Тезис № 29

Бог прежде дает покаяние, а затем прощение (Деян. 3:79).

 

Давайте уделим немного времени тому, чтобы оп­ределить, каким по счету шагом в процессе нашего прихода ко Христу является покаяние. Раньше мы уже говорили, что первый шаг на пути ко Христу — это желание чего-то лучшего. Второй шаг — обретение знания о том, что собой представляет это лучшее. Тре­тий шаг — мы убеждаемся в греховности нашего со­стояния. И четвертый шаг — осознание своей неспо­собности спасти себя; именно здесь, придя ко Хрис­ту, мы вверяем себя Ему.

Бог не рассчитывает, что мы покаемся перед тем, как прийти ко Христу; в действительности мы и не могли бы этого сделать. Сперва мы приходим ко Христу, а затем Он дает нам покаяние.

"Иудеи учили, что прежде, чем Божья любовь будет явлена грешнику, он должен покаяться. В их представ­лении покаяние являлось тем средством, которым че­ловек заслуживал благосклонность Небес. Именно по­добное мнение порождало гневные и возмущенные восклицания фарисеев: „Он принимает грешников!" Они полагали, что Христос должен был позволять при­ближаться к Себе лишь тем, кто покаялся. Но притчей о потерянной овце Христос учит, что спасение прихо­дит не благодаря нашему поиску Бога, но благодаря тому, что Бог ищет нас. „Нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути" (Рим. 3:11, 12). Не мы раскаиваемся для того, чтобы Бог мог любить нас, но Он открывает нам Свою любовь для того, чтобы мы могли покаяться" (Наглядные у роки Христа, с. 189).

Итак, после того как мы приходим ко Христу, мы, видя Его любовь к нам, осознаем пагубный характер греха, и таким образом в нас появляется желание при­нять Его дар покаяния.

Покаяние — это не то, что производим мы, хотя оно и совершается нами! Покаяние — не наше действие, это работа Божья в нас. Но оно должно иметь место преж­де, чем будет даровано прощение. А если покаяние предшествует прощению, то оно предшествует и оправ­данию. "Тех, кого Христос прощает, Он прежде приво­дит к покаянию" (Нагорная проповедь Христа, с. 7). Из Деян. 2:38 явствует, что покаяние должно произойти прежде прощения. "Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для про­щения грехов".

Порой люди ставят под сомнение необходимость такого тщательного разбора каждого шага на пути к спасению. Это делается, безусловно, не для того, что­бы вы могли знать последовательность своих дей­ствий, вычеркивать каждый пункт по мере продвиже­ния вперед и намечать, что делать дальше. Дело в том, что враг Бога и человека пытается ввести нас в заб­луждение на каждом шагу, что может возводить пре­грады между нами и Богом. Если мы считаем, что дол­жны вырабатывать праведность, или веру, или покор­ность, или покаяние, или послушание, или любой из прочих даров, которые Бог безвозмездно предлагает нам, мы можем упустить из виду саму необходимость прийти к Нему. А прийти к Нему — это единственный способ получить Его дары.

Многие события на пути ко Христу, такие, как по­каяние, новое рождение, прощение, оправдание, про­исходят практически одновременно. Мы выделяем каждое из них для того, чтобы выяснить, что является нашей работой, а что — работой Божьей, что здесь причина, а что следствие.

В Послании к Римлянам 2:4апостол Павел пишет, что благость Божья ведет нас к покаянию. Мы не можем произвести покаяние, но мы можем принять решение читать Его Слово или внимать речи проповедника — это те средства, через которые благость Божья воздей­ствует на нас. Мы не можем произвести покаяние, но мы можем прийти к Богу. Мы не можем самостоятель­но вызвать у себя искреннее сожаление о грехе; мы не можем оставить грех своими силами. Но мы можем искать Господа, чтобы Он дал нам и то, и другое. Бог рад помочь тем, кто не может помочь себе сам.