В христианской жизни существует
только одно осмысленное усилие — оно направлено на поиск Бога. Все остальные
усилия будут самопроизвольными (Ин. 15:5; Флп. 4:13).
Предположим, что
однажды воскресным утром вы решили поменять местами колеса на своем
"датсуне". Вы поставили автомобиль на домкраты и сняли все четыре
колеса. В это время жена позвала вас обедать. И пока вы ели, ваша четырехлетняя
дочка вышла во двор поиграть. Ее мяч закатился под "датсун", и она
полезла под машину, чтобы достать его, сбив при этом один из домкратов.
Вы слышите ее вопль и,
приподнявшись, выглядываете в окно. Двор хорошо просматривается, и вы сразу
понимаете, что произошло. Тогда вы...
Что вы делаете в этот
момент? Откидываетесь в кресле и говорите жене: "Похоже, нашу Мэри
придавило машиной. Думаю, надо пойти и снова приподнять „датсун"
домкратом. Но прежде ты не могла бы дать мне еще один кусочек яблочного пирога?"
Или вы бросаетесь со
всех ног во двор и приподнимаете край автомобиля, с тем чтобы освободить дочь?
Что вам легче было бы
сделать? Подождите, не торопитесь с ответом. Что легче — сидеть за столом и
есть вкусный пирог или поднимать автомобиль, даже если это небольшой
"датсун"? Для чего потребуется больше усилий, и в каком случае
сжигается больше калорий? Где приходится больше напрягаться?
С другой стороны, если
вы любите своего ребенка, что для вас было бы тяжелее? Ответ однозначный, не
так ли? Нужна немалая сила, чтобы приподнять за край автомобиль ради спасения
ребенка; но, чтобы удержать себя за столом, потребовалось бы еще большее
усилие!
В христианской жизни
важно понимать разницу между преднамеренным усилием и самопроизвольным. Когда
речь идет о том, что мы не должны бороться с грехом и дьяволом своими
собственными силами, у людей иногда создается впечатление, что мы говорим о
пассивной религии, в которой отсутствуют усилия. В прошлом столетии
существовала странная секта под названием квиетисты. Члены этой секты считали,
что людям вообще не нужно прилагать никаких усилий. Они должны просто сидеть и
покачиваться. Наверное, даже этого было бы много — нужно только сидеть. Обо
всем, что необходимо сделать, Бог позаботится без нашей помощи.
Но Бог никогда не
спасает нас без нашего соучастия. Столь часто возникающая проблема заключается
в непонимании того, в каком направлении нам нужно прилагать усилия. Этот
вопрос нередко обсуждается теологами многие часы. Полагаю, ясный ответ на него
содержится в двух библейских текстах, представляющих собой своего рода
миникурс праведности по вере. Это краткие утверждения относительно Божественной
силы и человеческих усилий. Возможно, вы уже обратили на них внимание при изучении
Библии.
Эти тексты — Евангелие
от Иоанна 15:5 и Послание к Филиппийцам 4:13. Слова Иисуса: "Без Меня не
можете делать ничего" и высказывание апостола Павла: "Все могу в
укрепляющем меня Иисусе Христе". Поставьте их рядом. Если без Христа мы
не можем делать ничего, а с Ним мы можем все, то что тогда остается делать
нам? Прийти к Нему и оставаться с Ним.
"Все, что человек
может сделать для своего спасения, — это принять приглашение: „Ктожаждет,
пусть берет воду жизни даром"" (Избранные вести, кн. 1, с. 343). И
помните, что идея спасения включает в себя не только прощение греха, но также
силу для послушания и, наконец, само небо — то есть оправдание, освящение и
прославление.
Как нам обрести Христа?
Как нам взять воду жизни? "Благодаря такому общению со Христом через молитву
и постоянному изучению великих и драгоценных истин Его Слова мы как алчущие
души насытимся и как жаждущие освежимся из источника жизни" ("Нагорная
проповедь Христа", с. 113).
Осознанные усилия,
прилагаемые изо дня в день родителями в общении со своим ребенком, иногда бывают
тяжелыми. Но в критический момент они становятся самопроизвольными. Нет таких
родителей, которые любили бы своего ребенка и рассуждали, сколько потребуется
сил, когда их дитя в опасности. Нет, они не раздумывая бросаются ему на помощь.
Что касается
христианства, то в нем требуются все виды усилий. Но единственное осмысленное
усилие — это поиск тесного духовного общения с Богом. А уже все прочие усилия
непременно придут сами сабой.