Глава 24
«Истреблен за недостаток ведения» |
Божья
милость к израильскому народу всегда была обусловлена его послушанием. У
подножья Синая израильтяне заключили с Ним завет, чтобы быть Его «уделом из
всех народов». Торжественным образом они обещали повиноваться Ему во всем:
«Все, что сказал Господь, исполним» (Исх.
19:5, 8). И когда спустя несколько дней Господь с Синая провозгласил Свой
закон и через Моисея сообщил о необходимости соблюдать Его уставы и заповеди,
израильтяне все в один голос обещали: «Все, что сказал Господь, сделаем». При
утверждении завета весь народ еще раз обещал: «Все, что сказал Господь,
сделаем, и будем послушны» (Исх. 24:3, 7).
Бог сделал Израиль Своим народом, а они избрали Его своим Царем. Когда
скитания в пустыне подходили к концу, еще раз были повторены условия завета.
Возле Ваал-Фегора, у самых границ обетованной земли, где многие стали жертвой
обольщающего искушения, те, кто остался предан Господу, подтвердили свой обет
верности. Через Моисея они были предупреждены относительно искушений в
будущем; он серьезно увещевал их не смешиваться с окружающими народами, но
служить лишь только Богу. «Итак,
Израиль, слушай постановления и законы, — наставлял их Моисей, — которые я
научаю вас исполнять, дабы вы были живы, и пошли и наследовали ту землю, которую
Господь, Бог отцов ваших, дает вам. Не прибавляйте к тому, что я заповедаю
вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего,
которые я вам заповедую... Итак храните и исполняйте их; ибо в этом мудрость
ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих
постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и
разумный» (Втор. 4:1—6). Особенно
израильтян наставляли относительно Божьих заповедей, в повиновении которым
они могли обрести силу и благословение. «Только берегись, и тщательно храни
душу твою, — учил их Господь через Моисея, — чтобы тебе не забыть тех дел,
которые видели глаза твои, и чтобы они не выходили из сердца твоего во все
дни жизни твоей; и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих» (стих 9). Торжественное благоговение,
с которым был воспринят закон на Синае, народу следовало сохранить в памяти
навечно. Относительно языческих обычаев, господствующих среди окружающих
народов, Израиль предостерегли самым решительным и определенным образом.
«Твердо держите в душах ваших, — было сказано им, — ...дабы вы не развратились
и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира... и дабы ты,
взглянув на небо, и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не
служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом».
«Берегитесь, чтобы не забыть вам завета Господа, Бога вашего, который Он
поставил с вами, и чтобы не делать себе кумиров, изображающих что-либо, как
повелел тебе Господь, Бог твой» (стихи
15, 16, 19, 23). Моисей
описал все то зло, которое явится результатом пренебрежения постановлениями
Иеговы. Призывая в свидетели небо и землю, он объявил, что если после
продолжительного пребывания в обетованной земле народ изберет языческие формы
служения, будет поклоняться изваяниям идолов и забудет об истинном Боге,
тогда возгорится гнев Господень и израильтяне попадут в рабство и будут
рассеяны среди язычников. Вы «скоро потеряете землю, для наследования которой
вы переходите за Иордан; не пробудете много времени на ней, но погибнете, —
предостерегал он их, — и рассеет вас Господь по всем народам, и останетесь в малом числе между народами, к
которым отведет вас Господь. И будете там служить богам, сделанным руками
человеческими из дерева и камня, которые не видят и не слышат, и не едят и не
обоняют» (стихи 26—28). Частично это
пророчество исполнилось во время судей, а во всей своей полноте и
буквальности — тогда, когда Израиль был пленен ассирийцами, а Иуда —
вавилонянами. Отступничество
Израиля совершалось постепенно. Из поколения в поколение сатана повторял
свои нападки, чтобы заставить избранный народ забыть «заповеди, постановления
и законы», которые он обещал соблюдать вечно (Втор. 6:1). Лукавый знал, что если только удастся заставить
Израиль забыть Бога и он «пойдет вслед богов других, и будет служить им и
поклоняться им», тогда он, несомненно, погибнет (Втор. 8:19). Враг церкви
Божьей на земле не вполне, однако, оценил сострадательность Того, Кто, хотя и
не оставляет без наказания виновного, славится тем, что Он — «Бог
человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный,
сохраняющий милость в тысячи родов,
прощающий вину и преступление и грех» (Исх.
34:6, 7). Несмотря на все усилия сатаны извратить план Божий относительно
Израиля, даже в самые мрачные моменты его истории, когда, казалось, что враг
уже был готов одержать безусловную победу. Господь являл Свою милость. Он
предлагал Израилю то, что могло способствовать процветанию всей нации.
«Написал Я ему важные законы Мои, — сказал Он через Осию, — но они сочтены им
как бы чужие». «Я Сам приучал Ефрема ходить, носил его на руках Своих, а они
не сознавали, что Я врачевал их» (Ос.
8:12; 11:3). Господь чутко обращался с израильтянами, наставляя их через Своих
пророков, заповеди и уставы. Если бы
Израиль прислушался к словам пророков, он никогда не дошел бы до такого
унижения. Но народ отказался повиноваться Его закону, и Бог был вынужден
допустить, чтобы он попал в рабство. «Истреблен будет народ Мой за недостаток
ведения, — сказал Господь через Осию, — так как ты отверг ведение, то и Я
отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога
твоего» (Ос. 4:6). В каждом
столетии нарушителей закона Божьего постигала одна и та же участь. Во дни
Ноя, когда каждый принцип справедливости был извращен и беззаконие настолько
распространилось и укоренилось, что Бог не мог уже больше мириться с этим. Он
решил: «Истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил» (Быт. 6:7). Во дни Авраама жители Содома
вступили в открытую борьбу против Бога и Его закона, и результатом также
стало нечестие, разврат, необузданность желаний, — все то, что отличало
допотопный мир. Жители Содома превысили меру Божественного долготерпения, и
огонь ярости Божьей возгорелся против них. Время,
предшествующее пленению десяти израильских колен, характеризовалось таким же
неповиновением и беззаконием. Закон Божий попирался, и это открыло широкие
врата беззаконию. «Ибо суд у Господа с жителями сей земли, — говорил Осия, —
потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Бого-познания на земле. Клятва и
обман, убийство и воровство и прелюбодейство крайне распространились, и
кровопролитие следует за кровопролитием» (Ос.
4:1, 2). Пророчества
Осии и Амоса о судах переплетались с обещаниями будущей славы. Десяти
коленам, которые столько времени восставали против Бога и не хотели
раскаяться, не было дано ни одного обетования относительно полного
восстановления их прежнего могущества в Палестине. До конца времени они
«будут скитальцами между народами». Но через пророка Осию было сказано, что и
у них будет преимущество участвовать в окончательном возрождении народа
Божьего при завершении истории земли, когда Христос явится, как Царь царей и
Господь господствующих. «Долгое время, — говорит пророк, — сыны Израилевы
будут оставаться без царя и без князя и без жертвы, без жертвенника, без
ефода и терафима. После того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога
своего и Давида, царя своего, и будут благоговеть пред Господом и благостью
Его в последние дни» (Ос. 3:4, 5). Языком
символов Осия излагает перед десятью коленами Божественный план
восстановления каждой обращенной души, которая соединится с Его церковью на
земле, напоминая о тех благословениях, которые были даны Израилю во дни их
верного служения Богу в обетованной земле. Ссылаясь на Израиль, как на того,
кому Он так жаждал явить Свое милосердие, Господь говорит: «Посему вот, и Я
увлеку ее, приведу ее в пустыню и буду говорить к сердцу ее. И дам ей оттуда
виноградники ее и долину Ахор, в преддверие надежды; и она будет петь там,
как во дни юности своей и как в день выхода своего из земли Египетской. И
будет в тот день, говорит Господь, ты будешь звать Меня: «муж мой», и не
будешь более звать Меня: «Ваали» [«Господин мой»]. И удалю имена Ваалов от
уст ее, и не будут более вспоминаемы имена их» (Ос. 2:14—17). В последние
дни истории земли будет восстановлен Божественный завет с теми, кто
соблюдает Его заповеди. «И заключу в то время для них союз с полевыми зверями
и с птицами небесными и с пресмыкающимися по земле; и лук, и меч, и войну
истреблю от земли той, и дам им жить в безопасности. И обручу тебя Мне навек,
и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии, и обручу тебя
Мне в верности, и ты познаешь Господа. И будет в
тот день, Я услышу, говорит Господь, услышу небо, и оно услышит землю, и
земля услышит хлеб и вино и елей; а сии услышат Изреель. И посею ее для Себя
на земле, и помилую Непомилованную, и скажу не Моему народу: "ты — Мой
народ", а он скажет: "Ты — мой Бог!"» (стихи 18—23). «И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова...
возложат упование на Господа, Святого Израилева, чистосердечно» (Ис. 10:20). Из «всякого племени, и
колена, и языка и народа», люди с радостью отзовутся на зов трехангельской
вести: «Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его». Они
оставят всех идолов, привязывающих их к земле, и поклонятся «Сотворившему
небо и землю, и море и источники вод». Они освободят себя от всех пут и будут
стоять перед миром как памятники Божественной милости. Послушны Божьим
требованиям, они будут признаны ангелами и людьми, как те, которые соблюдают
«заповеди Божий и веру в Иисуса» (Откр.
14:6, 7, 12). «Вот, наступят дни, говорит Господь, когда пахарь застанет еще жнеца,
а топчущий виноград — сеятеля; и горы источать будут виноградный сок, и все
холмы потекут. И возвращу из плена народ Мой, Израиля, и застроят опустевшие
города и поселятся в них, насадят виноградники и будут пить вино из них,
разведут сады и станут есть плоды из них. И водворю их на земле их, и они не
будут более исторгаемы из земли своей, которую Я дал им, говорит Господь Бог
твой» (Ам. 9:13—15). |