Глава 19
Пророк, несущий мир (Эта глава основана на 4-й
книге Царств, 4.) |
Работа
пророка Елисея в некотором отношении отличалась от того, что делал Илия. Илия
был вестником обличении и суда. Его смелый голос призывал царей и народ
оставить путь беззаконий. У Елисея же была другая миссия: ему следовало
укреплять и развивать начатую Илией работу и учить народ Божественной истине.
Священное Писание представляет нам его среди людей, окруженным сынами
пророков, творящим чудеса и дарующим исцеление и радость. Елисей был
человеком кротким и спокойным, но случай, происшедший с ним в Вефиле, где его
осмеяли малые дети, говорит о том, что в случае необходимости он мог быть и
суровым. Мальчиков, слыхавших о вознесении Илии, это торжественное событие
возбудило, и когда они увидели Елисея, то закричали ему вслед: «Иди,
плешивый! иди, плешивый!» Обернувшись на их издевательские слова и находясь
под влиянием силы Всемогущего, он проклял их. Этих детей постигло Божье
наказание. «И вышли две медведицы из леса, и растерзали из них сорок два
ребенка» (4 Цар. 2:23, 24). Если бы
Елисей спокойно прошел мимо насмешников, то чернь и впредь позволяла бы себе
издеваться над ним, и его миссия, заключавшаяся в том, чтобы спасать народ в
час опасности, не была бы выполнена. Этот единственный случай, свидетельствующий
о страшной суровости, снискал ему всеобщее уважение на всю оставшуюся жизнь.
В течение пятидесяти лет он входил и выходил Вефильскими воротами,
странствовал по стране из города в город, встречался с разными людьми, с
праздной, грубой, развратной
молодежью, но никто не осмеливался насмехаться над ним или же унижать его —
пророка Всевышнего. Даже доброта должна иметь границы. Только непоколебимая строгость
может поддерживать авторитет, ибо в противном случае все будет подвергнуто
насмешке и презрению. Так называемая нежность, уговоры, потворство родителей
и воспитателей желаниям детей являются самым большим злом, какое только
может обрушиться на них. Каждая семья должна руководствоваться принципиальной
твердостью, решительностью и определенными требованиями. Почтительность, которой так недоставало насмешникам Елисея, является
благороднейшей чертой характера, которая должна тщательным образом
воспитываться и развиваться. Каждого ребенка необходимо научить относится к
Богу с надлежащим почтением. Когда мы говорим о Господе, недопустимы легкомыслие
или небрежность. Ангелы, произнося Его имя, прикрывают свои лица. С каким же
благоговением должны мы, падшие, грешные существа, произносить это имя! Необходимо всегда с должным уважением относиться к представителям
Божьим, служителям, учителям, родителям, которые призваны вместо Него
говорить и работать: в уважении, проявляемом к ним, мы воздаем честь Богу. Вежливость также является одним из даров Духа и должна
характеризовать собой жизнь каждого человека. Она обладает способностью
смягчать сердца людей, которые без нее становятся грубыми и черствыми. Те,
кто называют себя последователями Христа, но грубы, неучтивы и невежливы,
ничему не научились от Него. Их искренность и верность могут быть безупречны,
но и эти качества не могут возместить отсутствие доброты и вежливости. Благорасположенность Елисея, так повлиявшая на многих людей в
Израиле, особенно ярко проступает в истории его дружественных отношений к
семье, жившей в Сонаме. «Там одна богатая женщина упросила его к себе, есть хлеба; и когда он ни
проходил, всегда заходил туда есть хлеба». Хозяйка дома, увидев, что Елисей
был святой «человек Божий», сказала своему мужу: «Сделаем небольшую горницу
над стеною, и поставим ему там постель, и стол, и седалище, и светильник; и
когда он будет приходить к нам, пусть заходит туда». И там Елисей часто
отдыхал, наслаждаясь покоем и миром. Бог также не остался безучастным к
доброте женщины. Она была бездетна, и Господь вознаградил ее гостеприимство
тем, что даровал ей сына. Прошли годы... Ребенок вырос и уже ходил на поле с жнецами. Однажды,
сильно перегревшись на солнце, он заболел «и сказал отцу своему: голова моя!
голова моя болит!» Отец повелел отнести заболевшего мальчика к матери и
«понес его, и принес его к матери его. И он сидел на коленях у нее до
полудня, и умер. И пошла она, и положила его на постели человека Божия, и
заперла его, и вышла». В отчаянии
Сонамитянка решила обратиться за помощью к Елисею. Пророк в то время
находился на горе Кармил, и женщина в сопровождении слуги немедленно
отправилась в путь. «И когда увидел человек Божий ее издали, то сказал слуге
своему Гиезию: это та Сонамитянка. Побеги к ней на встречу и скажи ей:
«здорова ли ты? здоров ли твой муж? здоров ли ребенок?» Слуга сделал так, как
ему было повелено, но убитая горем мать рассказала ему о своем несчастье
лишь тогда, когда подошла к Елисею. Услыхав о ее потере, Елисей повелел
Гиезию: «Опояшь чресла твои, и возьми жезл мой в руку твою, и пойди. Если
встретишь кого, не приветствуй его, и если кто будет тебя приветствовать, не
отвечай ему. И положи посох мой на лице ребенка». Но мать не успокоилась до тех пор, пока Елисей не пошел вместе с ней.
«Жив Господь и жива душа твоя! не отстану от тебя. И он встал и пошел за нею.
Гиезий пошел впереди их, и положил жезл на лице ребенка. Но не было ни
голоса, ни ответа. И вышел на встречу ему, и донес ему, и сказал: не
пробуждается ребенок». Когда они прибыли домой, Елисей вошел в комнату, где лежал умерший
мальчик, «и запер дверь за собою, и помолился Господу. И поднялся и лег над
ребенком, и приложил свои уста к его устам, и свои глаза к его глазам, и свои
ладони к его ладоням, и простерся на нем, и согрелось тело ребенка. И встал и
прошел по горнице взад и вперед; потом опять поднялся и простерся на нем. И
чихнул ребенок раз семь, и открыл ребенок глаза свои». Призвав Гиезия, Елисей повелел ему привести мать мальчика. «Она
пришла к нему, и он сказал: возьми сына твоего. И подошла, и упала ему в ноги,
и поклонилась до земли. И взяла сына своего, и пошла». Так была
вознаграждена вера этой женщины. Христос — великий Податель жизни — вернул ей
сына. Так будут вознаграждены и все верные, когда в день Его пришествия
смерть утратит свое жало и победа могилы окажется недействительной. Тогда Он
возвратит Своим слугам детей, которые были вырваны из их объятий беспощадной
смертью. «Так говорит Господь: голос слышен в Раме; вопль и горькое рыдание;
Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет.
Так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо
есть награда за труд твой... и возвратятся они из земли неприятельской. И
есть надежда для будущности твоей, говорит Господь, и возвратятся сыновья
твои в пределы свои» (Иер. 31:15—17). Когда мы
теряем наших близких, Иисус утешает нас надеждой на вечность. «От власти ада
Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя
победа?» (Ос. 13:14). «И живый; и
был мертв, и се, жив во веки веков... и имею ключи ада и смерти» (Откр. 1:18). «Потому что Сам Господь
при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые
во Христе воскреснут прежде; потом мы оставшиеся в живых, вместе с ними
восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с
Господом будем» (1 Фес. 4:16, 17). Подобно
Спасителю человечества, прообразом Которого он был, Елисей в своем служении
людям сочетал исцеления с проповедью. В течение всей жизни Елисей самым
искренним, неутомимым и преданным служением старался принести пользу тем, кто
учился в пророческих школах. Согласно провидению Божьему, его наставления
молодым ученикам сопровождались самым глубоким влиянием Святого Духа, а иногда
и другими неоспоримыми доказательствами его авторитета как слуги Истовы. Так
произошло и во время посещения пророческой школы в Галгале, когда он сделал
отравленное блюдо вполне пригодным для употребления. «Был голод в земле той;
и сыны пророков сидели пред ним. И сказал он слуге своему: поставь большой
котел, и свари похлебку для сынов пророческих. И вышел один из них в поле
собирать овощи, и нашел дикое вьющееся растение, и набрал с него диких плодов
полную одежду свою. И пришел и накрошил их в котел с похлебкою, так как они
не знали их. И налили им есть. Но как скоро они стали есть похлебку, то
подняли крик, и говорили: смерть в котле, человек Божий! И не могли есть. И
сказал он: подайте муки. И всыпал ее в котел, и сказал Гиезию: наливай людям, пусть едят. И не стало ничего вредного в
котле». Там же в
Галгале, во время засухи, Елисей накормил сто человек небольшим даром,
принесенным ему человеком «из Ваалшалиши». Он принес «хлебный начаток —
двадцать ячменных хлебцев и сырые зерна в шелухе». Люди, окружавшие его,
испытывали сильный голод. Получив эти приношения, Елисей сказал слуге: «Отдай
людям, пусть едят. И сказал слуга его: что тут я дам ста человекам? И сказал
он: отдай людям, пусть едят; ибо так говорит Господь: «насытятся и
останется». Он подал им, и они насытились, и еще осталось, по слову
Господню». Какую
милость проявил Христос через Своего вестника, накормив голодных! Итак,
постоянно и неизменно, быть может, не всегда столь явным и заметным образом.
Господь Иисус заботится о нуждах людей. Если бы наш духовный горизонт был
шире, мы увидели бы тогда, с каким сочувствием Бог относится к человечеству. Только
благодать Божья способна превратить сущие пустяки в полное обилие. Рука Божья
может увеличить любую малость во сто крат. Своей властью Он может накормить и
в пустыне. Одним прикосновением Он может увеличить скудный запас еды и сделать
ее достаточной для всех. Благодаря Его силе в руках пророческих сынов
умножались хлеб и зерно. Во дни
земного служения Христа, когда Он подобным же образом насытил толпы народа,
проявлялось то же неверие, как и во дни древнего пророка. «Что, — сказал
слуга Елисея, — тут я дам ста человекам?» И когда Иисус повелел Своим
ученикам накормить народ, они ответили: «У нас нет более пяти хлебов и двух
рыб; разве нам пойти купить пищи для всех сих людей?» (Лк. 9:13). Что же это для такого множества? В этом
примере содержится урок для детей Божьих всех времен. Когда Господь поручает
выполнить какую-нибудь работу, люди не должны сомневаться, благоразумно это
будет или нет, или же предугадывать последствия этой работы. Возможности,
которыми они располагают, могут быть очень ограничены, но в руках Божьих
этого будет довольно, чтобы оказался еще и остаток. Слуга «подал им, и они
насытились, и еще осталось, по слову Господню». В настоящее время церкви
остро необходимо понимать, как Бог относится к тем, кого Он искупил жизнью
Своего Сына; необходима и большая вера в постоянный успех Его работы на
земле. Пусть никто не тратит времени на то, чтобы оплакивать явную скудость
своих возможностей. Пусть то, чем мы обладаем, весьма незначительно, но
воодушевление и вера в Бога расширят наши возможности. Дар, принесенный Ему с
благодарностью и молитвой о Его благословении, умножится Им так же, как Он
умножал пищу, которую подавали пророческим сынам и уставшему народу. |