Глава 51

Духовное возрождение

Прибытие Ездры в Иерусалим было весьма своевременным, поскольку там ощущалась острая нужда в его присутствии Его приход принес ободрение и надежду сердцам тех, кто на про­тяжении долгого времени трудился в тяжелых условиях С тех пор как более семидесяти лет назад возвратились первые плен­ники под предводительством Зоровавеля и Иисуса, сына Иоседекова, немало было сделано — восстановили храм, частично возвели стены города. Однако многое оставалось незаконченным.

Среди вернувшихся в Иерусалим в прежние годы были люди, верные истинному Богу всю свою жизнь, но значительное число их детей и внуков забыли святость закона Божьего. Открыто грешили даже некоторые мужи, на которых возлагались свя­щенные обязанности. Это во многом сводило на нет усилия тех, кто пытался продвинуть работу Божию, и до тех пор, пока вопию­щее нарушение закона Божьего осталось ненаказанным, благо­словения Неба не могли излиться на народ.

В Своем провидении Бог допустил, чтобы возвратившиеся вместе с Ездрой испытали то, что побудило бы их взыскать Господа. Пережитое ими во время путешествия из Вавилона, когда они были лишены всякой человеческой защиты, духовно обогатило их. Многие утвердились в вере и, оказавшись среди своих равнодушных и разочарованных соотечественников, жи­вущих в Иерусалиме, сильно повлияли на них, что явилось мощным толчком к преобразованиям, происшедшим вскоре после их возвращения.

На четвертый день после прибытия казначеи сдали служи­телям храма серебро, золото и сосуды для служения в святилище. Это было сделано с величайшей точностью в присутствии сви­детелей. Все проверялось «счетом и весом» (Езд 8:34).

Дети изгнания, возвратившиеся вместе с Ездрой, «принесли во всесожжение Богу Израилеву» жертву за грех, в знак своей признательности и благодарности за опеку святых ангелов во время путешествия. «И отдали царские повеления царским сатрапам и заречным областеначальникам, и они почтили народ и дом Божий» (стихи 35, 36).

Вскоре после этого к Ездре пришли несколько израильских начальников с серьезной жалобой, что некоторые «из народа израильского и священников и левитов» до такой степени пре­небрегли законами Иеговы, что вступили в брачный союз с языч­никами. Они «взяли дочерей их за себя и за сыновей своих, — рассказали они Ездре, — и смешалось семя святое с народами иноплеменными; и притом рука знатнейших и главнейших была в сем беззаконии первою» (Езд 9:1, 2).

Рассмотрев причины богоотступничества, которые привели к вавилонскому пленению, Ездра понял, что основной из них являлось именно смешение Израиля с языческими народами. Он понимал, что если бы Израиль повиновался повелениям Господним и держался в стороне от окружающих народов, то был бы избавлен от многочисленных унижений и страданий. И теперь, когда Ездра узнал, что, невзирая на прошлое, знатные люди осмелились нарушить законы, данные как защита против богоотступничества, сильное возмущение охватило его. Он поду­мал о благости Бога, позволившего Своему народу снова обос­новаться в родной земле, и праведный гнев и скорбь объяли его душу при виде их неблагодарности. «Услышав это слово, — говорит Ездра, — я разодрал нижнюю и верхнюю одежду мою, и рвал волосы на голове моей и на бороде моей, и сидел печаль­ный.

Тогда собрались ко мне все, убоявшиеся слов Бога Израилева по причине преступления переселенцев, и я сидел в печали до вечерней жертвы» (стихи 3, 4).

Во время вечерней жертвы Ездра поднялся и в разодранной нижней и верхней одежде пал на колени и излил все свое горе перед Небом. Простерев руки к Господу, он воскликнул: «Боже мой! стыжусь и боюсь поднять лице мое к Тебе, Боже мой, потому что беззакония наши стали выше головы, и вина наша возросла до небес.

Со дней отцов наших, — продолжал молиться он, — мы в ве­ликой вине до сего дня; и за беззакония наши преданы были мы, цари наши, священники наши, в руки царей иноземных, под меч, в плен и на разграбление и на посрамление, как это и ныне. И вот, по малом времени, даровано нам помилование от Господа, Бога нашего, и Он оставил у нас несколько уцелевших, и дал нам утвердиться на месте святыни Его, и просветил глаза наши Бог наш, и дал нам ожить немного в рабстве нашем. Мы рабы; но и в рабстве нашем не оставил нас Бог наш. И склонил Он к нам милость царей Персидских, чтоб они дали нам ожить, воздвиг­нуть дом Бога нашего и восстановить его из развалин его, и дали нам ограждение в Иудее и в Иерусалиме.

И ныне, что скажем мы. Боже наш, после этого? Ибо мы отступили от заповеден Твоих, которые заповедал Ты чрез рабов Твоих пророков... и после всего, постигшего нас за худые дела наши и за великую вину нашу, — ибо Ты, Боже наш, пощадил нас не по мере беззакония нашего и дал нам такое избавление, — неужели мы опять будем нарушать заповеди Твои и вступать в родство с этими отвратительными народами? Не прогневаешься ли Ты на нас даже до истребления нас, так что не будет уцелев­ших и не будет спасения? Господи, Боже Израилев! Праведен Ты. Ибо мы остались уцелевшими до сего дня; и вот мы в беззакониях наших пред лицем Твоим, хотя после этого не надлежало бы нам стоять пред лицем Твоим» (стихи 6—15).

Скорбь Ездры и его помощников по поводу беззакония, незаметно прокравшегося в самое сердце работы Божьей, вызвала раскаяние. Многие согрешившие были глубоко тронуты. «Народ много плакал» (Езд. 10:1). Довольно ясно они начали понимать мерзость греха и отвращение, которое испытывает к нему Бог. Они постигли святость закона, изреченного на Синае, и многие трепетали при мысли о своих беззакониях.

Один из присутствующих, по имени Шехания. признал справедливость всего сказанного Ездрой. «Мы сделали преступ­ление пред Богом нашим, — исповедался он, — что взяли себе жен иноплеменных из народов земли: но есть еще надежда для Израиля в этом деле». Шехания предложил всем согрешившим заключить завет с Богом, чтобы Он простил их грех и им был вынесен приговор «по закону!» «Встань! — повелел он Ездре, — потому что это твое дело, и мы с тобою: ободрись и действуй! И встал Ездра, и велел начальствующим над священниками, левитами и всем Израилем дать клятву, что они сделают так» (стихи 2—5).

Это и положило начало великой преобразовательной работе. С необыкновенным терпением, чуткостью и заботой о правах и благополучии каждого человека Ездра и его помощники ста­рались вывести раскаявшийся Израиль на правильный путь. Помимо всего прочего Ездра был еще и учителем закона, и, лично занимаясь каждым делом, он стремился, чтобы народ познал святость этого закона и те благословения, которые можно полу­чить, соблюдая его.

Где бы ни трудился Ездра, везде наблюдалось оживление в изучении Священного Писания. Были назначены учителя для обучения народа; закон Божий был возвеличен и прославлен. Изучались книги пророков; и слова, предсказывающие пришест­вие Мессии, давали надежду и утешение многим обездоленным и разбитым сердцам.

Более двух тысяч лет прошло с тех пор, как Ездра «рас­положил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень и исполнять его» (Езд. 7:10), однако время не умалило влияние его благочестивого примера. На протяжении веков повествование о его самоотверженной жизни вдохновляло многих «изучать закон Господень и исполнять его».

Ездрой руководили возвышенные и святые побуждения, и все, что бы он ни делал, он делал из чувства глубокой любви к лю­дям. Милосердное и чуткое отношение Ездры к согрешившим — намеренно или по неведению — может послужить уроком для тех, кто занимается преобразовательной работой. Слуги Божьи должны оставаться твердыми как скала, если затрагиваются принципы истины, но в то же время им необходимо проявлять сострадание и долготерпение. Подобно Ездре им следует настав­лять нарушителей закона, напоминая о принципах справед­ливости.

В нашем столетии, когда сатана, прибегая к всевозможным средствам, старается ослепить людей, чтобы они не обращали внимания на требования закона Божьего, ощущается нужда в мужах, которые побудили бы многих благоговеть «пред запо­ведями Бога нашего» (Езд. 10:3). Миру нужны истинные рефор­маторы, которые направили бы беззаконников к великому Законодателю и научили их, что «закон Господа совершен, укрепляет душу» (Пс. 18:8). Миру нужны мужи, которые бы основательно знали Священное Писание; мужи, каждое слово и дело которых возвышало бы закон Иеговы; мужи, которые укрепляли бы веру. О, какая острая нужда в учителях, которые обладали бы умением внушать людям уважение и любовь к Библии!

Беззаконие царит сегодня повсюду в основном из-за того, что Писание не изучается и люди не живут согласно его принципам; ибо, отвергая Слово Божье, человек тем самым отвергает и его силу, сдерживающую дурные наклонности сердца. Люди сеют тление и пожинают смерть.

Вместе с отвержением Библии проявляется и отвержение закона Божьего. Учение, что люди свободны от повиновения Божественным постановлениям, ослабило силу морального долга и открыло широкие врата беззаконию, наводнившему мир. Без­законие, распущенность и коррупция захлестнули мир подобно водам потопа. Повсюду мы видим зависть, подозрение, лице­мерие, отчужденность, соперничество, раздоры, измену священ­ным истинам, удовлетворение похоти. Вся система религиозных принципов и учений, которые должны были бы создать основу и структуру социальной жизни, подобна зыбкому каркасу, гото­вому развалиться на части.

В последние дни истории нашей земли все еще раздается голос, прозвучавший некогда с Синая: «Да не будет у тебя других богов» (Исх. 20:3). Человек противопоставил свою волю воле Божьей, но заставить эту заповедь молчать он не в силах. Чело­веческий разум не в состоянии уклониться от подчинения высшей силе. Теории и различные умозрения могут увеличиваться в числе; люди могут пытаться настроить науку против Божест­венного откровения и таким образом устранить закон Божий, но все громче и громче звучит повеление: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10).

Не существует ничего, что могло бы ослабить или утвердить закон Иеговы. Он неизменен в вечности. Он всегда был и всегда будет святым, справедливым, добрым и совершенным. Он не мо­жет быть ни отменен, ни изменен. «Возвеличить» или «обесчес­тить» — это только людские разговоры.

Последняя великая битва истины и заблуждения произойдет между заповедями Иеговы и человеческими законами. Мы теперь уже начинаем принимать участие в этой битве — битве не между церквами, борющимися за первенство, но между религией Библии и религией небылиц и преданий. Силы, соединившиеся в борьбе против истины, сегодня действуют все активнее. Святое Слово Божье, которое дошло до нас ценой страданий и кровопролития, очень мало ценится. Только немногие действительно восприняли его как правило жизни. Вызывающее тревогу неверие господст­вует не только в мире, но и в церкви. Некоторые дошли до того, что отрицают доктрины, являющиеся столпами христианской веры. Величайшие факты творения, описанные вдохновленными Богом писателями, падение человека, искупление, вечность за­кона — все это практически отвергается большей частью христианского мира. Тысячи людей, гордящихся своими знаниями, считают полное доверие Библии признаком невежественности, а умение находить недостатки в Писании, спиритуализировать и превратно истолковывать его важнейшие истины — признаком учености.

Христианам необходимо готовиться к тому, что вскоре самым неожиданным образом случится с миром, и это приготовление должно заключаться в тщательном изучении Слова Божьего и в упорном стремлении жить согласно его принципам. Вечность тре­бует от нас большего, чем религии воображений, религии слов и формы, где истина обитает лишь на поверхности. Бог призывает к возрождению и преобразованию. С кафедры должны раздаваться слова Библии, и только Библии. Но Библию лишили ее силы, и это сказывается низким уровнем духовной жизни. Во многих современных проповедях не ощущается Божественной силы, спо­собной пробудить совесть и дать жизнь душе. Слушатели не могут сказать: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» (Лк. 24:32). Но как много тех, кто вопиет о живом Боге, в пылкой надежде ощутить божественное присутствие. Пусть слово Бога говорит к их серд­цам. Пусть те кто до сих пор слышал только предания и человеческие толкования и изречения, услышат голос Того, кто может возродить душу для новой жизни.

Патриархи и пророки несли великий свет. Какие чудесные истины были сказаны о Сионе, граде Божьем. Бог желает, чтобы этот свет сиял и сегодня через Его последователей. Если святые мужи Ветхого Завета так ярко свидетельствовали о своей верности, то разве не должны те, над кем сияет свет, ставший более ярким и много столетий, нести более сильное свидетельство о силе истины? Слава пророчеств проливает свет и на наш путь. Про­образ встретился с действительностью в смерти Сына Божьего. Христос воскрес из мертвых, провозгласив над пустой гробницей: «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин. 11:25). Он послал в мир Своего Духа, чтобы напомнить нам обо всем этом. Посредством Своей чудесной силы Он сохранял Свое записанное Слово на протяже­нии всех веков.

Реформаторы, благодаря которым мы называемся протес­тантами, чувствовали, что Бог призвал их дать миру свет Еван­гелия, и, стремясь сделать это, они были готовы пожертвовать своим состоянием, свободой и даже жизнью. Евангелие возве­щалось всюду, несмотря на гонения и смерть. Слово Божье было дано народу, и все сословия общества — знатные и простолю­дины, богатые и бедные, ученые и невежды — с интересом изучали его. Настолько ли мы, участники последнего сражения великой борьбы, верны нашему долгу, как реформаторы были верны своему?

«Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание... пригласите старцев, соберите отроков... между притвором и жертвенником да плачут священники, служители Господни, и говорят: «пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание». «Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии. Кто знает, не сжалится ли Он и не оставит ли благословения?» (Иоил. 2:15—17, 12—14).

 


 

Hosted by uCoz