Глава 45

Возвращение из рабства

Появление армии Кира у стен Вавилона было для иудеев знамением приближающегося избавления от рабства. Более чем за сто лет до рождения Кира Бог упоминал его имя и побудил пророка записать то, что ему предстоит совершить, — неожиданно захватить Вавилон и подготовить путь для освобождения Его детей из рабства. Через пророка Исаию было сказано:

«Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы... чтобы отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись; Я пойду пред тобою, и горы уравняю, медные двери сокрушу, и запоры железные сломаю. И отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты познал, что Я Господь, называющий тебя по имени. Бог Израилев» (Ис. 45:1—3).

Неожиданное вторжение персидских войск в столицу Вави­лона по руслу реки, воды которой были отведены, а также через внутренние ворота, беспечно оставленные открытыми и без охраны, стало для иудеев убедительным доказательством точного исполнения пророчества Исаии о внезапном падении захватчиков. Это должно было явиться неоспоримым знамением того, что Бог управляет всеми делами народов для их пользы, ибо с проро­чеством, описывающим захват Вавилона и его падение, нераз­рывно связаны слова: «Который говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю Долю Мою и скажет Иерусалиму: «ты будешь построен!» и храму: "ты будешь основан!» «Я воздвиг его в правде, и уравняю все пути его. Он построит город Мой, и отпустит пленных Моих, не за выкуп и не за дары, говорит Господь Саваоф» (Ис. 44:28; 45:13).

Но это были не единственные пророчества, позволявшие пленникам надеяться на скорое избавление. Они имели доступ к писаниям Иеремии, в которых весьма определенно говорилось о том, когда возвратится Израиль из Вавилона. «И будет: когда исполнится семьдесят лет, накажу царя Вавилонского и тот народ, говорит Господь, за их нечестие, и землю Халдейскую, и сделаю ее вечною пустынею» (Иер. 25:12). В ответ на горячую молитву Бог явит Свою милость остатку Иуды. «И буду Я найден вами, говорит Господь, и возвращу вас из плена и соберу вас из всех народов и из всех мест, куда Я изгнал вас, говорит Господь, и возвращу вас в то место, откуда переселил вас» (Иер. 29:14).

Часто Даниил и его друзья размышляли над этими и подоб­ными пророчествами о намерениях Божьих относительно Его народа. И теперь, когда свершающиеся события говорили о том, что рука Божья управляет делами народов, Даниил особо обращал внимание на обетования, данные Израилю. Вера в пророческое слово помогла ему постичь то, что было предсказано авторам Священного Писания. «Ибо так говорит Господь: когда испол­нится вам в Вавилоне семьдесят лет, тогда Я посещу вас и ис­полню доброе слово Мое о вас, чтобы возвратить вас на место сие. Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду. И воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь Мне, и Я услышу вас; И взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем, вашим» (Стихи 10—13).

Незадолго до падения Вавилона, когда Даниил обдумывал эти пророчества и молился, чтобы Бог помог ему понять сроки, предсказанные в них, ему были посланы несколько видений о возвышении и падении царств. Первое видение, записанное в седьмой главе Книги Даниила, сопровождалось истолкованием, однако пророк не все понял. «Меня, Даниила, сильно смущали размышления мои, и лице мое изменилось на мне; но слово я сохранил в сердце моем» (Дан. 7:28).

Второе видение еще больше осветило грядущие события, и в конце его Даниил услышал «одного святого говорящего, и сказал этот святой кому-то вопрошавшему: «на сколько времени простирается это видение?» (Дан. 8:13). Последовавший ответ: «на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится» (Дан. 8:14) — привел его в недоумение. Он искренно желал знать значение этого видения. Неясно было, какая связь существует между семьюдесятью годами рабства, предсказанными пророком Иеремией, и периодом в две тысячи триста вечеров и утр, который, по словам небесного посланника, должен закончиться перед очищением Божьего святилища. Ангел Гавриил дал ему частич­ное объяснение, однако когда пророк услышал слова: «видение... относится к отдаленным временам», он потерял сознание. «И я, Даниил, изнемог и болел несколько дней; потом встал и начал заниматься царскими делами; я изумлен был видением сим и не понимал его» (стихи 26, 27).

По-прежнему обремененный заботами об Израиле, Даниил заново изучил пророчества Иеремии. Они были ясны — ясны настолько, что по свидетельствам, находившимся в книгах, он понял: «число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иеру­салима» (Дан. 9:2).

Твердо веря в непререкаемость пророческого слова, Даниил умолял Господа, чтобы скорее исполнились эти обетования. Он молил, чтобы было возвеличено Его имя. В своей молитве он и себя причислял к тем, кто отступил от намерений Божьих, и исповедал их грехи как свои личные.

«И обратил я лице мое к Господу Богу, — говорит пророк, — с молитвою и молением, в посте и вретище и пепеле, и молился я Господу Богу моему, и исповедывался» (стихи 3,4). Хотя Даниил долгое время служил Богу и Небо свидетельствовало о нем как «о желанном муже», все же теперь он предстал перед Богом как грешник, моля пощадить народ, который он так любил. Как красноречива была его молитва в своей простоте и искренности. Послушайте, как он молился:

«Молю Тебя, Господи Боже великий и дивный, хранящий завет и милость любящим Тебя и соблюдающим повеления Твои! Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих, и не слушали рабов Твоих, пророков, которые Твоим именем говорили царям нашим и вельможам нашим, и отцам нашим и всему народу страны.

У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд, как день сей, у каждого Иудея, у жителей Иерусалима и у всего Израиля, у ближних и дальних во всех странах, куда Ты изгнал их за от­ступление их, с каким они отступили от Тебя...

А у Господа Бога нашего милосердие и прощение, ибо мы возмутились против Него». «Господи! по всей правде Твоей да отвратится гнев Твой и негодование Твое от града Твоего, Иеруса­лима, от святой горы Твоей; ибо за грехи наши и беззакония отцов наших Иерусалим и народ Твой в поругании у всех, окружающих нас.

И ныне услыши, Боже наш, молитву раба твоего и моление его, и воззри светлым лицем Твоим на опустошенное святилище Твое, ради Тебя, Господи. Приклони, Боже мой, ухо Твое и услы­ши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие.

Господи, услыши! Господи, прости! Господи, внемли и совер­ши, не умедли ради Тебя Самого, Боже мой, ибо Твое имя наречено на городе Твоем и на народе Твоем» (стихи 4—9, 16—19).

Небо низко склонилось, чтобы слышать искреннюю молитву пророка. Еще он не окончил своей мольбы о прощении и воз­вращении народа, как явился могущественный ангел Гавриил и напомнил Даниилу о видении, которое было ему дано еще до падения Вавилона и смерти Валтасара. И тогда Ангел подробно, в деталях обрисовал период, состоящий из семидесяти седмин, которые должны начаться в то время, «как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима» (стих 25).

Моленье Даниила совершилось «в первый год Дария» (стих 1), Мидийского монарха, военачальник которого, Кир, лишил Вави­лонского монарха державного скипетра. Царствование Дария оказалось благоугодно Богу. К нему был послан ангел Гавриил, чтобы быть «ему подпорою и подкреплением» (Дан. 11:1). После его смерти, последовавшей спустя два года после падения Вави­лона, на престол взошел Кир, и начало его царствования озна­меновало окончание семидесяти лет с того времени, как первые еврейские пленники были отведены Навуходоносором из Иудеи в Вавилон.

Избавление Даниила из львиного рва Бог использовал для того, чтобы произвести благоприятное впечатление на Кира Великого. Выдающиеся способности человека Божьего как госу­дарственного деятеля и пророка побудили персидского царя оказать ему честь и уважение. И теперь, именно в то время, когда, по словам Божьим, должно начаться восстановление храма в Иерусалиме, Господь хотел, чтобы Кир, которому предстояло стать орудием Всевышнего, обратил внимание на касающиеся его пророчества, с которыми Даниил был хорошо знаком, и дал свободу иудейскому народу.

Когда царь увидел произнесенные более чем за сто лет до его рождения слова о том, как Вавилон будет взят; когда он прочел послание, обращенное к нему Властелином всей Вселенной: «Я препоясал тебя; хотя ты не знал Меня, дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь и нет иного»; когда своими глазами увидел обращение вечного Бога: «Ради Иакова, раба Моего, и Израиля, избранного Моего, Я назвал тебя по имени, почтил тебя, хотя ты не знал Меня»; когда он, изучая богодухновенные письмена, читал: «Я воздвиг его в правде, и уравняю все пути его. Он построит город Мой, и отпустит пленных Моих, не за выкуп и не за дары», — его сердце было глубоко тронуто, и он решил выполнить Божественную миссию, возложенную на него (Ис. 45:5, 6, 4, 13). Он отпустит иудеев и по­может им восстановить храм Иеговы.

«По всему царству» было разослано распоряжение Кира: он объявлял о своем желании возвратить евреев и помочь им вос­становить их храм. «Все царства земли дал мне Господь, Бог небесный, — с благодарностью царь отметил в своем публичном обращении, — и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас, из всего народа Его, — да будет Бог его с ним, — и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее и строит дом Господа, Бога Израилева, того Бога, Который в Иерусалиме. А все оставшиеся, во всех местах, где бы тот ни жил, пусть помогут ему жители места того серебром, и золотом, и иным имуществом, и скотом, с доброхотным даянием» (Езд. 1:1—4).

«Пусть строится дом, — повелел он относительно храма, — ...где приносят жертвы, и пусть будут положены прочные осно­вания для него; вышина его в шестьдесят локтей, ширина его в шестьдесят локтей; рядов из камней больших три, и ряд из де­рева один; издержки же пусть выдаются из царского дома. Да и сосуды дома Божия, золотые и серебряные, которые Навуходо­носор вынес из храма Иерусалимского и отнес в Вавилон, пусть возвратятся и пойдут в храм Иерусалимский» (Езд. 6:3—5).

Весть об этом указе достигла самых отдаленных уголков царства, и повсюду она вызвала неподдельное чувство радости в сердцах всех детей рассеяния. Многие подобно Даниилу изучали пророчества и умоляли Бога вступиться за Сион. И теперь они получили ответ на свои молитвы и их ликующие            сердца слились в песнопении:

«Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне. Тогда уста наши были полны веселия и язык наш — пения; Тогда между народами говорили: «Великое сотворил Господь над ними!» Великое сотворил Господь над нами: мы радовались»

(Пс. 125:1—3).

«И поднялись главы поколений Иудиных и Вениаминовых, и священники и левиты, всякий в ком возбудил Бог дух его», — это был благочестивый остаток, около пятидесяти тысяч человек, мужи сильные из среды Иудеев в земле изгнания, которые решили воспользоваться прекрасной возможностью, «чтобы пой­ти строить дом Господень, который в Иерусалиме». Друзья их не отпустили с голыми руками. «И все соседи их вспомощество­вали им серебряными сосудами, золотом, и иным имуществом, и скотом, и дорогими вещами». К этому и другим щедрым добровольным дарам прибавились еще и «сосуды дома Господня, которые Навуходоносор взял из Иерусалима... и вынес их Кир, царь Персидский, рукою Мифредата сокровище-хранителя... пять тысяч четыреста» предметов, предназначенных для использова­ния в храме, который должен быть восстановлен (Езд. 1:5—11).

Зоровавелю, потомку царя Давида, Кир поручил возглавлять тех, кто возвращался в Иудею; помощником его был Иисус, великий иерей. Долгое путешествие через пустыню окончилось благополучно, и счастливый народ, исполненный сердечной благодарности Богу за Его благодеяния, сразу же принялся за восстановительные работы. Некоторые из «глав поколений» принесли из своего имущества дары для восстановления храма, и народ, следуя их примеру, также доброхотно жертвовал из собственных запасов, (см: Езд. 2:64—70).

В кратчайший срок был сооружен жертвенник на месте древ­него алтаря во дворе храма. На церемонию освящения этого жертвенника «собрался народ, как один человек», и там, объеди­нившись, люди возобновили то священное служение, которое прекратилось со дня разрушения Иерусалима Навуходоносором. Прежде чем разойтись по домам, которые им также предстояло восстановить, они «совершили праздник кущей» (Езд. 3:1—6).

Сооружение жертвенника постоянного всесожжения сильно ободрило верный остаток. Они с усердием приступили к при­готовлениям, необходимым для восстановления храма, и по мере продвижения этих приготовлений возрастало и их мужество. Долгие годы они были лишены видимых знаков Божьего при­сутствия. И теперь, когда столь многое напоминало им об от­ступничестве отцов, они жаждали видеть постоянное знамение Божественного прощения и милости. Благосклонностью Бога они дорожили больше, нежели возвращением личного имущества и древних привилегий. Как чудесно Он все делал для их блага, и они чувствовали, что Он находится среди них, и все же жаж­дали получить еще большие благословения. С радужной надеж­дой они представляли то время, когда в восстановленном храме будут созерцать сияние Его славы.

Рабочие, занятые подготовкой строительного материала, на­шли среди руин несколько огромных камней, доставленных для постройки храма еще при Соломоне. Эти камни оказались при­годны для строительства. Было собрано также немало нового ма­териала, и вскоре работа продвинулась настолько, что могли при­ступить к закладке фундамента. Это было сделано в присутствии многих тысяч людей, которые собрались посмотреть, как дви­жется работа, и порадоваться, приняв участие в закладке фун­дамента. Когда закладывался краеугольный камень, народ под звуки труб священников и кимвалов сынов Асафовых попере­менно пел «хвалите» и «славьте Господа», «ибо — благ, ибо вовек милость Его к Израилю» (Езд. 3:11).

Возрождаемый храм являлся темой многих пророчеств, го­ворящих о милости, которую Бог желал явить Сиону, и все присутствующие при закладке краеугольного камня должны были от всего сердца радоваться этому. Однако к музыке и хвалебным возгласам, раздававшимся в тот радостный день, примешивались и нестройные нотки. «Многие из священников и левитов и глав поколений, старики, которые видели прежний храм, при осно­вании этого храма пред глазами их, плакали громко» (Езд. 3:12).

Вполне естественно, что печаль наполнила сердца этих стар­цев при мысли о последствиях упорного отступничества. Если бы они и их поколение повиновались Богу и исполнили Его намерение относительно Израиля, тогда храм, построенный Соло­моном, не был бы разрушен и их не увели бы в плен. Но неблаго­дарность и неверность привели к тому, что они оказались рас­сеяны среди язычников.

Однако теперь положение изменилось. В Своем чутком со­страдании Господь вновь посетил Свой народ и позволил ему возвратиться на родную землю. Печаль, томящая души людей из-за прошлых грехов, должна была смениться великой радостью. Бог растрогал сердце Кира, чтобы помочь им в восстановлении храма, и у многих это вызвало чувство глубочайшей призна­тельности. Но некоторые не сумели увидеть в этом провидение Божье. Вместо того чтобы радоваться, они испытывали недо­вольство и разочарование. Они помнили великолепие храма Соломона и теперь рыдали о том, что новый храм не будет столь величествен, как прежний.

Ропот, жалобы, нелестные сравнения двух храмов ввели многих в состояние подавленности и ослабили руки строителей. Рабочие вправе были спросить: стоит ли им продолжать стро­ительство храма, который уже при закладке фундамента так резко порицается и является причиной рыданий?

Среди собравшихся, однако, было немало и тех, чья твердая вера и широкий кругозор не позволили отнестись с недовольством к меньшей славе строящегося храма. «Многие и восклицали от радости громогласно. И не мог народ распознать восклицаний радости от воплей плача народного; потому что народ восклицал громко, и голос слышан был далеко» (Езд. 3:12, 13).

Если бы те, кто не испытывал радости при закладке фунда­мента, могли предвидеть, к чему приведет их неверие, прояв­ленное в тот день, они ужаснулись бы. Им было невдомек, чем обернутся их слова, полные неодобрения и разочарования. Они не представляли, насколько сильно нескрываемое ими неудовлет­ворение замедлит восстановление дома Господня.

Великолепие первого храма и пышные религиозные ритуалы, совершавшиеся в нем, были источником гордости Израиля до пленения; но в том служении часто отсутствовало главное, чего ждет от нас Всевышний. Слава первого храма, великолепное служение в нем не могли сделать иудеев достойными в очах Господа, потому что они не предлагали то единственное, что ценит Бог. Они не приносили Ему жертвы смиренного и сокру­шенного духа.

Когда жизненно важные принципы царства Божьего забывают, тогда им на смену приходят великолепные, разнообразные ри­туалы. Когда пренебрегают совершенствованием характера, когда отсутствует то, что украшает душу, когда простота благочестия отвергнута, тогда гордость и любовь к внешнему блеску ищут удовлетворения в роскошных церковных зданиях, в богатом убранстве и пышных церемониях. Но не этим прославляется Бог. Он ценит Свою церковь не за внешние проявления, но за насто­ящее благочестие, которое и отличает ее от мира. Ему важно, чтобы умножалось число людей, познавших Христа, чтобы их духовное развитие шло в правильном направлении. Он ищет в их жизни выражение принципов любви и благости. Никакая красота искусства не может сравниться с красотой нрава и характера, который должны иметь последователи Христа.

Община может быть бедной, лишенной всякой внешней привлекательности, но если ее члены уподобляются Христу, тогда ангелы небесные объединятся с ними в служении. И гимны хвалы и благодарности вознесутся к Богу из глубины призна­тельных сердец как благоуханная жертва.

«Славте Господа, ибо Он благ, ибо во век милость Его! Так да скажут избавленные Господом, которых избавил Он от руки врага»

«Воспойте Ему и пойте Ему; поведайте о всех чудесах Его. Хвалитесь именем Его святым; да веселится сердце ищущих Господа».

«Ибо Он насытил душу жаждущую, и душу алчущую исполнил благами».

(Пс. 106:1, 2; 704:23; 106:9).

 


 

Hosted by uCoz