Глава 54ВЕРНЫЙ СВИДЕТЕЛЬ |
После
вознесения Христа Иоанн по-прежнему продолжал добросовестно трудиться для
Господа. Вместе с другими учениками он получил дары Духа в день Пятидесятницы
и с обновленным усердием и силой проповедовал людям слова жизни, пытаясь
направить их помыслы к Невидимому. Он был влиятельным, пылким и серьезным
оратором. Красноречиво, звучным голосом рассказывал он об учении и делах
Христа, производя сильное впечатление на слушателей. Простота выражений,
грандиозность истин и пыл, с которым он говорил, помогали ему находить путь к
сердцам всех сословий. Жизнь
апостола находилась в гармонии с его проповедью. Любовь Христа, светившаяся в
нем, побуждала его ревностно и неустанно трудиться для ближних, особенно для
собратьев-христиан. Христос
велел Своим ученикам любить друг друга так, как Он любил их. Они должны были
свидетельствовать миру, что в них живет Христос, упование славы. «Заповедь
новую даю вам, — сказал Он, — да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так
и вы да любите друг друга» (Ин. 13:34). В тот момент ученикам были
непонятны эти слова, но, став очевидцами страданий Христа, Его распятия,
воскресения и вознесения на небо, познав Духа после Его сошествия в
Пятидесятницу, они получили более ясное представление о любви Божьей и о
любви друг к другу. Тогда Иоанн мог написать собратьям: «Любовь
познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души
свои за братьев» (1 Ин. 3:16). После
сошествия Святого Духа ученики отправились проповедовать о живом Спасителе.
Их единственным желанием было спасение душ. Они радовались общению со святыми
и были чуткими, вдумчивыми, самоотверженными, готовыми отдать все ради
истины. Ежедневно общаясь друг с другом, они являли любовь, о которой Христос
говорил им. Своими бескорыстными словами и поступками они пытались зажечь эту
любовь и в сердцах других. Верующим
необходимо всегда жить этой любовью, с готовностью повинуясь новой заповеди.
Им следовало сродниться со Христом настолько, чтобы исполнять все Его требования
и жизнью своей возвеличить силу Спасителя, Который смог оправдать их Своей
праведностью. Однако
ситуация постепенно менялась. Верующие начали искать недостатки в других,
давая место недоброй придирчивости, и потеряли из виду Спасителя и Его
любовь. Они стали строже соблюдать внешние обряды, обращая больше внимания на
теорию, нежели на практическую жизнь. Осуждая в своем усердии других, они не
замечали собственные ошибки. Так утратили они братскую любовь, которую заповедал
им Христос, и, что печальнее всего, даже не сознавали этой потери. Они не
понимали, что теряют счастье и радость, что, закрыв свои сердца для любви
Божьей, они вскоре окажутся во тьме. Иоанн, видя,
что братская любовь в Церкви ослабевает, напоминал верующим, что они все
время нуждаются в ней. Его послания к Церкви пронизаны этой мыслью.
«Возлюбленные! будем любить друг друга, — пишет он, — потому что любовь от
Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не
познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том,
что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез
Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал
Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил
нас Бог, то и мы должны любить друг друга» (1 Ин. 4:7—11). О том, как
именно эта любовь должна проявиться в жизни верующих, апостол говорит: «Новую
заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма
проходит, и истинный свет уже светит. Кто говорит, что он во свете, а
ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот
пребывает во свете, и нет в нем соблазна; а кто ненавидит брата своего, тот
находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма
ослепила ему глаза». «Ибо таково благовествование, которое вы слышали от
начала, чтобы мы любили друг друга». «Не любящий брата пребывает в смерти.
Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что
никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. Любовь
познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души
свои за братьев» (1 Ин. 2:8—11; 3:11; 3:14—16). Не
сопротивление мира, а зло, вынашиваемое в сердцах верующих, является главным
препятствием в продвижении дела Божьего и главной причиной неудач. Зависть,
подозрения, придирки и злая критика больше, чем что бы то ни было ослабляют
духовность. С другой стороны, согласие и единство непохожих друг на друга
людей, которые образуют церковь Божью, самым убедительным образом свидетельствуют
о том, что Бог послал Своего Сына в мир не напрасно. Последователи Христа
имеют преимущество нести это свидетельство. Но для этого они должны
исполнить заповедь Христа. Они должны сообразовывать свой характер с Его
характером, и свою волю с Его волей. «Заповедь
новую даю вам, — сказал Христос, — да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так
и вы да любите друг друга» (Ин. 13:34). Какое чудесное повеление, но,
увы, как плохо оно выполняется! Современной Церкви Божьей, к сожалению, так
не хватает братской любви! Многие, заявляющие о любви к Спасителю, не любят
друг друга. Неверующие зорко следят, освящает ли вера жизнь христиан,
выискивая изъяны в их характерах и непоследовательность в поведении. Мы
должны лишить врага возможности говорить, что люди, стоящие под знаменем
Иисуса, ненавидят друг друга. Все христиане являются членами одной семьи,
детьми одного Небесного Отца; они имеют одну блаженную надежду на бессмертие.
И их должны связывать тесные и нежные узы. Божественная
любовь наиболее трогательно проявляется в призыве к чуткому состраданию,
присущему Христу. Только тот человек, который бескорыстно любит своего брата,
испытывает подлинную любовь к Богу. Истинный христианин не допустит, чтобы
тот, кому грозит опасность и нужда, остался без его предостережения и
внимания. Он не будет избегать заблуждающихся и спокойно смотреть, как они
все глубже погружаются в трясину уныния и смущения, не допустит, чтобы они
пали в битве с сатаной. Люди, не
испытывающие покоряющую любовь Христа, не могут вести других к Источнику
жизни. Любовь Божья в сердце — это сдерживающая сила, побуждающая людей
являть Христа в речи, чуткости и сострадании, в облагораживающем влиянии на
жизнь тех, с кем они общаются. Желающие иметь успех должны познать Господа и
Его любовь. На небе их способность к служению будет оцениваться по их
способности трудиться и любить, как любил и трудился Христос. «Станем
любить не словом или языком, — пишет апостол, — но делом и истиною» (1
Ин. 3:18). Совершенства христианин достигает лишь при внутреннем
побуждении помогать и служить ближним. Если верующий человек живет в
атмосфере любви, он становится «запахом живительным на жизнь», и Бог может
благословить его труды. Возвышенная
любовь к Богу и бескорыстная любовь друг к другу — это лучший дар, который
может ниспослать наш Небесный Отец. Эта любовь — не минутный порыв, а Божественный
принцип, неиссякающая сила. Она не может зародиться в неосвященном сердце, но
живет лишь там, где царствует Христос. «Мы любим Его, потому что Он первым
возлюбил нас». Любовь движет поступками человека, обновленного благодатью
Божьей. Она меняет характер, руководит побуждениями, сдерживает страсти и
облагораживает чувства. Эта любовь, пребывающая в сердце, наполнит жизнь
благоуханием и благотворно изменит окружающий мир. Иоанн
стремился показать верующим высокие преимущества любви. Ее спасительная сила
могла бы подчинить себе все другие побуждения и поднять людей над тлетворным
влиянием мира. И если бы эта любовь наполнила все их существо и стала движущей
силой жизни, они бы безраздельно доверяли Богу и Его провидению. Тогда они
смогли бы прийти к Нему с твердой верой, зная, что получат от Него все
потребное для настоящего и вечного благополучия. «Любовь до того совершенства
достигает в нас, — писал он, — что мы имеем дерзновение в день суда, потому
что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь
изгоняет страх» (1 Ин. 4:17, 18). «И вот,
какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он
слушает нас: а когда мы знаем, что Он слушает нас... знаем и то, что
получаем просимое от Него» (1 Ин. 5:14, 15). «А если бы
кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника: Он
есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего
мира». «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит
нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 2:1, 2; 1:9).
Условия обретения милости Божьей просты и разумны. Господь не требует от нас
ничего тяжелого и мучительного в обмен на прощение. Нам не нужно совершать
долгих и утомительных паломничеств или истязать свое тело, чтобы завоевать
расположение Небесного Бога или искупить свою вину. Кто «сознается и
оставляет» свои грехи, «тот будет помилован» (Притч. 28:13). В небесных
чертогах Христос ходатайствует за Свою Церковь — за тех, ради спасения кого
Он пролил кровь. Ценность Его искупительной жертвы не уменьшается с веками.
Ни жизнь, ни смерть, ни расстояние, ни время не могут отдалить нас от любви
Божьей во Христе Иисусе — не потому, что мы так крепко держимся за Него, а
потому, что Он не выпускает нас. И если бы наше спасение зависело от наших
усилий, мы не смогли бы спастись; но оно зависит от Того, Кто дал все
обетования. И пусть мы недостаточно уповаем на Того, Кто любит нас, как
Старший брат; но до тех пор, пока эта связь существует, никто не похитит нас
из руки Его. По мере того
как увеличивалось число уверовавших, Иоанн все самоотверженнее трудился для
своих братьев. Это было опасное время для Церкви. Повсюду распространялись
обольщения. Его служители, прибегая ко лжи и искажениям фактов, пытались
вызвать сопротивление учению Христа — в результате Церкви угрожали ереси и
разделения. Некоторые утверждали, что любовь Христа освобождает от
необходимости повиноваться Закону Божьему. Другие учили, что нужно соблюдать
иудейские обряды и обычаи, что простого соблюдения закона, без веры в
искупительную Кровь Христа, вполне достаточно для спасения. Многие считали
Христа хорошим человеком, но отрицали Его Божественность. Некоторые,
заявлявшие о своей верности делу Божьему, были обманщиками: своей жизнью они
отвергали Христа и Его Благую весть и, живя в преступлениях и грехах,
порождали ересь. Их влияние привело многих в лабиринты скептицизма и обмана. Иоанн сильно
печалился, видя, как эти смертоносные заблуждения вкрадываются в Церковь. Он
видел опасности, подстерегающие Церковь, и своевременно и решительно указывал
на них. Послания Иоанна светятся любовью. Создается впечатление, что он писал
пером, окуная его в любовь. Но к нарушителям Закона Божьего, претендующим на
безгрешную жизнь, он оставался строг и неустанно указывал на их страшное
заблуждение. Обращаясь к
помощнице в евангельской работе — женщине безупречной репутации, оказавшей
доброе влияние на Церковь, он писал: «Многие обольстители вошли в мир, не
исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть
обольститель и антихрист. Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того,
над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду. Всякий,
преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога;
пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. Кто приходит к вам и не
приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его; ибо
приветствующий его участвует в злых делах его» (2 Ин. 7—11). Нам, как и
возлюбленному ученику, надо распознавать тех, кто утверждает, что пребывает
во Христе, нарушая при этом Закон Божий. Ибо пороки, которые угрожали благополучию
первоапостольской Церкви, существуют и в это последнее время; вот почему
следует внимательно изучать наставления Иоанна по этому вопросу. Всюду
слышится призыв: «Имейте любовь». Особенно громко говорят об этом
исповедующие освящение. Но истинная любовь слишком чиста, чтобы покрывать
неисповеданный грех. Любя людей, за которых умер Христос, мы не должны идти
на компромисс со злом и объединяться с мятежниками. Бог требует, чтобы Его
народ в этот беспокойный век так же непоколебимо стоял за правду, как в свое
время Иоанн противостоял пагубным ересям. Апостол
учит, что Бог повелел нам принципиально относиться ко греху и грешникам, и
это не противоречит истинной любви. «Всякий, делающий грех, — пишет он, —
делает и беззаконие; и грех есть беззаконие. И вы знаете, что Он явился для
того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха. Всякий,
пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал
Его» (1 Ин. 3:4—6). Как
свидетель Христа, Иоанн не вступал в споры. Он говорил о том, что знал, видел
и слышал. Он был близко знаком с Христом, слушал Его наставления, и видел Его
удивительные чудеса. Немногим было дано, как Иоанну, понять совершенство
Христа. И тогда для апостола рассеялась тьма и воссиял истинный свет. Он ясно
и убедительно начал свидетельствовать о жизни и смерти Христа, говорил об
этом от избытка сердца, переполненного любовью к Спасителю, и никакая сила не
могла остановить его. «О том, что
было от начала, — писал он, — что мы слышали, что видели своими очами, что
рассматривали, и что осязали руки наши, о Слове жизни... о том, что мы
видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами; а наше
общение — с Отцем и Сыном Его Иисусом Христом» (1 Ин. 1:1—3). Поэтому
пусть каждый истинный верующий своей жизнью подтвердит, что «Бог истинен» (Ин.
3:33). Он может свидетельствовать о том, что он видел, слышал и
почувствовал, — о силе Христа. |