Глава 15Иосафат |
Прежде чем
тридцатипятилетний Иосафат стал царем, он имел возможность многому научиться
от царя Асы, который даже в самый суровый час «делал угодное пред очами
Господа» (3 Цар. 15:11). На
протяжении двадцатипятилетнего царствования Иосафат старался следовать «во
всем путем отца своего Асы, не сходил с него». В стремлении
благоразумно управлять государством Иосафат пытался убедить своих подданных в
недопустимости языческих обрядов. Многие из его народа «еще совершали жертвы
и курения на высотах» (3 Цар. 22:43).
Царь не сразу разрушил жертвенники, но с самого начала он старался уберечь
Иудею от губительного влияния беззакония, господствующего на севере, где
царствовал Ахав, его современник. Сам же Иосафат был верен Богу. Он «не
взыскал Ваалов, но взыскал он Бога отца своего, и поступал по заповедям Его, а
не по деяниям Израильтян». Благодаря его верности Бог был с ним и
«утвердил... царство в руке его» (2
Пар. 17:3—5). «И давали
все Иудеи дары Иосафату, и было у него много богатства и славы. И возвысилось
сердце его на путях Господних». Со временем, когда была произведена реформа и
царь «и высоты отменил... и дубравы в Иудее» (2 Пар. 17:5, 6). «И остатки блудников, которые остались во дни
отца его Асы, он истребил с земли» (3
Цар. 22:46). Таким образом, жители Иудеи были избавлены от многих
опасностей, которые угрожали приостановить их духовное развитие. Знание
закона Божьего было необходимо всей стране. В этом законе заключалась
безопасность людей, и, сообразуя свою жизнь с его требованиями, они могли
оставаться преданными Богу и своим ближним. Сознавая это, Иосафат всеми
силами старался, чтобы его народ получил необходимые наставления из Священного
Писания. Он повелел князьям, управлявшим различными областями царства,
организовать обучение народа с помощью священников. Согласно царскому указу
эти учители, работавшие под непосредственным наблюдением князей, «обходили
все города Иудеи, и учили народ» (2
Пар. 17:7—9). И так как многие желали знать требования Божьи и не
грешить, то повсюду было заметно великое пробуждение. Успехом в
управлении страной Иосафат был обязан этому мудрому решению удовлетворить
духовную жажду своих подданных. Послушание закону Божьему сулит великие
дары. Повиновение Божественным требованиям — преобразующая сила, несущая
людям мир и добро. Если бы Слово Божье определяло поступки каждого, если бы
его обуздывающей силе подчинился разум человека, тогда злу, существующему
ныне в жизни, не нашлось бы места. Каждая семья .тогда стала бы источником
духовной силы, укрепился бы дух и отдельного человека, и целых народов. В течение
многих лет Иосафат жил в мире с соседними государствами. «И был страх
Господень на всех царствах земель, которые вокруг Иудеи» (2 Пар. 17:10). От филистимлян он получал дань в виде денег и
даров; аравитяне пригоняли к нему огромные стада овец и коз. «И возвышался Иосафат
все более и более, и построил в Иудее крепости и города для запасов». Люди
военные и храбрые служили царю, помимо тех, кого он поставил «в укрепленных
городах по всей Иудее» (2 Пар.
17:12—19). Будучи обильно благословен «богатством и славой», он мог вести
людей к истине и праведности (2 Пар.
18:1). Спустя
несколько лет после восшествия Иосафата на престол, будучи на вершине
процветания, он согласился на брак своего сына Иорама с дочерью Ахава и
Иезавели — Гофолией. Из-за брака между Иудой и Израилем был заключен союз,
противоречащий воле Божьей, который во время кризиса причинил царю и его
подданным много горя. Однажды
Иосафат посетил израильского царя в Самарии. Царственному гостю из Иерусалима
были оказаны особые почести, и в конце концов его вынудили заключить с
израильским царем военный союз против Сирии. Ахав надеялся, что вместе с
иудейскими войсками ему удастся захватить Рамоф, древний город убежища,
который он по праву считал принадлежащим израильтянам. Хотя Иосафат
в минуту малодушия опрометчиво пообещал царю пойти с ним войной против
сирийцев, поразмыслив, он решил посоветоваться с Богом. «Вопроси сегодня, что
скажет Господь», — предложил он Ахаву. В ответ на его просьбу Ахав призвал
четыреста лжепророков из Самарии и спросил их, «идти ли нам на Рамоф
Галаадский войною, или удержаться?» И они ответили: «Иди, и Бог предаст его в руку царя» (2 Пар. 18:4,5). Неудовлетворенный
этим ответом Иосафат желал определеннее знать волю Божью. «Нет ли здесь еще
пророка Господня? — спросил он, — спросим и у него» (2 Пар. 18:6). «Есть еще один человек, чрез которого можно
вопросить Господа, — ответил Ахав, — но я не люблю его, потому что он не
пророчествует обо мне доброго, а постоянно пророчествует худое; это Михей,
сын Иемвлая» (3 Цар. 22:8). Иосафат
оставался непреклонным в своем желании видеть этого человека Божьего, и тот
был приглашен к нему. Когда явившемуся пророку Ахав повелел говорить только
«истину, во имя Господне», Михей сказал: «Я видел всех сынов Израиля,
рассеянных по горам, как овец, у которых нет пастыря,— и сказал Господь:
"нет у них начальника, пусть возвратятся каждый в дом свой с
миром"» (3 Цар. 22:16, 17). Слова пророка довольно ясно говорили о том, что Небо не одобряет их
намерения, но ни тот ни другой царь не выразили ни малейшего желания внять
этому предостережению. Ахав еще раньше обдумал весь ход действий и твердо
решил следовать намеченному плану. Иосафат дал ему слово чести: «Иду с тобою
на войну», и после такого обещания он уже не мог изменить своего решения. «И
пошел царь Израильский и Иосафат, царь Иудейский, к Рамофу Галаадскому» (3 Цар. 22:29). Во время
сражения Ахав был ранен стрелой и к вечеру умер. «И провозглашено было по
всему стану при захождении солнца: каждый иди в свой город, каждый в свою
землю!» (3 Цар. 22:36). Так исполнилось
слово пророка. После этой
неудачной битвы Иосафат возвратился в Иерусалим. Приближаясь к городу, он
был встречен пророком Ииуем, который обратился к нему с укоризненными
словами: «Следовало ли тебе
помогать нечестивцу и любить ненавидящих Господа? За это на тебя гнев от лица
Господня. Впрочем и доброе найдено в тебе, потому что ты истребил кумиры в
земле Иудейской и расположил сердце
свое к тому, чтобы взыскать Бога» (2
Пар. 19:2, 3). Последние годы своего царствования Иосафат посвятил развитию и
укреплению национальных и духовных прав Иудеи. Он стал «обходить народ свой от Вирсавии до горы Ефремовой, и
обращал их к Господу, Богу отцов их» (2
Пар. 19:4). Одним из важнейших деяний этого царя было учреждение и осуществление
судов справедливости. Он «поставил судей на земле по всем укрепленным городам
Иудеи, в каждом городе, и сказал судьям: смотрите, что вы делаете; вы творите
не суд человеческий, но суд Господа; и Он с вами в деле суда. Итак да будет
страх Господень на вас: действуйте осмотрительно; ибо нет у Господа, Бога
нашего, неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства» (2 Пар. 19:5—7). Судебная система была усовершенствована учреждением апелляционного
суда в Иерусалиме, где Иосафат «приставил... левитов и священников и глав
поколений у Израиля — к суду Господню и к тяжбам» (2 Пар. 19:8). Царь наставлял судей быть верными. «Так действуйте в страхе
Господнем, с верностию и с чистым сердцем, — учил он их, — во всяком деле
спорном, какое поступит к вам от братьев ваших, живущих в городах своих, о
кровопролитии ли, или о законе, заповеди, уставах и обрядах, наставляйте их
чтоб они не провинились пред Господом, и не было гнева Его на вас и на братьев ваших; так действуйте, — и вы не
погрешите. И вот, Амария, первосвященник, над вами во всяком деле Господнем, а
Зевадия, сын Исмаилов, князь дома Иудина, во всяком деле царя, и надзиратели
левиты пред вами. Будьте тверды и действуйте, и будет Господь с добрым» (2 Пар. 19:9—11). В стремлении обеспечить права и свободу своим подданным, Иосафат
старался, чтобы каждый человек пользовался надлежащим вниманием и заботой,
которую справедливый Господь проявляет ко всем нам. «Бог стал в сонме богов;
среди богов произнес суд». И те, кто поставлен был судьями, должны были
давать «суд бедному и сироте», «угнетенному и нищему» оказывать
«справедливость» и исторгать «его
из руки нечестивых» (Пс. 81:1, 3, 4). В конце
царствования Иосафата в Иудейскую землю вторгся неприятель, одно приближение
которого привело всю страну в ужас и трепет. «Моавитяне и Аммонитяне, а с
ними некоторые из страны Моавитской, пошли войною на Иосафата». Эту весть
принес царю гонец, который в волнении сообщил ему: «Идет на тебя множество
великое из-за моря, от Сирии, и вот, они в Хацацон-Фамаре, то есть в Енгедди»
(2 Пар. 20:12). Иосафат был
мужественным и доблестным воином. На протяжении многих лет он заботился об
укреплении городских ополчений. Он был достаточно хорошо подготовлен к тому,
чтобы дать отпор любому врагу, однако эту нависшую над ним опасность он не
надеялся преодолеть своими силами. Одержать победу над язычниками, которые
хвастались тем, что покорят Иудею, Иосафат мог, только положившись на Бога
Израилева, а не на тщательно подготовленную армию и укрепленные города. «И убоялся
Иосафат, и обратил лице свое взыскать Господа, и объявил пост по всей Иудее.
И собрались Иудеи просить помощи у
Господа; из всех городов Иудиных пришли они умолять Господа». Стоя в храме
перед народом, Иосафат излил в молитве всю свою душу, опираясь на обетования
Божьи и упоминая о беззащитности Израиля. «Господи, Боже отцов наших! —
молил он, — не Ты ли Бог на небе? И Ты владычествуешь над всеми царствами
народов, и в Твоей руке сила и крепость, и никто не устоит против Тебя! Не Ты
ли, Боже наш, изгнал жителей земли сей пред лицем народа Твоего Израиля, и
отдал ее семени Авраама, друга Твоего, навек? И они поселились на ней, и
построили Тебе на ней святилище во имя Твое, говоря: «Если придет на нас
бедствие: меч наказующий, или язва, или голод, то мы станем пред домом сим и
пред лицем Твоим, ибо имя Твое в доме сем; и воззовем к Тебе в тесноте нашей,
и Ты услышишь и спасешь». И ныне, вот,
Аммонитяне и Моавитяне и обитатели
горы Сеира, чрез земли которых Ты не позволил пройти Израильтянам, когда они
шли из земли Египетской, а потому они миновали их и не истребили их, — вот,
они платят нам тем, что пришли
выгнать нас из наследственного владения Твоего, которое Ты отдал нам. Боже
наш! Ты суди их. Ибо нет в нас силы против множества сего великого,
пришедшего на нас, и мы не знаем, что делать; но к Тебе очи наши!» (2 Пар.20:3—12). С полной
уверенностью Иосафат мог сказать: «К Тебе очи наши». На протяжении многих лет
он учил народ полагаться на Того, Кто и в прошлые века так часто избавлял
Свой народ от смертельных опасностей, и теперь, когда царство находилось в
опасности, он не один стоял пред Богом, но «все Иудеи стояли пред лицем
Господним, и малые дети их, жены их и сыновья их» (2 Пар. 20:13). Вместе они постились и молились, вместе они
умоляли Господа поразить их врагов, чтобы имя Иеговы было прославлено. «Боже! Не промолчи, не безмолствуи, и не оставайся в покос. Боже! Ибо
вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову. Против народа
Твоего составили коварный умысел, и совещаются против хранимых Тобою.
Сказали: "пойдем и истребим их из народов, чтобы не вспомнилось более
имя Израиля". Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне, Гевал и Амон и Амалик...
Сделай им то же, что Мадиаму... Да постыдятся и смятутся на веки, Да
посрамятся и погибнут. И да познают, что Ты, Которого одного имя — Господь,
Всевышний над всею землею» (Пс. 82). Когда весь народ вместе с царем смирился пред Богом и просил у Него
помощи, Дух Божий сошел на Иозиила, «левита из сынов Асафовых», и он сказал:
«Слушайте, все Иудеи, и жители Иерусалима, и царь Иосафат! Так говорит
Господь к вам: не бойтесь и не ужасайтесь множества сего великого, ибо не
ваша война, а Божия. Завтра выступите против них: вот, они всходят на
возвышенность Циц, и вы найдете их на конце долины, пред пустынею Иеруилом.
Не вам сражаться на сей раз; вы станьте, стойте и смотрите на спасение
Господне, посылаемое вам. Иуда и
Иерусалим! не бойтесь и не ужасайтесь. Завтра выступите на встречу им, и
Господь будет с вами. И
преклонился Иосафат лицем до земли, и все Иудеи и жители Иерусалима пали пред
Господом, чтобы поклониться Господу. И встали левиты из сынов Каафовых и из
сынов Кореевых — хвалить Господа, Бога Израилева, голосом весьма громким». Рано утром они поднялись и пошли в пустыню Фекойскую и уже
приготовились вступить в бой, когда Иосафат сказал: «Послушайте меня. Иудеи
и жители Иерусалима! Верьте Господу, Богу вашему, и будете тверды; верьте
пророкам Его, и будет успех вам. И совещался он с народом, и поставил певцов
Господу, чтобы они» выступили «в благолепии святыни» (2 Пар. 20:14—21). Эти певцы шли впереди войска и громким голосом
славили Бога за обещанную Им победу. У них был единственный выход выступить против врага — пойти вперед и
славить Господа с песнями и величать Бога Израилева. Это был их военный марш.
Это было благолепие святыни. Если бы теперь люди громче славили Бога,
насколько больше у них было бы мужества, веры и надежды. Разве это не
укрепило бы доблестных воинов, которые в наше время сражаются за истину? «Господь возбудил несогласие между Аммонитянами, Моавитянами и обитателями горы Сеира, пришедшими на
Иудею, и были они поражены: ибо восстали Аммонитяне и Моавитяне на обитателей
горы Сеира, побивая и истребляя их;
а когда покончили с жителями Сеира, тогда стали истреблять друг друга. И когда Иудеи пришли на возвышенность к пустыне и взглянули на то
многолюдство, и вот — трупы, лежащие на земле, и нет уцелевшего» (2 Пар. 20:22—24). В то критическое время Бог был силой для Иуды, а в наше время Он
является силой Своего народа. Мы не должны полагаться на сильных мира сего
или ставить их на место Бога. Мы должны помнить, что люди способны согрешать
и ошибаться, и только Он, обладающий силой, есть крепкая башня, способная нас
защитить. При любых жизненных обстоятельствах мы должны помнить, что это Его
сражение. Он располагает неограниченными возможностями, а все, что кажется
непреодолимым, сделает победу еще более блестящей. «Спаси нас, Боже, Спаситель наш! Собери нас, и избавь нас от народов,
да славим святое имя Твое и да хвалимся славою Твоею!» (1 Пар. 16:35). С богатыми
трофеями иудейская армия возвращалась обратно, с «веселием, потому что дал им
Господь торжество над врагами их. И пришли в Иерусалим с псалтирями, и
цитрами, и трубами, к дому Господню» (2
Пар. 20:27,28). Велика была причина их радости. Повинуясь повелению:
«Стойте и смотрите на спасение Господне... не бойтесь и не ужасайтесь», люди
всецело доверились Богу и Он доказал, что Он их Крепость и Избавитель (стих 17). Теперь они могли
проникновенно петь песнь Давида: «Бог нам прибежище и сила, Скорый помощник в бедах»... Он «сокрушил
лук и переломил копье, Колесницы сожег огнем. Остановитесь и познайте, что Я
Бог: Буду превознесен в народах, превознесен на земле. Господь сил с нами,
Заступник наш Бог Иакова» (Пс. 45). «Как имя Твое, Боже, Так и хвала Твоя до концов земли; десница Твоя
полна правды. Да веселится гора Сион, да радуются дщери Иудейские ради судов
Твоих... Ибо сей Бог есть Бог наш на веки и веки; Он будет вождем нашим до
самой смерти» (Пс. 47:11, 12, 15). Благодаря вере иудейского царя и его войска был «страх Божий на всех
царствах земных, когда они услышали, что Сам
Господь воевал против врагов Израиля. И спокойно стало царство Иосафатово; и
дал ему Бог его покой со всех сторон» (2
Пар. 20:29, 30). |