Глава 41«ТЫ НЕ МНОГО НЕ УБЕЖДАЕШЬ МЕНЯ» Эта глава основана на Книге
Деяния Апостолов 25:13—27; 26. |
Павел потребовал суда
кесарева, и Фесту не оставалось ничего другого, как отправить его в Рим. Но
прошло некоторое время, прежде чем был найден подходящий корабль, поскольку
вместе с Павлом предстояло отправиться другим узникам, а рассмотрение их дел
затянулось. Это дало возможность Павлу изложить начальствующим мужам в
Кесарии основания своей веры. Его собеседником был даже царь Агриппа II, последний
из династии Иродов. «Через
несколько дней царь Агриппа и Вереника прибыли в Кесарию поздравить Феста. И
как они провели там много дней, то Фест предложил царю дело Павлове, говоря: здесь
есть человек, оставленный Феликсом в узах, на которого, в бытность мою в
Иерусалиме, с жалобою явились первосвященники и старейшины Иудейские,
требуя осуждения его». Он описал обстоятельства, вынудившие узника
потребовать суда кесаря; рассказал о последнем судебном разбирательстве дела
Павла, на котором он председательствовал, и сказал, что иудеи не выдвинули
против Павла ни одного из обвинений, которые он ожидал, но «они имели
некоторые споры с ним об их Богопочитании и о каком-то Иисусе умершем, о
Котором Павел утверждал, что Он жив». Когда Фест
поведал все это, Агриппа заинтересовался и сказал: «Хотел бы и я послушать этого
человека». По его желанию встреча была устроена на следующий день. «На другой
день, когда Агриппа и Вереника пришли с великою пышностью и вошли в судебную
палату с тысяченачальниками и знатнейшими гражданами, по приказанию Феста
приведен был Павел». Чтобы
почтить своих гостей, Фест постарался с пышностью обставить эту церемонию.
Богатые одежды прокуратора и его гостей, мечи воинов и сверкающие доспехи
полководцев придавали великолепие зрелищу. И вот Павел,
по-прежнему скованный цепями, предстал перед собравшимися. Какой разительный
контраст! Агриппа и Вереника обладали властью и положением и потому
пользовались расположением этого мира. Но они были лишены тех качеств,
которые ценит Бог. Они нарушали Его Закон и попирали нравственность. Небу
были отвратительны их помыслы и поступки. Престарелый
узник, прикованный цепью к стражнику, своим внешним видом не вызывал
восхищения у мира сего. Но в этом человеке, лишенном богатства, положения,
друзей, содержавшемся в темнице за веру в Сына Божьего, было заинтересовано
все Небо. Его сопровождали ангелы. Если бы слава одного из этих сверкающих
вестников воссияла в этом зале, поблекли бы царское великолепие и гордость;
царь и придворные пали бы на землю, как некогда римские воины, сторожившие
гробницу Христа. Сам Фест
представил Павла собранию следующим образом: «Царь Агриппа и все
присутствующие с нами мужи! вы видите того, против которого все множество
Иудеев приступали ко мне в Иерусалиме и здесь и кричали, что ему не должно
более жить; но я нашел, что он не сделал ничего достойного смерти, и как он
сам потребовал суда у Августа, то я решился послать его к нему; я не
имею ничего верного написать о нем государю; посему привел его пред вас и
особенно пред тебя, царь Агриппа, дабы, по рассмотрении, было мне что
написать; ибо мне кажется, нерассудительно послать узника и не показать
обвинений на него». После этого
царь Агриппа позволил Павлу говорить. Апостола не смутили внешний блеск и
знатное происхождение его слушателей, ибо он знал, что земное богатство и
положение ничтожны. Сила и великолепие мира ни на мгновение не могли
поколебать его мужества или лишить самообладания. «Царь
Агриппа! — начал Павел. — Почитаю себя счастливым, что сегодня могу защищаться
пред тобою во всем, в чем обвиняют меня Иудеи, тем более, что ты знаешь все
обычаи и спорные мнения Иудеев. Посему прошу тебя выслушать меня
великодушно». Павел
рассказал историю своего обращения, рассказал, как он пришел от упорного
неверия к вере в Иисуса из Назарета — Спасителя мира. Он описал небесное
видение, которое сначала наполнило его неописуемым страхом, но впоследствии
оказалось источником величайшего утешения. Это было откровение славы Божьей,
и он увидел на небесном престоле Того, Кого ненавидел и презирал. Чьих
последователей он хотел уничтожить. С того момента Павел стал новым
человеком — искренним и пылким верующим в Иисуса. Таким его сделала
преобразующая благодать и милость Божья. Ясно и
убедительно Павел изложил Агриппе основные события, связанные с жизнью Христа
на земле. Он засвидетельствовал, что Мессия, описанный в пророчествах, уже
явился в лице Иисуса из Назарета. Он объяснил пророчества Ветхого Завета о
рождении Мессии среди людей и показал, как в жизни Иисуса исполнились во всех
подробностях предсказания Моисея и пророков. Чтобы искупить заблудший мир.
Сын Божий претерпел посрамление и крестную муку и, став победителем над
смертью и могилой, вознесся на небо. Почему,
рассуждал Павел, вам кажется невероятным, что Христос воскрес из мертвых?
Когда-то и ему это казалось странным, но как он мог не верить собственным
глазам и ушам? У ворот Дамаска он воистину видел распятого и воскресшего
Христа — Того Самого, Который ходил по улицам Иерусалима, умер на Голгофе,
сокрушил узы смерти и вознесся на небо. Он видел его и разговаривал с Ним
точно так же, как Кифа, Иаков, Иоанн и другие ученики. Голос повелел ему
проповедовать Благую весть о воскресшем Спасителе, и как он мог
воспротивиться этому голосу? В Дамаске, Иерусалиме, по всей Иудее и в
отдаленных областях он нес свидетельство о распятом Иисусе, чтобы люди
«покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния. За это, —
сказал апостол, — схватили меня Иудеи в храме и покушались растерзать. Но,
получив помощь от Бога, я до сего дня стою, свидетельствуя малому и великому,
ничего не говоря, кроме того, о чем пророки и Моисей говорили, что это будет,
то есть, что Христос имел пострадать и, восстав первый из мертвых,
возвестить свет народу (Иудейскому) и язычникам». Все собравшиеся,
как завороженные, слушали рассказ Павла о чудесных событиях, происшедших с
ним. Апостол говорил о том, что было ему очень близко. Никто из слышавших
его не сомневался в его искренности. Речь его звучала в высшей степени
убедительно и красноречиво, и тут Фест прервал его выкриком: «Безумствуешь
ты, Павел! большая ученость доводит тебя до сумасшествия». Апостол
ответил: «Нет, достопочтенный Фест, я не безумствую, но говорю слова
истины и здравого смысла: ибо знает об этом царь, пред которым и говорю смело;
я отнюдь не верю, чтобы от него было что-нибудь из сего скрыто, ибо это не в
углу происходило». Затем, повернувшись к Агриппе, он обратился
непосредственно к нему: «Веришь ли, царь Агриппа, пророкам? знаю, что
веришь». Глубоко
взволнованный Агриппа на какое-то мгновение забыл об окружающей обстановке и
о своем величии. Он был сосредоточен на истинах, которые только что услышал;
он видел перед собой лишь смиренного узника — посланника Божьего и
непроизвольно вымолвил: «Ты не много не убеждаешь меня сделаться
Христианином». Апостол
серьезно ответил: «Молил бы я Бога, чтобы мало ли, много ли, не только ты, но
и все, слушающие меня сегодня, сделались такими, как я». И подняв свои руки
в кандалах, он добавил: «Кроме этих уз». Если
говорить по справедливости, то эти оковы следовало бы надеть не на апостола,
а на Феста, Агриппу и Веренику. Все они были виновны в тяжких злодеяниях.
Этим преступникам в тот день было предложено спасение во имя Христа. По
крайней мере, один из них был близок к тому, чтобы принять благодать и
прощение, но Агриппа отказался от предложенной милости и не пожелал принять
крест распятого Спасителя. Любопытство
царя было удовлетворено и, поднявшись, он дал знать, что беседа закончена.
Когда собрание было распущено, они рассуждали друг с другом, говоря: «этот
человек ничего достойного смерти или уз не делает». Хотя Агриппа
был иудеем, он не разделял фанатичное усердие и слепую предубежденность
фарисеев. «Можно было бы освободить этого человека, — сказал он Фесту, — если
бы он не потребовал суда кесаря». Но дело было передано в высший суд, и
теперь ни Фест, ни Агриппа не могли что-либо предпринять. |