Глава 47

ПОСЛЕДНИЙ АРЕСТ

Деятельность Павла в церквах, после того как он был оправдан в Риме, не могла остаться незамеченной его врагами. С начала гонений при Нероне христианство повсюду было запрещенной сектой. Неверующие иудеи задумали обвинить Павла в подстрекательстве к поджогу Рима. Хотя никому из них и в голову не приходило, что он виновен, они знали, что, если им удастся сделать это обвинение хоть сколько-нибудь правдоподобным, участь Павла будет предрешена. Их стараниями он снова был арестован и препровожден к месту своего последнего заключения.

Во время второго путешествия Павла в Рим по морю его сопровождали некоторые из прежних спутников; другим искренне желавшим разделить его участь он не позволил подвергать свою жизнь опасности, так как знал, что новое тюремное заключение сулит гораздо более мрачные перспек­тивы. В результате гонений число христиан в Риме при Нероне резко сократилось. Тысячи приняли мученическую смерть за свою веру, многие бежали из города, а оставшиеся пребывали в унынии: им то и дело угрожали расправой.

В Риме Павла бросили в мрачное подземелье, где он должен был находиться до окончания расследования. Поскольку его обвиняли в подстрекательстве к совершению самого подлого и страшного преступления против города и народа, он стал объектом всеобщего презрения.

Малочисленные друзья, помогавшие апостолу нести его бремя, начали оставлять его. Одни предали его, другие отправились в иные церкви, поскольку этого требовали интересы дела. Первыми ушли Фигел и Гермоген. За ними Димас, испу­гавшись опасности и сгущавшихся туч, оставил гонимого апос­тола. Крискента Павел послал в Галатийские церкви, Тита — в Далматию, Тихика — в Ефес. Сетуя на это, Павел писал Тимофею: «Один Лука со мною» (2 Тим. 4:10). Никогда еще апостол не нуждался так в своих братьях. Он был сильно ослаблен — сказывались возраст, тяжелый труд и физические недуги; да и мрачные, сырые своды римской тюрьмы делали свое дело. Присутствие Луки, возлюбленного ученика и верного друга, было большим утешением для Павла, поскольку тот помогал ему общаться с братьями и с внешним миром.

В это трудное время радовали Павла частые посещения Онисифора. Этот добросовестный ефесянин делал все, что было в его силах, чтобы облегчить бремя тюремного заклю­чения апостола. Его возлюбленный учитель страдал за истину, а он находился на свободе и не щадил себя, чтобы сделать жизнь Павла более или менее сносной.

В своем последнем письме апостол говорит об этом верном ученике: «Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих, но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел. Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день» (2 Тим. 1:16—18).

Потребность в любви и сочувствии заложена в сердце самим Богом. Христос в минуту душевной муки в Гефсимании жаждал сочувствия учеников. Павел, хоть и переносил труд­ности и страдания с видимым спокойствием, очень нуждался в братской поддержке. Приход Онисифора, сохранившего верность апостолу в тяжелое время, когда все его оставили, радовала и утешала того, кто всю свою жизнь посвятил служению другим.

 


 

Hosted by uCoz