Вера — это плод Духа, а
не плод человека, над которым мы трудимся или который шлифуем (Гал. 5:22).
Если вы захотите
приготовить фруктовый салат, яблочный пирог или овощную закуску, что вам для
этого понадобится? Приходилось ли вам работать в огороде или в саду? Имеете
ли вы представление о том, как вырастить урожай? Не надо быть большим ученым,
для того чтобы понять, что является причиной, а что — результатом. И если вы
хотите получить хороший урожай у себя в саду или на огороде, то вряд ли будете
прилагать усилия для работы над результатами, не правда ли?
Как было бы прекрасно,
если бы мы могли четко видеть разницу между причиной и следствием, когда речь
идет о духовном росте. Сколь многие из нас тратят годы и немалые силы, имея
дело со следствием, трудятся над тем, что как таковое является результатом!
Апостол Павел пишет о том, что является плодом христианской жизни, и замечает,
что это плод Духа, а не человека. "Плод же Духа: любовь, радость, мир,
долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых
нет закона" (Гал. 5:22, 23).
В Библии о вере всегда
говорится как о плоде, даре или как о следствии чего-то. Формирование веры не
зависит от наших усилий. В Рим. 12:3 сказано о "мере веры, какую каждому
Богуделил". В Рим. 10:17 сказано, что вера приходит от слышания, а слышание
— от Слова Божьего. Вера всегда приходит как следствие. Вы не можете произвести
ее своими стараниями. В огороде вы не трудитесь над самим плодом, вы трудитесь
над тем, что производит этот плод. Вы не трудитесь, чтобы получить подарок. Но
вы прилагаете усилия для того, чтобы прийти в присутствие Дарителя, и в
результате принимаете приготовленный Дар. "Нет такого человека, который
мог бы сотворить в себе веру. Дух воздействует наличность и просвещает разум,
производит веру в Бога" (Комментарии Е. Уайт. Библейский комментарий
АСД, т. 7, с. 940).
Легко спутать веру с
чувством и начать развивать эти чувства, пытаясь таким образом укрепить веру. Когда,
по-вашему, легче верить, что Бог собирается ответить на ваши молитвы? Когда вы
чувствуете, что Он намеревается сделать это, или же когда вы ясно чувствуете
обратное? Когда у вас больше веры в Божье обещание прощать грехи, которые вы
исповедовали Ему: когда вы чувствуете себя прощенным или когда чувствуете себя
оставленным? Ваша вера сильнее, когда дела идут хорошо или же когда у вашего
дома обрушилась крыша и на вашу долю выпали тяжелые испытания и горе?
Но мы с вами знаем, что
"чувство не является верой; это разные вещи" (Ранние произведения,
с. 72). Это еще один довод в пользу того, что мы не способны созидать в себе
веру. Можно воздействовать на свои чувства. Можно слушать хорошую музыку или
проповедника, который старается пробудить энтузиазм, и воодушевляться его
красноречием; можно поражаться освящению или духу окружающих вас людей. Проводя
время в приятной компании, вы можете ощутить прилив радости и испытать
эмоциональный подъем. Но что происходит после того, как друзья расходятся по
домам, гаснет свет и вы остаетесь в одиночестве? Вы можете почувствовать себя
гораздо хуже, чем прежде. Доводилось вам испытать такое? Миллионы людей живут
сегодня от одного эмоционального подъема до другого, тратя жизненные силы на
сумасшед-. ший поиск чего-то, что вновь подняло бы у них настроение и помогло
бы забыть последнюю неудачу с тем средством, которое они использовали для поднятия
духа и которого оказалось недостаточно.
Враг управляет миром
тем же способом, который он успешно использует и в Церкви. Когда кто-нибудь принимает
решение прийти ко.Христу, чтобы обрести непреходящее счастье, которое предлагает
Иисус, враг говорит ему: "Ты хочешь прийти ко Христу? Хорошо, только для
этого тебе следует привести в порядок свою жизнь, и тогда Он примет тебя".
Сатана добивается того, что человек работает над результатами, и, таким образом,
удерживает его в стороне от Христа, пока он напрасно пытается своими силами
достичь праведности. Потом человек узнает о праведности по вере. И это для него
обнадеживающая весть. Но как только он решает принять ее, враг применяет еще
одну уловку. Он говорит: "Верно, праведность приходит через веру. Не надо
трудиться над праведностью, трудись над своей верой". И это может стать
для грешника еще одним препятствием на пути к Спасителю.
Истина заключается в
том, что вам не нужно трудиться ни над своей праведностью, ни над своей верой.
И то, и другое — дар. И то, и другое является плодом. И праведность, и вера
приходят как результат познания Иисуса Христа. А познание Иисуса Христа
возникает в результате того, что вы проводите время в общении, дружбе и
единении с Ним. Если вы будете приходить к Нему, Он даст вам истинную веру, в
которой вы нуждаетесь. Первым результатом стремления познать Иисуса является
искренняя вера, а вторым — праведность.