Те, кому много прощено,
и любить будут много. А те, кто много любит, будут во всем проявлять послушание
(Лк. 7:41-43; Ин. 14:15).
Вам нравится апостол
Петр? Его имя встречается в Новом Завете чаще, чем имя любого другого ученика.
Люди нередко признают свое сходство с ним. Он шел на риск. Он не боялся задавать
не те вопросы и давать не те ответы.
Именно Петр обратился к
Иисусу со всем известным вопросом о прощении: "Господи! сколько раз
прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?" (Мф.
18:21). Вопрос был задан чисто риторически, ибо Петр считал, что пришел к
верному заключению. Ему казалось, что семь раз — этого вполне достаточно.
Фарисеи ограничивались тремя. Петр хотел удвоить этот максимум и даже довел его
до "совершенного" числа, добавив еще единицу. Молодец Петр!
Не торопитесь критиковать
его. Вы-то знаете ответ Иисуса. "Не говорю тебе: „до семи", но до
семижды семидесяти раз" (ст. 22). Но забудьте об этом на время и
вспомните недавний случай, когда ваш сосед, друг или член семьи сделал
что-нибудь такое, за что вам нужно было простить его. И вы прощали. Но он делал
это снова. И вы снова прощали его. И так до семи раз.
Не хотелось ли вам
тогда прекратить дальше прощать его? А тем более 490 раз — ведь это очень
много!
В течение семи лет наша
семья жила при колледже Тихоокеанского униона в Северной Калифорнии. Колледж
располагается в горах — как они там говорят, "в восьми милях от
ближайшего греха". Если вам когда-либо доводилось бывать там, то вы имеете
представление об этом адвентистском "гетто". И в этой атмосфере
проповеднику приходилось быть в своем роде и судебным исполнителем, и судьей с
присяжными в одном лице.
Как-то раз в
воскресенье зазвонил телефон. Один из прихожан хотел, чтобы я разобрался с его
соседями, лошадь которых вытоптала его клумбу с петуниями. Он считал, что я
именно тот, кто способен разрешить конфликт!
В ответ на это мне
следовало бы привести ему слова, записанные в Евангелии от Луки (17:3, 4):
"Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему, и если покается,
прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится,
и скажет: „каюсь", — прости ему". (Думается, даже Петр счел бы, что
семь раз за один день — это слишком много!) Что, если бы я сказал этому
человеку: "Вы должны простить вашего соседа. И если его лошадь пробежит
сегодня по вашим петуниям еще шесть раз, то простите еще шесть раз. Согласно
Библии, лошадь может пробежаться по ним еще 489 раз! К тому времени на вашем
участке уже не останется ни одной петунии и ей нечего будет топтать".
Иисус учил
безграничному прощению. И Он не просит нас быть более милостивыми, чем Он Сам.
Поэтому мы знаем, что Божье прощение также не имеет границ, доколе мы
продолжаем приходить к Нему, ища Его милости и принимая Его дар прощения.
Но у людей подчас
возникает беспокойство. Они спрашивают: "Не приведет ли это к
распущенности?" Если те соседи, которым принадлежала лошадь, будут
прощены 490 раз, или хотя бы 7 раз в течение дня, не станут ли они думать, что
их лошадь имеет право топтать чужие цветы? Не приведет ли учение о безграничном
прощении к легкомысленным поступкам и злоупотреблению Божьей благодатью?
Иисус ответил на этот
вопрос в Своей притче о двух должниках (см. Лк. 7). Он говорил Симону, Марии и
слушавшим ученикам, что "тот, кому много прощено, много любит". Чем
больше вам прощено, тем больше вы любите.
Теперь нам осталось
добавить еще один текст из Евангелия от Иоанна 14:15: "Если вы любите
Меня, то будете повиноваться тому, что Я повелю вам" (др. пер.).
Вот и ответ. Божье
прощение не имеет границ. Но это не приводит к распущенности, потому что
"тот, кому много прощено, много любит". А чем больше вы любите, тем
больше вы слушаетесь. Вот так все просто.
"Иисус знает
состояние каждой души. Вы можете говорить: „Я грешник, великий грешник".
Вполне возможно. Но чем вы хуже, тем больше нуждаетесь в Иисусе. Он никогда
не отвернется ни от одной плачущей, сокрушающейся души. Он, конечно, не каждому
раскрывает все, что может открыть, но всякому трепещущему человеку Он
повелевает: „Мужайся!" Он охотно прощает всех, кто приходит к Нему
получить прощение и избавление от греха" (Желание веков, с. 568).