Тезис № 66

Говоря о подлинной вере и делах, необходимо созна­вать: нельзя иметь одно без другого (Иак. 2:17, 18, 26).

 

В старой песенке поется: "Любовь и свадьба, лю­бовь и свадьба следуют одна за другой, как повозка за лошадью, — и не могут одна без другой". (Это дей­ствительно очень старая песня, что понятно не толь­ко из того, что в ней говорится о лошади и повозке!) Сегодня люди наживают немало неприятностей, пы­таясь доказать, что за любовью совсем не обязатель­но должна следовать свадьба. Все, что им действитель­но удается доказать, — это то, что Божественное оп­ределение по поводу брака и семьи является в конеч­ном итоге самым лучшим.

Но вера и дела всегда идут вместе. Возможно, пред­ложенная иллюстрация будет неоспоримой — это как солнечный свет и тень. Они всегда присутствуют вме­сте, не такли? Не может быть одного без другого! Там, где светит солнце, обязательно есть и тень — это не­преложный закон.

В книге "Путь ко Христу" говорится о "светлой ра­дости жизни грядущей" (с. 83). На этой земле даже наша радость омрачена! Возможно, именно эта "ом­раченная радость" позволяет плакать слезами радос­ти. Ибо любая радость, которую мы испытываем, все­гда имеет и тень. Мы радуемся, когда кто-нибудь принимает Христа в свое сердце, и в то же время нас ом­рачает то, что иные отвергают Его. Мы находим ра­дость в красотах природы, но наряду с этим во всем, что нас окружает, присутствует тень смерти и тления. Мы получаем и хорошие, и плохие новости. Иной раз выдается — как редкий дар — "счастливый" день, но всегда существует тень дня предыдущего и дня после­дующего. Наши человеческие взаимоотношения ом­рачены; любовь и принятие с одной стороны соеди­няются с непониманием с другой. Наши сердца могут пламенеть, когда Сам Бог нисходит для общения с нами; но даже тогда порой мы можем оказаться в тени, словно Он сокрыл Свое лицо и мы не чувствуем Его присутствия.

Таким образом, идет ли речь о материальном мире или о духовном, солнечный свет и тень всегда присут­ствуют вместе.

То же самое с верой и делами. Если дела — подлин­ные, то их источник — вера во Христа. Если вера — подлинная, то дела будут неизбежным результатом. Когда вы решаете пребывать во Христе, вы тем самым уже сделали выбор принести плоды, потому что вся­кий, кто пребывает в Нем, приносит много плода. Вера и дела не могут существовать отдельно друг от друга. "Подлинная вера непременно проявится в добрых де­лах, ибо добрые дела — это плоды веры" (Избранные вести, кн. 1, с. 397).

Говоря о вере и делах, некоторые приводят в пример два весла. Если вы пытаетесь грести только одним вес­лом, вы не добьетесь успеха. Но если вы гребете сразу двумя веслами, ваша лодка будет двигаться вперед к не­бесному берегу! Пользующиеся данной иллюстраци­ей, как правило, пытаются доказать, что необходимо прилагать равные усилия как в отношении веры, так и в отношении дел.

Однако истина заключается в том, что ни над тем, ни над другим нам не нужно трудиться! Вера — это дар, и послушание — это дар. Все, что нам действи­тельно необходимо делать, — это оставаться в лодке, то есть пребывать во взаимоотношениях со Христом через молитву и изучение Его Слова. Когда мы при­ходим ко Христу ради дружбы и тесного общения с Ним, первым результатом этого будет подлинная вера. А вторым — подлинная праведность.

Пример с веслами обретает смысл, если понять его правильно, — вера и дела похожи на два весла по сво­ей значимости. Вера и дела одинаково важны. Но путь достижения веры и дел — это постоянные взаимоот­ношения с Иисусом Христом.

В Послании Иакова 277мы читаем, что можно иметь мертвую веру: "Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе". В Послании к Евреям 6:1 говорится о том, что можно иметь также мертвые дела. Вера и дела должны присутствовать вместе, и тогда они будут полны жиз­ни. Подлинные дела будут следовать за подлинной ве­рой, а подлинная вера придет как результат тесного общения с Богом, подобно тому как сияние солнца неизбежно сопровождается тенью.