Глава 6Разделение царства |
«И почил
Соломон с отцами своими, и погребен был в городе Давида, отца своего, и
воцарился вместо него сын его Ровоам» (3
Цар. 11:43). Вскоре после
своего вступления на престол Ровоам отправился в Сихем, где надеялся получить
официальное признание всех колен. «...В Сихем сошлись все Израильтяне, чтобы
поставить его царем» (2 Пар. 10:1). Среди
присутствующих был и Иеровоам, сын Новатов, — тот Иеровоам, который во
времена царствования Соломона был известен как «человек мужественный» и
которому пророк Ахия Силомлянин сообщил потрясающую весть: «Вот, Я исторгаю
царство из руки Соломоновой, и даю тебе десять колен» (3 Цар 11:28, 31). Господь
через Своего посланника возвестил Иеровоаму о неизбежности разделения
царства, и решение это должно было исполниться. Ибо Он сказал: «за то, что
они оставили Меня, и стали поклоняться Астарте, божеству Сидонскому, и
Хамосу, богу Моавитскому, и Милхому, богу Аммонитскому, и не пошли путями
Моими, чтобы делать угодное пред очами Моими и соблюдать уставы Мои и заповеди Мои, подобно Давиду, отцу его» (3 Цар. 11:33). Иеровоаму
также было сказано, что царство не будет разделено при жизни Соломона. «Я не
беру всего царства из руки его, — сказал Господь, — но Я оставляю его
владыкою на все дни жизни его ради Давида, раба Моего, которого Я избрал,
который соблюдал заповеди Мои и уставы Мои. Но возьму царство из руки сына
его, и дам тебе из него десять колен» (3
Цар. 11:34, 5). Несмотря на
все желание Соломона подготовить Ровоама, своего законного наследника, к
будущему, предсказанному пророком Божьим, ему так и не удалось благотворно
повлиять на сына, чье воспитание с детства шло неправильным путем. Ровоам
унаследовал от матери аммонитянки нерешительный характер. Одно время он
пытался служить Богу, и это способствовало его некоторому благополучию, но,
будучи весьма непостоянным, он в конце концов полностью оказался во власти
пороков, окружавших его с ранних лет. В заблуждениях Ровоама и его окончательном
отступничестве видны ужасные последствия союзов Соломона с языческими
женщинами. Долгое время
израильские колена стенали под тяжким игом власти прежнего царя. Став
расточительным в годы отступничества, Соломон обложил народ большими
податями, заставляя людей тяжко трудиться, добывая ему богатство. Перед возведением
на престол нового царя старейшины народа решили узнать, намерен ли сын
Соломона уменьшить подати. «...И пришел Иеровоам и весь Израиль, и говорили
Ровоаму так: отец твой наложил на нас тяжкое иго; но ты облегчи жестокую
работу отца твоего и тяжкое иго, которое он наложил на нас, и мы будем
служить тебе». Прежде чем
принять какое-либо определенное решение, Ровоам хотел поговорить со своими
советниками и поэтому ответил: «через три дня придите опять ко мне. И
разошелся народ». «И
советовался царь Ровоам со старейшинами, которые предстояли пред лицем
Соломона, отца его, при жизни его, и говорил: как вы
посоветуете отвечать народу сему? Они сказали ему: если ты будешь добр к
народу сему, и угодишь им, и будешь говорить с ними ласково, то они будут
тебе рабами на все дни» (2 Пар.
10:3—7). Неудовлетворенный
ответом Ровоам обратился к молодым людям, с которыми дружил в юности и в
годы возмужания, и спросил их: «что вы посоветуете мне отвечать народу сему,
который говорил мне и сказал: "облегчи иго, которое наложил на нас отец
твой?"» (3 Цар. 12:9). Они
предложили ему строго обойтись с подданными и с самого начала дать понять,
что он не потерпит вмешательства в свои дела. Гордясь возможностью проявить верховную власть, Ровоам решил
пренебречь советом старейшин и послушаться молодых друзей. Таким образом, в
назначенный день, когда к Ровоаму пришли «Иеровоам и весь народ», чтобы
узнать мнение царя, Ровоам сурово отвечал народу, говоря: «отец мой наложил
на вас тяжкое иго, а я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я
буду наказывать вас скорпионами» (3
Цар. 12:12, 14). Если бы Ровоам и его неопытные советники постигли смысл Божественной
воли относительно Израиля, они послушались бы голоса народа и решительно
изменили систему управления. Но когда в Сихеме им предоставилась такая
возможность, они не осознали важности создавшейся обстановки и, таким
образом, навсегда утратили свое влияние на народ. Их намерение сохранить
утвержденные Соломоном налоги и, более того, увеличить их находилось в прямом
противоречии с Божественным планом относительно Израиля, и это вызвало у
народа вполне обоснованные сомнения в справедливости таких действий. В этой
неразумной и жестокой попытке проявить силу царь и избранные им советники
обнаружили упоенность высоким положением и властью. Господь не допустил, чтобы Ровоам осуществил свои намерения.
Огромные массы людей были глубоко возмущены насилием Соломона, и теперь им не
оставалось ничего другого, как восстать против дома Давидова. «И увидели все Израильтяне, что царь не послушал их. И отвечал народ
царю, и сказал: какая нам часть в Давиде? Нет нам доли в сыне Иессеевом; по
шатрам своим, Израиль! Теперь знай свой дом, Давид! И разошелся Израиль по
шатрам своим» (3 Цар. 12:16). Разрыв,
вызванный грубой речью Ровоама, оказался непреодолимым. С того времени
двенадцать колен израилевых разделились. Колена Иуды и Вениамина создали
южное царство Иудеи под управлением Ровоама, а остальные десять колен,
живущие на севере, образовали отдельное государство Израиль под управлением
Иеровоама. Исполнились слова пророка о разделе израильского государства:
«ибо так суждено было Господом» (3 Цар.
12:15). Когда Ровоам
увидел, что десять колен отделились от него, он начал действовать. Через
влиятельного мужа своего царства «Адонирама, начальника над податью» он хотел
восстановить с ними мирные отношения. Но жестокое обращение с этим
посланником мира красноречиво свидетельствовало о настоящих чувствах народа к
Ровоаму. «...Все израильтяне забросали его каменьями, и он умер». Напуганный
столь очевидной мятежной силой, «Ровоам поспешно взошел на колесницу, чтоб
убежать в Иерусалим» (3 Цар. 12:18). В Иерусалиме
он «собрал из всего дома Иудина и из колена Вениаминова сто восемьдесят тысяч
отборных воинов, дабы воевать с домом Израилевым для того, чтобы возвратить
царство Ровоаму, сыну Соломонову. И было Слово Божие к Самею, человеку Божию,
и сказано: Скажи Ровоаму, сыну Соломонову, царю Иудейскому, и всему дому
Иудину и Вениаминову и прочему народу: так говорит Господь: не ходите и не
начинайте войны с братьями вашими, сынами Израилевыми; возвратитесь каждый в дом
свой; ибо от Меня это было. И послушались они слова Господня, и пошли назад
по слову Господню» (3 Цар. 12:21—24). В течение
трех лет Ровоам старался извлечь урок из печального начала своего
царствования, и это ему удалось. Он «обнес города в Иудее стенами» и
«утвердил он крепости сии, и устроил в них начальников и хранилища для хлеба
и деревянного масла и вина». Он старался сделать эти укрепленные города
«весьма сильными» (2 Пар. 11:5, 11, 12).
Но секрет благоденствия иудейского царства в первые годы царствования
Ровоама заключался не в этом. Вениаминово и Иудино колена были обязаны своим
благополучием Богу, Которого они признавали своим Правителем. К ним
присоединилось большое число преданных Богу людей из северных колен. «...Из
всех колен Израилевых, — говорит Библия, — расположившие сердце свое, чтобы
взыскать Господа, Бога Израилева, приходили в Иерусалим, дабы приносить
жертвы Господу, Богу отцов своих. И укрепили они царство Иудино, и
поддерживали Ровоама, сына Соломонова, три года; потому что ходили путем
Давида и Соломона в сии три года» (2
Пар. 11:16, 17). Если бы Ровоам и дальше продолжал так
действовать, это дало бы ему возможность в значительной степени исправить
ошибки прошлого и, заслужив репутацию мудрого правителя, вернуть себе доверие
народа. Но Священное Писание повествует нам грустную историю о Соломоновом
преемнике, который не стал примером верности Иегове. Да, Ровоам был
своевольный, самонадеянный, упрямый, зараженный идолопоклонством, однако,
доверившись Богу, он смог бы выработать в себе волевой характер,
непоколебимую веру и повиновение Божественным требованиям. Но время шло, а
царь вполне положился на свою власть и выстроенные им крепости. Постепенно
он допустил, чтобы унаследованные им пороки поработили его, пока наконец
полностью не перешел на сторону язычества. «Когда царство Ровоама утвердилось,
и он сделался силен, тогда он оставил закон Господень, и весь Израиль с ним» (2 Пар. 12:1). Какой печалью, каким значением исполнены слова: «и весь Израиль с
ним»! Народ, избранный Богом быть светом для окружающих его народов,
отвернулся от Источника своей силы и уподобился тем, в среде кого он жил. Как
это было с Соломоном, так случилось и с Ровоамом — дурной пример окружающих
повлиял на многих. И сегодня, в большей или меньшей степени, влияние того,
кто поступает плохо, распространяется и на других. Каждый человек
соответственно воздействует на свое окружение. Никто не погибает только сам в
собственном нечестии. Жизнь каждого человека есть свет, озаряющий и
ободряющий других, или же губительный мрак, несущий людям отчаяние и смерть.
Своим примером мы ведем людей или к счастью и бессмертию, или же к горю и
вечной смерти. Укрепляя в людях желание грешить или побуждая их к этому
нашими поступками, мы становимся соучастниками их грехов. Бог не позволил, чтобы отступничество иудейского царя осталось
безнаказанным. «На пятом году царствования Ровоама, Сусаким, царь Египетский,
пошел на Иерусалим, — потому что они отступили от Господа, — с тысячью и
двумя стами колесниц и с шестьюдесятью тысячами всадников; и не было числа
народу, который пришел с ним из Египта... И взял укрепленные города в Иудее,
и пришел к Иерусалиму. Тогда Самей пророк пришел к Ровоаму и князьям Иудеи, которые
собрались в Иерусалим, спасаясь от
Сусакима, и сказал им: так говорит Господь: вы оставили Меня, за то и Я
оставлю вас в руки Сусакиму» (2 Пар.
12:2—5). Народ еще не до такой степени пал, чтобы не признать в этом судов
Божьих. В потерях, причиненных вторжением Сусакима, они узнали руку Божью и
на некоторое время смирились. «Праведен Господь!» — признали они. «Когда увидел Господь, что они смирились, тогда было слово Господне к
Самею, и сказано: они смирились; не истреблю их, и вскоре дам им избавление,
и не прольется гнев Мой на Иерусалим рукою Сусакима; однако же они будут
слугами его, чтобы знали, каково служить Мне и служить царствам земным. И пришел Сусаким, царь Египетский, в Иерусалим, и взял сокровища дома
Господня и сокровища дома царского; все взял он, взял и щиты золотые, которые
сделал Соломон. И сделал царь Ровоам, вместо них, щиты медные, и отдал их на
руки начальникам телохранителей, охранявших вход дома царского... И когда он
смирился, тогда отвратился от него гнев Господа, и не погубил его до конца;
притом и в Иудее было нечто доброе» (2
Пар. 12:6—12). Но когда бедствие прекратилось и к народу вернулось благополучие,
многие забыли Бога и снова впали в идолопоклонство. Среди них оказался и сам
Ровоам. Смирившись на время под давлением обстоятельств, Ровоам пренебрег
полученным опытом и не изменил решительно своей жизни. Забыв урок,
преподанный ему Богом, он вновь впал в грехи, которые навлекли кары Божьи на
его народ. Спустя несколько бесславных лет, в течение которых царь делал
«зло, потому что не расположил сердца своего к тому, чтобы взыскать Господа»,
Ровоам почил «с отцами своими, и погребен в городе Давидовом. И воцарился
Авия, сын его, вместо него» (2 Пар.
12:14, 16). С разделением царства в первые годы правления Ровоама солнце величия
Израиля постепенно закатывалось, чтобы уже никогда не взойти в прежней славе.
На протяжении всех последующих столетий престол Давида занимали мужи высокой
морали и большого ума, под управлением которых благословение, покоящееся на
иудейском народе, распространилось и на окружающие народы. Имя Иеговы было
превознесено превыше имени всякого другого бога, и закон Его благоговейно
почитался. Время от времени появлялись могущественные пророки, которые поддерживали
царей и поощряли народ хранить верность Богу. Но вместе с воцарением Ровоама
взошло и семя зла, и его никогда уже не удастся искоренить. И порой некогда
избранный народ Божий падал так низко, что его осуждали даже язычники. Однако, несмотря на испорченность тех, кто продолжал поклоняться
идолам, Господь в Своем сострадании всеми силами стремился спасти
разделившееся царство от окончательной гибели. Годы шли, и хотя казалось, что
Его замысел относительно Израиля обречен на неудачу из-за действий людей,
вдохновленных слугами сатаны, но через пленение и освобождение избранного
народа Бог все же явил Свои благие побуждения. Разделением
царства открылась только первая страница чудесной истории долготерпения
Божьего и Его чуткой заботы о Его народе. Те, кто прошел суровые испытания,
чтобы освободиться от укоренившегося в их душах зла, те, кого Бог желал
очистить и сделать особенным народом, ревностным к добрым делам, должны были
в конце концов признать: «Нет
подобного Тебе, Господи! Ты велик, и имя Твое велико могуществом. Кто не
убоится Тебя, Царь народов?» ...Потому «и во всех царствах их нет подобного
Тебе». «Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный» (Иер. 10:6,7,10). Идолопоклонники
наконец вынуждены были согласиться с тем, что их идолы бессильны возвысить и
спасти душу. «...Боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и
из-под небес» (Иер. 10:11). Только
оставаясь верным живому Богу, Творцу всего и Повелителю всей Вселенной,
человек может найти покой и мир. Перенося
наказание Божье и раскаявшись, Израиль и Иуда восстановили свой завет с
Иеговой, Богом их отцов, единодушно свидетельствуя: «Он сотворил
землю силою Своею, утвердил вселенную мудростью Своею, и разумом Своим и
распростер небеса. По гласу Его шумят воды на небесах, и Он возводит облака
от краев земли, творит молнии среди дождя и изводит ветер из хранилищ Своих. Безумствует
всякий человек в своем знании, срамит себя всякий плавильщик истуканом своим, ибо выплавленное им есть ложь,
и нет в нем духа. Это —
совершенная пустота, дело заблуждения; во время посещения их они исчезнут. Не
такова, как их, доля Иакова; ибо Бог
его есть Творец всего, и Израиль есть жезл наследия Его; имя Его —
Господь Саваоф» (Иер. 10:12—16). |