Глава 45ПИСЬМА ИЗ РИМА Эта глава основана на посланиях к Колоссянам и
Филиппинцам. |
Апостолу
Павлу в самом начале его христианской жизни были даны особые возможности
узнать волю Божью относительно последователей Иисуса. Он был «восхищен... до
третьего неба», «в рай и слышал неизреченные слова, которые человеку нельзя
пересказать». Он сам засвидетельствовал, что имел многочисленные «видения и
откровения» от Господа. Принципы евангельской истины были ему ясны не менее,
чем «высшим Апостолам» (2 Кор. 12:2, 4, 1, 11). Он ясно и во
всей полноте понимал «широту и долготу, и глубину и высоту... превосходящей
разумение любви Христовой» (Еф. 3:18, 79). Павел не мог
пересказать всех своих видений, ибо среди его слушателей были люди, которые
могли злоупотребить его словами. Но то, что было ему открыто, сделало его
способным руководителем и мудрым учителем, а также нашло выражение в тех
вестях, которые он впоследствии посылал церквам. Он всегда руководствовался
откровениями, которые получил в видениях. Это помогало ему проявлять истинно
христианский характер. Своими речами и посланиями он возвещал весть, которая
до сих пор является источником помощи и силы для Церкви Божьей. Она
предупреждает об опасностях, угрожающих Церкви, и о лжеучениях, с которыми
придется столкнуться современным верующим. Апостол
хотел, чтобы те, кому предназначались его советы и наставления, «не были
более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения»; но
чтобы все они пришли «в единство веры и познания Сына Божия, в мужа
совершенного, в меру полного возраста Христова». Он умолял язычников,
уверовавших в Иисуса, не поступать, как «поступают прочие народы, по
суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией,
по причине их невежества и ожесточения сердца их», но поступать «осторожно,
не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем» (Еф. 4:14, 13, 17, 18;
5:15, 16). Он призывал верующих ожидать того времени, когда Христос,
Который «возлюбил Церковь и предал Себя за нее» представит «ее Себе славною
Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного», —
Церковью, которая «свята и непорочна» (Еф. 5:25,27). Эти вести,
написанные не с человеческой, но с Божественной силой, содержат уроки,
которые всем следует изучать и которые можно часто читать с большой пользой
для себя. В них рассказывается о практическом благочестии и излагаются
принципы, которыми должна руководствоваться каждая церковь. В них
разъясняется путь, ведущий в жизнь вечную. В послании к
«находящимся в Колоссах святым и верным братиям во Христе Иисусе», написанном
из римской тюрьмы, Павел говорит о том, как радостно ему было узнать об их
твердости в вере. Сообщение об этом ему принес Епафрас, который, по словам
апостола, «известил нас о вашей любви в духе. Посему, — продолжал он, — и мы
с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить,
чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении
духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося
плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога, укрепляясь всякою
силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью». Вот какими
людьми хотел видеть Павел верующих Колосс. Какой высокий идеал представлен в
этих словах! Они раскрывают чудесные возможности христианской жизни и говорят
о том, что неисчислимы благословения, которые могут получить дети Божьи.
Постоянно возрастая в познании Бога, они способны умножать свои силы,
подниматься от одной высоты к другой в христианских опытах, пока «по
могуществу славы Его» они не станут участниками «в наследии святых во свете». Апостол
возвеличил Христа перед своими братьями как Того, Кто сотворил все, и через
Кого Он совершил наше искупление. Он засвидетельствовал, что та самая Рука,
которая животворит миры в необъятной Вселенной и поддерживает в ней
совершенный порядок и бесконечное движение, была пригвождена ко кресту ради
них. «Им создано все, — писал Павел, — что на небесах и что на земле, видимое
и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и
для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит». «И вас, бывших
некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в
теле плоти Его, смертью (Его), чтобы представить вас святыми и
непорочными и неповинными пред Собою». Сын Божий
уничижил Себя, чтобы поднять падших. Ради этого Он оставил безгрешные миры,
девяносто девять любящих Его, и пришел на нашу землю, чтобы быть
«изъязвленным... за грехи наши» и «мучимым за беззакония наши» (Ис. 53:5).
Он во всем уподобился Своим братьям. Он стал причастен такой же плоти и
крови, как и мы. Он знал, что такое голод и жажда, что такое усталость. Он
нуждался в пище и в сне для восстановления сил. Он был странником и
пришельцем на земле — Он жил в мире, но был не от мира; был искушаем и имел
испытания, как современные люди, и вместе с тем не согрешал. Чуткий,
сострадательный, участливый, внимательный к окружающим. Он являл Собой Бога.
«Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин.
1:14). Жившие в
окружении язычников, испытывая на себе влияние языческих обрядов, верующие в
Колоссах подвергались опасности уклониться от евангельской простоты, и
Павел, предостерегая против этого, указывал им на Христа как на единственного
надежного Наставника. «Желаю, чтобы вы знали, — писал он, — какой подвиг имею
я ради вас и ради тех, которые в Лаодикии (и Иераполе), и ради всех, кто не
видел лица моего в плоти, дабы утешились сердца их, соединенные в любви для
всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и
Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения. Это говорю я
для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами... как вы
приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем, будучи укоренены и
утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с
благодарением. Смотрите, (братия), чтобы кто не увлек вас философиею и пустым
обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо
в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем,
Который есть глава всякого начальства и власти». Христос
предсказал, что появятся обманщики, усилиями которых умножатся беззакония и
«во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12). Он предупреждал учеников, что
эти обманщики более опасны для Церкви, чем ее внешние враги. Вновь и вновь
Павел предостерегал верующих против лжеучителей. Прежде. всего надлежало
охранять истину от различных ересей; ибо, принимая лжеучителей, люди
открывают дверь для заблуждений, с помощью которых враг хочет притупить
духовное восприятие и поколебать веру тех, кто недавно принял Благую весть.
Христос был тем мерилом, которым они должны были проверять любые учения. Все,
что не согласовывалось с Его учением, следовало отвергать. Христос, распятый
за грехи, Христос, воскресший из мертвых, Христос, вознесшийся на небо, — вот
эту науку спасения они должны были изучать и проповедовать. Предостережения
Слова Божьего об опасностях, окружающих христианскую Церковь, относятся и к
нам. Подобно тому как во дни апостолов люди пытались преданиями и философией
подорвать веру в Писания, так и сегодня враг всякой правды пытается совратить
души, направить их на запретный путь с помощью заманчивых положений высшего
критицизма, эволюционного учения, спиритизма, теософии и пантеизма. Для
многих Библия — это светильник без масла, потому что они настроили свой ум на
умозрительную философию, которая приводит к недоразумениям и хаосу. Высший
критицизм со своим критическим анализом, предположениями, реконструированием
подрывает веру в Библию как в Божественное откровение. Он лишает Слово Божье
власти облагораживать и вдохновлять человека, руководить всей его жизнью.
Спиритизм внушает людям, что высшим законом является желание человека, что
распущенность — это свобода, и что человек ответствен только перед самим
собой. Последователи
Христа столкнутся со «словами обольщения», против которых апостол
предостерегал верующих в Колоссах. Они встретятся со спиритуалистическим
толкованием Писания, но не следует верить им. Им нужно возвысить свой голос
в защиту вечных истин Священного Писания. Сосредоточив взор на Христе, им
надо твердо идти вперед по проторенной тропе, отвергая все, что не
согласуется с Его учением. Истина Божья должна быть предметом их размышления.
Им надлежат почитать Библию голосом Божьим, обращающимся непосредственно к их
сердцам. Таким образом они обретут Божественную мудрость. Все
спасенные должны познать Бога в лице Иисуса Христа. Это знание изменяет
личность человека. Когда люди обретают его, оно воссоздает в сердце образ
Христа. Бог призывает Своих детей приобретать это знание, без которого все
остальное — суета и пустота. Основание,
на котором всем поколениям и всем народам нужно воспитывать Божественный
характер, всегда оставалось одним и тем же — принципы, содержащиеся в Слове
Божьем. Единственно надежное и безопасное правило — делать то, что говорит
Бог. «Повеления Господа праведны», и «поступающий так не поколеблется вовек»
(Пс. 18:9; 14:5). Апостолы противопоставляли лжеучениям своего времени
Слово Божье, говоря: «Никто не может положить другого основания, кроме
положенного» (1 Кор. 3:11). Во время своего обращения и
крещения верующие города Колоссы обязались отказаться от верований и обычаев,
которые раньше являлись неотъемлемой частью их жизни, и быть верными Христу.
В своем послании Павел напомнил им об этом и умолял не забывать о том, что
для выполнения своего обещания они должны прилагать постоянные усилия и
бороться против пороков, которые в противном случае могут овладеть ими. «Если
вы воскресли со Христом, — писал он, — то ищите горнего, где Христос сидит
одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша
сокрыта со Христом в Боге». «Кто во
Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор.
5:17). Силой Христа люди освобождаются от цепей греховных привычек. Они
преодолевают эгоизм. Богохульники становятся почтительными, пьяницы — трезвенниками,
распутные — целомудренными. Люди, являвшие собой сатанинский образ,
преображаются, уподобляясь Господу. Подобная перемена — чудо из чудес.
Изменение сердца, совершаемое Словом, является одной из величайших тайн
Божьих. Мы не можем уразуметь ее; мы можем лишь верить тому, что сказано в
Священном Писании: «Христос в вас, упование славы». Когда Дух
Божий руководит разумом и сердцем, обращенный человек поет новую песнь, ибо
он понимает, что на нем исполнилось обетование Божье, что его беззакония
прощены и его грех покрыт. Он покаялся перед Богом в нарушении Закона Божьего
и уверовал в Христа, Который умер ради оправдания человека. «Оправдавшись
верою», он имеет «мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа» (Рим.
5:1). Но
христианин не должен на этом успокаиваться, довольствуясь тем, что было
сделано для него. Тот, кто твердо решил войти в духовное царство, обнаружит,
что против него ополчились все силы и страсти невозрожденной природы,
поддерживаемые царством тьмы. Каждый день он должен заново посвящать себя
Богу и сражаться со злом. Старые привычки, унаследованные пороки будут
стремиться овладеть его сердцем, но он должен стоять на страже, одерживая
победу силой Христа. «Итак
умертвите земные члены ваши... — писал Павел колоссянам, — в которых и вы
некогда обращались... теперь отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие,
сквернословие уст ваших... облекитесь, как избранные Божий, святые и
возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость,
долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет
жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в
любовь, которая есть совокупность совершенства; и да владычествует в сердцах
ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле; и будьте дружелюбны». В Послании к
Колоссянам содержится много очень ценных уроков для всех, участвующих в
служении Христу, — уроков, раскрывающих целеустремленность и благородство,
которые проявляются в жизни человека, правильно представляющего Спасителя.
Отказываясь от всего, что мешает ему совершенствоваться или соблазняет
ближнего, уводя его с узкого пути, верующий будет проявлять в повседневной
жизни милосердие, доброту, смирение, кротость, великодушие и любовь Христа. Чтобы жить
более возвышенной, чистой и благородной жизнью, нам крайне необходима сила.
Мы слишком много думаем о мирском и так мало — о Царстве Небесном. Стремясь
достичь Божественного идеала, христианин не должен отчаиваться. Всем обещано
духовно-нравственное совершенство благодаря силе и благодати Христа. Иисус —
источник жизненной силы. Он открывает нам Свое Слово, и наши души, пораженные
грехом, узнают целительную силу дерева жизни. Он ведет нас к престолу Божьему
и вкладывает в наши уста молитву, с помощью которой мы устанавливаем с Ним
тесную связь. Ради нас Он приводит в действие всемогущие небесные силы. На
каждом шагу мы ощущаем Его жизнетворную энергию. Бог не
устанавливает предела совершенства для тех, кто желает исполниться «познанием
воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном». Молитвой,
бодрствованием, возрастанием в познании и разумении они должны укрепляться
«всякою силою по могуществу славы Его». Таким образом они приготовляются к
тому, чтобы трудиться для других. Спаситель хочет, чтобы люди, очистившись и
освятившись, стали Его помощниками. За это великое преимущество воздадим
благодарность призвавшему нас «к участию в наследии святых во свете»,
избавившему «нас от власти тьмы» и введшему «в Царство возлюбленного Сына
Своего». Послание к
Филиппийцам, как и Послание к Колоссянам, было написано Павлом в римской
тюрьме. Филиппийская церковь послала Павлу дары через Епафродита, которого
Павел называет «братом и сотрудником и сподвижником» своим, а также
посланником Филиппийской церкви и служителем в своей нужде. Находясь в Риме,
Епафродит заболел и был близок к смерти. «Но Бог помиловал его, — писал
Павел, — и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к
печали». Услышав о болезни Епафродита, верующие в Филиппах сильно
встревожились, и он решил вернуться к ним. «Он сильно желал видеть всех вас,
— писал Павел, — и тяжко скорбел о том, что до вас дошел слух о его
болезни... Посему я скорее послал его, чтобы вы, увидев его снова,
возрадовались, и я был менее печален. Примите же его в Господе со всякою
радостью, и таких имейте в уважении, ибо он за дело Христово был близок к
смерти, подвергая опасности жизнь, дабы восполнить недостаток ваших услуг
мне». С
Епафродитом Павел послал верующим в Филиппах письмо, благодаря их за
присланные дары. Из всех церквей Филиппийская церковь оказалась наиболее
щедрой, заботясь о нуждах Павла. «Вы знаете, Филиппийцы, — писал апостол, —
что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не
оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних; вы и в
Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду. Говорю это не потому,
чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу. Я получил
все и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как
благовонное курение, жертву приятную, благо-угодную Богу»: «Благодать
вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарю Бога моего
при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас
принося с радостью молитву (мою), за ваше участие в благовествовании от
первого дня даже доныне, будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело
будет совершать (его) даже до дня Иисуса Христа, как и должно мне
помышлять о всех вас, потому что я имею вас в сердце в узах моих, при
защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в
благодати. Бог — свидетель, что я люблю всех вас... и молюсь о том, чтобы
любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы,
познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены
плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию». Благодать
Божья поддерживала Павла в тюрьме, помогая ему радоваться в скорбях. С верой,
без тени сомнения, он написал своим филиппинским братьям о том, что его пребывание
в темнице содействовало распространению Евангелия. «Желаю, братия, чтобы вы
знали, — писал он, — что обстоятельства мои послужили к большему успеху
благовествования, так что узы мои о Христе сделались известными всей претории
и всем прочим, и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими,
начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие». Этот опыт
Павла весьма поучителен, ибо здесь мы видим, как действует Бог, убеждаясь,
что мнимое поражение и крушение планов Господь может обратить в победу. Мы
подвержены опасности забыть о Боге, замечать только очевидное, вместо того
чтобы глазами веры взирать на невидимое. Когда нас постигает бедствие или
неудача, мы готовы обвинять Бога в равнодушии или жестокости. Если Он считает
нужным положить конец нашим трудам на каком-либо поприще, мы огорчаемся, не
утруждая себя мыслью о том, что, может быть, таким образом Бог действует нам
во благо. Нам нужно усвоить, что наказание — часть Его великого замысла и что
в горниле страданий христианин порой может сделать для Господа больше, чем
участвуя в активном служении. Павел
указывал филиппийцам на Христа как на совершенный пример духовной жизни.
«Он, будучи образом Божиим, — писал Павел, — не почитал хищением быть равным
Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным
человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до
смерти, и смерти крестной». «Итак,
возлюбленные мои, — продолжал он, — как вы всегда были послушны, не только в
присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом
и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и
хотение и действие по Своему благоволению. Все делайте без ропота и
сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими
непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как
светила в мире, содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не
тщетно подвизался и не тщетно трудился». Эти слова
предназначены для поддержки всех, кто старается достичь внутренней чистоты.
Павел описывает идеал совершенства и указывает пути его достижения.
Совершайте свое спасение, говорит он, потому что Бог действует в вас. Спасение
достигается путем сотрудничества, взаимных действий. Между Богом и кающимся
грешником должно быть сотрудничество. Это необходимо для выработки правильных
принципов. Человек должен всеми силами стараться преодолеть то, что мешает
ему достигать совершенства, но успех целиком и полностью зависит от Бога.
Одних человеческих усилий недостаточно. Без помощи свыше они ничего не
дадут. Бог действует, и человек действует. Человек должен сопротивляться
искушению, но черпать для этого силу следует у Бога. С одной стороны, имеется
бесконечная мудрость, сострадание и сила; с другой — слабость, греховность и
абсолютная беспомощность. Бог желает,
чтобы мы владели собой. Но Он не может помочь нам без нашего согласия и
сотрудничества. Дух Божий действует с помощью сил и способностей, данных
человеку. Сами по себе мы не можем согласовать свои планы, желания и
наклонности с волей Божьей; но если мы желаем вверить себя Спасителю, то с
Его помощью «ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против
познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2 Кор.
10:4, 5). Тот, кто
хочет развить сильный, гармоничный характер, кто хочет быть уравновешенным
христианином, должен все отдать Христу и все делать для Него, ибо Спаситель
не примет половинчатого служения. Такой человек каждый день должен
совершенствовать свое понятие о самоотдаче. Он должен постигать Слово Божье,
узнавать его подлинный смысл и повиноваться его повелениям. Только так он
сможет достичь христианского совершенства. Изо дня в день Бог трудится,
совершенствуя его характер, которому предстоит выдержать последнее испытание.
И изо дня в день верующий проводит грандиозный эксперимент, показывая и
людям, и ангелам, что Евангелие может сделать с падшим существом. «Я не
почитаю себя достигшим, — писал Павел, — а только, забывая заднее и
простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во
Христе Иисусе». Павел сделал
многое. С тех пор, как он отдал себя Христу, вся его жизнь была неустанным
служением. Он странствовал из города в город, из страны в страну, рассказывая
о кресте, открывая людям Евангелие и создавая церкви. Об этих церквах он
постоянно заботился и написал им много назидательных писем. Иногда он
занимался ремеслом, чтобы заработать на хлеб насущный. Но при всей своей
занятости Павел никогда не терял из виду одну великую цель — стремиться к
почести вышнего звания. Об одном он никогда не забывал: быть верным Тому, Кто
открылся ему у ворот Дамаска. Ничто не могло заслонить для него эту цель.
Возвеличить Голгофский крест — вот чем были проникнуты все его слова и
поступки. Великая
цель, которая побуждала Павла устремляться вперед, невзирая на трудности и
лишения, должна вдохновить каждого христианского работника на то, чтобы
полностью посвятить себя служению Богу. Светские развлечения будут
представлены ему в самом привлекательном виде, чтобы отвлечь его внимание от
Спасителя, но он должен устремляться к цели, показывая миру, ангелам и
людям, что блаженная надежда лицезреть Господа достойна любых усилий и любых
жертв. Оказавшись в
узах, Павел не впал в уныние. Напротив, в его посланиях, написанных из
римской тюрьмы, звучат победные ноты. «Радуйтесь всегда в Господе, — писал он
филиппийцам, — и еще говорю: радуйтесь... Не заботьтесь ни о чем, но всегда в
молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, — и
мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления
ваши во Христе Иисусе. Наконец, братия (мои), что только истинно, что честно,
что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только
добродетель и похвала, о том помышляйте... Бог мой да
восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом...
Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами». |