Глава 40

Сон Навуходоносора

(Эта глава основана на Книге пророка Даниила, 2.)

Вскоре после того как Даниил и его товарищи были взяты на службу к вавилонскому царю, произошли события, которые открыли языческому народу могущество и верность Бога Израилева. Навуходоносор видел необыкновенный сон, отчего «воз­мутился дух его, и сон удалился от него». Но, хотя этот сон произвел очень сильное впечатление на царя, проснувшись, он обнаружил, что не в состоянии припомнить какие-либо детали.

В замешательстве Навуходоносор собрал мудрецов — «тайноведцев и гадателей, и чародеев» — и умолял помочь ему. «Сон снился мне, — сказал он, — и тревожится дух мой; желаю знать этот сон». С этим выражением своего недоумения он потребовал растолковать ему сон и тем самым успокоить его душу.

На это мудрые мужи ответили: «Царь! во веки живи! скажи сон рабам твоим, и мы объясним значение его».

Не удовлетворенный уклончивым ответом и подозревая муд­рецов в нежелании помочь ему, хотя они и утверждали, что им открыты все тайны, царь, обещая им богатство и почести, с одной стороны, а с другой — угрожая смертью, повелел не только растолковать, но и пересказать сам сон. «Слово отступило от меня, — сказал он, — если вы не скажете мне сновидения и зна­чения его, то в куски будете изрублены, и домы ваши обратятся в развалины; если же расскажете сон и значение его, то получите от меня дары, награду и великую почесть».

Как и прежде, мудрецы ответили: «Да скажет царь рабам своим сновидение, и мы объясним его значение».

Навуходоносор, взбешенный вероломством тех, кому он преж­де так доверял, заявил: «Верно знаю, что вы хотите выиграть время, потому что видите, что слово отступило от меня. Так как вы не объявляете мне сновидения, то у вас один умысел: вы собираетесь сказать мне ложь и обман, пока минет время; итак расскажите мне сон, и тогда я узнаю, что вы можете объяснить мне и значение его».

Опасаясь за последствия в случае неудачи, тайноведцы пы­тались доказать царю, что его требование неразумно и что такого никто ни от кого еще не требовал. «Нет на земле человека, — утверждали они, — который мог бы открыть это дело царю, и потому ни один царь, великий и могущественный, не требовал подобного ни от какого тайноведца, гадателя и Халдея. Дело, которого царь требует, так трудно, что никто другой не может открыть его царю, кроме богов, которых обитание не с плотью».

Тогда «рассвирепел царь и сильно разгневался на это и при­казал истребить всех мудрецов Вавилонских».

Даниил и его товарищи также оказались в числе тех, кого искали воины для исполнения царского указа. Когда им со­общили, что по указу и они должны умереть, то Даниил, «с со­ветом и мудростью» обратился к Ариоху, начальнику телохра­нителей и спросил его: «Почему такое грозное повеление от царя?» Ариох рассказал ему о замешательстве царя, вызванном необыкновенным сном, и неудачной попытке получить помощь от тех, кому он прежде так беспредельно доверял. Услыхав это, Даниил, собравшись с духом, пошел к царю и просил дать ему время, чтобы он мог попросить своего Бога открыть значение сна.

Монарх ответил согласием. Тогда «Даниил пришел в дом свой и рассказал дело Анании, Мисаилу и Азарии — товарищам своим». Вместе они в молитве обратились к Источнику света и знания. Юноши твердо верили, что по воле Божьей находились при царском дворе и трудились для Господа. При любом затруд­нении, при возникновении опасности они всегда обращались к Нему за помощью, и Он никогда не оставался безучастным. Теперь в раскаянии сердца они вновь воззвали к Судье всей земли и умоляли Его, чтобы Он спас их в этот тяжелый момент. Они взывали не напрасно. Бог, которого они прославили своей жизнью, теперь был готов прославить их. Дух Господень почил на них, и Даниилу «в ночном видении» был открыт сон царя и его значение.

Первым долгом Даниил возблагодарил Бога за данное ему откровение. «Да будет благословенно имя Господа от века и до века, — воскликнул он, — ибо у Него мудрость и сила; Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей, дает муд­рость мудрым и разумение разумным; Он открывает глубокое и сокровенное, знает, что во мраке, и свет обитает с Ним. Славлю и величаю Тебя, Боже отцов моих, что Ты даровал мне мудрость и силу и открыл мне то, о чем мы молили Тебя; ибо Ты открыл нам дело царя».

Немедленно отправившись к Ариоху, которому царь повелел уничтожить мудрецов, Даниил сказал: «Не убивай мудрецов Вавилонских; введи меня к царю, и я открою значение сна». Начальник царских телохранителей сразу же отвел Даниила к царю и, представляя его, сказал: «Я нашел из пленных сынов Иудеи человека, который может открыть царю значение сна».

И вот иудейский пленник, спокойный и выдержанный, стоит перед властелином одной из самых могущественных империй мира. Он начинает свою речь с того, что умаляет себя и пре­возносит Бога как Источник всякой мудрости. На тревожный вопрос царя: «Можешь ли ты сказать мне сон, который я видел, и значение его?» он ответил: «Тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. Но есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни.

Сон твой, — сказал Даниил, — и видение главы твоей на ложе твоем были такие: ты, царь, на ложе твоем думал о том, что будет после сего, и Открывающий тайны показал тебе то, что будет. А мне тайна сия открыта не потому, чтоб я был мудрее всех живущих, но для того, чтоб открыто было царю разумение, и чтобы ты узнал помышления сердца твоего.

Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его — из серебра, чрево его и бедра его — медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные.

Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содейст­вия рук, ударил в истукан, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделалось как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукан, сделался великою горою и наполнил всю землю».

«Вот сон!» — уверенно сказал Даниил, и царь, с величайшим вниманием выслушав все подробности, вполне убедился, что это тот самый сон, который причинил ему столько волнений. Теперь он был готов выслушать и его истолкование. Царь царей желал сообщить вавилонскому правителю величайшие истины. Бог желал показать, что Он имеет власть над всеми царствами земли, власть возводить на престол и ниспровергать царей. Навуходо­носор должен был проникнуться, насколько это возможно, чувст­вом ответственности перед Небом. Ему должны были открыться события будущего, вплоть до окончания истории мира.

«Ты, царь царей, — продолжал Даниил, — которому Бог Небесный даровал царство, власть, силу и славу; и всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных Он отдал в твои руки и поставил тебя владыкою над всеми ими, ты — эта золотая голова!

После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею.

А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать.

А что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, а частью из железа, то будет царство разделенное, и в нем останется несколько крепости железа, так как ты видел железо, смешанное с горшечною глиною. И как персты ног были частью из железа, а частью из глины, так и царство будет частью крепкое, частью хрупкое. А что ты видел железо, смешанное с глиною горшечною, это значит, что они смешаются чрез семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не сме­шивается с глиною.

И во дни тех царств Бог Небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно, так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его!»

Царь был убежден в истинности данного толкования, и в сми­рении и в трепете он «пал на лице свое и поклонился», говоря «истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны, когда ты мог открыть эту тайну».

Навуходоносор отменил указ об истреблении мудрецов. Их жизнь пощадили благодаря союзу Даниила с Открывающим тайны. И «тогда возвысил царь Даниила и дал ему много больших подарков, и поставил его над всею областью Вавилонскою и главным начальником над всеми мудрецами Вавилонскими. Но Даниил просил царя, и он поставил Седраха, Мисаха и Авденаго над делами страны Вавилонской, а Даниил остался при дворе царя».

Когда читаешь летописи истории человечества, на первый взгляд создается впечатление, что процветание народов, возвы­шение и падение империй зависит от воли и доблести человека; представляется, что на ход событий влияет его сила, амбиции или прихоти. Но в Слове Божьем, где занавес поднят, во всех дейст­виях людей, во всех противоречивых столкновениях интересов, сил и стремлений мы видим, как милосердный Бог бесшумно и терпеливо осуществляет Свои планы.

Непревзойденными по красоте и проникновенности словами апостол Павел объяснил ученым мужам Афин, почему Бог создал и расселил племена и народы. «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, — сказал апостол, — Он, будучи Господом нёба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду. Сам дая всему жизнь и дыхание и все; от одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и не да­леко от каждого из нас» (Деян. 17:24—27).

Бог сказал, что всякий желающий может войти «в узы завета» (Иез. 20:37). Он создал землю для того, чтобы ее населяли существа, жизнь которых была бы благословением как для них самих, так и друг для друга, и честью для Бога. Всякий же­лающий может способствовать осуществлению этого замысла Господа. О таковых сказано: «Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою» (Ис. 43:21).

В Своем законе Бог изложил принципы, которые лежат в основе процветания как народов, так и отдельных лиц. Обращаясь к израильтянам, Моисей сказал о законе: «В этом мудрость ваша и разум ваш». «Это не пустое для вас; но это жизнь ваша» (Втор. 4:6; 32:47). Благословения, обещанные Израилю, предлагаю­тся на тех же условиях всякому народу и всякому человеку, живущему под небом.

За целые столетия до того, как упомянутые народы вышли на мировую арену. Всеведущий, глядя сквозь века, предсказал возникновение и падение мировых царств. Бог объявил Навуходо­носору, что Вавилонское царство падет и на смену ему придет другое, которое также будет переживать суровые времена. Не воз­высив истинного Бога, это царство также исчезнет, и на месте его поднимется третье царство. Оно также канет в вечность, а чет­вертое, крепкое как железо, покорит себе все народы.

Если бы вавилонские правители — самые богатые среди всех остальных — испытывали страх Божий, то Господь послал бы им мудрость, и силу, и крепость. Но они обращались к Богу только тогда, когда сталкивались с несчастьем и затруднениями. В такие моменты, не находя помощи у своих мудрецов, они искали ее у людей, подобных Даниилу, мужей, которые чтили живого Бога и которых, в свою очередь, возвеличил Бог. К этим мужам они обращались за разъяснением тайн провидения, ибо, хотя пра­вители гордого Вавилона и были чрезвычайно умны, беззакония настолько отдалили их от Бога, что они оказались не в состоянии понимать откровения и предостережения о будущем.

Внимательно читая Божье Слово, можно видеть в истории народов буквальное исполнение Божественного пророчества. Вавилон, раздробленный и растерзанный, наконец окончательно пал, потому что в дни благополучия цари его мнили себя независимыми от Бога и приписывали всю славу своего царства человеческим достижениям. Небесный гнев посетил и Мидо-Персию, за то что там был попран закон Божий. Страх Божий не нашел места в сердцах большинства ее жителей. Повсюду про­цветало зло, богохульство и разврат. Последующие за ней царства отличались еще большей испорченностью и развратом, и нравст­венный упадок там был еще непоправимее.

Власть, которой пользуется всякий земной властелин, дается ему Небом, и успех его зависит от того, как он ее использует. Обращаясь к каждому правителю. Божественный Страж говорит: «Я препоясал тебя; хотя ты не знал Меня» (Ис. 45:5). Слова, сказанные некогда в древности Навуходоносору, — это урок для каждого из нас. «Искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот, чем может продлиться мир твой» (Дан. 4:24).

Осознание того, что «праведность возвышает народ»; «что прав­дою утверждается престол» и что «милостию он поддерживается»; признание действия этих принципов в проявлении силы Того, Кто «низлагает царей и поставляет царей», — означает понимание философии истории (Притч. 14:34; 16:12; 20:28; Дан. 2:21).

Только в Слове Божьем это выражено со всей ясностью. В свете Священного Писания становится понятным, что сила народов, как и отдельных лиц, не таится в предоставленных им возможностях или благоприятных условиях, которые делают их непобедимыми, не скрывается она и в их кичливом величии. Эта сила опреде­ляется степенью той верности, с которой они осуществляют замысел Божий.

 


 

Hosted by uCoz