Введение
Время
стремительно идет вперед. На наших глазах произошли величайшие эпохальные
перемены. Заканчивается спор между атеизмом и христианством, который длился в
Европе и за ее пределами со времен французской революции XVΙΙΙ
века. Страны бывшего Советского Союза вошли в послеатеистическую эпоху. Очевидно, что у нас большая
половина населения все еще безразлична к вопросам религии, как и атеизма, но
очень многие желают знать, что нас ожидает в будущем. Последний мировой
конфликт будет не между атеизмом и религией. Пророческие книги Даниила и
Откровения да и другие пророчества говорят, что этот конфликт будет в сфере
религиозного сознания. Это не будет столкновение
различных мировых религий, хотя напряженность между ними нарастает. На заключительных
этапах всемирной истории внимание всего человеческого рода будет привлечено к
истинам, которые провозглашены в Вечном Евангелии (Откр. 14:6).
Все чуждое
Богу, что привнесено людьми в сферу религии, не сможет выдержать испытания
временем. Только Слово Божие содержит животворящий
ответ на нужды человеческой души. Библия описывает и объясняет не только истоки
вселенской трагедии, порожденной грехом, но и то, как развивалась земная
цивилизация в условиях греха. В центре всемирной истории возвышается крест
Иисуса Христа — Сына Божия, и это событие дает нам возможность с особой
ясностью увидеть участие Бога в деле спасения мира. Его Второе пришествие решит
навсегда участь каждого человека, когда-либо жившего в нашем мире. Поэтому Сам
Бог позаботился о том, чтобы Его пророческое Слово было "светильником,
сияющим в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя
звезда в сердцах ваших" (2 Петр. 1:19).
Книга пророка
Даниила отличается от всех остальных пророческих книг Библии тем, что в ней
дается последовательное изложение основных событий всемирной истории вплоть до
Второго пришествия Иисуса Христа на нашу землю. Здесь показана очередность
выхода на историческую арену великих "мировых держав", начиная с
Ново-Вавилонского царства. На смену Вавилону приходит Мидо-Персия,
затем Греция, Римская империя, которая переходит в западно-европейское
развитие, простирающееся до наших дней. Пророчество обозначило одно из главных
направлений всемирной истории, его основное русло.
В этом
последовательном движении прослеживается преемственность четырех исторических
миров: Древний
Восток передает
эстафету Греко-Римскому миру, тот, в свою очередь, передает эстафету
общеевропейскому развитию, которое является колыбелью современной всемирной
цивилизации. Кроме культурной преемственности в этом же русле мы можем увидеть
и историю мировых религий: сначала Ветхозаветной иудейской, а затем
Новозаветной христианской Церкви, а также ислама. Таким образом, это русло
всемирной истории совпадает с главным руслом церковной истории.
Библия
описывает исходное начало и конечную цель истории. Поэтому каждая отдельная
эпоха должна быть осмыслена как часть этого единого целенаправленного движения.
Пророчества описывают то, как будут развиваться события,
в то время как Божественный Завет объясняет, почему события приняли такой
характер. Пророческая история в своем поступательном движении к Царствию Божию есть последовательное развитие принципов
Божественного Завета между Богом и человеком.
История
человечества подобна свитку, запечатанному семью печатями (Откр. 5:1). Снять эти печати и развернуть этот
свиток может только Христос (Откр. 5:5).
Каждая из
печатей говорит об особом участии Бога в истории мира.
Книга пророка
Даниила получила свое дальнейшее развитие в проповеди Иисуса Христа на Елеонской горе. Иисус Христос особо указал на
необходимость разумения пророка Даниила (Матф. 24:15; Марк.
13:24). И последняя пророческая книга Нового Завета — Откровение (Апокалипсис), написанная ап. Иоанном в исходе первого века нашей эры, развивает
темы, начатые в книге пророка Даниила.
Данный
комментарий не является исчерпывающим. Он содержит только часть основных тем
книги пророка Даниила и Откровения. Население независимых государств бывшего
Советского Союза было лишено возможности знакомиться с современными
богословскими исследованиями пророческих книг Библии. За последние десятилетия
христианское богословие постепенно преодолевает библейский критицизм
девятнадцатого века, снова утверждает подлинность, авторство и время написания
книг Даниила и Откровения.
Историю Церкви
и пророчества о ее судьбах не следует отрывать от конкретных исторических
событий этого мира.
Сама Библия
содержит ключ к истолкованию символов — библейскую
типологию. Основные принципы типологии кратко объясняются на стр. 18. В Приложении содержится разъяснение основ
Божественного Завета.