Глава 36

Последний царь Иудеи

В начале своего царствования Седекия пользовался полным доверием вавилонского царя и имел опытного советника — пророка Иеремию. Находясь в прекрасных отношениях с вави­лонянами и обращая должное внимание на слова Господа, посылаемые ему через пророка Иеремию, он мог бы завоевать уважение многих влиятельных людей и тем самым получил бы возможность познакомить их с истинным Богом. Таким образом, пленники в Вавилоне обрели бы больше свобод и преимуществ: везде узнали бы о живом Боге, и оставшиеся в Иудее избежали бы тех ужасных бедствий, которые в конце концов обрушились на них.

Пророк Иеремия советовал Седекии и всей Иудее, а также тем, кто находился в плену в Вавилоне, покориться временному вла­дычеству своих поработителей. Особенно важно это было для пленников, которым следовало сохранить мирные отношения с жителями чужой страны. Это, конечно, противоречило настро­ениям людей, и сатана, пользуясь обстоятельствами, послал и в Иерусалим, и в Вавилон лжепророков, которые заявляли, что вскоре рабское иго будет свергнуто и нация обретет утраченную независимость и былое могущество.

Эти обольщающие пророчества могли подтолкнуть к роковым поступкам и царя, и пленников и сорвать благие планы Бога. Для того, чтобы предотвратить мятеж со всеми последующими стра­даниями, Господь повелел Иеремии немедленно начать дейст­вовать и предупредить иудейского царя о неизбежных после­дствиях восстания. Находящихся в плену также предупредили письмом, чтобы они не обманывались пустой надеждой о близком избавлении. «Да не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши», — увещевал их Господь (Иер. 29:8). В связи с этим было упомянуто о Божьем решении освободить Израиль по истечении 70 лет плена, как это было и предсказано Его вест­никами.

С каким нежным состраданием Бог сообщал порабощенному народу Свои планы относительно Израиля! Он знал, что если они поверят лжепророкам и будут надеяться на скорое избавление, их положение в Вавилоне сильно ухудшится. Любое недовольство или восстание только усилят бдительность и суровость халдей­ских властей и приведут к дальнейшему ограничению свободы. В этом случае их ожидают только страдания и бедствия. Он хотел, чтобы они безропотно подчинились своей участи, и, по возмож­ности, сделали свое рабское положение терпимым и легким. Он советовал им: «Стройте домы и живите в них, и разводите сады и ешьте плоды их... И заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его и вам будет мир» (стихи 5— 7).

Среди лжеучителей в Вавилоне было два человека, которые вопреки своей греховной жизни считали себя святыми. Иеремия осудил нечестивый образ жизни этих людей, предостерегая об угрожающей им опасности. Разгневанные его обличением, они всеми силами старались помешать работе истинного пророка, побуждая народ не верить его словам и противиться совету Божьему покориться вавилонскому царю. Через Иеремию Господь сообщил, что эти лжепророки будут преданы в руки Навуходо­носора и убиты. Прошло немного времени, и предсказание это в точности исполнилось.

До конца времен будут существовать люди, сеющие заме­шательство и недовольство среди представителей истинного Бога. Проповедуя ложь, они будут учить людей воспринимать грех как нечто несущественное. Когда обнаружатся страшные последствия их нечестивых дел, они приложат все усилия к тому, чтобы обвинить во всех трудностях преданных, предостерегавших их вестников, подобно тому как иудеи обвинили Иеремию в по­стигшей их горькой участи. Но как в древности с величайшей точностью исполнилось все, сказанное Иеговой через пророка, так и в наши дни осуществятся Его слова.

С самого начала Иеремия непреклонно советовал безропотно подчиниться вавилонянам. Этот совет предназначался не только жителям Иудеи, но и многим окружающим народам. В первые годы царствования Седекии к нему пришли послы от царей Едома, Моава, Тира и других царств, чтобы узнать, наступило ли время для совместного восстания или нет, и примет ли он участие в борьбе против вавилонского царя. Пока пришедшие ожидали ответа, Господь сказал Иеремии: «Сделай себе узы и ярмо и воз­ложи их себе на выю; и пошли такие же к царю Идумейскому и к царю Моавитскому, и к царю сыновей Аммоновых и к царю Тира и к царю Сидона, чрез послов, пришедших в Иерусалим к Седекии, царю Иудейскому» (Иер. 27:2, 3).

Иеремии было велено сказать послам, чтобы они сообщили своим правителям, что Господь предал их всех в руки Навуходо­носора, царя Вавилонского, и что они «будут служить ему и сыну его и сыну сына его, доколе не придет время» (стих 7).

Далее Иеремия советовал послам передать: если их владыки откажутся служить вавилонскому царю, их станут наказывать «мечом, голодом и моровою язвою», пока они совершенно не бу­дут уничтожены. В особенности они не должны были слушать лжепророков, учивших противоположному: «Не слушайте своих пророков, — повелел Господь, — и своих гадателей, и своих сно­видцев и своих волшебников и своих звездочетов, которые гово­рят вам: "не будете служить царю Вавилонскому". Ибо они про­рочествуют вам ложь, чтоб удалить вас из земли вашей, и чтоб Я изгнал вас и вы погибли. Народ же, который подклонит выю свою под ярмо царя Вавилонского и станет служить ему, Я оставлю на земле своей, говорит Господь, и он будет возделывать ее и жить на ней» (стихи 8—11). Подчинение вавилонскому царю — одно из легчайших наказаний, какое только мог допустить милосердный Бог, но если они не пожелают добровольно повиноваться, тогда в полной мере испытают суровость Его возмездия.

Удивлению послов не было границ, когда Иеремия с ярмом на шее сообщил им волю Божью.

Несмотря на открытое противодействие, Иеремия твердо придерживался политики подчинения Вавилону. Главным среди тех, кто отвергал совет Божий, был Анания, лжепророк, о котором и был предупрежден народ. Надеясь добиться благосклонности царя и его двора, он в знак протеста заявил, что Бог передал ему весть надежды для Иудеи. Он сказал: «Сокрушу ярмо царя Вавилонского; чрез два года Я возвращу на место сие все сосуды дома Господня, которые Навуходоносор, царь Вавилонский, взял из сего места, и перенес их в Вавилон; и Иехонию, сына Иоакима, царя Иудейского, и всех пленных Иудеев, пришедших в Вавилон, Я возвращу на место сие, говорит Господь; ибо сокрушу ярмо царя Вавилонского» (Иер. 28:2—4).

В присутствии священников и народа Иеремия всем сердцем умолял покориться вавилонскому царю до времени, определенного Богом. Он обратил внимание мужей Иуды на пророчества Осии, Аввакума, Софонии и других пророков, обличения и предостере­жения которых были схожи с его вестью. Он сослался на события, явившиеся исполнением пророчеств о возмездии за нераскаяние.

«Если какой пророк предсказывал мир, — в заключении сказал Иеремия, — то тогда только он признаваем был за пророка, ко­торого истинно послал Господь, когда сбывалось слово того пророка» (стих 9). Если Израиль захочет пойти на риск, то будущие события откроют, кто был истинным пророком.

Слова Иеремии о необходимости подчинения вызвали в Анании желание доказать свою правоту. Сняв с Иеремии симво­лическое ярмо, он разломал его «и сказал: "так говорит Господь:

так сокрушу ярмо Навуходоносора, царя Вавилонского, чрез два года, сняв его с выи всех народов". И пошел Иеремия своею дорогою» (стих 11). Казалось, что Иеремии ничего другого не ос­тавалось, как уйти с поля боя. Но ему была дана другая весть: «Иди и скажи Анании: так говорит Господь: ты сокрушил ярмо деревянное — и сделаешь вместо него ярмо железное. Ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: железное ярмо возложу на выю всех этих народов, чтоб они работали Навуходоносору, царю Вавилонскому, и они будут служить ему...

И сказал пророк Иеремия пророку Анании: послушай, Анания:

Господь тебя не посылал, и ты обнадеживаешь народ сей ложно. Посему так говорит Господь: вот, Я сброшу тебя с лица земли; в этом же году ты умрешь, потому что ты говорил вопреки Господу. И умер пророк Анания в том же году, в седьмом месяце» (стихи 13—17).

Этот лжепророк еще больше утвердил в народе недоверие к Иеремии и его пророчествам. Он нечестиво назвал себя Божьим вестником и поплатился за это жизнью. Шел пятый месяц года, когда Иеремия предсказал смерть Анании, и в седьмом месяце его слова в точности сбылись.

Смуты, вызванные лжепророками, бросили на Седекию тень подозрения в измене, и только благодаря быстрым и решитель­ным действиям ему было позволено править, находясь в прямой зависимости от Вавилона. Возможность для этих действий предс­тавилась вскоре после того, как послы соседних стран возвра­тились из Иерусалима домой, а иудейский царь с Сераией, «главным постельничим», отправился в Вавилон с важным до­несением (Иер. 51:59). Во время этой поездки Седекия возобновил свою клятву верности Навуходоносору.

Через Даниила и других еврейских пленников вавилонский монарх узнал о могуществе и верховной власти истинного Бога, и когда Седекия вновь торжественно пообещал остаться верным, Навуходоносор потребовал, чтобы он поклялся во имя Господа Бога Израилева. Сдержи Седекия свою клятву, и его верность оказала бы громадное влияние на тех, кто наблюдал за жизнью чтивших имя Бога евреев.

Но еврейский царь не воспользовался счастливым случаем возвеличить имя живого Бога. О Седекии говорится, что «делал он неугодное в очах Господа, Бога своего. Он не смирился пред Иеремиею пророком, пророчествовавшим от уст Господних. И отложился от царя Навуходоносора, взявшего клятву с него именем Бога, — и сделал упругою шею свою, и ожесточил серд­це свое до того, что не обратился к Господу, Богу Израилеву» (2 Пар. 36:12, 13).

В то время, как Иеремия продолжал пророчествовать в иудей­ской земле, пророк Иезекииль возвысил свой голос среди плен­ников в Вавилоне, чтобы предостеречь и утешить изгнанников, а также утвердить слово Господне, сказанное Иеремией. В по­следние годы царствования Седекии Иезекииль ясно дал понять, что безрассудно верить ложным предсказаниям тех, кто вселял пленникам надежду на скорое возвращение в Иерусалим. Ему было ведено, прибегая к всевозможным символам и сильным выражениям, предсказать осаду и окончательное разрушение Иерусалима.

В шестой год царствования Седекии Господь в видении открыл Иезекиилю те мерзости, которые творились в Иерусали­ме — и во внешнем, и во внутреннем дворах дома Господня. Капища богов, нарисованные идолы, «всякие изображения пре­смыкающихся и нечистых животных и всякие идолы дома Израилева, написанные по стенам кругом», — все это одно за другим быстро мелькало перед изумленным взором пророка (Иез. 8:10).

«Семьдесят мужей из старейшин дома Израилева», при­званных быть духовными вождями народа, кадили перед идо­лами, спрятанными в потаенных комнатах, в священных пределах храмового двора. «Не видит нас Господь», — обольщали себя мужи Иуды, совершая языческие обряды. «Оставил Господь землю сию», — богохульно утверждали они (стихи 11, 12).

Пророку предстояло увидеть еще «большие мерзости». У ворот, ведущих из внешнего двора во внутренний, ему были показаны «женщины, плачущие по Фаммузе», а во внутреннем дворе дома Господня, «у дверей храма Господня, между притвором и жерт­венником, около двадцати пяти мужей стоят спинами ко храму Господню, а лицами своими на восток, и кланяются на восток солнцу» (стихи 13—16).

И затем Тот, Кто сопровождал Иезекииля в течение всего этого видения нечестия, творящегося в высших кругах Иудеи, спросил его: «видишь ли, сын человеческий? мало ли дому Иудину, чтобы делать такие мерзости, какие они делают здесь? но они еще землю наполнили нечестием, и сугубо прогневляют Меня; и вот, они ветви подносят к носам своим. За то и Я стану действовать с яростью; не пожалеет око Мое, и не помилую; и хотя бы они взывали в уши Мои громким голосом, — не услышу их» (стихи 17, 18).

Через Иеремию Господь сказал по поводу тех нечестивых мужей, которые беззастенчиво продолжали стоять перед народом во имя Его, следующее: «Ибо и пророк и священник — лицемеры;

даже в доме Моем Я нашел нечестие их» (Иер. 23:11). В ужасном обвинении Иуды, записанном в конце летописи царствования Седекии, вновь говорится об осквернении святости святилища. «Да и все, — сказано там, — начальствующие над священниками и над народом много грешили, подражая всем мерзостям языч­ников, и сквернили дом Господа, который Он освятил в Иеру­салиме» (2 Пар. 36:14).

День гибели Иудейского царства быстро приближался. Господь не мог больше утешать людей надеждой, что они избегнут его сурового наказания. «И вы ли останетесь ненаказанными?» — спрашивает Он. «Нет, не останетесь ненаказанными» (Иер. 25:29).

Даже эти слова были приняты с насмешливыми издевками. «Много дней пройдет, и всякое пророческое видение исчезнет», — заявляли упрямые беззаконники. Но Господь через пророка Иезекииля сурово осудил это пренебрежение верным пророческим словом. «Скажи им, — сказал Он, — ...уничтожу эту поговорку, и не будут уже употреблять такой поговорки у Израиля; но скажи им: близки дни и исполнение всякого видения пророческого. Ибо уже не останется втуне никакое видение пророческое, и ни одно предвещание не будет ложным в доме Израилевом. Ибо Я Господь, Я говорю; и слово, которое Я говорю, исполнится, и не будет отложено; в ваши дни, мятежный дом, Я изрек слово, и исполню его, говорит Господь Бог».

«И было, — свидетельствует Иезекииль, — ко мне слово Господне: Сын человеческий! вот, дом Израилев говорит: "пророческое видение, которое видел он, сбудется после многих дней, и он пророчествует об отдаленных временах". Посему скажи им: так говорит Господь Бог: ни одно из слов Моих уже не будет отсро­чено, но слово, которое Я скажу, сбудется, говорит Господь Бог» (Иез. 12:22—28).

Седекия, иудейский царь, стоял во главе тех, кто только ускорил падение рода. Полностью отвергнув советы, данные ему Богом через пророков, забыв долг признательности Навуходо­носору, нарушив торжественную клятву верности, которую он дал во имя Господа Бога Израилева, иудейский царь восстал против пророков, против своего благодетеля и против Бога. Тщеславно уверенный в собственной мудрости, он обратился за помощью к старому врагу израильского благополучия, «послав послов своих в Египет, чтобы дали ему коней и много людей».

«Будет ли ему успех?» — спрашивает Бог о том, кто так нагло попрал ногами святое предписание, — уцелеет ли тот, кто это делает? Он нарушил союз — и уцелеет ли? Живу Я, говорит Господь Бог: в местопребывании царя, который поставил его царем, и которому данную клятву он презрел и нарушил союз свой с ним, он умрет у него в Вавилоне. С великою силою и многочисленным народом фараон ничего не сделает для него в этой войне... Он презрел клятву, чтобы нарушить союз, и вот, дал руку свою и сделал все это; он не уцелеет» (Иез. 17:15—18).

Для «недостойного, преступного вождя Израиля» настал последний день расплаты. «Сними с себя диадему, — говорит Господь, — и сложи венец». До тех пор, пока Христос не вос­становит Свое царство. Иудее не будет разрешено иметь царя. «Низложу, низложу, низложу, — таково было Божественное решение относительно престола дома Давидова, — и его не будет, доколе не придет Тот, кому принадлежит он, и Я дам Ему» (Иез. 21:25— 27).

 


 

Hosted by uCoz