Глава 6
Прежде
чем мы примемся за 9-ю главу Книги Даниила, давайте вспомним о том, что 2-я
глава Книги Даниила состояла из пророческого сновидения и его полного объяснения,
7-я глава — из пророческого видения и также его полного объяснения, а 8-я глава
— из видения и его частичного объяснения. Значение символов «овен», «козел» и
«маленький рог» было полностью раскрыто. Единственное, что осталось без
разъяснения, — это часть видения, касающаяся очищения святилища, — о 2300
вечерах и утрах.
Девятая глава Книги Даниила, однако,
содержит не видение, а только объяснение (в конце главы).
Итак, мы имеем следующее:
2-я глава Книги Даниила — сон и его
истолкование;
7-я глава Книги
Даниила — видение и его полное истолкование;
8-я глава Книги Даниила
— видение и его частичное объяснение;
9-я глава Книги
Даниила — только истолкование. Что же объясняет 9-я глава Книги Даниила?
Большая часть главы состоит из молитвы Даниила об освобождении Израиля. Эта
молитва — исповедь, покаяние, мольба о прощении. «Господи Боже великий и дивный,
хранящий завет и милость любящим Тебя и соблюдающим повеления Твои! Согрешили
мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от
заповедей Твоих и от постановлений Твоих» (ст.
4, 5). Молитва — это просьба к Богу: «Да отвратится гнев Твой и негодование
Твое от града Твоего, Иерусалима, от святой горы Твоей; ибо за грехи наши и
беззакония отцов наших Иерусалим и народ Твой в поругании у всех,
окружающих нас» (cm. 16). Важным в
отношении этой молитвы является то, что Даниил не просил в ней объяснения происходящему.
Он нигде не спрашивал Бога: «Почему это произошло?» — потому что знал причину.
«Ибо за грехи наши и беззакония отцов наших Иерусалим и народ Твой в поругании
у всех, окружающих нас» (ст. 16).
Он не задает
вопросов в молитве, не ищет объяснений. В последний раз в конце 8-й главы мы
видели, что Даниил кое-что не понял. Это «кое-что» касалось видения об очищении
святилища. Что же происходит после этого?
«Когда я еще продолжал
молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев,
коснулся меня около времени вечерней жертвы» (ст. 9:21).
Кто прилетел к нему?
Архангел Гавриил. В последний раз мы видели его в 8-й главе Книги Даниила. И
действительно, пророк Даниил вновь возвращается к видению, где он встретился с
Гавриилом, которому было сказано: «Объясни ему это видение!» (Дан 8:16). Однако в 8-й главе Гавриил
не закончил разъяснение этого видения.
В этой связи будет
очень полезно обратиться к тексту древнееврейского оригинала, где в 8-й и 9-й
главах употребляются два слова, переведенные как «видение».
«В третий год
царствования Валтасара царя явилось мне, Даниилу, видение [древнеевр. Хазон] после того, которое явилось мне
прежде» (Дан. 8:1). Следующий стих
говорит: «Поднял я глаза мои и увидел [хазон] (в русском переводе написано
«видел я в видении». — Примеч. пер.)».
Слово хазон относится к видению 8-й
главы в целом.
Когда же Даниил
упоминает часть видения, относящуюся к периоду 2300 дней и очищению святилища,
то употребляет другое слово. «Видение [древнеевр. Марех] же о вечере и утре, о котором сказано, истинно, но ты сокрой
это видение, ибо оно относится к отдаленным временам. И я, Даниил, изнемог и
болел несколько дней; потом встал и начал заниматься царскими делами; я изумлен
был видением сим и не понимал его» (ст.
26, 27).
Слово марех происходит от еврейского корня раах, означающего «видеть». Иногда оно
переводится как «явление».
В любом случае в 8-й главе Книги
Даниила для описания видения используются два разных слова — хазон, относящееся ко всему видению в
целом, и марех, особо относящееся к
той части видения, где говорится о 2300 днях. Эти же два слова мы находим и в
9-й главе Книги Даниила.
«Когда я еще продолжал молитву, муж
Гавриил, которого я видел прежде в видении [хазон]... вразумлял меня, говорил
со мною и сказал: "Даниил! теперь я исшел, чтобы научить тебя
разумению"» (ст. 21,22).
Здесь пророк Даниил вновь упоминает
Гавриила — ангела, которого он видел в видении [хазон], или во всем видении
предыдущей главы. Вспомните также, что в своей молитве Даниил не просит, чтобы
Бог дал ему «разумение». Последний раз, когда оно было ему нужно, — это в 8-й
главе, где говорилось о периоде в 2300 дней. А теперь, в 9-й главе, Гавриил
обещает дать ему «разумение».
Обратите внимание теперь на ту часть
видения 8-й главы, на которую указывает Гавриил в этом стихе. «В начале
моления твоего вышло слово, и я пришел возвестить его тебе, ибо ты — муж желаний; итак вникни в слово и уразумей
видение [марех]» (ст. 23).
Какое видение [марех]7 Очевидно, то самое «марех» — о 2300 днях предыдущей главы,
значение которого он не понял. Это не может быть не чем иным, кроме
упоминавшегося в восьмой главе «марех» о 2300 днях.
В 8-й и 9-й главах присутствует один
ангел, который объясняет значение видения. Как только Гавриил появляется снова
(уже в 9-й главе), Даниил вновь возвращается к предыдущему видению. Гавриил
обещает пророку дать «разумение», а единственное, что он не понял раньше, касалось
«марех» о 2300 днях. Тогда-то ангел особо указывает ему на это «марех» и
побуждает его «вникнуть... и уразуметь» его.
Ясно, что Гавриил прибыл для того,
чтобы дать недостающие объяснения о периоде в 2300 «вечеров и утр», потому что
только это не было разъяснено в предыдущей, 8-й главе.
А какое это пророчество — видение
(«марех») в Дан. 8:14? «На две тысячи триста вечеров и утр; и тогда
святилище очистится».
Это хронологическое пророчество, то есть пророчество, определяющее временные рамки
для каких-либо событий.
Что же говорит
пророку архангел Гавриил в 9-й главе Книги Даниила, после того как вновь
обращает внимание Даниила на пророчество о 2300 днях? «Семьдесят седьмин
определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было
преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена
была правда вечная и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый
святых» (ст. 24). Семьдесят седмин?
Какой это вид пророчества? Конечно, это хронологическое пророчество, как и
«марех», к которому оно относится!
Существует более
глубокая связь между этими двумя главами, но мы рассмотрим ее во второй части
этой книги. Сейчас самое важное — увидеть, что разъяснение, данное в 9-й главе,
относится к части видения о 2300 пророческих днях — того самого «марех» (в 8-й
главе), которое Гавриил не объяснил раньше.
Давайте теперь взглянем на само
истолкование. Первая строка его начинается так: «Семьдесят седьмин определены
для народа твоего». Противники нашего учения возражают, что правильный перевод
этого места — «семьдесят недель определены». Адвентисты заявляют, что буквальное
значение основного слова «чатак» означает «отрезать», и поэтому эти семьдесят
недель «отрезаны» от 2300 дней. Какой же перевод более точный?
К сожалению, слово «чатак» в Библии
нигде больше не используется, поэтому мы не можем сравнить, как оно
употреблялось в других случаях. Существуют иные, более распространенные слова,
такие, как, например, «определенный», «назначенный», однако по какой-то
причине Даниил не использует ни одно из них, но употребляет именно это более
редкое слово.
Хотя «чатак» в Библии нигде больше и не
встречается, однако оно много раз появляется в Мишне, еврейском библейском
комментарии, составленном в первых пяти столетиях после Рождества Христова.
Язык, на котором написан этот комментарий, не будучи полностью идентичным с
еврейским, на котором
написана Библия, все же весьма схож с ним, и из двенадцати раз, где
используется глагол «чатак», в десяти случаях он относится к отделению части
животных согласно законам о пище. Из девятнадцати раз, когда слово «чатак»
используется как существительное, только однажды оно употребляется в смысле
«указ», «определение». В остальных восемнадцати случаях оно буквально
означает «то, которое отсечено».
Указатель Стронга определяет корень
этого слова от «отсекать». В переводе Уайтинга это слово переведено как
«отрезан». Гезениус, идеографолог классического иврита, определяет его как
глагол «отрезать». Халдейско-ивритский словарь Стоциуса определяет его как
«резать, отрезать, разрезать на части, вырезать или запечатлевать, отсекать».
Самые древние варианты Вульгаты и Септуагинты определяют это слово как
«отрезанный». Греческий богословский перевод Книги Даниила определяет слово
«чатак» как «отрезанный». Вы должны понять суть:
точный его перевод —
«отрезан». Пророчество о «семидесяти неделях», таким образом, является
«отрезанным». Оно должно быть отрезанным от чего-либо, и единственно, от чего
его можно «отрезать», это от большого пророчества о 2300 днях (в предыдущем
видении, на которое и указывал Даниилу архангел).
Давайте разберемся с пророчеством о 70
неделях. Много было написано о нем в адвентистской литературе, и поэтому нам
это должно быть знакомо. «Семьдесят седьмин определены [отрезаны] для народа
твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны
были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная и
запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых» (ст. 24).
Истолкование видения начинается с
периода семидесяти недель, данных Израилю для достижения определенных целей.
Здесь мы также применяем принцип «день за год», и во второй части книги мы
продемонстрируем, почему этот принцип должен использоваться в данном случае
(иначе это пророчество не будет иметь смысла). Если мы принимаем день за год,
семьдесят седмин превращаются в 490 дней, или
лет. Итак, в этом
пророчестве евреям дано 490 лет, для того чтобы подвести определенные итоги.
Взгляните на схему:
Но вот вопрос — откуда отрезаны 490 лет?
«Итак знай и разумей:
с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа
Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в
трудные времена» (ст. 25).
Этот текст дает
отправную точку пророчества, которое гласит, что от «постановления о
восстановлении Иерусалима до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины»,
или 69 недель. Итак, используя принцип «день за год», получаем, что от времени
выхода постановления о строительстве и восстановлении Иерусалима, разрушенного
вавилонскими завоевателями, до Мессии, который, как мы знаем, есть Иисус
Христос, пройдет 69 пророческих недель, или 483 года. Вот то, о чем говорится в
этом стихе, — от времени выхода постановления о восстановлении Иерусалима до
Иисуса Христа, Мессии, пройдет 483 года.
Какое повеление о восстановлении
Иерусалима? Многие исследователи Библии, включая тех, кто не является
адвентистами, относят этот указ «на седьмой год царя Артаксеркса» (Езд. 7:7).
Согласуясь с этой
датой, упоминаемый срок начинается в период Мидо-Персидского царства, так же,
как видение 8-й главы Книги Даниила начинается с Мидо-Персии. В этом
заключается другая причина, почему 8-я глава Книги Даниила не начинается с
Вавилонской империи: Бог хотел подчеркнуть, что Мидо-Персия — это точка отсчета
пророчеств 8-й и 9-й глав Книги Даниила.
Когда
началось царствование Артаксеркса? Большие споры в ученом мире о седьмом годе
царствования Артаксеркса заключаются в определении его либо как 457 года, либо
как 458 года до Р.Х. Одни считают, что это 457 год, другие — 458-й, в зависимости
от того, какой календарь, по их мнению, использовали древние евреи. В 7-й главе
«Хронологии Книги Ездры» авторы Хорн и Вуд, используя множество древних
источников, убедительно доказали, что евреи использовали календарь типа
«осень-осень» для отсчета времени царствования Артаксеркса, относя, таким
образом, седьмой год царствования на 457 год. Действительно, они установили эту
дату, и даже в настоящее время многие ученые-неадвентисты принимают 457 год
как дату седьмого года царствования Артаксеркса, используя аналогичный
еврейский календарь.
Если мы прибавим 483
года к 457 году до Р.Х., то получим 27 г. по Р.Х. Помните при этом, что мы
используем календарь, где нет нулевого года, как в ряду натуральных чисел: -3,
-2, -1, 0, 1, 2, 3. Это приводит нас к дате 27 г. по
Р.Х.,
а не 26 г., как бы мы получили при наличии «нулевого года» в календаре.
Именно
поэтому от момента выхода повеления о восстановлении Иерусалима (457 г. до
Р.Х.) до Первого пришествия Христа (27 г. по Р.Х.) пройдет 483 года. Известно,
что в 27 году по Р.Х. Иисус был крещен, а затем Он начал Свое служение.
Следующий
текст гласит: «И по истечении шестидесяти двух седьмин предан будет смерти
Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который
придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут
опустошения» (cm. 26).
На
иврите этот текст звучит так: «После шестидесяти девяти недель Мессия будет
предан смерти». Этот период оканчивается в 27 году по Р.Х. Когда-то, после 27
года по Р.Х., в интервале 7 лет, которые составляют седьмую неделю, должен был
быть предан смерти Мессия, и это, как мы знаем, произошло.
Последний
текст этой главы особо относится к последней из семидесяти пророческих недель («седмин»):
«И утвердит завет для многих одна седьмина, а в половине
седьмины
прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища
будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет
опустошителя» (сот. 27).
В этом
тексте говорится, что в середине последней «седьмины», или семи лет, Христос
прекратит жертвы и приношения. В середине последней недели, что означает через
3,5 года, в 31 году по Р.Х., как мы знаем, был распят Христос (см. схему). С
этого момента вся система жертвоприношений утратила какое-либо значение. Хотя
иудеи и продолжали более сорока лет после этого приносить жертвы, но они
ничего не значили для Бога. Когда иудейские вожди в 34 г. по Р.Х. убили
Стефана, то «утвердила завет со многими одна седьмина». Действительно, эта
смерть запечатлела официальное отвержение Израилем Иисуса Христа, прекратив,
таким образом, особые отношения с Богом, которые Израиль имел как избранный
народ в течение веков. Конец особым отношениям Израиля с Богом наступил в 34
г. по Р.Х., в последний год пророчества о 70 седминах.
И
опять, возвращаясь к пророчеству о семидесяти седминах, изучим его в деталях.
Церковь проводила множество исследований по 9-й главе Книги Даниила, и мы все с
ними знакомы. Теперь, однако, необходимо увидеть, что пророчество о 70
неделях, в отличие от пророчества о 2300 днях ( в той мере, как мы его
изучили), имеет начало и конец. Начало его было в 457 г. до Р.Х., а конец — в
34 г. по Р.Х.
Сделаем
краткий обзор: мы убедились, что единственной частью видения, не истолкованной
Гавриилом в 8-й главе Книги Даниила, было пророчество о 2300 днях. В 9-й главе
не записано никакого видения, а есть только истолкование. Гавриил — тот же
самый ангел, который
разъяснял
видение в 8-й главе, является Даниилу и предлагает ему объяснение (а
единственное, что, как мы заметили, требовало объяснений, так это часть
видения в 8-й главе о 2300 «вечерах и утрах»). Тогда, в 8-й главе, Гавриил
особо указывает на видение («марех») о 2300 днях, хронологическом пророчестве,
и затем дает ему другое хронологическое пророчество о «семидесяти седьминах»,
которые, по его словам, «отрезаны». Очевидно, что этот период должен быть
отрезан от 2300 дней.
Здесь
мы имеем дело с двумя отрезками времени: более длительным в 2300 пророческих
дней, который сам по себе не имеет начальной и конечной точек, и более коротким,
в 70 пророческих недель, имеющим определенную начальную и конечную точку.
Эти 70 недель, начавшиеся в 457 году до Р.Х., «отрезаны» от 2300 дней. Кто-то
однажды сказал мне: «Я понимаю, что 70 недель отрезаны от 2300 дней, но почему
мы отрезали их от начала этого периода, а не от конца?» Схема внизу показывает,
что произойдет, если мы «отрежем» 70 недель не от начала, а от конца периода в
2300 пророческих дней.
В связи с такой интерпретацией возникают две большие проблемы: первая —
2300 лет оканчиваются в 34 г. по
Р.Х.,
полагая, таким образом, начало его в 2267 г. до Р.Х. (дата, весьма далекая от того,
что мы изучили до сих пор). Мы видели, что Вавилон — это государство, в эпоху
существования которого начинается отсчет времени изучаемого пророческого
видения. Если мы отделим 70 недель от конечного отрезка периода 2300 лет, то
начало его будет на 1600 лет раньше Вавилонского государства и совершенно вне
всяких границ, с которыми мы имеем дело в этих пророчествах.
Однако
куда важнее то, что, «отрезав» его от конечной части более длительного периода,
мы получим, что очищение святилища произошло в 34 году после Р.Х. А нам точно
известно, что очищение святилища должно наступить после прошествия 1260 лет
власти «маленького рога», которая окончилась в 1798 г. Дата 34 г. по Р.Х. не
соответствует времени очищения святилища. Вдобавок Даниил три раза повторяет,
что видение в 8-й главе относится к концу времени, а 34 г. по Р.Х. даже близко
не подходит к этому определению.
Тогда
единственной альтернативой будет отложить отрезок в 70 недель от другой точки —
от начала периода 2300 лет.
Посмотрите, что получилось!
Если вы начнете с первых 490 из 2300 лет (используя принцип день за год) и подойдете
к 34 г. по Р.Х., а затем добавите остающиеся от 2300 лет 1810, то получите дату
— 1844 год!
Если вы добавите
2300 лет непосредственно к 457 году до Р.Х. (не забудьте вычесть нулевой
календарный год), вы тоже получите 1844!
Каким
бы способом вы ни пытались что-либо делать с этими отрезками времени, дата
будет одна — 1844 год! Обратите внимание, что дата 1844 год соответствует нашим
критериям следственного суда:
1)
это время после распятия Христа;
2)
это время после 1798 года;
3)
это время до Второго пришествия Христа. Необходимо понять, что адвентисты не
были единственными, кто связывал пророчество о 2300 днях 8-й главы Книги Даниила
с периодом в 70 недель 9-й главы. Многочисленные исследователи в разное время
связывали их между собой. Например, епископ Даниил Уилсон (1778 — 1858) в 1853
году писал: «Поэтому семьдесят недель начинаются с выхода постановления, и с
этого же времени начинается и период 2300 дней, потому что оба видения
относятся к одному и тому же»1. Уилсон относил дату окончания периода
2300 дней на 1847 год.
Даже если кто-то и
захочет оспорить дату 457 г. до Р.Х., то не сможет далеко отойти от нее, потому
что это пророчество основано на Иисусе Христе. Если кто-нибудь использовал бы
другие даты, отличавшиеся на несколько лет, как это делал Уилсон, он все равно
подошел бы к дате очищения святилища в районе 1840-х годов. Если бы кто-то
начал с точки отсчета 70 пророческих недель, отличающейся на тридцать, сорок,
пятьдесят или сто лет от 457 года до Р.Х., он должен был бы перенести сроки
жизни Иисуса Христа с того времени, когда, как известно. Он жил. Жизнь Иисуса
Христа есть наша гарантия в истинности истолкования этого пророчества. Она
дает основание, которое стоит так же непоколебимо, как и Сам Иисус Христос.
Вернитесь к началу
этой книги и вместе с Библией изучите последовательность царств во 2-й главе
Книги Даниила. Затем изучите главу, в которой исследуется 7-я глава Книги
Даниила и последовательность событий. Тщательно рассмотрите характерные
признаки «маленького рога», исторически определенного до 1798 г.
Убедитесь сами, что
суд, описанный в 7-й главе Книги Даниила, должен произойти после окончания
времени «маленького рога». Проследите последовательность событий в 8-й главе
Книги Даниила, включая очищение святилища, которое происходит по окончании
владычества «маленького рога».
Еще раз посмотрите
на схемы, показывающие, что суд на небе и очищение святилища — параллельные
события, и они должны произойти после 1798 г. Это сходство является решающим.
Убедитесь, что в 8-й
главе Книги Даниила видение («марех») о 2300 днях не объясняется, а потом
посмотрите на связующие факты между 8-й и 9-й главами. Тот же ангел, истолковывавший
Даниилу видения, возвращает его мысли назад, к предыдущему видению, и, в
частности, к видению («марех») о 2300 днях — хронологическому пророчеству, и
обещает дать разъяснения по этому вопросу. Далее, он дает Даниилу еще одно
небольшое хронологическое пророчество и говорит, что оно «отрезано».
Внимательно разберите это, пока не убедитесь, что единственное место, откуда
оно может быть «отрезано», — это начало периода «2300 вечеров и утр».
Изучите пророчество
о семидесяти седминах. Посмотрите, как начинается пророческое видение о 2300
днях, а затем исследуйте его, пока не убедитесь, что этот период должен
закончиться в 1844 году. Прочитайте первую часть этой книги несколько раз,
параллельно с Библией, пока вы самостоятельно не сможете понять данную
проблему.
До тех пор пока вы
сами не сможете дать объяснения, вы не поймете ее до конца. Решающим
обстоятельством является следующее: пророчество о семидесяти седминах,
бесспорно, наиболее убедительное мессианское предсказание в Библии. Вне всяких
сомнений, оно доказывает, что Иисус Христос — Мессия.
Никакое другое пророчество не было так
тщательно изучено, ни одно так не оспаривалось, не казалось настолько
противоречивым. Ясно одно — оно в большей мере, чем какое-либо другое
пророчество, доказывает, что Иисус есть Мессия. И все же наиболее важное и
убедительное пророчество о семидесяти седминах — это лишь часть пророчества о
2300 «вечерах и утрах»! Поэтому очевидно, что пророчество о 2300 днях должно
быть чрезвычайно важным, раз оно так тесно связано с таким важным пророчеством,
как пророчество о семидесяти седминах.
Вспомните еще, что древний Израиль не
был готов к Первому пришествию Христа, потому что, среди других причин, его
народ не понял первой части пророчества о 2300 «вечерах и утрах» — о тех
семидесяти седминах, которые были для их времени насущной истиной. Мы сами
можем остаться неподготовленными ко Второму пришествию Христа из-за того, что,
среди других причин, мы не понимаем второй части пророчества о 2300 днях — об
очищении святилища, которая является насущной истиной для нашего времени.
1 LeRoy
Froom, The Prophetic Faith of Our Fathers, vol. Ill, p. 620.