Глава 49ПОСЛЕДНЕЕ ПИСЬМО ПАВЛА Эта глава основана на
Втором послании к Тимофею. |
Из судебного
зала кесаря Павел вернулся в темницу, понимая, что добился лишь небольшой
отсрочки. Он знал, что враги не успокоятся, пока не' добьются его смерти, но
был рад, что истина восторжествовала хотя бы на некоторое время. Уже сама
возможность проповедовать о распятом и воскресшем Спасителе перед огромной
толпой являлась победой. В тот день зародилось дело, которому суждено было
шириться и разрастаться и которому Нерон и другие враги Христа тщетно
пытались помешать. Сидя в
мрачной темнице и зная, что по прихоти Нерона его жизнь может оборваться в
любой день, Павел послал за Тимофеем. Тому было поручено заботиться о церкви
в Ефесе, поэтому он не сопровождал Павла во время последнего путешествия в
Рим. Их привязанность друг к другу была необычайно глубокой и сильной. Со
времени своего обращения Тимофей разделял и труды, и страдания Павла; их
дружба становилась все более крепкой, глубокой и священной, пока Тимофей не
стал для престарелого, изможденного апостола всем, чем может быть сын для любимого
и почитаемого отца. Неудивительно, что, томясь в одиночестве, Павел жаждал
увидеть его. Чтобы
добраться из Малой Азии до Рима Тимофею при самых благоприятных
обстоятельствах понадобилось бы несколько месяцев. Павел знал, что жизнь его
висит на волоске, и боялся, что Тимофей может прийти слишком поздно и не
застать его в живых. Необходимо было передать важные советы и наставления для
молодого человека, на которого была возложена большая ответственность; умоляя
его не мешкая отправиться в путь, Павел продиктовал предсмертное завещание.
Он очень переживал за любимого сына в благовестии, за его верность священному
призванию и за церковь, вверенную его попечению. Апостол
начал свое письмо с приветствия: «Тимофею, возлюбленному сыну: благодать,
милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего. Благодарю Бога,
Которому служу от прародителей с чистою совестью, что непрестанно воспоминаю
о тебе в молитвах моих днем и ночью». Затем
апостол напомнил Тимофею о необходимости быть твердым в вере. «Напоминаю
тебе, — писал он, — возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое
рукоположение; ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия.
Итак не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника
Его; но страдай с благовестием (Христовым) силою Бога». Павел умолял Тимофея
помнить о том, что он призван «званием святым» проповедовать силу «явившего
жизнь и нетление чрез благовестие, для которого, — утверждал он, — я
поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников. По сей причине я и
страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он
силен сохранить залог мой на оный день». За свое
длительное служение Павел ни разу не поколебался в верности Спасителю. Где
бы он ни находился: перед разгневанными иудеями или перед римскими властями,
перед разъяренной чернью в Листре или рядом с закоренелыми преступниками в
македонской тюрьме, рядом с корабельщиками, охваченными паникой, на
потерпевшем крушение судне или перед Нероном, в одиночку отстаивая свою
невиновность, — он никогда не стыдился дела, которому служил. Единственная
великая цель его христианской жизни заключалась в служении Тому, Чье имя
когда-то вызывало у него презрение; и никакое противодействие или гонения не
могли отвлечь его от стремления к ней. Его вера, закаленная постоянными
усилиями и очищенная жертвенным посвящением, подкрепляла и поддерживала его. «Итак, —
продолжал Павел, — укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом. И что
слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были
бы способны и других научить. Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса
Христа». Истинный
служитель Христа не страшится трудностей или ответственности. Из
неиссякаемого Источника искренно верующий черпает силу, которая помогает
преодолеть искушения и выполнить обязанности, возложенные на него Богом.
Благодать, которая на него нисходит, увеличивает его способность познавать
Бога и Его Сына. В стремлении служить Господу, продвигаясь по пути
христианского совершенствования, «он укрепляется в благодати Христом
Иисусом» и добросовестно свидетельствует о том, что слышал. Не пренебрегая
полученным от Бога знанием, он передает его , верным людям, а те, в свою
очередь, учат других. В своем
последнем письме к Тимофею Павел показал молодому работнику высокий идеал,
указав на обязанности, лежащие на нем как на служителе Христа. «Старайся представить
себя Богу достойным, — писал апостол, — делателем неукоризненным, верно
преподающим слово истины... Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры,
любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца. От глупых и
невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же
Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным,
незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к
познанию истины». Апостол
предостерегал Тимофея против лжеучителей, которые будут пытаться войти в
Церковь. «Знай же, — писал он, — что в последние дни наступят времена тяжкие,
ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы,
родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы... имеющие вид благочестия, силы
же его отрекшиеся. Таковых удаляйся... Злые же люди
и обманщики будут преуспевать во зле, — продолжал он, — вводя в заблуждение и
заблуждаясь. А ты пребывай в том, чему научен, и что тебе вверено, зная, кем
ты научен; притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут
умудрить тебя во спасение... Все Писание богодухновенно и полезно для
научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да
будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен». Бог в
преизбытке снабдил нас всем необходимым для успешного воинствования со злом,
господствующим в мире. Библия — это арсенал, в котором мы можем раздобыть
оружие для борьбы. Наши чресла должны быть препоясаны истиной. Нашей броней
должна быть праведность. Мы должны держать щит веры. Надеть шлем спасения и
взять в руки меч духовный, который есть Слово Божье. Мы должны прокладывать
себе путь через препоны и теснины греха. Павел знал,
что церкви ожидают крайне опасные времена, и те, на кого возложено попечение
о них, должны добросовестно трудиться. Он писал Тимофею: «Заклинаю тебя пред
Богом и Господом (нашим) Иисусом Христом, Который будет судить живых и
мертвых в явление Его и царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не
во время, обличай, запрещай, увещавай со всяким долготерпением и назиданием». Этот
торжественный призыв к Тимофею, который всегда был ревностным и верным
тружеником, убедительно свидетельствует о важности и ответственности
Евангельского служения. Призывая Тимофея в присутствие Божье, Павел
повелевает ему проповедовать, Слово, а не мифы и обычаи человеческие;
повелевает использовать любую возможность, дабы свидетельствовать о Боге, —
в многолюдных собраниях и в узком кругу, в дороге и у костра, друзьям и
врагам, в безопасности и рискуя жизнью, терпя лишения и поношение. Боясь, что
мягкость и уступчивость Тимофея могут помешать ему выполнить важную часть
его работы, Павел наставлял его смело обличать грехи и даже возбранять
людям, погрязшим в них. Однако он должен был делать это «со всяким
долготерпением и назиданием», открывая терпение и любовь Христа, объясняя и
подкрепляя свои обличения истинами Слова. Трудно
ненавидеть и обличать грех и в то же самое время жалеть и любить грешника.
Чем настойчивее наши усилия достичь внутренней святости, тем болезненнее мы
будем воспринимать грехи, тем решительнее станем порицать любое уклонение с
пути правды и добра. Мы не должны допускать неоправданную суровость к
грешнику, но и не должны забывать о крайней пагубности греха, нам нужно
проявлять христоподобное терпение и любовь к заблуждающемуся, но делать это в
меру, ибо в противном случае он будет уверен, что не заслуживает упреков, и
отвергнет их как несправедливые и неоправданные. Служители
Евангелия иногда вредят делу, допуская, чтобы их снисходительность к
заблуждающемуся превращалась в терпимость к грехам и даже приводила к
участию в них. Таким образом, они начинают оправдывать и покрывать то, что осуждает
Бог, и спустя некоторое время становятся настолько слепы, что поощряют тех,
кого Бог повелевает им обличать. Человек, притупивший свое духовное
восприятие греховной мягкостью к тем, кого Бог осуждает, вскоре совершит еще
больший грех, проявляя суровость и грубость в отношении тех, кого Бог
одобряет. Высокомерие,
пренебрежительное отношение к влиянию Святого Духа, неприязнь к истинам Слова
Божьего уведут многих людей, называющих и считающих себя христианами, от
соблюдения требований Божьих. Павел писал Тимофею: «Будет время, когда
здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе
учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к
басням». Апостол
говорит здесь не о явных безбожниках, но о тех, кто называет себя
христианами. Руководствуясь природными наклонностями, они становятся рабами
собственного «я» и внимают только тем учениям, которые не обличают их грехи и
любовь к наслаждениям. Их оскорбляют прямые и ясные слова верных рабов
Христовых, и они избирают учителей, которые не скупятся на лесть и похвалу.
Подобные люди встречаются и среди профессиональных служителей. Они
проповедуют мнения людей вместо Слова Божьего. Неверные своему долгу, они
вводят в заблуждение тех, кто обращается к ним за духовным советом. В заповедях
Своего святого Закона Бог дал совершенное правило жизни, сказав, что этот
Закон никогда не будет изменен ни на йоту и останется обязательным для всех.
Христос пришел, чтобы прославить и возвеличить его. Он доказал, что Закон
имеет под собой широкое основание любви к Богу и людям, и что его заповеди
охватывают все сферы жизни и деятельности человека. Своей собственной жизнью
Он дал пример послушания Закону Божьему. А в Нагорной проповеди показал, что
его требования простираются за пределы конкретных поступков и
распространяются на мысли и сердечные намерения. Повинующиеся
закону отвергают «нечестие и мирские похоти», чтобы «целомудренно, праведно и
благочестиво жить в нынешнем веке» (Тит 2:12). Но враг всякой правды
пленил мир и заставил людей нарушать закон. Как и предвидел Павел, некоторые
отвернулись от прямых, неизменных истин Слова Божьего и избрали учителей,
предложивших им приятные басни. Многие служители и рядовые христиане попирают
ногами заповеди Божьи. Тем самым они оскорбляют Создателя мира, и сатана
торжествующе и зловеще смеется, радуясь успешному осуществлению своих планов. Чем больше
люди пренебрегают Законом Божьим, тем сильнее им претит религия, тем скорее
увеличивается их гордость, любовь к удовольствиям, непослушание родителям и
самоугождение; лучшие умы с тревогой вопрошают: как остановить этот ужасный
поток зла, как исправить пороки общества? Ответ содержится в наставлении
Павла Тимофею: «Проповедуй Слово». Только в Библии можно найти надежные
принципы поведения. В ней изложена воля Господня, открыта Божественная
премудрость. В ней человек находит решение великих жизненных проблем, и для
всех, принимающих ее предписания, она станет безошибочным путеводителем и
поможет избежать ложного пути. Господь
открыл Свою волю, и глупо подвергать сомнению то, что вышло из Его уст. Когда
есть слова Божественной премудрости, не может быть колебании или спорных вопросов,
требующих разрешения. Все, что нужно, — это искренно согласовать свое
поведение с явленной нам волей Божьей. Послушание — это высшее веление разума
и совести. Павел
продолжал свои наставления: «Будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай
дело благовестника, исполняй служение твое». Апостол вскоре должен был
завершить свою деятельность и хотел, чтобы Тимофей занял его место, ограждая
Церковь от мифов и ересей, с помощью которых враг самыми различными методами
попытается увести ее от евангельской простоты. Он наставлял его избегать всех
мирских занятий и интриг, которые могли бы помешать ему всецело отдать себя служению
Богу; просил его с радостью переносить поношение, злословие и гонения,
которым он мог подвергнуться за свою верность; осуществлять свое служение
всеми доступными средствами, чтобы творить добро тем, за кого умер Христос. Павел
претворял в жизнь те истины, которым учил, и в этом была его сила. Он глубоко
сознавал свою ответственность и трудился в тесном союзе с Тем, Кто является
Источником справедливости, милости и правды. Он понимал, что крест Христов —
единственный залог успеха. Любовь Спасителя постоянно воодушевляла его, она
поддерживала его в борьбе со своим «я» и в борьбе со злом, когда, трудясь на
ниве Христовой, он упорно шел вперед, невзирая на враждебность окружающего
мира и противодействие врагов. В эти
опасные времена Церковь нуждается в целой армии работников, которые, подобно
Павлу, воспитали себя для полезного труда, имея святую ревностность и богатый
духовный опыт. Ей нужны освященные люди, способные на самопожертвование,
люди, которые не страшатся ответственности и испытаний; люди мужественные, в
чьих сердцах живет Христос, «упование славы», и которые «проповедуют слово»,
потому что их уст коснулся священный огонь. Недостаток таких работников в
деле Божьем и роковые заблуждения подобно смертоносному яду разлагают нравы
и разрушают надежды большей части человечества. Кто займет
место верных знаменосцев, когда утомленные тяжким трудом они отдадут свою
жизнь за истину? Примут ли наши молодые люди святую эстафету из рук отцов?
Готовятся ли они занять места, освобождающиеся со смертью верных служителей?
Услышит ли молодежь мольбу апостола, призыв к исполнению долга? Сможет ли она
преодолеть тщеславие и эгоизм? Павел
закончил письмо личными просьбами к разным людям и снова выразил свое сильное
желание увидеться с Тимофеем — если возможно, до наступления зимы. Он сетовал
на свое одиночество, объясняя, что некоторые из друзей отреклись от него, а
других дела вынудили покинуть его. Павел просил Тимофея не волноваться по
поводу оставляемой им Ефесской церкви, так как он уже позаботился об этом, направив
туда Тихика, который временно заменит его. Упомянув о
суде Нерона, о покинувших его друзьях и о подкрепляющей благодати Бога,
хранящего завет, Павел закончил письмо, предав своего возлюбленного брата
Тимофея попечению Пастыреначальника, Который будет неизменно заботиться о
Своем стаде, несмотря на то, что младшие сопастыри и соработники уходят из
жизни. |