Глава 47ПОСЛЕДНИЙ АРЕСТ |
Деятельность
Павла в церквах, после того как он был оправдан в Риме, не могла остаться
незамеченной его врагами. С начала гонений при Нероне христианство повсюду
было запрещенной сектой. Неверующие иудеи задумали обвинить Павла в
подстрекательстве к поджогу Рима. Хотя никому из них и в голову не приходило,
что он виновен, они знали, что, если им удастся сделать это обвинение хоть
сколько-нибудь правдоподобным, участь Павла будет предрешена. Их стараниями
он снова был арестован и препровожден к месту своего последнего заключения. Во время
второго путешествия Павла в Рим по морю его сопровождали некоторые из прежних
спутников; другим искренне желавшим разделить его участь он не позволил
подвергать свою жизнь опасности, так как знал, что новое тюремное заключение
сулит гораздо более мрачные перспективы. В результате гонений число христиан
в Риме при Нероне резко сократилось. Тысячи приняли мученическую смерть за
свою веру, многие бежали из города, а оставшиеся пребывали в унынии: им то и
дело угрожали расправой. В Риме Павла
бросили в мрачное подземелье, где он должен был находиться до окончания
расследования. Поскольку его обвиняли в подстрекательстве к совершению самого
подлого и страшного преступления против города и народа, он стал объектом
всеобщего презрения. Малочисленные
друзья, помогавшие апостолу нести его бремя, начали оставлять его. Одни
предали его, другие отправились в иные церкви, поскольку этого требовали
интересы дела. Первыми ушли Фигел и Гермоген. За ними Димас, испугавшись
опасности и сгущавшихся туч, оставил гонимого апостола. Крискента Павел
послал в Галатийские церкви, Тита — в Далматию, Тихика — в Ефес. Сетуя на
это, Павел писал Тимофею: «Один Лука со мною» (2 Тим. 4:10). Никогда
еще апостол не нуждался так в своих братьях. Он был сильно ослаблен —
сказывались возраст, тяжелый труд и физические недуги; да и мрачные, сырые
своды римской тюрьмы делали свое дело. Присутствие Луки, возлюбленного
ученика и верного друга, было большим утешением для Павла, поскольку тот
помогал ему общаться с братьями и с внешним миром. В это
трудное время радовали Павла частые посещения Онисифора. Этот добросовестный
ефесянин делал все, что было в его силах, чтобы облегчить бремя тюремного
заключения апостола. Его возлюбленный учитель страдал за истину, а он
находился на свободе и не щадил себя, чтобы сделать жизнь Павла более или
менее сносной. В своем
последнем письме апостол говорит об этом верном ученике: «Да даст Господь
милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз
моих, но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел. Да даст ему
Господь обрести милость у Господа в оный день» (2 Тим. 1:16—18). Потребность
в любви и сочувствии заложена в сердце самим Богом. Христос в минуту душевной
муки в Гефсимании жаждал сочувствия учеников. Павел, хоть и переносил трудности
и страдания с видимым спокойствием, очень нуждался в братской поддержке.
Приход Онисифора, сохранившего верность апостолу в тяжелое время, когда все
его оставили, радовала и утешала того, кто всю свою жизнь посвятил служению
другим. |