Глава 37
Уведенные в вавилонский плен |
В девятый год
царствования Седекии «пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, со всем войском
своим к Иерусалиму, и осадил его» (4 Цар.
25:1). Положение Иудеи было безнадежным. «Вот, Я — на тебя, и извлеку меч
Мой из ножен его и истреблю... и он уже не возвратится... и растает всякое
сердце, и все руки опустятся, и всякий дух изнеможет, и все колена задрожат,
как вода». «И изолью на тебя негодование Мое, дохну на тебя огнем ярости Моей
и отдам тебя в руки людей свирепых, опытных в убийстве» (Иез. 21:3, 5— 7, 31). Египтяне спешили
на помощь осажденному городу, и халдеи, стремясь задержать их наступление, на
некоторое время сняли осаду иудейской столицы. В сердце Седекии затеплилась
надежда, и он послал вестника к Иеремии с просьбой помолиться Богу за
еврейский народ. Пророк передал
царю устрашающий ответ, что халдеи возвратятся и разрушат город. Решение уже
было принято, и теперь беззаконный народ никак не мог предотвратить
Божественный суд... «Не обманывайте себя, — предостерегал Господь Свой народ,
— говоря: "непременно отойдут от нас Халдеи"; ибо они не отойдут;
если бы вы даже разбили все войско Халдеев, воюющих против вас, и остались
бы у них только раненые, то и те встали бы, каждый из палатки своей, и сожгли
бы город сей огнем» (Иер. 37:9, 10).
Остаток Иудеи должен был оказаться в плену, чтобы на горьком опыте научиться
тому, чего люди не желали познать в более благоприятных условиях. Этот
приговор, вынесенный Всемогущим, не подлежал отмене. Среди
праведников, оставшихся в Иерусалиме и ясно осознающих Божественное намерение,
нашлись такие, кто твердо решил, что священный ковчег, содержащий в себе
закон Десятисловия, начертанный на каменных скрижалях, должен быть спасен от
безжалостного врага. Так они и поступили. С глубочайшей скорбью и печалью они
спрятали ковчег в пещере, где он оставался сокрытым от Израиля и Иудеи в
наказание за их грех и больше никогда не был им возвращен. Этот священный
ковчег еще не найден. С момента его сокрытия никто не нарушал его покой. В течение долгих лет Иеремия оставался верным свидетелем Божьим перед
народом; и теперь, когда обреченный город должен был перейти в руки
язычников, он считал свою работу оконченной и попытался оставить город, но
был задержан сыном одного из лжепророков, заявившим, что Иеремия якобы намеревался
перебежать к вавилонянам, покориться которым он неоднократно призывал
иудейских мужей. Пророк отверг ложное обвинение, но тем не менее «князья
озлобились на Иеремию и били его, и заключили его в темницу» (стих 15). Надежда,
вспыхнувшая в сердцах князей и народа, когда войско Навуходоносора отошло на
юг, чтобы задержать продвижение египтян, вскоре рухнула. Слово Господне
гласило: «Вот, Я на тебя, фараон, царь Египетский». Могущество египтян было
не чем иным, как надломленной тростью. «И узнают все обитатели Египта, что Я
— Господь, — говорит Священное Писание, — потому что они дому Израилеву были
подпорою тростниковою». «Укреплю мышцы царя Вавилонского, а мышцы у фараона
опустятся; и узнают, что Я — Господь, когда меч Мой дам в руку царю
Вавилонскому, и он прострет его на землю Египетскую. И рассею Египтян по
народам, и развею их по землям, и узнают, что Я — Господь» (Иез. 29:3, 6, 30:25, 26). В то время,
как иудейские князья все еще надеялись на помощь Египта, Седекия, томимый
мрачными предчувствиями, думал о пророке Божьем, брошенном в тюрьму. Спустя
много дней царь послал за ним и потом, когда тот пришел, тайно спросил его:
«Нет ли слова от Господа?» Иеремия ответил: «Есть... ты будешь предан в руки
царя Вавилонского». «И сказал
Иеремия царю Седекии: чем я согрешил перед тобою и перед слугами твоими, и
пред народом сим, что вы посадили меня в темницу? И где ваши пророки, которые
пророчествовали вам, говоря: "царь Вавилонский не пойдет против вас и
против земли сей"? И ныне послушай, государь мой царь, да падет прошение
мое пред лице твое; не возвращай меня в дом Ионафана писца, чтобы мне не
умереть там» (Иер. 37:17—20). После этого Седекия повелел, чтобы они «заключили Иеремию во дворе
стражи и давали ему по куску хлеба на день из улицы хлебопеков, доколе не
истощился весь хлеб в городе. И так оставался Иеремия во дворе стражи» (стих 21). Царь не осмелился открыто проявить веру в слова Иеремии. Хотя он в
страхе обратился тайно к пророку, все же он был слишком слабовольным, чтобы
рискнуть и вызвать неудовольствие князей и народа своей покорностью воле
Божьей, переданной ему через пророка. Из своего заточения Иеремия продолжал увещевать народ покориться
вавилонской власти. Он нс мог призывать к сопротивлению, поскольку оно
привело бы к верной гибели. Господь обратился к Иудее, говоря: «Кто останется
в этом городе, умрет от меча, голода и моровой язвы; а кто выйдет к Халдеям,
будет жив, и душа его будет ему вместо добычи, и он останется жив». Какой
ясностью и определенностью отличались эти слова! Во имя Господа пророк смело
заявил: «Непременно предан будет город сей в руки царя Вавилонского, и он
возьмет его» (Иер. 38:2, 3). Наконец князья, разгневанные постоянными наставлениями Иеремии,
противоречащими их намерению сопротивляться, сообща обратились к царю с
протестом, утверждая, что пророк опасен для народа, своими словами отвлекая
людей от борьбы и умножая несчастья, и поэтому он должен умереть. Трусливый царь прекрасно понимал, что все эти обвинения ложны, но
стремясь угодить тем, кто занимал высокие и ответственные посты в царстве,
он сделал вид, что верит этой неправде, и отдал Иеремию в их руки, в полное
их распоряжение. Пророк был брошен в «яму Малхии, сына царя, которая была во
дворе стражи, и опустили Иеремию на веревках; в яме той не было воды, а
только грязь, и погрузился Иеремия в грязь» (стих 6). Но благодаря Божественному вмешательству нашлись
друзья, которые ходатайствовали за него перед царем, и его снова перевели во
двор темницы. Царь еще раз
тайно послал за Иеремией и повелел ему сказать всю истину относительно Божьего
намерения об Иерусалиме. В ответ Иеремия спросил его: «Если я открою тебе, не
предашь ли ты меня смерти? и если дам тебе совет, ты не послушаешь меня».
Царь тайно обещал ему не делать зла. «Жив Господь, Который сотворил нам душу
сию, не предам тебя смерти и не отдам в руки этих людей, которые ищут души
твоей» (стихи 15, 16). Даже в этот
момент у царя была еще возможность прислушаться к предостережениям Иеговы и
тем самым смягчить суды, уже осуществлявшиеся над городом и народом. «Если ты
выйдешь к князьям царя Вавилонского, — сказано было царю, — то жива будет
душа твоя, и этот город не будет сожжен огнем, и ты будешь жив, и дом твой; а
если не выйдешь к князьям царя Вавилонского, то этот город будет предан в
руки Халдеев, и они сожгут его огнем, и ты не избежишь от рук их». «Я боюсь
Иудеев, которые перешли к Халдеям, — ответил царь, — чтобы Халдеи не предали меня в руки их, и
чтобы те не надругались надо мною». Но пророк обещал: «не предадут». И дальше
он продолжал умолять его: «Послушай гласа Господа в том, что я говорю тебе, и
хорошо тебе будет, и жива будет душа твоя» (стихи 17—20). Таким
образом. Бог до последнего момента был готов проявить милосердие к тем, кто
покорится его справедливым требованиям. Если бы царь повиновался, то народ
был бы пощажен, а город спасен от пожара, но Седекии казалось, что пути назад
для него уже нет. Он опасался иудеев, боялся насмешек и трусливо дрожал за
свою жизнь. После стольких лет открытого возмущения против Бога Седекии
казалось слишком унизительным заявить народу: я принимаю слово Господа,
сказанное через пророка Иеремию; я не смею бороться с врагом перед лицом всех
этих предостережений. Со слезами
Иеремия умолял Седекию спасти себя и народ. С душевной болью он уверял его,
что, отказавшись подчиниться требованиям Бога, царь погибнет и все его
владения перейдут к вавилонянам. Но Седекия, став на неправильный путь, не пожелал
изменить своего решения. Он собирался следовать советам лжепророков и людей,
которых в действительности презирал и которые насмехались над его
слабоволием, выражающемся в готовности исполнить все их желания. Он
пожертвовал своим мужским достоинством и стал жалким рабом общественного
мнения. Не имея намерений делать зло, он в то же время не собирался
отстаивать истину. Убежденный в правоте Иеремии, он тем не менее не нашел в
себе моральных сил, чтобы последовать указаниям пророка, и в результате с
неизбежностью пошел по неверному пути. Сердцем царя
настолько овладел страх, что он даже боялся сказать своим придворным и
народу о том, что беседовал с Иеремией. Если бы Седекия смело заявил о вере в
слова пророка, которые во многом уже исполнились, то какое огромное
опустошение было бы предотвращено! Ему следовало бы сказать: я повинуюсь Богу
и спасу город от полного разрушения; я не смею ослушаться повелений Божьих
из-за страха перед людьми или почтения к ним; я люблю истину и ненавижу грех,
и я должен последовать совету всемогущего Бога Израилева. Тогда народ
проникся бы уважением к его мужеству, и те, кто колебался между верой и
неверием, твердо стали бы на сторону истины. Бесстрашие и справедливость царя
внушили бы его подданным чувство восхищения и преданности. Он получил бы
полнейшую поддержку с их стороны, и иудеи избежали бы резни, голода и пожара. Слабоволие
Седекии было грехом, за которое он понес страшное наказание. Враг подобно
непреодолимому потоку лавы обрушился на город. Еврейская армия потерпела
полное поражение. Народ стал добычей победителей. Седекия был взят в плен, а
его сыновья убиты на его глазах. Царю выкололи глаза и отвели как пленника в
Вавилон, где он впоследствии умер жалкой смертью. Халдеи не пощадили и
прекрасного храма, который более четырех столетий венчал вершину горы Сион.
«И сожгли дом Божий, и разрушили стену Иерусалима; и все чертоги его сожгли
огнем, и все драгоценности его истребили» (2
Пар. 36:19). Во время
окончательного разрушения Иерусалима Навуходоносором многие избежали ужасов
продолжительной осады, но их настиг меч. Некоторые из уцелевших, в основном
первосвященники, служители и князья, были отведены в Вавилон и казнены там
как изменники. Иных увели в чужую землю в плен, заставив служить там
Навуходоносору и его сыновьям до воцарения «царя Персидского... во исполнение
слова Господня, сказанного устами
Иеремии» (стихи 20, 21). О самом
Иеремии Священное Писание говорит так: «Навуходоносор, царь Вавилонский, дал
такое повеление Навузардану, начальнику телохранителей: «Возьми его и имей
его во внимании, и не делай ему ничего худого, но поступай с ним так, как он
скажет тебе» (Иер. 39:11, 12). Освобожденный
из тюрьмы вавилонскими воинами, пророк решил разделить участь
немногочисленного остатка народа, «бедных страны», пощаженных халдеями, чтобы
было кому «собирать вино и летние плоды». Халдеи поставили над ними
начальником Годолию. Прошло всего лишь несколько месяцев, и новый правитель
был предательски убит. Бедный народ, выдержав многие испытания, наконец решил
бежать в египетскую землю. Иеремия решительно воспротивился этому. «Не
ходите в Египет», — умолял он. Но люди не приняли его вдохновенный совет, и
«весь остаток Иудеев»: мужья, жены и дети, — «пошли в землю Египетскую». Они
«не послушали гласа Господа, и дошли до Тафниса» (Иер. 43:5—7). Пророчества
Иеремии о гибели остатка, восставшего против Навуходоносора и бежавшего в
Египет, были тесно переплетены с обетованием о прощении тех, кто раскается в
своем безумии и выразит готовность возвратиться обратно. Господь не мог
пощадить ослушавшихся Его совета и поддавшихся обольстительному влиянию
египетского идолопоклонства, но Он был готов проявить Свое милосердие к тем,
кто окажется верным и праведным. «Только малое число избежавших от меча
возвратится из земли Египетской в землю Иудейскую, и узнают все оставшиеся
Иудеи, которые пришли в землю Египетскую, чтобы пожить там, чье слово
сбудется: Мое, или их» (Иер. 44:28). Скорбь
пророка, которую он испытывал, наблюдая крайнюю развращенность тех, кто
должен был быть духовным светом для мира, его печаль об участи, постигшей
Сион, и о народе, уведенном в плен в Вавилон, выражена в Книге плача,
которая является как бы памятником безумия народа, забывшего советы Иеговы и
обратившегося к человеческой мудрости. Среди полного разорения Иеремия мог
еще сказать: «По милости Господа мы не исчезли», и его постоянная молитва
была: «Испытаем и исследуем пути свои, и обратимся к Господу» (Пл. Иер. 3:32, 40). Пока еще Иудея
как государство занимала прежнее положение среди народов, он спрашивал Бога:
«Разве Ты совсем отверг Иуду? Разве душе Твоей опротивел Сион?» И смело
продолжал умолять Господа: «Не отрини нас
ради имени Твоего» (Иер. 14:19, 21). Абсолютная
вера пророка в вечное намерение Бога создать порядок из хаоса и показать
перед всеми народами земли и всей Вселенной принципы Своей справедливости и
любви побуждали его настойчиво молиться о тех, кто мог обратиться от зла к
праведности. Но теперь
Сион был полностью разрушен, а народ Божий уведен в плен. Испытывая
невыразимые душевные страдания, пророк восклицает: «Как одиноко сидит город,
некогда многолюдный! он стал, как вдова; великий между народами, князь над
областями сделался данником. Горько плачет он ночью, и слезы его на ланитах
его. Нет у него утешителя из всех, любивших его; все друзья его изменили ему,
сделались врагами ему. Иуда
переселился по причине бедствия и тяжкого рабства, поселился среди язычников,
и не нашел покоя; все, преследовавшие его, настигли его в тесных местах.
Пути Сиона сетуют, потому что нет идущих на праздник; все ворота его
опустели; священники его воздыхают, девицы его печальны, горько и ему
самому. Враги его стали во главе, неприятели его благоденствуют, потому что
Господь наслал на него горе за множество беззаконий его; дети его пошли в
плен впереди врага». «Как
помрачил Господь во гневе Своем дщерь Сиона! с небес поверг на землю красу
Израиля и не вспомнил о подножии ног Своих в день гнева Своего. Погубил
Господь все жилища Иакова, не пощадил, разрушил в ярости Своей укрепления
дщери Иудиной, поверг на землю, отверг царство и князей его, как нечистых; в
пылу гнева сломил все роги Израилевы, отвел десницу Свою от неприятеля и
воспылал в Иакове, как палящий огонь, пожиравший все вокруг; натянул лук
Свой, как неприятель, направил десницу Свою, как враг, и убил все,
вожделенное для глаз; на скинию дщери Сиона излил ярость Свою, как огонь». «Что мне
сказать тебе, с чем сравнять тебя, дщерь Иерусалима? чему уподобить тебя,
чтоб утешить тебя, дева, дщерь Сиона? ибо рана твоя велика, как море; кто
может исцелить тебя?» «Вспомни,
Господи, что над нами совершилось; призри и посмотри на поругание наше:
наследие наше перешло к чужим, домы наши — к иноплеменным; мы сделались
сиротами, без отца; матери наши — как вдовы... Отцы наши грешили: их уже нет,
а мы несем наказание за беззаконие их. Рабы господствуют над нами, и некому
избавить от руки их... От сего-то изнывает сердце наше; от сего померкли
глаза наши». «Ты,
Господи, пребываешь во веки; престол Твой — в род и род. Для чего совсем
забываешь нас, оставляешь нас на долгое время? Обрати нас к Тебе, Господи, и
мы обратимся; обнови дни наши, как древле» (Пл. Иер. 1:1—5; 2:1—4, 13; 5:1—3, 7, 8, 17, 19—21). |