Глава 8Отступничество народа |
Со времени
смерти Иеровоама до появления перед Ахавом Илии израильский народ находился в
состоянии глубокого духовного упадка. Управляемые царями, которые не боялись
Иеговы и насаждали чуждые формы богопоклонения, многие израильтяне вскоре
забыли о долге служения живому Богу и переняли языческие обычаи. Нават, сын
Иеровоама, царствовал всего несколько месяцев. Против него составил заговор
Ваас, один из полководцев, который и положил конец его нечестивому правлению.
Вместе с Наватом были убиты и все его родственники по линии Иеровоама,
согласно «слову Господа, которое Он изрек чрез раба Своего, Ахию Силомлянина,
— за грехи Иеровоама, которые он сам делал и которыми ввел в грех Израиля» (3 Цар. 75:29, 30). Так погиб
весь дом Иеровоама. Установленное им идолопоклонство навлекло на виновных
отступников справедливые кары Неба, и все же последующие за ним цари — Вааса,
Ила Замврий и Амврий — на протяжении сорока лет продолжали совершать то же
роковое беззаконие. Большую часть времени отступничества Израиля Иудейским царством
управлял Аса. На протяжении многих лет «делал Аса доброе и угодное в очах
Господа, Бога своего. И отверг он жертвенники богов чужих и высоты, и разбил статуи, и вырубил посвященные дерева; и повелел Иудеям
взыскать Господа, Бога отцов своих, и исполнять закон Его и заповеди. И отменил он во всех городах Иудиных высоты и
статуи солнца. И спокойно было при нем царство» (2 Пар. 14:2—5). Вера Асы была подвергнута суровому испытанию, когда «вышел на них
Зарай Ефиоплянин с войском в тысячу тысяч и с тремя стами колесниц» (2 Пар. 14:9). В это критическое время
Аса не надеялся на «укрепленные города в Иудее», построенные им, с их
«стенами с башнями, с воротами и запорами», и также на «людей храбрых» своей
тщательно обученной армии (2
Пар.14:6—8). Царь доверился Господу воинств, во имя Которого в древности
совершилось чудесное избавление Израиля. Выстроив своих людей в боевом
порядке, он обратился к Богу за помощью. Противоборствующие
армии вплотную подошли друг к другу. Это было суровое испытание для тех, кто
служил Господу. Предводители народа с тревогой думали: исповедан ли каждый
грех? Достаточно ли иудейские мужи верят в могущество Бога, чтобы спастись? С
обычной точки зрения, перед египетскими полчищами ничто не могло устоять. Но
в мирное время Аса проводил дни не в удовольствиях и развлечениях, а в
подготовке к разным непредвиденным случаям. Он располагал боеспособной
армией; он делал все, чтобы примирить народ с Богом, и теперь, хотя они были
так малочисленны перед врагом, его вера в Того, на Кого он уповал, не
поколебалась. Полагаясь на
Бога в дни благополучия, царь и теперь мог положиться на Него. Его молитва
свидетельствует о том, что ему была знакома чудесная сила Божья. «...Не в
Твоей ли силе помочь, — умолял он, — сильному или бессильному? помоги же
нам, Господи, Боже наш; ибо мы на Тебя уповаем, и во имя Твое вышли мы против
множества сего. Господи! Ты Бог наш: да не превозможет Тебя человек» (2 Пар. 14:11). Каждый
христианин может молиться подобно Асе. Мы сражаемся «не против крови и
плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века
сего, против духов злобы поднебесных» (Еф.
6:12). В жизни нам приходится сражаться с силами тьмы, которые действуют
против истины. Мы должны надеяться не на человека, но на живого Бога. Мы
уверенно можем ожидать, что Он соединит Свое всемогущество с усилиями
человека во славу Своего имени. Защищенные броней Его праведности, мы сумеем
одержать победу над любым врагом. Вера царя
Асы была достойно вознаграждена. «И поразил Господь Ефиоплян пред лицем Асы и
пред лицем Иуды; и побежали Ефиопляне. И преследовал их Аса и народ, бывший с
ним, до Герара, и пали Ефиопляне, так что у них никого не осталось в живых; потому что они поражены были пред Господом и
пред воинством Его» (2 Пар. 14:12, 13). Когда
победоносные войска Иуды и Вениамина возвратились в Иерусалим, «тогда на
Азарию, сына Одедова, сошел Дух Божий. И вышел он навстречу Асе, и сказал
ему: послушайте меня. Аса и весь Иуда и Вениамин: Господь с вами, когда вы с
Ним; и если будете искать Его, Он будет найден вами; если же оставите Его, Он
оставит вас». «Но вы укрепитесь, и пусть не ослабевают руки ваши; потому что
есть возмездие за дела ваши» (2 Пар.
15:13, 17). Сильно
ободренный этими словами Аса вскоре продолжил преобразования в Иудее. Он
«изверг мерзости языческие из всей
земли Иудиной и Вениаминовой и из городов, которые он взял на горе Ефремовой,
и обновил жертвенник Господень, который пред притвором Господним. И собрал
всего Иуду и Вениамина и живущих с ними переселенцев от Ефрема и Манассии и
Симеона; ибо многие от Израиля перешли к нему, когда увидели, что Господь,
Бог его, с ним. И собрались в Иерусалим в третий месяц, в пятнадцатый год
царствования Асы; и принесли в день тот жертву Господу из добычи, которую
привели, из крупного скота семьсот и из мелкого семь тысяч. И вступили в
завет, чтобы взыскать Господа, Бога отцов своих, от всего сердца своего и от
всей души своей». «...И Он дал им найти Себя. И дал им Господь покой со всех
сторон» (2 Пар. 15:8—12, 15). Жизнь Асы,
свидетельствующая о верном служении Богу, оказалась запятнана некоторыми
ошибками, которые он допустил, когда его упование на Господа не было
безусловным. Однажды израильский царь вторгся в Иудейское царство и захватил
Раму, укрепленный город, находящийся в восьми километрах от Иерусалима. Аса,
ища защиты, заключил союз с Венададом, сирийским царем. Пророк Ананий сурово
обличал Асу за то, что в тяжелое для себя время он не обратился к Богу за
помощью. Он сказал ему: «...Так как ты понадеялся на царя Сирийского и не уповал на Господа,
Бога твоего, потому и спаслось войско царя Сирийского от руки твоей. Не были
ли Ефиопляне и Ливияне с силою большею и с колесницами и всадниками весьма
многочисленными? Но как ты уповал на Господа, то Он предал их в руку твою.
Ибо очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему.
Безрассудно ты поступил теперь. Зато отныне будут у тебя войны» (2 Пар. 16:7—9). Вместо того чтобы смириться перед Богом и осознать свою вину,
«разгневался Аса на прозорливца, и заключил его в темницу, так как за это
был в раздражении на него; притеснял Аса и некоторых из народа в то время» (2 Пар. 16:10). «И сделался Аса болен ногами на тридцать девятом году царствования
своего, и болезнь его поднялась до верхних частей тела; но он в болезни своей
взыскал не Господа, а врачей» (2 Пар.
16:12). Аса умер на сорок первом году своего царствования, и после него
стал царем его сын Иосафат. За два года до смерти Асы израильским царем стал Ахав. С самого
начала его царствование было отмечено ужасным отступничеством. Его отец
Амврий, основатель Самарии, «делал... неугодное пред очами Господа, и
поступал хуже всех, бывших пред ним» (3
Цар. 16:25), но преступления Ахава были еще тяжелее. «...Более всех царей
Израильских, которые были прежде него. Ахав делал то, что раздражает Господа,
Бога Израилева». «Мало было для него впадать в грехи Иеровоама, сына
Наватова» (3 Цар. 16:31, 33). Не довольствуясь богослужениями,
проводившимися в Вефиле и Дане, он беззастенчиво увлек народ в самые низкие
формы язычества, замещая служение Иегове поклонением Ваалу. Женившись на Иезавели, дочери «Ефваала, царя Сидонского» и
первосвященника Ваала, Ахав «стал служить Ваалу и поклоняться ему». «И
поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии» (3 Цар. 16:31, 32). Ахав не
только ввел служение Ваалу в столице своего царства, но, по наущению
Иезавели, воздвиг языческие алтари на многих «высотах», откуда
распространялось пагубное влияние священников и других служителей,
принимавших участие в заманчивых языческих обрядах, пока наконец весь Израиль
не последовал за Ваалом. «Не было еще такого, как Ахав, который предался бы
тому, чтобы делать неугодное пред очами Господа, к чему подущала его жена его
Иезавель. Он поступал весьма гнусно, последуя идолам, как делали Аморреи,
которых Господь прогнал от лица сынов Израилевых» (3 Цар. 21:25, 26). Ахав был
слабовольным человеком. Его женитьба на решительной и самонадеянной
женщине-язычнице оказалась гибельной как для него, так и для народа.
Беспринципный, испорченный Ахав во всем легко следовал своей жене Иезавели.
Его себялюбивая натура была не способна оценить все милости, оказанные Богом
Израилю, к тому же он не понимал своих обязанностей главы и покровителя
избранного народа. Поддавшись пагубному влиянию Ахава, Израиль далеко отступил от живого
Бога и извратил свой путь. В течение долгих лет они жили в пороке и грехе, и
казалось, что среди них уже нет ни одного человека, который бы мог открыто
выступить и обличить богохульство. Страшный мрак отступничества покрыл всю
землю. Повсюду можно было встретить изображения Ваала и Астарты.
Увеличивалось количество языческих храмов и дубрав, где люди поклонялись творениям
рук человеческих. В воздухе чувствовался чадный дым жертв, приносимых идолам.
По холмам и долинам разносились пьяные крики языческих жрецов, которые
совершали жертвоприношения в честь солнца, луны и звезд. Наученный Иезавелью и ее нечестивыми священниками народ считал, что
идолы являются божествами, которые благодаря своей таинственной силе
управляют стихиями земли, огнем и водой. Все щедроты, посылаемые небом, —
журчащие ручьи, потоки вод, нежная роса, дождь, освежающий землю и орошающий
поля, чтобы они принесли обильный урожай,— все это было приписано милости
Ваала и Астарты, а не Подателю всех благ и совершенных даров. Народ забыл,
что в руке живого Бога содержатся холмы и долины, потоки и ручьи, что Он
управляет солнцем, облаками и всеми силами природы. Напрасно
через Своих верных вестников Господь неоднократно предостерегал нечестивого
царя и народ. Напрасно бого-вдохновенные посланцы отстаивали право Иеговы
быть Единственным Богом в Израиле; напрасно они пытались возвеличить законы,
которые Он дал им. Плененные пышностью и привлекательностью языческих
обрядов люди, подражая царю и его двору, отдались во власть возбуждающих,
безнравственных удовольствий чувственного служения. В своем слепом безумии
они отвергли Бога и служение Ему. Лучи света, так щедро озарившие их,
превратились в тьму. Прекрасное золото потускнело. Увы! Слава
Израиля исчезла! Никогда еще раньше избранный Богом народ не падал так низко
в своем отступничестве. У них было «четыреста пятьдесят пророков Вааловых, и
четыреста пророков дубравных» (3 Цар.
18:19). Только чудесная сила Божья могла спасти их от полной гибели.
Израиль добровольно оставил Бога, однако в Своем милосердии Он все же еще
любил тех, кого вовлекли в грех, и был готов послать к ним одного из самых
могущественных пророков, через которого многие должны были обратиться к Богу
их отцов. |