Глава 27
Ахаз |
Восшествие
Ахаза на престол поставило Исаию и его соработников в такое трудное
положение, какого еще не было в Иудее. Многие, раньше не поддававшиеся
пленительному воздействию языческих обычаев, теперь согласились участвовать в
служении языческим богам. Вожди израильского народа не оправдывали оказанного
им доверия, появлялись лжепророки, которые стремились ввести людей в
заблуждение, и даже некоторые священники руководствовались только корыстью.
И вместе с тем зачинщики отступничества придерживались прежней формы
богослужения, причисляя себя к народу Божьему. Пророк
Михей, который трудился в то тревожное время, свидетельствовал, что грешники
на Сионе, претендуя на то, что они «опираются на Господа» и богохульно
хвастаясь «не среди ли нас Господь? Не постигнет нас беда», продолжали
созидать «Сион кровью и Иерусалим — неправдою» (Mux.3:11, 10). Против этого беззакония и возвысил свой голос
пророк Исаия, сурово обличая народ: «Слушайте слово Господне, князья
Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский! К чему Мне множество
жертв ваших? говорит Господь... Когда вы приходите являться пред лице Мое, —
кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?» (Ис. 1:10—12). Священное
Писание говорит: «Жертва нечестивых — мерзость, особенно когда с лукавством
приносят ее» (Притч. 21:27).
«Чистым очам» Господа «не свойственно глядеть на злодеяния, смотреть на
притеснение» (Авв. 1:13). Бог не
может избавить грешника от греха и отворачивается от него не потому, что не
желает простить, но потому, что грешник отказывается от богатства Его
благодати. «Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его
не отяжелело для того, чтобы слышать. Но беззакония ваши произвели разделение
между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать» (Ис.
59:1,2). Соломон
писал: «Горе тебе, земля, когда царь твой отрок» (Еккл. 10:16). Так было и с Иудеей. Ведя греховный образ жизни,
ее правители уподобились детям. Исаия обратил внимание Израиля на зыбкость
его положения среди народов, указывая, что причина этого заключается в
беззакониях, царящих в верхах. «Вот, — говорит пророк, — Господь, Господь
Саваоф, отнимет у Иерусалима и у Иуды посох и трость, всякое подкрепление
хлебом и всякое подкрепление водою. Храброго вождя и воина, судью и пророка,
и прозорливца, и старца, пятидесятника и вельможу, и советника, и мудрого
художника, и искусного в слове. И дам им отроков в начальники, и дети будут
господствовать над ними». «Так рушился Иерусалим, и пал Иуда, потому что язык
их и дела их — против Господа» (Ис.
3:1—4,8). «Народ Мой,
— продолжал дальше пророк, — вожди твои вводят тебя в заблуждение, и путь
стезей твоих испортили» (стих 12). Во
время царствования Ахаза это буквально было так, ибо о нем говорится: «Он шел
путями царей Израильских, и даже сделал литые статуи Ваалов; и он совершал
курения на долине сынов Еннома» (2 Пар.
28:2—3); «и даже сына своего провел чрез огонь, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов
Израилевых» (4 Цар. 16:3). Воистину это
было очень опасное время для избранного народа. Еще несколько коротких лет —
и десять колен Израильского царства окажутся рассеяны среди язычников.
Положение Иудеи также не было лучшим. Стремление к добру быстро уменьшалось,
а ко злу — возрастало. Видя все это, пророк Михей вынужден был воскликнуть:
«Не стало милосердных на земле, нет правдивых между людьми» «Лучший из них —
как терн и справедливый — хуже колючей изгороди» (Мих 7:2, 4). «Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого
остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре» (Ис. 1:9). Ради тех,
кто оставался верным, а также побуждаемый Своей безграничной любовью к
заблудшим. Бог всегда терпеливо относился к мятежникам, умоляя их оставить
греховный образ жизни и обратиться к Нему. «Ибо все заповедь на заповедь...
правило на правило... тут немного и там немного», вот так посредством
избранных Им людей Он учил беззаконников пути праведности (Ис. 28:10). Так было и
во дни царствования Ахаза. Заблудший Израиль не раз призывали возвратиться к
Иегове. Пророки не уставали с любовью звать народ к покаянию, к перемене
жизни, и их слова принесли достойный плод во славу Божью. Через
пророка Михея Господь обратился к израильтянам с чудесным призывом:
«Слушайте, что говорит Господь: встань, судись перед горами, и холмы да
слышат голос твой! Слушайте, горы, суд Господень, и вы, твердые основы
земли, ибо у Господа — суд с народом Своим, и с Израилем Он состязуется. Народ мой!
что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? отвечай Мне. Я вывел тебя из земли
Египетской и искупил тебя из дома рабства и послал перед тобою Моисея, Аарона
и Мариамь. Народ Мой!
вспомни, что замышлял Валак, царь Моавитский, и что отвечал ему Валаам, сын
Веоров, и что происходило от
Ситтима до Галгал, чтобы познать тебе праведные действия Господни» (Мих. 6:1—5). Бог,
Которому мы служим, долготерпелив. «Милосердие Его не истощилось» (Пл. Иер. 3:22). На протяжении всего
времени испытания Его Дух умоляет людей принять дар жизни. «Живу Я, говорит
Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути
своего и жив был... для чего умирать вам» (Иез.
33:11). Особый умысел сатаны заключается в том, чтобы вовлечь человека в
грех и затем оставить его, беспомощного, утратившего надежду и не смеющего
просить прощения. Но Господь зовет: пусть «прибегнет к защите Моей, и
заключит мир со Мною? тогда пусть заключит мир со Мною» (Ис. 27:5). Во Христе были предложены и путь спасения, и помощь. Во дни
отступничества Иудеи и Израиля многие спрашивали: «С чем предстать мне пред
Господом, преклониться пред Богом Небесным? Предстать ли пред Ним со
всесожжениями, с тельцами однолетними? Но можно ли угодить Господу тысячами
овнов или неисчетными потоками елея?» Ответ ясный и определенный: «О,
человек! сказано тебе, что — добро, и чего требует от тебя Господь:
действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить
пред Богом твоим» (Мих. 6:6—8). Обращая
серьезное внимание народа на практическое благочестие, пророк только
повторял советы, данные Израилю несколько столетий назад. Накануне
вступления в обетованную землю Господь сказал через Моисея: «Итак, Израиль,
чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа,
Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу
твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей, чтобы соблюдал заповеди
Господа и постановления Его, которые сегодня заповедую тебе, дабы тебе было
хорошо» (Втор. 10:12, 13). Эти
слова из столетия в столетие слуги Иеговы повторяли тем, кому угрожала
опасность впасть в формализм и забыть о милости. Когда во время земного
служения Христа к Нему подошел законник и спросил: «Учитель! какая наибольшая
заповедь в законе? Иисус сказал ему: "возлюби Господа Бога твоего всем
сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим": сия есть
первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: "возлюби ближнего
твоего, как самого себя"; на сих двух заповедях утверждается весь закон
и пророки» (Мф. 22:36—40). Эти простые и ясные слова пророков и самого Христа нам надо
воспринять как голос Божий, обращенный к каждой душе. Мы не должны упускать
случая сделать доброе дело, проявить чуткую предусмотрительность и
христианскую участливость к тем, кто страдает и скорбит. А если мы не в
состоянии ничем помочь, то можем подбодрить словами надежды тех, кто не
знает Бога и к кому можно приблизиться лишь путем сочувствия и любви. Тем, кто никогда не упускает возможности поделиться с другими
радостью и благословениями, даны щедрые и обильные обетования: Если «отдашь
голодному душу твою, и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во
тьме, и мрак твой будет как
полдень; и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет
насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою
сад и как источник, которого воды никогда не иссякают» (Ис. 58:10, 11). Беззаконная жизнь, которую вел Ахаз несмотря на все пламенные
призывы пророков, могла иметь только один конец. «И был гнев Господа на Иудею
и на Иерусалим; и Он отдал их на позор, на опустошение и на посмеяние» (2 Пар. 29:8). Царство Ахаза неуклонно
шло к упадку и вскоре подверглось нападению неприятеля. «Тогда пошел Рецин,
царь Сирийский, и Факей, сын Ремалиин, царь Израильский, против Иерусалима,
чтобы завоевать его, и держали Ахаза в осаде» (4 Цар. 16:5). Если бы Ахаз
и старейшины народа оставались верными слугами Всевышнего, тогда им нечего
было опасаться такого неестественного союза, направленного против них. Но их
упорство и нечестие лишило их мужества. Испытывая невыразимый ужас перед
карающими судами оскорбленного Бога, «всколебалось сердце» царя «и сердце
народа его, как колеблются от ветра дерева в лесу» (Ис. 7:2). В то критическое время Господь повелел Исаии пойти к
трепещущему царю и сказать: «Наблюдай, и
будь спокоен; не страшись... Сирия, Ефрем и сын Ремалиин умышляют против тебя
зло, говоря: «Пойдем на Иудею, и возмутим ее, и овладеем ею, и поставим в ней
царем сына Тавеилова. Но Господь Бог так говорит: это не состоится и не
сбудется». Пророк говорит, что и Израильское царство, и Сирийское вскоре
придут к своему концу. «Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены»
(стихи 4—7, 9). Как хорошо
было бы для иудеев, если бы Ахаз понял, что эта весть звучит с неба. Но,
полагаясь на людей, он обратился за помощью к язычникам. В отчаянии Ахаз
послал гонца к Феглафелласару, ассирийскому царю: «Раб твой и сын твой я; приди
и защити меня от руки царя Сирийского и от руки царя Израильского,
восставших на меня» (4 Цар. 16:7).
Его просьба сопровождалась богатыми подарками, взятыми из царской сокровищницы
и хранилища храма. Ассирийский
царь откликнулся на просьбу Ахаза, и это принесло ему временное облегчение,
но какой дорогой ценой для Иудеи! Предложенная дань только разожгла алчность
ассирийцев, и вскоре этот вероломный народ начал угрожать Иудее тем, что
нападет на нее и разграбит. Теперь Ахаза и его несчастных подданных сильно
тревожила возможность попасть в руки жестоких ассирийцев. «Так унизил
Господь Иудею» за ее упорство и беззакония. Когда Бог наказывал Ахаза, тот,
вместо того чтобы раскаяться, «продолжал беззаконно поступать пред
Господом... И приносил он жертвы богам Дамасским»... Потому что «боги царей
Сирийских помогают им,—говорил он,—принесу я жертву им, и они помогут мне» (2 Пар. 28:19, 22, 23). В конце
своего царствования нечестивый царь повелел прекратить служение во храме, и
это было исполнено. Больше перед алтарем не горели светильники. Больше не
приносились жертвы за грехи народа. Больше к престолу Божьему не возносился
благовонный фимиам утренней и вечерней жертвы. Оставив дворы дома Божьего и
наглухо затворив все двери его, жители нечестивого города начали дерзко
сооружать языческие алтари, устанавливая их по всему Иерусалиму. Казалось,
что язычество победило и силы тьмы восторжествовали. Но в Иудее
были еще люди, оставшиеся верными Иегове, они упорно отказывались принять
язычество. Именно на них взирали в надежде Исаия, Михей и их соработники,
наблюдая разруху последних лет царствования Ахаза. Их святилище закрыли, но
верным детям Божьим было дано обетование: «С нами Бог». «Господа Саваофа —
Его чтите свято, и Он — страх ваш, и Он — трепет ваш! И будет Он освящением» (Ис. 8:10, 13, 14). (Еврейское слово
"микдаш", переведенное как освящение, имеет следующее значение:
освященный предмет, святое место, святилище, прим.) |