Глава 68ДАВИД В СЕКЕЛАГЕ Эта глава основана на
Первой книге Царств 29,30 гл. и на второй книге Царств 1 гл. |
Давид
и его сподвижники не принимали участия в битве между Саулом и филистимлянами,
хотя и отправились на поле сражения. Когда две армии приготовились сразиться,
сын Иессея оказался в большом затруднении. Предполагалось, что он будет
воевать на стороне филистимлян. Оставить свое место и уйти с поля битвы
означало для него не просто проявить трусость, но оказаться неблагодарным
изменником по отношению к Анхусу, который покровительствовал ему и доверием
которого он пользовался. Подобный поступок не только покрыл бы его имя
позором, но и вызвал бы гнев более грозных врагов, чем Саул. Однако он ни на
мгновение не допускал мысли, что будет воевать против Израиля. Поступив так,
он оказался бы предателем родины — врагом Божьим и своего народа. Это
навсегда закрыло бы ему путь к израильскому престолу, и если бы Саул был убит
во время сражения, в его смерти обвинили бы Давида. Теперь
Давиду пришлось осознать свой неправильный поступок. Насколько лучше было бы
для него искать убежища среди гор, чем у врагов Иеговы и Его народа. Но
Господь в Своей великой милости не оставил Своего раба в отчаянии и
затруднении, ибо хотя Давид и согрешил, не приняв Божественной помощи, и
уклонился от пути безупречной честности, все же в его сердце всегда жило
стремление быть верным Богу. Пока сатана и его приспешники занимались тем,
что помогали врагам Божьим и Израиля строить козни против царя, забывшего
Бога, ангелы Господни трудились, чтобы избавить Давида от опасности, в
которой он оказался. Небесные вестники добились того, что филистимские князья
воспротивились присутствию Давида и его людей на поле битвы. «Это что за Евреи?» — возмущались филистимские князья, осаждая
Анхуса. Последний, не желая расставаться с таким важным союзником, ответил:
«Разве не знаете, что это Давид, раб Саула, царя Израильского? он при мне уже
более года, и я не нашел в нем ничего худого со времени его прихода до сего
дня». Но князья настойчиво требовали: «Отпусти ты этого человека, пусть он сидит
в своем месте, которое ты ему назначил, чтоб он не шел с нами на войну и не
сделался противником нашим на войне. Чем он может умилостивить господина
своего, как не головами сих мужей? Не тот ли это Давид, которому пели в
хороводах, говоря: "Саул поразил тысячи, а Давид — десятки тысяч"?»
Убийство прославленного Голиафа и торжество Израиля по этому поводу все еще
было свежо в памяти филистимских князей. Они не верили, что Давид станет
сражаться против своего народа, скорее всего в разгар битвы он присоединится
к евреям и нанесет филистимлянам больший ущерб, нежели вся армия Саула. Таким образом, Анхус вынужден был уступить и, призвав к себе Давида,
сказал ему: «Жив Господь! ты честен, и глазам моим приятно было бы, чтобы ты
выходил и входил со мною в ополчении; ибо я не заметил в тебе худого со
времени прихода твоего ко мне до сего дня; но в глазах князей ты не хорош.
Итак возвратись теперь, и иди с миром, и не раздражай князей Филистимских». Давид, боясь выдать свои настоящие чувства, ответил: «Что я сделал, и
что ты нашел в рабе твоем с того времени, как я пред лицем твоим, и до сего
дня, почему бы мне не идти и не воевать с врагами господина моего, царя?» Ответ Анхуса должен был вызвать в душе Давида стыд и угрызения
совести, ибо он понимал, что для раба Божьего недостойно так обманывать.
«Будь уверен, что в моих глазах ты хорош, как Ангел Божий, — сказал царь, —
но князья Филистимские сказали: "пусть он не идет с нами на войну".
Итак встань утром, ты и рабы господина твоего, которые пришли с тобою; и встаньте
поутру, и, когда светло будет, идите». Так была разорвана сеть, в которую
попался Давид, и он снова оказался на свободе. После трехдневного путешествия Давид и его отряд в шестьсот человек
пришли в Секелаг, место их жительства в филистимской земле. Но какое
опустошение предстало их взору! Амаликитяне, пользуясь отсутствием Давида и
его воинов, отомстили ему за вторжение на их территорию: Они окружили
беззащитный город, разграбили, сожгли его и удалились с большой добычей,
забрав в плен всех женщин и детей. Онемев от ужаса и изумления, Давид и его люди молча смотрели на
черные тлеющие развалины города. Когда же, наконец, все случившееся дошло до
их сознания, закаленные в битвах воины подняли вопль «и плакали, доколе не
стало в них силы плакать». Так Давид снова был наказан за свое неверие, которое привело его в
филистимскую землю. Теперь он убедился, насколько небезопасно находиться
среди врагов Бога и Его народа. Сподвижники Давида обрушились на него как на
виновника этого несчастья. Он спровоцировал месть амаликитян, напав на них,
но все же, слишком уверенный в безопасности среди своих врагов, оставил город
без охраны. Обезумев от горя и гнева, его воины были готовы на все и даже
угрожали побить своего вождя камнями. Казалось, что Давид лишился всякой человеческой поддержки. Все самое
дорогое его сердцу было у него отнято. Саул изгнал его из родной земли,
филистимляне прогнали с поля битвы, амаликитяне ограбили его город, его жены
и дети стали узниками, а ближайшие друзья восстали против него и даже угрожали
смертью. В этот час крайней нужды Давид, вместо того чтобы предаваться
отчаянию, искренно обратился за помощью к Богу. Он «укрепился надеждою на
Господа». Он обдумал свое полное событий прошлое. Разве когда-нибудь Господь
оставлял его? Его душа ободрилась при воспоминании о многочисленных
доказательствах Божьего благоволения. Окружение Давида своим негодованием и
нетерпением удваивало собственные страдания, а человек Божий, который больше
всех имел право горевать, сохранял присутствие духа. «Когда я в страхе, на
Тебя я уповаю», — повторяло его сердце (Пс. 55:4). Хотя сам он не знает
выхода из трудного положения, его знает Бог, и Он укажет, что делать! Призвав
Авиафара, сына Ахимелехова, «вопросил Давид Господа, говоря: преследовать ли
мне это полчище, и догоню ли я их? И сказано ему: преследуй, догонишь и
отнимешь» (I Цар. 30:8). При этих
словах душевное волнение и скорбь улеглись. Давид и его воины немедленно
бросились догонять убегавшего врага. Они шли так быстро, что достигнув потока
Восор, впадающего в Средиземное море возле Газы, двести человек из отряда
Давида, смертельно усталые, вынуждены были остановиться. Но Давид и
оставшиеся с ним четыреста человек неустрашимо преследовали врага. Продвигаясь
вперед, они наткнулись на раба-египтянина, который, по-видимому, умирал от
голода и истощения. Оправившись немного после еды и питья, он рассказал, что
его бросил умирать жестокий господин амаликитянин, который также был из числа
их врагов. Он рассказал о совершенном набеге, грабеже и затем, заручившись обещанием,
что его не убьют и не отдадут в руки его господина, согласился проводить
Давида в лагерь противника. Какая сцена
торжества предстала перед ними, когда они подошли к стану врага! Победители
праздновали победу. «И вот, Амаликитяне,
рассыпавшись по всей той стране, едят и пьют и празднуют по причине великой
добычи, которую они взяли из земли Филистимской и из земли Иудейской».
Предприняв стремительную атаку, Давид и его воины яростно набросились на
противника. Пораженные внезапным нападением, амаликитяне пришли в смятение.
Сражение длилось всю ночь и весь следующий день, пока враг почти полностью не
был истреблен, за исключением четырехсот мужчин, которые спаслись бегством на
верблюдах. Так исполнилось слово Господне. «И отнял Давид все, что взяли Амаликитяне,
и обеих жен своих отнял Давид. И не пропало у них ничего, ни малого, ни
большого, ни из сыновей, ни из дочерей, ни из добычи, ни из всего, что Амаликитяне взяли у них; все возвратил
Давид». Когда Давид вторгся на территорию амаликитян, он поразил мечом всех
жителей, попавших ему в руки. Только благодаря сдерживающей силе Божьей
амаликитяне не поступили подобным образом с жителями Секелага. Они решили
пощадить жизнь пленников, так как, приведя с собой много людей, которых потом
намеревались продать в рабство, они придали своему возвращению больше
триумфа. Так они невольно исполнили намерение Божье, сохранив жизнь
пленникам, которые смогли невредимыми вернуться к своим отцам и мужьям. Все земные власти находятся под контролем Безграничного. Самому могущественному
государю, самому жестокому притеснителю Он говорит: «Доселе дойдешь, и не
перейдешь» (Иов. 38:11).
Божественная сила постоянно борется с силами зла. Бог всегда старается не
уничтожить людей, но исправить их и спасти. С огромной радостью победители пустились в обратный путь.
Возвратившись к тем, кто остался, некоторые из четырехсот воинов, наиболее
себялюбивые и непокорные, призывали не делиться с оставшимися в лагере.
Достаточно того, что к ним возвратились их близкие, говорили они. «Не делайте
так, братья мои, — сказал Давид, — после того, как Господь дал нам это, и
сохранил нас, и предал в руки наши полчище. — Какова часть ходившим на войну,
такова часть должна быть и оставшимся при обозе; на всех должно разделить».
Так и было сделано, и впоследствии это стало законом в Израиле, что все
принимавшие участие в военном походе получали свою долю на равных правах с
действующими частями. Помимо возвращения всего, что захватили амаликитяне в Секелаге, Давид
и его люди привели с собой большое количество мелкого и крупного скота,
принадлежавшего врагу. Эта добыча называлась «Давидовой», и, вернувшись в
Секелаг, Давид послал часть ее в подарок старейшинам своего колена Иуды. Он
не забыл и тех, кто помогал ему и его отряду в горах, когда они вынуждены были
скитаться с места на место. Их доброта и сочувствие, столь дорогие для
преследуемого беглеца, были с благодарностью вознаграждены. Прошло три
дня с тех пор, как Давид и его воины возвратились в Секелаг. Восстанавливая
из развалин свои дома, они с нетерпением ожидали известия с поля битвы, где,
как они знали, должны были сразиться израильтяне и филистимляне. Внезапно в
город пришел вестник, «одежда на нем разодрана и прах на голове его». Его
немедленно привели к Давиду, которому он почтительно поклонился, выражая
уважение как могущественному князю, благосклонность которого он желал
приобрести. Давид с нетерпением спросил, чем завершилось сражение. Человек,
рассказывая о поражении Саула, его смерти и смерти Ионафана, исказил факты.
По-видимому, он думал, что Давид ненавидит своего безжалостного
преследователя, и надеялся получить награду за убийство царя. Он хвастливо
поведал Давиду, как во время сражения нашел израильского монарха раненым и
осаждаемым со всех сторон врагами и по просьбе царя убил его. Корону с головы
Саула и браслеты с его запястий он принес Давиду. Гонец уверенно ждал, что
это известие будет принято с радостью, и он получит щедрую награду. Но «схватил
Давид одежды свои, и разодрал их, также и все люди, бывшие с ним. И рыдали и
плакали, и постились до вечера о Сауле, и о сыне его Ионафане, и о народе
Господнем, и о доме Израилевом, что пали они от меча». Когда прошло
первое потрясение от страшных известей, мысли Давида вернулись к человеку,
который принес эти вести, и к тому преступлению, которое он, по его
собственному утверждению, совершил. Он спросил молодого человека: «Откуда
ты?» Тот ответил: «Я — сын пришельца, Амаликитянина». Тогда Давид сказал ему:
«Как не побоялся ты поднять руку, чтоб убить помазанника Господня?» Дважды
Саул был в руках Давида, и когда его люди требовали, чтобы он убил царя, он
отказывался поднять руку на того, кто был помазан в цари Израиля по велению
Господню. Однако амаликитянин не побоялся хвастаться убийством израильского
царя. Он сам уличил себя в преступлении, заслуживавшем смерти, и наказание
немедленно свершилось. Давид сказал: «Кровь твоя на голове твоей; ибо твои
уста свидетельствовали на тебя, когда ты говорил: "я убил помазанника
Господня"». Скорбь
Давида о смерти Саула была искренняя и глубокая, свидетельствовавшая о
великодушии его благородного сердца. Он не торжествовал из-за того, что его
враг пал. Преграда, мешавшая его восхождению на трон, была устранена, но это
не принесло ему радости. Смерть Саула изгладила воспоминания о его
подозрительности и жестокости, и теперь Давид думал только о том, что было
благородного и великодушного в его царствовании. Имя Саула связывалось с
именем Ионафана, дружба которого была так искренна и бескорыстна. Песнь, в
которой Давид излил всю скорбь своего сердца, стала сокровищем его нации и
народа Божьего во всех грядущих веках: «Краса твоя, о, Израиль, поражена на высотах твоих! Как пали сильные!
Не рассказывайте в Гефе, не возвещайте на улицах Аскалона, чтобы не
радовались дочери Филистимлян, чтобы не торжествовали дочери необрезанных.
Горы Гелвуйские! Да не сойдет ни
роса, ни дождь на вас, и да не будет на
вас полей с плодами; ибо там повержен щит сильных, щит Саула, как бы не
был он помазан елеем... Саул и Ионафан, любезные и согласные в жизни своей,
не разлучились и в смерти своей; быстрее орлов, сильнее львов они были. Дочери Израильские! Плачьте
о Сауле, который одевал вас в багряницу с украшениями и доставлял на одежды
ваши золотые уборы. Как пали сильные на брани! Сражен Ионафан на высотах
твоих. Скорблю о тебе, брат мой Ионафан: ты был очень дорог для меня; любовь
твоя была для меня превыше любви женской. Как пали сильные, погибло оружие
бранное!» (2 Цар. 1:19—27) |