что произош­ло. Если вы лишились пальца на руке или ноге или поч­ки, вы не можете вернуть их назад. Но относительно того, что вы употребляете в пищу, пьете, либо курите, то есть обдуманно кладете себе в рот, — в этом вопросе вы можете сделать много. Здесь ваш выбор.

Вы можете избрать здоровье, силу, и энергию или бо­лезнь, слабость и страдания.

Если вы скажете: «Я хочу вновь чувствовать себя силь­ным и здоровым, но я просто не могу бросить сигареты, коктейль, отказаться от кофе, от вкусной свинины, вызы­вающей расстройство в желудке», — в этом скрывается что-то еще. В таком случае я советую вам: обратитесь к следующей главе, где вы найдете для себя еще одну при­ятную весть.