Тезис № 22

В христианской жизни су­ществует только одно ос­мысленное усилие — оно направлено на поиск Бога. Все остальные усилия будут самопроизвольными (Ин. 15:5; Флп. 4:13).

 

Предположим, что однажды воскресным утром вы решили поменять местами колеса на своем "датсуне". Вы поставили автомобиль на домкраты и сняли все четыре колеса. В это время жена позвала вас обедать. И пока вы ели, ваша четырехлетняя дочка вышла во двор поиграть. Ее мяч закатился под "датсун", и она полезла под машину, чтобы достать его, сбив при этом один из домкратов.

Вы слышите ее вопль и, приподнявшись, выгляды­ваете в окно. Двор хорошо просматривается, и вы сразу понимаете, что произошло. Тогда вы...

Что вы делаете в этот момент? Откидываетесь в крес­ле и говорите жене: "Похоже, нашу Мэри придавило машиной. Думаю, надо пойти и снова приподнять „датсун" домкратом. Но прежде ты не могла бы дать мне еще один кусочек яблочного пирога?"

Или вы бросаетесь со всех ног во двор и приподни­маете край автомобиля, с тем чтобы освободить дочь?

Что вам легче было бы сделать? Подождите, не то­ропитесь с ответом. Что легче — сидеть за столом и есть вкусный пирог или поднимать автомобиль, даже если это небольшой "датсун"? Для чего потребуется больше усилий, и в каком случае сжигается больше калорий? Где приходится больше напрягаться?

С другой стороны, если вы любите своего ребенка, что для вас было бы тяжелее? Ответ однозначный, не так ли? Нужна немалая сила, чтобы приподнять за край автомобиль ради спасения ребенка; но, чтобы удержать себя за столом, потребовалось бы еще большее усилие!

В христианской жизни важно понимать разницу между преднамеренным усилием и самопроизволь­ным. Когда речь идет о том, что мы не должны бо­роться с грехом и дьяволом своими собственными си­лами, у людей иногда создается впечатление, что мы говорим о пассивной религии, в которой отсутствуют усилия. В прошлом столетии существовала странная секта под названием квиетисты. Члены этой секты считали, что людям вообще не нужно прилагать ни­каких усилий. Они должны просто сидеть и покачи­ваться. Наверное, даже этого было бы много — нужно только сидеть. Обо всем, что необходимо сделать, Бог позаботится без нашей помощи.

Но Бог никогда не спасает нас без нашего соучастия. Столь часто возникающая проблема заключается в не­понимании того, в каком направлении нам нужно при­лагать усилия. Этот вопрос нередко обсуждается тео­логами многие часы. Полагаю, ясный ответ на него со­держится в двух библейских текстах, представляющих собой своего рода миникурс праведности по вере. Это краткие утверждения относительно Божественной силы и человеческих усилий. Возможно, вы уже обра­тили на них внимание при изучении Библии.

Эти тексты — Евангелие от Иоанна 15:5 и Послание к Филиппийцам 4:13. Слова Иисуса: "Без Меня не мо­жете делать ничего" и высказывание апостола Павла: "Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе". По­ставьте их рядом. Если без Христа мы не можем де­лать ничего, а с Ним мы можем все, то что тогда оста­ется делать нам? Прийти к Нему и оставаться с Ним.

"Все, что человек может сделать для своего спасе­ния, — это принять приглашение: „Ктожаждет, пусть берет воду жизни даром"" (Избранные вести, кн. 1, с. 343). И помните, что идея спасения включает в себя не только прощение греха, но также силу для послу­шания и, наконец, само небо — то есть оправдание, освящение и прославление.

Как нам обрести Христа? Как нам взять воду жиз­ни? "Благодаря такому общению со Христом через мо­литву и постоянному изучению великих и драгоцен­ных истин Его Слова мы как алчущие души насытим­ся и как жаждущие освежимся из источника жизни" ("Нагорная проповедь Христа", с. 113).

Осознанные усилия, прилагаемые изо дня в день ро­дителями в общении со своим ребенком, иногда бы­вают тяжелыми. Но в критический момент они стано­вятся самопроизвольными. Нет таких родителей, ко­торые любили бы своего ребенка и рассуждали, сколь­ко потребуется сил, когда их дитя в опасности. Нет, они не раздумывая бросаются ему на помощь.

Что касается христианства, то в нем требуются все виды усилий. Но единственное осмысленное усилие — это поиск тесного духовного общения с Богом. А уже все прочие усилия непременно придут сами сабой.