Смерть Христа была необходима
для нашего прощения (Ин. 3:14, 75).
Предположим, вы
захотели открыть Божью любовь жителям Чикаго. Вы отправляетесь в центр города
и, прогуливаясь по улицам, оказываете помощь всем нуждающимся, выслушиваете
одиноких и делаете все, что в ваших силах, чтобы делиться Божьей любовью с
каждым встречным.
Но дело в том, что
Чикаго — опасный город, особенно в темное время суток. Поэтому, оказываясь на
улице после полуночи, вы подвергаете себя риску. И все же, следуя своему
замыслу, вы продолжаете ходить и в последующие дни, становясь при этом благословением
для многих. Но однажды вечером вы проходите по темной аллее, где одиноких
прохожих поджидает опасный преступник, и он убивает вас.
Ваши знакомые в Чикаго
узнают о случившемся. Они рассказывают другим о том, что вы умерли, свидетельствуя
о Божьей любви. Таким образом, ваша смерть обретает особый смысл из-за того
риска, на который вы пошли, чтобы поведать людям о любви Божьей.
Как вы думаете, это
подходящая аналогия жизни и крестной смерти Иисуса Христа? Была ли Его смерть
необходима для нашего прощения? Или же она была случайной? Пришел ли Иисус на
землю исключительно ради того, чтобы явить Божью любовь, и умер только потому,
что земля — небезопасное для жизни место? Или же Его смерть была неотъемлемой
частью Божьего плана спасения человечества?
Существует "теория
нравственного влияния", утверждающая, что смерть Христа не была
необходимостью и что человечество могло бы получить прощение и без Его смерти.
Одно из заблуждений, которое данная теория пытается преодолеть, —
представление о разгневанном Боге, требующем "живой плоти" для
смягчения Своей ярости. Действительно, целью смерти Христа не было утоление
Божьей жажды мести. Бог был во Христе, примиряя с Собою мир. Но была ли смерть
Христа необходимой по другим причинам?
В книге "Великая
борьба" отражена сущность этой смерти: "Иисус умер, принеся Себя в
жертву ради человека, потому что падшее человечество ничем другим не могло
искупить себя. Заслуги распятого и воскресшего Спасителя являются основанием
христианской веры" (с. 73).
Иудейские священники и
старейшины собрались возле креста в день распятия. Они не желали принимать
распятого Христа и говорили: "Если Он Царь Из-раилев, пусть теперь сойдет
с креста, и уверуем в Него" (Мф. 27:42). Могут ли и сегодня возникать
подобные мысли? Может ли у нас возникнуть желание, чтобы Иисус сошел с креста,
дабы мы могли уверовать в Него?
Признание факта, что мы
в первую очередь нуждаемся в спасении, а не в образовании, является чувствительным
ударом по людскому самолюбию. Но все христианское вероучение основано на том,
что человечество нуждается в Спасителе.
Библия неоднократно
говорит, что Христос — наш Заместитель. Может быть, вам знаком отрывок из Кни-
ги пророка Исайи:
"Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был
поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим
за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.
Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь
возложил на Него грехи всех нас" (Ис. 53:4—6).
Вся система
жертвоприношений со времен Адама и Евы у ворот Едема до храмового ритуала во
время Первого пришествия Иисуса Христа, была основана на осознании того, что
должен прийти Искупитель и пострадать вместо грешного человека, чтобы тот мог
быть спасен. Христос и был Агнцем, "закланным от создания мира"
(Откр. 13:8).
Каким бы болезненным ни
было восприятие этой истины человеческим сердцем, спасение приходит только
через принятие распятого и воскресшего Спасителя. "С верой преклоняя
колени у креста, он достигает самого возвышенного состояния, до которого может
подняться смертный" (Деяния апостолов, с. 210).