Глава 34

Иеремия

Среди тех, кто с надеждой ожидал, что преобразования, проводимые Иосией, приведут к духовному возрождению, был Иеремия, который был призван стать пророком еще в юности, в тринадцатый год царствования Иосии. Принадлежа к левитскому священству, Иеремия с детства воспитывался для святого служения. В те счастливые годы, когда он готовился к служе­нию, он и не думал о том, что еще от рождения призван стать «пророком для народов», и когда последовал Божественный призыв, чувство собственного недостоинства сразило его. «О, Господи Боже! — воскликнул он, — я не умею говорить, ибо я еще молод» (Иер. 1:5, 6).

В юном Иеремии Бог видел преданного своему делу человека, который будет твердо отстаивать истину, невзирая на сильное сопротивление. В детские годы он уже доказал свою верность, и теперь его ожидали трудности, которые он должен был перенести как храбрый воин креста. «Не говори: "я молод"; ибо ко всем, к кому пошлю Я тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. Не бойся их; ибо Я с тобою, чтоб избавлять тебя». «А ты препояшь чресла твои, и встань и скажи им все, что Я повелю тебе; не малодушествуй пред ними, чтоб Я не поразил тебя в глазах их. И вот, Я поставил тебя ныне укрепленным городом и железным столбом и медною стеною на всей этой земле, против царей Иуды, против князей его, против священников его и против народа земли сей. Они будут ратовать против тебя, но не превозмогут тебя; ибо Я с тобою, говорит Господь, чтоб избавлять тебя» (Иер. 1:7, 8, 17—19).

В течение сорока лет Иеремии предстояло быть для народа свидетелем истины и правды. В годы беспримерного отступ­ничества ему было суждено являть образец служения истинному Богу. Во время ужасной осады Иерусалима он будет глашатаем Иеговы. На его долю выпало предсказать падение дома Давидова и разрушение прекрасного храма, выстроенного Соломоном. Брошенный в темницу за свои бесстрашные слова, он будет обличать грехи, господствующие в высших сословиях. Осмеян­ный, ненавидимый, отвергнутый людьми, он в конце концов должен был стать свидетелем точного исполнения своих проро­честв о надвигающемся суде и вместе с народом переносить все горе и скорбь, которые последуют за разрушением обреченного города.

Однако кроме картин всеобщей гибели, ожидавшей народ, пророческому взору Иеремии часто было позволено видеть буду­щее, когда народ Божий будет выведен из земли врага и снова поселится на Сионе. Он предвидел то время, когда Господь обновит Свой завет с ними. «И душа их будет как напоенный водою сад, и они не будут уже более томиться» (Иер. 31:12).

О своем пророческом призвании сам Иеремия писал так: «И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои. Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтоб ис­коренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать» (Иер. 1:9,10).

Слава Богу за слова «созидать и насаждать». Благодаря им Иеремия уверовал в Божье намерение восстановить и исцелить. В последующие годы предстояло узнать более суровые истины. Он должен был бесстрашно передать людям пророчества о быст­ро надвигающихся судах Божьих. С Сеннаарских долин «откро­ется бедствие на всех обитателях сей земли». «И произнесу над ними суды Мои, — сказал Господь, — за все беззакония их, за то, что они оставили Меня» (стихи 14, 16). Все же пророку было велено наряду с этим говорить народу и о готовности Божьей простить тех, кто оставит греховный образ жизни.

Как мудрый строитель, Иеремия с самого начала своей деятель­ности старался вдохновить мужей Иудеи постоянным раскаянием углублять и упрочивать духовную жизнь. Довольно уже времени они строили из материала, называемого апостолом Павлом деревом, сеном и соломой и, как сам Иеремия выражался, — изгарью. «Отверженным серебром назовут их, — говорил он о нераскаяв­шемся народе, — ибо Господь отверг их» (Иер. 6:30). Теперь же они должны начать строить мудро и на века, отбросив мусор от­ступничества и неверия и используя для фундамента такие материалы, как чистое золото, и очищенное серебро, и драгоценные камни, т. е. веру, послушание и добрые дела, — единственное, что может быть принято Святым Богом.

Устами Иеремии Господь сказал Своему народу: «Возвратись, отступница, дочь Израилева... Я не изолью на вас гнева Моего; ибо Я милостив... не вечно буду негодовать. Признай только вину твою: ибо ты отступила от Господа... Возвратитесь, дети-отступ­ники, говорит Господь, потому что Я сочетался с вами». «Ты будешь называть Меня отцом твоим и не отступишь от Меня». «Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность» (Иер. 3:12—14, 19, 22).

Помимо этого волнующего призыва Господь предложил Своему заблудшему народу обратиться к Нему с такими словами: «Вот, мы идем к Тебе, ибо Ты — Господь Бог наш. Поистине, напрасно надеялись мы на холмы и на множество гор; поистине, в Господе, Боге нашем, — спасение Израилево!... Мы лежим в стыде своем, и срам наш покрывает нас, потому что мы грешили пред Господом, Богом нашим, — мы и отцы наши, от юности нашей и до сего дня, — и не слушались голоса Господа, Бога нашего» (Иер. 3:22—25).

Преобразования, проведенные Иосией, очистили землю от языческих капищ, но сердца многих оставались нетронутыми. Тернии заглушили взошедшие семена истины, обещавшие обиль­ный урожай. Вторичное отступничество было бы роковым, и Господь стремился вызвать в народе сознание надвигающейся опасности. Только проявив верность Иегове, они могли надеяться на Божественную милость и благополучие.

Иеремия неоднократно обращал их внимание на советы, данные в Книге Второзакония. Он больше всех остальных про­роков придавал значение учению закона Моисеева и показывал, как оно может принести высочайшие духовные благословения всему народу и каждому человеку в отдельности. «Расспросите о путях древних, — молил он, — ...и найдете покой душам вашим» (Иер. 6:16).

Однажды по повелению Господа пророк сел возле главных городских ворот и там проповедовал о том, как важно соблюдать субботу. Жителям Иерусалима угрожала опасность утратить понимание святости этого дня, и Иеремия серьезно предостерегал их не заниматься в субботу различными мирскими делами. Благословение было обещано только при условии повиновения. «И если вы послушаете Меня в том, говорит Господь, чтобы... святить субботу, не занимаясь в этот день никакою работою: то воротами сего города будут входить цари и князья, сидящие на престоле Давида, ездящие на колесницах и на конях, они и князья их. Иудеи и жители Иерусалима, и город сей будет обитаем вечно» (Иер. 17:24, 25).

Это обетование о благоденствии как награде за верность сопровождалось пророчеством об ужасных судах, которые раз­разятся над городом, если жители его окажутся неверными перед Богом и Его законом. Если они не внемлют этим предосте­режениям и не будут повиноваться Господу Богу их отцов и свя­тить субботу, тогда их город полностью уничтожит огонь.

Так бесстрашно отстаивал пророк твердые принципы пра­ведной жизни, столь ясно изложенные в книге закона. Но в земле Иудейской существовали такие порядки, что, только применяя самые решительные меры, можно было добиться перемен к луч­шему, поэтому Иеремия с величайшим старанием трудился во благо нераскаявшихся. «Распашите себе новые нивы и не сейте между тернами». «Смой злое с сердца твоего, Иерусалим, чтобы спастись тебе» (Иер. 4:3, 14).

И все же большая часть народа не обращала должного вни­мания на призыв к раскаянию и духовному возрождению. Цари, правившие после смерти благочестивого Иосии, не проявляли верности своему долгу и многих увлекли на путь греха. После Иоахаза, свергнутого благодаря вмешательству египетского царя, на престол вступил Иоаким, старший сын Иосии. С самого начала правления Иоакима Иеремия почти не надеялся, что ему удастся спасти любимую страну от разрушения, а жителей ее — от рабства. Однако он не имел права молчать, в то время как окончательная погибель угрожала царству. Верных Богу нужно было воодушевить утвердиться в истине, а грешников, по воз­можности, убедить оставить нечестивый образ жизни.

Это тяжелое время требовало огромных усилий от пророка. Господь повелел Иеремии стать во дворе храма и обращаться ко всем жителям Иудеи, которые приходили туда. Он не должен был упустить ни одного слова из данных ему предостережений, чтобы грешники, живущие на Сионе, имели полную возможность услышать все и оставить свое беззаконие.

Пророк повиновался. Он стал у ворот дома Божьего и там возвысил голос предостережения и увещевания. Вдохновленный Всемогущим, он сказал:

«Слушайте слово Господне, все Иудеи, входящие сими вра­тами на поклонение Господу. Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на сем месте. Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень». Но если совсем исправите пути ваши и деяния ваши, если будете верно про­изводить суд между человеком и соперником его, не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, и проливать невинной крови на месте сем, и не пойдете во след иных богов на беду себе, — то Я оставлю вас жить на месте сем, на этой земле, которую дал отцам вашим в роды родов» (Иер. 7:2—7).

Эти слова — подтверждение того, что неохотно Бог прибегает к наказанию. Он медлит со Своими судами, чтобы грешник раскаялся. Он, Который творит «милость, суд и правду на земле», заботится о заблудших детях; при каждом благоприятном случае Он старается научить их путям вечной жизни (Иер. 9:24). Он вывел израильтян из рабства, чтобы они могли служить Ему, единственному истинному и живому Богу. Хотя они долго грешили идолопоклонством. Он все же готов отложить наказания и дать им возможность раскаяться. Он ясно дает понять, что только полное духовное перерождение способно предотвратить нависшую над ними угрозу. Не помогут ни храм, ни служение в нем. Обряды и церемонии не искупят грехов. Израильтяне считали себя избранным народом Божьим, но только, изменив свои души и свою жизнь, могли спастись они от неизбежных последствий греха.

«В городах Иуды и на улицах Иерусалима» Иеремия говорил: «Слушайте слова завета сего и исполняйте их» (Иер. 11:6). Это же он проповедовал и во дворах храма в начале царствования Иоакима.

Была окинута взором вся жизнь израильтян со времени исхода. Господь заключил с ними следующий завет: «Слушайтесь гласа Моего, и Я буду вашим Богом, 'а вы будете Моим народом, и хо­дите по всякому пути, который Я заповедаю вам, чтобы вам было хорошо». Неоднократно они дерзко нарушали этот завет. Избранный народ жил «по внушению и упорству злого сердца своего, и стали ко Мне спиною, а не лицем» (Иер. 7:23, 24).

«Для чего же, — спрашивает Господь, — этот народ, Иерусалим, находится в упорном отступничестве?» (Иер. 8:5). Из слов пророка следует, что это произошло, потому что они не повиновались голосу Господа, Бога своего, и отказались исправиться. «Не стало у них истины, — жалуется он, — она отнята от уст их». «И аист под небом знает свои определенные времена, и горлица, и ласточка, и журавль наблюдают время, когда им прилететь, а народ Мой не знает определения Господня». «Неужели Я не накажу их за это? говорит Господь; не отметит ли душа Моя такому народу, как этот?» (Иер. 7:28, 8:7, 9:9).

Настало время, когда каждый должен был глубоко заглянуть в свое сердце. Когда Иосия правил царством, люди еще имели какую-то искру надежды. Но он уже больше не мог ходатайст­вовать за них, поскольку пал на поле брани. Грехи всего народа достигли предела, и время заступничества за них миновало. «Хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему; отгони их от лица Моего — пусть они отойдут. Если же скажут тебе: «куда нам идти?» то скажи им: так говорит Господь: кто обречен на смерть, иди на смерть, и кто под меч, — под меч; и кто на голод, — на голод; и кто в плен, — в плен» (Иер. 15:12).

Если они откажутся принять милосердие Бога, предложенное теперь, тогда над нераскаявшимся народом разразятся суды, которые столетие назад потрясли северное царство Израиля. К ним была обращена следующая весть: «Если вы не послу­шаетесь Меня в том, чтобы поступать по закону Моему, который Я дал вам, чтобы внимать словам рабов Моих пророков, которых Я посылаю к вам, посылаю с раннего утра, и которьк вы не слуша­ете, — то с домом сим Я сделаю то же, что — с Силомом, и город сей предам на проклятие всем народам земли» (Иер. 26:4—6).

Стоявшие во дворе храма и слушавшие слова Иеремии пре­красно понимали его намеки на Силом и на время Илия, когда филистимляне поразили израильтян и захватили ковчег завета.

Грех Илия состоял в том, что он легкомысленно относился к беззаконию своих сыновей, совершаемому ими в священном служении, и к злодеяниям, творящимся по всей стране. Его несерьезное отношение к этому злу навлекло на Израиль ужасное бедствие. Его сыновья пали в сражении, сам он погиб, ковчег Божий был взят из Израильской земли, тридцать тысяч воинов сложили свои головы на поле брани — и все это лишь потому, что греху было позволено безнаказанно процветать. Израильтяне обольщали себя тщетной надеждой, что, несмотря на их грехи, присутствие ковчега должно обеспечить им победу над филис­тимлянами. Подобным же образом и во дни Иеремии жители Иудеи верили, что строгое соблюдение Божественных служб в храме отвратит от них наказание за греховный образ жизни.

Какой серьезный урок для мужей, занимающих ответственное положение в церкви Божьей в наши дни! Какой грозный знак, предупреждающий о том, как следует относиться к неправедным поступкам, бесчестящим истину! Пусть никто, считающий себя хранителем закона Божьего, не обольщается мыслью, что фор­мальное соблюдение заповедей укроет его от Божественной справедливости. Пусть никто не отказывается от ответственности за совершенный им грех; пусть никто не осуждает слуг Божьих за то, что они слишком ревностно поступили при очищении стана от беззакония. Ненавидящий грех Бог призывает тех, кто соблю­дает Его закон, удалиться от всякого нечестия. Легкомысленное отношение современных людей к собственному спасению и неже­лание повиноваться Богу приведет к таким же серьезным по­следствиям, как это случилось и с древним Израилем. Существует определенный предел, нарушение которого неминуемо влечет за собой суды Божьи. Разрушение Иерусалима во дни Иеремии является важнейшим предостережением современному духов­ному Израилю: пренебрежительное отношение к наставлениям и предупреждениям, данным через избранных слуг Божьих, не останется безнаказанным.

Слова Иеремии, обращенные к священникам и народу, во многих вызвали ненависть. Охваченные неописуемой яростью, они кричали: «Зачем ты пророчествуешь именем Господа и го­воришь: и дом сей будет — как Силом, и город сей опустеет, останется без жителей?» И собрался весь народ против Иеремии в доме Господнем» (Иер. 26:9). Священники, лжепророки и народ с гневом обрушились на того, кто не говорил им ласкающих слух слов и не тешил обманчивыми пророчествами. Вот так весть Божья была отвергнута, и Его рабу угрожала смерть.

Вести о речах Иеремии дошли и до иудейских князей, и те из царских палат поспешили в храм, чтобы узнать, что же про­изошло. «Тогда священники и пророки так сказали князьям и всему народу: «смертный приговор — этому человеку, потому что он пророчествует против города сего, как вы слышали своими ушами!» (стих 11). Но Иеремия смело стоял перед князьями и народом, говоря: «Господь послал меня пророчествовать против дома сего и против города сего все те слова, которые вы слышали; итак исправьте пути ваши и деяния ваши и послушайтесь гласа Господа, Бога вашего, и Господь отменит бедствие, которое изрек на вас; а что — до меня, вот, я — в ваших руках; делайте со мною, что в глазах ваших покажется хорошим и справедливым; только твердо знайте, что если вы умертвите меня, то невинную кровь возложите на себя и на город сей и на жителей его; ибо истинно Господь послал меня к вам сказать все те слова в уши ваши» (стихи 12—15).

Если бы пророк испугался угроз со стороны власть имущих, его слова не произвели бы никакого впечатления, и он бы погиб; но смелость, с которой он пророчествовал, вызвала уважение народа и побудила князей благосклонно отнестись к нему. Они убедили священников и лжепророков, что предлагаемые ими крайние меры неблагоразумны, что их слова вызовут противо­действие народа. Так Бог воздвиг защитников для Своего слуги.

Старейшины также единодушно отвергли решение священ­ников убить Иеремию. Они вспомнили о Михее, который проро­чествовал о судах над Иерусалимом, говоря: «Сион будет вспахан, как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего — лесистым холмом». Затем они спросили: «Умертвили ли его за это Езекия, царь Иудейский, и весь Иуда? Не убоялся ли он Господа и не умолял ли Господа? и Господь отменил бедствие, которое изрек на них; а мы хотим сделать большое зло душам нашим» (стихи 18, 19).

Благодаря вмешательству этих влиятельных мужей жизнь пророка была спасена, хотя многие из священников и лжепро­роков, будучи не в состоянии выносить обличительную правду его слов, с радостью умертвили бы его под предлогом призыва к бунту.

Со дня своего призвания и до окончания служения Иеремия стоял перед иудейским народом как «башня» и «столп», против которого человеческая ненависть была бессильна. «Они будут ратовать против тебя, но не одолеют тебя, ибо Я с тобою, чтобы спасать и избавлять тебя, говорит Господь. И спасу тебя от руки злых, и избавлю тебя от руки притеснителей» (Иер. 6:27, 15:20, 21).

Робкий и застенчивый по природе Иеремия жаждал мира, уютного уголка, где он не был бы свидетелем упорного без­закония своего любимого народа. Его сердце разрывалось при виде страшных последствий, причиненных грехом. «О, кто даст голове моей воду и глазам моим — источник слез, — жалуется он, — я плакал бы день и ночь о пораженных дщери народа моего. О, кто дал бы мне в пустыне пристанище путников! оставил бы я народ мой и ушел бы от них». (Иер. 9:1, 2).

Какие жестокие насмешки переносил он! Его чувствительную душу пронизывали стрелы насмешек тех, кто отвергал его проро­чества и легкомысленно относился к призывам раскаяться. «Я стал посмешищем для всего народа моего, — говорит он, — вседневною песнью их». «Я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною». «Все, жившие со мною в мире, сторожат за мною, не споткнусь ли я: «может быть, говорят, он попадется, и мы одолеем его и отметим ему» (Пл. Иер. 3:14; Иер. 20:7,10).

Но ежедневно укрепляемый силой свыше верный пророк был готов все перенести. «Но со мною Господь, как сильный ратоборец;

поэтому гонители мои споткнутся и не одолеют; сильно по­срамятся, потому что поступали неразумно; посрамление будет вечное, никогда не забудется». «Пойте Господу, хвалите Господа, ибо Он спасает душу бедного от руки злодеев» (Иер. 20:11, 13).

Благодаря опыту, приобретенному в дни юности и в течение всех лет служения, Иеремия понял, что «не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим». Он научился молиться: «Наказывай меня, Господи, не по правде, не во гневе Твоем, чтобы не умалить меня» (Иер. 10:23:2, 4).

Когда он, вынужденный пить из чаши скорбей и муки, в своем бедствии был искушен сказать: «погибла сила моя и надежда моя на Господа», тогда он вспомнил присутствие провидения Божьего в своей жизни и победоносно воскликнул: «По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось; оно обнов­ляется каждое утро; велика верность Твоя! Господь часть моя, говорит душа моя, итак буду надеяться на Него. Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его. Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа» (Пл. Иер. 3:18, 22—26).

 


 

Hosted by uCoz