Покаяние — это сожаление
о грехе и оставление грехов. Покаяние — это дар. Поэтому сожаление о грехе
есть дар, и оставление грехов есть также дар (Деян. 5:31].
В начале моего служения
я находился в очень неприятном положении. Я не был обращенным и не знал, как
стать обращенным. Я не был спасенным и не знал, как стать спасенным. А для
того, кто не обращен и не спасен, евангельское служение, согласитесь, не самое
приятное занятие.
Настало лето.
Приближалось время лагерных собраний. Одна из моих обязанностей как нового
служителя состояла в том, чтобы за неделю до начала собраний помогать
устанавливать палатки на территории лагеря. Служители, приставленные к этой
работе, установили первый ряд палаток, чтобы было где укрыться, а затем решили
отдохнуть! Мы ведь не привыкли к такого рода физической деятельности.
Во время недолгого
отдыха, сидя возле палаток, мы предались всевозможным рассуждениям на богословские
темы — о том, где будет Армагеддонская битва и есть ли у ангельских крыльев
перья... Мне предоставил ся удобный случай.
Обратившись к одному из
служителей постарше, я спросил: "Что бы вы ответили человеку, спросившему
вас, как стать
спасенным?" (Такая формулировка показалась мне достаточно безопасной.)
Он ответил: "Я
сказал бы ему, что нужно покаяться".
"А если вас спросят,
что значит покаяться?"
"Каяться — значит
сожалеть о своих грехах и оставлять их".
"Хорошо, а как
оставить свои грехи?"
"Ну, как...
покаяться!"
Я сказал:
"Постойте, так вы говорите, что для того, чтобы оставить свои грехи, нужно
покаяться, а чтобы покаяться, нужно оставить свои грехи?"
"Вот именно!"
— просиял он, очевидно, довольный моим ясным пониманием сути вещей.
Классическое
определение покаяния содержится в книге "Путь ко Христу":
"Покаяние подразумевает сокрушение о соделанном грехе и оставление его"
(с. 23). Но истина, которую я упустил, заключается в том, что покаяние — дар.
Это не то, что мы производим, а то, что мы принимаем. И в этом вся суть.
В Книге Деяния святых
Апостолов 5:31 говорится, что покаяние — Божий дар. В "Избранных
вестях" мы читаем: "Покаяние, также как и прощение, есть дар Божий
во Христе" (кн. 1, с. 353). Поэтому всякое покаяние, которое пытаемся
произвести мы сами, в любом случае не будет истинным. Мы можем сожалеть о последствиях
наших злых дел. Мы можем сожалеть о результатах, к которым приводит жизнь во
грехе. Но если мы не принимаем покаяния, являющегося даром Божьим, мы не
продвинемся дальше этого.
Сожаление о грехе,
сожаление о жизни без Бога может исходить только от Самого Бога. Мы не можем
заставить себя сокрушаться. Истинное сожаление о грехе — это дар.