Тезис № 30

Печаль мирская — это сожа­ление о том, что мы наруши­ли закон и попались. Печаль ради Бога — это сожаление, что мы ранили Божье серд­це и огорчили нашего луч­шего Друга (2 Кор. 1:10).

 

Доводилось вам ездить на своем автомобиле со ско­ростью свыше 100 км в час? Случалось ли так, что вас останавливали и штрафовали за превышение скорос­ти? Испытывали вы тогда сожаление? О чем вы сожа­лели? О том, что попались, или о том, что ехали слиш­ком быстро?

Говорили ли вам когда-нибудь в детстве: "Проси прощения, скажи, что ты сожалеешь!" Всем нам до­водилось видеть ребенка, который дурно поступил и при этом не испытывал ни капли сожаления. Тогда мать или отец требовали от него: "Немедленно извинись! Скажи, что ты сожалеешь о том, что сделал".

Ребенок опускал голову, водил по земле носком бо­тинка и чувствовал себя неловко. В конце концов он выдавливал из себя: "Извини". И родители отпускали его с миром. Сожалел ли ребенок о происшедшем? Да, он сожалел — о том, что ему пришлось просить про­щения!

В Библии сказано о том, что печаль бывает разная. "Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть" (2 Кор. 7:10). Итак, есть печаль ради Бога, и есть печаль мирская. Одна относится к области взаи­моотношений, другая ограничивается тем, что затра­гивает поведение. Одна приводит к изменению жиз­ни, другая изменяет лишь образ действий — и то на время. Одна представляет собой ценность, другая не стоит и гроша.

У Иуды была печаль мирская. Он сожалел о том, что его уличили. Он ждал до последней минуты, чтобы убе­диться в том, что все выйдет так, как он планировал. Но когда в конце концов стало ясно, что Иисус не собирается освобождать Себя и что первосвященни­ки и старейшины решили осудить Его, Иуда предстал со своим раскаянием. В Евангелии от Матфея сказа­но, что Иуда "раскаялся" (см. 27:3).

Для мирской печали характерно, что она проявля­ется только тогда, когда человека ловят с поличным. Одно дело "раскаяться" после того, как ваша винов­ность доказана, но совсем другое дело раскаяться еще до того, как вас обвинили.

Еще один библейский пример неправедного раска­яния — Каин. Он также ждал до последней минуты и после даже пытался выгородить себя. "Брат? Какой брат? А-а, Авель. Разве я должен ходить за ним?"

Печаль ради Бога имеет совсем иной характер. Под нею подразумевается, что мы сожалеем о причинении боли тому, кого любим. В книге "Желание веков" мы читаем: "Мы часто печалимся, видя, что наши злые дела приводят к неблагоприятным последствиям для нас самих, но это еще не покаяние. Истинное сокрушение о грехе — результат действия Святого Духа. Святой Дух открывает неблагодарность нашего сердца, которая


огорчала Спасителя, и приводит нас, раскаявшихся, к подножию креста. Каждый грех снова ранит Иисуса, и когда мы смотрим на Того, Кого мы пронзили, то скор­бим о грехах, принесших Ему страдания. Подобный плач приведет к отвержению греха" (с. 300).

Это еще один убедительный довод, почему покая­ние возникает как результат прихода ко Христу. Мы не можем искренне сожалеть о причинении бол и тому, кого в действительности не любим!

Когда вы были еще маленьким и пакостили како­му-нибудь противному соседскому мальчишке, — жа­лели ли вы тогда об этом?

По мере того как мы становимся взрослее, мы по­немногу учимся (я надеюсь) всеобъемлющей любви к человечеству, так что наша доброта начинает прости­раться за рамки круга наших ближайших друзей. Но тем не менее остается справедливым утверждение, что ваше сердце сокрушается сильнее, когда вы огорчаете тех, кого больше любите.

В процессе того, как мы узнаем Иисуса и учимся доверять Его любви к нам, мы замечаем, что искрен­не сожалеем, когда огорчаем Его. Такое покаяние и называется печалью ради Бога.