Глава 40
Сон Навуходоносора (Эта глава основана на Книге пророка Даниила, 2.) |
Вскоре после
того как Даниил и его товарищи были взяты на службу к вавилонскому царю,
произошли события, которые открыли языческому народу могущество и верность
Бога Израилева. Навуходоносор видел необыкновенный сон, отчего «возмутился
дух его, и сон удалился от него». Но, хотя этот сон произвел очень сильное
впечатление на царя, проснувшись, он обнаружил, что не в состоянии припомнить
какие-либо детали. В
замешательстве Навуходоносор собрал мудрецов — «тайноведцев и гадателей, и
чародеев» — и умолял помочь ему. «Сон снился мне, — сказал он, — и тревожится
дух мой; желаю знать этот сон». С этим выражением своего недоумения он
потребовал растолковать ему сон и тем самым успокоить его душу. На это
мудрые мужи ответили: «Царь! во веки живи! скажи сон рабам твоим, и мы
объясним значение его». Не
удовлетворенный уклончивым ответом и подозревая мудрецов в нежелании помочь
ему, хотя они и утверждали, что им открыты все тайны, царь, обещая им
богатство и почести, с одной стороны, а с другой — угрожая смертью, повелел
не только растолковать, но и пересказать сам сон. «Слово отступило от меня, —
сказал он, — если вы не скажете мне сновидения и значения его, то в куски
будете изрублены, и домы ваши обратятся в развалины; если же расскажете сон и
значение его, то получите от меня дары, награду и великую почесть». Как и
прежде, мудрецы ответили: «Да скажет царь рабам своим сновидение, и мы
объясним его значение». Навуходоносор,
взбешенный вероломством тех, кому он прежде так доверял, заявил: «Верно
знаю, что вы хотите выиграть время, потому что видите, что слово отступило от
меня. Так как вы не объявляете мне сновидения, то у вас один умысел: вы
собираетесь сказать мне ложь и обман, пока минет время; итак расскажите мне
сон, и тогда я узнаю, что вы можете объяснить мне и значение его». Опасаясь за
последствия в случае неудачи, тайноведцы пытались доказать царю, что его
требование неразумно и что такого никто ни от кого еще не требовал. «Нет на
земле человека, — утверждали они, — который мог бы открыть это дело царю, и
потому ни один царь, великий и могущественный, не требовал подобного ни от
какого тайноведца, гадателя и Халдея. Дело, которого царь требует, так
трудно, что никто другой не может открыть его царю, кроме богов, которых
обитание не с плотью». Тогда «рассвирепел царь и сильно разгневался на это и приказал
истребить всех мудрецов Вавилонских». Даниил и его
товарищи также оказались в числе тех, кого искали воины для исполнения
царского указа. Когда им сообщили, что по указу и они должны умереть, то
Даниил, «с советом и мудростью» обратился к Ариоху, начальнику телохранителей
и спросил его: «Почему такое грозное повеление от царя?» Ариох рассказал ему
о замешательстве царя, вызванном необыкновенным сном, и неудачной попытке
получить помощь от тех, кому он прежде так беспредельно доверял. Услыхав это,
Даниил, собравшись с духом, пошел к царю и просил дать ему время, чтобы он
мог попросить своего Бога открыть значение сна. Монарх
ответил согласием. Тогда «Даниил пришел в дом свой и рассказал дело Анании,
Мисаилу и Азарии — товарищам своим». Вместе они в молитве обратились к Источнику
света и знания. Юноши твердо верили, что по воле Божьей находились при
царском дворе и трудились для Господа. При любом затруднении, при
возникновении опасности они всегда обращались к Нему за помощью, и Он никогда
не оставался безучастным. Теперь в раскаянии сердца они вновь воззвали к
Судье всей земли и умоляли Его, чтобы Он спас их в этот тяжелый момент. Они
взывали не напрасно. Бог, которого они прославили своей жизнью, теперь был
готов прославить их. Дух Господень почил на них, и Даниилу «в ночном видении»
был открыт сон царя и его значение. Первым
долгом Даниил возблагодарил Бога за данное ему откровение. «Да будет
благословенно имя Господа от века и до века, — воскликнул он, — ибо у Него
мудрость и сила; Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет
царей, дает мудрость мудрым и разумение разумным; Он открывает глубокое и
сокровенное, знает, что во мраке, и свет обитает с Ним. Славлю и величаю
Тебя, Боже отцов моих, что Ты даровал мне мудрость и силу и открыл мне то, о
чем мы молили Тебя; ибо Ты открыл нам дело царя». Немедленно
отправившись к Ариоху, которому царь повелел уничтожить мудрецов, Даниил
сказал: «Не убивай мудрецов Вавилонских; введи меня к царю, и я открою
значение сна». Начальник царских телохранителей сразу же отвел Даниила к царю
и, представляя его, сказал: «Я нашел из пленных сынов Иудеи человека, который
может открыть царю значение сна». И вот
иудейский пленник, спокойный и выдержанный, стоит перед властелином одной из
самых могущественных империй мира. Он начинает свою речь с того, что умаляет
себя и превозносит Бога как Источник всякой мудрости. На тревожный вопрос
царя: «Можешь ли ты сказать мне сон, который я видел, и значение его?» он
ответил: «Тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы,
ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. Но есть на небесах Бог, открывающий
тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни. Сон твой, —
сказал Даниил, — и видение главы твоей на ложе твоем были такие: ты, царь, на
ложе твоем думал о том, что будет после сего, и Открывающий тайны показал
тебе то, что будет. А мне тайна сия открыта не потому, чтоб я был мудрее всех
живущих, но для того, чтоб открыто было царю разумение, и чтобы ты узнал
помышления сердца твоего. Тебе, царь,
было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан,
в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его. У этого
истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его — из серебра,
чрево его и бедра его — медные, голени его железные, ноги его частью
железные, частью глиняные. Ты видел
его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в
истукан, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе
раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделалось как прах на
летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень,
разбивший истукан, сделался великою горою и наполнил всю землю». «Вот сон!» —
уверенно сказал Даниил, и царь, с величайшим вниманием выслушав все
подробности, вполне убедился, что это тот самый сон, который причинил ему
столько волнений. Теперь он был готов выслушать и его истолкование. Царь
царей желал сообщить вавилонскому правителю величайшие истины. Бог желал
показать, что Он имеет власть над всеми царствами земли, власть возводить на
престол и ниспровергать царей. Навуходоносор должен был проникнуться,
насколько это возможно, чувством ответственности перед Небом. Ему должны
были открыться события будущего, вплоть до окончания истории мира. «Ты, царь
царей, — продолжал Даниил, — которому Бог Небесный даровал царство, власть,
силу и славу; и всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и
птиц небесных Он отдал в твои руки и поставил тебя владыкою над всеми ими, ты
— эта золотая голова! После тебя
восстанет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое
будет владычествовать над всею землею. А четвертое
царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все,
так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать. А что ты
видел ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, а частью из железа,
то будет царство разделенное, и в нем останется несколько крепости железа,
так как ты видел железо, смешанное с горшечною глиною. И как персты ног были
частью из железа, а частью из глины, так и царство будет частью крепкое,
частью хрупкое. А что ты видел железо, смешанное с глиною горшечною, это
значит, что они смешаются чрез семя человеческое, но не сольются одно с
другим, как железо не смешивается с глиною. И во дни тех
царств Бог Небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится, и
царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все
царства, а само будет стоять вечно, так как ты видел, что камень отторгнут
был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото.
Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно
истолкование его!» Царь был
убежден в истинности данного толкования, и в смирении и в трепете он «пал на
лице свое и поклонился», говоря «истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка
царей, открывающий тайны, когда ты мог открыть эту тайну». Навуходоносор
отменил указ об истреблении мудрецов. Их жизнь пощадили благодаря союзу
Даниила с Открывающим тайны. И «тогда возвысил царь Даниила и дал ему много
больших подарков, и поставил его над всею областью Вавилонскою и главным
начальником над всеми мудрецами Вавилонскими. Но Даниил просил царя, и он
поставил Седраха, Мисаха и Авденаго над делами страны Вавилонской, а Даниил
остался при дворе царя». Когда
читаешь летописи истории человечества, на первый взгляд создается
впечатление, что процветание народов, возвышение и падение империй зависит
от воли и доблести человека; представляется, что на ход событий влияет его
сила, амбиции или прихоти. Но в Слове Божьем, где занавес поднят, во всех
действиях людей, во всех противоречивых столкновениях интересов, сил и
стремлений мы видим, как милосердный Бог бесшумно и терпеливо осуществляет
Свои планы. Непревзойденными
по красоте и проникновенности словами апостол Павел объяснил ученым мужам
Афин, почему Бог создал и расселил племена и народы. «Бог, сотворивший мир и
все, что в нем, — сказал апостол, — Он, будучи Господом нёба и земли, не в
рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду. Сам
дая всему жизнь и дыхание и все; от одной крови Он произвел весь род
человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные
времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не
найдут ли, хотя Он и не далеко от каждого из нас» (Деян. 17:24—27). Бог сказал,
что всякий желающий может войти «в узы завета» (Иез. 20:37). Он создал землю для того, чтобы ее населяли
существа, жизнь которых была бы благословением как для них самих, так и друг
для друга, и честью для Бога. Всякий желающий может способствовать
осуществлению этого замысла Господа. О таковых сказано: «Этот народ Я
образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою» (Ис. 43:21). В Своем
законе Бог изложил принципы, которые лежат в основе процветания как народов,
так и отдельных лиц. Обращаясь к израильтянам, Моисей сказал о законе: «В
этом мудрость ваша и разум ваш». «Это не пустое для вас; но это жизнь ваша» (Втор. 4:6; 32:47). Благословения,
обещанные Израилю, предлагаются на тех же условиях всякому народу и всякому
человеку, живущему под небом. За целые
столетия до того, как упомянутые народы вышли на мировую арену. Всеведущий,
глядя сквозь века, предсказал возникновение и падение мировых царств. Бог
объявил Навуходоносору, что Вавилонское царство падет и на смену ему придет
другое, которое также будет переживать суровые времена. Не возвысив
истинного Бога, это царство также исчезнет, и на месте его поднимется третье
царство. Оно также канет в вечность, а четвертое, крепкое как железо,
покорит себе все народы. Если бы
вавилонские правители — самые богатые среди всех остальных — испытывали страх
Божий, то Господь послал бы им мудрость, и силу, и крепость. Но они
обращались к Богу только тогда, когда сталкивались с несчастьем и
затруднениями. В такие моменты, не находя помощи у своих мудрецов, они искали
ее у людей, подобных Даниилу, мужей, которые чтили живого Бога и которых, в
свою очередь, возвеличил Бог. К этим мужам они обращались за разъяснением
тайн провидения, ибо, хотя правители гордого Вавилона и были чрезвычайно
умны, беззакония настолько отдалили их от Бога, что они оказались не в
состоянии понимать откровения и предостережения о будущем. Внимательно
читая Божье Слово, можно видеть в истории народов буквальное исполнение
Божественного пророчества. Вавилон, раздробленный и растерзанный, наконец
окончательно пал, потому что в дни благополучия цари его мнили себя
независимыми от Бога и приписывали всю славу своего царства человеческим
достижениям. Небесный гнев посетил и Мидо-Персию, за то что там был попран
закон Божий. Страх Божий не нашел места в сердцах большинства ее жителей.
Повсюду процветало зло, богохульство и разврат. Последующие за ней царства
отличались еще большей испорченностью и развратом, и нравственный упадок там
был еще непоправимее. Власть,
которой пользуется всякий земной властелин, дается ему Небом, и успех его
зависит от того, как он ее использует. Обращаясь к каждому правителю.
Божественный Страж говорит: «Я препоясал тебя; хотя ты не знал Меня» (Ис. 45:5). Слова, сказанные некогда в
древности Навуходоносору, — это урок для каждого из нас. «Искупи грехи твои
правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот, чем может продлиться мир
твой» (Дан. 4:24). Осознание
того, что «праведность возвышает народ»; «что правдою утверждается престол»
и что «милостию он поддерживается»; признание действия этих принципов в
проявлении силы Того, Кто «низлагает царей и поставляет царей», — означает
понимание философии истории (Притч.
14:34; 16:12; 20:28; Дан. 2:21). Только в
Слове Божьем это выражено со всей ясностью. В свете Священного Писания
становится понятным, что сила народов, как и отдельных лиц, не таится в
предоставленных им возможностях или благоприятных условиях, которые делают их
непобедимыми, не скрывается она и в их кичливом величии. Эта сила определяется
степенью той верности, с которой они осуществляют замысел Божий. |