Говоря о подлинной вере
и делах, необходимо сознавать: нельзя иметь одно без другого (Иак. 2:17, 18,
26).
В старой песенке
поется: "Любовь и свадьба, любовь и свадьба следуют одна за другой, как
повозка за лошадью, — и не могут одна без другой". (Это действительно
очень старая песня, что понятно не только из того, что в ней говорится о
лошади и повозке!) Сегодня люди наживают немало неприятностей, пытаясь
доказать, что за любовью совсем не обязательно должна следовать свадьба. Все,
что им действительно удается доказать, — это то, что Божественное определение
по поводу брака и семьи является в конечном итоге самым лучшим.
Но вера и дела всегда
идут вместе. Возможно, предложенная иллюстрация будет неоспоримой — это как
солнечный свет и тень. Они всегда присутствуют вместе, не такли? Не может быть
одного без другого! Там, где светит солнце, обязательно есть и тень — это непреложный
закон.
В книге "Путь ко
Христу" говорится о "светлой радости жизни грядущей" (с. 83).
На этой земле даже наша радость омрачена! Возможно, именно эта "омраченная
радость" позволяет плакать слезами радости. Ибо любая радость, которую мы
испытываем, всегда имеет и тень. Мы радуемся, когда кто-нибудь принимает
Христа в свое сердце, и в то же время нас омрачает то, что иные отвергают Его.
Мы находим радость в красотах природы, но наряду с этим во всем, что нас
окружает, присутствует тень смерти и тления. Мы получаем и хорошие, и плохие
новости. Иной раз выдается — как редкий дар — "счастливый" день, но
всегда существует тень дня предыдущего и дня последующего. Наши человеческие
взаимоотношения омрачены; любовь и принятие с одной стороны соединяются с
непониманием с другой. Наши сердца могут пламенеть, когда Сам Бог нисходит для
общения с нами; но даже тогда порой мы можем оказаться в тени, словно Он сокрыл
Свое лицо и мы не чувствуем Его присутствия.
Таким образом, идет ли
речь о материальном мире или о духовном, солнечный свет и тень всегда присутствуют
вместе.
То же самое с верой и
делами. Если дела — подлинные, то их источник — вера во Христа. Если вера —
подлинная, то дела будут неизбежным результатом. Когда вы решаете пребывать во
Христе, вы тем самым уже сделали выбор принести плоды, потому что всякий, кто
пребывает в Нем, приносит много плода. Вера и дела не могут существовать
отдельно друг от друга. "Подлинная вера непременно проявится в добрых делах,
ибо добрые дела — это плоды веры" (Избранные вести, кн. 1, с. 397).
Говоря о вере и делах,
некоторые приводят в пример два весла. Если вы пытаетесь грести только одним
веслом, вы не добьетесь успеха. Но если вы гребете сразу двумя веслами, ваша
лодка будет двигаться вперед к небесному берегу! Пользующиеся данной
иллюстрацией, как правило, пытаются доказать, что необходимо прилагать равные
усилия как в отношении веры, так и в отношении дел.
Однако истина
заключается в том, что ни над тем, ни над другим нам не нужно трудиться! Вера —
это дар, и послушание — это дар. Все, что нам действительно необходимо делать,
— это оставаться в лодке, то есть пребывать во взаимоотношениях со Христом
через молитву и изучение Его Слова. Когда мы приходим ко Христу ради дружбы и
тесного общения с Ним, первым результатом этого будет подлинная вера. А вторым
— подлинная праведность.
Пример с веслами
обретает смысл, если понять его правильно, — вера и дела похожи на два весла по
своей значимости. Вера и дела одинаково важны. Но путь достижения веры и дел —
это постоянные взаимоотношения с Иисусом Христом.
В Послании Иакова 277мы
читаем, что можно иметь мертвую веру: "Вера, если не имеет дел, мертва
сама по себе". В Послании к Евреям 6:1 говорится о том, что можно иметь
также мертвые дела. Вера и дела должны присутствовать вместе, и тогда они будут
полны жизни. Подлинные дела будут следовать за подлинной верой, а подлинная
вера придет как результат тесного общения с Богом, подобно тому как сияние
солнца неизбежно сопровождается тенью.