Когда бы ни заходила
речь о том, как важно каждый день проводить время с Богом в изучении Его Слова
и молитве, кто-нибудь обязательно спрашивает: "Не станет ли это просто еще
одним видом спасения посредством дел?"
Прежде чем попытаться
ответить на этот вопрос, нужно определить, что такое "спасение по
делам". Когда кто-то говорит о возможности превращения ежедневных молитв и
изучения Библии в систему добрых дел, что он имеет в виду? Подразумевается ли
под этим, что можно заработать или заслужить спасение, проводя достаточно много
времени в изучении Библии и молитве? Это будет большой ошибкой, если возникнет
некое подобие праведности, определенной "посвященной жизнью" вместо
праведности через веру в Иисуса Христа.
Наверное, здесь вновь
можно повторить, что праведность приходит через веру в Сына Божьего и точка.
Никакими делами мы не можем заработать или заслужить спасение.
Польза от спасения
будет лишь в том случае, если мы его примем, иначе весь мир, включая дьявола и
ангелов его, в конечном итоге должен быть спасен. Жертва Христа была принесена
за всех; ее было достаточно для спасения всего мира, но не все ее примут.
Спасение не принимается
раз и навсегда — оно должно приниматься ежедневно. Цель ежедневного прихода
ко Христу — принимать заново Его благодать и силу и спасение. Цель эта, по
существу, включает в себя нечто большее, о чем мы еще будем говорить в 95-м
тезисе. Но она включает и ежедневное принятие спасения. Таким образом, речь
здесь идет о пути получения спасения, а не о том, как заслужить его.
Давайте рассмотрим
вопрос "Не будет ли изучение Библии и молитва просто еще одним видом
спасения посредством дел?" с другой стороны, а именно: суть посвященной
жизни — не в делах, но однако это — труд! И в этом существенная разница.
Многое в христианской
жизни является даром Божьим. А чтобы получить что-то в дар, вам не приходится
трудиться. Вера — это дар, и покаяние — тоже дар, и победа, и спасение — дар.
Одно только не дается даром: Бог никогда не обещал, что будет искать Себя Сам
— вместо нас. Он никогда не обещал, что будет познавать Себя Сам — опять же
вместо нас.
Не все в христианской
жизни происходит самопроизвольно. Временами поиск Иисуса ради дружбы и
единения с Ним может быть радостным. Иной раз это требует усилия воли и
самодисциплины, твердости и неуклонной решимости. Павел называет это
"добрым подвигом веры" (7 Тим. 6:12). Мы не приемлем пассивной
религии. От человека требуется соучастие в совершении совместно с Богом своего
восстановления, в достижении собственного спасения.
Очень печально, что
многие христиане неверно понимают эту истину. Мы продолжаем тратить время,
энергию, силу воли, стараясь заставить себя делать то, чего мы делать не можем
и что Бог обещал исполнить за нас. И при всем при этом мы не выполняем одного
важного требования Бога — искать Его. Мы ждем, пока у нас появится настроение,
когда нас посетит вдохновение.
Если вы когда-нибудь
пытались регулярно уделять время общению с Богом, то наверняка знаете, что это
может быть нелегким занятием. Замечали ли вы когда-нибудь за собой, что
поглядываете на часы, чтобы узнать, сколько времени у вас осталось? Смотрели ли
вы когда-нибудь, сколько осталось страниц до конца главы? Было ли вам
когда-нибудь тяжело молиться? Что вы делаете, когда это происходит?
Несомненно одно:
оставить все это, остановиться — не выход из положения. Кто-то сказал:
"Когда вам требуется приложить усилие, чтобы помолиться, значит, молитесь
с усилием". Подтверждение этим словам мы находим в трудах Е. Уайт:
"Когда мы чувствуем, что согрешили, и не в состоянии молиться, тогда как
раз и наступает самое время для молитвы" (Нагорная проповедь Христа, с.
115). Таким образом, когда молитва и изучение Библии оказываются нелегким
делом, не допускайте только одного — остановки.
Чтение Библии и молитва
не являются абсолютной гарантией духовной жизни и здоровья. Можно делать и то,
и другое и все же сердцем быть далеко от Бога. Так обстояло дело с фарисеями.
То же может произойти и с вами. Но одно определенно: вы не можете поддерживать
духовную жизнь, если не ищете Иисуса через Его Слово и молитву. То, что вы
едите и дышите, вовсе не гарантирует вам физического здоровья. Но вы не будете
здоровы, если не делаете этого.